Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

И опять белые ночи

Оправдалась народная примета: если в апреле часто идет «слепой» дождь, то лето будет хорошее. Но не только лето, как правило, начинающееся в Ленинградской области со второй половины июня, а и весна в 1943 году была чудесной — ясные солнечные дни и теплые безоблачные ночи. Такая метеорологическая обстановка была хороша не только для нас. Она позволяла вражеской авиации, как и в прошлом году, значительно активизировать свою боевую деятельность днем и ночью. Под ударами врага оказались многие объекты фронта и флота, особенно южнее и западнее Ленинграда и в восточной части Финского залива. Поэтому нашему авиаполку приходилось нелегко. В мае и июне приходилось совершать до пяти-шести боевых вылетов в сутки каждому летчику. Хотя в это время полк был в полном составе — более пятидесяти летчиков и тридцать самолетов, хотя с каждым днем и росло число наших побед, увеличивалось число сбитых самолетов неприятеля, но мы все же выдыхались. И конечно, были у нас потери не только среди еще неокрепшей молодежи, но и в числе опытных, уже давно воевавших пилотов.

И все же весна и лето несли людям радость. Природа одаривала всех ранними цветами и буйной зеленью. Радовались техники, [310] мотористы и другие специалисты полка, которые круглыми сутками трудились у самолетов под открытым небом. А больше всех ликовал авиационно-технический батальон, и особенно подразделение аэродромных строителей. Оно на девять десятых состояло из женщин и девушек. Это неугомонное войско в выгоревшей на солнце солдатской одежде без устали днем и ночью трудилось над расширением рабочей части аэродрома Бычье Поле.

Девичьи голоса и песни заглушали пение птиц в Петровском парке. Ведь лагерь женского войска размещался в его центре. Территория палаточного городка была обнесена довольно плотным проволочным заграждением и охранялась самими же девушками-солдатами.

Вторая половина рода человеческого — мужчины различных возрастов и воинских званий часто спрашивали командира подразделения капитана Бориса Муравьева:

— Зачем держишь девчат под охраной, да еще и за колючей проволокой?

Командир женского войска, призванный из запаса архитектор строительного института, защитивший перед самым началом войны диссертацию «Архитектура площади Советов в Ленинграде», давал всем один и тот же ответ:

— Берегу для Родины на послевоенный период. Мы, мужики, может быть, и не доживем до светлого дня Победы, а девушки обязаны не только дожить, но и возродить землю Русскую со всеми ее красотами и счастливым народом.

И он, как показало время, был прав.

Забегая вперед, скажу, что через 25 лет после войны, 9 Мая, в День Победы, при встрече ветеранов морской авиации я спросил Бориса Викторовича — теперь профессора, заслуженного архитектора РСФСР, декана архитектурного факультета Ленинградского инженерно-строительного института:

— Как, оправдались ваше бережное отношение к женщинам-воинам и слова, которые говорили мужчинам в сорок третьем году в Кронштадте?

Он широко улыбнулся и ответил:

— Оправдались... Посмотрите на возрожденный Ленинград, на молодое поколение ленинградцев, на успехи страны в целом. Женщина — великая сила.

— Вам, Борис Викторович, возражать не могу... Отступаю... Точно так же, как отступали кронштадтские мужчины перед проволочным заграждением и несердитым окликом часовых-девушек: «Стой, кто идет! Поворачивай обратно! Стрелять не буду, но и в лагерь не пущу»... [311]

Решение командира об особой охране девчат было не только верное, но и дальновидное — достойное ученого человека...

Но это все так, между прочим. Надо сказать, что на попытки прорваться в девичий лагерь у летчиков и сил не было. Беспрерывные боевые вылеты, неравные воздушные бои изматывали до предела не только «стариков», летавших вот уже третий год почти без отдыха. Даже молодые пилоты выискивали буквально минуты для отдыха и восстановления сил. Их совсем не тянуло ни в лагерь, ни на танцы, которые частенько организовывал начклуба, носивший поношенную летную кожаную куртку даже тогда, когда температура воздуха поднималась до 25 градусов.

Находясь все время среди летчиков на земле и в воздухе, я видел и чувствовал, как они выдыхаются. Их состояние, да и мое, можно было сравнить с состоянием бегунов или лыжников, соревнующихся на больших марафонских дистанциях.

Обстановка весной и летом 1943 года для авиации Балтики, да и для Ленинградского фронта осложнялась тем, что многие полки и целые авиационные соединения переформировывались и переучивались на тыловых аэродромах. Так получилось и с нашей авиационной бригадой, куда входил и 4-й гвардейский авиаполк. Ее переименовали в истребительную авиационную дивизию, а два полка направили в тыл на переучивание. А их боевые задачи возложили на нас — единственный полк, оставшийся в строю и базирующийся в Кронштадте. И мы вынуждены были буквально не вылезать из кабин боевых самолетов, вести воздушные бои на ближних и дальних подступах к Ленинграду и Кронштадту, а к тому же прикрывать боевые действия нашего военно-морского флота в Финском заливе, у островов Лавенсари и Сескари, расположенных в 100–110 километрах западнее Кронштадта.

Трехмесячная боевая нагрузка привела к тому, что к концу белых ленинградских ночей я почувствовал, что и мои немалые в ту пору физические силы иссякли. Правда, надо заметить, что болезнь стала меньше меня мучить. Я горячо благодарил маму и тетку Елену, снабдивших меня во время отпуска лечебными травами и корнями. К вечеру или после ночных вылетов я буквально валился с ног и засыпал там, где можно было сесть или прилечь. И меня начинали мучить страшные сновидения. Они обычно завершались тем, что не хватало воздуха, и я, задыхаясь, хотел кричать о помощи, но сил не было, горло перехватывал спазм, голос переходил в стон. В этот-то момент, весь мокрый от пота, я просыпался, вскакивал как по тревоге, пугал спящих рядом боевых друзей. [312]

После таких снов я уже больше не ложился, умывался холодной водой и, не надевая шлемофона, расстегнув ворот комбинезона, выходил на улицу. Короткие прогулки по тропинкам Петровского парка помогали в какой-то степени восстановить силы.

30 июня, как обычно, были напряженные боевые сутки, которым я перестал вести счет. На ночную боевую вахту заступили три опытных пилота. Именно тогда мне впервые предстояло лететь не на старом самолете И-16, а на Ла-5, чтобы потом передать опыт взлета и посадки на «лавочкине» другим. Для летчиков, летавших ночью на И-16, полеты на Ла-5 казались даже проще, безопаснее. На этом самолете шасси и посадочные щитки убирались и выпускались гидравлическими устройствами, а не вручную. Поэтому пилоту не приходилось управлять машиной левой рукой, и он безопаснее производил взлет, лучше ориентировался в обстановке в районе аэродрома.

В эту ночь перед нами стояли две основные боевые задачи. Первая — подавление зенитных прожекторов в районе Стрельна — Беззаботное — Петергоф. Вторая — борьба с ночной воздушной разведкой противника в районе Ораниенбаумского плацдарма и восточной части Финского залива.

Первую задачу выполняли два летчика на самолетах И-16, а вторую предстояло решать мне на Ла-5.

Боевые вылеты начались сразу, как только наступила полная темнота. Была высокая сплошная облачность и, следовательно, непроглядная тьма. Это облегчало выполнение боевой задачи летчикам на И-16 и совсем не подходило для меня. Искать самолет врага в таких условиях было равнозначно поиску иголки в стоге сена. Поэтому первые два вылета на перехват разведчиков, появившихся в районе острова Лавенсари, оказались безуспешными. Хотя много раз по радио я получал команды и целеуказания о месте, высоте и курсе вражеского разведчика, летал по всему району возможной встречи с врагом, напрягал до предела зрение, но напрасно — темнота скрывала «юнкерс», и я, израсходовав весь запас горючего, возвращался на аэродром.

Визуальный перехват самолетов ночью вне прожекторного луча — дело очень сложное. Если такое и произойдет, то это редчайший случай. Без помощи прожекторов обнаружить и перехватить воздушную цель можно в том случае, если она окажется на светлом фоне сумеречного или предрассветного небосклона. Но вражеский пилот это тоже знает, поэтому он старается выходить к цели с темной стороны.

Третий раз по запросу с наших тральщиков меня подняли в воздух в предрассветный час. Фашистский разведчик Ю-88 [313] появился над кораблями, проводившими ночное траление юго-западнее острова Лавенсари. Получив несколько сообщений о местонахождении «юнкерса», я понял: он кружит над тральщиками и, видимо, ждет начала рассвета, чтобы навести на них ударные группы немецких бомбардировщиков. Гитлеровцы рассчитывали сделать это до прилета нашего истребительного прикрытия. А Ла-5 взлетали рано утром и дежурили в воздухе все светлое время суток. Зная, что противник так же, как и мы, следит за воздушным пространством с помощью локаторов и прослушивает радиопереговоры с самолетами в воздухе, в этом полете (по договоренности с командным пунктом) на команды с земли я не отвечал, а летел на высоте не более 600 метров. Это была как раз та высота, на которой локаторы в то время не видели цель.

Прошло сорок минут поиска, все светлее становилась восточная часть горизонта. Более десяти раз я слышал команды с земли о направлении полета «юнкерса». Оно часто менялось. Сохранялась только высота 1500–1800 метров. Выходило, что мы летали рядом друг с другом и часто находились в десяти — пятнадцати километрах от наших кораблей. Теперь стало совсем ясно — разведчик ждет свои бомбардировщики.

У меня на поиск оставалось максимум двенадцать минут, а я по-прежнему не мог обнаружить противника. Время больше не терпит. Прекратив радиолокационную маскировку, набираю высоту 1500 метров. Сейчас враги засекут меня и сообщат разведчику: «Рядом истребитель». Не спуская взгляда со светлой части горизонта, ищу силуэт самолета. Волнуюсь: неужели и рассвет не поможет обнаружить врага? Слышу только ровный, мягкий ритм работы мотора, переведенного на экономичный режим, и учащенный стук своего сердца. Неужели не обнаружу? Какой позор! Вот кончились и еще десять минут поиска... Все... Делаю разворот на последний галс и потом на посадку.

Не зря говорят в народе: «Кто ищет, тот всегда найдет». И вот он — силуэт давным-давно знакомого Ю-88. Он на встречном курсе, чуть выше.

— Наконец-то встретились, вражище, — сказал я сам себе вслух. Теперь только скрытый разворот, мгновенное сближение до огня в упор — и конец фашисту.

Пилот Ю-88 меня не видел на темной стороне небосклона и продолжал полет по прямой.

От волнения секунды растягиваются чуть ли не в часы. Наконец «юнкерс» занял положенное место в сетке прицела, еще три-четыре секунды — и дистанция около сотни метров. Первый [314] раз с начала войны открываю огонь по врагу, как в зоне учебно-боевых стрельб по буксируемому конусу. Стиснув зубы, плавно, чтобы не качнуть ручку управления, выжимаю общую гашетку. Две длинные огненные трассы 20-миллиметровых пушек мелькнули, пересекли левый мотор «юнкерса» и его пилотскую кабину... Погасли... Не меняя направления атаки — для гарантии, теперь уже с дистанции пятьдесят — шестьдесят метров открываю снова огонь по центру фюзеляжа. «Юнкерс», распустив огненный хвост, вошел в отвесное пикирование, не сделав по мне ни одного оборонительного выстрела.

Больше задерживаться здесь нельзя — горючего в баках только на обратный путь и посадку. Убрав обороты мотора до предельно возможных, я развернул самолет в сторону аэродрома и передал по радио:

— «Заозерный»! (Новый позывной КП полка.) Я — «Тридцать третий», задание выполнил, «юнкерс» сбит в районе кораблей, иду на точку!

Ответа сразу не последовало. Потом раздался голос начштаба Тарараксина:

— «Тридцать третий»! Вас понял, понял, сейчас запрошу непотопляемых. (Так летчики в шутку при встрече называли офицеров и старшин с тральщиков — бесстрашных «пахарей моря».)

Чем ближе подлетал к аэродрому, тем больше усиливалось чувство глубокой радости. Боевой успех, кажется, прибавил и физических сил. Ведь всю весну в эти белые ночи я много раз на своем «старичке» И-16 с номером 33 на борту гонялся за ночными разведчиками Ю-88 и До-215, и все безрезультатно...

Сегодняшняя победа — вторая за весь минувший период, достигнутая без помощи зенитных прожекторов. Первого фашистского разведчика, тоже Ю-88, мне удалось сбить ночью 30 июля 1941 года над железнодорожной станцией Йыхви в Эстонии.

Какая бы радость или горе ни заполняли душу и мысли летчика в полете, они уходят, когда пилот концентрирует внимание на посадке самолета. Особенно в сложных условиях: при плохой видимости или при почти полном отсутствии горючего.

Перед Кронштадтом я снизился до трехсот метров и собирался одним разворотом на 180 градусов зайти на посадочный курс. У меня возникло было желание дать над аэродромом короткую пушечную очередь в знак своей победы. Но едва я успел пролететь маяк Толбухин, как с разных сторон по моему самолету открыли огонь зенитчики. Пушечные и пулеметные трассы мелькали буквально перед глазами. [315]

Я подумал сначала, что зенитчики отбивают атаку вражеского истребителя, перехватившего меня перед аэродромом. Поэтому машинально рванул самолет вверх, вправо, потом вниз, создав предельное боковое скольжение. Этот прием не раз спасал меня в воздушных боях. Но трассы зенитных и малокалиберных пушек следовали за самолетом. И не безрезультатно...

За бронеспинкой раздался глухой хлопок, запахло порохом, воздушные вихри закрутились под фонарем кабины. Самолет резко потянуло в левый разворот и вниз. Это, возможно, и спасло от следующих попаданий. Трассы теперь шли правее. Трудно понять, как я на поврежденном самолете вылетел на залив и ушел от огня своих же зенитчиков. Придя немного в себя, я увидел, что задний обтекатель фонаря кабины разбит, самолет плохо реагирует на рули управления. Убавив скорость, полетел на расстоянии четырех-пяти километров вдоль берега, чтобы обезопасить себя от повторного обстрела. Нажал кнопку передатчика и, не узнавая свой голос, запросил командный пункт полка. Но тут же понял — радио не работает. Значит, система связи тоже пострадала. Нужно использовать световую сигнализацию... Увеличиваю высоту полета до четырехсот метров, дсворачиваюсь ближе к острову, выпускаю красную ракету и сигналю многократным включением навигационных огней — это просьба на срочную посадку и сообщение о том, что имею повреждения. На аэродроме включили посадочные прожектора и освещение ночного старта, дали серию ракет, хотя уже рассвело и садиться можно было без освещения.

Часто за войну я прилетал на поврежденных самолетах, сажал их на одно колесо, и прямо на фюзеляж, и с остановившимся в воздухе мотором. Но то было по вине врага, а вот сейчас нужно посадить Ла-5, получивший повреждение от друзей зенитчиков.

Захожу на посадку со стороны города, напрягая все силы, чтобы удержать самолет от сваливания на левое крыло. И все время думаю: «Неужели и теперь зенитчики примут Ла-5 за «фокке-вульф « ? «

Ну, кажется, опасность обстрела миновала. Вот самолет плавно коснулся земли и покатился по аэродрому словно не подбитый — прямо и послушно. Заруливаю на стоянку, на которой, несмотря на раннее утро, полно техников, летчиков и даже девушек-строителей. Почему они собрались? Об этом мне сказали только вечером за ужином. Во-первых, все считали, что потребуется оказать помощь, если самолет при посадке потерпит аварию. Ну, а если уж сяду благополучно, то друзья хотели поздравить с тридцать второй победой... [316]

Однако тогда, сразу после приземления, мне было не до людей и их намерений. Выключив мотор, я продолжал сидеть в кабине самолета. Не было сил даже расстегнуть привязные и парашютные лямки. Сделали это техник и механик, вскочив на левую и правую плоскости. С их помощью я и вылез из кабины, снял мокрый от пота шлемофон и, не осматривая самолет, отошел в сторону.

Первым ко мне подошел капитан Цыганов. Вид у него был такой, как будто он виновен в происшедшем.

— Где майор Тарараксин? — спросил я его. — Если он на КП полка, то пусть прибудет к вам в эскадрилью!

— Есть, товарищ майор! — ответил Цыганов. — Он там, на КП, выясняет причину обстрела...

— Ну, хорошо, тогда не торопите, пусть выясняет, а я пойду к вам в землянку, немного отдохну, соберусь с мыслями. Вы, товарищ капитан, пока останетесь за меня...

В землянке я, не раздеваясь, свалился на койку поверх одеяла. Мне казалось, что я слышу тихий разговор за дверью. Там, в большом отсеке, находился командный пункт эскадрильи. Мое затухающее сознание уловило кем-то сказанные две фразы:

— Он не ранен?

— Кажется, нет. Очень бледный, едва дошел...

И тут же на меня навалился полный кошмаров сон. Мне привиделось, что я, возвращаясь из школы прямиком через плохо замерзшее небольшое болото, едва не утонул. Такой случай действительно был — на середине болота лед не выдержал, и я провалился в холодную жижу. Кое-как выбрался и вышел на проселок. На мое счастье, вблизи проезжал на лошади, запряженной в дровни, парень из соседней деревни. Он и привез меня домой — обессиленного, до костей промерзшего.

Результатом того ноябрьского купания стало тяжелое крупозное воспаление легких. Болезнь на три месяца приковала меня к постели и вынудила два года учиться в третьем классе.

Теперь взбудораженная память воскресила во сне прошлую действительность в более тяжелой форме. Мне казалось, что я все глубже ухожу в холодную трясину. Выбившись из сил, кричу стоящей на дороге матери: «Ма-ма, спаси!» А голоса нет, только стон...

...Со стоном я вскочил с кровати, столкнул с тумбочки графин с водой, опрокинул табуретку.

Ко мне из соседнего помещения бросились врач Званцов и начштаба Тарараксин.

— Что с вами, товарищ майор? — тревожно спросил врач. [317]

— Да все нормально, друзья, просто страшный сон приснился... Вот прогуляюсь часок по парку, потом поговорим подробнее о ночных делах.

Выходя из землянки, я спросил Тарараксина:

— Как там в море у «пахарей» дела?

— «Пахари» трудятся полным дивизионом. Наши над ними висят с рассвета, шестерками, — ответил Алексей Васильевич и добавил: — Василий Федорович, сначала в столовую сходили бы...

— Нет, лучше прогуляюсь, оттуда зайду прямо в столовую. Березовая аллея вывела меня в центр парка, где слева за

густой зеленью деревьев и кустарников раздавались голоса и строевые команды девушек — командиров отделений и взводов. В лагере закончился завтрак, и женское войско, подчиняясь распорядку дня, уходило на аэродром, где завершались работы по удлинению и выравниванию взлетных полос, а также по благоустройству служебных и жилых помещений. Через неделю-две большая часть строителей покинет парк. Они начнут строить и расширять аэродромы на островах Лавенсари и Сескари. Оттуда нам предстоит взлетать, чтобы вести бои в центральной части Финского залива... Но это все еще впереди, а сейчас под шелест вековых дубов и лип, пение птиц я подумал, как лучше выполнить боевые задачи, выстоять до возвращения на фронт полков, осваивающих новую технику. Да и сегодняшний обстрел своими зенитчиками, когда я был на грани гибели, требовал от меня заниматься в равной степени и вопросами управления. С этими мыслями, отдыхая на ходу, прошел весь парк и оказался на северном берегу острова.

Здесь, на просторе, дышалось легче. Свежий ветер дул со стороны залива, поднимая мелкие волны, на которых, покачиваясь, спокойно плавали сотни чаек. Вдали хорошо просматривался берег, занятый финскими войсками. До войны там, в Сестрорецке и Териоках, были лучшие места отдыха ленинградцев...

Походив около часа по тропинкам парка, постояв на берегу острова, я двинулся к столовой. Она разместилась в старинном, петровских времен, здании под могучими дубами восточной части парка. Там меня встретили официантка Таня и вновь назначенный замполит полка майор Александр Иванович Абанин.

Первой заговорила Таня. Она с тревогой и укором сказала:

— Вот вы, мой голубчик, оттуда идете, куда лейтенанты на свидание бегают. А я-то с корзиною в руках ищу повсюду, хотела поскорее накормить. Была и на КП, и в домике, и в землянке третьей эскадрильи. Там сказали: «Подался в [318] парк на прогулку». Не кормить же вас на аллее... Теперь вот все ждем в столовой. Наверное, совсем проголодались, едва ноги тащите? Пойдемте, пока все горячее, накормлю как следует и при всех крепко расцелую за ночную победу, а тех извергов зенитчиков больше и близко к этому дому не пущу. Ходят важные, танцы да кино каждый раз посещают, а сходить на аэродром, посмотреть свой же самолет времени им не хватает...

— Верно говоришь, Танюша. Твои слова не в бровь, а прямо в глаз, и не только зенитчикам, но и нам, летчикам, руководителям полка, — ответил я Рыжику. — Вот сегодня вернется командир полка — разберемся во всем детально.

— Он сегодня не вернется, — сказал молчавший до этого Абанин. — Медкомиссия не допустила к полетам на боевых. Его вызвали в штаб авиации на беседу по прохождению дальнейшей службы. Поэтому придется все решения принимать вам, Василий Федорович. Кстати, сейчас доложил дежурный, что после обеда в полк приедут командир дивизии и начполитотдела, будут разбираться со случаем зенитного обстрела своего самолета. Хотят издать строгий приказ.

— Пусть приезжают, в этом разобраться нетрудно. Здесь вины больше моей и штаба полка, а ошибка зенитчиков — только следствие нашего недосмотра. Вот Таня не летчик и не офицер штаба, а разобралась в этом позорном случае — не знают соседи нового самолета, хотя и стоят рядом, да и служба наша еще не на высоте. Пойдем, Александр Иванович, завтракать, там и поговорим.

В маленькой комнатке с одним большим столом, которую называли «салон командира», нас ждали инженер полка, начштаба, врач, командир и замполит авиационно-технического батальона.

Садясь за стол, майор Абанин как бы в шутку сказал:

— Вот сюда бы пригласить командира зенитного дивизиона, и причину сегодняшнего ЧП выяснили бы сразу.

— Она и так ясна, — ответил Тарараксин. — Я ездил в дивизион. Виновны во всем штаб нашего полка, оперативная служба. Заместителем оперативного дежурного на ночь был назначен неопытный летчик. Вот он-то и не передал по телефону в зенитный дивизион, что ночью кроме дежурных самолетов И-16 будет впервые летать один Ла-5. А зенитчики, увидев силуэт самолета на темном фоне горизонта, приняли его за ФВ-190 и открыли огонь... Приказ нужно издавать и наказать в первую очередь меня, отвечающего за работу офицеров штаба. Виноват я, Василий Федорович, с меня и нужно строго взыскать!.. [319]

Я чувствовал, что все присутствующие тяжело переживают случившееся. Особенно начальник штаба. Нужна разрядка...

— По-моему, виновный уже наказан. Ведь за командира полка остался я?! Вот за бесконтрольность и получил свое... Когда самолет будет готов? — спросил я инженера Николаева.

— К концу дня ремонт закончим, повреждений много, но силовые узлы и бензиновые баки целы, — ответил Николай Андреевич.

— Вот, дорогие друзья, и причины ЧП ясны, и виновники все налицо. Неси, Танечка, мне одному «наркомовскую» норму. Давно не пил, а сегодня выпью за победу и за то, что свои не убили. После завтрака засну еще часа на два. Нужно собрать силы также для разговора с командиром и начальником политотдела дивизии. Они нам ошибку не простят.

В четыре часа дня на стоянку 3-й эскадрильи — постоянное место встреч старших и построения полка — приехали в одной машине полковник Кондратьев и полковник Сербин. Я подробно доложил о состоянии и боеспособности полка, о количестве произведенных за ночное и дневное время боевых вылетов, об их результатах. Одновременно доложил о причинах обстрела самолета Ла-5 своими зенитчиками и о принимаемых мерах для предотвращения подобных случаев в дальнейшем.

Петр Васильевич внимательно выслушал. Поглядел по очереди на каждого из нас. Помолчал, подумал, потом повернулся к Сербину, улыбаясь, сказал:

— Иван Иванович, побеседуй с товарищами, а я с будущим командиром пройдусь по стоянкам эскадрилий, поговорим с летчиками, с техниками. Хочу сам убедиться, на сколько им еще хватит сил...

Он дружески взял меня за локоть.

— Пойдем, Василий Федорович. Рад, что ты и из этого пламени вышел живым. Я ведь не зря сказал «с будущим командиром». Подполковника Борисова врачи к полетам на боевом самолете пока не допускают. Вот мы в дивизии и приняли решение: командиром назначить тебя. Вышестоящее командование тоже согласно. Через два-три дня будет подписан приказ. Я надеюсь, что оправдаешь доверие. Но хочу поделиться с тобой опытом командования полком. Это — самая трудная и ответственная должность. Если полки боеспособны, а их командиры смелы и разумно воюют, то и дивизии, и армии всегда выполняют поставленные задачи. Ведь полк — основная тактическая единица. Хочу, чтобы четвертый гвардейский авиаполк, начавший свою боевую историю еще в восемнадцатом году, под Петроградом, был и теперь правофланговым в [320] дивизии. Но вот еще мой совет: сделай главный упор на боеспособность каждого звена, каждой эскадрильи. Доверяй больше молодым летчикам, они в полку сейчас главная сила. Сам летай не из последних сил, а в меру. Побереги здоровье, война еще, видимо, долго протянется, а твой боевой опыт нужно в полку сохранить. Вот и следуй добрым советам, раз ставим во главе полка...

Да, чуть не забыл. Привез тебе письмо от земляков. Секретарь Волховского райкома партии послал его в Политуправление флота. Возьми почитай. Наверное, интересуется, как воюешь? А может, что дома случилось?

Он подал мне письмо.

— Спасибо, товарищ полковник, за доверие, за советы. Надеюсь, что не подведу. А дома вроде все было нормально, вчера получил письмо от родителей и жены. Дочь уже ходить научилась, — ответил я Петру Васильевичу и больше чем когда-либо почувствовал, как обаятелен этот прекрасный человек и командир.

— Ну, а с обстрелом, если разобрался, — добавил Кондратьев, — виновных накажи своим приказом. Я командующему доложил, что виновны и летчики, и зенитчики. Вот, кажется, и все, о чем хотел с тобой поговорить. А теперь дай команду приготовить к девятнадцати часам два самолета И-16 и дай мне ведомого. Полечу на острова. Нужно проверить ход аэродромно-строительных работ на Лавенсари и Сескари. Туда направим один из полков, как только завершит переучивание.

— Есть, товарищ полковник! — ответил я командиру. — Но в такую погоду парой на «ишачке» летать опасно. Разрешите, я звеном на «лавочкиных» прикрою до острова Лавенсари и без посадки вернусь обратно.

— Хорошо, прикрой... Боишься, что перехватят комдива, — с усмешкой согласился Петр Васильевич и добавил: — Скажи, чтобы твой «ишачок» с тридцать третьим номером подготовили для меня.

— Товарищ командир, мы вам подготовим «пятерку». На ней новый мотор. На тридцать третьем после ремонта в центральных мастерских появился дефект — чрезмерная чувствительность в управлении при малых скоростях. Качается машина, как корыто на воде.

— Ты ведь на этом «корыте» ночью летаешь? Думаешь, я хуже тебя владею «и-шестнадцатым»?! — серьезно упрекнул меня Кондратьев.

Возражать было бесполезно, и я дал команду готовить два И-16 с бортовыми номерами 33 и 05. [321]

Пока Кондратьев беседовал с летчиками 1-й эскадрильи, я мельком прочитал письмо и положил его в карман. А когда возвращались к стоянке 3-й эскадрильи, он спросил:

— Ну, что пишет партийный вождь района?

— Благодарит от имени земляков за боевые успехи и за письмо, которое я недавно написал волховчанам. Они это письмо в своей газете напечатали. Еще сообщает, что труженики района собрали и передали государству двести тридцать тысяч рублей деньгами да еще пятьсот шестьдесят девять тысяч рублей облигациями на постройку боевого самолета. Его они хотят передать мне. И по этому вопросу даже обратились с письмом к И. В. Сталину.

— Хорошее письмо! — сказал Петр Васильевич. — Только ты его не прячь от людей. Пусть почитают в полку все. Копию дай в нашу дивизионную газету. Да ведь на такие собранные средства завод построит не один самолет, а целое звено. Сколько в полку самолетов, построенных на средства горьковчан?

— Двадцать, товарищ полковник. И за боевую работу на каждом из них мы регулярно отчитываемся перед тружениками Горьковской области. Связь наша с глубоким тылом тесная.

— Это прекрасно, в этом наша сила, Василий Федорович... А с ответом землякам не тяни. Поблагодари сам да еще от имени полка и дивизии.

Сообщение комдива о предстоящем повышении, дружеские деловые советы о методах работы в новой должности, роль полка в составе соединения и письмо секретаря райкома партии — все это вызвало у меня душевный подъем. Это заметил, конечно, Петр Васильевич — человек очень наблюдательный. Он дружески толкнул меня в плечо, смеясь сказал, чтобы слышали все, кто был рядом:

— Теперь, Василий Федорович, забудь ночные и дневные переживания, берись за командование полком, не ожидая приказа. Официальное построение с выносом знамени проведем, когда я вернусь с островного района. А сейчас давай команду, через десять минут вылетаем. Предполетных указаний давать не буду, надеюсь на гвардейцев, как на себя самого...

Дальше