Содержание
«Военная Литература»
Мемуары
П. К. Случевский, генерал-майор инженерных войск, бывший заместитель командующего, начальник инженерных войск 31-й армии

Переправа{83}

С началом нашего наступления саперам предстояло переправить войска и боевую технику через Волгу на противоположный берег, где проходил передний край обороны противника.

Толщина льда на реке — 20 сантиметров. Нужно было усилить его для переправы боевой техники. Ширина реки — [188] 350–400 метров. Произвели предварительные расчеты: для усиления льда необходимо около 30 тысяч погонных метров досок и бревен. Для своевременного подвоза лесоматериалов к реке требовалось 45 автомашин и 100 подвод. Таким количеством транспорта мы не располагали. Не хватало скоб, проволоки, тросов и веревок. Наличных армейских и приданных фронтом саперных частей было недостаточно, а в частях отмечался большой недокомплект инструмента, особенно пил, топоров, что еще более усложняло положение.

Штаб инженерных войск разработал и дал войскам план инженерного обеспечения наступательной операции армии. Особенно подробно указывался порядок и способы переправы войск через Волгу. Пехота преодолевала реку по льду в сопровождении саперов-разведчиков с миноуказате-лями и саперных команд, готовых оказать помощь тонущим в полыньях.

Орудиям сопровождения вслед за пехотой также надлежало переправляться по льду по разведанным и обозначенным трассам.

С выходом пехоты на южный берег на рубеж Бортни-ково — Прибытково — Старая Ведерня предстояло организовать переправу дивизионной артиллерии с частичным усилением льда досками или перекаткой орудий по льду вручную. Автотранспорт переправлялся по настилу из досок.

Для тяжелой артиллерии нужно было устроить две переправы — в Поддубье и Оршине усилением льда бревнами.

В ночь с 3 на 4 декабря в соответствии с этим планом все инженерные части армии приступили к заготовке лесоматериалов, изготовлению креплений и разведке реки.

В это время в деревню Романове, где находился штаб армии, прибыл командующий фронтом. Он заслушал доклады всех начальников родов войск армии и дал соответствующие указания. Армии были приданы два танковых батальона.

Командующий армией генерал-майор В.А. Юшкевич вызвал меня и потребовал обеспечить переправу танковых батальонов через Волгу. Я ответил, что будет сделано все, чтобы выполнить приказ, но счел необходимым обратить внимание на сложность обстановки: при толщине льда на реке в 20–25 сантиметров переправить танки весом в 30 тонн дело сложное, крайне опасное и связано с большим риском. В практике инженерных войск ни в военное, ни в мирное время подобного еще не было. [189]

Генерал-майор Юшкевич был настойчив. Он заявил:

— Танки нам очень нужны в бою, а отсутствие опыта переправы танков по слабому льду не должно служить преградой. Танки надо переправить, не считаясь с риском.

Подумав, я доложил следующий план. Во-первых, попытаться переправить танки на пароме по искусственной полынье, проделанной во всю ширину реки силами понтонно-мостового батальона. Во-вторых, готовить переправу по льду путем усиления его верхним строением бревен. Командующий одобрил эти предложения.

Распоряжением штаба фронта 57-й понтонно-мостовой батальон прибыл в распоряжение армии к 12.00 4 декабря и получил задачу: у деревни Семеновское приступить к подготовительным работам по устройству паромной переправы. Три батальона — 72-й инженерно-саперный, 114-й инженерно-моторизованный и 35-й плотничный — в ночь на 4 декабря приступили к заготовке лесоматериалов. К исходу 4 декабря был составлен проект переправы танков по льду. В ночь с 4 на 5 декабря я руководил разведкой реки Волги. Были определены трассы — основная у деревни Оршино и запасная — в 200 метрах выше основной. Длина трассы — 350 метров. Толщина льда оказалась в пределах 20–25 сантиметров.

Утром 5 декабря стало известно, что 57-й понтонно-мостовой батальон с поставленной ему задачей не сможет справиться. Разбитый лед и шуга при температуре минус 20–25 градусов быстро смерзались и образовывался новый пласт льда. При этом обнаружилось, что к днищу полупонтонов намерзает слой льда до 35 сантиметров, что вообще исключало возможность движения парома в искусственной полынье. Дальнейшие работы по подготовке переправы по воде были прекращены. Приступили к организации переправы танков по льду, усиленному верхним строением.

Определилась главная трудность: как обеспечить своевременную доставку лесоматериалов из леса к месту переправы. И тогда сами саперы предложили подавать бревна к реке вручную — живым конвейером. Солдатская сметка вновь не подвела: лесоматериал был подан к реке досрочно. Всю ночь продолжалась работа на реке. Ни сильный мороз, ни пронизывающий ветер, ни рвущиеся мины врага, сеявшие смерть, — ничто не могло остановить людей. На рассвете 6 декабря переправа для танков была готова.

В глазах измученных саперов светилась радость от сознания, что их тяжелый труд, наконец, увенчался успехом. [190]

Но, к сожалению, эта радость оказалась преждевременной. Налетела группа легких бомбардировщиков противника, и прямым попаданием бомб переправа была разрушена. Вновь пришлось все начинать заново, а люди едва стояли на ногах. Но воля к победе взяла верх над физической усталостью. Коммунисты возглавили ночную боевую работу. К утру 7 декабря новая переправа была готова. К 9 часам утра к реке подошли танки 143-го танкового батальона. Все волновались — и саперы, и танкисты — в ожидании, все ли обойдется благополучно.

После тщательного инструктажа механиков-водителей первый танк начал движение.

Мне пришлось шагать впереди первого танка и непосредственно наблюдать, как будет вести себя лед и конструкция верхнего строения. Эта было и большой моральной поддержкой механику-водителю, которому пришлось первым двигаться по неизведанному и опасному пути.

К великой радости, и лед, и конструкция верхнего строения вели себя отлично, и первый танк благополучно вышел на противоположный берег реки. Один за другим все танки 143-го танкового батальона успешно завершили свой путь через Волгу и вскоре вступили в бой за Эммаус.

Переправой 159-го отдельного танкового батальона руководил образованный и храбрый офицер начальник штаба инженерных войск подполковник В. М. Кадников (погиб в 1942 году).

Переправа не обошлась без жертв — один танк по вине экипажа затонул.

Героическими усилиями саперов исключительно сложная и трудная задача по обеспечению переправы войск армии была успешно выполнена.

После этого все усилия саперов были направлены на обеспечение боевых действий войск армии.

В освобожденном Калинине враг оставил много мин, фугасов, взрывных «сюрпризов». Саперные части армии сразу же принялись за разминирование улиц и зданий и успешно выполнили эту работу за короткий срок.

Отдавая должное всем саперам 31-й армии, проявившим удивительную стойкость и мужество в боях за город Калинин, хочу отметить высокую организованность, мужество и умелое руководство подчиненными офицеров-саперов капитана Казакова, старшего политрука Кибирева (командир и комиссар 537-го минно-саперного батальона), лейтенанта Егорова, старшего политрука Голикова (командир и комисcap [191] 114-го отдельного минного батальона), капитана Пусто-валова (дивизионный инженер 119-й стрелковой дивизии), капитана Бурьянова (дивизионный инженер 250-й стрелковой дивизии), а также мужество и отвагу старшины Тюли-на, сержанта Титова и саперов Чернявского и Перенемова (418-й отдельный саперный батальон).

В целом в боях за Калинин саперы свою задачу выполнили с честью.

Дальше