Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Список иллюстраций

Список иллюстраций

Карта, выполненная В.А.Меркушовым для «Дневника подводника»

Залив Петра Великого в начале XX века

Список фотографий

Первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» на памятнике, сооруженном к 100-летию начала проектирования подводных лодок в России.

Памятник у здания Центрального конструкторского бюро Морской техники «Рубин», Санкт-Петербург, 2000 г. Главный архитектор проекта В. Л. Спиридонов. Внизу стелы — подводный атомный крейсер проекта 941 «Акула», выполненный в одном масштабе с «Дельфином».

Часовня Святителя и Чудотворца Николая «Памяти всех поколений подводников России». Возведена в 2001 году в Сестрорецке на берегу озера Разлив. Внутри часовни установлены памятные доски с перечнем погибших в 1909-2000 гг. русских и советских подводных лодок. В цоколе часовни хранятся капсулы с землей, взятой с мест строительства и базирования отечественных подводных лодок, землей с братских могил экипажей черноморских подводных лодок «Камбала», АГ-16 «Металлист», Щ-203, Щ-204, а также грунт с места гибели в Балтийском море подводной лодки С-8.

Из приказа по Морскому ведомству за № 19 от 26 января 1909 года: «Государь Император в день 26 января сего года Высочайше соизволил утвердить нагрудный знак ... для офицеров флота, успешно выдержавших выпускные практические испытания и удостоенных звания офицеров подводного плавания. О таком Высочайшем соизволении объявляю по Морскому ведомству для сведения и руководства. Подписал Морской министр, Свиты Его Величества контр-адмирал Воеводский»

Л. А. Матушкин, вице-адмирал, Герой Советского Союза

Командир подводной лодки «Окунь» лейтенант В. А. Меркушов. 21 мая 1915 года.

Александр Васильевич Меркушов, 1888 г.

Олимпиада Петровна Меркушова, 1900 г.

Василий и Антонина Меркушовы. Батум, май 1889 г.

Василий Меркушов — старший гардемарин Морского кадетского корпуса, 1904 г.

В. А. Меркушов — рабочий завода «Грамон» в Пон-де-Шеруи, январь 1924 г.

Первая русская подводная лодка «Дельфин» на большом Кронштадтском рейде. Фото Н. Апостоли

Фотография В. А. Меркушова, сопровождавшая публикацию его рассказов в журнале «Часовой»

Эдуард Николаевич Щенснович (1852-1910), создатель русской школы подводного плавания

Иван Константинович Григорович (1853-1930). В чине контр-адмирала состоял командиром Порта Императора Александра III в Либаве (1906-1908). Фотография из рукописи В. А. Меркушова

Дом командира Порта Императора Александра III в Либаве

Порт Императора Александра III в Либаве. Мост через портовый канал

Подводные лодки Учебного отряда подводного плавания «Белуга», «Пескарь», «Стерлядь» в Либаве

Подводная лодка «Сиг», на которой в Учебном отряде подводного плавания проходил обучение В. А. Меркушов

Саймон Лэк (1866-1945); в русском флоте было шесть подводных лодок, построенных по его проекту: «Осетр» (ex- «Протектор»), «Бычок», «Кефаль», «Палтус», «Плотва», «Сиг»

«Осетр» (ex- «Протектор»)

Подводная лодка «Кефаль» во Владивостоке. Под командой В. А. Меркушова на ней в декабре 1909 г. впервые были совершены плавания подо льдом Амурского залива

Подводная лодка «Палтус», однотипная с «Кефалью». Владивосток, 1909

Подводная лодка «Камбала»

Рубка «Камбалы» на братской могиле погибшего экипажа. Севастополь (фото 2003 г. ). Памятник был сооружен по проекту лейтенанта Г. Ф. Дудкина на средства офицеров подводного плавания и освящен 29 мая 1912 г. Слева вверху первоначальный вид памятника.

Подводная лодка «Аллигатор» в ожидании портового ледокола. Акварель лейтенанта Б. Л. Новикова (1888-1966), художника и архитектора, жившего и умершего в Бейруте (журнал «Часовой» № 99, 1933 г. )

Подводные лодки «Дракон» и «Крокодил» в море

Подводная лодка «Минога» после аварии. 24 марта 1913 г., Либава

Подводная лодка «Минога» и ее командир А. Н. Гарсоев

Подводная лодка «Пескарь», на которой произошло описанное В. А. Меркушовым «Страшное пробуждение»

Подводная лодка «Белуга» у борта бывшего клипера «Тунгус» в заливе Разбойник

Подводная лодка «Аллигатор», на которой В. А. Меркушов служил старшим помощником командира (1911-1912)

Командир «Аллигатора» Б. С. Безкровный (в бытность морским агентом в Копенгагене, 1916).

Командир «Крокодила» Я. И. Подгорный (фото 1920 г. )

Комиссия Морского ведомства «для проектирования полуподводных судов», 1900-1901. Слева направо: И. Г. Бубнов,

М. Н. Бекклемишев,

И. С. Горюнов

Чертеж «Миноносца № 113» — под таким названием начиналось строительство первой русской боевой подводной лодки «Дельфин»

«Дельфин» у стенки Балтийского завода в Санкт-Петербурге, осень 1904

Джон Голланд (1840-1914). В 1904 г. Морским ведомством была куплена подводная лодка его проекта «Фултон», в русском флоте получившая название «Сом»

Раймон Эквиллей (1873-?). В 1904 г. подводная лодка его проекта «Форель» была подарена России как бонус к заказу на верфи «Германия» трех лодок для русского флота («Камбала», «Карась», «Карп»). Подводная лодка «Форель». Владивосток, 1905

А. С. Боткин (1866-1936) и его подводная лодка «Челим», спроектированная и построенная в 1903-1904 гг.

С. А. Янович (1877-1935), автор проекта погружающегося судна, построенного в 1904 г. и получившего название «Кета»

С. К. Джевецкий (1843-1938), автор шести проектов подводных лодок. Подводная лодка Джевецкого четвертого проекта в Центральном военно-морском музее

М. Н. Налетов (1869-1938), спроектировавший подводные минные заградители «Портартурец» (1904) и «Краб» (1907) Подводный минный заградитель «Краб». Николаев, 1915

Спуск подводной лодки «Окунь» на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 31 августа 1904 г.

Спасательное судно «Волхов» (с 1922 г. «Коммуна»). Слева вверху — сохранившаяся в кают-компании нынешней «Коммуны» памятная доска о закладке судна на Путиловской верфи в Петрограде в 1915 г.

Приглашение А. С. Бежаницкому на закладку подводных лодок на заводе общества «Ноблесснер» в Ревеле 29 июня 1914 г.

Освящение подводной лодки «Львица» священником о. Александром Бежаницким. Впереди него — командир лодки А. Н. Гарсоев. Ревель, 10 июня 1916 г. Фото Е. В. Иванова

Спуск подводного минного заградителя «Ерш» на Балтийском заводе в Петрограде 31 августа 1917 г. в присутствии министра-председателя Временного правительства А. Ф. Керенского

Содержание