Абрек (кавк. переселенец, беженец) — в терминологии Шамиля — человек, бежавший от русских и поселившийся на территории, подвластной имаму (иначе — мухаджир). В русском языке XIX в. слово приобрело значение разбойник, грабитель, налетчик.
Ага (перс.) — господин.
Адаты (от. ар. обычаи) — традиционное правосудие и правосознание кавказских народов, основанное на местных обычаях и противостоящее шариату.
Ал аль-дхимма (ар. люди договора) — Ал аль-китаб, живущие в дар аль-ислам и пользующиеся защитой жизни и имущества при условии признания господства ислама и уплаты джизия (дани, налога).
Ал алъ-китаб (ар. люди книги) — верующие иудеи и христиане, исповедующие Священные Писания, которые признаются Исламом в качестве более раннего Божественного Откровения, хотя и искаженного, в отличие от Корана, людьми.
Ал алъ-сунна (ар. люди сунны) — представители суннитского толка ислама, которых называют суннитами.
Алим (ар. ученый) — знаток мусульманского религиозного права.
Аман (ар. безопасность, защита, снисхождение) — гарантия безопасности на определенный срок для харби, находящемуся на территории дар алъ-ислам.
Аманат (ар.} — заложник.
Амир алъ-муминин (ар. командующий благоверных) — у арабских народов титул мусульманского правителя, обладающего высшей властью. В прежние времена относился к халифу.
Аул (кавк.) — горное селение, деревня.
Байя (ар.) — акт коллективного или индивидуального признания определенного права за другим лицом.
Баыт аль-маал (ар. дом богатей) — казначейство.
Бек, бей (тур. господин, повелитель) — в Дагестане титул человека благородного происхождения из дворян или джанка.
Бида (ар. бадаа — вводить новшество) — «недозволенное» новшество. Поскольку все новое не отражено в суннах Пророка, все новшества и нововведения, по крайней мере с точки зрения фундаменталистов, считаются «недозволенными».
Вакф (от ар. авкаф — останавливать, устанавливать) — пожертвование на религиозные цели.
Дагх, дав (тур.) — гора.
Дар аль-ислам (ар. обитель ислама), а также дар аль-салам (обитель мира) — территория, находящаяся под властью Ислама.
Дар аль-харб (ар. обитель войны) — территории вне пределов Ислама, подлежащие покорению исламом.
Джазм (ар. отсечение, решение), или нахв (ар. гордость) — принародная церемония вхождения в экстаз дхикра, совершаемая под строгим наблюдение муршида.
Джанка (кавк.) — потомок благородного отца и женщины из простонародья.
Джихад (ар. силие, натиск) — священная война против немусульман на чужой территории. Исламская правовая литература (фикх) различает наступательный джихад, за исполнение которого отвечает только исламский правитель или вождь, и джихад оборонительный на своей территории, в котором обязан участвовать каждый боеспособный мусульманин.
Дибир (перс, учитель) — одно из названий муллы в Дагестане. Во времена Шамиля муллу также называли мазум.
Диван (ар. суд, трибунал, совет) — Тайный совет при Шамиле,
Дхикр (ар. воспоминание), в совр. русскоязычной литературе — зикр — в суфизме повторение имени Аллаха вслух или про себя по особой формуле, сопровождаемое особым дыханием и ритмичными телодвижениями. Формула дхикра обычно состоит из семи имен Аллаха. В суфийских братствах существует две традиции: а) индивид., личной, отправляемой уединенно — громко, шепотом или мысленно; б) коллективной, отправляемой громко, вслух на совместной молитве.
Дхимми (ар.) — житель-немусульманин.
Закат (ар. закят — праведность, благотворительность) — подаяние (своего рода налог в пользу нуждающихся мусульман. Раз в год мусульманин выплачивает 2,5% своего капитала в качестве милостыни нуждающимся).
Зулма (ар. явление) — у дагестанцев способность суфиского шейха предвидеть приход в дом к нему людей, узнавать их загодя и отгадывать цель посещения.
Зульм (ар.) — зло, несправедливость, угнетение, тирания.
Имам (ар. передний, ведущий) — 1. Политический и религиозный руководитель, какими были Гази Магомед, Гамзат-Бек и Шамиль. 2. Руководитель общественной молитвой в мечети. 3. В шиитском толке ислама — истинный руководитель и вождь мусульманской умма, преемник и потомок Пророка, непогрешимый человек, обладающий сверхъестественными способностями.
Имчек (тур.) — молочный брат.
Ишкаллах (ар. божественная страсть, святая любовь) — у кавказских народов особое бесчувственное состояние в результате строгого поста и молитв, когда суфийского шейха посещает Пророк или святой.
Кадий (ар. судья) — судья по шариату. В Дагестане глава горского общества. При Шамиле духовное лицо, заведующее одной мечетью и ее прихожанами.
Казиаскер (тур. от ар. кади аскар — армейский судья) — в Османской империи два высших судьи в Румелии (Фракии){*57} и Анадолу (Анатолии){*58}. Эти должности и звания были переняты русскими после завоевания Крымского ханства.
Калва (ар. уединение) — в суфизме уединение шейха для молитв и медитации.
Канлы (кавк.) — кровная месть.
Канун (тур. от греч. канон) — свод законов и правил, перенятых от немусульман, или введенных мусульманским правителем для территорий, не охваченных шариатом.
Мазум (ар. решенный) — при Шамиле заместитель наиба.
Масум (ар. защищенный, охраняемый) — титул правителя Табасарани.
Махал (ар. окрестность) — в Южном Дагестане местное название горского общества.
Мер (авар.) — гора.
Мудир (ар. глава) — при Шамиле высший военный и административный чин, стоящий над наибом.
Муртазик (ар. содержащийся, нанятый) — при Шамиле вооруженный и экипированный всадник, выделяемый от каждых десяти дворов селения, несущий постоянную военную службу и находящийся вместе со своей семьей на полном содержании остальных девяти дворов, входящих в эту десятку.
Муршид (ар. учитель, духовный наставник) — см. Суфийский шейх.
Мустамин (ар. ищущий защиты) — харби, получивший аман.
Муфтий (ар. толкователь) — официальный толкователь шариата; в годы правления Шамиля религиозный руководитель в районе ответственности одного наиба.
Мухтасиб (ар. считающий) — официальный наблюдатель за соблюдением правил шариата, выявляющий нарушения и осуществляющий наказания.
Мюрид (ар. желающий, страждущий) — ученик суфийского шейха. Русские этот термин использовали для обозначения всех горцев, боровшихся под знаменами имамов, а все движение называли «мюридизм».
Мюсир (тур. от ар.мушир — советник) — фельдмаршал.
Наиб (ар. заместитель) — костяк военно-административной системы при Шамиле, правитель и командующий отдельного горского общества.
Низам (ар. порядок, система, закон) — 1. Части регулярной пехоты Шамиля, созданной по образцу египетской армии. 2. Введенные Шамилем правила и инструкции.
Нукер (тюрк, воин) — телохранитель, слуга.
Падишах (перс, царь) — один из титулов турецкого султана.
Рабита (ар. связь) — в суфизме мистическая передача мыслей от учителя-муршида ученику-мюриду), путем медитации последнего.
Сайд (ар. сейид — господин, хозяин) — один из титулов потомка Пророка (другой — шариф). Мухаммад не оставил мужского потомства. Его дочь Фатима вышла замуж за его двоюродного брата Али Ибн Абу Талиба. От их сыновей Хасана и Хусейна происходят все довольно многочисленные сегодня потомки Пророка, хорошо известные в мусульманском мире.
Сейхюлъ ислам (тур.) — верховный муфтий в Стамбуле и Османской империи.
Сераскер (тур.} — главнокомандующий.
Сидар (перс.) — генерал.
Сунна (ар. путь, образец, пример) — 1. Поступки и высказывания пророка Мухаммада, являющиеся образцом и руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении всех жизненных проблем. Сунна зафиксирована в виде хадисов у суннитов и ахбаров у шиитов. 2. Практика, норма, традиция.
Суннат аль-наби (ар. правила пророка) — основа исламского закона.
Суфий (от ар. суф — шерсть) — мусульманский аскет, мистик.
Тавх (чеч.) — гора.
Тавхли - чеченское название жителей Дагестана.
Таифат(ар. группа) — суфийский религиозный орден.
Танзимат (ар. реорганизация) — общее название реформ в Османской империи, проводившихся в 1839–1876 гг.
Тарикат (тур.-перс, от араб. тарика — дорога, путь) — 1. Метод мистического познания, путь религиозно-нравственного совершенствования суфия. Термин взят из Корана (46, 29). «Путь» ведет человека от обычной религиозной практики к мистическому познанию Истины. Особое значение здесь имеет институт «учитель — ученик» (шейх — мюрид). 2. Суфийское братство. В течение XIII — XIV вв. в суфизме сложилось 12 основных братств (рифаийа, ясавийа, шазилийа, чиштийа, сухравер-дийа, кубравийа, бадавийа, кадирийа, мавлавийа, бекташийа, халвагия, накшбандийа-хваджаган), давших начало всем многочисленным ветвям, оформившимся впоследствии в самостоятельные братства.
Тасаввуф (ар.) — суфизм, мусульманский мистицизм.
Улемы, улама (ар. множ.число от алым — знающие, ученые) — 1. Собират. название признанных и авторитетных знатоков теоритических и практических сторон Ислама. 2. Высшее духовенство и богословы.
Умма (ар. народ, нация) — мусульманская община. Первоначально пророк Мухаммад называл умма всех жителей Мекки и Медины: мусульман, христиан и иудеев (народы, являющиеся объектом Божественного откровения). К VII в. сложилось представление о том, что любой мусульманин, даже живущий вне пределов Халифата, принадлежит к умма. В идеологии панисламизма была разработана концепция «умма исламия» — сообщество мусульман, то есть все мусульмане как нация (народ) в противоположность «другой нации (народу)» — немусульманам.
Устми (кавк.) - титул правителя Кайтака.
Фирман (ар. декрет. указ) в Османской империи повеление султана.
Хаваридж (ар. форма множ. числа от хариджи — выходец) — одна из первых сект ислама, считавших всякого мусульманина (даже «черных рабов») достойным быть халифом. В позднейшие времена этим словом стали называть мусульман-анархистов.
Хаджж (ар. паломничество) — паломничество в Мекку, один из пяти «столпов» ислама. Хаджж совершается в месяц Зуль-хидджа по мусульманскому лунному календарю. Считается, что каждый мусульманин должен совершить хаджж хотя бы раз в жизни.
Хаджи (ар. паломник) — звание человека, совершившего хаджж.
Халиф (ар. преемник, заместитель) — 1. В раннем исламе глава мусульманской общины, избираемый для того, чтобы регулировать ее жизнь в соответствии с шариатом. Считалось, что халиф «заменяет» умершего пророка Мухаммада в некоторых его функциях, а каждый последующий заменяет в этих функциях предыдущего. Первым халифом после Мухаммеда был Абу Бакр, его ближайший сподвижник, следующими — Омар, Осман, Али. Их называют праведными халифами. На период жизни Али (? — 661) падает раскол ислама (движения шиитов и хариджитов и их обособление от суннитского большинства. 2. В суфизме — замещающий главу ордена в отдельной области, который имел право распространять тарикат, но не имел права посвящения.
Хан (тюрк.) — правитель, властелин, вождь племени.
Харби (ар.) — проживающий за пределами исламского мира.
Хиджра (ар. переселение) — переселение пророка Мухаммада и его последователей из Мекки в Медину в 622 г., с которого ведется мусульманское летоисчисление. Некоторые представители панисламизма трактуют хиджра как требование к каждому мусульманину, по примеру Пророка, переселиться из дар аль-харб в дар аль-ислам.
Худуд (ар. предел, граница) — предписанное по шариату наказание.
Хумс (ар. пятая часть) — пятая часть военной добычи и трофеев, которая по Шариату принадлежит правителю.
Хункьар, хункар, кункьар (тур. из перс, худавендегар — хозяин, господин) - властелин, повелитель. Один из официальных титулов турецкого султана, который был принят у кавказских горцев.
Хутба (ар. речь) — проповедь во время полуденной пятничной молитвы с восхвалением правителя.
Шамхал (кавк.) — титул правителей провинции Тарки.
Шариат (ар. подход к водопою) — комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, соблюдение которых означает ведение правильной, угодной Аллаху жизни. Шариат — это Божественный закон, доводимый до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. Шариат воплощается в трудах по фикху (мусульманскому праву) и в практике мусульманских шариатских судов. В этом смысле термин «шариат» означает то же, что и фикх, и употребляется в том же значении. Однако шариат является также и «религиозным законом», и тогда имеется в виду его не юридическое, а общесоциальное значение.
Шариф Мекки — в Османской империи автономный правитель Мекки, назначавшийся Портой из местных представителей, чей род восходит к Пророку.
Шахиншах (перс, царь царей) — официальный титул властителя Персии (Ирана).
Шейх (ар. старик) — 1. У арабов глава рода, а также сельский староста. 2. Представитель высшего мусульманского духовенства, знаток исламского права. 3. В суфизме — достигший такой высокой ступени на пути постижения Истины суфий, что может быть Учителем.