Содержание
«Военная Литература»
Исследования

Примечания

{1} См., например: Minear L., Van Baarda Т., Sommers M. NATO and Humanitarian Action in the Kosovo Crisis. — Providence, 2000. — P. 68–69; The Kosovo Refugee Crisis. An Independent Evaluation of UNHCR's Emergency Preparedness and Response. — Geneva, 2000. — P. 112.
{2} См.: Feinberg R.E. The Intemperate Zone. The Third World Challenge to U.S. Foreign Policy. — N.Y., 1983. — P. 15.
{3} США и региональные конфликты. 1980-е гг. / Под ред. В.А. Кременюка, А.В. Фролова и др.; отв. ред. В.А. Кременюк. — М., 1990. — С. 8.
{4} Примером может служить понятие «крупный вооруженный конфликт», предложенное экспертами Стокгольмского международного института по изучению проблем мира (СИПРИ), или выдвинутое в рамках американской военной доктрины понятие конфликта «средней интенсивности».
{5} Крылатых ракет «Томагавк», зенитных ракетных комплексов «Пэтриот», космических средств разведки и навигации и т. п.
{6} Aspin L The Bottom-Up Review. Forces for a New Era. — Wash. 1993 — P.I.
{7} Ibid. — P. 5.
{8} Ibid.
{9} The Military Balance. 1999–2000. — L., 1999. — P. 132–133, 139, 193.
{10} Boutros-Gali B. Supplement to an Agenda for Peace. Position Paper of the Secretary-General on the Occasion of the 50th Anniversary of the UN. 3 Jan. 1995. — N.Y., 1995. — Part II. — Par. 11.
{11} SIPRI Yearbook 1995. — Oxford, 1995. — P. 1.
{12} Wallensteen P., Sollenberg M. Armed Conflict and Regional Conflict Complexes. 1989–1997 // Journal of Peace Research. — 1998. — Sept. — V. 35. №5. — P. 621–634.
{13} King Ch. Ending Civil Wars. — L., 1996. — P. 17.
{14} Подробнее см.: US Intervention Policy for the Post-Cold War World. New Challenges and Responses / Ed. by Kanter A., Brooks L.F. — L., 1994; Wallensteen P., Sollenberg M. After the Cold War. Emerging Patterns of Armed Conflict. 1989–1994 // Journal of Peace Research. — 1995. — V. 32, — № 3. — P. 345–360; The International Dimensions of Internal Conflicts / Ed. by Brown M.E. — Cambridge (Mass.), 1996; Евстафьев Д. Ограниченные вооруженные конфликты и проблемы безопасности России. — М., 1996. — С. 5, 8–13.
{15} Grant Т.A. The Protraction of Internal Wars // Small Wars and Insurgencies. — 1992. — V. 3. — № 3. — P. 241–256; Collier P., Hoeffler A., Soderbom M. On the Duration of Civil War. — Wash., 1999. — P. 2; etc.
{16} Collier P., Hoeffler A., Soderbom M. Op. cit. — P. 16.
{17} Подробнее см:. Van Creveld M. The Transformation of Warfare. — N.Y., 1991. — P. 20–25; Stephens A. The Transformation of Low-Intensity Conflict // Small Wars and Insurgencies. — 1994. — Autumn. — V. 5. — № 2. — P. 143–161; Meti S. A Wake for Clausewitz. Toward a Philosophy of 21st Century Warfare // Parametres. — 1994/95. — Winter. — V. XXIV. — № 4. — P. 126–132; Евстафьев Д. УК. соч. — С. 2–4.
{18} SIPRI Yearbook 1996. — P. 17.
{19} Ежегодник СИПРИ 1998. — M., 1999. — С. 40.
{20} Там же. С. 39.
{21} SIPRI Yearbook 1995. — P. 24.
{22} Ежегодник СИПРИ 1998. — С. 38.
{23} Подсчитано экспертами американского исследовательского проекта «Меньшинства под угрозой» Мэрилендского университета. См.: Gurr T.R. Ethnic Warfare on the Wane // Foreign Affairs. — 2000. — May/June. — V. 79. — № 3. — P. 53.
{24} В частности, в 1990 — 1998 гг. была существенно ослаблена дискриминация около 100 этнополитических групп в разных странах мира — в основном за счет дополнительных гарантий их прав со стороны правительств. Ibid. — Р. 54.
{25} Albright M. Use of Force in Post-Cold War World // U.S. Dep. of State Dispatch. — 1993. — 27 Sept. — V. 4. — № 39.
{26} Long War, Short Peace: The Rise and Decline of Ethnopolitical Conflict at the End of the Cold War // People Versus States. US Institute of Peace. May 1999 Revision. — Ch. 2. — P. 10 — Table 8. (http:// www.bsos.umd.edu/cidcm/mar/pvschap2.zip); см. также: Gurr T.R. Op. cit. — Ibid.
{27} Gurr Т.К., Marshall M. G. Assessing Risks of Future Ethnic Wars // Peoples Versus States. — Ch. 7. — P. 16. См. также Tables 29–34. — P. 18–29. (http://www.bsos.umd.edu/cidm/mar/pvchap7.zip)
{28} Этнополитическая группа определяется экспертами проекта «Меньшинства под угрозой» как группа, этническая принадлежность которой имеет ярко выраженные политические последствия и выражается либо в дифференциальном отношении к членам группы со стороны государства, либо в политических действиях членов группы в защиту групповых интересов. The Ethnic Basis of Political Action in the 1980s and 1990s // People Versus States. — Ch. 1. — P. 3 (http://www.bsos.umd.edu/cidcm/mar/pvschapl.zip).
{29} Gurr T.R., Marshall M. G. Assessing Risks of Future Ethnic Wars // Peoples Versus States. — Ch. 7. — P. 16; P. 18–29 — Tables 29–34. (http://www.bsos.umd.edu/cidcm/mar/pvchap7.zip).
{30} SIPRI Yearbook 1996. — P. 15; Ежегодник СИПРИ 1998. — С. 42. Сноска 4.
{31} Например, в результате деятельности Освободительной армии Косово или чеченских полевых командиров.
{32} Vayrynen R. The Age of Humanitarian Emergencies. United Nations University / World Institute for Development Economic Research (UNU/WIDER) «Research for Action» Paper No. 25. — Helsinki, 1996. См. также: Nafiiger E.W. The Economics of Complex Humanitarian Emergencies: Preliminary Approaches and Findings. UNU/WIDER Research Paper. — Helsinki, 1996.
{33} Refugees and Asylum Seekers Worldwide. USCR Worldwide Refugee Information. — 1999. — Table 3.
{34} Подсчитано на основе данных американского Комитета по беженцам: Principal Sources of Internally Displaced Persons. USCR Worldwide Refugee Information. — 1999. — Table 5.
{35} В соответствии с положениями международного гуманитарного права, в частности Протокола II (1977 г.) к Женевским конвенциям 1949 г., который посвящен защите жертв внутренних конфликтов, Международный комитет Красного Креста имеет право выступать с инициативой оказания помощи внутренне перемещенным лицам, однако государства не обязаны прибегать к его услугам.
{36} Подробнее об этом см.: Cohen R., Deng P.M. Masses in Flight: The Global Crisis of Internal Displacement. — Wash., 1998.
{37} Подробнее см., например: Sassen S. Losing Control? Sovereignty in an Age of Globalization. — N.Y., 1996; Between Sovereignty and Global Governance: The UN, the State and Civil Society / Ed. by A. Paolini, A. Jarvis, C. Reus-Smit. — N.Y., etc., 1998.
{38} США и региональные конфликты. — С. 10.
{39} Принципы участия вооруженных сил США в «конфликтах низкой интенсивности» были сформулированы в целом ряде документов военного ведомства США, в том числе полевых уставах (см.: Low-Intensity Conflict. Field Manual № 100–20 (FM 100–20). U.S. Dep. of the Army. — Wash., 1981; Low-Intensity Conflict. Field Circular № 100–20 (FC 100–20). — Ft. Leavenworth (Kans.), 1986; etc.); в Пентагоне был создан пост специального помощника по «конфликтам низкой интенсивности»; соответствующее подразделение также было организовано в составе аппарата Совета национальной безопасности.
{40} В специальной литературе встречаются также термины «нетрадиционные операции», «стабилизационные операции», «операции мирного времени» и даже «военные операции невоенного типа».
{41} Peace Operations. FM 100–23. U.S. Dep. of the Army. — Wash., 1994 (далее FM 100–23); Joint Doctrine for Military Operations Other Than War. Joint Pub. 3–07. Joint Chiefs of Staff. — Wash.: 1995 (далее — Joint Pub. 3–07); etc.
{42} К операциям невоенного типа иногда также относят операции по борьбе с распространением оружия массового уничтожения, по контролю над вооружениями (инспекции) и межвоенные контакты. Подробнее см., например Types of Military Operations Other Than War // Joint Pub. 3–0. — P. III-l — 111–15; Bonn K.E., Baker A.E. Guide to Military Operations Other Than War. Tactics, Techniques and Procedures for Stability and Support Operations, Domestic and International. — Mechanicsburg (Penn.), 2000. — P. 13–17.
{43} Joint Pub. 3–07. — P. 1-II, II-l.
{44} Ibid. — P. II-2.
{45} FM 100–23. — P. 18; Joint Pub, 3–07. — P. II-5.
{46} Joint Pub. 3–07. — P. II-4; FM 100–23. — P. 17.
{47} FM 100–23. — P. 17; Joint Pub. 3–07. — P. II-4.
{48} Joint Pub. 3–07. — P. 1–7,11–4; FM 100–23. — P. 18.
{49} Strategic Defence Review. White Paper presented to Parliament by the Secretary of State for Defence (George Robertson) by Command of Her Majesty. July 1998. — L., 1998. — Introduction. — Para. 6 (далее везде — Strategic Defence Review).
{50} Если в региональных конфликтах послевоенного периода применялись лишь отдельные образцы нового оружия, то в 1991 г. в Персидском заливе впервые имело место массовое использование ультрасовременных видов вооружения — крылатых ракет «Томагавк», зенитных ракетных комплексов «Пэтриот», космических средств разведки и навигации и т. д.
{51} Антииракская коалиция понесла минимальные потери в живой силе в ходе военных действий: 146 военнослужащих убитыми и 467 ранеными из них 37 человек были убиты и 72 ранены вооруженными силами самих союзников. В то же время Ирак понес огромные потери как среди военнослужащих (до 200 тыс. человек), так и среди гражданского населения (непосредственно в результате бомбардировок — более 50 тыс., а всего в результате ущерба, нанесенного военными действиями и санкциями экономике страны к маю 1992 г., — около 150 тыс. человек). См:. Clark R. The Fire This Time. Report of the Commission of Inquiry for the International War Crimes Tribunal Report. — N.Y., 1992: — P. 38–39.
{52} См., например: Joint Pub. 3–07. — P. 1–7.
{53} Предполагалось, что в каждом «крупном региональном конфликте» боевой потенциал «регионального агрессора» составит 400–750 тыс. солдат, 2–4 тыс. танков и т. п. Aspin L. The Bottom-Up Review. Forces for a New Era. — Wash., 1993. — P. 5.
{54} Ibid. P. 1.
{55} Ibid. P. 13.
{56} См., например: Clinton W.J. A National Security Strategy of Engagement and Enlargement. — Wash., 1995 — P. 1, 8; Shalikashvili J.M. National Military Strategy of the United States. A Strategy of Flexible and Selective Engagement. — Wash., 1995. — P. 6–7, 17; Cohen W.S. Report of the Quadrennial Defense Review. — Wash., 1997. (http://www.defenselink.mi1/pubs/qdr/sec.3.html).
{57} Cohen W.S. Op. cit. — ibid.
{58} См., например: Transforming Defense, National Security in the 21st Century. Report of the National Defense Panel. — Wash., 1997. — P. ii, 23.
{59} См., например: Record J. The Creeping Irrelevance of U.S. Force Planning. — Carlisle Barracks (Penn.), 1998. — P. 19–20.
{60} Strategic Defence Review. — Para. 89.
{61} Livre Blanc Sur la Defense 1994. — Paris, 1994. — P. 91–92.
{62} Bundesverfassungsgericht. 2BvE 3/92, 2BvE 5/93, 2BvE 7/93, 2BvE 8/93. 12 Juli 1994.
{63} Подробнее см.: WeiBbuch 1994. Bundesministerium der Verteidigung. — Bonn, 1994.
{64} Untersheher L. Europe's Armed Forces at the Millenium. Commonwealth Institute Briefing Report № 11 — Cambridge (Mass.), 1999. — Para. 1.1.2, 2.1.2, 3.1.2. (http://www.comw.org/pda/99leur.html).
{65} Konzeptionelle Leitlinie zur Weiterentwicklung der Bundeswehr. Bundesministerium der Verteidigung — Bonn, 1994.
{66} Цит. по: Eighth Report/Defence Committee, House of Commons. Session 1997–98. — Para. 202.
{67} Strategic Defence Review. — Para. 78.
{68} Eighth Report. Defence Committee, House of Commons. Session 1997–98. — Para. 202–203.
{69} Kosovo: Lessons from the Crisis. Presented to Parliament by the Secretary of State for Defence by Command of Her Majesty. — L., 2000. — Para. 6.38.
{70} Joint Pub. 3–0. — P. IV-13.
{71} The Alliance's Strategic Concept. Approved by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Washington D.C. on 23d and 24th April 1999. Press Release NAC-S(99)65. — 1999. — 24 Apr. — Para. 29.
{72} Ibid. — Para. 54.
{73} Cohen W.S. Report of the Quadrennial Defense Review. — Wash., 1997. (http://www.defenselink.mil/pubs/qdr/msg.html).
{74} Joint Pub. 3–0. — P. IV-12 — IV-13.
{75} Eighth Report. Defence Committee, House of Commons. Session 1997–98. — Para. 202.
{76} Характерно, что на фоне значительного сокращения численности вооруженных сил численность жандармского корпуса во Франции, на 85% формируемого на профессиональной основе, не только не уменьшилась, а увеличилась с 89,5 тыс. человеке 1985 г. до 93,4 тыс. человеке 1998 г. и продолжает расти. См.: Untersheher L. Op. cit. — Para. 1.1.2.
{77} В США, например, в последние десятилетия XX в. роль гражданского аппарата Министерства обороны постепенно, но неуклонно падала за счет расширения прерогатив Объединенного комитета начальников штабов и региональных военных командований. См., например: Kaplan R.D. Fort Leavenworth and the Eclipse of Nationhood // The Atlantic Monthly. — 1996. — Sept. — V. 278.№ 3. — P. 74–90.
{78} Boutros Gali В. An Agenda for Peace. Preventive Diplomacy, Peacemaking and Peacekeeping. — N.Y., 1992.
{79} The United Nations and the Situation in the Former Yugoslavia. — N.Y., 1994. P. 12.
{80} Resolution 776 on the situation in Bosnia and Herzegovina. Adopted by the Security Council at its 3114th meeting, on 14 Sept. 1992. UN Doc. S/RES/776 (1992).
{81} UN Peacekeeping Notes Update. — N.Y., 1994. — P. 55.
{82} Самая первая атака авиации НАТО в Боснии была осуществлена еще 28 февраля 1994 г., когда над г. Банья-Лука было сбито 4 сербских самолета.
{83} СБР состояли из армейских подразделений Великобритании, Франции, Нидерландов и вспомогательных частей ФРГ.
{84} Выдержки из текста «Меморандума о взаимопонимании между главнокомандующим ОВС НАТО в Южной Европе и командующим сил ООН по охране в бывшей Югославии» см.: Красная звезда. — 1995. — 15 сент.
{85} General Framework Agreement for Peace in Bosnia and Herzegovina. Wright-Patterson Air Force Base. Dayton (Ohio). 21 Nov. 1995. — Wash., 1995.
{86} NATO Military Planning for Peace Support Operations. MC 327. — Brussels, 1993. — Para. 20.
{87} NATO Directive on CIMIC. MC 411. — Brussels, Aug. 1997. — Para. 9. (далее везде — MC 411).
{88} MC 411. — Para. 1.
{89} Ibid.
{90} Interagency Coordination during Joint Operations. Joint Pub 3–08. Joint Chiefs of Staff, 9 Oct. 1996. — Wash., 1996. — V. I. — P. 111–16.
{91} Joint Doctrine for Military Operations Other Than War. Joint Pub. 3–07. Joint Chiefs of Staff, 16 June 1995. — Wash., 1995. — P. IV-7.
{92} Подробнее см.: Phillips W.R. Civil-Military Cooperation: Vital to Peace Implementation in Bosnia // NATO Review. — 1998. — Spring. — V. 46. — № 1. — P. 22–25.
{93} Весь персонал по гражданским делам Корпуса морской пехоты США, насчитывающий около 250 человек (2 группы), находится в резерве.
{94} Подробнее см. Multiple CIMIC Doctrines // US Dep. of Defense Command and Control Research Program (CCRP) Bosnia C4ISR Project Progress Report. — № 2. (http://www.dodccrp.org/pai2–26.htm).
{95} В соответствии с директивой Военного комитета НАТО № 411 ЦВГС многонациональных дивизий входили в состав единой Многонациональной оперативно-тактической группы по военно-гражданскому сотрудничеству.
{96} Van de Poele P. A Velika Operation // SFOR Informer. — 1999. — 13 Oct. — №72.
{97} Van Eekelen W. Military Support for Civilian Operations in the Context of Peacekeeping Missions. Report of the Subcomm. on Civilian Security and Cooperation. Civilian Aff. Comm. NATO Parliamentary Assembly. — Brussels, Nov. 1998. — Para. 15.
{98} The Civil Affairs Group — A Paper by Chief of Staff HQ Land Command. — Wiltshire, 1996.
{99} Только внесение этих условий в текст Дейтонского соглашения сделало возможным его одобрение американским сенатом, контролируемым республиканцами, и обеспечило ему поддержку со стороны военного руководства США. Excerpts from Senate Debate on Sending U.S. Troops to Bosnia // The New York Times. — 1995. — 14 Dec.
{100} Bosnia Peace Operation. Progress Toward the Dayton Agreement's Goals. May 1997. — Wash., 1997. — P. 3.
{101} Zandee D. Civil-Military Interaction in Peace Operations // NATO Review. — 1998. — Spring. — V. 47. — № 1. — P. 10–13.
{102} Bosnia Peace Operation. — P. 4. Однако даже этот успех носил относительный характер (так, только обезвреживание 3–5 млн. мин, находящихся на боснийской территории, может занять более тридцати лет), не говоря уже о более претенциозных проектах типа создания объединенной мусульмано-хорватской армии.
{103} Resolution 1088 on the situation in Bosnia and Herzegovina. Adopted by the Security Council at its 3723d meeting, on 12 Dec. 1996. UN Doc. S/RES/1088(1996).
{104} Подробнее см.: Bosnia and Herzegovina. Facts and Figures. NATO Fact Sheet. — 2000. — 29 Nov.
{105} Bergner G. A Presentation of CIMIC // Ibid. — 1998. — 11 March. — № 31.
{106} IFOR's Contribution to Rebuilding Bosnia // NATO Review. — 1996. — Sept. — V. 44. — № 5. — P. 23.
{107} Ibid. См. также: Paulsen 0. VRS Army Guards SFOR // SFOR Informer. — 1999. — 15 Sept. — № 70.
{108} Baylet Ya. Kresevo School Project // Ibid. — 1998. — 7 Oct. — № 46.
{109} Paulsen О. Sheep Farmer Receives SFOR Help // Ibid. — 1998. — 9 Dec. — № 50.
{110} Vale H. The Italian CIMIC Unit // Ibid. — 1999. — 9 Dec. — № 76.
{111} Международные организации в Боснии неоднократно обращались к Силам стабилизации НАТО с призывом усилить поддержку гражданского сектора в этой области. См., например: Declaration of the Peace Implementation Council, 23–24 May 2000. — Brussels, 2000.
{112}Поданным переписи 1991 г., оно составляло 4364 млн. человек. См.: The World Fact Book. — Wash., 1992. — P. 43.
{113} Bosnia Peace Operation. — P. 5; Conclusions of the London Peace Implementation Conference, 4–5 Dec. 1996. — L., 1996. — P. 1, etc.
{114} Абсолютное большинство из 296 тыс. беженцев, вернувшихся на территорию Мусульмано-хорватской федерации в 1996–1998 гг. (из них 105 тыс. — только в 1998 г.), возвратилась в те районы, где их этническая группа составляла большинство. За этот же период в Республику Сербскую вернулось около 20,5 тыс. беженцев, из которых 18,7 тыс. составляли сербы (Bosnia and Herzegovina. USCR Country Report, 1999).
{115} Bosnia and Herzegovina. Facts and Figures. NATO Fact Sheet. — 2000. — 29 Nov.
{116} Presentation by Lt Col Edgar Seely, SFOR Civil-Military Task Force liaison officer to the Office of the High Representative // Transcript of SFOR Joint Press Conf. — 1999. — 8 Apr.
{117} Lessons Learned in Peacekeeping Operation. NATO Ad Hoc Group on Cooperation in Peacekeeping. — 1997. — Nov. — Para. 22.
{118} MC 411. — Para.4–6.
{119} Среди студентов и преподавателей школы НАТО в Обераммергау — сотрудники МККК и УВКБ ООН; лекции читают также представители ведущих международных средств массовой информации — Рейтере, Би-би-си, Си-эн-эн, «Нью-Йорк таймc» и т. п.
{120} NATO Civil-Military Cooperation (CIMIC) Doctrine. Allied Joint Publication 09. (AJP-09). Draft. To be published in 2000. — P. 3. — Para. 0102. (далее везде — AJP — 09).
{121} AJP-09. — P. 11. — Para. 0209.
{122} The Alliance's Strategic Concept. Approved by the Heads of State and Government participating in the meeting of the North Atlantic Council in Washington D.C. on 23d and 24th April 1999. Press Release NAC-S(99)65. 24 Apr. 1999. — Para. 60.
{123} Подробнее см.: Степанова Е.А. Политика США в отношении косовского конфликта // Косово: международные аспекты кризиса. — М., 1999. — С. 158–211.
{124} President Clinton's Letter to Senate Majority Leader T. Lott, 6 Oct. 1998 // Congressional Record. — 1998. — 8 Oct. — P. SI 1899.
{125} По данным американского Комитета по беженцам, только за первую неделю бомбардировок, с 24 марта по 2 апреля, Косово покинули 220 тыс. человек; из них 120 тыс. направились в Албанию, 70 тыс. — в Македонию и 31 тыс. — в Черногорию (см.: USCR Cautions Against «Safe Havens» in Kosovo. U.S. Committee for Refugees Press-Release. — 1999. — 2 Apr.).
{126} См., например: The Kosovo Refugee Crisis. An Independent Evaluation of UNHCR's Emergency Preparedness and Response. UNHCR Report. Feb. 2000. — P. 10. — Para. 56 (далее везде — UNHCR Kosovo Refugee Crisis Report).
{127} Ibid. — P. 20. — Para. 94.
{128} Цит. по: New York Times. — 1999. — 18 Apr.
{129} UNHCR Kosovo Refugee Crisis Report. — P. 37. — Para. 174.
{130} Ibid. — Para. 176.
{131} Американская делегация обещала оплатить переправку косовских беженцев в Турцию по воздуху, а также принять офаниченное число беженцев в США. Всего же усилиями НАТО было эвакуировано около 60 тыс. человек во все 19 стран — членов альянса и еще 10 тыс. человек вывезено на территорию стран — партнеров НАТО по программе «Партнерство ради мира». См.: Balanzino S. NATO's Humanitarian Support to the Victims of the Kosovo Crisis // NATO Review. — 1999. — Winter. — V. 47. — № 4. — P. 9–13.
{132} CM. AJP-09. — P. 22–24. — Para. 0501–0507.
{133} Ibid. Annex A. — P. 1–2.
{134} Ibid. Annex A. — P. 2–3.
{135} Ibid. — P. 5–6. — Para. 0109–0111.
{136} Ibid. — P. 17. — Para. 0401.
{137} Ibid. — P. 5–6. — Para. 0111.
{138} Ibid. — P. 17. — Para. 0401.
{139} 4bid. — P. 18. — Para. 0401.
{140} «Host Nation Support». CM. AJP-09. — P. 15. — Para. 0301.
{141} Ibid. — P. 8. — Para. 0201.
{142} ibid. — P. 20. — Para. 0404.
{143} Ibid. — P. 19–20. — Para. 0403.
{144} AJP-09. — P. 35. — Para. 0805.
{145} В то же время в состав гуманитарного сектора мы не включаем, например, такой важный гражданский компонент любой операции невоенного типа, как средства массовой информации, несмотря на то, что в районах гуманитарного кризиса число журналистов нередко превышало число гуманитарных работников (так, число журналистов в Македонии в разгар кризиса в районе Блаце насчитывало 450 человек, что превышало число сотрудников УВКБ ООН в пять раз. См. UNHCR Kosovo Refugee Crisis Report. — P. 6. — Para. 30).
{146} Letter by Javier Solana to Sadako Ogata. 21 Apr. 1999.
{147} Параграф 2 Устава УВКБ ООН гласит: «Деятельность Верховного комиссара должна носить строго неполитический характер; она должна носить гуманитарный и социальный характер и... иметь отношение к группам и категориям беженцев».
{148} Minear L., Van Baarda Т., Sommers M. NATO and Humanitarian Action in the Kosovo Crisis. The Thomas J. Watson Jr. Institute for International Studies (Brown Univ.) Occasional Paper № 36. — Providence (RI), 2000. — P. 17 (далее везде — NATO and Humanitarian Action).
{149} NATO Humanitarian Mission to Albania. AFOR (Apr. — Sept. 1999). Operation Allied Harbour. AFSOUTH Fact Sheet.
{150} MKKK является ведущей организацией международного гуманитарного режима, установленного Женевскими конвенциями 1949 г. и протоколами к ним. Только в 1999 г. 10 тыс. сотрудников МККК работали в 59 странах.
{151} Code of Conduct for the International Red Cross and Red Crescent Movement and NGOs in Disaster Relief, 1994. — Para. 9.
{152} UN Inter-Agency Needs Assessment Mission to the Federal Republic of Yugoslavia. — Geneva, 1999.
{153} См., например: Gibney M. Kosovo and Beyond: Popular and Unpopular Refugees // Forced Migration Review. — 1999. — Aug. — V. 5. — P. 28–30.
{154} An End to Forgotten Emergencies? Oxfam Briefing Paper. — Oxford, 2000.
{155} UNHCR Kosovo Refugee Crisis Report. — P. 95. — Para. 470.
{156} См., например: Civilian and Military Means of Providing and Supporting Humanitarian Assistance During Conflict. Comparative Advantages and Costs. OECD Development Assistance Comm. — Paris, 1998. — P. 16, 32, etc.
{157} См.: Mountain R. Humanitarian — Military Cooperation. Statement by Assistant Emergency Relief Coordinator and Director, OCHA — Geneva. Meeting of the «Ad Hoc Group on Cooperation in Peacekeeping». NATO HQs, 24 Apr. 1998. — Brussels, 1998.
{158} NATO Humanitarian Mission to Albania. AFSOUTH Fact Sheet.
{159} См., например: CMDR Fabrizio Maltini's Remarks // NATO Press-Conference. Operation Allied Harbor. — 1999. — 8 Apr.
{160} См. выступление г-жи Огата на заседании Совета Безопасности ООН: Briefing by the United Nations High Commissioner for Refugees to the Security Council. — 1999. — 5 May.
{161} UNHCR Kosovo Refugee Crisis Report. — P. 34. — Para. 158.
{162} NATO Press-Conference. Operation Allied Harbor. — 1999. — 8 Apr.
{163} Строительством лагеря «Кэмп-Хоуп» занимались гражданские инженеры ВВС, гуманитарную помощь в расположение лагеря доставляли вертолеты ВМС, специальное армейское подразделение по гражданским делам ведало отношениями с гуманитарными организациями и НПО, а морские пехотинцы обеспечивали безопасность персонала, выполнявшего строительные работы. См.: Camp Hope Mission Requires Team Effort // Air Force News. — 1999. — 26 May.
{164} Цит. по: NATO and Humanitarian Action. — P. 33.
{165} Впоследствии руководители операции «Радуга» из Службы гражданской обороны были арестованы за растрату средств, предназначенных для оказания гуманитарной помощи косовским беженцам. Подробнее см.: Старцев С. «Славная миссия» обернулась национальным позором // Независимая газета. — 2000. — 1 февр.
{166} UNHCR Kosovo Refugee Crisis Report. — P. 8. — Para. 41.
{167} Ibid. — P. 9. — Para. 47.
{168} Kosovo Crisis Fact Sheet. USAID, Bureau for Humanitarian Response (BHR), Office of US Foreign Disaster Assistance (OFDA). — 1999. — 22 Oct. — № 126.
{169} NATO and Humanitarian Action. — P. 29.
{170} UNHCR Kosovo Refugee Crisis Report. — P. 100. — Para. 494–495.
{171} NATO and Humanitarian Action. — P. 24.
{172} Представитель НПО «Care», работавшего в лагере «Кэмп-Хоуп» Крис Сайке цит. по: Camp Hope Mission Requires Team Effort. Op. cit.
{173} UNHCR Kosovo Refugee Crisis Report. — P. 35. — Para. 166.
{174} См. KFOR/UNMIK Press Briefing. — 2000. — 12 March.
{175} Resolution 1244 on the situation relating to Kosovo. Adopted by the Security Council at its 4011th meeting, on 10 June 1999. UN Doc. S/RES/1244 (1999).
{176} См., например: KFOR/UNMIK Press Briefing. — 2000. — 23 March.
{177} KFOR Daily Press Release. — 2000. — 2 Aug., 22 Nov., etc.
{178} KFOR's Measures to Address the Situation in the Presevo Valley. Statement by the Secretary General of NATO G.Robertson. KFOR Press-release. — 2000. — № 112; KFOR Daily Press Release. — 2000. — 30 Dec.
{179} S/RES/1244. — Para. 9b, 15.
{180} Как заметил по этому поводу представитель СДК майор Ролан Лавуайе, «в принципе, мы просто не хотим конфликтовать» с OAK (KFOR Press Update. — 1999. — 20 Sept.).
{181} On the Establishment of the Kosovo Corps. UNMIK Regulation № 1999/8. 20 Sep. 1999. He путать Корпус защиты Косово с гражданской Косовской полицейской службой.
{182} KFOR/UNMIK Press Briefing. — 2000. — 12 June.
{183} KFOR Daily Press Release. — 2000. — 23 June.
{184} Ibid. — 2000. — 9 Nov.
{185} Bringing Peace to Kosovo. UNMIK Status Report. — 2000. — 19 Oct.
{186} S/RES/1244. — Para. 9e.
{187} KFOR Daily Press Release. — 2000. — 16 Aug.
{188} Ibid. — 2000. — 15 June.
{189} Ibid. — 2000. — 17 Aug.
{190} Эти занятия были тем более важны, что в большинстве случаев именно дети сообщали военным и служащим ООН об обнаруженных ими минах и неразорвавшихся снарядах. KFOR/UNMIK Press Briefing. — 2000. — 12 June.
{191} KFOR Daily Press Release. — 2000. — 15 June.
{192} S/RES/1244. — Para. 9c, 9d, 9h.
{193} Office of U.S. Foreign Disaster Assistance (OFDA) Kosovo Fact Sheet. — 1999. — 16 June. — №73.
{194} KFOR/UNMIK Press Briefing. — 2000. — 12 June.
{195} Ibid. — 2000. — 21 March.
{196} См., например, высказывания командующего СДК Клауса Рейнхардта и главы МООНВАК Бернара Кушнера: Ibid. — 2000. — 21 March.
{197} См. заявление представителя СДК полковника М.Лэндрита: KFOR Daily Press Release. — 2000. — 7 July.; см. также Ibid. — 2000. — 5 July.
{198} Одним из немногих исключений стал марш более 20 тыс. албанцев из Приштины в Митровицу, требовавших объединения Митровицы (февраль 2000 г.).
{199} KFOR Daily Press Release. — 2000. — 20 June.
{200} Ibid. — 2000. — 13 July.
{201} Ibid. — 2000. — 31 Aug.
{202} KFOR/UNMIK Press Briefing. — 2000. — 23 March.
{203} Ibid. — 2000. — 12 June.
{204} См., например: KFOR Daily Press Release. — 2000. — 25 Sept.
{205} KFOR/UNMIK Press Briefing. — 2000. — 23 March.
{206} Ibid. — 2000. — 21 March.
{207} KFOR Daily Press Release. — 2000. — 25, 31 Aug.
{208} KFOR/UNMIK Press Briefing. — 2000. — 21 March.
{209} ibid. — 2000. — 22 Nov.
{210}ibid. — 2000. — 21 March.
{211} Доклад Генерального секретаря о Миссии ООН по делам временной администрации в Косово: S/1999/779. — 1999. — 12 July. — Part IV. — Para. 60.
{212} Press-Briefing by UNMIK Police Commissioner Sven Frederiksen. — 2000. — 2 Febr.
{213} UNMIK Police Facts and Figures. — 2000. — 1 Dec.
{214} Подробнее см., например: Press-Briefing by UNMIK Police Commissioner. Op. cit.
{215} KFOR Daily Press Release. — 2000. — 25 Aug.
{216} KFOR/UNMIK Press-Briefing. — 2000. — 22 Nov.
{217} S/RES/1244. — Para. 10, 11.
{218} Более подробно о разделении обязанностей между ведущими гражданскими организациями в составе МООНВАК см. Доклад Генерального секретаря о Миссии ООН по делам временной администрации в Косово: S/1999/779. — 1999. — 12 July.
{219} Из других задач по сотрудничеству с гражданской администрацией отметим выполнение подразделениями НАТО функций пожарных бригад (в тех же случаях, когда местные пожарные бригады могли справиться с огнем без посторонней помощи, роль военных ограничивалась наблюдением за пожарной обстановкой и оповещением о пожарах).
{220} KFOR/UNMIK Press Briefing. — 2000. — 12 June.
{221} KFOR Daily Press Release. — 2000. — 12 June.
{222} KFOR/UNMIK Press Briefing. — 2000. — 12 June.
{223} KFOR Daily Press Release. — 2000. — 4 Oct.
{224} Подробнее см.: KFOR Press Update. — 2000. — 6 Jan.; Breaking News Multinational Brigade North — Mitrovica. — 2000. — 20 Mar. — 5 June.
{225} Ibid. — 2000. — 4 June.
{226} Chauveau G.M., Migone G. CIMIC and Police: Forging the «Missing Links» in Crisis Management. Sub-committee on Civilian Security and Cooperation. Civilian Affairs Comm. — Brussels: NATO Parliamentary Assembly, 23 March 2000. — Para. 14.
{227} См., например: Chauveau G.M., Migone G. Op. cit. — Para. 15.
{228} KFOR Daily Press Release. — 2000. — 16 June.
{229} AJP-09. P. — Para. 0214.
{230} Chauveau G.M., Migone G. Op. cit. — Para. 23.
{231} AJP-09. — Annex A. — Para. 11.
{232} Strengthening of the Coordination of Humanitarian Emergency Assistance of the United Nations. A/RES/46/182. 78{233}Подробнее см.: Weiss Т.О. Humanitarian Shell Games: Whither UN Reform? // Security Dialogue. — 1998. — March. — V. 29. — № 1. — P. 9–23.
{234} Annan K. Renewing the United Nations. A Programme for Reform. — N.Y., 1997.
{235} Basic Facts about OCHA. (http://www.reliefweb.int/ocha_ol/index.html).
{236} С 1998 г. этот пост занимал Росс Маунтен.
{237} К декабрю 1998 г. было разработано тринадцать Совместных призывов ООН.
{238} Department of Humanitarian Affairs (DHA) Project DPR 213/3.
{239} Guidelines on the Use of Military and Civil Defence Assets in Disaster Relief. Project DPR 213/3 MCDA. — Geneva, May 1994. — Para. 18.
{240} Ibid. — Para. 21.
{241} Ibid. — Para. 23.
{242} Ibid. — Para. 24.
{243} Ibid. — Para. 29–30.
{244} Chauveau G.M., Migone G. Op. cit. — Para. 23.
{245} Military and Civil Defence Unit (MCDU). Work Programme for the Calendar Year 2000. As approved by the Advisory Panel for the Military and Civil Defence Unit at its Formal Meeting on 1 Dec. 1999.
{246} См., например: NATO and Humanitarian Action. — P. 99.
{247} Из текста презентации заместителя главы Отдела по ВС и ГО УКГВ ООН Гийома де Монтравеля. Цит. по: Stiff T. Disaster Response Unit, Interaction. SHAPE CMC Conference Report. — Mons (Belg.), 1 Febr. 2000.
{248} Elmquist M. CIMIC in East Timor. An Account of Civil-military Cooperation, Coordination and Collaboration in the Early Phases of the East Timor Relief Operation. — Geneva: Military and Civil Defence Unit, Disaster Response Branch, OCHA, 23 Dec. 1999.
{249} Resolution 1272 on the situation in East Timor. Adopted by the Security Council at its 4057th meeting, on 25 Oct. 1999. UN Doc. S/RES/1272 (1999).
{250} Подробнее см.: Elmquist M. Op. cit.
{251} Подробнее см.: Bullock H.E. Peace by Committee: Command and Control Issues in Multinational Peace Enforcement Operations. — Maxwell Air Force Base (Alab.), 1994.
{252} Humanitarian Coordinator's Situation Report. East Timor Crisis. — 1999. — 15 Oct.
{253} Критический анализ операции ООН в Восточном Тиморе см. в: Chopra J. The UN's Kingdom of East Timor // Survival. — 2000. — Autumn. — V. 42. — № 3. — Р. 27–39; Traub J. Inventing East Timor // Foreign Affairs. — 2000. — July/Aug. — V. 79. — № 4. — P. 74–89.
{254} Идея создания при ООН Международного агентства по чрезвычайным ситуациям неоднократно выдвигалась, в частности, руководством российского МЧС.
{255} См., например: Masters of Disasters // The New Republic. — 1999. — 13, 20 Sept.
{256} Совместный призыв учреждений системы Организации Объединенных Наций по Северному Кавказу (Российская Федерация). 1 декабря 1999 г. — 31 декабря 2000 г. — М, 2000. — С. 8 (далее везде — Совместный призыв ООН по Северному Кавказу).
{257} Выступление министра по делам федерации, национальной и миграционной политике Александра Блохина в программе «Подробности» канала РТР 31 августа 2000 г. Всего за 1994–1999 гг. население Чечни сократилось на 505 тыс. человек, или на 47%.
{258} См.: РИА-Новости. — 1999. — 3 нояб.
{259} Заявление министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Ингушетии генерал-майора В. Куксы цит. по: Новые известия. — 2000. — 15 сент.
{260} См., например: Ежедневный бюллетень ООН для прессы. № DBP/1036/120400. — 2000. — 12 апр.
{261} Совместный призыв ООН по Северному Кавказу. — С. 20.
{262} О некоторых мерах российских федеральных властей по нормализации политической, правочеловеческой и социально-экономической ситуации в Чеченской Республике Российской Федерации. Фактологическая информация МИД РФ по состоянию на 24 июня 2000 г. См:. http://www.mid.ru/mid/eurochec/ec3.htm.
{263} О ситуации в Чеченской Республике. Аргументы наших парламентариев в ответ на требования Совета Европы // Российская газета. — 2000. — 4 апр.
{264} Совместный призыв ООН по Северному Кавказу. — С. 2.
{265} О некоторых мерах российских федеральных властей. ук. соч.
{266} Совместный призыв ООН по Северному Кавказу. — С. 20.
{267} По оценкам МЧС. См.: ИТАР-ТАСС. — 2000. — 1 окт.
{268} По информации министра по делам федерации А. Блохина. Цит по: РИА-Новости. — 2000. — 13 окт.
{269} Цит. по: Городецкая Н. Помощь под контролем // Время новостей. — 2000. — 13 окт.
{270} Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». № 27-ФЗ, 6 февр. 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 6. — Ст. 711.
{271} Пресс-конференция В. Овчинникова. Рос информцентр. — 1999. — 15 окт.
{272} См. расшифровку пресс-конференции «Военная операция в Дагестане глазами свидетелей». Государственная Дума РФ, 17 сентября 1999 г. // Русский журнал. — 1999. — 21 сент.
{273} Итоги выполнения служебно-боевых задач внутренними войсками МВД России в 1999 г. Участие внутренних войск в антитеррористической операции в Чеченской Республике. Пресс-конференция главкома ВВ МВД В. Овчинникова. Росинформцентр. — 1999. — 9 дек.
{274} Цит. по: Listovka.Ru. — 1999. — 10 нояб.
{275} Пресс-конференция В. Овчинникова. Росинформцентр. — 1999. — 15 окт.
{276} Действия подразделений МВД РФ в освобожденных районах Северокавказского региона. Пресс-конференция заместителя министра внутренних дел РФ И. Зубова. Росинформцентр. — 1999. — 21 дек.
{277} Совместный призыв ООН по Северному Кавказу. — С. 14.
{278} Там же. — С. 12.
{279} Шойгу С. Важный этап становления МЧС РФ // Гражданская защита. — 2001. — янв. — № 1. — С. 6–7; см. также: Воробьев Ю. У истоков миротворчества // Там же. — 2000. — дек. — № 12. — С. 6–9.
{280} Федин А. «Лидер» — подразделение профессионалов//Там же. — 2000. — июнь. — №6. — С. 8–10; 41.
{281} В начале операции 73,5% всех пострадавших составляли «ослабленные голодом». См.: Гуманитарная миссия Центроспаса // Гражданская защита. — 2001. — февр. — № 2. — С. 19.
{282} Там же. — С. 20.
{283} Федин А. Самое мирное оружие // Гражданская защита. — 2000. — май. — № 5. — С.9–11.
{284} Об оказании комплексного содействия внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) и жителям Северокавказского региона по линии МЧС России. Справка МЧС РФ по состоянию на 24 июня 2000 г.
{285} Гулько С. Живительная сила. О работе территориального управления МЧС России в Чеченской Республике // Гражданская защита. — 2000. — май. — № 5. — С. 8.
{286} Высокий профессионализм саперов МЧС неоднократно подтверждался на международном уровне. Так, только за два месяца (июнь — июль 2000 г.) саперы МЧС, работавшие в Косово по заданию Противоминного центра ООН (ПМЦ), обезвредили 900 мин, обследовав территорию на площади 18 510 кв. м, что, по словам директора ПМЦ Дж. Макфленагана, представляло собой абсолютный рекорд среди 14 инженерно-саперных подразделений различных стран, участвовавших в разминировании территории Косово.
{287} Подробнее см.: Гуманитарная миссия Центроспаса // Гражданская защита. — 2001. — февр. — № 2. — С. 16–20.
{288} См. интервью с С. Шойгу: Монитор. — 1999. — 29 сент.
{289} Крепки руки помощи // Гражданская защита. — 2001. — февр. — №2. — С. 15.
{290} Монитор. — 1999. — 29 сент.
{291} Федеральная миграционная служба особенно активно подключилась к выполнению задач, близких к тем, которые выполняло МЧС, в заключительный период своего существования (с февраля по май 2000 г.), когда ФМС возглавил бывший заместитель руководителя МЧС Сергей Хетагуров.
{292} Пресс-конференция в Министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политике по вопросам, связанным с оказанием гуманитарной помощи Чечне. — 2000. — 12 окт.
{293} Ежедневный бюллетень ООН для прессы. № DBP/1010/290200. — 2000. — 29 февр.
{*1} Используемый применительно к операциям НАТО термин «военно-гражданское сотрудничество» (ВГС) призван подчеркнуть военную природу и военизированный характер системы взаимодействия с гражданским сектором, разработанной в рамках альянса. Соответственно, применительно к ООН используется термин «гражданско-военное сотрудничество» (ГВС).
{*2} То есть проходила на конвенциональном уровне, без применения оружия массового уничтожения (ОМУ).
{*3} До 1997 г. — Заир.
{*4} Союз Мьянма (прежнее название — Бирма).
{*5} Лиц, подпадающих под определение «беженец», установленное Конвенцией ООН по беженцам 1951 г.
{*6} За исключением небольших миссий по оказанию гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях и при стихийных бедствиях.
{*7} «Maitrise de la violence».
{*8} «Coercition des forces».
{*9} NATO Implementation Force (IFOR).
{*10} Civil-Military Cooperation (CIMIC).
{*11} Combined Joint Civil-Military Task Force (CJCIMICTF).
{*12} Allied Forces Southern Europe (AFSOUTH) /Allied Rapid Reaction Corps (ARRC).
{*13} Allied Land Forces Central Europe (LANDCENT).
{*14} NATO Stabilization Force (SFOR).
{*15} Multinational Specialized Unit (MSU).
{*16} NATO Civil Emergency Planning Directorate (CEPD).
{*17} Senior Civil Emergency Planning Committee (SCEPC).
{*18} В 1997 г. пришел на смену Совету североатлантического сотрудничества (ССАС). Заседания СЕАП проходят на уровне послов, а также министров иностранных дел и обороны.
{*19} Refugee Relief Coordination Center.
{*20} United Nations Office for the Coordination of Humanitarian Affairs (OCHA). Подробнее об УКГВ см. в главе 6.
{*21} European Community Humanitarian Aid Office (ECHO).
{*22} NATO Albania Force (AFOR).
{*23} NATO Kosovo Force (KFOR).
{*24} У автора была возможность работать над материалами для книги в Македонии и Албании, но не в самом Косово.
{*25} United Nations Disaster Relief Office (UNDRO).
{*26} Emergency Relief Coordinator.
{*27} Military and Civil Defence Assets (MCDA).
{*28} Территория в Юго-Восточной Азии, занимающая часть острова Тимор и прилегающие к нему острова Малого Зондского архипелага.
{*29} International Force in East Timor (INTERFET).
{*30} Contingency planning. (В публикациях ООН на русском языке используется вариант перевода «планирование на случай непредвиденных обстоятельств». Для краткости в данной работе употребляется термин «чрезвычайное планирование».)
{*31} «Compensation for shelter».
{*32} Создана в 1992 г. на базе Комитета по делам миграции населения при Министерстве труда и занятости РФ. В мае 2000 г. упразднена указом Президента о новой структуре органов власти. Функции ФМС были переданы новому Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политике.
Содержание