Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Впереди Висла

Проведя весной 1944 года Проскуровско-Черновицкую операцию, войска 1-го Украинского фронта вышли к Карпатам и, взаимодействуя с войсками 2-го Украинского фронта, рассекли стратегический фронт немецко-фашистских войск на две части. Не скрою, я испытывал чувство гордости, что нахожусь в составе этого фронта. Всего два с половиной месяца прошло с тех пор, как я прибыл сюда, но за это время успел войти в курс событий, установить тесный контакт с начальниками инженерных войск армий генералами А. А. Гусевым, А. Н. Варваркиным, полковниками З. А. Концевым, Н. В. Володиным, Е. М. Журиным, М. П. Каменчуком и М. А. Полуэктовым. Нашел общий язык и с командующими общевойсковыми армиями генералами А. А. Гречко, В. Н. Гордовым, К. С. Москаленко, П. А. Курочкиным, Н. П. Пуховым, И. П. Журавлевым; командующими танковыми армиями М. Е. Катуковым, Д. Д. Лелюшенко, П. С. Рыбалко и командующим воздушной армией С. А. Красовским. Побывал в инженерно-саперных бригадах фронта, в некоторых армейских бригадах, посмотрел на месте их состояние и подготовку.

Радовало меня то, что все начальники и командиры инженерно-саперных частей и соединений — участники крупных наступательных операций. Они приобрели огромный опыт и мастерство по инженерному обеспечению боевых действий войск под Сталинградом, на Курской дуге, на Днепре. Значит, с ними можно решать самые сложные задачи, на них можно положиться. И, как показал дальнейший ход событий, я не ошибся в своих надеждах.

Хорошие деловые взаимоотношения установились у меня начальниками родов войск фронта. Это было очень необходимо. Ведь во время проведения операций нам предстояло вместе согласовывать вопросы взаимодействия и координировать действия войск. Рода войск фронта возглавляли опытные генералы, прошедшие суровую школу войны. Командующим артиллерией был генерал С. С. Варенцов, командующим бронетанковыми и механизированными войсками — генерал Н. А. Новиков, начальником связи — генерал И. Т. Булычев и начальником тыла — генерал Н. П. Анисимов. [182] По службе мы часто встречались друг с другом, согласовывали комплексные вопросы обеспечения операции. Затем докладывали свои соображения начальнику штаба фронта генералу армии В. Д. Соколовскому, после чего наши планы утверждали командующий фронтом маршал И. С. Конев и члены Военного совета генерал-лейтенанты К. В. Крайнюков и Н. Т. Кальченко.

Чаще всего начальникам родов войск, в том числе и мне, приходилось иметь дело с начальником тыла генералом Анисимовым. И неудивительно. Под его началом находились железнодорожные и автомобильные перевозки, он ведал обеспечением войск боеприпасами, горючим, продовольствием, обмундированием, занимался вопросами медицинского обслуживания. Николай Петрович необыкновенно отзывчивый и сердечный человек, с ним было легко работать. Если уж он что пообещал, то обязательно сдержит слово. Генерал Анисимов очень много помогал инженерным частям в срочной перевозке противотанковых и противопехотных мин и понтонных парков, оказывал содействие в восстановлении и строительстве мостов, дорог. Да всего и не перечесть.

В начале лета 1944 года 1-й Украинский фронт начал готовиться к Львовско-Сандомирской наступательной операции. Цель ее заключалась в том, чтобы разгромить группу армий «Северная Украина», завершить освобождение Украины и начать изгнание врага с территории союзной Польши. Надо сказать, что это был единственный случай за время войны, когда одному фронту ставилась задача разгромить группу армий противника.

Для осуществления намеченной цели командующий фронтом маршал И. С. Конев решил нанести два мощных удара: первый — из района западнее Луцка в общем направлении на Сокаль, Рава-Русскую и второй — из района Тернополя на Львов.

Для прорыва обороны противника создавались две ударные группировки. На Луцком направлении — в составе 3-й гвардейской и 13-й общевойсковой, 1-й гвардейской танковой армий и конно-механизированной группы (25-танковый, 1-й гвардейский кавалерийский корпуса). На львовском направлении — ударная группировка, включавшая 60-ю, 38-ю общевойсковые и 3-ю, 4-ю танковые армии.

Для обеспечения наступления южной ударной группировки на Львов на Станиславском направлении развертывались 1-я гвардейская и 18-я армии. Резерв фронта составляли 5-я гвардейская армия, стрелковый и танковый корпуса. [183]

В дни, предшествующие наступлению, в штабах и войсках проводилась огромная подготовительная работа. Много было дела и у нас, инженеров. Предстоящая операция с точки зрения инженерного обеспечения имела ряд особенностей. На пути наступления предстояло форсировать реки Западный Буг, Сан, Днестр и другие, а на завершающем этапе — крупную реку Висла. Ширина последней около 350–400 м. Это очень серьезная водная преграда. Да и те реки просто так не перемахнешь. Придется саперам и понтонерам основательно потрудиться, а главное — подготовиться к форсированию. Много усилий потребуется приложить им во время ввода в прорыв двух танковых армий на львовском направлении. Нужно будет прикрыть минновзрывными заграждениями фланги танкистов на случай активизации бродской группировки противника. Для этого предстояло выдвинуть сильные ПОЗы.

Местность в полосе наступления войск фронта была своеобразной: на рава-русском направлении в основном равнинная, покрытая лесами и множеством мелких болот. Правда, здесь имелось немало хороших дорог, позволяющих свободно маневрировать всем родам войск, особенно бронетанковым и механизированным. На львовском направлении преобладала холмистая местность, с крутобережными и глубокими оврагами, которые являлись серьезным противотанковым препятствием. Левое крыло фронта примыкало к предгорьям Карпат, где местами и человеку-то нелегко пройти, не говоря уже о боевой технике.

Общая глубина обороны противника достигала 240 км. Гитлеровцы создали три оборонительных рубежа: первый — по рекам Западный Буг и Гнилая Липа; второй — по западному берегу реки Сан и третий — по западному берегу реки Висла. Имелся также ряд промежуточных рубежей. Все они были оборудованы траншеями и ходами сообщения, пулеметными гнездами, убежищами, землянками. Кроме того, были построены деревоземляные огневые точки, располагавшиеся на высотах, перекрестках дорог и в каменных строениях. На ряде участков первого оборонительного рубежа противник имел зарытые в землю танки, которые в первый период операции могли быть использованы как неподвижные огневые точки.

Передний край главной полосы на основных танкоопасных направлениях был прикрыт минными полями и сплошными проволочными заграждениями. В тылу главной полосы были отрыты противотанковые рвы, установлены фугасы, шоссе и мосты подготовлены к разрушению. Враг сильно [184] укрепил города Броды и Львов, создал круговую оборону. Он превратил многие каменные здания в опорные пункты, все основные дороги, идущие в город, прикрыл минновзрывными заграждениями.

Исходя из замысла операции, штаб инженерных войск составил план инженерного обеспечения операции. Мы решили усилить рава-русскую ударную группировку 16-й штурмовой инженерно-саперной бригадой, 6-й понтонно-мостовой бригадой и 20-м отдельным понтонно-мостовым батальоном. В составе 1-й гвардейской танковой армии имелся свой штатный понтонный батальон. Так что понтонных средств в группе было достаточно. Кроме того, там имелось 800 десантных лодок, 24 легких парома, 7 легких парков, 16 катеров.

Львовской ударной группировке на усиление придавались 15-я штурмовая инженерно-саперная бригада и один понтонно-мостовой батальон. 1-я гвардейская армия усиливалась двумя понтонно-мостовыми батальонами 3-й бригады. 42-я отдельная моторизованная инженерная бригада придавалась 60-й армии для прикрытия ее фланга от ударов бродской группировки с севера минновзрывными заграждениями при вводе в сражение 3-й гвардейской и 4-й танковых армий. В последующем ей ставилась задача разминировать маршруты и город Львов.

Каждая ударная группировка усиливалась одним отдельным отрядом разграждения УОСов для сплошного разминирования рубежей и местности.

3-я понтонно-мостовая бригада после взятия Львова и Бродов выводилась во фронтовой резерв. В зависимости от обстановки ее намечалось ввести в дело при форсировании Вислы.

В целом фронт хорошо был обеспечен понтонно-переправочными средствами. Но меня беспокоил вопрос выдвижения понтонных парков к рекам Западный Буг, Сан и Висла, особенно в условиях перегруппировки и маневра танковых армий. Я поручил полковнику Слюнину подготовить проект директивы Военного совета фронта, обязывающий военные советы армий обеспечить своевременное выдвижение понтонно-переправочных средств к этим водным преградам. Они должны выдвигаться одновременно с передовыми частями армий, следуя за ними.

Кроме того, штаб подготовил для меня справку о распределении инженерных частей по армиям.

Рано утром следующего дня полковник Слюнин принес оба документа. Просмотрев их, я пошел к начальнику штаба фронта. Он очень внимательно прочитал нашу инженерную [185] часть плана и засомневался, не мало ли мы даем понтонных батальонов 1-й гвардейской армии. Я доложил свои соображения и убедил его, что вполне хватит.

— А для форсирования Вислы тоже, по-вашему, достаточно средств? — спросил генерал армии Соколовский.

— Достаточно, — ответил я. — К моменту выхода всей главной группировки на Вислу туда полностью будет переброшена 3-я понтонно-мостовая бригада. И там же действуют два понтонных батальона 6-й бригады да штатные понтонные батальоны трех танковых армий. Это все наши одиннадцать понтонных батальонов. К тому же у нас в резерве находятся пять деревянных понтонных парков.

— Ну если так, то согласен.

В. Д. Соколовский быстро прочитал директиву и подписал ее.

Затем я доложил справку и директиву маршалу Коневу и члену Военного совета генералу Крайнюкову. Без особых замечаний они подписали оба документа. Конев приказал поторопиться с подготовкой плана оперативной маскировки. По замыслу командующего, целью оперативной маскировки являлось обеспечение скрытности подготовки операции, а также дезориентация противника относительно истинных главных группировок войск нашего фронта. Предстояло убедить врага, что главный удар наносится нами на левом крыле, на галичском направлении.

Вернувшись в штаб, я передал полковнику Слюнину подписанные документы и приказал немедленно разослать их по назначению. Затем я проинформировал начальника штаба о необходимости за три дня подготовить план оперативной маскировки. Посоветовавшись, мы решили привлечь к этой работе майора Слободяника и командира маскировочной роты капитана Афанасова. Они хорошие специалисты-маскировщики. Нужно было как можно быстрее начать изготовление макетов танков, пушек, автомобилей. Вызвали в штаб Уманского и Слободяника, поручили им подготовить чертежи макетов, а изготовление их возложили на Завгородыего. У него была хорошая производственная база.

В предстоящей операции перед инженерными войсками стояли большие задачи по прорыву обороны врага, форсированию рек в оперативной глубине, прокладыванию маршрутов и восстановлению дорог и мостов. Нужно было заготовить необходимые материалы для дорожно-мостовых работ, элементы сборных низководных мостов, десантные саперные деревянные лодки, множество указателей и знаков, щупов [186] для отыскивания мин, мостовых скоб, штырей, болтов и многое другое. Причем все это в большом количестве.

Изготовление шло централизованно на строительных базах УОСов и инженерных бригад. Работы выполнялись по графику, в строго установленные сроки. Одновременно пополнялись и приводились в порядок понтонно-мостовые парки и легкопереправочные средства.

Готовясь к наступлению, мы уделяли большое внимание политико-воспитательной работе. В ее основе лежала директива Военного совета фронта о задачах партполитработы в планируемой операции. В ней говорилось об особенностях военно-политической обстановки в данный момент. Особенно подчеркивалось, что наступление войск будет проходить на территории западных областей Украины, а также в Польше, в районах, где часть населения воспитана в духе национализма и ненависти к Советскому Союзу. Поэтому необходимо соблюдать исключительную бдительность. Мы вместе с Журавлевым и Слюниным внимательно изучили директиву и наметили план мероприятий по усилению партийно-политической работы среди личного состава инженерных войск фронта. Провели совещание офицерского состава нашего штаба, на котором обсудили задачи по вопросам воспитательной работы во время выезда в соединения и части.

Из штаба инженерных войск фронта в инженерные части вскоре были направлены опытные офицеры: подполковники Челомбитько, Панков, Чишейко, Островский и другие, которые на местах не только осуществляли контроль, но и помогали организовать боевую подготовку и воспитательную работу среди личного состава.

Сам я в ходе подготовки операции побывал почти во всех армиях, встречался с начальниками инженерных войск, увязывал с ними наиболее сложные вопросы, касающиеся форсирования рек и ввода в сражение танковых армий, обеспеченности их инженерными средствами, на месте знакомился с ходом боевой подготовки инженерных частей, интересовался степенью их укомплектованности.

Разговаривая с командующими армиями и командирами соединений, частей и подразделений, беседуя с сержантами и красноармейцами, с радостью замечал их бодрое, приподнятое настроение. Все они, как один, стремились скорее пойти в бой, чтобы выбросить за пределы Родины фашистских захватчиков.

Незадолго до наступления, с 5 по 10 июля, в войсках начали проводить оперативную маскировку. Из тыла к переднему краю перебрасывали ложные танки, автомашины, пушки, [187] кухни. Макеты оружия и боевой техники были разборно-сборные. Это облегчало их перевозку, позволяло сравнительно легко ими маневрировать, а впоследствии и неоднократно применять в ходе операции. Для перевозки по железной дороге макетов танков были выделены два постоянно действующих эшелона («вертушки») в составе 14 платформ и 2 крытых вагонов. Их обслуживали постоянные бригады. На станции обычно находилось несколько тракторов и 3–4 боевых танка, для того чтобы создать более правдивую картину разгрузки и погрузки. «Вертушки» имели определенный номер и включались в график железнодорожного движения. Перемещение войск в исходные районы совершалось ночью, в обход населенных пунктов, с подобающим шумом и лязгом танковых гусениц.

В села и деревни были направлены квартирьеры для размещения частей и штабов, организовывалась комендантская служба, прокладывались вновь и ремонтировались дороги, ставились указатели. К этим работам привлекалось местное население. Одним словом, делали все, чтобы создать не только у противника, но и у населения впечатление действительного сосредоточения войск в данном районе.

И в самом деле, фашистскую разведку заинтересовали наши мероприятия. Над районом «сосредоточения», железной дорогой, по которой подвозились «танки», появлялись вражеские самолеты. Сюда засылались лазутчики. 12 июля около населенных пунктов Варвулинд и Скородницы были задержаны немецкие разведчики. Оба они показали, что имели задачу установить, где и сколько сосредоточено боевой техники. Таким образом, враг клюнул на нашу приманку. Для проведения оперативной маскировки были выделены три стрелковых и четыре инженерно-саперных батальона, маскировочная рота, зенитная артиллерия, несколько звеньев истребителей, радиосредства, танки, автомашины. За пять дней было установлено макетов: танков — 700, автомашин — 300, орудий — 850, походных кухонь — 150. Все это помогало ввести в заблуждение противника, создать у него ложное представление о действительном направлении главного удара.

Наступление началось 13 июля. Накануне, в ночное время 11 и 12 июля, инженерные части армий сняли свои минные поля и проделали проходы в минных полях противника. Однако основная масса этих вражеских мин была снята во время артиллерийской подготовки.

В полосе четырех армий первого эшелона саперы проделали 585 проходов. Они сняли своих противотанковых мин 22 204, противопехотных — 14 763, соответственно мин противника [188] — 12 350 и 11 233. А всего — 60 550 мин{17}. Причем вся эта колоссальная работа была проделана в сжатые сроки и под огнем врага. Нет нужды говорить, сколько усилий, мужества, воли потребовалось от саперов.

Наступление началось действием передовых батальонов. Проводя разведку боем, они обнаружили, что противник отводит свои войска с переднего края обороны с целью вывести их из-под удара нашей артиллерии. Этим немедленно воспользовалось командование 3-й гвардейской и 13-й армий.

Они двинули свои войска вперед. Вместе с частями первого эшелона в наступление пошли группы разграждения саперов. Под сильным вражеским огнем они быстро проделали проходы в минных полях, через которые ринулись вперед пехота и танки.

Гитлеровцы всячески пытались задержать продвижение наших войск. Они предпринимали одну контратаку за другой. Но тщетно. Ничто уже не могло остановить советских воинов. В отражении контратак вместе с пехотинцами и танкистами активно участвовали саперы. Вот некоторые факты.

Подразделения 107-го стрелкового полка неожиданно были контратакованы большими силами врага при поддержке трех «тигров». Гитлеровцы немного потеснили наши войска. Особо нахально вперед лезли фашистские танки. В резерве полковых саперов был взвод собак — истребителей танков лейтенанта И. Н. Жукова. Командир части полковник Покровский приказал лейтенанту уничтожить «тигры». Жуков выдвинул вперед отделение младшего сержанта Бочарова в составе четырех проводников с собаками. Подпустив танки на дистанцию 100 м, воины пустили собак. Два «тигра» были подорваны, третий повернул обратно. Полк отбил контратаку фашистов и снова устремился вперед.

К исходу 15 июля после ожесточенных боев на рава-русском направлении войска фронта продвинулись до 20 км, завершив прорыв тактической зоны обороны. Для действий в глубине и повышения темпов наступления в прорыв были введены конно-механизированная группа генерала В. К. Баранова, а с утра 17 июля 1-я гвардейская танковая армия генерала М. Е. Катукова.

Развивая наступление, ударная группировка вышла на Западный Буг. Сюда немедленно были выдвинуты 6-я понтонно-мостовая и 16-я штурмовая инженерно-саперная бригады, а также армейские инженерно-саперные бригады. В рекордный срок они навели 8 наплавных и соорудили 17 низководных [189] мостов на свайных опорах. Стрелковые войска, танки и артиллерия без задержки переправились на противоположный берег и, не снижая высокого темпа наступления, двинулись к реке Сан, с ходу начав форсировать ее. Инженерные части и подразделения неотступно следовали за ними и быстро навели на Сане 5 наплавных и собрали 16 низководных мостов.

Войска 3-й гвардейской и 13-й армий, используя успех 1-й гвардейской танковой армии и конно-механизированной группы, 18 июля продвинулись на 20–30 км, что позволило охватить бродскую группировку врага с севера.

Прорыв обороны противника на львовском направлении начался 14 июля. Противник оказал здесь ожесточенное сопротивление. 60-я армия генерала П. А. Курочкина в первый день сумела вклиниться в оборону гитлеровцев лишь одним 15-м стрелковым корпусом. Инженерное обеспечение боевых действий осуществляли свыше 200 групп разграждения. Они проделали проходы в минных полях врага, открыв путь пехоте и танкам. Однако наши войска продвигались с трудом.

Утром 15 июля крупная группировка врага нанесла сильный контрудар из района южнее Золочева и потеснила части 38-й армии на 2–4 км. Однако 60-й армии к этому времени удалось прорвать оборону противника на глубину до 18 км и шириной 4–6 км. Образовался узкий коридор, названный тогда колтовским коридором. Вводить в сражение танковые армии на этом направлении было сложно. По замыслу командующего фронтом, в полосе 60-й армии намечался ввод в прорыв 3-й гвардейской и 4-й танковых армий по четырем маршрутам, но в данный момент в колтовском коридоре оказался всего лишь один. И то он пролегал по грунтовой дороге в лесисто-болотистой и пересеченной местности. И все же командующий 3-й гвардейской танковой армией генерал П. С. Рыбалко принял очень смелое решение — с утра 16 июля ввести свои танки в прорыв через этот коридор между населенными пунктами Колтов и Тросьцяпец-Малы. Маршал Конев утвердил это решение. Армия двинулась вперед, и к вечеру один ее корпус вышел северо-восточнее Золочева. Вскоре войска 60-й армии овладели этим городом. Маршал Конев тут же по колтовскому коридору двинул 4-ю танковую армию генерала Д. Д. Лелюшенко и нацелил ее на Львов. Фашисты оказывали отчаянное сопротивление.

Надо признать, что ввод двух танковых армий одной колонной по длинному и узкому коридору 4–6-километровой ширины, который насквозь простреливался артиллерийско-шшометным огнем противника, производился впервые. Решение [190] это было рискованным. На такой шаг мог пойти полководец, обладавший тонким оперативным расчетом, железной волей и мастерством. Ведь коридор со стороны бродской группировки врага мог быть в любое время перехвачен. Чтобы этого не случилось, ввод в прорыв танковых армий надежно обеспечивали соединения 60-й армии, а затем были дополнительно выдвинуты два танковых корпуса, крупные силы артиллерии. С воздуха танкистов надежно прикрывала наша авиация.

Риск командующего был вознагражден крупнейшим оперативным успехом.

События развивались своим чередом. Лили дожди. После прохождения двух танковых армий с их тылами грунтовые дороги превратились в сплошное непролазное месиво. Даже пехоте было тяжело продвигаться.

17 июля совместно с начальником инженерных войск 38-й армии генералом Варваркиным я выехал в район Тросьцянец, на стык 38-й и 60-й армий, чтобы на месте разобраться в обстановке. Туда же прибыли начальник инженерных войск 60-й армии полковник З. А. Концевой и командир 42-й отдельной моторизованной инженерной бригады полковник Е. А. Бондарев.

Концевой проинформировал меня о том, что на маршруте движения двух танковых армий работают три батальона 19-й армейской инженерно-саперной бригады, три батальона 53-й инженерно-саперной и два батальона 15-й штурмовой инженерно-саперной бригад, четыре дорожных батальона и 14-й понтонный батальон майора Ю. С. Вележова, приданный 4-й танковой армии. Всего 13 батальонов. В среднем на 2 км дороги приходился один батальон. К прокладке путей привлекалось и местное население. Инженерные батальоны усилены тракторами для вытаскивания автомобилей, увязших в грязи, и транспортировки их на проезжие, участки дороги.

— Сил у нас предостаточно, — сказал я, — главное — умело распорядиться ими. Основная задача — протолкнуть вперед транспорт, и в первую очередь с боеприпасами и горючим. Побольше устраивайте объездов гиблых мест и побыстрее восстановите дороги.

— Мы так и делаем, — ответил Концевой.

Полковник Бондарев доложил о действиях своей бригады. Трудно приходилось ее личному составу. Бродская группировка врага все время пыталась выйти из окружения через колтовский коридор. Саперы помогали пехотипцам и танкистам отразить ее натиск. Только на участке Луковец и [191] Кругу в в ночь на 17 июля они установили 9 км электризуемых препятствий и 117 управляемых электрофугасов. Наткнувшись на них, гитлеровцы понесли потери и быстро отошли в исходное положение.

Подробности того, что происходило в колтовском коридоре, нам в штабе стали известны позже из донесений командиров инженерных батальонов и личных бесед с офицерами, побывавшими в этом грязевом котле. 19 июля прошел ливневый дождь, который еще больше усложнил дорожную обстановку. Как говорится, не проехать и не пройти. Противник понимал это. Он усилил артиллерийский обстрел, то и дело налетала его авиация.

Наши войска несли потери. Дорога сплошь была забита автотранспортом с горючим, боеприпасами, продовольствием, машины застревали в грязи. Выручали их тракторы и саперы, которым помогали проходившие по коридору танкисты и стрелковые подразделения. Облепив со всех сторон автомашину, проталкивали ее вперед. И так от участка к участку передавали машину из рук в руки, как боевую эстафету. Хотя и медленно, но транспорт упорно продвигался, чтобы подвезти все необходимое наступающим войскам. Что только не делалось саперами для того, чтобы быстрее продвинуть автомашины. Колеи заполнялись хворостом, соломой, бревнами от разобранных деревянных сараев, заборов, свежесрубленными жердями, ветками, камнем. Использовали все, что было под руками. Саперы очищали особо трудные участки от грязи, отбрасывая ее в сторону от дороги, отрывали канавы для отвода дождевой воды, строили колонные пути. Здесь проявлялся максимум саперной изобретательности и смекалки.

Вся дорога была разбита на батальонные участки. В наиболее трудных местах устанавливались комендантские посты численностью от отделения до взвода саперов с одним-двумя тракторами. Была также организована служба регулирования движения, которая устанавливала очередность пропуска машин. Дело усложнялось тем, что все или большинство дорожных работ выполнялось вручную. Саперы трудились самоотверженно, с полным напряжением физических и моральных сил. О сне и отдыхе не думали. Нормы, как правило, перевыполнялись на 200–300 процентов. Поистине это был массовый подвиг.

Нередко саперам приходилось браться за оружие, чтобы отразить атаки прорывавшихся из окружения групп противника. 17 июля враг силою до батальона при поддержке двух танков внезапно появился у села Кругув-Сыль, в котором [192] располагались 207-й отдельный моторизованный инженерный батальон 42-й отдельной моторизованной инженерной бригады (омибр) майора Ф. В. Мысякова и 34-й батальон электрозаграждения. Саперы вступили в бой с гитлеровцами и несколько часов сдерживали их натиск, пока не подоспели стрелковые подразделения. Фашисты были отброшены в лес. На поле боя остались 75 убитых и раненых солдат противника{18}.

22 июля 207-й батальон и 211-я отдельная рота специального минирования устанавливали в районе Золочева минновзрывные заграждения. Здесь ожидался прорыв групп противника. Так и случилось. Гитлеровцы предприняли дерзкую атаку и в одном месте просочились в Золочев.

Саперы быстро привели в боевое положение минновзрывные и электризуемые заграждения, а затем вступили в бой с прорвавшимся врагом. За несколько часов личный состав 207-го моторизованного инженерного батальона и отдельной роты под командованием отважного майора Федора Васильевича Мысякова уничтожил 235 фашистских солдат и офицеров. Саперы захватили 28 автомобилей, 2 радиостанции, 16 лошадей, 4 повозки, несколько катушек телефонного кабеля{19}.

После прохода 4-й танковой армии через коридор противник нанес удар с севера на юг, занял деревню Подъяркув и перерезал шоссейную дорогу на участке Куровце — Коцурув. Создалась сложная обстановка. По полевой дороге проехать было невозможно. В результате на шоссе скопилось большое количество автотранспорта с боеприпасами и горючим. Вот-вот налетит авиация и все разобьет. Надо было во что бы то ни стало выбить противника из Подъяркува и открыть движение по шоссе. Но как и чем? Недалеко от деревни работал на дороге 131-й гвардейский саперный батальон 60-й армии. Не дожидаясь указания, командование батальона по собственной инициативе решило атаковать гитлеровцев и выбить их из населенного пункта. Атака удалась. Движение транспорта по шоссе возобновилось.

В течение двух дней батальон крепко держал здесь оборону, отразив все наскоки противника, стремившегося перерезать дорогу. Смелые и решительные действия саперов обеспечили непрерывное боевое питание 4-й танковой армии.

Наступление войск в глубине обороны врага продолжалось. К исходу 22 июля бродская группировка фашистов [193] была полностью разгромлена. Прекратилась тяжелая пятидневная дорожная эпопея в колтовском коридоре.

27 июля войска фронта освободили Львов и на следующий день штурмом овладели Перемышлем. В центре враг откатывался к Карпатам.

С разгромом бродской группировки врага и освобождена ем Львова завершился первый этап крупнейшей стратегической операции. Начался второй. Теперь центр тяжести переместился на сандомирское направление. Перед войсками правого крыла фронта ставилась задача во взаимодействии с 1-м Белорусским фронтом развить стремительное наступление на запад, с ходу форсировать Вислу, захватить плацдарм в районе Сандомира.

Армии левого крыла фронта должны были овладеть районом Дрогобыча и одновремено захватить перевалы через Карпаты.

По приказу маршала И. С. Конева 3-я гвардейская армия выходила к Висле, в ночь на 29 июля форсировала ее и, овладев городом Сандомир, расширяла плацдарм на правом берегу.

В полосе 3-й гвардейской армии, в районе Аннополя, форсировала Вислу конно-механизированная группа генерала С. В. Соколова.

13-й армии предписывалось к утру 29 июля правым флангом выйти к Висле в полосе от Сандомира до устья реки Вислока и на следующий день захватить плацдарм, а войскам левого фланга — овладеть городом Жешув.

1-й гвардейской танковой армии ставилась задача с утра 29 июля нанести удар в направлений Майдан-Баранув, с ходу форсировать Вислу и к утру 1 августа захватить плацдарм.

С утра 30 июля 3-я гвардейская танковая армия главными силами во взаимодействии с 13-й армией и 1-й гвардейской танковой армией должны были форсировать Вислу на участке Баранув, устье Вислоки и к исходу 2 августа овладеть плацдармом в районе Сташув, Быдлова, Будзыска, Плисковоля. Сюда же подтягивался резерв фронта — 5-я гвардейская армия генерала А. С. Жадова.

Таким образом, согласно приказу командующего войсками фронта 13-я армия начинала форсирование Вислы на сутки позже 3-й гвардейской армии. 1-я гвардейская танковая в той же полосе начинала форсирование на двое суток позже 13-й армии, а 3-я гвардейская танковая — через сутки после. 1-й гвардейской танковой армии. Такой интервал во времени позволял армиям форсировать Вислу, не мешая [194] друг другу, и эффективно наращивать силы на плацдарме.

По мере выхода к реке танковые объединения использовали уже имеющиеся фронтовые переправы и свои средства. Так, к моменту переправы 1-й гвардейской танковой армии уже вступал в действие резерв фронта — 3-я понтонно-мостовая бригада. Это давало возможность танковым армиям очень быстро переправиться. Кроме того; такое положение обеспечивало на широком фронте надежное и непрерывное сообщение с тылами войск, действующих на плацдармах. Это имело большое значение, в том числе и психологическое.

Решая вопросы инженерного обеспечения, я пришел к твердому убеждению, что переправлять танковые армии, за исключением их тылов, следует на тяжелых паромах. Наплавных мостов иметь не более двух, но широко развернуть строительство низководных мостов на свайных опорах, начиная буквально с первых дней форсирования Вислы. Конечно, там, где явно обозначится тактический успех и будут хотя бы минимальные условия для строительства.

В связи с перегруппировкой войск мы пересмотрели распределение понтонных и инженерных частей и соединений фронта, а также понтонно-переправочных средств. На сандомирском направлении количество понтонных частей и парков увеличивалось вдвое — с 5 до 10. Сюда выделялось еще 7 легких понтонных парков и 700 десантных лодок. В резерве фронта оставалось 5 деревянных понтонных парков.

Подготовленная нами таблица распределения инженерных средств была доложена генералу Соколовскому и утверждена маршалом Коневым.

Выполняя приказ фронта, армии главной группировки развернули наступление на сандомирском направлении. Передовые части 3-й гвардейской армии совместно с конно-мехаыизированной группой генерала С. В. Соколова с ходу переправились через Вислу и захватили три небольших плацдарма севернее и южнее Аннополя, в районах Доротка и Виняры, но развить успех не успели. В первый же день форсирования армия потеряла около двух понтонных парков и почти 30 процентов понтонеров. Ее 76-й стрелковый полк был сброшен с плацдарма на восточный берег Вислы. Главная причина неудачи — потеря тактической внезапности, распыление сил и средств, медлительность и несогласованность действий частей и соединений, отсутствие должной организованности при переправе войск и техники, большие потери понтонеров и понтонно-переправочных средств.

30 июля в штаб фронта из 13-й армии поступило донесение, [195] что в ночь на 30 июля 350-я стрелковая дивизия генерала Вехина с помощью приданных ей переправочных средств с ходу форсировала Вислу севернее Баранува, совместно с передовым отрядом 1-й гвардейской танковой армии захватила плацдарм и ведет бои по его расширению. С утра 30 июля начала переправу 162-я стрелковая дивизия ход же армии.

Это был огромный успех. Создавались реальные возможности для форсирования Вислы более крупными силами. Калхдая армия в полосе своего наступления уже имела действующие переправы. Требовалось только усилить их своими переправочными средствами. Я располагал резервом — 3-й понтонной бригадой. Надо было срочно решить, кому придать ее. Вставали и другие вопросы. Кто будет координировать работу двух понтонных бригад по вводу в действие новых переправ, кого по ним переправлять и когда? Наконец, кто должен быть хозяином этих переправ, кто будет отвечать за их наращивание и дальнейшее развитие? Посоветовавшись в штабе, мы решили: переправа должна быть фронтовой, с централизованным руководством. И место начинят сейчас там, на Висле. (Это, между прочим, предусматривалось в плане фронта. ) Без всяких промедлений я отправился к маршалу Коневу, доложил ему свои соображения.

Подумав, он сказал:

— Вы правы. Организация переправы такой мощной группировки фронта, особенно танковых армий, через столь крупную реку, как Висла, должна быть под единым руководством. Вам, как моему заместителю и начальнику инженерных войск фронта, надо и возглавить эту переправу. Приедете на место, проследите за тем, чтобы танковые армии переправлялись без всякой задержки.

Взяв с собой начальника технического отдела подполковника Уманского и офицера оперативного отделения подполковника Панкова, мы без промедлений отправились на Вислу. Через два часа приехали в Немиров, где находилась 3-я понтонная бригада. Ее командир полковник Н. В. Соколов доложил, что бригада в полном составе сосредоточена в городе, боеспособна и готова к выполнению боевой задачи. Я распорядился подготовиться к выдвижению на Вислу, в район Баранува, и выделить мне офицера связи, через которого Соколов и получит указание, куда выдвинуться бригаде.

Не задерживаясь, проехали в Майдан, в штаб 6-й понтонно-мостовой бригады. Ее командир полковник Я. А. Берзин [196] доложил, что два батальона бригады выдвинуты на Вислу, ведут разведку пунктов переправы и готовятся к составлению тяжелых паромов для переброски танков 1-й гвардейской танковой армии. От остальных двух понтонных батальонов, приданных 3-й гвардейской армии, он к тому времени донесений не имел.

Вместе с полковником Берзиным мы направились в штаб 1-й гвардейской танковой армии, где застали командующего генерала М. Е. Катукова, начальника штаба генерала М. А. Шалина, члена Военного совета генерала Н. К. Попеля. Они рассказали, что утром армией была предпринята попытка подать на Вислу 16 полупонтонов для составления тяжелых паромов, но колонна автомобилей в пути подверглась нападению «мессеров», которые своим огнем сильно повредили 10 полупонтонов. Надо сказать, что в те дни немецкая авиация атаковала все, что двигалось по дорогам к Висле. Особенно охотилась за легковыми автомобилями. Генерал Катуков просил помочь переправиться через Вислу.

Мы поспешили к реке. Остановились в 4 км восточнее Баранува, в Дембице. Полковник Берзин тотчас подтянул туда свою оперативную группу.

С плацдарма доносились звуки артиллерийской канонады. Там шли, не ослабевая, бои. Наши части с трудом прогрызали оборону врага. Им требовалась помощь. Инженерные части делали все, чтобы оказать помощь ее сражающимся на плацдарме войскам. Хотя переправа на левый берег реки и шла полным ходом, но ощущался острый недостаток тяжелых паромов для переброски танков. К вечеру батальонам Берзина все же удалось составить два тяжелых парома. Но этого было мало.

Мы стали искать дополнительные средства. Выяснилось, что у полковника Берзина есть в резерве 16 полупонтонов. Я приказал срочно подать их на Вислу и там составить еще два тяжелых парома.

Наибольший успех наши войска имели в районе Баранува. Там и было решено расширить фронт форсирования реки до 15–20 км. Командиры бригад и батальонов получили задачу произвести разведку наиболее удобных запасных пунктов переправы (в каждом районе не менее десяти) для ввода новых паромов, которые будут составляться по мере прибытия понтонных средств из тыла. Им было также приказано выставить у каждого введенного в действие парома посты для наблюдения за колебанием уровня воды в реке и возможным появлением речных плавающих мин, организовать [197] на участках четкую комендантскую службу. Исходные районы назначались у шоссе, идущего по обе стороны Вислы. Вопрос для меня теперь был ясен: надо резко увеличить количество тяжелых переправ. Я тут же направил офицера связи в Немиров с приказанием полковнику Соколову о немедленном выдвижении 3-й понтонно-мостовой бригады в район Баранува.

Утром 31 июля к нам в Дембицу прибыл начальник инженерных войск 13-й армии полковник Н. В. Володин. Мы познакомились с ним еще в 1925 году, когда он преподавал сопротивление материалов в Ленинградском военно-инженерном училище. Этот подтянутый и дисциплинированный офицер, хорошо подготовленный в инженерном отношении, отличался недюжинными организаторскими способностями, которые в полной мере проявил при обеспечении форсирования Вислы 13-й армией.

Полковник Володин доложил, что на Висле действуют до 150 десантных лодок, шестнадцать 6–10-тонных и три тяжелых парома. По плану армии с 31 июля у Седлешан три батальона 19-й инженерно-саперной бригады и один дорожный батальон приступили к строительству 60-тонного низководного моста на свайных опорах. Готов он будет 2 августа.

В районе Махува два инженерных батальона 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады начали строительство 16-тонного моста на свайных опорах.

Только уехал Володин, как поступил доклад от полковника Берзина, который подтянул к Висле из резерва 16 полупонтонов и уже составил два тяжелых парома: один — в районе Махува, второй — у Баранува.

В 13 часов 31 июля в район Баранува прибыл командир 3-й понтонно-мостовой бригады полковник Соколов вместе с 18-м понтонным батальоном. Получив задачу, он немедленно приступил к составлению других тяжелых паромов у Махува.

Работать саперам приходилось в труднейших условиях. Отходивший к Висле противник стремился любой ценой помешать наведению переправ через реку, сдержать темпы переправы и сорвать ее. Но понтонеры и саперы самоотверженно выполняли свой воинский долг, стремились как можно быстрее перебросить войска на западный берег. Мужество и отвагу проявляли буквально все. Вот некоторые примеры.

Боевой расчет парома лейтенанта Евсеева из 77-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона получил задачу переправить два орудия с боеприпасами. На середине Вислы расчет попал под сильный минометно-пулеметный [198] огонь противника. Половина воинов была выведена из строя. Лейтенант Евсеев пал смертью храбрых. Командование взял на себя красноармеец Шевонин. Искусно маневрируя среди разрывов, он довел паром до берега. Разгрузив орудия и боеприпасы, расчет пошел в обратный рейс. И снова попал под интенсивный обстрел врага. На обратном пути фашистам удалось потопить паром. Оставшиеся в живых Шевонин и Корхунов вплавь добрались до своего берега и, доложив о случившемся, отправились в рейс на другом пароме.

Расчет сержанта А. Т. Сергеева переправлял танки. В очередном рейсе паром атаковала авиация противника, сбросив на него несколько бомб. Осколками понтоны были пробиты. Хлынула вода. Однако Сергеев не растерялся. Подав команду «Откачивай воду!», он с одним из понтонеров начал заделывать пробоины пробками. Но они пропускали воду. Тогда Сергеев быстро снял с себя гимнастерку, разорвал ее на куски и, обертывая ими каждую пробку, плотно заделал пробоины. Паром с танком достиг левого берега. Двое суток без сна и отдыха работал расчет сержанта Сергеева. За это время он переправил через Вислу до 100 танков, совершив настоящий подвиг.

Особенно тяжелые условия для форсирования сложились в полосе 3-й гвардейской армии. 30 июля 49-я стрелковая дивизия преодолевала реку в районе Аннополя. Переправу обеспечивал 77-й штурмовой инженерно-саперный батальон капитана И. Е. Качалко из 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Занимая господствующие высоты на западном берегу Вислы, противник хорошо просматривал местность и саму реку, вел прицельный минометно-артиллерийский и пулеметный огонь по подступам к реке и переправам. Чтобы снизить эффективность его огня, капитан Качалко поставил дымовую завесу. Под ее прикрытием ему удалось без потерь осуществить посадку на лодки и понтоны НЛП личного состава 1-го батальона 744-го стрелкового полка и за два рейса полностью переправить его на противоположный берег. Подразделение захватило небольшой плацдарм и крепко закрепилось на нем. В помощь стрелкам Качалко перебросил вскоре на двух составленных легких паромах полковую артиллерию, минометы и боеприпасы, и положение на плацдарме упрочилось.

Подобных примеров при форсировании было множество. Во второй половине дня 31 июля гитлеровцы атаковали наши подразделения южнее Тарнобжега с целью уничтожить [199] действовавшие на Висле паромы. Находившийся там полковник Берзин принял срочные меры к отражению нападения. Две понтонные роты быстро заняли оборону на северной окраине местечка Мехоцина и сильным огнем из автоматов и пулеметов остановили наступление врага. Вскоре на помощь понтонерам пришли подразделения 47-го стрелкового корпуса. Противник был отброшен.

Вечером 31 июля командующий фронтом приказал мне передать все действующие на Висле тяжелые и 16-тонные паромы для переправы 3-й гвардейской танковой армии, два корпуса которой уже были на подходе к реке.

Опередив их, ко мне в район Баранува прибыл начальник инженерных войск 3-й гвардейской танковой армии полковник М. П. Каменчук. Сюда выдвинулся армейский 182-й инженерный батальон с половиной тяжелого понтонного парка. Я тотчас приказал составить два тяжелых парома. Личный состав подразделения успешно выполнил задачу.

К исходу 31 июля на 12–15-километровом участке Вислы действовало уже 24 фронтовых парома (9 тяжелых и 15 девяти-шестнадцатитонных). Используя их, главные силы 1-й гвардейской танковой армии быстро переправились на западный берег.

1 августа вместе с полковником М. П. Каменчуком мы отправились в Седлещаны, чтобы ознакомиться с ходом строительства моста, надобность в котором была исключительно велика. С первого же дня строительства мост неоднократно подвергался налетам немецкой авиации. Бомбардировки причиняли серьезные повреждения и выводили из строя саперов. Это сильно сдерживало темпы строительства моста и отодвигало срок его готовности.

Под гул канонады мы подъехали к Висле. Нашему взору открылись длинная лента строящегося моста, перекрывавшая половину реки, и частокол свай, забитых с восточного берега. Как жирафы, на паромах возвышались копры. Гулко раздавались удары молотов, забивавших сваи. Справа и слева от моста на реке на тяжелых и легких паромах шла оживленная переправа танков и артиллерии, на десантных лодках и легких паромах преодолевала водную преграду пехота.

Подойдя к мосту, мы почти на каждой свае увидели следы повреждения осколками разорвавшихся авиабомб. Что и говорить, тяжеленько приходилось здесь саперам и понтонерам. На воде не ляжешь и не укроешься. Весь как на ладони. [200] Огромным мужеством надо обладать, чтобы строить мост под огнем врага. И бойцы строили.

— Давно ли был последний налет авиации? — спросил я полковника М. Д. Бараша.

— Часа два назад, — ответил он. — Этой бомбежкой разрушено двенадцать пролетов моста, есть убитые и раненые.

Бараш продолжал рассказ. Во время бомбежки многие бойцы были сброшены взрывной волной в Вислу. Сильное течение быстро относило их в сторону, однако саперы не оставляли товарищей в беде. Отличные пловцы старший сержант С. П. Горбунов, младший сержант А. М. Чупин и другие бросались в воду и вытаскивали товарищей на берег. Более 20 человек спасли эти бесстрашные воины. За самоотверженную работу по строительству моста через Вислу и за спасение личного состава старшему сержанту Степану Петровичу Горбунову и младшему сержанту Алексею Михайловичу Чупину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Не успел Бараш закончить свой рассказ, как раздался вой сирены, возвещавший о воздушной тревоге. В небе появились фашистские бомбардировщики. Не обращая внимания на зенитный огонь, они с ревом пикировали на переправу. Мы укрылись в щели. Кругом оглушительно рвались бомбы, вздымая высокие фонтаны воды, а на берегу поднимались огромные султаны земли и дыма. Через несколько минут самолеты удалились. Наступила тишина, которая вскоре была нарушена звуками гулких ударов молотов, работающих копров, визгом мотопил и стуком топоров. Строительство моста продолжалось. И на этот раз опять были раненые и убитые.

Вскоре в небе появились наши истребители. Но было уже поздно. Вывод следовал один: прикрытие строительства моста с воздуха организовано слабо. Отсюда разрушения, жертвы и большое замедление строительства. А мост был нужен как воздух.

Под впечатлением виденного я отправился на ближайший узел связи и доложил командующему фронтом об обстановке на реке и больших трудностях со строительством моста, просил его усилить прикрытие переправ зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Маршал Конев обещал помочь. И слово свое сдержал. Уже утром 2 августа на Вислу прибыло несколько дивизионов зенитной артиллерии. В воздухе начали беспрерывно барражировать наши истребители. [201]

Паромная переправа танков и артиллерии пошла успешнее. В первую очередь на западный берег переправлялись танковые и стрелковые подразделения, которые с ходу вступали в бой. Тылы же и часть артиллерии постепенно оседали и накапливались на восточном берегу в ожидании окончания строительства моста. Правда, некоторые из них переправлялись на легких паромах. Но этого было недостаточно.

Чтобы ускорить переброску войск, требовался понтонный мост. Навести его можно было только средствами 3-й понтонно-мостовой бригады, которая начала сосредоточение в районе Баранува. Учитывая большую активность немецкой авиации, мы решили наводить мост с вечера, переправлять войска ночью, а к рассвету мост разводить. Хотя при этом длительность его эксплуатации значительно сокращалась, зато он меньше был подвержен огневому воздействию противника, да и интенсивность движения по мосту была значительно выше.

Наводку моста возложили на полковника Соколова. По его расчетам, из имеющегося в резерве понтонного имущества можно было навести 250 м моста. Ширина же реки достигала 300 м. Как быть? Посоветовались и пришли к выводу: недостающую длину нарастить эстакадой на свайных опорах. Строительство ее поручили командиру 53-й инженерно-саперной бригады фронта полковнику Ревякину. Он блестяще справился с заданием. К концу дня эстакада была готова.

Около 20 часов 2 августа полковник Соколов приступил к наводке понтонного моста. Вскоре к нам приехал из 3-й танковой армии взволнованный полковник Каменчук и сообщил, что, по данным командующего генерала Рыбалко, гитлеровцы силами до двух пехотных полков и 20 танков продвигаются по нашим тылам от Мельца на Баранув и находятся сейчас в 15–20 км от переправы.

Сообщение Каменчука нас ошеломило. Создавалась исключительно сложная ситуация. Ведь здесь действовало до 50 процентов паромов и в стадии наводки находился понтонный мост. Захват гитлеровцами наших переправ обернется для наших войск на плацдарме тяжелыми последствиями. Допустить подобное, естественно, никак было нельзя. Требовалось любой ценой удержать и сохранить переправы до подхода наших войск. Как это сделать? Ведь в этом районе, кроме автомашин и повозок, переправляющихся на плацдарм с различным имуществом и боеприпасами, никого не было. Я решил организовать оборону силами понтонных и инженерных частей, оставив минимальные расчеты для [202] обслуживания действующих на реке паромов. Строительство моста у Седлещан временно прекратилось.

— А как поступим с наводкой моста, будем продолжать или нет? — прервал мои мысли полковник Соколов.

— Продолжать, — твердо решил я. — Все, что здесь скопилось, за ночь переправить на плацдарм. С рассветом мост развести и паромы причалить к западному берегу Вислы, тщательно замаскировать их. Переходы через дамбы подготовить к минированию.

Не теряя ни минуты, мы приступили к организации обороны. На участке дамбы Коло — Бабулювка заняли оборону 12-й и 18-й понтонные батальоны 3-й отдельной понтонно-мостовой бригады (опмбр) и 20-й отдельный понтонно-мостовой батальон (опмб) майора А. П. Петухова. Полковник Бараш, сняв свои батальоны со строительства моста у Седлещан, поставил в оборону вдоль речки Бабулювка от дамбы и далее на восток 281, 282 и 283-й инженерно-саперные батальоны 19-й инженерно-саперной бригады (исбр) и 79-й штурмовой инженерно-саперный батальон (шисб) 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады (шисбр).

Оборона дамбы возлагалась на полковника Соколова, а речки Бабулювка — на полковника Бараша. В целом руководство обороной осуществлял полковник Каменчук, как начальник переправы 3-й гвардейской танковой армии.

Полковнику Берзину было дано указание создать группу из понтонных частей в районе Нагнаюва и подготовиться к отражению удара врага с юга.

В резерв был выделен 15-й понтонный батальон 6-й понтонно-мостовой бригады под командованием подполковника Кравцова. Его усилили тремя танками, задержанными нами на переправе.

Вскоре нам стало известно, что в лесу неподалеку от Баранува расположилась 1-я гвардейская артиллерийская дивизия прорыва под командованием полковника В. Б. Хусида. Мы тотчас же информировали его о создавшейся обстановке и принятых мерах по защите переправ, попросили прикрыть артиллерийским огнем нашу оборону. Артиллеристы пришли на помощь.

Закончив дела с организацией обороны, я уже поздней ночью вместе с подполковником Уманским поехал в Хмелюв к генералу П. С. Рыбалко, чтобы уточнить ряд вопросов, связанных с предстоящим боем. Прежде всего нас интересовало, сможет ли он срочно выдвинуть к Висле танковые подразделения для разгрома немецкой группировки. Ведь у саперов, кроме автоматов и двух-трех пулеметов, ничего [203] нет. Если в бой втянутся все инженерные части, переправы будут полностью дезорганизованы, а многие потоплены.

— Видите ли, какое дело, я тут сам оказался в положении командующего без войск, — сказал генерал Рыбалко. — Два моих корпуса уже переправились на плацдарм и дерутся с фашистами. Взять оттуда ничего нельзя, а 9-й механизированный корпус также ведет бой в тылу, в районе Жешува и Кольбушева, потому и опаздывает с подходом на переправы. Но скоро будет. А завтра к исходу дня сюда прибывают наша 69-я танковая бригада и 95-я стрелковая дивизия 5-й гвардейской армии. Вот этими силами и ударим по немцам.

В момент нашей беседы зазуммерил полевой телефон. Генерал Рыбалко поднял трубку и после небольшой паузы начал докладывать об обстановке на плацдарме. Я понял: он говорил с маршалом И. С. Коневым. Потом он передал телефонную трубку мне. Я обо всем подробно доложил командующему фронтом.

— Примите все меры, чтобы не вышла из строя ни одна переправа, — сказал маршал. — Крепко держите их в своих руках. Помощь к вам на подходе — двинут 33-й стрелковый корпус 5-й гвардейской армии, подойдут и танки Рыбалко. Ему даны указания по обороне переправы и разгрому немецкой группировки, наступающей на Баранув.

На этом закончился наш телефонный разговор. Согласовав еще кое-какие вопросы, мы расстались с генералом Рыбалко.

С утра 3 августа на паромах шла активная переправа. Занимавшие оборону понтонеры и саперы усиленно окапывались, вели ближнюю разведку.

Фашисты медленно продвигались к Барануву. Около 18 часов они подошли к дамбе. Попытка овладеть ею с ходу была отражена автоматным огнем понтонеров и саперов и мощным ударом артиллерии. Понеся большие потери, противник отступил в исходное положение. Но бой не прекратился: то усиливался, то затихал в течение многих часов.

Глубокой ночью около 300 немецких автоматчиков атаковали нас между дамбой и Вислой в общем направлении на Баранув. Ведя сильный огонь, они зашли в тыл 18-му понтонно-мостовому батальону подполковника И. Ф. Чабунина. Саперы не дрогнули, в упор расстреливали гитлеровцев, сдерживая их продвижение. В этот момент полковник Каменчук бросил в контратаку 15-й понтонно-мостовой батальон во главе с подполковником Кравцовым. Понтонеров поддерживали [204] три танка. Батальон дружно и решительно контратаковал противника и отбросил его на исходные позиции.

В этой ночной схватке большую выдержку, стойкость и храбрость проявил подполковник Чабунин. Когда гитлеровцы зашли в тыл его батальона и начали продвигаться вдоль Вислы, он развернул половину подразделения фронтом к реке и сам возглавил отражение атаки. Несмотря на ранение, Чабунин продолжал руководить боем. За этот подвиг мужественный офицер был удостоен звания Героя Советского Союза.

За беспримерную отвагу в этом бою звание Героя Советского Союза присвоили также ефрейтору И. П. Борисову.

На рассвете в район Баранува прибыли 69-я танковая бригада и 95-я стрелковая дивизия. Заняв исходное положение, они вскоре перешли в наступление и, отбросив врага за Вислоку, овладели местечком Мелец. Понтонеры и саперы смогли приступить к выполнению своих инженерных задач.

К исходу 4 августа на плацдарм были переправлены четыре стрелковые дивизии 13-й армии, два корпуса 3-й гвардейской танковой армии и все части 1-й гвардейской танковой армии.

5 августа 3-я понтонно-мостовая бригада начала строительство 60-тонного низководного моста у Коло. В районе Махува полковник Берзин навел понтонный мост из деревянного модернизированного парка (ДМП). Постепенно наращивая эстакаду, к 12 августа он перекрыл Вислу мостом на жестких опорах.

Однако наведенные понтонные мосты и действующие паромы с большим напряжением обеспечивали переправу войск. Обстановка властно требовала вместо понтонных мостов построить несколько низководных на жестких опорах. Только они могли обеспечить устойчивое сообщение войск, действующих на плацдарме, с тылом. Ведь там уже были одна общевойсковая и две танковые армии. Начала переправу 5-я гвардейская армия, а вслед за ней подходила 4-я гвардейская танковая армия. Пять армий. По скромным подсчетам, на каждую из них надо иметь до двух мостов. Всего же требовалось десять низководных мостов на свайных опорах. Сверх этого необходимо было построить множество ложных мостов, чтобы отвлечь внимание немецкой авиации от основных.

Задача была сложной. Утром 5 августа мы провели совещание по вопросу строительства низководных мостов через Вислу. На нем присутствовали полковники Н. В. Володин, [205] Я. В. Соколов, Я. А. Берзин, М. Д. Бараш и Б. К, Кордюков — командир 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Было решено до 20 августа соорудить не менее десяти низководных мостов на свайных опорах.

Ответственность за выполнение работ в установленные сроки возлагалась на командиров понтонных бригад полковников Берзина и Соколова, на 20-й понтонный батальон, 16 шисбр, 19 исбр и четыре дорожных батальона. Всего около 15 батальонов. Сила, как видим, внушительная. Им же было поручено организовать инженерную разведку тех пунктов, где намечено строить мосты. В разведке участвовали офицеры нашей оперативной группы подполковники Уманский и Панков.

7 августа в 11 часов было закончено строительство седлещанского моста и открыто движение войск по нему. Но в 21 час того же дня немецкая авиация прорвалась к этой переправе и, сбросив бомбы, разрушила 10 пролетов. В течение ночи саперы восстановили повреждение. Однако около семи утра мост снова подвергся удару фашистских самолетов. Было разрушено 12 пролетов. Четыре раза выводилась из строя переправа, и каждый раз саперы восстанавливали ее. Регулярное движение по мосту началось только 9 августа{20}.

К этому времени у Коло личный состав 12-го и 18-го понтонных батальонов закончил строительство еще одного 60-тонного низководного моста.

Тем не менее немецкое командование не отказалось от мысли уничтожить наши переправы. Фашистская авиация совершала массированные налеты в ночное время. Наибольшую активность она проявила 9–12 августа. Сбрасывая осветительные ракеты, самолеты бомбили переправы, обстреливали прибрежную полосу. Но ночные удары были не точны. Наша зенитная артиллерия вынуждала авиацию противника держаться на большой высоте. И все же нападение воздушных пиратов тормозило ход переправы.

Самый крупный налет был 20 августа около 20 часов. До сотни самолетов на высоте 4000 м появились над рекой, беспорядочно сбросили бомбы и быстро удалились в тыл. В этом бою наши зенитчики и истребители сбили семь вражеских машин.

Чтобы ослабить удар врага по мостам, нужно было отвлечь его внимание от них. Как? Строить ложные мосты. Но их легко отличить от настоящих, по ним не движется [206] транспорт. Поэтому я решил строить легкие мосты для автомобильного и гужевого транспорта. Они и будут одновременно выполнять функции ложных, отвлекая противника от тяжелых мостов. Различить их сверху трудно.

День ото дня мостовая обстановка на Висле улучшалась. К 20 августа было сооружено 10 мостов, а к концу сентября их имелось 18. В ноябре закончилось строительство двух высоководных мостов: один — в районе Баранува, длиной 817 м; второй — в районе Сандомира, длиной 734 м, Его строили УОС-23 и дорожные части фронта. Железнодорожные войска восстановили железнодорожный мост.

По первому высоководному мосту было открыто двустороннее движение. Река перекрывалась двумя 50-метровыми металлическими фермами. Этот мост был гордостью инженерных войск фронта, визитной карточкой их инженерно-технической зрелости. Маршал Конев любил проезжать через этот мост, нередко останавливался на нем, выходил из машины и восхищался нашей работой. С моста открывалась живописная панорама окрестных мест.

Возводился этот мост под руководством талантливого инженера подполковника Г. М. Шубникова. Забегая вперед, скажу, что это он после окончания войны восстанавливал в Братиславе металлический мост через Дунай длиной 400 м, взорванный гитлеровцами, отступающими под ударами наших войск. Впоследствии Шубников стал генералом.

Для решения сложных теоретических вопросов, связанных с расчетом мостовых ферм, массивных башенных опор, по нашей просьбе к нам на фронт приезжали из Военно-инженерной академии имени В. В. Куйбышева крупнейший специалист мостовых металлических конструкций доктор технических наук, профессор С. А. Ильясевич и специалист по военным мостам инженер-полковник В. А. Ключарев. Они оказали нам большую помощь.

Работу железнодорожного моста через Вислу обеспечивали железнодорожные части под командованием начальника железнодорожных войск фронта генерала П. А. Кабанова, с которым у меня были хорошие деловые отношения. Мы, инженеры, всегда держались в тесном контакте с железнодорожниками, как с родственными специальными войсками, выручали друг друга.

Вот и в те дни Павел Алексеевич обратился ко мне с просьбой помочь в строительстве железнодорожного моста через Вислу. У него не хватало сил. Мы без промедлений передали в его распоряжение два инженерно-саперных батальона. Были случаи, когда и мы нуждались в их помощи. [207]

И они тут же оказывали ее. Боевое товарищество и взаимодействие войск на войне имело огромное значение.

В ноябре на Висле действовало уже 20 свайных мостов общим протяжением 6528 м, в том числе: 60-тонных — 6, 30-тонных — 4; 10– и 16-тонных — 10. Последние выполняли роль ложных мостов, маскировали тяжелые мостовые переправы, что было важно для нас. Из шести 60-тонных мостов три были средневодные.

Таким образом, в борьбе за сандомирский плацдарм, происходившей в очень сложной боевой обстановке, инженерные войска армий и фронта проделали огромную работу по обеспечению форсирования Вислы. Здесь все саперы и понтонеры продемонстрировали высокую выучку, мастерство и организованность, отвагу и смелость, четкое взаимодействие с пехотой, танками и артиллерией.

Мужество, отвагу, мастерство воинов-саперов высоко оценило Советское правительство. За умелую организацию и проведение переправы войск через Вислу звание Героя Советского Союза было присвоено полковникам Н. В. Соколову, Я. А. Берзину, капитану И. Е. Качалко, старшему лейтенанту И. А. Кулину, сержанту Д. М. Степанову и другим товарищам.

В своей книге «Воспоминания и размышления» маршал Г. К. Жуков пишет: «Нельзя не отметить исключительную смелость, инициативность и хорошую слаженность взаимодействия всех родов войск 1-го Украинского фронта при форсировании такой сложной и многоводной реки, как Висла. Самому мне, к сожалению, не довелось наблюдать эту операцию, но то, что рассказывали офицеры и генералы, произвело на меня сильное впечатление. Особенно отличились своей организованностью и мужеством инженерные части армий и фронта»{21}.

Высокую оценку действиям саперов дал в книге «Записки командующего фронтом 1943–1945» маршал И. С. Конев. «На инженерные войска во всех операциях возлагались ответственные задачи... — пишет он. — Работа наших саперов, особенно по организации обеспечения переправ, была самоотверженной. Следует сказать, что при устройстве переправ инженерные войска несли немалые потери. Особенно велики они были во время боев на сандомирском плацдарме в 3-й гвардейской армии»{22}. [208]

Бои на сандомирском плацдарме шли жестокие. Противник вводил в бой все новые оперативные резервы и предпринимал мощные контратаки с целью разгромить и сбросить наши войска в Вислу. 11 августа силами 3-й и 16-й танковой дивизий он нанес удар в полосе 13-й армии на Шидлув, Ракув. На следующий день он предпринял новую попытку рассечь плацдарм в полосе 5-й гвардейской армии в районе Стопницы. На узком фронте враг сосредоточил пять танковых и одну моторизованную дивизии. Однако фашисты не достигли цели. В жарких боях советские воины стойко выдержали натиск фашистов, обескровили их дивизии и отбросили на запад.

В период с 11 по 15 августа на плацдарм была переброшена 4-я танковая армия Д. Д. Лелюшенко, которая с ходу вступила в бой.

В отражении контратак гитлеровцев активное участие принимали инженерно-саперные части. Были созданы сильные подвижные отряды заграждения, которые выделялись на самые ответственные участки. В полосе 5-й гвардейской армии, например, отважно действовали два батальона 53-й инженерно-саперной бригады и один батальон 16-й штурмовой инженерно-саперной бригады. Непосредственное руководство ими осуществлял начальник инженерных войск армии полковник Ф. Г. Подолынный. Батальоны установили в короткий срок 7116 противотанковых мин, на которых подорвались 6 танков, 2 бронетранспортера и 2 автомашины врага{23}. Много танков было уничтожено на минных полях противотанковой истребительной артиллерией.

Особенно сильные и кровопролитные бои шли на опатувском направлении, или, как тогда называли, опатувской дуге. Фашисты бросили против советских войск большое количество танков. На помощь пехотинцам поспешили ПОЗы в составе девяти инженерно-саперных батальонов: двух армейских, четырех фронтовых и трех дивизионных. Под огнем противника они ставили на пути движения атакующих танков минные поля, резко замедляя продвижение врага.

За действиями саперов мы наблюдали с начинжем Володиным с НП командарма генерала Н. П. Пухова. Перед нами лежала ровная местность, плавно возвышавшаяся к Опатуву, поэтому мы хорошо видели все поле боя. Мощные залпы артиллерийских орудий и прославленных «катюш» плотно накрывали боевые порядки и сметали наступающего врага, его танки и пехоту. Ряды гитлеровцев быстро редели. [209]

Падали убитые и раненые, горели машины. Нам было отчетливо видно, как вспыхивают и окутываются густыми клубами черного дыма подбитые танки врага. А вот закружилась на месте подорвавшаяся на наших минах машина, потом другая, третья... Противник явно выдыхался. Вскоре он прекратил атаки.

В ходе боя инженерно-саперные части 13-й армии установили на плацдарме 36 154 противотанковые мины, на которых подорвалось 12 танков, 8 бронетранспортеров и 7 автомашин врага.

Всего на сандомирском плацдарме было установлено ПОЗами 103 тыс. противотанковых и 62 тыс. противопехотных мин. На них нашли свой конец 65 танков и самоходных орудий, 18 бронетранспортеров и 27 автомобилей.

За период боев с 14 июля по 31 августа 1944 года инженерно-саперные части построили и восстановили 452 моста общей длиной 13 531 м, проложили 36 км и отремонтировали 1783 км дорог, проложили 2491 км колонных путей{24}. [210]

Дальше