Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Примечания

{1} Правда, ни тогда, ни после в своих мемуарах Монтгомери не согласился с общим мнением, что его план провалился. Наоборот, уверял он, план удался на девяносто процентов: ведь из одиннадцати мостов на дороге к Арнему десять оказались в руках его войск! И если этот одиннадцатый мост не был взят, то только по вине штаба союзных экспедиционных сил (то есть американцев). Штаб не обеспечил наступление на Арнем необходимой техникой, горючим, боеприпасами. Эйзенхауэр в беседе с военными корреспондентами в Версале, куда он перебрался из Нормандии, опроверг обвинение, брошенное ему Монтгомери. Это опровержение он повторил позже в своих мемуарах «Крестовый поход в Европе».

Спор о причинах и виновниках поражения союзников у Арнема возобновлялся после войны неоднократно, принимая порою характер резкой перепалки. К тридцатилетию этого трагического события в Америке вышла книжка К. Райана «Мост, расположенный слишком далеко», в которой автор, собрав признания, воспоминания и записи четырехсот участников бесплодной битвы за Голландию, снова указал укоряющим пальцем на Монтгомери как виновника бесславной гибели 1-й воздушно-десантной армии: из тридцати пяти тысяч человек, высадившихся в Голландии, семнадцать тысяч не вернулись. Упрямое нежелание Монтгомери считаться с донесениями разведки (и фактами), понять опасность большого наступления на узком, как сама дорога, фронте, слепой расчет на неожиданность без учета реальной обстановки привели к провалу замысла, который, как теперь выяснилось, осуждали все благоразумные американские генералы, включая Эйзенхауэра и начальника его штаба Смита, хотя они и не осмелились остановить честолюбивого фельдмаршала.

Шумно разрекламированную в США и Голландии книжку в Англии оценили как тенденциозную и легкомысленную, написанную с единственной целью — очернить славное прошлое вооруженных сил Великобритании. Английские участники битвы у Арнема ответили Райану в своих газетах, возложив большую долю вины на американцев, которые, во-первых, выбрали для высадки двух своих дивизий наиболее легкие участки почти под носом у 30-го корпуса; во-вторых, захватили лучшие транспортные средства — самолеты и планеры, что позволило 101-й и 82-й дивизиям высадиться в полном составе и одновременно; в-третьих, не обеспечили связь 1-й британской воздушно-десантной дивизии в Арнеме ни с штабом армии, ни между бригадами и батальонами дивизии: особая машина, специально оборудованная для поддержания связи штаба дивизии с Англией и бригадами, таинственно исчезла сразу же после высадки в районе Арнема. Судьба этой машины, принадлежавшей армии США, до сих пор покрыта мраком, имена связистов-американцев остались неизвестными.

Генерал Хэккет, командовавший в арнемском сражении бригадой, вспомнив об этой злополучной машине в статье, опубликованной в сентябре 1974 года газетой «Обсервер», привел известную притчу: из-за выпавшего гвоздя была потеряна подкова, из-за подковы была загублена лошадь, из-за лошади погиб всадник. «А в данном случае, — назидательно заключил он, — проиграна битва». И война продолжала тянуться в течение всей тяжелой зимы 1944/45 года и до мая следующего года. Словом, из-за двух связистов, пропавших со своей машиной неизвестно куда, война в Европе затянулась на целых восемь месяцев! (Прим. автора.)

{2} Танковая бригада расположилась в том же загородном парке, что и штаб 2-й армейской группы. (Прим. автора.)
Содержание