Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

За нами — Москва

«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
М. Ю. Лермонтов

Поэзия волнует мое сердце издавна, с юных лет. Нет, сам я не пишу стихов: считаю, что для этого нужен особый дар. Однако читаю и перечитываю их с увлечением. Нравится мне лирика русских и советских поэтов. А более всего нравятся стихи патриотические, раскрывающие силу, отвагу и удаль нашего народа, его любовь к Родине. Такие стихи наполняют сознание возвышенными чувствами, зовут на подвиг в битвах с врагом, вселяют в душу уверенность в своих силах, в победе.

С книгами стихов я не расставался и в самое трудное для Отчизны время, когда сводки Совинформбюро то и дело приносили неутешительные вести. В минуты отдыха открою, бывало, томик, прочитаю стихотворение, и настроение становится иным. Не однажды читал я и стихи М. Ю. Лермонтова, которые не случайно поставил эпиграфом к этой главе. В те дни, когда немецко-фашистские войска, не считаясь с огромными потерями, ломились к Москве, строки «Бородино» словно бы обрели новый смысл. Да, мы готовы были умереть, но не отдать столицу нашей Родины врагу.

Трудной, невероятно трудной оказалась для нас, воинов-авиаторов, для всех советских людей осень сорок первого [47] года. Острой болью отдавались в наших сердцах вести об оставленных городах, о зверствах и издевательствах оккупантов над нашими людьми.

Мы с нетерпением ждали приказа о поездке на авиационный завод за новыми истребителями. Все мы — командиры и начальники, летчики, техники и механики — горели желанием поскорее вернуться на прифронтовой аэродром. И такой приказ поступил. В конце сентября мы погрузились в эшелон, состоявший из кое-как оборудованных для перевозки людей товарных вагонов, и уехали в один из городов на Волге. Полагали, что доберемся туда суток за трое-четверо. Но из-за бомбардировок путей и станций ехать пришлось значительно дольше. Слишком уж свирепствовала вражеская авиация, и оттого наше стремление поскорее получить новые истребители еще более усиливалось. Мы сумеем скрестить с фашистами наше оружие.

Как-то на одном из перегонов наш эшелон остановился. Являясь начальником эшелона, я направил лейтенанта И. Г. Жирнова на разъезд выяснить причину задержки, узнать, как скоро мы снова тронемся в путь. Он вернулся не скоро. Предельно расстроенный и побледневший, лейтенант доложил, что на разъезде видел страшную картину. Оказалось, незадолго до подхода нашего эшелона на разъезд налетели «юнкерсы». Фашистские летчики шли на малой высоте и наверняка видели, что в том поезде, что стоял на путях, находились гражданские люди — женщины, дети, старики. Тем не менее они обрушили на него бомбовый груз огромной силы. В итоге этого варварского удара погибли сотни людей. Все вагоны были разбиты, пути повреждены.

Железнодорожники обратились к нам с просьбой оказать им помощь в расчистке и восстановлении путей. Мы не могли отказать. Чем скорее справимся с этим делом, тем быстрее попадем на завод.

Воины-авиаторы прибыли на разъезд. И то, что увидели мы, потрясло нас до глубины души. Ужас сковал сердца. Среди обломков вагонов было множество изуродованных бомбежкой трупов советских людей. Это могли быть наши родители, жены и дети. И все это дело рук фашистской нечисти. Бить их нужно повсюду, бить нещадно!

Трудно было работать на этом страшном месте. Но мы трудились с полной отдачей сил. Очень уж хотелось поскорее тронуться в дорогу. Работать пришлось более суток. [48]

В пути мы по-прежнему слушали тревожные сообщения Совинформбюро. Наша армия под натиском превосходящих сил врага отходила на восток. В конце сентября мощная группировка фашистов начала наступление на Москву. Гитлеровская клика считала, что с падением столицы Советского Союза война будет окончена. Германские заправилы уже торжествовали свою победу.

Однако наша партия и наш народ были полны решимости отстоять Москву. На подступах к ней разгоралась великая битва.

9 октября эшелон прибыл в Москву. Нас встретил помощник военного коменданта. Он сказал, что здесь нам предстоит задержаться на двое суток. За это время личный состав полка должен пройти санобработку. Затем авиаторы перейдут в вагоны-теплушки с более удобным оборудованием для перевозки людей по дальнему маршруту.

— Завтраки, обеды и ужины для вас готовятся в здании вокзала, в ресторане, — заявил помощник коменданта. — В свободное время можете совершить экскурсии по Москве.

Это предложение, откровенно говоря, показалось мне невероятным. Как это так: враг на подступах к городу, а мы будем разгуливать по его улицам? Ехать нужно скорее. Ехать за новой боевой техникой, на переучивание.

И все же я переспросил помощника коменданта:

— Экскурсии... Это вы серьезно?

— Разумеется. С транспортом, правда, у нас туговато.

— Но Москве угрожает такая опасность.

— Столица защищена надежно!

Слова помощника коменданта были полны оптимизма. В них звучала уверенность в том, что фашисты не пройдут к Москве, и это приподнимало настроение людей. «В самом деле, почему бы нам не воспользоваться такой приятной возможностью, не посмотреть Москву? Многие здесь ни разу не были. Когда-то еще придется побывать? Не исключено, что уже в ближайшие дни наш полк направят именно сюда. Так пусть же люди побывают на экскурсии. Пусть посмотрят, что предстоит нам защищать!»

Итак, по воле военной судьбы я снова оказался в близкой моему сердцу Москве. Многое здесь мне было известно, знакомо. Я здесь учился. В 1937–1939 годах в должности штурмана отряда бомбардировщиков ТБ-3 участвовал в воздушных парадах. После них в Кремле были приемы, на которых присутствовали И. В. Сталин, [49] К. Е. Ворошилов, М. И. Калинин, другие руководители Коммунистической партии и Советского государства.

И еще одно важное воспоминание связано у меня с Москвой. В 1930–1933 годах во время учебы в Московской пехотной Краснознаменной школе меня трижды назначали в состав караула по охране Кремля. А однажды стоял на посту у Мавзолея В. И. Ленина. И это осталось в сердце на всю жизнь как одно из особенно волнующих событий.

Кремль — сердце нашей Родины. Здесь более пяти лет жил и трудился В. И. Ленин. Нам, курсантам, показывали место, где в суровую зиму 1919 года Владимир Ильич пилил и колол дрова. Побывали мы и там, где 1 мая 1920 года вождь революции работал на первом Коммунистическом субботнике. Это тоже запомнилось навсегда.

С думой о Родине стоял я на Красной площади и смотрел на зубчатые стены Кремля, на Мавзолей В. И. Ленина. Было видно, как в эти напряженные дни военной осени Москва изменила свой облик. Как-то посуровела она. Над башнями Кремля не светились рубиновые звезды — на них были чехлы. Не видно и блеска золотых куполов церквей и соборов — их покрыли защитной краской. В разных местах города находились аэростаты. Они могли подняться в воздух в любое время. С наступлением вечера вступал в силу приказ о светомаскировке. Движение на улицах было ограничено. На них часто встречались конные и пешие наряды патрулей.

Своеобразно выглядели окраины Москвы. Улицы здесь перегородили баррикадами. Повсюду виднелись противотанковые надолбы, «ежи». Здания были подготовлены к обороне. Кое-где стояли железобетонные оборонительные сооружения. Город основательно готовился к боям. Люди не собирались сдавать столицу.

Вместе с тем в городе царило спокойствие. Все здесь шло своим порядком. Наши воины-авиаторы были убеждены — Москва выстоит. С этой уверенностью мы и заняли места в удобных теплушках нового эшелона, снова тронулись в путь. Экскурсия по столице оставила у нас большое, волнующее впечатление.

Прибыли в один из городов на Волге и сразу же — на аэродром, где нам предстояло овладеть полетами на новом истребителе ЛаГГ-3. За дело принялись в тот же день. Обстановка на фронте была известна всем. Она торопила, требовала как можно скорее вернуться в действующую [50] армию. Работы было предостаточно. Ее с избытком хватало для каждого.

Новые самолеты на заводе мы получили быстро. ЛаГГ-3 — вполне современный истребитель. Если в совершенстве овладеть им, можно успешно сражаться против фашистских «люфтваффе».

Дней через 10–15 все летчики полка пилотировали ЛаГГ-3 самостоятельно, все приступили к отработке элементов боевого применения. Мы готовились к боям на фронте каждый день и каждый час.

В один из тех дней в полк неожиданно вернулся капитан К. А. Пильщиков. После госпиталя и долгих мытарств он нашел все-таки наш, а вернее, свой родной полк. Мы очень обрадовались возвращению этого отважного летчика и обаятельной души человека.

Командир полка обратился в вышестоящий штаб с просьбой зачислить его в состав части. Однако поступил отказ. Причина простая: по штату полк укомплектован полностью. Не хотелось нам отпускать такого превосходного летчика.

— Что же делать? — обратился ко мне майор С. Д. Ярославцев.

— Давайте на нелетную должность зачислим.

— Летчика и... не на летную?

— Ничего иного не остается.

— А какие у нас вакансии?

— Начальника химслужбы, к примеру.

— Согласен. Вернемся на фронт, там все само собой образуется. Но не станет ли возражать начальство? Да и мнение самого летчика не метало бы знать.

Начальство дало «добро». Охотно согласился с нашим предложением и капитан Пильщиков. Впоследствии во время сражений на фронте он многое сделал для полка.

Наступил ноябрь. Началась ранняя зима. Программа обучения летчиков подходила к концу. Воздушные бойцы овладели новой для нас авиационной техникой. Все чаще мы стали гадать, куда, на какой участок фронта направят готовый к новым боям истребительный полк. Предполагали, что сражаться будем в подмосковном небе.

Нам, разумеется, было известно, что октябрьское наступление немецко-фашистских войск провалилось. Вражеские дивизии понесли серьезные потери, они были изнурены стойкой обороной нашей армии. Это вовсе не означало, что гитлеровцы отказались от своих намерений захватить нашу столицу. После перегруппировки своих [51] войск, после того как подтянутся резервы, фашисты наверняка возобновят наступление.

Над Москвой снова сгущались черные тучи. Опасность прорыва гитлеровцев была велика. Предстояли новые кровопролитные бои. К ним, этим боям, и готовились наши летчики, все авиаторы полка.

6 ноября, в канун 24-й годовщины Октября, к нам в общежитие пришел полковой комиссар Ф. Н. Кондаленко и сказал:

— Товарищи, только сейчас в Москве закончилось торжественное собрание Моссовета. На нем выступил Сталин. Включайте радио. Сейчас будет передана его речь.

Люди оживились:

— Это же здорово, товарищи!

— Это Гитлеру оплеуха!

Из репродуктора донесся голос диктора. Четко и торжественно звучали слова выступления И. В. Сталина. Мы слушали правдивый и обстоятельный анализ положения, сложившегося на фронтах, в стране и за рубежом. Верховный Главнокомандующий вскрыл причины наших временных неудач, говорил о том, что делается и что необходимо сделать еще для того, чтобы разгромить вероломного врага. Он выразил уверенность, что гитлеровские войска непременно будут остановлены и разгромлены. Это выступление словно вдохнуло в нас заряд новой энергии. Мы долго говорили о нем.

7 ноября у нас был обычный день полетов. Он проходил с особым подъемом. Каждый летчик стремился оттачивать мастерство до совершенства. Каждый из них знал, как высока цена отличной выучки в бою с врагом. От нее во многом зависели победа над воздушным и наземным противником, сохранность техники, жизнь.

Около 12 часов из штаба полка прибыл весь раскрасневшийся от быстрого бога посыльный:

— Товарищ капитан, разрешите узнать, где комиссар полка?

— В полете он. А в чем дело?

— Ему пакет. Срочный.

— Давайте. Я передам, как только он вернется.

Посыльный отдал пакет, нерешительно проговорил:

— По радио сообщили, будто в Москве парад сегодня был.

Я не верил своим ушам. Какой может быть парад? Рядом с Москвой гитлеровские армии, а наши войска маршируют [52] на Красной площади, как в добрые довоенные времена?

Подошли командир и комиссар полка. Они только что приземлились. Н. Ф. Кондаленко раскрыл пакет, вытащил из него лист бумаги и начал читать:

— «Сегодня в Москве на Красной площади состоялся традиционный парад войск Красной Армии. На трибуне находились руководители партии и правительства во главе с товарищем Сталиным. На параде с речью выступил товарищ Сталин. Войска прошли торжественным маршем перед Мавзолеем В. И. Ленина и без задержки отправились на рубежи обороны под Москвой...»

По этому поводу в конце дня, когда полеты были закончены, комиссар полка собрал авиаторов на митинг. Довел до них содержание поступившего письма. Люди встретили его одобрительными возгласами, аплодисментами.

Желающих выступить, высказать свои думы и чаяния было предостаточно. Летчики, техники и механики говорили о своей горячей любви к Родине и верности идеалам партии, о готовности отдать все силы, а если потребуется, то и жизнь для победы над врагом.

Позднее нам стало известно и о том, какую ярость этот парад вызвал в стане гитлеровцев, которые сами собирались маршировать по Красной площади. Не вышло у них с этими планами.

Вспоминая теперь о тех далеких днях, все больше убеждаюсь в том, что проведение парада наших войск на Красной площади имело тогда огромное международное значение. Это была демонстрация силы и непобедимости нашего Советского государства. Правы те, кто говорил, что этот парад был равносилен выигрышу большого сражения.

Мы, фронтовики, крепко запомнили слова из речи И. В. Сталина, произнесенной на параде: «На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы... как на своих освободителей... Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!.. Под знаменем Ленина — вперед к победе!»

Эти слова звали нас в бой на борьбу с врагом до полной победы над ним. [53]

В середине ноября немецко-фашистские войска снова двинулись на Москву. По оборонительным рубежам защитников столицы был нанесен мощный удар. Гитлеровцы считали, что Красная Армия обескровлена и деморализована, силы ее исчерпаны, что захватить город они сумеют наверняка. И снова враг просчитался.

Защитники Москвы отстаивали рубежи своей обороны с мужеством и стойкостью, которые изумляли весь мир. Именно в те дни мы узнали о беспримерном подвиге 28 героев-панфиловцев, отразивших атаку 50 фашистских танков. Именно тогда политрук В. Г. Клочков сказал понятные каждому воину слова: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» Они, эти простые слова, стали для фронтовиков боевым девизом...

Предельно напряженная программа нашего переучивания была завершена в установленный срок. Все летчики овладели приемами боевого применения нового истребителя.

По указанию сверху мы проложили на картах маршрут в направлении к Москве. 20 ноября полк перелетел на прифронтовой аэродром. Здесь в составе 10-й смешанной авиадивизии, входившей в авиационную группу генерала И. Ф. Петрова, мы приступили к ведению боевых действий. Они оказались весьма напряженными. В короткие ноябрьские дни наши воздушные бойцы совершали по 5–6 боевых вылетов. Одни из них сопровождали бомбардировщиков, другие штурмовали вражеские войска на истринском, клинском, волоколамском, солнечногорском и других направлениях. При этом летчики поражали цели с такой же точностью, как и на учебном полигоне. Обычно они пикировали со средних высот до 200, а то и до 100 метров и реактивными снарядами, пулеметно-пушечным огнем били по танкам и броневикам, по цистернам с горючим и машинам с боеприпасами, что двигались по дорогам к передним рубежам нашей обороны.

Умело атаковали врага капитан Г. К. Плясунов, лейтенанты П. А. Бабочкин, Е. Г. Серебряков, В. Г. Серегин. Н. В. Селезнев, В. В. Смирнов, А. А. Павлов. Отличались снайперскими ударами и капитан И. Д. Лукъяненко, лейтенант П. П. Пронюшкин, а также капитан К. А. Пильщиков, который добился-таки своего (не без нашей помощи, разумеется), стал летать в боевом строю эскадрильи.

На всем фронте шли на редкость ожесточенные бои. Они гремели днем и ночью, на земле и в небе. Враг нес огромные потери, но по-прежнему не мог расстаться с [54] мыслью о проведении парада своих войск на Красной площади. В Берлине уже печатались пригласительные билеты на этот парад, из мрамора и гранита готовились плиты для памятника победителям, на киностудиях собирались произвести съемки торжественного въезда Гитлера в Кремль. Фашисты предусмотрели, казалось, все. Не учли они одного — мужества и героизма советских людей, стоявших насмерть на подступах к Москве, на всех рубежах обороны.

27 ноября в «Правде» была опубликована такая статья: «Под Москвой должен начаться разгром врага!» Газета переходила из рук в руки. Статью читали в основном коллективно. Наше внимание в ней приковали такие строки: «Мужественное сопротивление частей Красной Армии задержало разбег фашистских полчищ. Они вынуждены перейти на медленный шаг... Но они все же ползут! Значит, нужно удесятерить стойкость защитников Москвы!.. Надо во что бы то ни стало сорвать разбойничий план Гитлера... Этого ждет наша страна... Под Москвой должен начаться разгром врага!»

Вечером мы провели полковое партийно-комсомольское собрание, на котором присутствовали и беспартийные воины-авиаторы. Мы обсудили напечатанную в «Правде» статью. Инженеры, техники и младшие авиаспециалисты давали слово трудиться без устали, отдать все силы для того, чтобы под Москвой начался разгром немецко-фашистских захватчиков. Они и в самом деле показывали невиданные образцы труда во время подготовки и ремонта авиационной техники. Никто из них не жаловался на невзгоды, как бы ни были тяжелы условия их службы.

Выступали и летчики. Они заверяли командиров, своих боевых товарищей, что будут и впредь сражаться против врага мужественно и смело, не щадя своей жизни.

Уже на следующий день после этого собрания воздушные бойцы — почти все они были коммунистами или комсомольцами, — действуя севернее Москвы, на дмитровском направлении, доказали, что их слова не расходились с делом. Они сбили 6 фашистских «юнкерсов», во время штурмовых ударов уничтожили 8 танков, подожгли 20 машин и 6 цистерн с горючим.

К концу ноября вражеская авиация заметно снизила активность. Причина тому была понятной — серьезные потери, которые гитлеровские асы понесли в боях с советскими летчиками. Все чаще фашисты стали уклоняться от воздушных поединков с истребителями, Впервые за время [55] войны советская авиация под Москвой завоевала оперативное господство в воздухе.

Особенно напряженной стала боевая работа летчиков нашего и соседних полков в последние дни ноября, когда противнику на узком участке фронта удалось прорваться к каналу Москва — Волга и форсировать его в районе Яхромы. По этим войскам в Яхроме, а также у населенных пунктов Белый Раст, Красная Поляна и вели мы огонь. Наши удары во многом содействовали тому, что советские войска, быстро ликвидировав прорыв врага, переправились через канал и отбросили гитлеровцев на пять-семь километров. Там они закрепились и снова вынуждены были перейти к обороне.

Та зима, как известно, выдалась снежной, холодной. Однако наши люди сражались с максимальным напряжением. Этому в немалой степени содействовали профилактические меры, которые проводил полковой врач И. К. Бабиченко.

Начался декабрь. Удары наших войск севернее Москвы нарастали с каждым днем. Воины-авиаторы полка по-прежнему трудились без устали. Число самолето-вылетов увеличилось.

2 декабря капитан Василий Брык повел шестерку ЛаГГ-3 в очередной бой. В составе ее шел и комиссар полка Ф. Н. Кондаленко. Истребители прорвались в район Икшанского водохранилища. Обнаружив скопление вражеских танков и машин, они встали в свой излюбленный боевой порядок «круг» и, несмотря на ураганный огонь зенитчиков, начали штурмовку вражеской техники.

В момент одного из заходов истребитель Кондаленко был подбит. Сам же он, вероятно, получил ранение. Набрав высоту, комиссар полка стал тянуть на свою территорию. Казалось, самое страшное осталось позади. Но самолет неожиданно перешел почти в отвесное пикирование. Стремительно шел он к земле. Думалось, что комиссар вот-вот начнет выводить истребитель в горизонтальный полет. Этого, однако, не случилось. На огромной скорости самолет врезался в ледяной панцирь водохранилища и, пробив его, скрылся под водой. Так, защищая Москву, погиб комиссар полка Филипп Наумович Кондаленко.

Вечером состоялся траурный митинг. Опечаленными выглядели воины-авиаторы. Комиссар был уважаемым в полку человеком, добрым и чутким товарищем. Выступавшие на митинге говорили коротко. Все летчики клялись [56] нещадно бить врага на земле и в небе, бить до полной нашей победы...

Завоевание оперативного господства в воздухе советской авиацией создавало условия для более решительных действий наших сухопутных войск. Свободнее стало дышать и экипажам наших бомбардировщиков, штурмовиков. Общими усилиями всех родов войск продвижение гитлеровцев к Москве было остановлено на всем фронте. Враг исчерпал свои наступательные возможности.

Однако положение под Москвой оставалось напряженным. На отдельных участках фронта, в частности северо-западнее столицы, где сражался наш 168-й истребительный авиаполк, враг находился от города всего в 30 километрах. И снова геббельсовская пропаганда на весь мир трубила, что Москва окружена и через день-два, дескать, войска фюрера захватят ее, будут праздновать свою победу. Но случиться этому было не суждено.

Утром 6 декабря морозный воздух Подмосковья раскололи мощные залпы наших орудий. В полный голос гремели, обрушивая на врага всю силу своего огня, «катюши». В небо поднялись авиационные полки и целые дивизии. Они обрушили на огневые позиции гитлеровцев тысячи бомб, реактивных и пушечных снарядов. Земля потонула в огне и дыму.

Удар по врагу оказался поистине ошеломляющим. Началось контрнаступление войск Западного и Юго-Западного, а днем ранее — Калининского фронтов. Не выдержав этого небывало мощного натиска, фашисты начали откатываться на запад.

В тот памятный день, выполняя задачи, поставленные командиром 10-й авиадивизии полковником С. И. Федульевым, наши истребители не задерживались на земле. Они уходили на штурмовку врага в районах Яхромы, Икши, Белого Раста и Красной Поляны. Из полета люди возвращались возбужденные, в превосходном настроении.

— Бегут, драпают фашисты! — Радость авиаторов была понятной.

Впервые за время войны летчики собственными глазами видели, как «непобедимая» фашистская армия, грозившая завоевать весь мир, обратилась в бегство. Да еще какое! На огневых позициях оставались боевая техника и оружие. Поле боя повсюду было усеяно трупами гитлеровцев.

Долго, очень долго ждали мы этого дня. И вот оно, свершилось! [57]

В первый день наступления все части авиагруппы генерала И. Ф. Петрова вели интенсивные боевые действия. Летчики полка уничтожили 8 танков, 42 машины, 5 полевых и 3 зенитных орудия, 6 автоцистерн с горючим. Немало фашистских вояк было уничтожено пулеметно-пушечным огнем с высоты на дорогах. Эти дороги повсюду были запружены вражеской техникой, и повсюду на них полыхали огнем машины и танки. А уйти, отклониться от главных магистралей, гитлеровцы не могли — слишком уж обильным был на полях снег.

Возвращаясь из полета, летчики шутили и смеялись, будто никто из них не думал о гибели, о смерти. А ведь в каждом бою они по-прежнему подвергались смертельной опасности. Вражеские зенитчики при каждом удобном случае вели по самолетам огонь. Не всегда удавалось уклониться и от внезапно налетавших фашистских «мессеров». В тяжелом состоянии, весь израненный осколками снаряда, вернулся из полета младший лейтенант Владимир Проценко. Но боевые вылеты продолжались. Наши успехи в наступлении действовали на людские сердца окрыляюще.

В полк прибыл новый комиссар — батальонный комиссар Я. И. Журавлев. Среднего роста, с доброй улыбкой, с веселыми серыми глазами, этот человек произвел приятное впечатление своей рассудительностью и скромностью, своим вниманием к людям. Завоевав симпатии авиаторов, он стал душой полка. А между тем Яков Иванович не был кадровым военным. Его призвали в армию в начале войны. До этого он работал секретарем райкома партии. В авиацию направили потому, что когда-то окончил учебу в аэроклубе и некоторое время даже работал в нем инструктором. Он превосходно летал на У-2, был одним из тех людей, дела и поступки которых определялись высоким партийным долгом.

Батальонный комиссар Журавлев понимал командира полка, как говорят, с полуслова. Они не «делили власть», все вопросы боевой и партийно-политической работы решали принципиально, спокойно, сообща. Особое внимание Яков Иванович уделял летчикам. И это естественно. Воздушные бойцы — наша главная ударная сила. Находил он время и для того, чтобы ознакомиться с делами штаба, побеседовать по душам с младшими авиаспециалистами.

Контрнаступление советских войск шло полным ходом. На волоколамском направлении, где чаще всего летали наши истребители, гитлеровцы были отброшены на [58] запад до 100 километров. Нам предстояло перелететь поближе к фронту.

30 декабря начальник штаба авиагруппы полковник Н. П. Дагаев приказал мне осмотреть один из аэродромов под Тулой и доложить о его пригодности к боевой работе. Я вылетел туда без промедления. Объем необходимых предварительных работ определил по самому жесткому минимуму и пришел к убеждению, что летать с этой «точки» можно будет начать не ранее 4 января.

Новый, 1942 год мы встречали в хорошем настроении. В канун праздника комиссар полка Я. И. Журавлев распределил между эскадрильями подарки, которые прислали нам из разных уголков страны. Это были небольшие посылки с теплыми варежками, свитерами, шарфами, искусно расшитыми женскими руками кисетами, носовыми платками и прочими вещами бытового обихода. Были в посылках табак, папиросы, трубки. В каждой посылке — письмецо, написанное женской или детской рукой. Эти письма нельзя было читать без волнения: «Бейте проклятых фашистов!», «Немцы убили моего папу...», «Я потеряла единственного сына. Отомстите за него!», «Громите врага нещадно. Мы сделаем для фронта все, что в наших силах!».

Добрым подарком к Новому году стал для нас поступивший из штаба авиагруппы приказ о присвоении многим авиаторам очередных воинских званий. Командир полка С. Д. Ярославцев стал подполковником, комиссар Я. И. Журавлев — старшим батальонным комиссаром. Командиры эскадрилий Иван Лукъяненко и Василий Брык — майорами. Звание майора было присвоено и мне.

Зачитав этот приказ, подполковник Ярославцев сердечно поздравил подчиненных с новыми воинскими званиями, с Новым годом и... приказал всем немедленно укладываться спать, поскольку ранним утром предстоял боевой вылет.

В первые два дня нового, 1942 года летчикам пришлось вести нелегкие воздушные схватки с фашистскими асами. Победа оказалась на нашей стороне. Воздушные бойцы уничтожили 4 вражеских самолета. Во время штурмовых ударов нашим истребителям удалось разбить около 20 машин с войсками и грузами.

5 января по приказанию генерала И. Ф. Петрова полк перелетел под Тулу. Я возглавил колонну машин с техсоставом, штабом, имуществом. Представилась приятная возможность еще раз увидеть нашу столицу, проехать по [59] дорогам через район недавних боев южнее Серпухова, где фашисты предпринимали отчаянные попытки перерезать шоссе Москва — Тула. Хотелось посмотреть, что там сделали наши наземные войска и авиация.

Первое, что нам довелось увидеть в пути, — это серьезные разрушения многих населенных пунктов. Они пострадали от бомбардировок вражеской авиации. Навстречу нам угрюмо шагали колонны пленных немецких солдат и офицеров. В летних шинелишках и обмотанной тряпьем обуви, в женских платках, обмороженные и истощенные, они выглядели жалкими.

Путь наш лежал через район, где фашисты намеревались замкнуть кольцо окружения вокруг Тулы. Здесь мы воочию ознакомились с делами наших войск. Повсюду стояли разбитые и обгоревшие танки, машины, бронетранспортеры, орудия врага. Многие из них были перевернуты, отброшены в кювет. На снегу валялись трупы фашистов. Их было много, очень много.

Тяжелое поражение понесла и вражеская авиация. Ее бомбардировочные эскадры были разгромлены. Сбитые и попавшие в плен фашистские летчики не однажды говорили о своих «ужасающих потерях», о том разочаровании, которое вызвало у них поражение в битве под Москвой.

Да, победа на подступах к столице была на нашей стороне, победа большая, вдохновляющая. Долю ратного труда внесли в нее и наши летчики, инженеры, техники, механики. В подмосковном небе истребители полка совершили свыше 1000 боевых вылетов. Большая часть из них — на штурмовку наземных войск врага. В итоге этих ударов были уничтожены 20 танков, около 200 машин, 19 орудий, 11 автоцистерн. За отвагу и мужество, за образцовое выполнение заданий в воздухе и на земле 22 наших летчика и техника были удостоены боевых наград.

На аэродроме под Тулой наш полк долго не задержался. Советские сухопутные войска быстро продвинулись на запад, и мы снова оказались на значительном от них удалении. В середине января истребители перелетели на аэродром южнее Калуги и с ходу включились в боевую работу в составе авиагруппы генерала Е. М. Николаенко. На вяземском направлении шли тяжелые бои, и нам было приказано прикрывать наземные полки с воздуха, штурмовыми ударами уничтожать технику и живую силу врага на шоссе.

В ту зиму часто шел снег. Взлетно-посадочную полосу требовалось постоянно расчищать, а сил и средств у нас [60] не хватало. Один-единственный трактор никак не мог управиться с этим делом. Авиационные специалисты были предельно заняты ремонтом и подготовкой боевой техники. Мы обратились к жителям соседней деревни. Пришли вооруженные лопатами женщины. Сил у них было маловато. Выдыхались и наши люди. И все же мы расчистили полосу. Она получилась узкой и длинной, похожей на траншею, с той лишь разницей, что выглядела ровной, без изломов. По обеим сторонам ее возвышались снежные валы, за которыми самолеты со стороны не разглядишь.

Взлетать с такой полосы и производить посадку оказалось далеко не безопасно. Стоило летчику не выдержать направление, и самолет мог врезаться в снежную стену. Последствия такого просчета могли стоить жизни.

Не радовала нас и погода. Низко над землей — и на маршруте к фронту, и в районе действий — громоздились тяжелые облака. Однако наземным войскам постоянно требовалась поддержка с воздуха, и наши истребители вынуждены были летать, по существу, в любую погоду. Правда, на задания в сложных метеоусловиях мы направляли самых опытных. Молодые же летчики находились в постоянной готовности. Они уходили в бой, как только облака расступались и в небе появлялись синие «окна».

В один из тех январских дней звено истребителей повел через линию фронта В. Г. Серегин. В районе Юхнова на шоссе летчики обнаружили большую колонну вражеской техники. Она двигалась к фронту. Вражеских «мессершмиттов» в воздухе не было, и ведущий подал команду атаковать гитлеровцев.

Истребители перестроились в удобный боевой порядок и, пикируя, открыли по колонне прицельный пулеметно-пушечный огонь. Затем они быстро развернулись и выполнили еще одну атаку. Колонна застопорила ход. На дороге буйным пламенем заполыхали еще две цистерны с горючим. Рядом с ними горели четыре большегрузные машины с каким-то имуществом.

«Еще заход!» — подал Серегин сигнал ведомым.

К этому времени обстановка серьезно изменилась. Гитлеровцы ударили по нашим истребителям из скорострельных «эрликонов». Пушечные очереди будто штопали небо своими огненными нитями. На них тотчас нацелились Александр Павлов и Николай Степанов. Один «эрликон» они вывели из строя первыми же очередями, но другой продолжал стрельбу, и светящиеся снаряды молниями проносились рядом с крылатыми машинами. [61]

Летчики снова зашли в атаку. Эту пушку необходимо было подавить прежде всего, иначе довершить разгром колонны будет сложно. Лейтенант Павлов шел на врага первым. Один снаряд ударил в мотор ЛаГГа, и самолет загорелся. Летчик отвернул машину в сторону. Тянуть на свою территорию не было смысла — слишком далеко до линии фронта, а высота — она оказалась и без того малой — заметно падала. Александр мог выброситься из кабины с парашютом, спасти свою жизнь, но он непременно попал бы в руки фашистов. И летчик, развернув охваченный огнем истребитель, направил его в скопление автоцистерн. Раздался взрыв, над землей взметнулось пламя. Александр Александрович Павлов погиб, отдав жизнь за Родину. Этот подвиг он совершил на глазах товарищей.

Однополчане отлично знали Сашу Павлова, человека смелого и скромного. Он ничем особенно не выделялся. На собраниях выступал не часто, но говорил по существу, и прежде всего о том, что больше всего волновало каждого летчика — как в той или иной ситуации вернее бить врага. Летая ведомым командиров, он был надежным щитом, уверенно прикрывал ведущего от атак фашистских «мессеров». И вот А. А. Павлова не стало. За тот последний подвиг в бою Родина отметила его орденом Красного Знамени...

К нам на аэродром из штаба авиагруппы генерала Е. М. Николаенко прибыл майор и передал приказание: с утра следующего дня и до особого распоряжения прикрывать от возможных ударов гитлеровской авиации аэродром Перемышль, который находился от нас в нескольких километрах. Эта необходимость вызывалась тем, что на соседнем с нами аэродроме сосредоточивались транспортная авиация и десантники. В ближайшие ночи они должны будут высадиться в районе Вязьмы и оказать помощь нашим наземным войскам, сражавшимся в тылу врага.

Я спросил представителя штаба авиагруппы:

— Кто еще будет прикрывать соседний аэродром?

— Эта задача возложена только на ваш полк.

— У нас очень мало исправных истребителей, — заявил подполковник Ярославцев. — А другие задачи с нас не сняты. Как выполнить это новое приказание?

— Вы командир, вам и решать, — спокойно ответил майор.

— В таком случае прошу доложить генералу Е. М. Николаенко, [62] что в нашем полку осталось всего десять истребителей.

Майор обещал. В полку он не задержался, улетел.

Мы же с командиром полка серьезно призадумались: как-то сумеем выполнить такую задачу? Слишком уж мало у нас сил. Посоветовались, взвесили наши возможности и решили: летчики будут находиться на своем аэродроме в готовности № 1. В воздух они поднимутся лишь после сигнала от постов ВНОС.

Собрали воздушных бойцов, разъяснили им задачу, обсудили на всякий случай возможные варианты боя. В то время никто из нас даже не предполагал, какими невероятно трудными окажутся для полка эти очередные дни войны.

Ночью мы слышали доносившийся с соседнего аэродрома гул моторов военно-транспортных самолетов. Нам было известно, что в эти часы они улетали за линию фронта с десантом на борту. К рассвету воздушные корабли вернулись, и гул моторов утих.

С этого времени и началось наше боевое дежурство. Радисты на КП внимательно слушали донесения постов ВНОС. Все наши исправные ЛаГГ-3 были готовы к вылету в любую минуту. В 11.00 сигнал тревоги поступил непосредственно с аэродрома Перемышль:

— С юга к аэродрому на высоте около пятисот метров подходит группа вражеских бомбардировщиков!

Времени на размышления не было.

Я подал сигнал, и шестерка ЛаГГ-3 тотчас же поднялась в воздух. Ее повел комэск майор И. Д. Лукъяненко. У нас оставалось еще четыре истребителя. Все они также находились в готовности № 1.

Между тем 22 фашистских Ме-110 встали над соседним аэродромом в «круг», начали наносить по стоянкам самолетов, машинам обслуживания и сооружениям бомбовые и пушечные удары. Мы собирались выпустить еще четверку истребителей, но наш аэродром оказался заблокированным. Гитлеровские «мессеры» носились на высоте менее 400 метров, и летчики внимательно осматривали взлетно-посадочную полосу. Находившаяся в воздухе шестерка наших ЛаГГ-3 вынуждена была вступить с ними в бой.

На Ме-110, как известно, было мощное вооружение. Этот самолет применялся обычно для ведения разведки и штурмовых ударов. В носовой части у него — две пушки, четыре пулемета. Заднюю сферу прикрывал воздушный [63] стрелок с помощью спаренного пулемета. И наши летчики, атакуя врага, старались не подставить себя под огонь передних точек.

Для того чтобы поразить врага, необходимо было разорвать его строй. Это решил сделать сам же ведущий майор Лукъяненко. Он решительно направил свой истребитель на «мессера» со стороны верхней задней полусферы и расстрелял его с близкого расстояния. Самолет вспыхнул и свалился на землю. Его ведомый открыл по командиру эскадрильи огонь изо всех передних пушек и пулеметов. Истребитель Лукъяненко загорелся. Летчик был, вероятно, тяжело ранен. У него хватило сил открыть фонарь и выброситься из кабины. Но раскрыть парашют ему не удалось, и Лукъяненко погиб.

Боевой порядок вражеских самолетов был нарушен. Этим тут же воспользовался старший лейтенант П. П. Пронюшкин. Он поймал «мессера» в прицел и сразил его короткой пушечной очередью. Гитлеровцы растерялись. Почувствовав это, лейтенант Н. В. Селезнев из удобного положения атаковал. На землю упал еще один Ме-110. Опасаясь новых потерь, фашисты прекратили сопротивление и повернули на свою территорию.

Численное превосходство врага в этом воздушном бою было подавляющим. Наши летчики сбили три таких мощных самолета. Однако эта победа досталась дорогой ценой. Погиб замечательный командир Иван Демидович Лукъяненко. Горечь безвозвратной потери обжигала сердце.

Через четыре часа гитлеровцы совершили еще один налет на аэродром Перемышль. В небе находились шестнадцать Ме-110. Сигнала предупреждения от постов ВНОС о приближении воздушного противника мы не получили. Причина была непонятной. Такой сигнал подали на КП наши наблюдатели.

На этот раз взлететь успели лишь пять ЛаГГ-3. Их возглавил комиссар эскадрильи старший политрук Петр Рогожкин.

Гитлеровцы действовали так же, как и в первом случае. Они снова заблокировали наш аэродром. Попытки взлетевших истребителей сблизиться с «мессерами» не удавались. Тогда Рогожкин изменил направление атак. Он вышел на одного из врагов снизу сзади и почти в упор выпустил в Ме-110 меткую очередь. Однако при выходе из атаки летчика обстрелял другой фашист. Увернуться [64] Петру от его огня не удалось. Так в один день погибли командир и комиссар эскадрильи. Тяжкая утрата.

Старший политрук Петр Рогожкин был в нашем полку единственным летающим комиссаром. Он не однажды водил в бой группы истребителей, показывал достойный пример мужества и храбрости. Люди относились к нему с глубоким уважением, делились с ним своими думами и планами на будущее, обращались за советом. Комиссар чутко относился к каждому, делал для авиаторов все, что было в его возможностях...

Командир полка, штаб детально проанализировали ошибки отдельных летчиков в боях. В итоге приняли такое решение: для нарушения оборонительного боевого порядка вражеских «мессеров» и повышения эффективности действий своих истребителей в первой же атаке применять для удара по врагу реактивные снаряды РС-82, которые использовались обычно для штурмовых ударов по наземным целям. Затем атаковать оторвавшиеся от строя самолеты парами истребителей одновременно с двух сторон.

Новый день начинался относительно спокойно. Низкая серая облачность наглухо закрыла небо. Лишь в полдень облака стали мало-помалу приподниматься.

На старте дежурили летчики четырех ЛаГГ-3 во главе с майором Василием Брыком. Еще одна четверка истребителей находилась в готовности к вылету на стоянке. Ее возглавлял капитан Константин Пильщиков, который был назначен на должность командира эскадрильи.

Время ожидания тянулось медленно. Поглядывая в небо, авиаторы начали было высказывать предположение, что сегодня-де фашисты вообще не поднимутся в воздух — не та погода.

Летчики собрались на обед. И в это время дежурный радист, приняв сигнал от одного из постов ВНОС, доложил:

— С юга-запада в нашем направлении идут двенадцать самолетов!

Подполковник Ярославцев приказал поднять обе четверки.

Через пять минут они взлетели, взяли курс к аэродрому Перемышль и сразу же увидели дюжину Ме-110. «Атакуем с ходу!» — подал майор Брык команду ведомым. И восьмерка ЛаГГ-3 почти одновременно ударила по вражескому строю «эрэсами». Этот неожиданный мощный огонь реактивных снарядов вызвал у гитлеровцев замешательство. Боевой порядок «мессеров» расстроился. [65]

Повторная атака заставила врага сбросить бомбы, не долетая до цели, как попало. Они быстро развернулись, легли на обратный курс, начали укрываться в нижних слоях облаков. И все же лейтенант Н. В. Селезнев сумел поймать на прицел и сразить одного из удиравших врагов. Он загорелся и врезался в землю. Однако подбитой оказалась и машина Селезнева. Он направил было истребитель к своему аэродрому, но дотянуть до него не удалось. Во время посадки на снег ЛаГГ-3 скапотировал, загорелся. Пока техники и механики добежали до него и погасили огонь, летчик сильно обгорел. Меховые унты на ногах у него сгорели полностью. Он умирал у нас на руках в полном сознании.

Мы нанесли врагу чувствительный урон — сбили 5 фашистских Ме-110. Эти потери охладили пыл гитлеровцев. Их налеты на аэродром Перемышль прекратились, хотя работа с этой «точки» по переброске воздушного десанта в тыл врага еще продолжалась.

Во время налетов на аэродром Перемышль фашисты засекли и нашу «точку». Тогда им было не до нас. Они решили рассчитаться с нами при первом же подходящем случае.

Такой случай подвернулся им дней через пять, когда мы совершенно их не ждали. Используя низкую облачность, шесть Ме-110 пересекли линию фронта и внезапно налетели на наш аэродром. На землю посыпались мелкие бомбы. Затем фашисты открыли огонь по стоянкам из пушек и пулеметов.

Взлететь мы не успели. Пришлось затаиться и ждать окончания этого внезапного штурмового удара. Впрочем, не все ушли в укрытия. Инженер по вооружению Владимир Гончаров в первую же минуту этого налета открыл по врагу огонь из самолетной пушки ШВАК. Ее позиция находилась неподалеку от стоянок. Фашисты заметили Гончарова, и два Ме-110, спикировав, ударили по нашей огневой точке из носовых пушек и пулеметов.

Налет этих «мессеров «не причинил нам особого вреда. Жертв не было. В двух истребителях оказалось всего несколько осколочных и пулевых пробоин. Заделать их не составляло труда.

Оставалась неизвестной лишь судьба инженера Гончарова. На КП он не прибыл, не доложил, и я вместе с двумя товарищами из штаба направился на позицию пушки, из которой Владимир вел огонь.

Пушка как стояла на треноге, так и осталась на своем [66] месте. Вокруг валялись, отсвечивая латунью, стреляные гильзы. Самого же Гончарова не было. Мы обшарили глазами все вокруг, начали выкрикивать. В ответ услышали глухой, будто из-под земли, голос. Подбежали к щели. В ней лежал инженер.

— Ты ранен? — спросил я.

— Никак нет.

— Тогда вылезай. Налет давно закончился.

— Пытаюсь. Ничего не получается.

— Не придумывай.

— Застрял я здесь. Помогите!

Двое штабных работников спустились в щель. Я подал им лопату. Они расковыряли землю и вытащили Гончарова.

— Как тебя угораздило туда? — спросил я инженера.

— Очень даже просто. Когда «мессеры» пикировали на позицию, я в щель спрыгнул. Будто ветром в нее сдуло. Упал боком. Застрял так, что не то что шевельнуться, но и дышать стало трудно. Думал, там и загину. Спасибо за выручку.

Я оглядел позицию. Вокруг нее земля была изрыта снарядами. Значит, укрылся инженер вовремя. Не будь этой щели здесь, недосчитались бы человека.

— Подстежка у меня толстая. Из-за нее и застрял, — говорил Гончаров, словно оправдываясь.

— Ну так постарайся расширить эту щель на толщину твоей подстежки, — посоветовал я Владимиру шутливо, и мы рассмеялись.

Нам было радостно от того, что никто в полку не пострадал, что фашистские «мессеры» слетали, по сути, вхолостую, только шуму наделали и ушли отсюда несолоно хлебавши.

Тем не менее урок из этого налета мы извлекли. Поговорив со мной и комиссаром, командир полка пришел к выводу: оставаться далее на этой «точке» нежелательно. Гитлеровцы не угомонятся, могут нагрянуть снова. И мы по разрешению штаба авиагруппы перебазировались на волевой аэродром у деревни Полошково. С него наши истребители и начали летать в район Юхнова на прикрытие войск 33-й армии и 1-го гвардейского кавкорпуса.

7 марта шестерка ЛаГГ-3 — ее вел лейтенант В. Г. Серегин — ушла на очередное задание. При подходе к району прикрытия наших наземных войск ведущий заметил под нижним слоем облаков две шестерки Ю-87. Они шли [67] курсом на Юхнов. Наших истребителей они не заметили и начали перестраиваться в цепочку, чтобы нанести удар по рубежу обороны нашей пехоты.

Для достижения внезапности Серегин решил использовать облака.

— Уходим вверх, — подал он команду ведомым. — Атакуем первую шестерку из-за облаков. Я бью по ведущему!

Расчет оказался верным. Истребители вырвались из-за облаков, когда до «юнкерсов» оставалось не более 300 метров, и не успели фашисты опомниться, как наши летчики открыли по ним мощный огонь. От растерянности вражеские воздушные стрелки укрылись за бронещитами. Струсила и пара Ме-109, прикрывавшая бомбардировщиков.

Ведущего «юнкерса», как и было задумано, сразил Серегин. Тяжелый самолет перевернулся вверх колесами, затем вошел в штопор и понесся к земле. Другого «юнкерса» сбил Е. Серебряков. В последующих атаках удача сопутствовала С. Стружкину, И. Астахову, И. Ерхову и В. Смирнову. Всего они уничтожили 7 «лаптежников» — так наши летчики называли Ю-87, у которого шасси не убирались, а округлые обтекатели на колесах напоминали чем-то лапти.

Этот бой проходил на глазах наших пехотинцев и кавалеристов. Восторженно следили они за тем, как падали на землю фашистские бомберы. Штабы 33-й армии и 1-го гвардейского кавкорпуса сообщили об этой победе летчиков нашего полка командующему ВВС Западного фронта, и тот объявил благодарность всем из группы лейтенанта В. Г. Серегина. 9 марта о подвиге этой шестерки сообщило Совинформбюро, особо подчеркнув решительность, мастерство и смелость советских воздушных бойцов.

На войне, однако, удачи не всегда сопутствовали даже смелым. Не всегда воздушные поединки складывались так, как хотелось бы того нам. Не все еще удавалось нашим командирам в бою. И это подчас оборачивалось потерями.

Случилась такая беда и в последней декаде марта.

Возвращаясь на свой аэродром, четверка истребителей под командованием П. П. Пронюшкина увидела на шоссе колонну фашистских машин. Летчики атаковали ее с ходу, однако и сами попали под сильный огонь зенитной артиллерии. Моторы на истребителях Петра Пронюшкина [68] и Евгения Серебрякова были повреждены, и оба они начали тянуть свои машины на нашу территорию. Лейтенанту Серебрякову удалось посадить истребитель в расположении наших войск. Он остался невредим.

Истребитель же Петра Пронюшкина потерял высоту. Из-за этого и не сумел летчик перетянуть поврежденный ЛаГГ-3 через передний край нашей обороны. Он приземлился от нее совсем недалеко, всего в полутора километрах. Здесь находились фашисты. Увидев севший на вынужденную посадку истребитель русских, они бросились к нему с оружием наизготовку. Пронюшкин понял: надежды на спасение нет. Поджег самолет вместе с документами. Затем, отстреливаясь, стал уходить к лесу, но и там засели гитлеровцы. Он не сдался живым, стрелял до последнего патрона.

К вечеру наши войска овладели территорией, где произвел посадку П. П. Пронюшкин. Комиссар эскадрильи побывал в соседнем населенном пункте, встретился с жителями, и те рассказали ему о мужестве и гибели нашего летчика.

В апрельские дни активность вражеской авиации на нашем фронте заметно возросла. Господство в воздухе снова стало переходить на сторону фашистских «люфтваффе». Это чувствовалось по интенсивности полетов гитлеровской авиации. Наш аэродром в течение полумесяца дважды подвергался ударам с воздуха. В итоге летчик В. В. Смирнов погиб на земле. Сгорел наш УТИ-4, трудяга У-2 получил повреждения.

В последней декаде апреля 1942 года по распоряжению Ставки Верховного Главнокомандования войска Западного фронта прекратили наступление и перешли к обороне.

Битва под Москвой завершилась. Она существенно улучшила военно-политическое и международное положение Советского Союза. Наша победа на подступах к столице Родины развеяла миф о непобедимости германской армии.

Опыт боевых действий авиации в 1941 и начале 1942 года, особенно в битве за Москву, показал, что в целях массированного применения ее на главных направлениях необходимы крупные авиационные объединения — воздушные армии. К весне 1942 года для этого были созданы материальные условия. Наша промышленность, наращивая выпуск новых самолетов, обеспечила перевооружение частей фронтовой авиации. Увеличилось [69] и число бомбардировщиков, истребителей, штурмовиков.

В начале мая 1942 года на Западном фронте была сформирована 1-я воздушная армия. В нее и вошел 168-й авиаполк. Он стал отдельным. В оперативном отношении полк был подчинен 16-й армии с задачей обеспечения ее данными воздушной разведки.

В связи с этим командира полка С. Д. Ярославцева и меня вызвали на КП 16-й армии для доклада на Военном совете о возможностях полка. Уже сам этот факт — свидетельство того, что командование армии проявило к нам деловой интерес. На Военном совете нам впервые посчастливилось встретиться с командующим армией К. К. Рокоссовским, начальником штаба М. С. Малининым и начальником артиллерии В. И. Казаковым. Все они впоследствии стали видными полководцами и военачальниками наших Вооруженных Сил.

Генерал К. К. Рокоссовский произвел на нас особенно приятное впечатление. Он выглядел стройным, подтянутым, можно сказать, элегантным. К людям, независимо от их воинских званий и положения, относился одинаково ровно, тактично, доброжелательно. В беседе с нами он интересовался боевыми делами полка в битве под Москвой, попросил коротко рассказать об отличившихся. Мы рассказали, и командующий распорядился:

— Представьте наградной материал на отличившихся. Мы постараемся рассмотреть его и поощрить людей.

Дня через три такой материал был подготовлен и отправлен в штаб армии. Вскоре в полк прибыл член Военного совета А. А. Лобачев и вручил боевые ордена и медали летчикам, инженерам, техникам и механикам. Это заметно воодушевило авиаторов.

Базируясь на аэродроме северо-западнее Сухиничей, мы по три-четыре раза в день направляли на воздушную разведку пары и даже четверки истребителей. По приказанию командира полка наши разведчики при встрече с фашистскими «мессерами» старались уклоняться от воздушного боя. Однако в тех случаях, когда врагу все же удавалось навязать бой, наши летчики, принимая вызов, сражались с поистине завидным мужеством и мастерством.

При выполнении одного из полетов на разведку майора К. А. Пильщикова и лейтенанта И. М. Астахова неожиданно атаковали фашистские истребители. Их было четверо. Они вырвались из-за облаков, и наши летчики вынуждены были защищаться, вступить с ними в бой. [70]

Лучшей защитой Константин Пильщиков считал нападение. Искусно маневрируя, ведущий и ведомый умело использовали, казалось бы, незаметную оплошность врага и одного из них подбили меткими очередями.

Стало полегче. Однако бой на этом не завершился. Трое фашистов наседали. Уклоняясь от огня «мессеров», Пильщиков и Астахов маневрировали, старались занять наиболее выгодное положение. И это им удалось. На крутом вираже они зашли в хвост Ме-109 и расстреляли его с короткой дистанции. Лишь после этого, почувствовав силу наших воздушных бойцов, гитлеровцы отвалили в сторону, скрылись в облаках. Наши летчики вернулись на аэродром. Они доставили важные данные о войсках противника.

Полностью отказаться от воздушных поединков с врагом было невозможно. Выполняя задания по разведке, воздушные бойцы не упускали, однако, удобного случая, сами обычно нападали на одиночные самолеты гитлеровцев (частенько это были разведчики) или на группы бомбардировщиков, которые шли без прикрытия «мессеров». Здесь попросту невозможно было удержаться от атаки.

В один из июльских дней 1942 года, возвращаясь с задания по аэрофотосъемке оборонительного рубежа гитлеровцев, лейтенант С. Г. Стружкин, младшие лейтенанты А. С. Петров, Н. И. Чумак и М. И. Нисимов при подходе к Сухиничам увидели 12 вражеских бомбардировщиков Ю-88. Прикрытия у них не было, и Стружкин решил атаковать.

Фашистские воздушные стрелки приняли, вероятно, наши истребители за свои. Они не выпустили ни одной очереди. Зато наши обрушили на «юнкерсов» всю мощь бортового огня. Два Ю-88 рухнули на землю. Однако строй бомберов не распался. Фашисты, отстреливаясь, продолжали полет своим курсом. Стружкин дал команду атаковать врага повторно. На этот раз воздушные стрелки не жалели патронов, но наши летчики не свернули с боевого курса. Загорелся еще один «юнкерс», другой был подбит и ушел со снижением. Фашисты сбросили бомбы, не доходя до цели, и повернули на запад.

В этот момент генерал К. К. Рокоссовский находился на КП и внимательно наблюдал за боем. Когда же он завершился, командующий позвонил в полк и приказал объявить благодарность всей отважной четверке наших летчиков-истребителей. [71]

Лейтенант В. Г. Серегин и младший лейтенант В. М. Шалев также отличились. Выполняя полет на разведку, они заметили на высоте вражеский Хе-111. Вероятно, он возвращался из полета на разведку. И Серегин скомандовал ведомому:

— Атакуем одновременно!

В этом случае экипаж гитлеровцев тоже не проявил беспокойства. Он летел над своей территорией и наверняка принял наши ЛаГГ-3 за своих. Когда разобрался, было уже поздно. Наши летчики ударили по моторам Хе-111, и разведчик загорелся. Он шел со снижением большим пылающим факелом, однако до земли не долетел — взорвался в воздухе, и куски дюраля, обломки посыпались вниз.

Уничтожив «хейнкель», Серегин и Шалев продолжали вести разведку по заданному маршруту. На свой аэродром они вернулись с весьма ценными сведениями о войсках врага.

Поединки в небе не всегда завершались победой наших летчиков. Были случаи, когда истребители-разведчики допускали ошибки, без достаточной осмотрительности вступали в бой с противником.

Как-то к исходу дня из штаба 16-й армии поступило приказание в срочном порядке произвести контрольную воздушную разведку передвижения фашистских войск в районах Брянска и Карачева.

На выполнение этого задания вылетели майор К. А. Пильщиков и прикрывавшие его старший лейтенант Е. Г. Серебряков и лейтенант И. М. Астахов. Набрав высоту, они взяли курс в направлении Сухиничей и неожиданно встретили группу Ю-88. Вражеские бомбардировщики шли навстречу истребителям тройками на некотором удалении одна от другой. Высота — равная с нашими истребителями. В сознании Пильщикова пронеслось: «Куда идут эти бомберы? На Сухиничи? Но ведь там скопилось столько эшелонов!»

Задание по разведке было важным. Но как пройти мимо бомбардировщиков? Что останется на станции после их ударов? Пильщиков, разумеется, мог и должен был отвернуть в сторону. Никто бы не осудил его, не обвинил в трусости. Но комэск решил атаковать, расстроить боевой порядок «юнкерсов», а затем уже продолжить полет по своему маршруту.

Он направил истребитель на ведущего первой тройки «юнкерсов». Серебряков и Астахов поняли замысел командира без слов. Каждый из них уже выбрал себе цель. [72]

Первым открыл огонь Пильщиков, а в следующую секунду нажали гашетки и оба ведомые. Один «юнкерс» задымил и, резко клюнув носом, почти отвесно пошел к земле.

Проскочив первое звено, истребители таким же плотным огнем встретили второе. На выходе из пикирования Пильщиков бросил взгляд вверх назад и увидел, как пламя охватило еще один «юнкерс». Однако Серебрякова и Астахова позади не было. Позднее выяснилось, что ведомые, словно по инерции, атаковали и третье звено.

В тот же момент Пильщиков их не заметил. Он подумал о том, что следовало бы немедля пристроить к себе ведомых и идти на разведку. Взглянул вверх, увидел в лучах солнца силуэты самолетов, обрадовался: «Порядок!» Покачиванием с крыла на крыло дал им сигнал, чтобы пристраивались. И вдруг... огненные трассы прочертили воздух над самой кабиной. Что-то сильно ударило в фюзеляж. Помимо воли летчика истребитель резко рванулся ввысь. «Пристроил, называется!» — корил себя ведущий, определив, что за ним неслась пара «мессеров». Он попытался сманеврировать, но рули управления не повиновались. Видимо, были перебиты тяги. Оставалось одно — выброситься из кабины с парашютом.

Пильщиков перевалился через борт, дернул вытяжное кольцо. Над головой раскрылся купол. И едва летчик осмотрелся, как увидел все тех же двух «мессеров». Они шли прямо на него. «Это конец!» — подумал летчик. Достаточно было одной прицельной очереди, чтобы убить человека в воздухе или обрезать стропы парашюта, что тоже было равнозначно гибели.

Вероятно, так бы все и произошло, если бы Евгений Серебряков и Иван Астахов не поспешили на выручку своего командира. Вовремя преградили они путь фашистам.

Приземлился Пильщиков в поле. Невдалеке увидел двух женщин. Они жали рожь...

Оба ведомые — и Серебряков, и Астахов — вернулись на аэродром. Доложили обо всем, как было, и мы с командиром полка с сожалением подумали: задание штаба армии сорвано. За это может нам нагореть. Однако никакой возможности исправить ошибку, добыть разведданные о противнике в этот день у нас не было — над землей начали уже сгущаться вечерние сумерки.

Мой доклад о случившемся в штабе армии встретили довольно холодно. Приказали ждать у телефона.

Через две-три минуты я услышал в трубке голос начальника [73] штаба армии, и то, что он сказал, запомнилось мне на всю жизнь. Прежде всего он выразил неудовлетворение тем, что важное задание штаба армии сорвано.

— Ваши летчики должны раз и навсегда запомнить, что главная их задача — воздушная разведка, — разъяснял начальник штаба. — Никто из них не вправе вступать в бой, если это грозит срыву главной задачи. Тому, кто не может усвоить этой истины, в разведке делать нечего. Командующий армией обращает ваше внимание на недопустимость впредь подобных случаев. Командиру группы разведчиков майору Пильщикову он приказал объявить выговор.

Об этом разговоре с начальником штаба армии я тотчас же доложил командиру полка, поставил в известность и К. А. Пильщикова, только что вернувшегося на аэродром на попутной машине. Оба они — и подполковник С. Д. Ярославцев, и командир эскадрильи — были не на шутку расстроены. На другой день командир полка провел разбор этого полета со всеми воздушными бойцами, разъяснил требования командующего армией, дал строжайший наказ не отступать от них ни на шаг.

Летом 1942 года на южном крыле советско-германского фронта создалось для нашей страны чрезвычайно сложное положение. Немецко-фашистские войска снова захватили стратегическую инициативу. Свои основные удары они направили на Сталинград и Кавказ. Наши войска с боями отходили на восток. У берегов Волги начиналась величайшая в истории человечества битва.

28 июля Верховный Главнокомандующий, нарком обороны И. В. Сталин издал приказ № 227, в котором говорилось о создавшемся на фронте положении, о том, что враг «...лезет вперед, захватывает новые районы, опустошает и разоряет наши города и села, насилует, грабит и убивает советское население... Отступать дальше, — подчеркивалось в приказе, — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину... Из этого следует, что пора кончить отступление, ни шагу назад!»

Этот приказ сыграл важную роль. Он поднимал дух наших войск. Мы зачитали его перед строем полка, затем каждый летчик, инженер, техник, младший авиаспециалист поставил под ним свою подпись.

Комиссар полка Я. И. Журавлев вел в полку широкую разъяснительную работу. В партийных и комсомольских организациях состоялись собрания с повесткой дня: «Задачи коммунистов (комсомольцев) по выполнению приказа [74] народного комиссара обороны № 227». Члены партии и комсомола, беспартийные воины глубоко уяснили смысл и значение этого приказа в деле защиты Родины и достижения победы над немецко-фашистскими захватчиками.

В начале августа наши опытные воздушные разведчики К. А. Пильщиков, С. Г. Стружкин, В. Г. Серегин и Е. Г. Серебряков, возвращаясь из-за линии фронта, все чаще стали докладывать об интенсивности движения вражеских машин с войсками и грузами, а также танков и бронетранспортеров в районах южнее Сухиничей и Козельска. Эти данные подтверждались аэрофотоснимками.

Утром 11 августа по войскам соседней с нами 61-й армии, а затем и по левому флангу нашей 16-й армии гитлеровцы нанесли сильный удар. Фашисты бросили в бой крупную группировку пехоты, 500 танков. Им удалось прорвать оборону наших соседей в направлении Козельска и продвинуться на 20–25 километров.

Командование 16-й армии приказало нашему полку вести воздушную разведку непрерывно. Важно было своевременно вскрыть подход вражеских резервов. Погода была сносной, и наши летчики почти постоянно находились в воздухе, контролируя дороги в прифронтовых районах. Затем погода резко ухудшилась. Плотная низкая облачность затянула небо, предельно ограничила видимость. И мы не могли вести разведку.

А в это время, усиливая удары, враг форсированным маршем подбрасывал к фронту свежие войска. Отсутствие данных об этом особенно тревожило командование нашей армии. Вначале начальник штаба, а затем новый командующий этой армией генерал И. X. Баграмян позвонили командиру полка и потребовали при малейшем улучшении погоды возобновить ведение разведки в указанных районах.

Летчики нетерпеливо поглядывали в небо. В середине дня облака немного приподнялись, расступились.. Кое-где в них засинели просветы. Я выпустил в воздух сразу четверку ЛаГГ-3. Ее повел заместитель командира эскадрильи старший лейтенант В. Г. Серегин.

Мы с тревогой ждали: какие-то вести доставят разведчики из-за линии фронта. Однако вернулись они минут через двадцать после взлета. Серегин как-то очень уж спокойно доложил, что из-за низкой облачности и сильного огня вражеских зенитчиков в район боевых действий пробиться не удалось, не исключены, дескать, были потери. Из-за этого группа и вернулась. [75]

Такой доклад попросту ошарашил нас. Командир полка возмутился, тут же сделал старшему лейтенанту серьезное внушение. При этом он напомнил ему о приказе НКО № 227. Подействовало. Летчик обещал, что подобное больше не повторится.

Время было дорого. Подполковник Ярославцев посоветовался со мной, и мы пришли к единому решению — послать в район разведки еще одну четверку истребителей. Выбор свой остановили на старшем лейтенанте Е. Г. Серебрякове, штурмане эскадрильи. Ведомыми пойдут молодые летчики.

Чтобы ускорить дело с доставкой разведданных, мы взяли на себя ответственность и приказали ведущему все сведения о войсках противника передавать по радио открытым текстом, закодировав при этом лишь названия населенных пунктов. Скорейшему получению разведданных содействовало и то, что на КП армии также находился радиоприемник. И там, в штабе армии, могли принимать информацию непосредственно с борта истребителя.

В небо поднялась новая четверка. Мы оставались у приемника. Минуты ожидания тянулись долго. Наконец из эфира донесся голос Евгения Серебрякова. Мой заместитель капитан С. И. Осипов быстро записывал данные и наносил их на карту. Для дублирования мы тут же передавали их по телефону в штаб армии.

Поток информации шел полным ходом. Это были важные сведения о войсках врага, его резервах. Полет четверки истребителей Евгения Серебрякова подходил к концу. Неожиданно раздался телефонный звонок. Звонили из штаба армии. Я снял трубку и услышал голос полковника Ф. П. Бобкова.

— Над линией фронта южнее Козельска находится «рама»{1}, — предупредил заместитель начальника штаба армии. — Она корректирует огонь своих артбатарей. Генерал Баграмян приказал уничтожить ее или по крайней мере прогнать. Вы меня поняли?

— Так точно. Но на истребителях осталось мало горючего.

— Пусть сделают, что смогут.

Подполковник Ярославцев находился рядом. Приказание командующего армией было тотчас же передано [76] Е. Г. Серебрякову. Приняв его, старший лейтенант минуты через 3–4 обнаружил «раму» и скомандовал ведомым:

— «Рама» прямо по курсу. Атакуем!

На этом связь с ведущим группы оборвалась.

Вскоре истребители начали возвращаться на аэродром поодиночке. Приземлились трое. Евгения Серебрякова не было. Наши поиски и запросы ничего не дали. Трудно было примириться с гибелью такого замечательного летчика-истребителя.

Лишь после войны в результате долгих и настойчивых поисков юных следопытов и брата летчика — Геннадия Серебрякова нам удалось узнать, что Евгений Георгиевич Серебряков погиб у деревни Меренищи, что южнее Козельска.

Очевидцы так рассказывали о его подвиге. Атакуя «раму», советский истребитель подвергся внезапному нападению четырех «мессеров». Одного из них летчик сбил, но у него, вероятно, кончились боеприпасы, и следующего, оказавшегося рядом врага отважный сокол сбил таранным ударом. «Мессер» загорелся. Но и наш истребитель начал рассыпаться на части. От него отделился человек. Над ним раскрылся купол парашюта. Он мог бы благополучно приземлиться. Но экипаж кружившей над ним «рамы» открыл по советскому летчику огонь. Когда же до земли оставалось метров полтораста, «рама» еще более снизилась и на большой скорости консолью крыла обрубила стропы парашюта. Летчик упал на землю.

Местные жители нашли тело Е. Г. Серебрякова и втайне от гитлеровцев захоронили у своей деревни. Благодарные люди и сегодня приносят цветы на могилу.

В конце лета С. Д. Ярославцев обратился к генералу С. А. Худякову с просьбой о переводе на должность командира штурмового полка. Ему хотелось летать и громить гитлеровцев на «ильюшиных». Эта просьба Семена Дмитриевича была удовлетворена, и он простился с товарищами, убыл к новому месту службы.

На должность командира полка назначили майора К. А. Пильщикова. В полку он находился с первого дня его формирования. Все мы отлично знали этого боевого летчика. В поединках с врагом он был отважен и смел. Обладал поистине завидным мастерством пилотирования истребителя. На него держала равнение вся наша молодежь. Комиссару полка Я. И. Журавлеву и мне не нужно было «срабатываться» с новым командиром. Наши взаимоотношения давно уже стали по-настоящему принципиальными, [77] деловыми, дружескими. И служба воинов-авиаторов продолжалась так, будто и не произошло в полку никаких перемен. Главным для нас по-прежнему оставалась боевая работа.

В это время внимание советских людей было приковано к Сталинграду, где днем и ночью шли тяжелые, кровопролитные бои. Мы знали: от исхода этих боев зависела судьба Родины. Мы знали и то, что наши войска, отстаивая каждую пядь советской земли, стояли у стен города на Волге насмерть.

Казалось, все человеческие возможности их уже исчерпаны и никаких сил для того, чтобы сдерживать натиск врага, уже не оставалось. И как же мы радовались, когда на весь мир, словно гром с ясного неба, прозвучало: «Советские войска под Сталинградом перешли в контрнаступление! Группировка фашистских войск окружена под Сталинградом!»

Мы еще не знали подробностей контрнаступления и окружения 330-тысячной группировки врага, но сам этот факт вызывал у нас необычайный восторг. Мы ликовали.

Заместитель командира полка по политчасти Я. И. Журавлев, парторги и комсорги, агитаторы ежедневно проводили политинформации и беседы. Они рассказывали воинам-авиаторам о победных боях наших войск у Волги и на Северном Кавказе, о мужестве и отваге верных сынов Отчизны.

На нашем участке фронта особых перемен не произошло. Гитлеровцы будто притаились. Опасаясь удара наших войск, они начали работы по укреплению старых и созданию новых оборонительных рубежей. Все это подтверждалось аэрофотоснимками наших воздушных разведчиков. Большого напряжения в летной работе мы не испытывали. У нас появилась возможность проводить учебно-тренировочные полеты, совершенствовать технику пилотирования и приемы ведения воздушного боя. Руководил этими занятиями старший лейтенант Г. И. Титарев, который после тяжелого ранения и долгого пребывания в госпитале снова вернулся в полк.

Наступила зима, а вместе с ней пришли и непогожие дни. Наши техники и механики целыми днями находились на аэродроме. Инженеры Виталий Эльсон, Павел Семенов и Владимир Гончаров проводили с ними теоретические и практические занятия, делали все для того, чтобы наши истребители были в боевой готовности постоянно.

Непосредственного участия в боях, как известно, техсостав [78] не принимал, не истреблял вражеские войска на земле и в небе. Однако вклад его в достижение побед был огромен. Без инженеров, техников, младших авиаспециалистов полеты истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков были бы невозможны. Труженики аэродрома работали столько, сколько требовала того обстановка. Они трудились порой с рассвета до позднего вечера. Бывало, и ночами, устраняя повреждения на истребителях, не смыкали глаз.

Техники и механики не однажды выезжали на поле боя, где часто под огнем врага поднимали «на ноги» севшие там на вынужденную истребители. Проявляя похвальную смекалку, они в сложных полевых условиях, при недостатке запчастей возвращали в строй самолеты. О сроках выполнения ремонтных работ не говорил никто: они были куда короче тех, что предусматривались нормативами.

За самоотверженный труд по обеспечению боевых вылетов истребителей многие наши инженеры, техники и механики были отмечены орденами и медалями. В числе удостоенных наград были и работники штаба: капитан С. И. Осипов, старшие лейтенанты И. Г. Жирнов и М. Г. Кузнецов, лейтенант Г. М. Малкин, рядовая Е. П. Белановская (Кузнецова) и полковой врач И. К. Бабиченко.

1 февраля 1943 года по плану штаба армии наши летчики вели разведку вражеских войск. Полетами руководил командир полка майор К. А. Пильщиков. Я находился здесь же, на КП. В середине дня на командный пункт зашел заместитель командира полка по политчасти Я. И. Журавлев и торжественно произнес:

— Я принес вам наиприятнейшую весть: генерал-фельдмаршал Паулюс сдался в плен вместе со своим штабом! Остатки вражеских войск под Сталинградом ликвидируются!

— Здорово! — воскликнул Пильщиков. — Яков Иванович, пусть об этом поскорее узнает весь полк!

— Такая работа уже проводится, — ответил Журавлев и — ко мне: — С вас причитается, Федор Семенович.

— По какому такому поводу?

— Вашу супругу Марией Савельевной зовут?

— Верно. А что, собственно, случилось?

— Привет она шлет вам. И поцелуй!

Я ничего не понимал и оттого волновался. Шутит Яков Иванович? Нет, на такие шутки замполит не способен. [79]

— Мне известно, Федор Семенович, что вы посылали запрос, жену разыскиваете. Сейчас по радио передали: Мария Савельевна жива-здорова. Живет она в Кустанайской области, село Боровое. Писем от вас ждет. Вот ее адрес.

Я бросился обнимать Журавлева, а он, смеясь, говорил:

— Ну, что вы? Я же не Машенька...

Трудно передать то чувство радости, которое охватило мое сердце. Ко мне подходили однополчане, пожимали руку, поздравляли. Многие из них знали, что я потерял связь с семьей, почти семь месяцев не получал известий о жене и сыне. И вот их адрес в моих руках. Они живы. Счастье-то какое!..

Шел 1943 год — год коренного перелома в Великой Отечественной войне. Битва у берегов Волги завершилась полным разгромом врага. Наша армия на широком фронте переходила в стратегическое наступление. Начиналось изгнание немецко-фашистских войск из пределов нашей Родины. [80]

Дальше