Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Вахта продолжается

На флоте я прослужил двадцать с лишним лет. Начал службу в 1938 году в бригаде заграждения и траления Балтики. Участвовал в финской кампании. Во время Великой Отечественной войны командовал 7-м дивизионом катеров-тральщиков. С ним прошел многие тысячи миль по Балтике, прокладывая дорогу надводным и подводным кораблям через минные поля. После окончания войны был помощником флагманского минера Краснознаменного Балтийского флота, флагманским минером Краснознаменной Амурской флотилии, затем служил в одной из баз Тихоокеанского флота. Лишь после демобилизации в 1960 году вернулся в родной Ленинград, где и сейчас тружусь в отделении Издательства лесной промышленности.

Дружба с моряками, скрепленная кровью, не ослабевает и поныне. Давно существует Совет ветеранов ОВРа — охраны водного района Балтийского флота. Несколько лет я был председателем этого Совета, а теперь являюсь одним из его заместителей. Совет разыскал многих минеров нашего 7-го дивизиона. Большинство из них еще трудятся на заводах, фабриках, в колхозах. О дальнейшей судьбе некоторых из них мне хочется рассказать.

Командиры катеров-тральщиков Герой Советского Союза Григорий Митрофанович Давиденко, Василий Дмитриевич Рахаев, Николай Кириллович Уманцев, Александр Самойлович Плавник живут и работают в Ленинграде.

Давиденко возглавляет бригаду такелажников на крупном предприятии. Он воспитал двух сыновей: старший, [139] окончив Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина, стал инженером, младший — продолжает рабочую династию Давиденко.

Василий Рахаев — наставник молодежи на заводе «Вулкан». Он не мыслит себя без общественной и партийной работы. Любое поручение выполняет с душой и с полной отдачей. Этому учит он и своих подопечных.

Василий Тимофеев — оператор на подаче газа. «Профессия у меня отцовская — кочегар, — говорит он. — Но как изменился наш труд, сколько требует технических знаний! Отец всю жизнь ненасытную топку лопатой кормил, забрасывал в нее за день тонны угля. Теперь нам помогают приборы, умные и послушные...»

Командир «КТ-57» главный старшина запаса Александр Плавник «бросил якорь» в творческом объединении «Ленфильм». В титрах кинолент «Гроза над Белой», «Учитель пения», «Опознание» и других можно прочитать: «Директор картины Александр Плавник».

Навсегда связал свою судьбу с морем Александр Березин. После демобилизации он уехал в Заполярье, поступил в морскую экспедицию гидрографического отдела Министерства морского флота. Там и трудится вот уже более тридцати лет, из них десять — начальником экспедиции на острове Медвежий. За отличную службу в октябре 1977 года коммунист Березин был удостоен правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени.

Вскоре после окончания войны из-за болезни вынужден был уйти в запас старшина 1-й статьи Алексей Амосов. Подлечился — и снова на корабль, только теперь не на боевой тральщик, а на теплоход «Алексей Толстой». Пять лет плавал механиком. И все же из-за плохого здоровья пришлось оставить море. Поступил на завод «Русский дизель». Сначала был сменным механиком, а затем стал старшим инженером — начальником монтажного участка. По роду своей работы он часто ездит за границу, делится опытом, знаниями. Три года провел Амосов в Афганистане на строительстве большого туннеля через горный хребет Гиндукуш, на строительстве электростанции. Монтировал, налаживал и пускал там в эксплуатацию дизели своего родного завода.

Нелегко было работать на высоте трех с половиной тысяч метров над уровнем моря. К тому же приходилось [140] одновременно готовить молодые кадры афганцев, учить их трудиться на наших машинах.

— На торжественном митинге, посвященном окончанию строительства, присутствовал Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, — рассказывал Амосов. — Алексей Николаевич вручил мне медаль «За трудовую доблесть». Получил я также афганскую медаль «Строителю Саманга».

Из Афганистана Алексей Амосов вернулся в 1964-м, а в 1967-м уже представлял «Русский дизель» в Иране. И опять трудился там целых три года. В мае 1977-го его направили в Румынию монтировать дизели большой мощности для электростанции.

— Работали вдвоем со старшим мастером «Русского дизеля» Леонидом Николаевичем Петровым, балтийским моряком-минером уже послевоенного периода, — продолжал свой рассказ Алексей Амосов. — Такие у меня «трудовые галсы», Федор Борисович, от одного государства до другого. Друзьям надо помогать. Стараюсь не уронить марку нашего 7-го дивизиона...

Недавно получил письмо из Миллерово от Григория Евдокимовича Письмака. Он пишет: «Работал комбайнером, сейчас руковожу областным объединением «Сельхозтехника». Награждался медалями и грамотами ВДНХ. Сын Виктор — авиатор, дочь Нина — счетный работник. Все трудятся».

Бывший механик «КТ-97» Александр Герасимов многие годы преподает в автомобильной школе № 2 учебного комбината Главмосавтотранс. «Четыре инфаркта перенес. Подлечусь — и снова в свою школу. Люблю работать с ребятами. С ними чувствуешь себя помолодевшим, — пишет мне Александр Иванович. — Не могу жить без дела...»

Катер-тральщик, на котором воевал старшина 2-й статьи Григорий Васьков, подорвался на вражеской мине в Нарвском заливе. Тяжело раненный минер долго лечился, сменил много госпиталей и клиник, выжил, но стал инвалидом второй группы. Он живет в городе Тавда Свердловской области. Продолжает трудиться. Активный общественник, ведет постоянную переписку с боевыми друзьями. Конечно, переживает, что не может приехать в Ленинград на традиционную встречу в День Победы. Здоровье не позволяет... [141]

Ну а наши юнги? Все успешно трудятся, обзавелись семьями.

Володя Осипов — отважный рулевой-сигнальщик с «КТ-17» — живет в Ленинграде. Он лучший водитель большой грузовой машины для междугородных перевозок. Его жена, Тамара Григорьевна, — знатная швейница, награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. У Осиповых две взрослые дочери.

Юнга-радист «КТ-47» Михаил Домащенко окончил Ростовскую совпартшколу, долго работал инструктором райкома партии и вот уже более десяти лет — агроном в совхозе «Дружба». «У нас, — пишет Михаил, — четыре тысячи гектаров пашни, 18 тракторов, 12 комбайнов и чуть ли не «полдивизиона» механизаторов».

Юнга-моторист «КТ-356» Евгений Крылов — мы его звали Женя Озорной — после окончания мореходного училища в качестве штурмана участвовал в перегоне судов с Балтики в Тихий океан, да так и застрял на Сахалине. Работал много лет штурманом дальнего плавания в Сахалинской рыболовной и зверобойной флотилии, а теперь назначен капитаном большого океанского рыболовного траулера. Его сын тоже мечтает стать моряком.

Еще расскажу о Юре Богданове. Наш маленький Юра, тяжело раненный во время высадки десанта, остался инвалидом второй группы. Он работает механиком в ленинградской строительной организации. Сын его, тоже Юра, пока еще ученик 309-й школы Выборгского района, но он твердо решил быть моряком.

Не могу не вспомнить наших добрых, внимательных медиков — Петра Ивановича Пирогова и Николая Нестеровича Иванова. П. И. Пирогов — врач скорой помощи при Ленинградской Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Н. Н. Иванов трудится в Калининградском научно-исследовательском институте рыбной промышленности, ведет большую общественную и партийную работу. Он ответственный секретарь Совета ветеранов дважды Краснознаменного Балтийского флота. У Николая Нестеровича и Зинаиды Андреевны (помните их свадьбу в Кронштадте?) взрослые дети: сын Вячеслав — штурман на рыболовецких траулерах, дочь Елена — научный работник, географ.

Бывший секретарь комсомольской организации нашего [142] дивизиона Иван Яковлевич Лозовский — командир гидрографического судна. Он охраняет «голубые дороги» Балтики, которые в свое время мы очистили от вражеских мин. В штормовую погоду, в дождь, ночью и днем гидрографические суда восстанавливают поврежденные навигационные знаки. Любит Иван Яковлевич свою беспокойную профессию. Его сын Леонид тоже моряк, служит на Краснознаменном Тихоокеанском флоте. Ежедневно, рано утром, Иван Яковлевич говорит жене:

— Пошел, меня море зовет.

— Море зовет! — сказал мне и Герой Советского Союза мичман запаса Григорий Митрофанович Давиденко.

С ним мы встретились в санатории на берегу Нарвского залива, недалеко от «Гнилого угла». Вспомнили нашу нелегкую морскую службу, живых и геройски погибших друзей.

Я рассказал Давиденко о семье Виктора Кузьмича Кимаева. Его жена, Анна Михайловна, живет все в той же квартире № 20, на улице Герцена, 21. Дочери Галя, Тамара, Валя и Лена выросли, стали инженерами, работают, вышли замуж. «Теперь я уже бабушка», — сказала мне Анна Михайловна. Она бережно хранит письма мужа, альбом с фотографиями...

Долго ходили мы с. Давиденко по песчаному берегу. Посидели на выброшенном волнами старом баркасе — и все говорили, говорили...

С моря дул свежий ветер. Летали чайки, такие же крикливые, как и те, что сопровождали нас во время траления.

— По флоту не скучаешь? — спросил я Григория Митрофановича.

— Море меня все время зовет. И морскую службу забыть не могу, — вздохнул он.

— Море и меня зовет, — признался я.

Бродили по берегу — туда и обратно, как катера по тральным галсам. Под ногами похрустывал песок, мытый-перемытый балтийской соленой водой. Мы говорили о ветеранах войны, об эстафете, которую передали молодому поколению — детям и внукам, — наказав им беречь завоеванный мир...

— Молодежь не подкачала! — сказал Давиденко. — Во время разминирования порта Читтагонг и Суэцкого [143] залива советские минеры, как и мы в воину, ходили по минным полям.

Весной 1972 года Советское правительство по просьбе правительства Бангладеш направило в Читтагонг экспедицию под командованием контр-адмирала С. П. Зуенко. За два с лишним года — с марта 1972 по июнь 1974 года — она освободила от мин более одной тысячи квадратных миль. Еще больший объем тральных работ был выполнен в Суэцком заливе. Отряд наших кораблей под командованием капитана 1 ранга А. Н. Аполонова за 272 дня прошел с тралами 17 830 миль и очистил 1250 квадратных миль. Корабли находились на минных полях по 15 и более часов в сутки. Тропический климат, частые штормы усложняли и без того весьма опасную работу...

За мужество и воинскую доблесть, проявленные на боевом тралении в Бангладеш и Суэцком заливе, 167 офицеров, мичманов, старшин и матросов награждены орденами и медалями Советского Союза{9}.

В июне 1975 года был учрежден нагрудный знак «За боевое траление». Им награждают моряков за заслуги в боевом тралении, уничтожении мин и проявленные при этом мужество и мастерство...

Нас, ветеранов войны, радует, что флотская молодежь, которой мы передали эстафету, с честью несет нелегкую морскую вахту. Завершая книгу, с удовлетворением говорю: «Вахта продолжается!»

Примечания