Содержание
«Военная Литература»
Уставы и законы

Глава третья.

Подготовка к десантированию и боевым действиям. Десантирование

1. Общие положения

58. Подготовка батальона (роты) к десантированию и боевым действиям включает: экипировку личного состава; март подразделений в район ожидания; подготовку вооружения, техники, материальных средств и личного состава к десантированию и выполнению боевой задачи; организацию десантирования и боевых действий в подразделениях и постановку боевых задач личному составу; выход подразделений на аэродром (посадочную площадку); погрузку вооружения, техники, материальных средств и посадку личного состава в самолеты (вертолеты).

59. Для подготовки подразделений воздушного десанта к десантированию и боевым действиям назначается исходный район для десантирования. Он включает основные и запасные аэродромы (посадочные площадки), районы сосредоточения и ожидания.

Аэродромы (посадочные площадки) предназначаются для погрузки в самолеты (вертолеты) вооружения, техники и материальных средств, посадки личного состава и взлета на десантирование. Посадочные площадки для вертолетных [52] подразделений обычно назначаются непосредственно в районах сосредоточения десантируемых подразделений. Запасные аэродромы (посадочные площадки) используются при выходе из строя основных аэродромов (посадочных площадок).

Районы сосредоточения и ожидания предназначаются для скрытного расположения подразделений и подготовки их к десантированию и боевым действиям.

В районе сосредоточения проводятся: выдача личному составу боеприпасов, средств индивидуальной защиты и медицинской помощи, сухих пайков; экипировка личного состава; дозагрузка боеприпасов в боевые машины; проверка укомплектованности средств десантирования швартовочными деталями согласно предназначению; проверка состояния, а при необходимости и переукладка парашютов и парашютных систем; техническое обслуживание машин; постановка задач подразделениям на марш в район ожидания и формирование колонны. Если батальон десантируется вертолетами, то в районе сосредоточения организуется подготовка его к десантированию и боевым действиям в полном объеме. Район ожидания в этом случае не назначается.

Из района сосредоточения в район ожидания батальон (рота) совершает марш на боевых машинах (бронетранспортерах, автомобилях). В отдельных случаях, при подготовке к десантированию в ограниченные сроки, подразделения могут выходить непосредственно на аэродром, минуя район ожидания.

Район ожидания включает: места для размещения личного состава, боевой и другой техники, [53] автотранспорта и материальных средств; площадки для проверки парашютов и подготовки вооружения, техники и материальных средств к десантированию.

В районе ожидания проводятся: завершение подготовки подразделений к десантированию; организация десантирования и боевых действий; постановка боевых задач личному составу.

Смена района сосредоточения (ожидания) осуществляется по приказу старшего командира скрытно и, как правило, ночью. В случае, не терпящем отлагательства (радиоактивное заражение, пожар или угроза затопления района, вызванные применением противником оружия массового поражения или стихийным бедствием), смена района производится немедленно по решению командира батальона (роты), о чем он в кратчайший срок докладывает старшему командиру.

60. Подразделения, десантируемые с одного аэродрома одним вылетом военно-транспортной авиации, составляют аэродромную группу.

Командир батальона может быть назначен старшим аэродромной группы. В этом случае он отвечает за своевременную готовность к десантированию всех подразделений аэродромной группы.

61. Для организованного начала погрузки вооружения, техники и материальных средств, проверки и надевания парашютов и посадки личного состава в самолеты вблизи их стоянок, по возможности в укрытых местах, старшим аэродромной группы назначается исходное положение для погрузки и посадки.

62. Время готовности к десантированию определяет [54] старший командир. К этому времени вооружение и техника подразделений должны быть погружены в самолеты (вертолеты), а личный состав должен находиться у самолетов (вертолетов) в готовности к посадке.

2. Марш

63. Марш — организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район. В любых условиях подразделения должны прибыть в назначенный район своевременно и в готовности к выполнению боевой задачи.

64. Марш осуществляется скрытно, как правило, в темное время суток, с максимально возможной в данных условиях скоростью движения. Средняя скорость движения смешанной колонны и колонны боевых машин по дорогам может быть 25–30 км/ч, автомобильной колонны — 30–40 км/ч и более.

Дистанции между подразделениями и машинами в колонне батальона (роты) назначаются в зависимости от скорости движения, условий видимости и могут быть до 50 м.

Для своевременного начала марша и регулирования скорости движения батальону (роте) указываются исходный пункт, пункт регулирования движения и время их прохождения. Удаление исходного пункта от района расположения должно обеспечивать возможность вытягивания колонны батальона (роты). Пункты регулирования назначаются через 3–4 часа движения.

Для отдыха личного состава, проверки состояния вооружения и техники, их технического [55] обслуживания в ходе марша через 3–4 часа движения по возможности в укрытых местах назначаются привалы продолжительностью до одного часа. При совершении марша протяженностью 250–300 км и более может назначаться привал для приема пищи продолжительностью до двух часов.

65. Батальон (рота) марш в район ожидания совершает одной колонной самостоятельно или в составе аэродромной группы. В ряде случаев для достижения высокой маршевой скорости, наименьшего напряжения личного состава и сохранения техники колонна батальона (аэродромной группы) может быть расчленена по глубине на колонны подразделений на боевых машинах (бронетранспортерах) и на автомобилях.

При совершении марша по отдельному маршруту от батальона, составляющего аэродромную группу, обычно высылается рекогносцировочная группа и при необходимости отряд обеспечения движения.

Рекогносцировочная группа назначается для разведки маршрута движения и района ожидания, определения порядка размещения в нем подразделений аэродромной группы. В ее состав обычно включаются: заместитель командира батальона (старший группы), офицеры воздушно-десантной службы и инженерно-саперного подразделения, представители от каждой роты (батареи), врач или фельдшер, химики-разведчики, средства связи и транспорт.

Рекогносцировочная группа высылается заблаговременно, с таким расчетом, чтобы рекогносцировку провести по возможности в светлое [56] время суток и закончить до прибытия колонны аэродромной группы. Рекогносцировочная группа изучает указанные ей маршрут и район ожидания, определяет их состояние, наличие зараженных участков местности и обозначает их, выбирает (уточняет) места расположения подразделений и маршруты выхода в них, места для подготовки вооружения, техники и материальных средств к десантированию, уточняет маршруты выдвижения к аэродрому и места стоянок самолетов, устанавливает связь между районом ожидания и аэродромом, разведывает источники воды и определяет пригодность ее к употреблению, намечает порядок охранения в районе ожидания, встречает подразделения и выводит их в места расположения.

Отряд обеспечения движения высылается для расчистки и восстановления дороги, прокладки колонного пути, а в некоторых случаях и для устройства переправ. В его состав обычно включаются приданные батальону инженерно-саперные подразделения с инженерной техникой и парашютно-десантные подразделения.

Для обеспечения беспрепятственного движения колонны и предупреждения от внезапного нападения диверсионно-разведывательных групп и воздушных десантов противника на марше в батальоне организуются наблюдение и непосредственное охранение. Состав охранения определяется в зависимости от обстановки.

66. Получив задачу на марш, командир батальона (роты) должен уяснить ее и отдать необходимые распоряжения о подготовке к маршу, оценить обстановку, изучить по карте маршрут движения, произвести расчет марша, принять [57] решение, отдать приказ на марш, организовать управление и обеспечение.

В решении на марш командир батальона определяет: порядок совершения марша, построение походного порядка и скорость движения; задачи подразделений; состав и задачи непосредственного охранения; организацию противовоздушной обороны, управления, а при следовании по отдельному маршруту, кроме того, организацию регулирования движения, если оно не организовано старшим командиром.

В приказе на марш командир батальона (роты) указывает:

— задачу батальона (роты): маршрут движения, район ожидания, время сосредоточения в нем, исходный пункт и пункты регулирования, время их прохождения, места и время привалов;

— порядок построения походной колонны, скорость движения;

— задачи подразделениям: место в походной колонне, порядок действий при нападении противника;

— время готовности к маршу;

— порядок охранения, наблюдения и связи в ходе марша, место командно-наблюдательного пункта командира батальона (роты) в колонне и заместителей.

Командир батальона, назначенный старшим аэродромной группы, кроме того, указывает: состав, задачу, время выхода рекогносцировочной группы, место и время доклада о результатах рекогносцировки, порядок поддержания связи; состав, задачу, время выхода отряда [58] обеспечения движения и порядок поддержания связи с ним.

После отдачи приказа командир батальона (роты) дает указания по политической работе, защите от оружия массового поражения, инженерному, техническому и тыловому обеспечению, о размещении на машинах перевозимого имущества, его укрытии и маскировке, о соблюдении мер безопасности и дисциплины марша, сообщает сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним.

67. При подготовке к маршу осуществляются пополнение запасов материальных средств до установленных норм, техническое обслуживание вооружения, боевой и другой техники, устранение неисправностей, эвакуация раненых и больных, проверяется крепление и маскировка средств десантирования и перевозимых материальных средств.

Командир батальона (роты) организует проверку готовности подразделений к маршу и осуществляет контроль за своевременным выходом рекогносцировочной группы и отряда обеспечения движения.

Приданные батальону подразделения прибывают в установленное время к месту построения колонны батальона или в указанный пункт на маршруте движения, где присоединяются к колонне батальона. В отдельных случаях подразделения могут прибывать в район ожидания самостоятельно.

68. Батальон (рота) проходит исходный пункт головой колонны главных сил в установленное время с заданной скоростью. [59]

Командир батальона (роты) следует в голове колонны батальона (роты), лично ведет колонну, поддерживает установленный порядок марша, обеспечивает безопасность движения и прибытие в указанный район в точно установленное время.

Движение осуществляется по правой стороне дороги с соблюдением установленных скорости и дистанций между машинами и подразделениями.

Обгон одной колонны другой допускается только с разрешения старшего командира. Обгоняемая колонна останавливается на правой обочине или справа от дороги. При движении по мостам, железнодорожным переездам, тоннелям, труднопроходимым участкам маршрута принимаются меры по обеспечению безопасности движения. Опасные участки дороги обозначаются указателями, при преодолении их личный состав может спешиваться. Скорость движения на подъемах, спусках и труднопроходимых участках дороги обычно уменьшается, а дистанции между машинами увеличиваются. Если произошла задержка колонны подразделения в узком месте, очередное подразделение заблаговременно останавливается в укрытом районе.

При совершении марша в лесу дистанции между машинами в колонне сокращаются. На перекрестках, где затруднено ориентирование, выставляются хорошо видимые указатели или организуется регулирование движения.

Ночью машины двигаются с использованием приборов ночного видения и светомаскировочных [60] устройств, а в светлую ночь — с полностью выключенным светом.

Управление батальоном (ротой) на марше осуществляется установленными сигналами, с использованием подвижных средств связи и короткими распоряжениями (командами) по ультракоротковолновым радиостанциям. Коротковолновые радиостанции находятся на приеме в готовности к работе по указанию старшего командира.

При выходе боевых машин и автомобилей из строя заместитель командира батальона по технической части и командир подразделения принимают меры к устранению неисправностей и обеспечивают своевременное их прибытие в район ожидания; о вышедших из строя машинах и принятых мерах они докладывают командиру батальона. Неисправные машины отводятся с дороги на правую сторону и ремонтируются. После устранения неисправностей они продолжают движение. Места в колоннах своих подразделений отставшие машины занимают только во время привалов. Обгон колонны запрещается.

69. При изменении задачи и направления движения командир батальона, следующего по отдельному маршруту, должен немедленно остановить рекогносцировочную группу и отряд обеспечения движения и указать им порядок дальнейших действий. Колонна батальона (роты) в прежнем походном порядке или после необходимого перестроения выходит на новое направление (маршрут) и выполняет поставленную задачу. В зависимости от обстановки на новое направление (маршрут) могут быть высланы новые [61] рекогносцировочная группа и отряд обеспечения движения.

70. На привалах построение колонны батальона (роты), как правило, не нарушается, машины останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанциях, установленных командиром.

Личный состав выходит из машин только по команде своего командира и располагается для отдыха справа от дороги. В командирских машинах остаются дежурные радиотелефонисты. Командиры подразделений и механики-водители боевых машин, бронетранспортеров, водители автомобилей производят контрольный осмотр машин.

Подразделения, назначенные в охранение, при остановке батальона располагаются на выгодном рубеже и продолжают выполнять задачу, находясь в готовности к отражению противника.

71. Отражение ударов воздушного противника на марше осуществляется зенитными средствами и огнем стрелкового оружия выделенных для этого подразделений. Разведка воздушного противника ведется непрерывно наблюдателями подразделений. Оповещение осуществляется по радио и сигнальными средствами.

По сигналу оповещения о воздушном противнике батальон (рота) продолжает движение, зенитные средства и подразделения, назначенные для стрельбы из стрелкового оружия по воздушным целям, изготавливаются для ведения огня, люки боевых машин (бронетранспортеров) закрываются, кроме люков, из которых будет вестись огонь. Личный состав переводит противогазы в положение «наготове». Отражение воздушного [62] противника осуществляется огнем в движении или с коротких остановок.

72. По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении батальон (рота) продолжает движение. Зоны заражения в ходе марша батальон (рота), как правило, обходит, а при невозможности обойти преодолевает их с максимальной скоростью с использованием систем защиты, имеющихся на машинах, и средств индивидуальной защиты.

Частичная специальная обработка подразделений проводится после выхода из зоны заражения. Полная специальная обработка проводится по указанию старшего командира.

При нанесении противником ядерных и химических ударов командир батальона (роты) принимает меры к восстановлению боеспособности подразделений и ликвидации последствий ударов, расчистке маршрута или отысканию обходных путей в целях быстрейшего вывода подразделений из зон заражения, районов разрушений, пожаров и затоплений и своевременного прибытия батальона (роты) в назначенный район. Пораженный личный состав эвакуируется в ближайшие медицинские пункты (учреждения), а поврежденная техника, которая не может быть отремонтирована своими силами, передается ремонтным органам старшего командира.

В случае применения противником зажигательных средств, а также при вынужденном преодолении очагов пожаров люки боевых машин закрываются. Командир батальона (роты) быстро выводит колонну из очага пожара вперед или в наветренную сторону, останавливает ее, организует [63] тушение очагов огня на машинах и оказание первой помощи пораженному личному составу, после чего батальон (рота) продолжает движение.

73. Зимой перед совершением марша командир батальона (роты) организует подготовку вооружения и техники к работе в условиях низких температур и принимает меры по предупреждению обморожения личного состава; проводит мероприятия по подготовке и поддержанию дорог в проезжем состоянии (если они не проводятся силами и средствами старшего командира), проводит разведку льда на реках и озерах, через которые проходит маршрут.

При совершении марша в условиях глубокого снежного покрова машины обеспечиваются средствами повышения проходимости, а в состав отряда обеспечения движения включаются машины, оснащенные навесным бульдозерным оборудованием.

В пургу и метель, когда видимость резко снижается, с разрешения старшего командира движение машин может быть приостановлено. Во время остановок командиры подразделений должны организовать обогрев личного состава, круговое охранение и запретить одиночное передвижение людей и машин.

3. Перевозка подразделений воздушным и железнодорожным транспортом

74. Батальон может перевозиться на большие расстояния самолетами военно-транспортной авиации и железнодорожным транспортом. [64]

Перевозка батальона воздушным (железнодорожным) транспортом осуществляется, как правило, одним рейсом (воинским эшелоном). Вооружение, техника и запасы материальных средств воздушным транспортом могут перевозиться подготовленными к десантированию. До погрузки батальон обычно находится в районе ожидания, а после выгрузки выходит в район сбора.

Район ожидания назначается в 5–10 км от аэродрома или в 3–5 км от станции, в местах, обеспечивающих скрытное размещение и удобство выхода подразделений на погрузку. Время пребывания в районе ожидания используется для подготовки к погрузке и последующим действиям.

При перевозке зимой предусматриваются меры по обеспечению быстрого запуска двигателей, предупреждению обморожения, обогреву личного состава и расчистке маршрутов выхода на погрузку.

Во время перевозки железнодорожным транспортом подразделения должны находиться в постоянной готовности к выгрузке, маршу и вступлению в бой.

75. Подготовка батальона (роты) к перевозке воздушным транспортом проводится на основе приказа (распоряжения) командира полка, бригады (батальона) в районе сосредоточения или в районе ожидания и обычно включает: выполнение определенных старшим командиром мероприятий по подготовке батальона (роты) к десантированию — уточнение расчета на десантирование, получение и распределение (выдача на руки) материальных средств и имущества, [65] подготовка вооружения, техники и средств десантирования, загрузка боевых машин и автотранспорта; рекогносцировку района ожидания и аэродрома погрузки; согласование перевозки с командиром военно-транспортной авиационной части или начальником передовой команды; распределение личного состава, вооружения, техники и грузов по самолетам, назначение старших корабельных групп и их инструктирование; разработку плана погрузки вооружения, техники и посадки личного состава батальона в самолеты, а в ротах — составление погрузочных листов на перевозку личного состава, вооружения, техники и грузов в самолетах или списков личного состава, подлежащего перевозке в самолетах, когда личный состав перевозится без техники и грузов; техническое обслуживание машин; назначение команд для погрузки средств десантирования и материальных средств; организацию противовоздушной обороны, защиты от оружия массового поражения, непосредственного охранения, маскировки и комендантской службы, технического и тылового обеспечения подразделений на марше, в районе ожидания и на аэродроме; сосредоточение подразделений в районе ожидания и на аэродроме погрузки.

76. До начала погрузки командир батальона, назначенный старшим аэродромной группы, с представителем военно-транспортной авиационной части, осуществляющей перевозку, проводит рекогносцировку аэродрома, в ходе которой уточняет: маршрут выхода на аэродром; количество, места стоянки и бортовые номера самолетов, выделяемых для перевозки батальона; распределение личного состава, вооружения, техники и грузов [66] по самолетам; исходное положение для погрузки (посадки) подразделений, порядок их выхода к самолетам, время начала и окончания погрузки (посадки); организацию комендантской службы, связи, сигналы управления и меры маскировки.

Эти вопросы отражаются в плане погрузки вооружения, техники и посадки личного состава батальона в самолеты. План разрабатывается в виде схемы.

77. В приказе на перевозку воздушным транспортом командир батальона (роты) указывает:

— задачу батальона (роты): каким составом военно-транспортной авиации он перевозится, аэродром, район ожидания, маршруты и порядок выхода к ним, сроки погрузки;

— подразделениям — количество выделяемых самолетов, их бортовые номера и распределение в них личного состава, вооружения, техники и имущества подразделений, порядок погрузки (посадки) и действий после выгрузки (высадки);

— время готовности к выдвижению из района ожидания и готовности к погрузке (посадке) в самолеты;

— сигналы оповещения и управления, свое место и заместителей.

Кроме того, командир батальона дает указания по политической работе, защите от оружия массового поражения, химическому, техническому и тыловому обеспечению, определяет объем, сроки и порядок подготовки подразделений к перевозке, меры безопасности при погрузке и выгрузке, указывает порядок действий по сигналам оповещения и управления. [67]

78. Выдвижение на аэродром из района ожидания осуществляется батальонной или ротными колоннами. В установленное время подразделения сосредоточиваются в исходном положении для погрузки (посадки) и по сигналу выходят на погрузку (посадку).

Погрузка, размещение и швартовка техники и грузов в самолетах производятся личным составом экипажей боевых машин (погрузочно-выгрузочной команды) под руководством командиров экипажей самолетов.

79. В полете личный состав находится на указанных ему местах и соблюдает установленный порядок. Командир батальона обычно находится в самолете командира военно-транспортной авиационной части (подразделения), осуществляющей перевозку батальона.

При дозаправке самолетов личный состав выводится из самолетов для отдыха в готовности к посадке в установленное время.

Выгрузка после перевозки производится в короткие сроки под руководством командиров экипажей самолетов. Подразделения после выгрузки выводятся в район сбора. Командиры подразделений проверяют наличие личного состава, вооружения, техники и грузов, докладывают по команде и действуют по указанию старшего командира.

80. При перевозке железнодорожным транспортом командир батальона, назначенный начальником воинского эшелона, совместно с военным комендантом железнодорожного участка (станции) уточняет план погрузки и распределение личного состава, вооружения, техники и грузов по вагонам (платформам), устанавливает [68] очередность погрузки, время ее начала и окончания, проводит рекогносцировку района ожидания и маршрута выдвижения, определяет порядок выхода подразделений к местам погрузки (посадки) и ставит задачи подразделениям.

81. В приказе на перевозку железнодорожным транспортом командир батальона указывает:

— задачу батальона: номер воинского эшелона, станцию погрузки, район ожидания, маршруты и порядок выхода к ним, сроки погрузки;

— подразделениям — места (количество вагонов и платформ) для размещения личного состава, вооружения, техники, средств десантирования и запасов материальных средств в эшелоне; очередность и порядок погрузки (посадки), выгрузки (высадки) и действий подразделений после выгрузки (высадки); подразделениям противовоздушной обороны, выделенным для прикрытия воинского эшелона, кроме того, места в эшелоне и задачи по прикрытию батальона при погрузке, в пути следования и при выгрузке, а подразделениям, от которых выделяются погрузочно-выгрузочные команды и суточный наряд, — состав команд (наряда), задачи и время готовности к их выполнению;

— время готовности к выдвижению из района ожидания и к погрузке;

— должностных лиц эшелона, места их нахождения в эшелоне;

— сигналы оповещения и управления. После отдачи приказа на перевозку командир батальона, назначенный начальником эшелона, дает указания о способах и порядке крепления [69] и маскировки вооружения, техники и средств десантирования на подвижном составе; об организации охраны в эшелоне (указывает места постов и порядок связи с ними, время и порядок смены наряда); о соблюдении мер безопасности при погрузке (выгрузке) и в ходе перевозки; о порядке действий по сигналам оповещения и управления, а также по организации связи, боевого, технического и тылового обеспечения, противопожарной охраны (аварийно-спасательных работ); о проведении политической работы в период перевозки и о действиях в случае прекращения перевозки.

Командир роты приказ на перевозку отдает в таком же порядке, как и командир батальона, но при постановке задач подразделениям обычно указывает: места размещения личного состава, вооружения и техники взводов на подвижном составе, очередность и порядок их погрузки (посадки), выгрузки (высадки); основные правила погрузки (посадки), крепления и маскировки вооружения и техники; меры безопасности при погрузке (посадке), перевозке и выгрузке (высадке). Кроме того, он назначает старших по вагонам, погрузочно-выгрузочные команды, суточный наряд и указывает место нахождения личного состава, не занятого погрузкой вооружения, техники и имущества.

82. До начала погрузки командир батальона, назначенный начальником эшелона, с должностными лицами эшелона прибывает на станцию погрузки, проверяет наличие подвижного состава, принимает вагоны, вносит при необходимости изменения в план погрузки и дает команду (сигнал) [70] на выдвижение подразделений к местам погрузки.

Погрузка вооружения, техники, средств десантирования, запасов материальных средств и посадка личного состава производятся в указанное время с соблюдением мер маскировки, безопасности и предосторожности от порчи вооружения, техники, средств десантирования и подвижного состава. Зенитные средства, выделенные для прикрытия района погрузки, а также тягачи, предназначенные для обеспечения быстрой погрузки техники, грузятся на платформы в последнюю очередь. Горючее и боеприпасы грузятся в разные вагоны.

Погруженные на подвижной состав техника и имущество надежно закрепляются, а машины, кроме того, ставятся на тормоз и низшую передачу. Поворотные устройства башен боевых машин застопориваются, а стопоры пломбируются.

Посадка личного состава в вагоны производится по окончании погрузки вооружения, техники, средств десантирования и материальных средств обычно непосредственно перед отправкой воинского эшелона, но не позднее чем за 10 минут до отправления.

Для наблюдения за воздушным противником и прилегающей местностью в эшелоне назначаются наблюдательные посты, которые обеспечиваются приборами наблюдения, радиационной и химической разведки.

Зенитные средства, выделенные для прикрытия эшелона в пути следования, размещаются на платформах, в местах, обеспечивающих круговой обзор и обстрел воздушных целей. В подразделениях для отражения внезапных налетов воздушного [71] противника назначаются дежурные огневые средства, которые должны находиться в постоянной готовности к ведению огня.

Для тушения пожаров в пути следования назначается дежурное подразделение, которое обеспечивается необходимыми средствами пожаротушения и находится в постоянной готовности к действиям.

Для своевременного оказания медицинской помощи во время перевозки в эшелоне развертывается медицинский пункт батальона.

83. Управление в эшелоне осуществляется с использованием проводных средств связи, личным общением, связными, а также световыми и звуковыми сигналами.

Командир батальона — начальник воинского эшелона со штабом в пути следования размещается, как правило, в середине эшелона, имея телефонную связь с начальником караула, наблюдательными постами, а также с машинистом тепловоза (электровоза).

В пути следования данные о воздушной, радиационной, химической и бактериологической (биологической) обстановке начальник эшелона получает от наблюдательных постов и военных комендантов железнодорожных участков и станций.

84. Оповещение о воздушном противнике, радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении осуществляется сигналами, установленными начальником эшелона, а также сигналами, применяемыми на транспорте.

По сигналу оповещения о воздушном противнике эшелон продолжает движение, двери, окна [72] и люки вагонов закрываются, средства защиты переводятся в положение «наготове». Огневые средства, выделенные для отражения воздушного противника, открывают огонь по команде начальника эшелона, а при внезапном нападении — самостоятельно, в соответствии с установленным порядком ведения огня.

По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении личный состав надевает противогазы, а при необходимости — по приказу командира подразделения и другие средства индивидуальной защиты.

Преодоление воинским эшелоном зоны радиоактивного заражения осуществляется по решению начальника эшелона. Перед ее преодолением личный состав подразделений на боевых машинах и экипажи других бронированных машин могут размещаться в машинах. После преодоления зоны заражения по указанию начальника эшелона проводится частичная специальная обработка подразделений. Полная специальная обработка проводится после выгрузки.

85. В пути следования батальон (рота) должен быть готов к выгрузке в неподготовленных местах и совершению марша к месту назначения в обход зон заражения, районов разрушений, пожаров и затоплений.

Для обеспечения быстрой выгрузки эшелона в неподготовленных местах в составе эшелона необходимо иметь табельные и использовать местные средства выгрузки.

С прибытием на станцию выгрузки батальон (рота) быстро выгружается и выходит в район сбора. Командиры подразделений проверяют наличие [73] личного состава, вооружения, техники и имущества, докладывают старшим командирам и действуют по их указаниям.

4. Расположение на месте

86. Батальон (рота) на месте может располагаться в районе сосредоточения, районе ожидания и других назначенных районах. Район расположения назначается обычно на местности, имеющей естественные укрытия. Он должен обеспечить рассредоточенное и скрытное размещение подразделений батальона (роты), быстрый их сбор и перемещение в другой район, удобство размещения и отдыха личного состава, выполнение мероприятий по подготовке к десантированию (перевозке), а также благоприятные условия в санитарно-эпидемическом отношении.

Величина района для расположения батальона может быть до 10 кв. км.

До выхода батальона (роты) в назначенный район организуется его рекогносцировка.

87. При подходе батальона к району ожидания старший рекогносцировочной группы и представители подразделений, проводившие рекогносцировку, встречают подразделения и выводят их в назначенные им места. Остановка колонн подразделений на дорогах в ожидании указаний о месте и порядке их расположения не допускается.

В назначенном районе батальон располагается поротно с учетом возможности быстрого построения колонны и максимального использования защитных и маскирующих свойств местности. Расстояние между ротами определяется в зависимости [74] от условий местности и может быть от 300 до 1000 м. Рота в указанном ей районе располагается обычно вдоль маршрута выдвижения. Командир батальона (роты) организует непосредственное охранение, противовоздушную оборону, защиту от оружия массового поражения, инженерное оборудование, маскировку района и техническое обслуживание машин.

В районе расположения боевые машины, средства десантирования, другая техника и материальные средства укрываются в складках местности и других естественных укрытиях и маскируются; личный состав вблизи машин отрывает щели. При наличии времени для личного состава могут устраиваться блиндажи, а для машин отрываться укрытия.

При расположении батальона (роты) в лесу на случай возникновения пожара подготавливаются пути выхода подразделений в запасный район. Спасательные работы и тушение пожара осуществляются назначенными подразделениями или всем личным составом батальона (роты).

Зимой для расположения подразделений выбираются места, защищенные от ветра. Для обогрева личного состава оборудуются утепленные укрытия. Двигатели машин при необходимости периодически прогреваются.

88. Для непосредственного охранения и несения комендантской службы в батальоне назначаются парные патрули, которые воспрещают проникновение в район расположения батальона посторонних лиц и поддерживают установленный порядок. В роте организуется непосредственное охранение и дежурство наблюдателей на командно-наблюдательном пункте роты. Охрана личного [75] состава, вооружения, техники и средств десантирования осуществляется патрульными, которые несут службу путем обхода расположения роты.

В батальоне (роте) устанавливается постоянное круговое наблюдение, организуется связь между командно-наблюдательным пунктом батальона и подразделениями, оповещение о воздушном противнике, радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении, а также о применении зажигательных средств.

89. При постановке задач подразделениям на расположение в районе ожидания командир батальона (роты) указывает: места расположения подразделений, порядок их занятия и инженерного оборудования; порядок размещения, укрытия и маскировки вооружения, техники, средств десантирования и материальных средств; мероприятия по защите от оружия массового поражения, химическому обеспечению, а также по обеспечению готовности к отражению внезапного нападения противника; порядок выполнения мероприятий по подготовке подразделений к десантированию и боевым действиям (к перевозке); состав и задачи непосредственного охранения; порядок поддержания связи, сигналы оповещения и управления.

Кроме общих вопросов командир батальона указывает:

— подразделению противовоздушной обороны — огневые позиции, задачи и степени готовности к отражению воздушного противника;

— дежурному подразделению — состав, задачи и сигналы вызова. [76]

5. Подготовка к десантированию и боевым действиям

90. Подготовка батальона (роты) к десантированию и боевым действиям осуществляется по распоряжению командира полка или бригады (батальона).

Командир батальона (роты) при постановке задач подразделениям на подготовку к десантированию и боевым действиям указывает:

— места, последовательность и сроки подготовки вооружения, боевой и другой техники и материальных средств к десантированию и боевым действиям, выделяемый для этого личный состав и ответственных исполнителей;

— экипировку личного состава, количество десантируемых с подразделениями материальных средств;

— порядок использования средств механизации погрузочно-выгрузочных работ;

— порядок контроля и доклада о выполнении мероприятий.

Кроме того, командир батальона (роты) дает указания об установке (о проверке правильности установки) рабочих частот радиостанций и радиотехнической аппаратуры сбора десанта и выполнении других мероприятий в соответствии с распоряжениями старшего командира.

91. Командир батальона, назначенный старшим аэродромной группы, совместно с начальником передовой команды военно-транспортной авиационной части проводит рекогносцировку аэродрома, во время которой уточняет: места стоянки самолетов при погрузке техники и посадке личного состава, их бортовые номера, воинские [77] звания и фамилии командиров экипажей и выпускающих в каждом самолете; распределение личного состава, вооружения, техники и грузов по самолетам; исходное положение для погрузки и посадки в самолеты; сроки, маршруты и порядок выхода подразделений из района ожидания на аэродром в исходное положение для погрузки и посадки; порядок и сигналы начала погрузки и посадки; организацию связи с командиром военно-транспортной авиационной части и организацию комендантской службы.

92. Командир роты с получением задачи на подготовку к десантированию и боевым действиям ставит задачи подчиненным, организует и руководит получением и подготовкой к десантированию боеприпасов, средств защиты, продовольствия, радиотехнических и других средств, проведением технического обслуживания машин, выверки вооружения и укладки боеприпасов, подготовкой техники и личного состава к десантированию и боевым действиям; проверяет состояние боевых машин, наличие горючего, боеприпасов, готовность средств связи; проводит контрольный и предполетный осмотр зашвартованной техники, экипировки личного состава, подгонки парашютов и докладывает командиру батальона о готовности роты к десантированию и выполнению боевой задачи.

93. При подготовке к десантированию боевая техника (автомобили) дозаправляется горючим и смазочными материалами, при необходимости производится дополнительное крепление агрегатов и узлов машин.

Подготовка вооружения, техники и материальных средств к десантированию проводится на [78] специальных площадках, которые должны иметь: места для разгрузки и размещения вооружения, техники, материальных средств и средств десантирования; пункты для снаряжения автоматических устройств; места для расположения личного состава и автотранспорта. Завершение подготовки к десантированию боевых машин (бронетранспортеров) проводится непосредственно на аэродроме перед погрузкой в самолеты.

Все работы по подготовке вооружения, техники и материальных средств к десантированию выполняются экипажами (расчетами) под руководством командиров подразделений. Контроль осуществляется командирами взводов, рот и специалистами воздушно-десантной службы батальона, полка (бригады).

Для погрузки техники и материальных средств, проверки и надевания парашютов и посадки личного состава в самолеты подразделения выводятся в исходное положение.

Погрузка вооружения, техники и материальных средств в самолеты, их швартовка и подготовка к выброске проводится личным составом подразделений под руководством командиров экипажей самолетов.

После погрузки вооружения, техники и материальных средств командиры подразделений десанта, специалисты воздушно-десантной службы совместно с командирами экипажей самолетов проводят предполетный осмотр загруженных техники и грузов для определения готовности их к выброске.

94. С получением боевой задачи командир батальона (роты) изучает противника и местность в районе боевых действий по карте, фотосхемам [79] (фотопланшетам, отдельным снимкам), планам, описаниям и другим материалам. При наличии времени изготавливаются макеты местности и схемы.

При изучении противника командир батальона (роты) должен уяснить: местонахождение объектов захвата, какими силами и средствами они обороняются, систему обороны, сильные и слабые места в ней; наличие, места установки и характер заграждений; какие действия противника следует ожидать при приземлении и сборе подразделений и при выдвижении их к объекту. Если для захвата намечены подвижные объекты, оцениваются возможности по изменению их мест в ходе боя.

При изучении местности оцениваются ее характер и влияние на выполнение поставленной задачи: состояние площадки приземления; проходимость, условия наблюдения, ведения огня и маневра, наличие препятствий; направления, где можно действовать на боевых машинах или только в пешем порядке; защитные и маскирующие свойства, скрытые пути подхода к объектам; выгодные рубежи для отражения контратак противника и удержания объекта.

В решении на десантирование и боевые действия командир батальона кроме общих вопросов определяет, какими самолетами (вертолетами) и в какой последовательности десантируются подразделения батальона и приданные ему подразделения.

Боевой приказ командир батальона (роты) обычно отдает перед выходом подразделений на аэродром (посадочную площадку) для погрузки и посадки в самолеты (вертолеты) на макете [80] местности или схеме (крупномасштабной карте) района десантирования и боевых действий.

При ограниченном времени командир роты боевой приказ может отдавать одновременно командирам взводов, отделений и всему личному составу роты.

После десантирования решение на бой и задачи подразделений уточняются в соответствии со сложившейся обстановкой.

95. В боевом приказе на десантирование и боевые действия при постановке боевых задач командир батальона указывает:

— парашютно-десантным (десантно-штурмовым) ротам — средства усиления; ближайшую задачу, время ее выполнения; характер дальнейших действий, а при необходимости и пункт сбора; кто поддерживает; количество самолетов (вертолетов), выделяемое для десантирования, их бортовые номера (ротам, десантируемым вертолетами, кроме того, площадки приземления и места вертолетов в полете);

— подразделениям прикрытия — рубеж; время и способ выполнения задачи; характер дальнейших действий (пункт сбора);

— резерву — состав; пункт сбора после приземления; направление перемещения в ходе боя; характер возможных действий; порядок десантирования;

— артиллерийскому подразделению и другим огневым средствам — задачи по уничтожению (подавлению) противника и поддержке рот; огневые позиции; время готовности к ведению огня после приземления; расход боеприпасов; порядок десантирования; [81]

— подразделению противовоздушной обороны и парашютно-десантным (десантно-штурмовым) подразделениям — задачи по уничтожению воздушного противника в районе площадки приземления и при захвате батальоном объекта (рубежа);

— инженерно-саперному подразделению — задачи по инженерному обеспечению атаки и уничтожению объекта, а также по устройству минно-взрывных заграждений на путях вероятного выдвижения резервов противника.

Командир батальона, действующего в качестве тактического воздушного десанта, при десантировании вертолетами дополнительно указывает:

— подразделениям транспортных (транспортно-боевых) вертолетов — посадочные площадки в исходном районе для десантирования, время прибытия и порядок размещения вертолетов на них; порядок посадки личного состава и загрузки техники в вертолеты; задачу, маршрут и профиль полета, боевой порядок вертолетных подразделений; площадки приземления, способы выхода к ним; порядок высадки десанта и дальнейших действий;

— подразделению боевых вертолетов — состав, задачи и место в боевом порядке при десантировании и после высадки десанта.

96. Командир роты в боевом приказе на десантирование и боевые действия указывает:

— данные о противнике: состав, расположение и характер его действий в районе площадки приземления и объекта захвата; наличие и характер инженерных заграждений; вероятные [82] направления и время выдвижения ближайших резервов;

— боевую задачу роты: ближайшую задачу и время ее выполнения, пункт сбора и характер дальнейших действий; средства усиления; кто поддерживает; порядок десантирования — количество самолетов (вертолетов), их бортовые номера;

— объекты и цели, уничтожаемые (подавляемые) средствами старшего командира на направлении действий роты; задачи и порядок действий соседних подразделений;

— боевые задачи: взводам — объект атаки, направление наступления, характер маневра при выдвижении к объекту атаки, порядок действий при захвате и уничтожении объекта и после выполнения задачи, порядок десантирования; подразделениям усиления — задачу и время ее выполнения, место в боевом порядке роты, порядок десантирования;

— расход боеприпасов и горючего на выполнение боевой задачи;

— время готовности к десантированию;

— каким самолетом (вертолетом) он десантируется, место командно-наблюдательного пункта после десантирования, заместителей.

97. При организации взаимодействия командир батальона (роты) указывает (согласовывает):

— порядок поражения объектов (целей) средствами старших командиров на направлении действий батальона (роты);

— порядок выброски (высадки) и сбора подразделений: курс полета самолетов (вертолетов), высоту и последовательность выброски [83] (высадки), район (пункт) сбора или исходное положение для наступления и время его занятия, сигналы сбора;

— направления выдвижения и способы действий подразделений, назначенных в разведку;

— порядок действий подразделений прикрытия: направления выдвижения, способы и сроки действий на указанных рубежах;

— порядок огневого поражения противника в районе площадки приземления и на направлении действий подразделений: распределение целей для поражения штатными и приданными огневыми средствами; место огневых позиций и время готовности артиллерийского подразделения к открытию огня; порядок перемещения в ходе боя; порядок вызова, переноса и прекращения огня;

— порядок и способы захвата и уничтожения объектов: направления (маршруты) выдвижения подразделений к объектам; рубеж посадки на боевые машины, рубежи развертывания, спешивания, перехода в атаку; способ атаки; порядок преодоления заграждений, препятствий и отражения контратак пехоты и танков противника с флангов и тыла; способы уничтожения (вывода из строя) объектов, выделяемые для этого силы и средства, порядок их действий; район (пункт) сбора после выполнения задачи;

— вероятные направления действий резерва и меры по обеспечению ввода его в бой;

— порядок действий подразделений при выброске (высадке) на запасную площадку приземления: район (пункт) сбора, порядок уничтожения противника в районе площадки приземления [84] и выдвижения к назначенным объектам захвата;

— порядок отражения ударов воздушного противника, способы опознавания своих самолетов (вертолетов) и обозначения своих подразделений;

— характер дальнейших действий подразделений;

— порядок перемещения командно-наблюдательного пункта;

— сигналы оповещения, управления и взаимодействия.

Командир батальона, действующего в качестве тактического воздушного десанта, при десантировании вертолетами дополнительно согласовывает: порядок подавления средств противовоздушной обороны противника перед десантированием и в ходе него; расположение целей, по которым наносятся удары вертолетов с воздуха, и порядок применения бортового вооружения; действия подразделений боевых, транспортно-боевых и транспортно-десантных вертолетов при высадке десанта; взаимодействие боевых вертолетов, штатных и приданных подразделений, а также действия подразделений с ударами, наносимыми средствами старшего командира, при захвате объекта (рубежа, района) и удержании его; порядок действий подразделений десанта с выходом в его район войск, действующих с фронта. Кроме того, командир батальона определяет время и порядок погрузки боевой техники и посадки личного состава в вертолеты, порядок поддержания связи.

При организации взаимодействия, если необходимо, могут согласовываться и другие вопросы [85] в зависимости от характера решаемых батальоном (ротой) задач и условий обстановки.

98. Последовательность выброски (высадки) подразделений определяется командиром полка (бригады). Выброска личного состава осуществляется, как правило, вслед за выброской боевой техники.

Распределение личного состава и техники по самолетам (вертолетам) осуществляется командиром батальона в соответствии с расчетом на десантирование и должно обеспечивать наилучшие условия для быстрого сбора и приведения подразделений в готовность к бою после приземления и выполнения поставленной задачи.

Подразделения, назначенные для ведения разведки, десантируются головными самолетами (вертолетами). Разведывательные группы и другие подразделения, десантируемые вне площадок приземления, размещаются в самолетах (вертолетах) с учетом очередности их выброски (высадки).

99. Командир батальона, назначенный старшим аэродромной группы, совместно с представителем военно-транспортной авиационной части (части армейской авиации), осуществляющей десантирование, разрабатывает в виде схемы план погрузки вооружения, техники и посадки личного состава в самолеты (вертолеты).

В плане обычно указываются: район ожидания аэродромной группы, маршруты выхода на аэродром (посадочную площадку), места стоянок самолетов (вертолетов) во время погрузки техники и посадки личного состава, их бортовые номера; распределение личного состава, вооружения [86] и техники по самолетам (вертолетам); исходное положение для погрузки и посадки в самолеты (вертолеты); размещение пунктов управления аэродромной группы и военно-транспортной авиационной (вертолетной) части (подразделения); порядок и сигналы начала погрузки и посадки; организация комендантской службы; меры маскировки.

На основании этого плана командиры подразделений составляют погрузочные листы на десантирование личного состава, вооружения, техники и грузов в самолетах или посадочные листы на десантирование личного состава в самолетах, если личный состав десантируется без техники.

100. Выход подразделений из района ожидания на аэродром в исходное положение для погрузки и посадки в самолеты (вертолеты) осуществляется в назначенное командиром десанта и согласованное с командиром военно-транспортного авиационного соединения (части) время по команде командира батальона — старшего аэродромной группы. В исходном положении техника, грузы и личный состав, назначенный для погрузки, сосредоточиваются в указанных местах вблизи стоянки самолетов (вертолетов) и в установленное время (по сигналу или по команде командира батальона) приступают к погрузке.

Время начала погрузки техники и грузов определяется старшим начальником.

Надевание парашютов осуществляется: личным составом, десантируемым с техникой, — возле [87] самолетов по окончании погрузки техники; без техники — в исходном положении для погрузки и посадки.

Посадка личного состава в самолеты осуществляется по сигналу (команде) с командного пункта военно-транспортной авиационной части и заканчивается до запуска двигателей.

101. При подготовке к десантированию и выполнению боевой задачи ночью принимаются меры по освещению рабочих мест с соблюдением светомаскировки, усиливается комендантская служба.

Для вывода подразделений в исходное положение для погрузки и посадки и к стоянкам самолетов (вертолетов) назначаются проводники, с которыми предварительно проводится рекогносцировка маршрутов.

Зимой предусматриваются: меры по обогреву личного состава; расчистка площадок и маршрутов выхода подразделений; прогрев двигателей машин перед погрузкой в самолеты (вертолеты) для обеспечения их быстрой заводки после приземления; обеспечение подразделений маскировочными костюмами, лыжами, а машин — приспособлениями для повышения проходимости в условиях глубокого снежного покрова; маскирующее окрашивание боевой техники и транспортных средств.

При подготовке батальона к десантированию посадочным способом в целях обеспечения быстрой выгрузки и сосредоточения подразделений в указанном районе (пункте) могут назначаться офицеры и регулировщики, которые десантируются с парашютной группой, захватывающей аэродром, или в головных самолетах посадочной [88] группы. Они встречают приземлившиеся самолеты, уточняют командирам подразделений направления (маршруты) выхода в указанные районы (пункты), регулируют движение, принимают меры к быстрому освобождению взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек для посадки и взлета самолетов. Для отбуксирования техники от самолетов при выгрузке в условиях низких температур могут выделяться тягачи.

6. Десантирование

102. Десантирование батальона организуется старшим командиром. Оно осуществляется, как правило, с одного аэродрома на одну площадку приземления (аэродром). Размеры ее могут быть до 5 км по длине и до 2 км по ширине.

Десантирование батальона вертолетами производится с одной-двух посадочных площадок на одну-две площадки приземления. Размер их определяется количеством и типом вертолетов, осуществляющих посадку на каждую площадку. В отдельных случаях, когда местность не обеспечивает безопасное приземление вертолетов, высадка личного состава может проводиться из режима висения.

На случай резкого изменения обстановки в районе десантирования назначаются запасные площадки приземления. Указания об изменении площадки приземления и боевой задачи, а также новые данные о действиях противника в период десантирования могут быть переданы командиру [89] батальона по радио, а на аэродроме дозаправки — и устно. В полете командиры подразделений, старшие в каждом самолете (вертолете), информацию об изменении площадки приземления получают от командиров экипажей самолетов (вертолетов). На аэродроме дозаправки командир батальона боевые задачи подразделениям может уточнить или поставить им новые задачи.

103. В самолетах (вертолетах) личный состав размещается в соответствии с установленной очередностью выброски (высадки).

При подходе к площадке приземления по сигналу командира экипажа самолета десантники изготавливаются к прыжку и по сигналу начала выброски быстро отделяются от самолета. В воздухе десантники ориентируются, готовят личное оружие к ведению огня, при необходимости ведут огонь и изготавливаются к приземлению. Командиры подразделений включают свои переносные радиостанции и входят в связь с подчиненными и старшими командирами.

При десантировании посадочным способом выгрузка из самолетов (вертолетов) вооружения, техники и материальных средств производится в минимально короткие сроки. После выгрузки подразделения, как правило, собираются в районе (пункте) сбора и приступают к выполнению поставленных задач, действуя в со ответствии со сложившейся обстановкой.

104. Десантирование батальона, действующего самостоятельно в качестве тактического воздушного десанта, организует командир, применяющий десант. Десантирование осуществляется приданными батальону транспортно-десантными [90] и транспортно-боевыми вертолетами одним или несколькими вылетами, как правило, по одному маршруту. Выделенные для обеспечения десантирования батальона и поддержки его при выполнении задачи в тылу противника силы и средства фронтовой авиации, ракетных войск и артиллерии, войск противовоздушной обороны осуществляют поражение противника в районе десантирования, подавление средств противовоздушной обороны в полосе пролета армейской авиации и прикрытие батальона с воздуха по плану начальника, применяющего десант.

Командир батальона несет ответственность за высадку батальона в точно установленное время в назначенном районе (на площадке приземления) и за применение вертолетов при выполнении батальоном боевой задачи в тылу противника.

105. Боевой порядок вертолетных подразделений при десантировании батальона одним вылетом обычно включает: группу разведки и обозначения площадок приземления, колонну вертолетов передовой группы, колонну вертолетов главных сил, группы прикрытия и группу постановки помех.

Группа разведки и обозначения площадок приземления предназначается для уточнения данных о противнике и местности в районе десантирования, а также радиационной, химической обстановки и погоды.

Колонна вертолетов передовой группы включает подразделение боевых вертолетов, а также транспортно-боевые и транспортно-десантные вертолеты с подразделениями, предназначенными для разведки, уничтожения противника на [91] площадке приземления и обеспечения высадки батальона.

Колонна вертолетов главных сил включает подразделения транспортно-боевых и транспортно-десантных вертолетов с подразделениями батальона и средствами его усиления. В ее состав также входят подразделения боевых вертолетов, которые в ходе боевого полета подавляют зенитные и другие огневые средства противника, ведущие огонь по вертолетам, наносят удар по противнику в районе десантирования непосредственно перед высадкой десанта.

Группы прикрытия состоят из пар (звеньев) боевых (транспортно-боевых) вертолетов. Они подавляют огневые средства противника, ведущие огонь по колонне вертолетов с земли, и воспрещают нападение его вертолетов на главные силы батальона.

Группа постановки помех предназначается для нарушения управления средствами противовоздушной обороны противника.

106. Боевой полет совершается на малых и предельно малых высотах. В полете экипажи вертолетов и десантники ведут наблюдение за воздушным и наземным противником. Порядок наблюдения и доклада об обнаружении противника определяет командир вертолетной части. Выявленные зенитные и другие огневые, а также радиолокационные средства противника поражаются средствами старшего командира, огнем бортового вооружения вертолетов и стрелкового оружия десантируемых подразделений.

В полете при подходе к зонам заражения в целях обеспечения безопасности личного состава в вертолетах закрываются все форточки, [92] блистеры, люки, двери, выключается система обогрева и вентиляции кабин, экипажи вертолетов и личный состав десантируемых подразделений надевают респираторы (противогазы).

При подлете к району десантирования командир батальона при необходимости на основе разведывательных данных уточняет порядок высадки и задачи подразделениям.

Вертолеты передовой группы из бортового вооружения, а десантируемые подразделения из стрелкового оружия с воздуха подавляют противника в районе площадки приземления, производят высадку подразделений, поднимаются в воздух, поддерживают огнем бой передовой группы и обеспечивают высадку батальона.

Вертолеты колонны главных сил поэскадрильно или звеньями производят посадку. Десантники быстро покидают вертолеты, выгружают боевую технику и действуют в соответствии с поставленной боевой задачей.

107. В случае выброски (высадки) подразделений (отдельных десантников) за пределами назначенной площадки приземления старший среди них командир объединяет их под своим командованием, организует разведку противника и местности, устанавливает связь с командиром батальона и действует по его указанию. При невозможности получения указаний десантники действуют по обстановке, уничтожают противника и стремятся выйти в район боевых действий десанта самостоятельно. [93]

Дальше