За Новороссийск! Истребители
Пожары, возникшие в результате нашего бомбоудара, полыхали до самого утра. Одновременно с высадкой первых отрядов десантников начали свою работу по подавлению огневых средств противника легкие бомбардировщики По-2 и МБР-2. Стоило появиться над городом лучу прожектора, блеснуть вспышке орудийного выстрела, как туда тотчас сбрасывались бомбы. Всю ночь, несмотря [346] на неистовый норд-ост, точно по плану работали самолеты, помогая десантникам продвигаться вперед.
С рассветом враг бросил в бой свою авиацию. Навстречу ей вылетели истребители 11-го гвардейского авиаполка, базировавшиеся на нашем аэродроме. Вспыхнули ожесточенные воздушные бои над бухтой, на подступах к Новороссийску. Несколько раз подымал в воздух свою эскадрилью прославленный на флоте летчик капитан Литвинчук. Дерзко, красиво дрался Борис! Все попытки вражеских бомбардировщиков прорваться к городу и отбомбиться прицельно оканчивались неудачей. Группы «юнкерсов» и «хейнкелей» рассеивались, не дойдя до цели, сбрасывали свой смертоносный груз куда попало. Прочерчивая в небе черные зловещие полосы, падали сбитые стервятники...
Мы от души восторгались победами наших соседей. С истребителями 11-го авиаполка у нас была давняя дружба: сколько раз прикрывали они нас во время ударов по кораблям противника, его технике и войскам. Теперь мы служили в одной дивизии. Я и до этого давно дружил с Борисом Литвинчуком, Дмитрием Зюзиным, Владимиром Снесаревым, Дмитрием Стариковым... Все они были питомцами нашего родного Ейского училища.
На второй день боев обстановка в воздухе осложнилась. Противник подтянул авиацию с Украины и Крыма, решив во что бы то ни стало прорваться к Новороссийску и нанести мощные бомбовые удары по нашим наступающим войскам. Утром большая группа вражеских самолетов была обнаружена на дальних подходах к городу с моря. Меняя направление и высоту, гитлеровцы старались ввести в заблуждение наши посты наблюдения. Локаторы то и дело теряли цель.
Литвинчук, возглавлявший восьмерку истребителей, попросил разрешения действовать самостоятельно. Переведя группу в набор высоты, начал поиск с четырех тысяч метров. Вскоре увидел две девятки «хейнкелей» [347] в сопровождении двенадцати «мессершмиттов». Вражеские бомбардировщики шли четким строем «клин».
Восемь против тридцати...
Атакую! коротко передал Борис на командный пункт.
Развернувшись навстречу врагу, повел группу в лобовую атаку. Противник был ошеломлен дерзостью отважной восьмерки. Гвардейцы с ходу врезались в строй бомбовозов, обрушили на них лавину огня. Вражеские летчики дрогнули, строй их стал распадаться. «Мессеры», упустившие момент для контратаки, беспорядочно кружились, боясь оказаться меж двух огней. Некоторые «хейнкели» начали беспорядочно сбрасывать бомбы в воду...
В полку гвардейцев-истребителей действовал неписаный закон: в групповом бою ведущий атакует ведущего. Литвинчук устремился к головному «хейнкелю».
Прикрой! бросил своему напарнику Пашутову.
Фашистский вожак, разумеется, был опытным летчиком. Умело маневрировал, уклоняясь от трасс истребителя, давал возможность своим стрелкам вести интенсивный прицельный огонь. Несколько раз пунктиры их пулеметов едва не дотянулись до машины Литвинчука.
Борис атаковал упорно и терпеливо. Пашутов прикрывал его от «мессеров».
И вот одна из ослепительных молний ударила в грязно-зеленый фюзеляж «хейнкеля». Тут же вторая в правый мотор.
Фашист задымил, косо потянул вниз...
«Мессершмитты», разделившись на группы, вступили в бой с гвардейцами. На Литвинчука устремились сразу две пары, пытаясь зажать его в клещи. Борис виртуозно вышел из-под удара, к нему моментально пристроился сзади Пашутов. Завязался ожесточенный бой. Вскоре, несмотря на то, что гитлеровцев было вдвое больше, инициативой завладели Литвинчук и его ведомый. [348] Однако время работало на врага: тактика «мессеров» заключалась в том, чтобы связать боем наши истребители и дать возможность отбомбиться другим группам своих бомбардировщиков, шедших на Новороссийск. С командного пункта Литвинчуку было приказано немедленно вернуться к объекту прикрытия. Комэск умело вывел своих ведомых из боя и собрал в группу. Вся восьмерка строем вернулась к Малой земле. Вскоре ее сменила другая группа гвардейцев.
Задача была выполнена блестяще.
В полдень шесть Ме-109 и восемь Хе-111 сделали новую попытку нанести удар по нашим наземным войскам. В воздухе находилась пара «ястребков» Карасева и Любимкова. Семен Карасев ветеран гвардейцев, прославившийся еще в сентябре сорок первого тем, что таранил «юнкерс», решил воспользоваться преимуществом в высоте и внезапно атаковать противника. Стремительно обрушившись сверху, отважные гвардейцы сломали строй гитлеровских бомбардировщиков. Затем вступили в бой с «мессершмиттами». Карасев удачно атаковал одного из гитлеровцев, но вдруг заметил, что хвост его не прикрыт: молодой Любимков сам ринулся в атаку.
На место! повелительно крикнул ведущий.
Его ученик моментально выполнил команду, и они вместе завязали бой на крутых виражах с двумя гитлеровцами. На четвертой атаке Карасев срезал одного из них меткой очередью с пятидесяти метров. Второго предоставил Любимкову, а сам прикрывал его. Гитлеровцу едва удалось удрать...
Во второй половине дня в воздух поднялась четверка истребителей во главе с Владимиром Снесаревым. Вскоре с земли поступило приказание: следовать с набором высоты в район Новороссийска туда прорвался «Фокке-Вульф-189» под прикрытием двух «мессеров». [349]
Опытнейший воздушный боец Снесарев молниеносно атаковал ведущий «мессершмитт» сверху и первой же очередью сразил его. Второй гитлеровский истребитель решил не испытывать судьбу, удрал, оставив «фокке-вульф» без прикрытия. Снесарев атаковал «раму», ударил из пушки. Фашист успел сманеврировать. Владимир зашел второй раз «рама» нырнула в почти отвесное пике. Только после пятого удара маневренный, хорошо защищенный броней немецкий разведчик заковылял и врезался в горы...
За восемь минут боя Владимир Снесарев, прикрываемый Кольцовым, Шевцовым и Трофимовым, одержал две чистые победы...
День клонился к закату. На аэродром на Тонком мысу возвращались истребители, которые ходили на прикрытие штурмовиков. Младший лейтенант Пашутов собрался было в столовую, как его окликнул комэск Литвинчук.
Слетаем еще разок. Со звеном Краснова. Распорядись, чтобы моторы опробовали.
Есть, командир! молодой летчик боготворил своего наставника и рад был лететь с ним когда и куда угодно.
Впрочем, по возрасту Литвинчук был немногим старше него, года на два. А Пашутову шел лишь двадцатый. Но о комэске ходили легенды. Вспомнить хотя бы его полеты на подвеске у ТБ-3, отчаянно дерзкие налеты на Черноводский мост из-под крыла летучего авианосца, в самом начале войны, вместе с прославленным асом Арсением Шубиковым. А сколько еще было побед! Большая честь летать в паре с таким командиром...
В воздух взмыли шестеркой.
Вскоре последовала команда с земли:
В квадрате двадцать два вражеский корректировщик... [350]
Опять эта юркая «рама»! Двухфюзеляжный (за что так и прозван), двухмоторный ФВ-189 редко кому удавалось сбить. От осколков зенитных снарядов и пулеметных очередей он был хорошо защищен броней, от истребителей спасался маневренностью. Мог пикировать, поворачиваться вокруг своей оси, чуть ли не останавливаться на месте.
Сейчас «рама» под прикрытием шести Ме-109 ходила галсами на высоте четырех с половиной тысяч метров над Новороссийском, корректируя огонь своей дальнобойной артиллерии. Литвинчук ушел в сторону солнца, набрал пять тысяч. Приказал четверке Краснова связать боем «мессеры», сам с Пашутовым устремился к корректировщику.
Атакуем.
Ведомый надежно прикрыл командира. Экипаж «рамы», видя, что «мессеры» скованы боем, принялся маневрировать, уклоняясь от атак резкими эволюциями. Затем, поняв, что надолго лишился прикрытия и отбиться не удастся, стал пикировать в сторону Тамани. Угол снижения доходил до восьмидесяти-девяноста градусов. Литвинчук не удовлетворился срывом корректировки вражеского артогня и, в свою очередь, рискованно сманеврировав, всадил пару очередей в один из фюзеляжей «рамы».
Убедившись, что отбил у корректировщика охоту висеть над позициями наших войск, вернулся к товарищам. «Мессеры», заметив это, стали поочередно выходить из боя. Однако один, очевидно ведущий, решил помериться силой с Борисом. После бешеной воздушной карусели Литвинчук крепко засел на хвосте гитлеровского аса и стал бить его из пушки и пулеметов. Стремясь оторваться от преследования, тот перешел в крутое пике. Но «мессер» не «рама», Борис быстро настиг его, сблизился до полусотни метров и почти в упор расстрелял из пушки. Вражеский истребитель загорелся, крутнул [351] несколько оборотов в штопоре, с воем врезался в землю...
Ведомыми был сбит еще один «мессершмитт».
Через несколько дней после этого боя вернувшегося из очередного полета Литвинчука на аэродроме окружили друзья.
Борис, посмотри, кого ты сбил! Это же знаменитый фашистский ас! Грозой был на фронтах Западной Европы...
Литвинчук взял газету, равнодушно скользнул взглядом по строчкам.
Ну так Европы... Там они в воздухе были хозяева...
Да, в нашем воздухе хозяевами стали мы. И перелом этот впервые явно обозначился именно здесь, на нашем фронте, в небе над кубанскими степями, в предгорьях Кавказа, над Черным и Азовским морями...
День 11 сентября был для наших друзей-истребителей особенно «урожайным»: они сбили в воздушных боях десять вражеских самолетов и пять повредили.
Войска 18-й десантной армии и морская пехота теснили врага в Новороссийске. Ни на минуту, ни днем ни ночью не затихали ожесточенные бои. Непрерывный гул сотен орудий доносился до наших аэродромов...
А мы «длинная рука командования ВВС» выполняли задачи в глубоком тылу противника. Признаться, было немного досадно. Хоть, конечно, и понимали, что, нанося торпедные и бомбовые удары по транспортам в море и в портах, мы непосредственно помогаем фронту, мешаем врагу подвозить подкрепления на Тамань. А постановкой мин на его дальних фарватерах, может быть, и способствуем осуществлению дальнейших замыслов командования: ведь наступление только еще началось...
14 сентября шесть самолетов-миноносцев готовились отправиться в далекий путь. Им предстояло пересечь [352] море с востока на запад, оставить справа Румынию, пролететь над Болгарией и поставить мины на реке Дунай юго-западнее Бухареста.
Для обеспечения взлета с прифронтового аэродрома, сбора группы и отхода ее на безопасное расстояние в море была выделена пара истребителей. Их пилотировали капитан Литвинчук и лейтенант Наржимский.
Взлетели засветло. Сначала «ястребки», затем тяжело нагруженные миноносцы.
Когда группа находилась еще в видимости берега, Наржимский доложил своему командиру:
Выше слева два самолета!
Продолжай наблюдение, спокойно ответил Литвинчук.
Два ФВ-190 легли на курс миноносцев преследование. Наши экипажи сомкнули строй. «Фоккеры» осторожно пошли на сближение. Трассы крупнокалиберных пулеметов заставили их отступить. Выждав несколько минут, гитлеровцы бросились в атаку. Она вновь была отбита пулеметным огнем воздушных стрелков. Еще атака. Опять дружный огонь...
Литвинчук и Наржимский не вмешивались.
Гитлеровцы обнаглели. Набрасывались то с одной стороны, то с другой, издали открывали огонь. Трассы их пулеметов и пушек несколько раз пронизывали строй...
Наши истребители по-прежнему барражировали в стороне.
Едва ли экипажи тяжелых «илов» догадывались о замысле врага. Но они полностью доверяли Литвинчуку. Если Борис не ввязывается в бой, значит, на то есть серьезнейшая причина.
Вдруг все стало ясно. Откуда-то снизу внезапно вынырнули еще четыре «фоккера», сразу бросились в атаку на строй самолетов-миноносцев. Не связанные боем, своевременно разгадавшие хитрость Литвинчук и [353] Наржимский метнулись им наперерез. Несколько ярко сверкнувших в вечереющем небе молний и ведущий фашист вспыхнул, перевернулся. Его ведомого с первой очереди срезал Наржимский.
Вот это работа! Работа Литвинчука! Представляю, что он чувствовал, когда летал в сторонке, а пара гитлеровцев, полагая, наверно, что он трусит, щипала наш строй...
Зато какая победа! Гитлеровцев оставалось еще вдвое больше, но теперь они уже паслись смирно в сторонке, испытывая не притворный, а настоящий страх. Вскоре и вовсе отстали, повернули обратно к берегу, сославшись, наверно, на то, что горючее на исходе.
Через четверть часа вынуждена была вернуться и наша пара. Ведущий группы миноносцев старший лейтенант Дмитрий Бабий горячо поблагодарил отважных «ястребков» и тут же доложил на командный пункт об одержанной ими победе. Литвинчук и Наржимский пошли на свой аэродром, а экипажам миноносцев предстоял еще утомительный и опасный десятичасовой полет...
Дима Бабий прилетел к нам из базы за несколько часов до получения этого задания, утром 14 сентября. Привез с собой бочонок вина, бережно отнес в землянку.
Ребята, не трогать! Это вино особенное...
Вот и попробуем, если особенное!
Не трогать, сказал?
Да ты что, Дима? На свадьбу, что ли, решил его приберечь?
Больше, чем на свадьбу. На днях вышвырнем гитлеровскую нечисть из Новороссийска. Тогда и выпьем.
С этим все согласились.
Но выпить за победу Диме не довелось.
Наутро из глубокого тыла врага возвратилось семь самолетов. Бабия среди них не было. Долго ждали: может, вернется? Прошло утро, миновал день. Вечером в [354] журнале боевых действий появилась очередная запись: «С боевого задания не возвратился экипаж в составе летчика старшего лейтенанта Дмитрия Федоровича Бабия, штурмана капитана Леонида Ивановича Лебедева, воздушного стрелка-радиста сержанта Павла Петровича Лелеко, воздушного стрелка сержанта Дмитрия Петровича Филиппенко».
Отличный, славный экипаж. Какие ребята! Не было у меня никого в полку дороже и ближе Димы...
Через день был освобожден Новороссийск. Мы исполнили желание Димы. Первые кружки, как он и мечтал, выпили за победу. Второй тост я произнес про себя: не было принято пить за возвращение тех, кого, может быть, нет в живых...
Потом в штабе читал наградной лист, подписанный полковником Токаревым, Дима за несколько дней до последнего вылета получил второй орден Красного Знамени:
«Гвардии старший лейтенант Бабий за период Отечественной войны с германским фашизмом совершил 167 боевых вылетов... Летал на бомбоудары по линии фронта, аэродромам противника, военно-морским базам, по плавсредствам в базах и в море, по железнодорожным станциям и эшелонам, на воздушную разведку военно-морских баз и плавсредств, на торпедирование транспортов, на постановку мин, на обеспечение крымских партизан вооружением и продуктами питания и на прикрытие кораблей. За этот период его экипажем уничтожено... Гвардии старший лейтенант Бабий проявляет мужество и отвагу в борьбе с германским фашизмом, в бой идет смело, решительно, с желанием...»
Неизвестно, когда в эти дни отдыхал комэск Литвинчук. Получал задания и отдавал приказы, выслушивал доклады и докладывал сам, формировал группы и направлял [355] их в бой... А главное летал! Лично водил своих подчиненных в самые отчаянные схватки.
И всегда побеждал.
В последний день боев за Новороссийск, 16 сентября, вылетел по тревоге во главе четверки. Огромный четырехмоторный вражеский гидроплан «Гамбург-139» ходил на траверзе Геленджика на высоте тридцать метров над морем галсами, очевидно, осуществляя поиск наших подводных лодок или экипажей сбитых фашистских самолетов. На Черном море эти трехкилевые чудовища появились в конце сорок второго года. Имея шесть человек экипажа, мощное вооружение, надежную броневую защиту и обладая большой дальностью полета, они активно действовали на наших коммуникациях, взаимодействуя с итальянскими торпедными катерами, создавали напряженную обстановку у побережья. Сбить или серьезно повредить такую махину было очень и очень непросто.
Набрав шестьсот метров, четверка Литвинчука разделилась попарно и стала атаковать с двух сторон. «Гамбург» развернулся, снизился почти до самой воды (для него это опасности не представляло) и, маневрируя, стал уходить на повышенной скорости в сторону Анапы. Атаки истребителей следовали одна за другой, но «Гамбург» оставался неуязвимым. Фашистский экипаж вел сильный пулеметный огонь с турельных установок, зажигательные пули роем неслись в сторону наших машин. Гвардейцы продолжали упорно атаковать.
Уже не одна очередь впилась в серо-зеленое тело «летающего дракона». Наконец на нем задымил один мотор. Затем второй. Шлейф черного дыма пластался за хвостом «Гамбурга». Вскоре он плюхнулся в воду: для низкого полета не хватило тяги двух уцелевших моторов. Попытался маневрировать на воде. Но это у него получалось плохо. Тогда, бешено отстреливаясь, он на повышенной [356] скорости порулил к берегу в направлении Южной Озерейки.
Не уйдешь, гад! услышали товарищи азартный голос Литвинчука.
Наступил момент для решающего удара. И тут раздался голос Жоры Колонтаенко.
Сверху справа «мессеры» и «фоккеры»...
Восемь вражеских истребителей с бубновыми тузами на фюзеляжах были уже близко и, по всему, опасались лишь одного: как бы советским летчикам не удалось безнаказанно скрыться.
Не тут-то было.
В атаку, за мной! скомандовал Литвинчук и устремился им навстречу. Чтобы избежать неминуемого столкновения, гитлеровские асы резко взмыли вверх. Литвинчук и его ведомые в точности повторили их маневр. Затем навязали врагу активный бой. Закружилась смертельная карусель...
Фашистские истребители, очевидно, были вызваны с аэродрома Анапа экипажем подбитого «Гамбурга». Их число в ходе боя наращивалось. Вскоре против нашей четверки сражалось четырнадцать вражеских стервятников. Литвинчук доложил на командный пункт обстановку, попросил выслать помощь. О том, чтобы выйти из боя, ни у кого из четверых не возникло и мысли.
Держись, ребята! крикнул друзьям комэск.
Сошелся на встречном курсе лоб в лоб с одним из немецких асов. В самый последний момент обе машины свечой взмыли вверх, по инерции продолжая сближаться. Гитлеровец отвернул первым, и потому шел чуть выше Литвинчука. На какой-то миг оказался в его прицеле. Этого было достаточно. Короткая очередь, отход в сторону. «Мессер» сорвался в штопор.
Продолжая набирать высоту, Борис проводил его взглядом: фашист врезался в воду в районе Южной [357] Озерейки. Одновременно увидел: со стороны Геленджика спешат на выручку друзья...
Бой еще более ожесточился. Пара «мессеров» зашла в хвост машины Литвинчука. Фашисты решили отколоть самого опасного противника от группы и расправиться с ним в стороне. Командир звена Краснов вовремя понял это. Выйдя из боевого разворота, решительно устремился на помощь. Его ведомый лейтенант Колонтаенко, искусно перейдя в правый пеленг, с короткой дистанции дал очередь по ведущему гитлеровцу. Объятый пламенем враг по крутой глиссаде скользнул в море...
Колонтаенко устремился наперерез второму, дал заградительную очередь. Но фашист уже нажал на гашетки. Сноп огня пронесся рядом с машиной Литвинчука. Колонтаенко снова прицелился. Огонь! Насмерть ужаленный «мессер» отвернул к берегу, волоча за собой черный хвост...
Спасибо, Жора! крикнул комэск, разглядев десятку на хвосте пронесшейся мимо машины.
Потеряв своего ведущего, гитлеровцы поубавили пыл. Один за другим стали отворачивать в сторону Анапы.
На исходе был бензин и у наших. Литвинчук искусно выводил друзей из боя, они возвращались на свой аэродром. Пролетая вблизи Южной Озерейки, видели «гамбург»: его буксировали катером в сторону Анапы...
В тот день ежечасно в воздухе вспыхивали ожесточенные бои. Завязанные небольшими группами, они моментально превращались в целые сражения: аэродромы и той и другой стороны располагались рядом.
...Облетывая машину над морем, летчик лейтенант Сурен Тащиев встретил группу вражеских истребителей. Раздумывать было некогда решали секунды. Поймав в перекрестие ведущего, гвардеец дал очередь из 37-миллиметровой пушки. Встречные, пушечно-пулеметные трассы ударили по самолету смельчака...
У гитлеровца снарядами был снесен фонарь, самолет [358] мгновенно потерял управление, врезался в воду, взорвался. Остальные немцы были настолько ошеломлены, что не преследовали явно поврежденную машину советского летчика. Как потом выяснилось, Тещиев сбил видного руководителя люфтваффе в Крыму.
У Тащиева была разбита верхняя часть кабины, пробиты стабилизатор и центроплан. Сам летчик получил ранение в голову. Машина шла со снижением. На помощь подоспели друзья. Под их прикрытием Тащиев долетел до аэродрома и произвел посадку. Бывалые гвардейцы удивлялись, как ему это удалось...
За Новороссийск! Штурмовики
Так сражались за Новороссийск наши друзья-истребители.
Со штурмовиками нам прямо взаимодействовать не приходилось, о них мы знали меньше.
Но вот одна встреча.
Аэродром 8-го гвардейского штурмового авиаполка располагался в пяти километрах от нашего. Вечером на третий день боев мы со штурманом Петром Прокопчуком возвращались на полуторке из Геленджика в свою эскадрилью. Дорога вилась вдоль бухты. Внезапно из темноты выскочил человек в морской форме, поднял руку. Прокопчук стукнул ладонью по крыше кабины.
На Тонкий мыс, хлопцы? прозвучал из полутьмы голос.
А вам?
Почти по пути, в штурмовой! Подбили вчера тут нашего...
Легко впрыгнув в кузов, летчик продолжил рассказ. Вражеские зенитки подбили Ил-2 над Новороссийском. Упал в бухту. Экипаж был подобран каким-то нашим катером. Вот ездил встречать их. Не нашел. Дома, наверно, уже ребята... [359]
Много у вас потерь?
Терпимо, У них-то больше! Спасибо, что подкинули, с рассветом вылет...
Высадили его у самой землянки. Слезли и сами покурить, узнать, вернулся ли спасшийся экипаж. По тому, как окружили нашего попутчика выскочившие навстречу товарищи, догадались: нет, еще не вернулся.
Попов, а ты точно видел, что их подобрали?
Да что вы, ребята! возмущался тот, кого спрашивали, должно быть, в сотый уже раз. Два круга сделал над катером, говорю! С палубы помахали руками...
Попов? Жора? Ну да, точно, он! Мой ведомый из тридцать шестого. В прошлом году вместе летали... Азартный парень, страсть любил «делать окрошку» из гитлеровских колонн...
Жора? Попов? окликнул, когда от него отстали. Он обернулся, вгляделся.
Вася?!
Объятья, хлопки, пинки...
Добился работки себе по душе?
Предложили, пошел...
И как?
Воюю, как все... скромно потупился Жора.
Па-чему врешь, слушай? блеснув орденами, выступил из темноты стройный подтянутый летчик. Двенадцать вылетов сделал уже на Новороссийск! пояснил мне с кавказским акцентом. По три раза в день летает!
Как это? тихонько спросил я.
Наш комэск, капитан Вартаньян, в шепоте Жоры почувствовался укор: неужели не слышал?
Слышал, слышал, поспешил заверить я.
Вартаньян и еще пара летчиков присоединились к нам. Несмотря на смущение Жоры, может быть даже немножко любуясь им, принялись наперебой рассказывать о подвигах моего бывшего подчиненного. Видно было, что его здесь любят. [360]
Ха-ароший специалист! блестел глазами веселый комэск Вартаньян. По русской окрошке, смачно выговорил знакомое Жоркино словцо.
Жора застенчиво улыбался, пряча глаза в темноте.
Оказалось, за пять месяцев в штурмовом полку Георгий Попов стал прославленным воздушным бойцом, водит в бой большие группы, мастерски крушит оборону врага. Дважды был сбит, но из строя не вышел. Во второй раз сел в плавнях на территории, занятой противником, шесть дней пробирался к своим...
Долго задерживаться мы не могли, с Жорой договорились, что встретимся после освобождения Новороссийска.
16 сентября вечером он появился у нас в столовой.
Новороссийск был освобожден.
Хо, штурмовик! шумно встретили гостя курившие у входа ребята: мы успели уже осушить первый тост за победу. Садись! Вместе праздновать будем!
Жора, смущаясь и сильно хромая, прошел ко мне.
Как это ты? я все же не мог скрыть удивления.
Как обещал, скромно потупился Жора.
И в такой день тебя отпустили? И Вартаньян?
Жора потупился больше.
Ну давай! подвинул я кружку.
Жора выпил. На предложение закусить отрицательно помотал головой. Вообще был странный. Смотрел пустыми глазами куда-то в дальнюю стену столовой, молчал.
Как все-таки отпустили тебя ребята? попытался я его разговорить.
Никто и не отпускал, устало вздохнул он. С пристани зашел по пути, подбили вчера над Васильевкой... Поможешь добраться на аэродром?
После обеда вчера к ним поступил приказ: уничтожить артиллерийские батареи врага под Новороссийском. [361]
Шестерку «илов» повел Попов. Группу сопровождала четверка ЛаГГ-3, маршрут был давно известен. Вошли в Цемесскую бухту, справа показалась и растаяла в голубой дымке Кабардинка, слева Малая земля. Боев здесь уже не было, кой-где дымились развалины укрепленных строений, развороченные блиндажи...
Новороссийск весь в дымах оставили в стороне, вышли в район артиллерийских позиций врага.
Здесь группу встретил ожесточенный огонь зениток. Шестерка распределилась по целям, пошла на штурмовку. Каждую пару встречал шквал разрывов, трассы «эрликонов»...
Прорвались.
Убедившись, что батареи противника потонули в дыму и пламени, Попов стал собирать свою группу. Тут и ударило... Машину бросило влево, она накренилась, стала входить в пике. С трудом перевалив ее в правый разворот, Жора услышал сдавленный голос штурмана:
Командир, я ранен...
Бросил взгляд на крыло отбит левый элерон. Попытался доковылять до своих на правых виражах. Описывая дугу, кое-как дотянул до Мысхако. Наскоро выбрал площадку, с креном посадил машину на изрытое снарядами поле. Вытащил из кабины раненого штурмана, укрыл его в воронке: как раз начался артобстрел...
Вот так и попал к вам, закончил Жора. Сегодня только сумел пробиться на попутный сейнер...
А в полку? Знают ребята, что ты жив? Вартаньян-то, чай, будет рад!
Жора отвел взгляд.
В полк позвонил. Отсюда, уже от вас. А Вартаньян... Нет Вартаньяна-то, Вася. Позавчера...
Позавчера рано утром они вылетели на уничтожение плавсредств в порту Анапа. Восьмерку вел Варткез Вартаньян. К цели шли морем, на бреющем, незамеченными [362] достигли порта. Для фашистов гром с ясного неба! С ходу, парами атаковали десяток быстроходных десантных барж у причалов. Зенитки с огнем запоздали, лупили остервенело, но бестолково. Хороший получился удар. Три баржи сразу взорвались, на трех пожары. На молу тоже пожары, взрывы...
В пылу боя ведомые даже не заметили, что машина комэска подбита. Он продолжал вести группу на новую цель, хотя мотор у него дымил. Пушечно-пулеметным огнем, эрэсами обстреляли пехоту, колонну автомашин. На отходе от цели напало четыре «фоккера». Один с ходу устремился на израненный самолет. Ведомый Вартаньяна, летчик Парменов, бросил свою машину наперерез... Поздно! Пушечная очередь прошила самолет комэска, машина вздрогнула, качнулась, упала в пике и врезалась в воду. Остальные пристроились друг другу в хвост, замкнули кольцо, ощетинились стволами пушек и пулеметов. Так и долетели, все семеро, а командир...
Как старший брат он мне был, закончил Жора свой торопливый рассказ. Какой человек!..
Я помог ему, выпросил у дежурного по штабу машину, довез до самого аэродрома, как три дня назад. До той же самой землянки. И так же выскакивали навстречу ребята, беспокойно всматривались во тьму...
Жора! Живой? Ну как ты?..
Бросались, обнимали, расспрашивали...
Я ждал. Казалось, вот-вот прозвучит из тьмы веселый, с кавказским акцентом, говор: «Па-чему врешь, слушай...»
Каждый день здесь друзья ожидают друзей?
В первый день наступления, 10 сентября, на рассвете, «илы» 8-го ГШАП встретились нам в воздухе. Мы шли домой, они на штурмовку вражеских позиций. Как оказалось потом, это была девятка майора Владимира [363] Куняха. Над целью ее атаковали «мессеры». Штурмовики продолжали свою работу. Атаку «мессершмиттов» отбили истребители прикрытия во главе с лейтенантом Чураковым, один из фашистских стервятников был сбит. Группа Куняха оказала большую помощь нашим десантникам, которые вели бой в районе вокзала.
Когда гитлеровцы бросили в контратаку танки, на смену ей подоспела группа капитана Варткеза Вартаньяна. После шести заходов отважных штурмовиков над привокзальными улицами поднялось полдесятка высоченных черных свечей...
Враг бросал в бой все новые и новые силы. По дорогам к городу тянулись колонны танков, орудий, бронетранспортеров, автомашин с пехотой. Сквозь сплошную завесу огня прорвались к ним штурмовики капитана Александра Данилова. По ведущему сосредоточила огонь целая батарея. Летчик Самойленко снизился и эрэсами расстрелял ее. А когда сам оказался под огнем другой батареи, ее подавил Глухарев.
Так, приходя на помощь друг другу и сменяя друг друга, штурмовики непрерывно громили механизированные колонны врага на подступах к Новороссийску.
Когда отдельные отряды десантников, глубоко вклинившись в оборону противника, теряли связь со своими ближними тылами, штурмовики Данилов, Дорофеев, Глухарев, Игнатьев, Колосов и другие под непрерывным ожесточенным огнем находили их и сбрасывали на парашютах все необходимое.
Поистине героически сражались наши «летающие танки»!
В атаке самолет младшего лейтенанта Татаринова получил тяжелое повреждение: осколком перебило маслопровод, мотор мог заклиниться в любую секунду. Но отважный комсомолец, презирая смерть, продолжал громить врага... [364]
У «ила» младшего лейтенанта Бабенко снарядом отбило шасси, повредило стабилизатор и плоскости. Молодой летчик сумел сбросить бомбы по цели, привести самолет на аэродром и посадить на одно колесо...
С Жорой Поповым я встречался еще не раз. Многое рассказал он о тех штурмовках, в которых участвовал сам в эти дни.
Второй вылет 10 сентября он совершил в составе восьмерки, ведущим которой был Вартаньян. Штурмовали моторизованную колонну. Сильный огонь вражеских зениток не смог помешать точно выйти на цель. Ливень реактивных снарядов, бомб, пушечно-пулеметных трасс устремился к земле. На дороге остались горящие автомашины, более сотни трупов фашистских солдат...
Третий боевой вылет в составе шестерки. Штурмовка войск противника на северо-западной окраина Новороссийска. Пять заходов. Уничтожено до двухсот гитлеровцев, огневые средства...
11 сентября с утра вылет на уничтожение колонны вражеской техники в районе Мефодиевский. Группу вел капитан Парменов. Восемь штурмовиков и шесть истребителей с ходу обрушились на врага. Словно спичечные коробки, вспыхивали тяжелые машины, опрокидывались изуродованные пушки, в ужасе разбегались гитлеровцы...
Все самолеты вернулись на свой аэродром.
В последующие дни обстановка осложнилась. Гитлеровцы подтянули полевую и дальнобойную артиллерию, начали интенсивный обстрел наших войск. Активизировала действия и немецкая авиация.
Главными целями для полка стали артиллерийские и минометные позиции, дзоты и танки в укрытиях огневая система врага.
12 сентября Георгий Попов повел шестерку «илов» на уничтожение артиллерийской батареи в районе Васильевка. Несмотря на сильнейший зенитный огонь, группа [365] сделала три захода. Уничтожила орудия, тягачи, взорвала боеприпасы.
В бою погиб один экипаж летчик Потапов, воздушный стрелок Ткаченко.
В тот же день группа, возглавляемая Вартаньяном, успешно нанесла удар по артиллерийско-минометным позициям в районе Мефодиевский.
Нанесение эффективных ударов по целям, расположенным на сравнительно небольшой площади, требовало от летчиков высокого мастерства и отваги. Без нескольких заходов тут было не обойтись. А неподвижные цели, как правило, были гораздо надежнее защищены зенитным огнем, чем, например, колонны на марше. Однако и к этим условиям летчики 8-го гвардейского штурмового полка оказались подготовленными блестяще. Самоотверженность, хладнокровие и находчивость проявил, например, старший лейтенант Андрей Дорофеев, группе которого была поставлена задача уничтожить хорошо замаскированную полевую батарею противника, мешающую продвижению десантников. При появлении наших самолетов фашистские артиллеристы немедленно прекращали огонь, батарея делалась невидимой. Дорофеев перехитрил врага. Выбрав момент, когда, по обстановке, огонь батареи был особенно необходим немцам, он повел свою группу далеко стороной. Гитлеровские артиллеристы выдали себя. Дорофеев несколько раз засек их позицию по вспышкам выстрелов, развернулся и с первого захода накрыл цель.
В следующий свой вылет Дорофеев подавил дальнобойную батарею, тщательно замаскированную в лесу. Терпение, выдержка, наблюдательность и отвага выиграли и на этот раз.
14 сентября за работой гвардейцев-штурмовиков наблюдал командующий Северо-Кавказским фронтом генерал-полковник Иван Ефимович Петров. Он высоко оценил их действия, всем участвовавшим в бою экипажам [366] объявил благодарность. Шесть «илов» под прикрытием четырех истребителей Як-1 штурмовали скопление противника в районе Мефодиевский. Вел группу капитан Парменов, Попов был его заместителем. Под ожесточенным огнем зениток штурмовики сделали три захода, уничтожили две минометные батареи и много живой силы врага.
В этом бою погибли летчик Москвичев и воздушный стрелок Гусин-Сницер...
Бои на земле не стихали и ночью. Воздушные бойцы также сражались круглые сутки. С наступлением темноты могучие «илы» сменялись маленькими юркими По-2.
Множество подвигов было совершено в воздухе, на земле и на море в битве за Новороссийск. Но особое место в памяти занимает скромный, неброский подвиг девчат 46-го авиаполка. Они прилетели к нам перед началом операции. Жили рядом в землянках. С раннего вечера и до рассвета трещали моторы знакомых нам с аэроклубовских давних времен маленьких юрких бипланов. Тогда, в аэроклубах, он назывался У-2 учебный. Теперь легкий ночной бомбардировщик По-2. За шесть ночей летчица Серафима Амосова совершила двадцать восемь боевых вылетов, Людмила Клопкова двадцать шесть. Штурманы Агафья Беспалова и Мери Авидзба тоже по двадцать шесть. Так и другие...
И откуда только брались силы у героических этих девчат?
16 сентября 1943 года город Новороссийск был полностью освобожден.
Москва салютовала войскам Северо-Кавказского фронта и морякам Черноморского флота, одержавшим большую победу. За отличные боевые действия всем воинам, участвовавшим в освобождении Новороссийска, приказом Верховного Главнокомандующего была объявлена благодарность. [367]
Новороссийск стал символом героизма советского народа в борьбе с ненавистным врагом.
Последние удары
Разгромив крупную группировку противника в районе Новороссийска и прорвав его мощный оборонительный рубеж «Голубую линию», наши войска продолжали теснить врага, прижимая его к Керченскому проливу. Судьба фашистских войск на Таманском полуострове была решена. Но враг ожесточенно сопротивлялся, пытаюсь сдержать наше наступление и дать возможность своим частям эвакуироваться в Крым.
Одновременно на мелитопольском и запорожском направлениях успешно развивалось наступление Южного и Юго-Западного фронтов, что в перспективе создавало угрозу крымской группировке противника. Предвидя это, немцы с лихорадочной поспешностью вывозили морем награбленные на юге нашей страны и сосредоточенные в Крыму запасы. Перевозки велись через Севастополь, частично через Феодосию.
Перед авиацией 4-й воздушной армии и Черноморского флота была поставлена задача воспрепятствовать морским перевозкам врага. Морская авиация, действовала в основном на дальних коммуникациях.
Три экипажа торпедоносцев заступили в готовность. Ведущим назначен я. День серенький, дождливый, порывистый ветер гонит над аэродромом клочья облаков. Приказание на вылет поступает, как всегда, неожиданно: нанести удар по транспорту, следующему в составе конвоя в Севастополь.
Предварительное решение: атаковать цель с ходу, с разных направлений. Это позволит сковать маневр транспорта, рассредоточить зенитный огонь.
Впрочем, бой есть бой. На месте все будет виднее. [368]
Стартуем. Справа от меня летит Дурновцев, слева Ковтун. Пилотирование машин на малой высоте затрудняет болтанка, однако ведомые держат строй уверенно. Подниматься не имеет смысла: скоро район цели.
Конвой обнаружили на встречном курсе. Сигналом подаю команду: разойтись для атаки! Сам, чуть задержавшись, захожу под углом тридцать сорок градусов к направлению движения транспорта. Расчет на то, что, уклоняясь от атаки ведомых, он подставит мне борт.
Не тут-то было. Дурновцев и Ковтун оттянулись назад и продолжают лететь со мной.
Не поняли команды?
Под огнем зениток эволюциями самолета вновь указываю атаковать с разных направлений.
Они по-прежнему идут за мной.
Выйти из атаки и повторить все сначала? Нет, тут не полигон. Противовоздушная оборона конвоя издали разгадает маневр, и потерь не миновать.
Не знаю, как объяснили себе гитлеровцы наше намерение торпедировать транспорт с носовых курсовых углов, но маневрировать не стали.
Довернув вправо, чтобы увеличить угол атаки, иду на сближение. Огонь усиливается. Подключаются «эрликоны», пулеметы. Сзади заходят два самолета противника, прикрывающие конвой.
Сброс!
Ведомые делают то же.
Транспорт круто поворачивает на торпеды. Наша ошибка очевидна.
Маневрируя, выхожу из зоны огня. Досаде нет предела. Черт знает что! Будто за тем и летели, чтобы нам насажали дырок...
Панов, доложи на командный пункт: цель уклонилась.
Пошлют других. Нельзя же позволять разгуливать по морю обнаруженному конвою. [369]
На земле мрачно осведомляюсь у ведомых, почему не выполнили команды.
Думали, групповой удар...
А сигналы?
Пожимают плечами: не поняли, было не до того... И ведь не новички, особенно Ковтун. Привыкли действовать по шаблону.
Ну ладно, ждите. Научат вас понимать!
Меня тем более. Как готовить подчиненные экипажи, разрабатывать предварительный замысел. Самонадеянность...
На следующий день на разбор прибыл недавно назначенный на Черноморский флот начальник штаба ВВС полковник Петров. Выслушал наши объяснения, сделал общие замечания по организации торпедных ударов.
Ясно: выводы в письменной форме.
Через день нас с Прилуцким вызвали в штаб дивизии, ознакомили с шифротелеграммой. Указывались наши ошибки при атаке, делались серьезные предупреждения.
Само собой, не остались без внимания и Ковтун с Дурновцевым.
Да, миновало то время, когда было простительно «мазать»...
Днем 22 сентября приказание нанести удар по транспорту, идущему в охранении десяти боевых кораблей.
Ценность перевозимого груза очевидна. Пять самолетов срочно вооружили торпедами для низкого и высотного торпедометания. Первая тройка высотных должна сбросить торпеды одновременно. Пара низких торпедоносцев нанести удар через несколько секунд. Группу высотных повел наш комэск Саликов, низкие возглавил Лобанов.
К конвою шли все вместе на малой высоте, внимательно следя за воздухом. Перед целью разделились: [370] Саликов, Жестков и я пошли в набор высоты, Лобанов и Пресич продолжали полет на малой.
Нашу тройку вел штурман эскадрильи Федор Николаевич Аглотков. Его огромный опыт вселял в нас уверенность.
Цель вижу! в наушниках голос Прилуцкого. В ту же секунду ведущий меняет курс.
Атака!
Мощная противовоздушная оборона конвоя умело разделила огонь. Паре Лобанова приходилось тяжелее: навстречу ей противник выставил сплошной заслон из разрывов и трасс.
Цель приближается к перекрестию...
Строго выдерживаю дистанцию, интервал в строю. Стальная сигара отделяется от ведущего самолета, над ней раскрывается огромный парашют. Спустя секунду нажимает на кнопку Прилуцкий. Приподнимается на сиденье, чтобы лучше видеть через нижнее переднее стекло. Внизу почти одновременно вырастают три водяных султана. Торпеды приводнились, начали циркулировать описывать круги среди вражеских кораблей.
Как? нетерпеливо спрашиваю Николая.
Работают... И тут же: Взрыв! Чья-то попала! В транспорт! Между кормой и трубой...
Да, одновременная атака высотных и низких торпедоносцев полностью себя оправдала. Вражеский транспорт водоизмещением три тысячи тонн пошел на дно моря, унося с собой весьма ценный для гитлеровцев груз. Все самолеты вернулись на аэродром, хотя и порядочно изрешеченные осколками. Особенно, конечно, досталось паре низких торпедоносцев.
За нашим экипажем числился «долг». Мы трижды летали в тыл врага и каждый раз возвращались, не сбросив парашютиста. Вины нашей в том не было: самолет каждый раз достигал цели, но сложные метеорологические [371] условия дождь, туман, сплошная облачность не позволяли выполнить задачу. Трижды разведчик пересекал с нами Черное море с востока на запад и трижды мы привозили его обратно.
Парашютист, веселый молдаванин, за это время успел подружиться с нами. До войны он плавал на судах торгового флота, знал несколько языков, приобрел много профессий. Отличный спортсмен боксер. После некоторых колебаний он поведал нам и о том, что перед уходом в тыл врага просил свое начальство сделать его инвалидом отрезать руку. Это, по его мнению, надежней бы обеспечило выполнение задания: по документам он был вражеский фельдфебель, прибывший с фронта, из госпиталя. Такая самоотверженность не могла не потрясти даже нас, успевших повидать виды...
20 сентября он сел в наш самолет в четвертый раз.
Ну, ребята, покатали вы меня! Если опять молоко, кидайте, как-нибудь выплыву!
Вы-то, может, и выплывете, а мы? мрачновато возразил Прилуцкий.
Не очень, конечно, удобно было намекать такому парню о том, что нас ждет, если нарушим инструкцию. Но что поделаешь. Кстати, какие нервы надо иметь, чтобы вынести три таких попытки и с шутками отправиться на четвертую!..
Сегодня у нас страховочка, кивнул Жуковец на огромную мину, висящую под фюзеляжем. Вернуться же с ней нельзя. Не сядешь. И сбросить куда попало слишком накладно. Небесная канцелярия это должна учесть, какие бы бюрократы там ни сидели...
Привычный уже тысячекилометровый ночной полет. Снижаемся до ста метров, идем над Дунаем. Небесная канцелярия оказалась на высоте, видимость прекрасная. Снижаемся до пятидесяти, сбрасываем мину.
Берем курс на Меджидию. На освещенной, как в лучшие довоенные времена, железнодорожной станции [372] эшелон. Сбрасываем на него бомбы, свет моментально гаснет по всей округе. Этого нам и надо. Уходим в сторону, сбрасываем на кукурузное поле разведчика. Убеждаемся, что парашют раскрылся, желаем в душе отважному парню успехов. Всё!
Оказалось, что не совсем.
Через несколько дней нас вызвал представитель разведывательного отдела. Стал подробно расспрашивать, где мы произвели сброс. Пришлось со всей тщательностью описать место, перечислить характерные ориентиры. Потом нас еще дважды приглашали на подобные разговоры.
Как после выяснилось, дело было в том, что по какой-то причине разведчик не мог выйти на связь в течение двух месяцев. Командование, возлагавшее на него большие надежды, естественно, было обеспокоено. Затем все наладилось. Отважный «фельдфебель» установил прочную связь с разведотделом флота и до конца боевых действий на Черном море передавал из Констанцы ценнейшие сведения о времени выхода конвоев противника из порта, об их составе...
В разведсводках все чаще отмечалось сосредоточение плавсредств противника у севастопольских причалов. К порту то и дело подходили железнодорожные составы, колонны автомашин. Враг эвакуировал из Крыма свои долговременные склады с военным снаряжением, вывозил награбленное добро.
24 сентября нам стало известно: командование авиадивизии приняло решение нанести мощный дневной бомбоудар по кораблям и судам противника в Севастопольском порту. Был разработан план звездного налета десяти групп бомбардировщиков 5-го гвардейского, 36-го и 40-го авиаполков под прикрытием истребителей 11-го гвардейского авиаполка. В течение двух дней велась тщательная подготовка экипажей и самолетов. [373]
Для дальних бомбардировщиков расстояние до Севастополя составляло лишь половину их тактического радиуса действия. Трудность была с использованием Пе-2. Однако выход был найден. Инженеры полка срочно сконструировали дополнительные бензобаки, которые позволили увеличить запас горючего за счет бомбовой нагрузки.
Решено было идти четверкой и пятеркой самолетов Ил-4, тремя пятерками «бостонов», пятеркой и семеркой Пе-2. Все группы в строю «клин».
Накануне вылета в эскадрильях прошли партийные собрания. У нас с докладом выступил новый наш комэск капитан Саликов. Николай Дмитриевич пользовался огромным авторитетом не только как командир, но и как отважный и опытный летчик. Имея за плечами более двухсот двадцати вылетов, он не упускал случая лично возглавить группу бомбардировщиков или торпедоносцев. И каждый раз его экипаж выполнял задание с честью. Летчики видели в нем образец воздушного бойца. Соединяя богатейший боевой опыт с глубокими теоретическими познаниями, Саликов умел безошибочно оценить обстановку в воздухе и моментально принять необходимое решение.
По-деловому, точно и кратко он изложил особенности предстоящего удара, обратил внимание на возможные ошибки, указал, как их избежать. Молодые летчики и штурманы ловили каждое его слово: речь шла о чести гвардейцев, об успехе большого дела, об их собственной жизни. Долго еще после собрания они горячо обсуждали между собой советы бывалого командира.
Затем выступил штурман эскадрильи Федор Николаевич Аглотков. Признанный мастер бомбовых и торпедных ударов поделился опытом промера ветра над морем, некоторыми «секретами» безошибочного выхода на цель. [374]
Было что рассказать и таким испытанным воздушным бойцам, как Панов и Некрасов.
Все выступавшие коммунисты заверяли командование и боевых друзей, что выполнят задание с честью.
В полку царило знакомое нам приподнятое боевое настроение, которое всегда предшествовало успеху.
Утром 26 сентября воздушная разведка установила, что в бухтах Севастополя сосредоточены крупный транспорт водоизмещением в восемь тысяч тонн, два танкера, много других судов и кораблей. На берегу железнодорожные составы с грузом.
Первой поднялась четверка, возглавляемая командиром дивизии полковником Токаревым. В ее числе был и наш самолет. На то была своя причина.
Ты, Минаков, как я наблюдал, большой мастер по аварийным посадкам, улыбаясь глазами, сказал перед стартом комдив. Так вот. Если меня подобьют и я сяду на земле противника, на Качинском аэродроме, садись и ты. Заберешь нас, и улетим перед носом фрицев. Договорились?
Кажется, не шутил. Я-то, по крайней мере, шутить не собирался. Так что этот полет обретал для нашего экипажа еще и особый, почетный смысл.
За нами ушла в воздух пятерка капитана Лобанова. Затем подняли свои группы командиры полков подполковники Ефремов и Корзунсв. Собравшись в единый боевой порядок, тридцать шесть бомбардировщиков двинулись к цели. Маршрут им прокладывал знаменитый на флоте майор Петр Ильич Хохлов флагманский штурман дивизии. В августе 1941 года он первый сбросил бомбы на Берлин.
Воздушную армаду бомбардировщиков сопровождали истребители. Их возглавлял капитан Борис Михайлович Литвинчук из славного 11-го гвардейского, которым командовал подполковник Любимов «неистовый истребитель», стальной человек. [375]
Иван Степанович Любимов летал с протезом ноги. И лично бил гитлеровцев так, что ему мог позавидовать любой из его питомцев.
С таким прикрытием мы чувствовали себя уверенно.
Показался мыс Фиолент. Сигнал. Истребители ушли вперед. Группы бомбардировщиков разделились, взяли курс к цели. Комдив повел нашу четверку на удар по кораблям в Южной бухте.
Севастополь... День-деньской, видимость отличная. Разрывы буквально облепили нас. Один из снарядов попал в крыло самолета Василия Скробова, летевшего рядом со мной. Срезал всю плоскость. Однокрылый самолет, перевернувшись, стал беспорядочно падать. Выпрыгнул кто-то один...
Штурманы уже сбрасывали бомбы. Комдив резко увеличил обороты, строй растянулся. Я неотступно следовал за ведущим. Скорость вдвое превышала допустимую, машина дрожала, вибрировали плоскости. Еще немного, и самолет развалится...
Но над большим транспортом у причала уже вспыхнуло яркое пламя. Другие группы бомбардировщиков били по танкерам, баржам, катерам, складам, портовым сооружениям, эшелонам. Дым пожаров окутал бухты...
На обратном пути догнали три Ил-4. Один был явно поврежден. Когда подошли ближе, увидели: подбитый самолет летит на одном моторе. Это был экипаж Виктора Алексеева, из нашего полка. Трудно ему пришлось. Самолет круто кренился, проваливался, едва не касался гребней волн. Только искусство летчика вновь и вновь поднимало машину. Сбросив все, что возможно, за борт, он все-таки дотянул до аэродрома и благополучно совершил посадку.
В результате дерзкого массированного налета противник потерял крупный транспорт, самоходную баржу, два торпедных катера, железнодорожный эшелон с боеприпасами. Были повреждены другие корабли и суда, [376] разрушены портовые сооружения, склады. Под развалинами портовых бараков нашло свою смерть много гитлеровских солдат, работавших на погрузке.
Использовать свое «мастерство аварийных посадок», к счастью, мне не пришлось. Не все машины благополучно вернулись на свои аэродромы после этого исключительно смелого и отлично организованного удара. И из первой четверки, которую вел непосредственно сам комдив, был потерян один самолет. Ведущий отделался повреждениями.
Это были последние наши удары с Кавказского побережья. На аэродроме давно не слышна артиллерийская канонада, бои за Тамань подходят к концу.
Тамань! Сколько раз приходилось нам слышать и повторять это слово! В приказах, в докладах, в донесениях, на разборах... В наградных листах и в печальных записях: «Погиб...», «С боевого задания не вернулся...»
Тамань... Опять Тамань... Голубые ножи прожекторов, зловещие гирлянды «эрликонов», вспышки разрывов, дробь осколков по плоскостям...
По перепаханной бомбами, изрытой вражескими окопами многострадальной земле идут вперед пехотинцы, танкисты, артиллеристы... С воздуха их поддерживают пикирующие «Петляковы», «утюги»-штурмовики, прикрывают верткие «яки» и «лагги»...
Наши «крылатые линкоры» нацелены дальше.
Помните, эта задача очень важна...
На Тамань? по давней привычке вырывается у меня.
Озабоченное лицо комэска освещается невольной веселой улыбкой.
Нет, Минаков. К дальнему побережью. Но для Тамани! Наши ворвались в Вышестеблиезскую, срок полной расплаты с врагом в битве за Кавказ наступит вот-вот... [377]
9 октября вся страна узнала: Таманский полуостров освобожден, враг сброшен в Керченский пролив. Не помогли ему доты, дзоты. Не помогла «Голубая линия». Восточное побережье Черного моря освобождено от фашистских захватчиков. Битва за Кавказ победоносно завершена!
Приказ Верховного Главнокомандующего. Столица от имени Родины салютует доблестным войскам Северо-Кавказского фронта и Черноморскому флоту, освободившим Таманский полуостров, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.
Какой музыкой звучали в душе каждого из нас слова этого приказа! Они звали вперед. Впереди столица черноморцев Севастополь. Впереди Николаев, Херсон, Очаков, Одесса, Измаил...
В ожесточенных боях плечом к плечу били гитлеровских захватчиков пехотинцы и танкисты, артиллеристы и летчики, моряки и партизаны тысячи известных и безвестных героев, прославивших величие души советского человека, справедливую силу его оружия. Весь советский народ поднялся на защиту Отечества, массовый героизм стал нормой поведения.
Взлетая, чтобы победить, мои боевые друзья летчики, штурманы, воздушные стрелки поступали по законам мужества, верности своему народу.
Многие из них погибли в смертельных схватках, многих сейчас нет в живых. Но подвиги их навечно вошли в историю нашей Родины.