За чистое небо
В годы войны зенитчики и летчики-истребители имели одну цель уберечь от ударов с воздуха корабли, базы и объекты флота. Зенитчики стремились уничтожать самолеты врага с земли, а истребители атакуя в воздухе.
Умению понимать друг друга, взаимодействию в различных условиях боя мы учились еще в мирное время на штабных играх, учениях, маневрах. В боях мы совершенствовали свое умение, постоянно искали новые, более эффективные способы взаимодействия.
Дружба летчиков и зенитчиков выдержала проверку в боях. Вспоминая совместно пройденный путь, хочу рассказать о некоторых примерах мужества и героизма, проявленных в боях за чистое небо над Балтикой.
В небе Эстонии
В первый же день войны, взлетев по тревоге на перехват вражеского бомбардировщика, летчик [146] Василий Бухтеев атаковал его сверху на высоте 6000 метров и сбил. Друзья горячо поздравили Василия Бухтеева с первой победой и открытием боевого счета.
Очень хорошо дрались с первых же дней войны капитаны Алексей Антоненко и Петр Бринько. Они смело атаковали врага и сбивали его огнем своих пушек.
В июле 1941 года фашисты стремились перерезать железную дорогу Таллин Ленинград. Уязвимым местом был железнодорожный мост через реку у Нарвы. Здесь все чаще появлялись вражеские бомбардировщики. Для охраны моста с воздуха командование выделило зенитную батарею и на посадочной площадке у Нарвы два истребителя. Летчики В. А. Михалев и Теплов внимательно следили за воздухом и вскоре состоялась их встреча с самолетом врага на высоте 6000 метров.
В. Михалев передал ведомому команду:
Иду в атаку! Прикрой меня!
Набрав высоту, он повел свою «чайку» на сближение с «юнкерсом». С дальней дистанции открыл огонь, но фашист упрямо шел к цели. Расстреляв весь боезапас, В. Михалев решил таранить врага, но не допустить к мосту. Винтом своего самолета Михалев рубанул по хвостовому оперению «юнкерса». Вражеский самолет упал в болото и сгорел вместе с экипажем. Это был первый таран на Балтике, за который Владимиру Александровичу Михалеву было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
... Вражеская авиация рвалась к Таллину, к кораблям в гавани. Только за четыре дня августа в ожесточенных боях фашисты потеряли от огня зенитчиков и истребителей более двух десятков самолетов.
26 августа вражеские самолеты прорвались к гавани. Все наши истребители поднялись в воздух. Открыли огонь береговая и корабельная зенитная артиллерия, пулеметы. Наблюдая с земли, мне запомнилась дерзкая атака двух наших И-16 («ишачков»), навалившихся на трех «юнкерсов». Один из вражеских бомбардировщиков свалился в пикирование и, распустив шлейф черного дыма, беспорядочно падал. На высоте 300–400 метров от самолета отделились два парашютиста и приземлились в 100 метрах от берега. Они стояли по грудь в воде, дрожащие от страха, подняв руки. [147]
Тем временем наши зенитчики и истребители загнали в воду еще двух «юнкерсов».
Над «Малой землей»
В сентябре враг блокировал Ленинград. У Кронштадта наши войска прочно удерживали небольшой участок побережья Ораниенбаумский плацдарм или «Малую землю», как позже стали его называть.
В один из налетов фашисты сбросили над «Малой землей» и Кронштадтом вместе с бомбами массу листовок. В листовках они грозились сделать из Кронштадта «ровную танцевальную площадку» и предлагали, не теряя времени, сдаваться в плен.
Много этих нахальных фашистских пилотов нашли вечный покой в водах Финского залива у Кронштадта. Прогуляться по улицам Кронштадта удалось летом 1943 года только пленным, которых наши катерники выловили в Нарвском заливе, когда летчики-штурмовики потопили вражеский сторожевой корабль. А Кронштадт стоял незыблемо, еще более закалившийся в боях.
Сентябрь 1941 года стал решающим месяцем испытания прочности нашей обороны. Бывали дни, когда в воздушных боях над Кронштадтом участвовало по 100–120 вражеских самолетов и до 40–60 наших истребителей из Ленинградской армии ПВО.
Самолеты фашистов появлялись обычно с южного направления и попадали под огонь зенитчиков на подходе к Ораниенбауму (ныне Ломоносов). Здесь их атаковали истребители и провожали в зону огня зенитных батарей Кронштадта. В этом море зенитных разрывов наших снарядов, летчики-истребители либо находили «окна» для ударов по самолетам врага, либо уничтожали их в верхнем ярусе, где имелось меньше вероятности быть сбитыми снарядами своих зенитчиков.
В одном из налетов на Кронштадт враг недосчитался 20 самолетов. В воздушном бою отличились майор А. Ф. Мясников, сбивший два «юнкерса», капитан К. В. Соловьев, сваливший одного «юнкерса» самостоятельно, а второго в паре со старшим лейтенантом П. Чепелкиным, капитан А. Г. Батурин и старший лейтенант Н. В. Кропоткин. В одном из следующих боев Николай Васильевич Кропоткин сбил над Кронштадтом два бомбардировщика, но в горячке боя не заметил вражеского истребителя, пристроившегося к хвосту самолета, [148] и был смертельно ранен. Друзья с тральщиков подняли из воды самолет с телом героя. Похоронили Н. В. Кропоткина на Кронштадтском кладбище.
Над «Дорогой жизни»
19 ноября 1941 года открылось движение от Осиновца до Кобоны по льду Ладожского озера по «Дороге жизни», как стали называть эту единственную коммуникацию блокированного Ленинграда с «Большой землей». Флот выделил для прикрытия ледовой дороги кроме зенитных батарей два полка истребителей под командованием подполковника П. В. Кондратьева и Б. И. Михайлова, а также отдельную эскадрилью капитана Г. Костылева.
Перевалочные пункты в Осиновце, Кобоне, воздушное пространство над озером стали районами жестоких воздушных сражений с численно превосходившим врагом.
В одном из налетов бомбардировщиков на Осиновец решительно и смело действовали истребители во главе с Г. Костылевым. Они разбили строй бомбардировщиков, рассеяли их, заставили беспорядочно сбросить бомбы, а Г. Костылев с напарником С. Львовым сбили два самолета.
... В один из ноябрьских дней удару с воздуха подверглась колонна автомашин на ледовой дороге. Зенитчики открыли яростный огонь. К ним на помощь прилетели истребители под командованием капитана В. Я. Васильева. Они с ходу атаковали врага, сбили три самолета, а остальных обратили в бегство. Караван машин с грузом без потерь пришел в Осиновец. Балтийские летчики и зенитчики в холод, днем и в черные зимние ночи неутомимо оберегали «Дорогу жизни».
План фашистов сорван
Весной 1943 года вражеская авиация вновь попыталась запереть наши корабли в Кронштадте, для чего предприняла массовые минные постановки. Ночами, взлетая с прибрежных аэродромов, самолеты врага на небольших высотах подходили к Кронштадту и сбрасывали мины на фарватерах морских дорогах для кораблей. Самолеты фашистов удавалось обнаруживать только при их подходе к Петергофу. Пришлось ввести ночное патрулирование в воздухе.
В эту напряженную работу включились самые опытные летчики: полковник В. С. Корешков, политработник полковник И. И. Сербин, Герой Советского Союза [149] подполковник В. Голубев, подполковник Н. И. Королев и майор А. Г. Батурин. Эта боевая пятерка за пять весенних ночей свалила в воду у Кронштадта немало фашистских самолетов. Хвосты многих из них торчали из воды, как вешки, доставившие дополнительные хлопоты нашим тральщикам надо было расчистить фарватеры от металлолома.
Попытка врага запереть наши корабли в Кронштадте провалилась.
На новых истребителях
Шел 1944 год. На полевом аэродроме острова Лавенсаари не смолкал гул моторов истребителей. Защитники острова моряки, зенитчики, авиаторы с гордостью всматривались в стремительный полет новых наших истребителей «Ла-5» и «Як-1».
Николай Иванович Королев, один из старейших летчиков Балтики, долгое время командовал подразделением, на вооружении которого состояли самолеты типа «чайка», отстававшие от современных требований по скорости и по вооружению. Теперь у Н. И. Королева новейшие «Ла-5» и «Як-1». Друзья добродушно подшучивают:
Кончилось, Коля, времечко, когда тебе приходилось за «юнкерсами» гоняться на «чайках». Небось сто потов пролил и кудри свои от соли вытирал в каждом полете. Теперь на «Лавочкиных» с фашистов получишь полностью за прежние труды.
Было время, когда фашистские самолеты, пользуясь превосходством в скорости своих машин, пролетали над островным районом на малых высотах, фотографировали все, что им хотелось. Локаторы засекали самолеты на низких высотах уже в непосредственной близости у острова, и «чайки» не успевали подняться и набрать необходимую высоту. Приходилось непрерывно патрулировать в воздухе. Это было изнурительно для летчиков и требовало большого расхода горючего.
Теперь все выглядело по-другому.
... С командного пункта поступил сигнал на взлет. Сотни глаз с земли наблюдали за стремительным взлетом «Як-1». Считанные секунды и истребитель уже едва различим. Локаторы засекли «юнкерс» на подходе к острову. Он шел на высоте 3–4 километра, на предельной скорости.
Командир полка гвардии подполковник Николай Михайлович [150] Никитин, воевавший с фашистами еще в небе Испании, следит на экране локатора за самолетами и по радио дает ведущему капитану В. Меркулову команду.
Вижу цель! Иду на сближение, докладывает В. Меркулов.
«Юнкерс», заметив наших истребителей, полез вверх на своих мощных моторах, увеличил скорость до предела. Однако уйти ему не удалось. Атака истребителей была стремительной и точной горящий самолет врага упал в воду.
Недолго летчикам звена В. Меркулова пришлось ходить в лидерах, принимать поздравления и букеты лесных цветов от девушек-зенитчиц. К вечеру того же дня в воздух ушла пара «Лавочкиных», ведомая Героем Советского Союза Александром Батуриным на перехват группы фашистских бомбардировщиков, летевших на высоте 4000 метров.
Атаковав с ходу, сразили один «юнкерс». По радио слышен голос А. Батурина:
Атакую вторую цель! Скорость прибавляет, гад! Ведомые, атакуем парами! Под нами остров, будьте внимательны!
Последовала стремительная атака, и второй вражеский самолет упал в воду вблизи острова.
Вечером к летчикам прибыл командующий авиацией КБФ генерал М. И. Самохин и начальник политотдела генерал Н. И. Сербин.
Примите, друзья, сказал командующий, от Военного совета флота и от нас поздравления с успешным началом освоения новой боевой техники, которую дает нам Родина! Партия и правительство ждут от нас новых побед над врагом. Воюйте так, как сегодня дрались капитан Меркулов, майор Батурин и их товарищи. Желаю всем новых успехов!
Расчищаем дорогу на запад
Разгромив фашистскую группировку, блокировавшую Ленинград, наши войска вышли на подступы к Нарве. Весной 1944 года в Лужскую губу пришли из Кронштадта тральщики для расчистки от мин Нарвского залива. Тральные операции прикрывали с земли зенитчики 140-й бригады ПВО, а с воздуха истребительные полки с ближних полевых аэродромов.
Апрельский день клонился к вечеру когда поступило донесение: [151] «Большая группа вражеских бомбардировщиков на высоте 5000 метров идет от Нарвы курсом на Усть-Лугу».
С командного пункта авиаполка взметнулась серия ракет сигнал на взлет истребителей. И вот взлетают пары эскадрильи Героя Советского Союза В. Абрамова, за ними эскадрилья Героя Советского Союза А. Батурина и замыкает эскадрилья, которую ведет М. Башкиров.
«Лавочкины» пошли на перехват группы бомбардировщиков. Прикрывающие «юнкерсов» истребители «мессершмитты» и «фокке-вульфы» ввязались в бой с нашими летчиками, однако две эскадрильи прорвались к бомбардировщикам и атаковали их.
С побережья Лужской губы открыли огонь зенитные батареи. С полевых аэродромов к району боя подходили еще наши истребители.
Под стремительными атаками истребителей и под огнем с земли, строй фашистских бомбардировщиков рассыпался. То там, то здесь падали сбитые самолеты врага. Особенно досталось вражеским самолетам, когда они разворачивались на обратный курс.
В этом бою наши зенитчики сбили 12, а летчики 21 самолет. По два бомбардировщика сбили Башкиров, Батурин и Соловьев.
У нас не вернулся на аэродром один самолет. Летчик Алексей Фастов атаковал и сбил «юнкерс» на малой высоте. Но ему самому не хватило запаса высоты, чтобы вывести самолет из переворота и он врезался в воду.
За мужество и отвагу, проявленные в этом бою, Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин объявил авиаторам благодарность в приказе.
Не забыть еще одной ночи, когда Герой Советского Союза Георгий Костылев смелой атакой сбил два «юнкерса». Мы видели два факела, падавших в море.
А затем произошло невероятное. За всю войну мне удалось видеть такое только один раз. На подходе к зоне зенитного огня три луча прожекторов скрестились на вражеском самолете. Ослепленный фашистский летчик, стараясь вырваться из лучей, стал маневрировать скоростью, высотой и, потеряв пространственное представление, врезался в воду. Не прошло и пяти минут, как картина повторилась прожектористы вогнали в море второй «юнкерс». [152]