Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Приложение I. Как это видели японцы

Попробуем взглянуть на описанные Ченнолтом бои глазами его противников — офицеров японских ВВС. К сожалению, здесь источников очень мало, и нам приходится полагаться на обрывки информации. Увы, в отличие от немецких летчиков, японские не любили оставлять мемуары.

Первым заметным эпизодом в истории АДГ стали декабрьские бои над Рангуном, описанные в девятой главе. Противник сосредоточил здесь достаточно крупные силы авиации, явно превосходившие то, что могли собрать американцы. Однако они были меньше, чем может показаться.

Итак, в декабрьских боях над Рангуном участвовали:

3-й хикосидан (генерал-лейтенант Сугавара Митио)

10-й хикодан (генерал-майор Хирота Утака)

62-й сентай 15 Ki-21 (подполковник Ониси Хиросэ)

31-й сентай 27 Ki-ЗО (подполковник Хаяси Дзунити)

77-й сентай 30 Ki-27 (майор Ёсиока)

7-й хикодан (генерал-майор Ямамото Ксндзи)

60-й сентай 27 Ki-21 (полковник Огава Сёдзиро)

98-й сентай 18 Ki-21 (полковник Усуи Сигеки)

Я сохранил здесь японские названия частей и соединений, потому что сложно провести точные аналогии с российскими. Низшей единицей был чутай — эскадрилья, состоявший из 9–12 самолетов. 3 чутая обычно объединялись в авиагруппу — сентай, который был чуть меньше авиаполка. От этой структурной единицы японцы отказались по опыту боев в Китае. Сентай объединялись в хикодан — авиационную дивизию. 2 или 3 хикодана составляли хикосидан — воздушную армию. Приведенный состав 3-го хикосидана может отличаться от указанного в других источниках, однако следует помнить, что в боях над Рангуном участвовали не все его силы. Вдобавок во время боев в Малайе соединение понесло ощутимые потери, особенно 12-й (из 7-го хикодана) и 62-й сентай, причем первый из них так и остался в тылу. 64-й сентай (тоже из 7-го хикодана), оснащенный истребителями Ki-27 и Ki-43, застрял в Малайе, прикрывая наступающие на Сингапур войска. [529]

Самолеты 70-го отдельного разведывательного чугая сообщили генералу Сагаваре, что противник располагает следующими силами: 11 средних бомбардировщиков в Таннгу; 2 больших, 16 средних, 13 малых самолетов в Рангуне; 6 малых и 2 больших в Тавое; 1 большой самолет в Мергуе. Японцы располагали значительно более крупными силами и были уверены в победе.

Первый удар по Рангуну генерал Сугавара приказал нанести 23 декабря. Тяжелые бомбардировщики вылетели из Бангкока в 07.24, по пути к ним присоединились легкие бомбардировщики и истребители из Рахенга. Всего в налете участвовали 72 самолета, что отличается от данных, приводимых Ченнолтом. Это были:

62-й сентай 21 Ki-21

31-й сентай 27 Ki-30

77-й сентай 30 Ki-27

Японцы пересекли реку Салуин на высоте 4000 метров. Впереди летели тяжелые бомбардировщики, в 3 километрах сзади и чуть левее — легкие, истребители прикрывали их. В 12.30 пилоты бомбардировщиков увидели аэродром Мингаладон и пыль, которую поднимали взлетающие истребители. И вот здесь начинаются разногласия. Ченнолт пишет, что взлетела только 3-я эскадрилья АДГ и то случайно, так как ей приказали покинуть аэродром. Японцы же утверждают, что их атаковали до 30 истребителей всех мастей и размеров.

Один бомбардировщик был подбит и пошел к земле, волоча за собой хвост черного дыма, однако остальные прорвались к цели и сбросили бомбы. Аэродром покрыли вспышки разрывов и затянули облака дыма. Бомбардировщики увеличили скорость, пытаясь уйти от истребителей. Японцы увидели «Буффало», «Харрикейны», «Спитфайры» и Р-40. Ну, в последнем никто и не сомневается. Разворачиваясь, японцы потеряли высоту и попали под огонь зениток в Рангуне. Истребители до этого времени прикрывали легкие бомбардировщики 77-го сентая, но теперь они сцепились с противником, и строй японцев окончательно развалился.

Всего в этом бою японцы потеряли 5 бомбардировщиков Ki-21, еще 10 «Салли» получили серьезные повреждения. Один из бомбардировщиков вернулся, имея 47 пулевых пробоин. Однако, несмотря на потери, японцы не пали духом, так как считали, что сумели одержать победу. Стрелки уцелевших бомбардировщиков заявили, что сбили 10 истребителей плюс еще 4 вероятно сбили. Летчики 77-го сентая утверждали, что уничтожили 9 истребителей союзников.

После этого город атаковала вторая волна японских самолетов. Это были тяжелые бомбардировщики, летевшие без истребительного сопровождения. [530]

Японцы тоже верили в доктрину Дуэ, хотя не имели ничего близко похожего на «Летающую Крепость» или «Ланкастер».

60-й сентай 27 Ki-21

98-й сентай 18 Ki-21

Эти самолеты появились над городом в 12.45 и сделали круг на высоте 6000 метров, прежде чем атаковать порт. Однако они сами были атакованы 18 вражескими истребителями, которые нанесли удар сверху. «Салли» 98-го сентая попытались уклониться, перейдя на зигзаг, но в результате проскочили мимо цели. Вместо удара по порту они отбомбились по городу, потеряв при этом 2 самолета. Стрелки бомбардировщиков утверждали, что сбили 12 истребителей и еще 4 вероятно сбили. Бомбардировщики 60-го сентая зашли со стороны моря и беспрепятственно отбомбились по порту, как и предполагалось. Пилоты сообщили, что потопили эсминец и транспорт, а стрелки якобы сбили 10 истребителей и еще 1 вероятно сбили. Один бомбардировщик разбился уже на своем аэродроме при посадке.

Всего в бою 23 декабря японцы потеряли над целью 7 бомбардировщиков и, как минимум, 50 человек, из которых 47 погибли, а 3 попали в плен. Лейтенант Ногами из 98-го сентая и двое его товарищей выпрыгнули с парашютами, когда их самолет был подбит. Поступок, совершенно нетипичный для японских летчиков, скажем прямо. Получив пулю в спину, погиб командир 98-го сентая полковник Усуи, летевший на самолете майора Ацуми, хотя поврежденный бомбардировщик и вернулся домой.

Японцы утверждали, что сбили 41 истребитель союзников, что было больше, чем те вообще имели в Бирме. В действительности погибли 2 американских летчика, а еще один был сбит, но выпрыгнул с парашютом.

Генерала Сугавару результаты налета не удовлетворили, однако он был уверен, что в следующий раз японцы добьются успеха. Он повторил налет 25 декабря, решив преподнести противнику рождественский подарок.

В 11.30 самолеты 7-го хикодана вылетели из Бангкока. Это были:

12-й сентай 27 Ki-21

60-й сентай 36 Ki-21

64-й сентай примерно 25 Ki-43

При подходе к Рангуну на самолете командира 12-го сентая отказал мотор, он резко снизился и повернул назад, намереваясь вернуться в Бангкок. Остальные пилоты последовали за ним, так как самолеты не имели радиосвязи. Командир 1-го чутая взял командование на себя и [531] вернул группу на прежний курс, но теперь она оказалась в хвосте 60-го сентая, а не впереди него, как полагалось.

12-й сентай атаковал цели с высоты всего 3000 метров и разрушил электростанцию Рангуна, но на отходе сам был атакован истребителями. Из-за нарушения строя бомбардировщиков «Оскары» испытывали проблемы, плохо представляя, как им следует действовать. Английские «Буффало» и «Харрикейны» атаковали 12-й сентай, и японские истребители сцепились с ними, оторвавшись от бомбардировщиков. В результате 12-й сентай потерял 3 бомбардировщика, а четвертый кое-как дотянул до своей территории, но совершил вынужденную посадку в бамбуковой роще. Самолет погиб, хотя экипаж уцелел. Своеобразным рекордсменом стал самолет, вернувшийся, несмотря на 80 пробоин. Летчики 64-го сентая утверждали, что сбили 10 истребителей союзников, а стрелки 12-го сентая претендовали то на 12, то на 19 истребителей. Эта схватка позволила 60-му сентаю действовать без помех. Лишь после бомбежки его атаковали несколько истребителей, но все «Салли» вернулись домой.

Вторая группа состояла из самолетов 10-го хикодана:

62-й сентай 8 Ki-21

31-й сентай 27 Ki-30

77-й сентай 32 Ki-27

Как видите, сказались понесенные недавно потери. По пути их перехватили «Томагавки» и «Буффало», начался воздушный бой. Англичане схватились с истребителями, но при этом сами потеряли 4 «Буффало». Японские истребители выполнили свою задачу, и бомбардировщики потерь не понесли. Были сбиты 3 японских истребителя, но с парашютом выпрыгнул только один пилот. Японские историки высокомерно утверждают, что он был «корейцем по рождению». В общей сложности японцы «уничтожили» снова около 40 истребителей... Действительные потери смотрите у Ченнолта.

Интересно отметить, что здесь впервые встречается упоминание о бронеспинках на японских истребителях. Их имели 16 самолетов 77-го сентая. В различных стычках в начале января, о которых Ченнолт и не упоминает, 77-й сентай потерял 10 истребителей — треть состава! — но лишь одного пилота.

23 января японцы попытались уничтожить силы ПВО Рангуна, нанеся несколько мощных ударов. Первая группа состояла из 24 истребителей Ki-27. Японцы заявили, что сбили 7 истребителей союзников, потеряв 2 своих. Союзники утверждали, что сбили 8 истребителей, потеряв тоже 2 самолета. Кто говорил правду — разбирайтесь сами.

Во второй половине дня прилетели 25 истребителей и 12 легких бомбардировщиков, но прилетели порознь. Из-за дождевого шквала [532] истребители не сумели встретиться с бомбардировщиками в назначенной точке. Первыми прилетели Ki-30 и были атакованы истребителями союзников. 1 самолет погиб, 3 получили тяжелые повреждения и еще

7 — умеренные. Лишь через 15 минут появились истребители японцев. Атаковав «Томагавки» сзади, японские пилоты были уверены, что сбили

8 самолетов. Всего японцы претендовали на уничтожение 14 самолетов, а союзники — 12, хотя на самом деле счет был равный — 3:3. Хотя, справедливости ради, отметим, что 31-й сентай больше участия в боях не принимал, так как слишком много самолетов были повреждены.

В налете 24 января участвовали 6 бомбардировщиков Ki-21 и 20 истребителей Ki-27. Из-за неразберихи опять бомбардировщики и истребители действовали порознь, что дорого обошлось японцам. Вот она, наглядная демонстрация технического состояния грозных японских ВВС, а также цена отсутствия рации на самолетах. Так стоит ли удивляться аналогичным потерям советских ВВС в первые годы войны, когда даже новые самолеты раций не имели, а если имели, то летчики ими не пользовались. Американцы утверждали, что сбили 11 тяжелых бомбардировщиков и 7 истребителей, потеряв только 1 «Томагавк». Сами японцы утверждают, что потеряли только 6 бомбардировщиков (из 6 наличных потерять больше трудно) и 3 истребителя.

Ближе к вечеру неожиданно прилетели 3 бомбардировщика 31-го сентая, «чтобы отомстить за погибших товарищей». Их снова сопровождали истребители 77-го сентая. Почему-то американцы вообще не заметили этого налета.

Дачее интенсивность боев пошла по нарастающей. 26 января были подняты в воздух 23 истребителя Ki-27 из 50-го сентая. В бою против 14 истребителей союзников японцы потеряли 1 самолет и сбили тоже 1. Несколько самолетов с обеих сторон были повреждены. 28 января в налете участвовали 37 истребителей из 77-го и 50-го сентаев. Японцы потеряли 3 самолета, хотя союзники утверждали, что сбили 6 «Натов». Японцы претендовали на 15 сбитых и 4 вероятно сбитых «Томагавка», хотя в действительности погибли всего 2 истребителя, причем оба пилота спаслись. 29 января 77-й сентай снова вернулся к Мингаладону. На этот раз майор Ёсиока имел 20 Ki-27, которые были встречены 20 истребителями союзников. Результаты боя оба противника изрядно завысили. Японцы утверждали, что сбили 6 «Харрикейнов» потеряв 4 самолета. Союзники оказались более оптимистичными, заявив, что уничтожили 14 «Натов». Сами они не потеряли ни одного самолета, хотя 2 истребителя совершили вынужденные посадки.

Всего за эти 4 дня напряженных боев союзники потеряли 3 самолета, причем 2 пилота остались живы. Японцы потеряли 8 самолетов вместе с пилотами. Претензии были заметно выше: японцы заявили, что уничтожили 19 самолетов, а союзники — 22. И не очень понятно, откуда [533] взялась приводимая Ченнолтом цифра в 50 уничтоженных японских самолетов. Серьезнее всего пострадал 77-й сентай. За 6 недель боев майор Ёсиока потерял треть своих сил — 12 самолетов и 12 пилотов. Японцы пришли к неутешительному заключению, что «Томагавк» значительно превосходит по скорости и огневой мощи «Нат» и всегда будет иметь преимущество в воздушном бою. Интересно, стоило ли для этого потерять столько самолетов? Разве может истребитель с неубирающимся шасси и хлипким 600-сильным мотором соперничать с современным истребителем, мотор которого вдвое мощнее?

Именно эти бои принесли известность американской добровольческой группе. Интересно отметить, что самый скандальный эпизод с преувеличением своих успехов имел место 25 февраля. Японцы отправили в налет на Мингаладон все имеющиеся силы: 21 истребитель 50-го сентая, 23 истребителя 77-го сентая, 4 истребителя Ki-44 «Секи» 47-го отдельного чугая. Их встретили 6 «Томагавков» АДГ и 6 «Харрикейнов» КВВС, хотя японцы считали, что им противостоят до 20 истребителей. Последовала дикая свалка, в ходе которой японские пилоты, по их утверждениям, сбили 16 истребителей, а пилоты союзников претендовали на уничтожение 5 самолетов. Сколько попало в категорию «вероятно сбитых» уже никто не считал. В действительности в этом бою не погиб ни один самолет! После вечернего налета на Мингаладон с участием бомбардировщиков летчики бодро доложили об уничтожении еще 23 самолетов, хотя на самом деле погибли всего 2 японских истребителя. Итак, общий счет дня составил 44 самолета, хотя в действительности были сбиты только два!

Об этих боях можно рассказывать долго, но мы ограничимся только теми эпизодами, которые, собственно, и принесли славу АДГ. [534]

Дальше