Содержание
«Военная Литература»
Проза войны

Владимир Дягилев и его книги

В одном из летних номеров «Пионерской правды» за 1933 год было напечатано письмо уральского пионера Алексею Максимовичу Горькому — ответ на обращение А. М. Горького к пионерам и школьникам Советского Союза. Письмо было одним из многочисленных откликов; редакция, приведя эти строки, сообщила имя его юного автора: «Ученик Петуховской школы Володя Дягилев».

Так впервые увидел свое имя напечатанным Владимир Яковлевич Дягилев, позже автор многочисленных книг, в том числе романов и повестей «Гвардейцы», «Доктор Голубев», «Майский жук», «Вечное дерево» и других.

С детства он мечтал быть врачом. И с детства мечтал быть писателем. Обе эти профессии казались несовместимыми, хотя классическая литература подсказывала имена врачей, ставших прозаиками и драматургами. Учиться он пошел на врача — в Новосибирский медицинский институт. Стихи и заметки публиковал в сибирских газетах.

Я пишу о прозаике, о литераторе, и, естественно, вывожу на первый план то, что впоследствии станет главным в его жизни. Но кроме литературы было и другое — опыты в институтской лаборатории, спорт, комсомольская работа.

С начала Великой Отечественной войны В. Дягилев вступил в Красную Армию добровольцем и в качестве военного врача был отправлен на фронт.

...Почти у каждого человека хранятся старые справки, удостоверения, фотографии, письма — по ним можно проследить всю его жизнь, восстановить любую ее сторону.

Но есть люди, которым не надо хранить удостоверения или справки, — это писатели и журналисты. Вся их жизнь — в печати. Комплект ежедневной красноармейской газеты «Вперед на врага» говорит о работе и боевых делах капитана Дягилева больше, чем любые снабженные самыми впечатляющими печатями справки.

Мы находим здесь и его стихотворения — главным образом лирические, иногда патетические, находим и очерки. Но самое интересное — это не то, что пишет он сам, а то, что пишут о нем. Из фронтовой прессы мы узнаем, что военврач В. Я. Дягилев выносил раненых аз горящих танков; узнаем, что бывало время, когда он не мог отойти от операционного стола в течение нескольких суток. А в одном из номеров газеты мы прочли такую заметку; «Образцово заботится о раненых бойцах гвардии капитан медицинской службы тов. Дягилев. Он проводит с нами все свое время. Лечит нас, беседует с нами, читает книги. Воины, уходящие из медсанбата, добрым словом вспоминают заботливого врача тов. Дягилева. Гвардии старшина Тимофеев, гвардии старший сержант Дейнекин, гвардии рядовой Александров и другие».

В военных повестях В. Дягилева сильны автобиографические мотивы. Для него характерно точное, профессиональное знание материала. Медицина и литература переплелись в работе писателя, определив лучшие, яркие страницы его произведений.

В 1952 году вышла его повесть «Гвардейцы». Повесть эта не сразу была воспринята критикой. В. Дягилева ругали за многое, и в том числе за «телеграфный язык». Молодой прозаик недолго думая послал свою книгу писателю, мнение которого было для него абсолютным. В ответ пришла телеграмма: «Можно писать и телеграфным языком, лишь бы было здорово». И подпись: «Шолохов, Вешенская, 10 января 1953 года.

В 1956 году вышла повесть «Доктор Голубев». О. Озеров писал о ней в статье «Люди боевого авангарда»: «Критика, пожалуй, оказалась недостаточно внимательной к достоинствам и недостаткам повести В. Дягилева. Его герой доктор Голубев интересно задуман, он принадлежит к типу людей, которые, не дожидаясь особых указаний и не боясь риска, по своей инициативе берутся за нужное дело и настойчиво проводят его в жизнь так, как велит им собственная совесть».

Доктор Голубев не страшится вступить в открытый конфликт с известным врачом Песковым, стремящимся в первую очередь оградить себя и свой авторитет от всяких случайностей. По мере развития действия этот конфликт становится все более и более значительным. Больного солдата Сухачева, обреченного по диагнозу Пескова на смерть, спасают не только знания и творческая смелость работников госпиталя, но и чуткость товарищей.

По существу, основная идея повести и заключается в утверждении гуманизма нашего общества. Но гуманизм советских людей не только утверждает как непреложный закон заботу о человеке, дружбу и товарищескую поддержку, он ведет борьбу с равнодушием, мелочным себялюбием, душевной ленью.

Критикой была замечена и следующая повесть Дягилева — «Майский жук» (1961), в центре которой образ споткнувшегося, опустившегося, больного человека — алкоголика. Писатель не счел нужным упрощать или приукрашивать причины появления «Майского жука». Вокруг повести разгорелся спор. Судьбу ее решил отзыв прекрасного писателя Юрия Олеши, который заслуживает того, чтобы его привести полностью:

«Владимир Дягилев, по-моему, талантливый, многообещающий писатель. У него есть воображение, умение создавать человеческие образы. Письмо — свободное, выразительное, с хорошими красками. Недостаток вычурности, очень часто свойственный молодым, у него отсутствует. Заметно настоящее мастерство.

Я знаю, что он много работает над своими вещами. Самое главное, что этот писатель живо заинтересован судьбами советских людей. Он не скользит по поверхности, смотрит далеко, глубоко думает.

Я прочел в рукописи его повесть «Майский жук». Это повесть о молодом человеке, комсомольце, одаренном парне, который стал пить, опустился... Автор хочет исследовать вопрос о подобном падении судьбы молодого существа — в нашу эпоху, среди нас, среди здоровой, устремленной в хорошее жизни. Что привело героя к падению? Сам ли он виноват? Может быть, еще что-нибудь виною этому? Автору, как мне кажется, удался анализ катастрофы в рамках сюжета его повести и ее среды. Повесть написана правдиво, горячо... Она несомненно может принести немало пользы в смысле хорошего влияния на молодежь: герой изображен очень ярко; и ярко изображено как хорошее, так и дурное вокруг него. Герой не гибнет, хотя и на краю гибели. И становится понятным, что товарищеское, теплое, умное, доброе и вместе с тем, когда надо, суровое отношение может возродить любую гибнущую молодую судьбу к жизни. Повесть, по существу, хоть и говорит порой о печальных вещах, насквозь оптимистична. Она и читательски интересна (очень!) и богата идеей».

Владимиру Дягилеву принадлежит много книг. К названным выше можно добавить еще «Волшебник в белом халате» (1963), «Крутизна» (1963), «Солдаты без оружия» (1965), «Микстура Икс» (1967), «Сестра Ильича» (1970), «Вечное дерево» (1971), «Свидание с юностью» (1972), «Змея и чаша» (1.975), «Медсанбат 0013» (1976) и другие.

Остановимся на одном из последних романов писателя.

«Вечное дерево» — на первый взгляд роман не очень характерный для его творчества: завод, будни производства, рассказ о людях тяжелой индустрии... Но было бы неверно забывать еще об одной черте В. Дягилева — его умении публицистически оперативно и остро решать вопросы, продиктованные временем.

Герой романа Степан Стрелков стремится передать молодым не только свои знания, умение, но и нечто большее — свое мироощущение, настрой мыслей и чувств, все, что воспитал в нем сложный путь воина, патриота, коммуниста. Эта непростая задача становится содержанием всей его жизни.

Человек в труде — замечательные страницы книги.

Добрую, большую, трудную тему поднял писатель. Его герой — это несомненное литературное предвидение: ведь когда роман был начат около пятнадцати лет назад, проблема наставничества молодежи еще не стояла так отчетливо, как сейчас. В. Дягилев оказался дальнозорок. Писатель изучил не только биографию одного человека — известного сейчас Степана Витченко; перед ним были многие жизни, многие судьбы. И реальность, подлинность жизненного пути героя «Вечного дерева» Степана Стрелкова как раз в его умении — здесь сказалась служба В. Дягилева в армии — оставаться и на «гражданке» человеком военным, с присущими ему четкостью мыслей, собранностью и другими качествами, помогающими найти контакт с молодыми людьми на производстве.

Каждая из книг В. Дягилева имеет свою историю, каждая вызвала отклики — и читательские, и писательские.

«Хорошая, нужная повесть о советских танкистах и врачах. Написана грамотно как в военном, так и в литературном отношении. Нет в ней того «обобщения» войны, которым принято называть поверхностное, приблизительное писание на военные темы» — так отозвался о «Гвардейцах» П. Вершигора.

Книги В. Дягилева переведены на многие языки нашей страны и за рубежом.

Что же сближает его героев с людьми самых разных профессий, возрастов, национальностей?

Читатель, взяв в руки этот том под названием «Солдаты без оружия», поймет, что главное и основное в нем — гуманизм. Эта книга — о подвиге тех, кто вернул к жизни тысячи людей. Эта книга — о советских медиках.

Для повестей «Змея и чаша», «Медсанбат 0013», «Гвардейцы» и «Доктор Голубев» общим является не только духовное единство героев, острота ситуаций, глубокое знание труда врача, но и вера в людей, в наше общество, вера в науку и жизнь. По сути, Сафронов, Филиппов, Голубев — единый цельный характер, показанный в динамике. Удача Владимира Дягилев? и состоит в том, что он создал яркий характер самоотверженного, целеустремленного, боевого военного врача.

Четыре повести В. Дягилева «Солдаты без оружия» — явление в нашей литературе уникальное. Это первое и единственное столь масштабное по охвату событий и времени произведение о подвиге военных врачей в дни Великой Отечественной войны. И стала эта работа не только явлением в литературе, но и, безусловно, фактом военной истории, потому что книга эта родилась на фронте, потому что она насыщена тысячей жизненных, увиденных и пережитых деталей, населена десятками персонажей. В большинстве своем это характеры удивительные, емкие, подлинные.

Иногда иллюстрированный еженедельник «Неделя» публикует подборку «Кто что читает». В номере от 7 июня 1977 года было опубликовано письмо бригадира токарей Балтийского завода, члена ЦК КПСС, депутата Верховного Совета СССР, дважды Героя Социалистического Труда Алексея Васильевича Чуева. Он писал: «Вышла в Ленинградском отделении издательства «Советский писатель» повесть Владимира Дягилева «Вечное дерево». Герой ее, боевой офицер, после демобилизации пошел работать слесарем на завод. Очень душевная книга, прочел ее с большим удовольствием». В пропаганде наставничества Владимиру Дягилеву принадлежит почетное место. Он был одним из самых первых литераторов, поддержавших почин зачинателя этого движения С. С. Витченко, впоследствии Героя Социалистического Труда.

Очерки, документальные повести и, наконец, роман В. Дягилева приобрели подлинно гражданское звучание. И не случайно снятый режиссером В. Гурьяновым документальный фильм «Восемнадцать моих мальчишек» (по сценарию В. Дягилева) стал явлением не только нашей общественной жизни, но и киноискусства (ему была присуждена первая премия на Всесоюзном конкурсе документальных фильмов). По мотивам романа «Вечное дерево» (сценарист М. Чумак, режиссер И. Шешуков) был создан художественный кинофильм «Полковник в отставке», хорошо принятый прессой и зрителем. Решением ВЦСПС В. Дягилеву было присвоено почетное звание «Писатель-наставник».

Характерная черта публицистических работ В. Дягилева, как и его художественной прозы, — точное знание материала, умение взять его «из первых рук», своя собственная, сложившаяся точка зрения на явление. В этом его сила как публициста.

Лет двадцать назад вместе с В. Дягилевым мы написали книгу о нашей поездке по Болгарии. Мне принадлежали в ней главы, связанные с литературой, живописью, этнографией, ему — связанные с медициной, спортом, воспитанием молодежи.

Теперь Владимира Дягилева нет. Он умер весной 1982 года в возрасте шестидесяти двух лет, не дописав новую книгу. Но осталась память о нем, остались повести, рассказы, очерки.

Серьезность, талант, профессионализм отличают лучшие его произведения. Эти же качества отличают и силу характеров его героев, умных, проницательных, отважных, — людей долга.

Дм. Молдавский
Дальше