Вахта продолжается
На флоте я прослужил двадцать с лишним лет. Начал службу в 1938 году в бригаде заграждения и траления Балтики. Участвовал в финской кампании. Во время Великой Отечественной войны командовал 7-м дивизионом катеров-тральщиков. С ним прошел многие тысячи миль по Балтике, прокладывая дорогу надводным и подводным кораблям через минные поля. После окончания войны был помощником флагманского минера Краснознаменного Балтийского флота, флагманским минером Краснознаменной Амурской флотилии, затем служил в одной из баз Тихоокеанского флота. Лишь после демобилизации в 1960 году вернулся в родной Ленинград, где и сейчас тружусь в отделении Издательства лесной промышленности.
Дружба с моряками, скрепленная кровью, не ослабевает и поныне. Давно существует Совет ветеранов ОВРа охраны водного района Балтийского флота. Несколько лет я был председателем этого Совета, а теперь являюсь одним из его заместителей. Совет разыскал многих минеров нашего 7-го дивизиона. Большинство из них еще трудятся на заводах, фабриках, в колхозах. О дальнейшей судьбе некоторых из них мне хочется рассказать.
Командиры катеров-тральщиков Герой Советского Союза Григорий Митрофанович Давиденко, Василий Дмитриевич Рахаев, Николай Кириллович Уманцев, Александр Самойлович Плавник живут и работают в Ленинграде.
Давиденко возглавляет бригаду такелажников на крупном предприятии. Он воспитал двух сыновей: старший, [139] окончив Ленинградский политехнический институт имени М. И. Калинина, стал инженером, младший продолжает рабочую династию Давиденко.
Василий Рахаев наставник молодежи на заводе «Вулкан». Он не мыслит себя без общественной и партийной работы. Любое поручение выполняет с душой и с полной отдачей. Этому учит он и своих подопечных.
Василий Тимофеев оператор на подаче газа. «Профессия у меня отцовская кочегар, говорит он. Но как изменился наш труд, сколько требует технических знаний! Отец всю жизнь ненасытную топку лопатой кормил, забрасывал в нее за день тонны угля. Теперь нам помогают приборы, умные и послушные...»
Командир «КТ-57» главный старшина запаса Александр Плавник «бросил якорь» в творческом объединении «Ленфильм». В титрах кинолент «Гроза над Белой», «Учитель пения», «Опознание» и других можно прочитать: «Директор картины Александр Плавник».
Навсегда связал свою судьбу с морем Александр Березин. После демобилизации он уехал в Заполярье, поступил в морскую экспедицию гидрографического отдела Министерства морского флота. Там и трудится вот уже более тридцати лет, из них десять начальником экспедиции на острове Медвежий. За отличную службу в октябре 1977 года коммунист Березин был удостоен правительственной награды ордена Трудового Красного Знамени.
Вскоре после окончания войны из-за болезни вынужден был уйти в запас старшина 1-й статьи Алексей Амосов. Подлечился и снова на корабль, только теперь не на боевой тральщик, а на теплоход «Алексей Толстой». Пять лет плавал механиком. И все же из-за плохого здоровья пришлось оставить море. Поступил на завод «Русский дизель». Сначала был сменным механиком, а затем стал старшим инженером начальником монтажного участка. По роду своей работы он часто ездит за границу, делится опытом, знаниями. Три года провел Амосов в Афганистане на строительстве большого туннеля через горный хребет Гиндукуш, на строительстве электростанции. Монтировал, налаживал и пускал там в эксплуатацию дизели своего родного завода.
Нелегко было работать на высоте трех с половиной тысяч метров над уровнем моря. К тому же приходилось [140] одновременно готовить молодые кадры афганцев, учить их трудиться на наших машинах.
На торжественном митинге, посвященном окончанию строительства, присутствовал Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, рассказывал Амосов. Алексей Николаевич вручил мне медаль «За трудовую доблесть». Получил я также афганскую медаль «Строителю Саманга».
Из Афганистана Алексей Амосов вернулся в 1964-м, а в 1967-м уже представлял «Русский дизель» в Иране. И опять трудился там целых три года. В мае 1977-го его направили в Румынию монтировать дизели большой мощности для электростанции.
Работали вдвоем со старшим мастером «Русского дизеля» Леонидом Николаевичем Петровым, балтийским моряком-минером уже послевоенного периода, продолжал свой рассказ Алексей Амосов. Такие у меня «трудовые галсы», Федор Борисович, от одного государства до другого. Друзьям надо помогать. Стараюсь не уронить марку нашего 7-го дивизиона...
Недавно получил письмо из Миллерово от Григория Евдокимовича Письмака. Он пишет: «Работал комбайнером, сейчас руковожу областным объединением «Сельхозтехника». Награждался медалями и грамотами ВДНХ. Сын Виктор авиатор, дочь Нина счетный работник. Все трудятся».
Бывший механик «КТ-97» Александр Герасимов многие годы преподает в автомобильной школе № 2 учебного комбината Главмосавтотранс. «Четыре инфаркта перенес. Подлечусь и снова в свою школу. Люблю работать с ребятами. С ними чувствуешь себя помолодевшим, пишет мне Александр Иванович. Не могу жить без дела...»
Катер-тральщик, на котором воевал старшина 2-й статьи Григорий Васьков, подорвался на вражеской мине в Нарвском заливе. Тяжело раненный минер долго лечился, сменил много госпиталей и клиник, выжил, но стал инвалидом второй группы. Он живет в городе Тавда Свердловской области. Продолжает трудиться. Активный общественник, ведет постоянную переписку с боевыми друзьями. Конечно, переживает, что не может приехать в Ленинград на традиционную встречу в День Победы. Здоровье не позволяет... [141]
Ну а наши юнги? Все успешно трудятся, обзавелись семьями.
Володя Осипов отважный рулевой-сигнальщик с «КТ-17» живет в Ленинграде. Он лучший водитель большой грузовой машины для междугородных перевозок. Его жена, Тамара Григорьевна, знатная швейница, награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. У Осиповых две взрослые дочери.
Юнга-радист «КТ-47» Михаил Домащенко окончил Ростовскую совпартшколу, долго работал инструктором райкома партии и вот уже более десяти лет агроном в совхозе «Дружба». «У нас, пишет Михаил, четыре тысячи гектаров пашни, 18 тракторов, 12 комбайнов и чуть ли не «полдивизиона» механизаторов».
Юнга-моторист «КТ-356» Евгений Крылов мы его звали Женя Озорной после окончания мореходного училища в качестве штурмана участвовал в перегоне судов с Балтики в Тихий океан, да так и застрял на Сахалине. Работал много лет штурманом дальнего плавания в Сахалинской рыболовной и зверобойной флотилии, а теперь назначен капитаном большого океанского рыболовного траулера. Его сын тоже мечтает стать моряком.
Еще расскажу о Юре Богданове. Наш маленький Юра, тяжело раненный во время высадки десанта, остался инвалидом второй группы. Он работает механиком в ленинградской строительной организации. Сын его, тоже Юра, пока еще ученик 309-й школы Выборгского района, но он твердо решил быть моряком.
Не могу не вспомнить наших добрых, внимательных медиков Петра Ивановича Пирогова и Николая Нестеровича Иванова. П. И. Пирогов врач скорой помощи при Ленинградской Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Н. Н. Иванов трудится в Калининградском научно-исследовательском институте рыбной промышленности, ведет большую общественную и партийную работу. Он ответственный секретарь Совета ветеранов дважды Краснознаменного Балтийского флота. У Николая Нестеровича и Зинаиды Андреевны (помните их свадьбу в Кронштадте?) взрослые дети: сын Вячеслав штурман на рыболовецких траулерах, дочь Елена научный работник, географ.
Бывший секретарь комсомольской организации нашего [142] дивизиона Иван Яковлевич Лозовский командир гидрографического судна. Он охраняет «голубые дороги» Балтики, которые в свое время мы очистили от вражеских мин. В штормовую погоду, в дождь, ночью и днем гидрографические суда восстанавливают поврежденные навигационные знаки. Любит Иван Яковлевич свою беспокойную профессию. Его сын Леонид тоже моряк, служит на Краснознаменном Тихоокеанском флоте. Ежедневно, рано утром, Иван Яковлевич говорит жене:
Пошел, меня море зовет.
Море зовет! сказал мне и Герой Советского Союза мичман запаса Григорий Митрофанович Давиденко.
С ним мы встретились в санатории на берегу Нарвского залива, недалеко от «Гнилого угла». Вспомнили нашу нелегкую морскую службу, живых и геройски погибших друзей.
Я рассказал Давиденко о семье Виктора Кузьмича Кимаева. Его жена, Анна Михайловна, живет все в той же квартире № 20, на улице Герцена, 21. Дочери Галя, Тамара, Валя и Лена выросли, стали инженерами, работают, вышли замуж. «Теперь я уже бабушка», сказала мне Анна Михайловна. Она бережно хранит письма мужа, альбом с фотографиями...
Долго ходили мы с. Давиденко по песчаному берегу. Посидели на выброшенном волнами старом баркасе и все говорили, говорили...
С моря дул свежий ветер. Летали чайки, такие же крикливые, как и те, что сопровождали нас во время траления.
По флоту не скучаешь? спросил я Григория Митрофановича.
Море меня все время зовет. И морскую службу забыть не могу, вздохнул он.
Море и меня зовет, признался я.
Бродили по берегу туда и обратно, как катера по тральным галсам. Под ногами похрустывал песок, мытый-перемытый балтийской соленой водой. Мы говорили о ветеранах войны, об эстафете, которую передали молодому поколению детям и внукам, наказав им беречь завоеванный мир...
Молодежь не подкачала! сказал Давиденко. Во время разминирования порта Читтагонг и Суэцкого [143] залива советские минеры, как и мы в воину, ходили по минным полям.
Весной 1972 года Советское правительство по просьбе правительства Бангладеш направило в Читтагонг экспедицию под командованием контр-адмирала С. П. Зуенко. За два с лишним года с марта 1972 по июнь 1974 года она освободила от мин более одной тысячи квадратных миль. Еще больший объем тральных работ был выполнен в Суэцком заливе. Отряд наших кораблей под командованием капитана 1 ранга А. Н. Аполонова за 272 дня прошел с тралами 17 830 миль и очистил 1250 квадратных миль. Корабли находились на минных полях по 15 и более часов в сутки. Тропический климат, частые штормы усложняли и без того весьма опасную работу...
За мужество и воинскую доблесть, проявленные на боевом тралении в Бангладеш и Суэцком заливе, 167 офицеров, мичманов, старшин и матросов награждены орденами и медалями Советского Союза{9}.
В июне 1975 года был учрежден нагрудный знак «За боевое траление». Им награждают моряков за заслуги в боевом тралении, уничтожении мин и проявленные при этом мужество и мастерство...
Нас, ветеранов войны, радует, что флотская молодежь, которой мы передали эстафету, с честью несет нелегкую морскую вахту. Завершая книгу, с удовлетворением говорю: «Вахта продолжается!»