Содержание
«Военная Литература»
Исследования

Примечания

Примечания редактора

{1}1 фунт = 0,41 кг.
{2}1 верста = 1,067 км.
{3}1 фут = 0,305 м.
{4}Пилатр де Розье и его компаньон Ромэн погибли 15 июня 1785 г., когда во время попытки перелететь через пролив Ла Манш их воздушный шар загорелся в воздухе. Однако первая катастрофа с воздушным шаром произошла раньше — 5 июня 1784 г. Это случилось в Испании; на высоте около 30 метров от искры загорелась оболочка монгольфьера, воздухоплаватель выпрыгнул из корзины и разбился насмерть.
{5}Такой управляемый аэростат с двигателем называется дирижаблем.
{6}1 пуд = 16,38 кг.
{7}Здесь автор ошибается. Из-за ветра, сносившего дирижабль с намеченного маршрута, Жиффару не удалось вернуться к месту старта, и он был вынужден приземлиться в окрестностях Парижа.
{8}1 дюйм = 2,54 см.
{9}Ижорский судостроительный завод, расположенный под Петербургом.
{10}Первая катастрофа дирижабля из-за пожара в воздухе случилась в Германии в 1897 г. С тех пор произошло 27 таких происшествий.
{11}1 аршин = 0,711 м.
{12}1 вершок = 4,45 см.
{13}Угол встречи или, выражаясь современным языком, угол атаки — это угол, под которым воздух встречается с движущейся в нем плоскостью (крылом).
{14}Это мнение, характерное для первых лет авиации. Позднее было установлено, что определяющее значение для аэродинамических характеристик движущегося тела имеет форма его передней части.
{15}В наши дни многие историки авиации подвергают сомнению факт успешных испытаний модели Д. Стрингфеллоу, которая была снабжена миниатюрным паровым двигателем.
{16}В начале XX века существовали еще весьма неполные сведения о первом самолете К. Адера «Эол». Отсюда — ряд неточностей, связанных с его описанием. В действительности самолет имел крылья, копирующие по форме крылья летучей мыши, мощность его двигателя составляла 20 л. с., взлетный вес — 300 кг. Учитывая кратковременность отрыва от земли и неустойчивость этого летательного аппарата, едва ли можно расценивать результат его испытаний как первый полет на самолете.

В 1916г. Адер в книге «Военная авиация» написал, что в 1891 г. он выполнил на «Эоле» еще один полет, дальностью 100 м, а в 1897 г. пролетел на другом своем самолете, «Авион-3», около 300 м, однако не имеется никаких документальных подтверждений этих событий.

Здесь уместно отметить, что до Адера самолеты с паровым двигателем построили Ф. дю Тампль во Франции и А. Ф. Можайский в России. Ни одна из этих машин не смогла подняться в воздух.

{17}1 сажень = 2,134 м.
{18}Сейчас более обоснованной считается версия, что планер был опрокинут вертикальным потоком ветра, и Лилиенталь не смог выровнять аппарат.
{19}С.А.С.Ш. — Североамериканские Соединенные Штаты. Так в то время называли США.
{20}Реальная мощность двигателя первого самолета братьев Райт составляла около 12 л. с.
{21}Иногда этот самолет обозначают также БС-1 или БИС-1, т. к. в его создании принимал участие другой киевский энтузиаст авиации, Ф. И. Былинкин.
{22}Имеются в виду элероны.
{23}Снижение мощности двигателя с подъемом на высоту объясняется уменьшением содержания необходимого для сгорания бензина кислорода из-за разреженности атмосферы.
{24}В 1912 г. на РБВЗ были построены бипланы Сикорского С-6Б и С-8, моноплан С-7.
{25}Название «Русский Витязь» самолет получил летом 1913 г. До этого его называли «Гранд».
{26}В частности, рекорд продолжительности полета с восьмью человеками на борту — 1 ч. 54 мин.
{27}Так же как на первом экземпляре, это были моторы немецкой фирмы Аргус.
{28}Предполагалось, что кто-то подпилил один из элементов конструкции крыла и крыло в полете сломалось. После февральской революции в России многие из революционно настроенных членов Эскадры Воздушных Кораблей, желая скорейшего заключения мира с Германией, выступали за запрещение полетов многомоторных бомбардировщиков против германских войск.
{29}Штопор — неуправляемое снижение самолета по спирали.
{30}Этот вариант получил обозначение «Илья Муромец-В» (ИМ-В).
{31}Стрелами называли заостренные металлические штыри, сбрасываемые в большом количестве на пехоту или конницу противника.
{32}В 1917 г. А. В. Панкратьев возглавил эскадру «Муромцев». В годы гражданской войны принимал участие в боевых вылетах против белогвардейских конных корпусов генералов Мамонтова и Шкуро. Погиб в авиационной катастрофе в 1923 г.
{33}Всего за время Первой мировой войны было построено около 80 самолетов «Илья Муромец». Сикорский в эти годы продолжал заниматься созданием одномоторных машин: истребителей С-16 и С-20, легкого бомбардировщика С-15, разведчика С-17, а также многоцелевых двухмоторных самолетов С-18 и С-19. Некоторые из них — С-15, С-16, С-20 — строили на РБВЗ небольшими сериями, остальные были изготовлены в одном-двух экземплярах.
{34}Вторым членом экипажа был лейтенант А. Браун.
{35}Первый кругосветный авиационный перелет был совершен в 1924 г. на двух американских бипланах фирмы Дуглас. Он сопровождался множеством трудностей и занял 176 дней.
{36}Два десятилетия спустя Сикорский изменил свое мнение, активно занялся строительством вертолетов и добился на этом поприще больших успехов.
{37}Под этим термином автор подразумевает турбореактивный двигатель, который, как известно, нашел самое широкое применение в современной авиации.
{38}Действительно, в 30-е годы в различных странах велись работы по применению паровой турбины на самолетах. Из-за большого веса и размеров парогенератора и конденсатора пара эти усилия не дали практических, результатов.
{39}Эти, как и многие другие предвидения И. И. Сикорского, оказались верны. Незадолго до начала Второй мировой войны на самолетах начали применять герметичные кабины и нагнетатели воздуха в двигатели, что позволило увеличить высоту полета и обеспечить комфортные условия для экипажа и пассажиров.

Примечания автора

{*1}Воздух, окружающий землю, называется атмосферой.
{*2}Такие размеры имеют цилиндры среднего воздухоплавательного мотора. Вообще же бывают двигатели с гораздо большими и гораздо меньшими цилиндрами в зависимости от своей силы.
{*3}Открывание и закрывание клапанов производится самим мотором. Для этой цели в нем имеется особый небольшой валик, вращаемый главным валом. На этом добавочном валике имеются выступы — кулачки, которые в нужное время нажимают на клапан и заставляют его приоткрыться, сделав, таким образом, возможным доступ для смеси во внутренность цилиндра или выход ее оттуда.
{*4}По большей части даже ранее, а именно — в конце второго действия.
{*5}В быстроходных двигателях даже ранее, а именно — в конце третьего действия.
{*6}В воздухоплавании часто на ось мотора прямо прикрепляют воздушный винт. В этом случае можно обходиться и без маховика.
{*7}Так делается в большинстве воздухоплавательных моторов. В других, обычно, цилиндры отливаются целиком из чугуна так, чтобы внутри их стенок оставалось такое же свободное пространство.
{*8}Строились несколько раз также аэростаты, двигавшиеся работой людей, вертевших ось винта. Это было еще хуже, чем с паровыми или электрическими машинами.
{*9}Анри Дейч де ла Мер.
{*10}Эйфелева башня — высокая железная башня, построенная в центральной части Парижа инженером Эйфелем.
{*11}Изобретатель, бывший довольно богатым человеком, не пожелал ничего взять себе из этих денег. Он отдал 50000 ф. своим механикам и рабочим, строившим аппарат, а 75000 ф. пожертвовал на бедных города Парижа.
{*12}Следует упомянуть, что проект такого аэростата с жестким остовом и надетой на него оболочкой был сделан задолго до графа Цеппелина русским инженером Костовичем. К сожалению, изобретателю не хватило средств для осуществления своих планов.
{*13}Полет этот был совершен в конце войны. Аэростат этот был отправлен, чтобы завести сношение с небольшим отрядом германских войск, долгое время не имевшим связи с родиной.
{*14}В Киеве в 1909 — 1910 годах.
{*15}Завод Антуанет в Париже. Строителем мотора был инженер Левавассер.
{*16}Сила ветра, обыкновенно, меряется именно скоростью, с какой движутся массы воздуха. Поэтому и говорят, например, ветер в 40 верст в час. Во время бури ветры дуют иногда со скоростью 120 верст в час и выше.
{*17}Если кто-нибудь из читателей думает или работает над новыми воздухоплавательными машинами, то не советую ему тратить время на приборы с бьющими крыльями, т. к. эта работа заведомо обречена на неуспех.
{*18}Приблизительно в 800 раз.
{*19}Расположить какую-нибудь плоскость, например, гладкую поверхность стола, горизонтально — значит поместить ее так, чтобы положенный на нее точеный шар никуда не скатывался.
{*20}Если на геликоптере применить значительно больший винт и сделать его так, чтобы он забирал всю силу мотора, вращаясь медленно, то можно получить несколько большую тягу. Но во всех случаях практически поднятый груз будет гораздо меньшим, чем на аэроплане с тем же мотором.
{*21}Конечно, подразумеваются некоторые определенные условия работы — тип и размеры винта и скорость.
{*22}Инженер Эйфель — известный строитель самой высокой в мире башни, поставленной в Париже.
{*23}Вычисление это можно производить таким образом: допустим, что лаборатория испытала сопротивление какой-нибудь части аэроплана при скорости в 70 верст в час, причем испытанная часть имела поверхность, подставленную действию струи воздуха, в один квадратный аршин; лаборатория нашла, что эта часть дает при 70 верстах в час сопротивление в 10 фунтов. А скорость строящегося аэроплана предполагается в 100 верст в час и эта же часть на нем будет иметь не один, а 2½ квадратных аршина поверхности. Искомое воздушное сопротивление получится, если даваемую лабораторией цифру увеличить во столько раз, во сколько поверхность данной части аэроплана больше поверхности модели, а затем полученное помножить на помноженную на себя скорость, на которую ведется расчет, и разделить на помноженную на себя скорость испытания. В данном примере можно рассуждать так: 2½ кв. аршина дадут при одинаковой скорости сопротивление в 2½ раза большее, чем один, т. е. 10 х 2½ — 25 ф. Это при скорости в 70 верст в час, а при 100 верстах будет 25 х (100 х 100)/(70 х 70) = 25 х 10000/4900, т. е. приблизительно 51 фунт. Таким же способом можно отыскать сопротивление какой угодно другой части аэроплана и, сложив сопротивление всех частей и крыльев, получить полное сопротивление машины.
{*24}Руль направления, служащий для поворачивания машины вправо и влево.
{*25}Руль высоты, служащий для того, чтобы направлять машину кверху или книзу.
{*26}Китти Хоук в Северной Каролине в Соединенных Штатах.
{*27}В зависимости от скорости, силы двигателя и т. д. аэропланы строятся теперь с запасом прочности от 4 до 7.
{*28}1/32 дюйма — это приблизительно толщина булавки.
{*29}Дуб и ясень крепче, но и тяжелее, чем ель.
{*30}Сокращенное название вместо «Сикорский 1-ый»
{*31}Т. е., говоря точнее, на опоздание вспышки.
{*32}На аэропланах С-1, С-2, С-3 и С-4 стояли моторы АНЗАНИ. На С-5 и С-6 моторы АРГУС.
{*33}Ангаром называется большой сарай, служащий для хранения аэроплана.
{*34}Киев — Мотыжин.
{*35}Альтиметром называется прибор, показывающий высоту. Барографом называется более сложный прибор, показывающий и непрерывно записывающий высоту полета.
{*36}Так называется остров, на котором расположен Кронштадт.
{*37}Иначе говоря, пускают больше бензина и воздуха в двигатель, благодаря чему последний начинает вращаться быстрее, давая большую мощность.
{*38}В этом случае аэроплан летит, как планер, о котором упоминалось выше.
{*39}В таком же роде обстоит дело и с изобретениями в других областях. Но редкие из новых изобретений развивались и совершенствовались с такой быстротой, как летательные машины.
{*40}Я отстаивал это мнение в России с 1911 года, указывая, что надежное передвижение по воздуху может быть достигнуто лишь с помощью больших аэропланов с несколькими двигателями.
{*41}Эта тоненькая трубочка является частью карбюратора и называется форсункой или жиклером.
{*42}Штурманом на пароходе называется человек, который должен указывать направление, по которому следует плыть, должен проверять с помощью особых приборов правильно ли идет корабль и т. д.
{*43}Большое поле около трех верст длиной возле Петрограда.
{*44}Когда аэроплан катится по земле медленно, то он слушается рулей не особенно точно, а движения крылышками совсем не производят действия.
{*45}Динамо-машиной называется прибор, служащий для получения электрического тока. Ток получается тогда, когда динамо-машину быстро вращают с помощью другой машины, например паровой, или каким-либо иным способом.
{*46}В дальнейшем новые типы кораблей могли разбегаться гораздо быстрее. Им было достаточно 150-200 шагов.
{*47}Штурвалом называется рулевое колесо.
{*48}Гатчина — небольшой город, лежащий верстах в 45 от Петрограда.
{*49}К прискорбию приходится отметить, что двух участников этого перелета уже нет в живых. Оба они стали жертвами любимого воздухоплавательного дела. Лейтенант Г. И. Лавров, впоследствии командир одного из воздушных кораблей и начальник боевого отряда, доблестно участвовал в военных действиях с 1914 по 1917 год. Весною 1917 г. он погиб во время тяжелой катастрофы с его воздушным кораблем. Катастрофа, по всей вероятности, была вызвана злоумышленной порчей воздушного корабля{28}. Капитан X. Ф. Пруссис, также участник войны с Германией, погиб, совершая полет в качестве инструктора (учителя) с неопытным учеником.
{*50}Компасом называется прибор, состоящий, главным образом, из магнитной стрелки, обращенной всегда одним концом на север, а другим на юг.
{*51}Стрелка компаса может отклоняться от правильного направления, когда вблизи ее находятся железные или стальные предметы. На всяком корабле, в том числе и на воздушном, имеются такие предметы и части. Поэтому, чтобы правильно руководствоваться показаниями компаса, бывает необходимо, как говорят, уничтожить девиацию или рассмотреть, насколько она изменяет показания комаса, и принимать эту неточность во внимание.
{*52}А. А. Серебренников, принимавший деятельное участие в постройке воздушного корабля.
{*54}От 6-го октября 1916 года за № 1365.
{*55}Этот перелет был совершен на аэроплане Вими-Виккерс.
{*56} На аэроплане Кертисса.
{*57}На аэроплане Формана.
{*58}На аэроплане Ньюпора.
{*59}Около 100 лет тому назад.
Список иллюстраций