Список иллюстраций
Список иллюстраций
Карта, выполненная В.А.Меркушовым для «Дневника подводника»
Залив Петра Великого в начале XX века
Список фотографий
Первая русская боевая подводная лодка «Дельфин» на памятнике, сооруженном к 100-летию начала проектирования подводных лодок в России.
Памятник у здания Центрального конструкторского бюро Морской техники «Рубин», Санкт-Петербург, 2000 г. Главный архитектор проекта В. Л. Спиридонов. Внизу стелы подводный атомный крейсер проекта 941 «Акула», выполненный в одном масштабе с «Дельфином».
Часовня Святителя и Чудотворца Николая «Памяти всех поколений подводников России». Возведена в 2001 году в Сестрорецке на берегу озера Разлив. Внутри часовни установлены памятные доски с перечнем погибших в 1909-2000 гг. русских и советских подводных лодок. В цоколе часовни хранятся капсулы с землей, взятой с мест строительства и базирования отечественных подводных лодок, землей с братских могил экипажей черноморских подводных лодок «Камбала», АГ-16 «Металлист», Щ-203, Щ-204, а также грунт с места гибели в Балтийском море подводной лодки С-8.
Из приказа по Морскому ведомству за № 19 от 26 января 1909 года: «Государь Император в день 26 января сего года Высочайше соизволил утвердить нагрудный знак ... для офицеров флота, успешно выдержавших выпускные практические испытания и удостоенных звания офицеров подводного плавания. О таком Высочайшем соизволении объявляю по Морскому ведомству для сведения и руководства. Подписал Морской министр, Свиты Его Величества контр-адмирал Воеводский»
Л. А. Матушкин, вице-адмирал, Герой Советского Союза
Командир подводной лодки «Окунь» лейтенант В. А. Меркушов. 21 мая 1915 года.
Александр Васильевич Меркушов, 1888 г.
Олимпиада Петровна Меркушова, 1900 г.
Василий и Антонина Меркушовы. Батум, май 1889 г.
Василий Меркушов старший гардемарин Морского кадетского корпуса, 1904 г.
В. А. Меркушов рабочий завода «Грамон» в Пон-де-Шеруи, январь 1924 г.
Первая русская подводная лодка «Дельфин» на большом Кронштадтском рейде. Фото Н. Апостоли
Фотография В. А. Меркушова, сопровождавшая публикацию его рассказов в журнале «Часовой»
Эдуард Николаевич Щенснович (1852-1910), создатель русской школы подводного плавания
Иван Константинович Григорович (1853-1930). В чине контр-адмирала состоял командиром Порта Императора Александра III в Либаве (1906-1908). Фотография из рукописи В. А. Меркушова
Дом командира Порта Императора Александра III в Либаве
Порт Императора Александра III в Либаве. Мост через портовый канал
Подводные лодки Учебного отряда подводного плавания «Белуга», «Пескарь», «Стерлядь» в Либаве
Подводная лодка «Сиг», на которой в Учебном отряде подводного плавания проходил обучение В. А. Меркушов
Саймон Лэк (1866-1945); в русском флоте было шесть подводных лодок, построенных по его проекту: «Осетр» (ex- «Протектор»), «Бычок», «Кефаль», «Палтус», «Плотва», «Сиг»
«Осетр» (ex- «Протектор»)
Подводная лодка «Кефаль» во Владивостоке. Под командой В. А. Меркушова на ней в декабре 1909 г. впервые были совершены плавания подо льдом Амурского залива
Подводная лодка «Палтус», однотипная с «Кефалью». Владивосток, 1909
Подводная лодка «Камбала»
Рубка «Камбалы» на братской могиле погибшего экипажа. Севастополь (фото 2003 г. ). Памятник был сооружен по проекту лейтенанта Г. Ф. Дудкина на средства офицеров подводного плавания и освящен 29 мая 1912 г. Слева вверху первоначальный вид памятника.
Подводная лодка «Аллигатор» в ожидании портового ледокола. Акварель лейтенанта Б. Л. Новикова (1888-1966), художника и архитектора, жившего и умершего в Бейруте (журнал «Часовой» № 99, 1933 г. )
Подводные лодки «Дракон» и «Крокодил» в море
Подводная лодка «Минога» после аварии. 24 марта 1913 г., Либава
Подводная лодка «Минога» и ее командир А. Н. Гарсоев
Подводная лодка «Пескарь», на которой произошло описанное В. А. Меркушовым «Страшное пробуждение»
Подводная лодка «Белуга» у борта бывшего клипера «Тунгус» в заливе Разбойник
Подводная лодка «Аллигатор», на которой В. А. Меркушов служил старшим помощником командира (1911-1912)
Командир «Аллигатора» Б. С. Безкровный (в бытность морским агентом в Копенгагене, 1916).
Командир «Крокодила» Я. И. Подгорный (фото 1920 г. )
Комиссия Морского ведомства «для проектирования полуподводных судов», 1900-1901. Слева направо: И. Г. Бубнов,
М. Н. Бекклемишев,
И. С. Горюнов
Чертеж «Миноносца № 113» под таким названием начиналось строительство первой русской боевой подводной лодки «Дельфин»
«Дельфин» у стенки Балтийского завода в Санкт-Петербурге, осень 1904
Джон Голланд (1840-1914). В 1904 г. Морским ведомством была куплена подводная лодка его проекта «Фултон», в русском флоте получившая название «Сом»
Раймон Эквиллей (1873-?). В 1904 г. подводная лодка его проекта «Форель» была подарена России как бонус к заказу на верфи «Германия» трех лодок для русского флота («Камбала», «Карась», «Карп»). Подводная лодка «Форель». Владивосток, 1905
А. С. Боткин (1866-1936) и его подводная лодка «Челим», спроектированная и построенная в 1903-1904 гг.
С. А. Янович (1877-1935), автор проекта погружающегося судна, построенного в 1904 г. и получившего название «Кета»
С. К. Джевецкий (1843-1938), автор шести проектов подводных лодок. Подводная лодка Джевецкого четвертого проекта в Центральном военно-морском музее
М. Н. Налетов (1869-1938), спроектировавший подводные минные заградители «Портартурец» (1904) и «Краб» (1907) Подводный минный заградитель «Краб». Николаев, 1915
Спуск подводной лодки «Окунь» на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 31 августа 1904 г.
Спасательное судно «Волхов» (с 1922 г. «Коммуна»). Слева вверху сохранившаяся в кают-компании нынешней «Коммуны» памятная доска о закладке судна на Путиловской верфи в Петрограде в 1915 г.
Приглашение А. С. Бежаницкому на закладку подводных лодок на заводе общества «Ноблесснер» в Ревеле 29 июня 1914 г.
Освящение подводной лодки «Львица» священником о. Александром Бежаницким. Впереди него командир лодки А. Н. Гарсоев. Ревель, 10 июня 1916 г. Фото Е. В. Иванова
Спуск подводного минного заградителя «Ерш» на Балтийском заводе в Петрограде 31 августа 1917 г. в присутствии министра-председателя Временного правительства А. Ф. Керенского