Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Примечания

{1} Летчики тогда носили не шлемы, а каски, похожие на те, которое сейчас носят мотоциклисты.
{2} Штурвалы устанавливаются только на тяжелых, больших самолетах.
{3} Редан — уступ на днище, уменьшающий сопротивление при движении летающей лодки по воде и облегчающий взлет.
{4} «Барсом» или «козлом» называется подскок самолета во время посадки после касания земли. Часто вслед за первым подскоком следовали второй и даже третий. На последнем подскоке самолет падал почти вертикально. Надеяться, особенно в то время, на крепость шасси не приходилось. Чтобы максимально облегчить самолет, конструкторы делали шасси не намного массивнее велосипедных рам.

В более поздние времена, к началу войны, положение изменилось. Шасси стали крепче, и летчики бывали так благодарны создателю самолета, что даже прощали ему другие недостатки. Известен случай, как один из крупных авиаконструкторов спросил у летчика мнение о новой, только что испытанной машине. Подумав, летчик ответил: «Большое спасибо за шасси... Ну, а остальное вы сами знаете!..»

{5} Так мы называли Ораниенбаум.
{6} Выбирать из угла — выводить из планирования, поднимая нос самолета и постепенно подводя машину к земле.
{7} Навигационные огни — электрические лампочки, установленные на концах крыльев и на хвосте самолета. На правом крыле — зеленая лампочка, на левом — красная, на хвосте — белая.
{8} Кургальский риф — каменная гряда в Финском заливе, находится севернее мыса Кургалово, отделяющего Лужскую губу от Нарвского залива.
{9} «Пионер» — прибор, показывающий крен и поворот самолета.
{10} Консоль — внешняя закругленная оконечность крыла.
{11} Специальное выражение, означающее сбрасывание бомб с застопоренными взрывателями. Упав на землю, они могут расколоться, но не взорваться. Предусмотрено на случай вынужденной посадки и необходимости сбросить бомбы над своей территорией.
{12} Марс — площадка на мачте для наблюдателя.
{13} При перевороте через крыло самолет должен выходить в противоположную сторону.
{14} Бочка — фигура высшего пилотажа, при которой самолет поворачивается вокруг своей продольной оси полностью и возвращается в прежнее положение, продолжая полет в ту же сторону.
{15} Репетовать — на морском языке означает повторить переданный сигнал.
{16} Протектор — специальная обшивка из прорезиненной массы, затягивающая пулевые пробоины в бензобаке.
{17} Здравствуйте (эст.).
{18} Нет, нет! (нем.).
{19} Я капитан (нем.).
{20} Сколько вам лет? (нем.).
{21} Соответствует нынешнему контр-адмиралу.
{22} На Садовой улице в Ленинграде находится помещение коменданта.
{23} Аэродром для дозаправки самолетов горючим.
{24} См. «Боевой путь Советского Военно-Морского Флота». Коллектив авторов. М., Воениздат, 1964, стр. 367.
{25} Так называлась тренировка летчиков под колпаком или в облаках.
{26} Глиссада — линия планирования самолета, в данном случае идущего на посадку.
{27} «Колдун» — указатель ветра на мачте. Существует на некоторых аэродромах и сейчас.
{28} Все перечисленные товарищи — летчики, Герои Советского Союза.
{29} «Правда», 11 января 1972 года.
Содержание