Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Самостоятельное плавание

В конце июля 1906 года «Сиг» вышел в самостоятельное плавание.

Расставшись в Куйвасте с пароходом «Славянка», он в одиночестве пересек Финский залив и, пройдя шхерами до Гельсингфорса, должен был идти дальше, но поломка соединительной шестерни между главной помпой и валом бензиномотора заставила изменить программу, так как ни военный порт и ни один завод финской столицы не брался отлить новую шестерню.

В Ревеле повторилось то же самое, и заведующий подводным плаванием приказал идти в Ригу.

Ярким солнечным, но ветренным утром лодка вышла из гавани. На рейде было спокойно, но, пройдя Суропский пролив, встретили большую волну. С каждым часом ветер свежел все больше и больше, крутые волны ходили горами, разбиваясь о рубку, рассыпались серебристой пылью своих верхушек.

Пришлось надеть непромокаемое платье и задраить все люки, кроме верхнего. На траверзе маяка Пакерорт выяснилось, что лучше переждать непогоду в Балтийском Порту. Повернули на него.

Волна была настолько высока, что стоявший на рейде под флагом контр-адмирала Вирена крейсер «Память Азова» временами скрывался из виду, и неискушенному глазу могло казаться, что лодка идет в полуподводном или подводном положении.

Не успел «Сиг» войти в гавань, как адмирал прибыл на паровом катере, чтобы осмотреть лодку и справиться, не пришла ли она в его распоряжение.

Дело в том, что на время следствия и суда над бунтовщиками в Ревель была командирована подводная лодка «Пескарь» с приказанием, в случае повторения бунта на «Азове», немедленно потопить крейсер. После суда и казни виновных контр-адмирал Вирен ушел в Балтийский Порт, и лодка была отозвана.

Узнав, что заход явился случайным, адмирал рассказал, что на крейсере создалось впечатление, будто лодка идет [63] на него в атаку, что вызвало большой переполох среди команды, успокоившейся только тогда, когда «Сиг» вошел в гавань.

Через несколько дней, когда погода стихла, пошли дальше. Войдя в Моонзунд, легли на створ моонских маяков.

Вечерело. Сизая мгла спустилась над желтыми и мутными водами пролива. Стоявший на вахте слушатель Учебного отряда, не видя огня Куморского буя, решил, что компас показывает неправильно, и с разрешения командира изменил курс на два градуса вправо.

Стемнело. Ни буя, ни створных огней не видно... Вдруг раздался ряд ударов в подводной части — нос лодки приподнялся, потом опустился, задралась и опустилась корма. Ясно, что перескочили через каменную гряду...

— Стоп бензиномоторы!

Командир бросился на мостик.

— Как глубина?

— 14 футов! (Осадка была 12 футов).

— Осмотреть трюмы! Приготовить электромоторы! Меряя все время глубину, «Сиг» самым малым ходом пошел на восток. 14 футов, 14,5 фута, 15 футов...

— Стоп машины! Отдать якорь!

Зажгли рейдовые огни и залегли спать.

Наутро оказалось, что лодка стоит на фарватере, почти рядом с потухшим Куморским буем, а значит, компас показывал правильно и незачем было менять курс. Осмотрев еще раз лодку и не найдя никаких повреждений, пошли дальше.

Утро было чудеснейшее. Рижский залив благосклонно развернул зеркало своих вод, в которых отражалось лучезарное небо. Кругом ни одного судна, ни одного дымка.

Легкий бурун подымался под носом лодки, опрокидывался на палубу, растекался светлыми струйками и с шипеньем стекал с борта. Широкий пенистый след от винтов стлался за кормой. Все люки, кроме носового, были открыты, команда и офицеры целый день провели на чистом воздухе и даже обедали на верхней палубе.

На следующее утро подошли к устью Западной Двины. Чем ближе подходили к Риге, тем больше встречали пароходов и лайб, как шедших к порту, так и уходивших от него. [64]

Приняв лоцмана, стали подыматься вверх по реке, заставленой пароходами и парусными судами всех размеров, грузившимися и выгружавшимися у бесконечных набережных или ожидавших очереди посередине реки.

Подойдя к заводу Ланге, «Сиг» стал рядом с достраивающимися миноносцами типа «Украина». Прибывшие вскоре инженеры взялись исправить повреждение — лодка осталась у завода и только через месяц вернулась в Порт Императора Александра III, где уже находились все суда отряда. [65]

Дальше