Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Вместо заключения

Наступило первое послевоенное лето. Началась демобилизация воинов старших возрастов. Незабываемо было расставание с гвардейцами-ветеранами армии. Как сейчас, помню застывших в своем последнем воинском строю красноармейцев и сержантов, на груди которых сияли награды Родины. Обходя шеренги гвардейцев, я внимательно всматривался в их опаленные войной лица. На них можно было прочитать все: и гордость за великую Победу, и радость, что остались в живых, и печаль о тех, кто не дошел до Праги и остался лежать навечно на сталинградских, курских, днепровских, вислинских и одерских рубежах.

Солдаты армии... Те, кого пощадила война, возвращались домой, и каждый из них знал, что его ждут впереди нелегкие трудовые будни.

Вскоре и мне пришлось прощаться с моими боевыми друзьями. Осенью 1945 года я был назначен заместителем главнокомандующего Сухопутными войсками по боевой подготовке и отправился к новому месту службы, в Москву.

Послевоенное развитие наших Сухопутных войск во многом связано с именем выдающегося полководца Маршала Советского Союза И. С. Конева, который был первым главнокомандующим этим самым многочисленным и основным в те годы видом Советских Вооруженных Сил. Неиссякаемая энергия Ивана Степановича, его организаторский талант и большая работоспособность способствовали успешному решению всех организационных, оперативных и тактических задач, вставших перед нами.

Надо сказать, что послевоенное строительство Сухопутных войск пришлось начинать в трудное и тревожное время. Победив в смертельной схватке с фашизмом, надо было сразу же восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство. Вскоре после окончания войны империализм развернул бешеную антисоветскую пропаганду, практически развязав новую, так называемую «холодную войну». Понеслись призывы к новому «крестовому походу» на нашу Родину. До отдыха ли было! В этих условиях советские люди не могли сидеть сложа руки, они героически трудились на своих местах. Мы, военные, делали все, чтобы никакие авантюры империалистов не застали страну врасплох. В невиданно короткий срок, в условиях больших экономических трудностей были созданы качественно новые Сухопутные войска, организационная структура которых впитала в себя все лучшее, чем обогатила советское военное искусство Великая Отечественная война. Добытый кровью боевой опыт был нашим компасом. По нему мы сверяли пути решения проблем организационных, проблем оперативной, боевой и политической подготовки.

Одним из главных направлений в работе командования, штаба, начальников родов войск Сухопутных войск была подготовка программных и уставных документов. Решение этих вопросов И. С. Конев возложил на меня.

Вместе со мной над этими проблемами плодотворно трудилась большая группа генералов и офицеров, за плечами которых были огромный боевой опыт, большие военные знания. Они обладали превосходными организаторскими способностями в обучении и воспитании войск, командных кадров и штабов. С большой теплотой вспоминаю совместную работу с генералами Г. К. Маландиным — первым начальником Главного штаба Сухопутных войск и И.Т. Гришиным, возглавлявшим Главное управление боевой подготовки.

К началу первого послевоенного учебного года был обобщен опыт Великой Отечественной войны во многих областях оперативного искусства и тактики и разработаны рекомендации по обучению войск и поддержанию их в постоянной боевой готовности.

Определялись методы одиночной подготовки, подготовки подразделений, частей и соединений, способы их сколачивания, формы командирской подготовки офицерского состава, мероприятия по созданию учебно-материальной базы в войсках.

Важное место в подготовке войск отводилось тактическим учениям подразделений и частей, в том числе и с боевой стрельбой...

Способность частей и подразделений совершать форсированные марши на большие расстояния, упреждать врага в нанесении огневых ударов, умение быстро развертывать свои силы и средства в момент, когда этого требует обстановка, и с ходу вступать в бой, нанося стремительные и внезапные удары по противнику, — все эти факторы во многом определяли успех в операциях Великой Отечественной войны. Этим факторам Маршал Советского Союза И. С. Конев уделял самое пристальное внимание при подготовке каждой операции. Этому он требовал учить Сухопутные войска и после войны.

Напряженная и кропотливая работа большого коллектива генералов и офицеров управлений главнокомандующего Сухопутными войсками дала свои плоды, и уже к 1948 году были изданы первые послевоенные уставы. В этом прежде всего заслуга всех товарищей из уставного управления во главе с его начальником генералом П. Г. Есауловым.

По службе в те годы мне часто приходилось бывать в военных округах, соединениях и частях, оказывать помощь в организации учебного процесса, проведении различных учений. Во время этих поездок особенно приятны были встречи с ветеранами войны, прежними сослуживцами по 5-й гвардейской армии А. И. Родимцевым, Г. В. Баклановым, В. Н. Комаровым, Ю. А. Науменко, С. Е. Кузьминым, А. К. Горлинским, Т. В. Вельским, М. М. Вавиловым, Г. Я. Марченко, Н. С. Никитченко, Г. В. Полуэктовым и многими другими, которые умело применяли свой богатый боевой опыт, полученный в многочисленных боях и походах, в практической работе по укреплению могущества наших славных Вооруженных Сил.

...Подготовка высококвалифицированных офицерских кадров всегда была одной из главных задач военного строительства. Приятно сознавать, что в ее решении есть частица и моего скромного труда. С 1950 года в течение ряда лет мне посчастливилось возглавлять старейшую кузницу командных кадров Советских Вооруженных Сил — Военную академию имени М. В. Фрунзе. Это были интереснейшие годы, насыщенные большой творческой деятельностью, направленной на поиск новых путей и способов повышения качества преподавательской и научно-исследовательской работы.

Учитывая появление новых веяний в военном искусстве, связанных с оснащением войск более совершенными видами вооружения и военной техники, были в короткий срок решены многие организационные и учебно-методические вопросы: разработаны и утверждены стабильные программы, упорядочена подготовка лекционных курсов и учебных пособий, издание трудов академии и всех учебно-методических материалов. Проделана большая работа по совершенствованию учебно-материальной базы, научно-исследовательской деятельности кафедр и академии в целом. Все это значительно улучшило весь учебный процесс.

Большое значение в повышении качества подготовки слушателей имели полевые поездки в военные округа и по местам крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Эти поездки являлись одним из методов соединения обучения с практикой, расширения оперативно-тактического кругозора слушателей, привития им практических навыков в решении различных боевых задач.

Дописывая последние строки своих воспоминаний о годах суровых, о послевоенных буднях, с гордостью думаю о том, что весь свой боевой опыт, силы и знания отдал делу укрепления могущества Советских Вооруженных Сил. Хотелось бы, чтобы эта скромная книга явилась свидетельством глубокого уважения и любви к моим боевым друзьям и однополчанам, помогла нашей замечательной молодежи приоткрыть еще одну страницу героического прошлого Советского государства.

Дальше