Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Глава 14.

Флот и религиозный вопрос

С дней своего раннего детства я обрел в доме родителей твердую и неизменную веру в Христа и в христианскую церковь. Мои родители регулярно брали нас с собой на церковные службы и обсуждали с нами религиозные вопросы в семье, но больше всего они привили нам христианское отношение к жизни своим собственным примером. Я всегда был благодарен им за заложенные ими в моей душе те основы христианства, которые дали мне силы выполнять обязанности, возложенные на меня в ходе моей флотской карьеры, и которые превыше всего дали мне внутреннюю опору, чтобы вынести трудные дни Нюрнбергского процесса и десять лет моего заключения в стенах тюрьмы Шпандау.

Значимость веры и христианской церкви для сплочения народов и стран, вне зависимости от границ государств и политических разногласий, я познал с самого начала моей жизни. Никакие исторические события, никакие войны, никакие завоевания и никакие философские течения не преобразили наш мир столь глубоко, как это сделало христианство. Возможно, даже не осознаваемо каждым отдельным человеком, воздействие учения Христа проникло в самую глубину нашей жизни и приняло на себя ответственность за моральные убеждения и общественную культуру, в которой мы жили. Именно оно сформировало основу всего западного общества.

Основой государства, подобного нашему, я в этом уверен, являются христианские убеждения. Поэтому государство должно поддерживать и содействовать церкви и через нее способствовать религиозному пониманию своего народа. [309] Не менее верно это утверждение и в отношении вооруженных сил.

В старом императорском флоте, как я знал это по своему собственному опыту, религиозные службы были вопросом официального регулирования, что нашло свое отражение в 1903 году в форме уставов лютеранской и католической служб на военно-морском флоте. Требование к личному составу присутствовать на религиозных службах давало каждому человеку возможность обратиться мыслями к вопросам веры. А тесное взаимодействие между церковью и вооруженными силами служило узами, скрепляющими общую христианскую веру.

На старом флоте имелись как лютеранские, так и католические капелланы, все большее число которых служило на борту кораблей постоянно растущего флота. Лютеранские и католические капелланы трудились бок о бок в тесном сотрудничестве, причем их взаимная зависимость друг от друга в корабельной жизни служила гарантией от возможности раскола, происходящего от разницы в вероучениях. Службы на борту проводились для приверженцев каждого из вероучений, а если штатный капеллан по тем или иным причинам отсутствовал, то старшие офицеры корабля проводили службу самостоятельно. Командуя крейсером «Кёльн», я часто проводил лютеранские службы. У нас существовал корпус штатных морских капелланов, которые прекрасно знали все реалии военно-морской службы и были искренне уважаемы на флоте. В ходе Первой мировой войны они более чем оправдали такое отношение к себе, трудясь на своих постах под огнем неприятеля, и были отмечены воинскими знаками отличия. Капеллан Роннебергер (впоследствии старший капеллан флота) служил на борту дивизиона кораблей, интернированных в Скапа-Флоу, в течение всего периода их пребывания там.

Но после войны, в Веймарской республике, возобладала совершенно другая концепция: религия есть личное дело каждого. Вооруженные силы уже не могли приказывать офицерам и рядовым присутствовать на религиозных службах или на уроках изучения Библии. Единственным способом влияния на личный состав флота в религиозном отношении оставался теперь личный пример. [310]

По Версальскому мирному договору нашему флоту было все же разрешено иметь шестерых военно-морских капелланов: четверых лютеран и двоих католиков, и эта квота всегда была заполнена. Старые Церковные уставы 1903 года были пересмотрены и утверждены в 1929 году в переработанном виде под названием Уставы лютеранской и католической военной службы. Поскольку теперь было запрещено приказывать военнослужащим присутствовать на религиозных службах, то эти уставы требовали лишь предоставлять им «личное время» для участия в них, если они этого желали. Кроме того, было отведено так называемое «казарменное время», которое давало возможность тем военнослужащим, кто хотел этого, обратиться к капеллану за советом по религиозным и моральным проблемам.

С принятием в 1929 году программы обновления флота, вызвавшей увеличение потребности в капелланах, должности военных капелланов были учреждены на всех кораблях, в особенности на учебных, совершающих долгие заграничные плавания. В иностранных портах наши военно-морские капелланы часто проводили религиозные службы для германских граждан, живших в этих портах. Они освящали браки и крестили детей, а в некоторых случаях, если задерживались на стоянках в этих портах, даже организовывали школы для подготовки молодежи к первому причастию.

Они были прекрасно подготовлены ко всему этому: до производства во флотские капелланы кандидаты должны были иметь практический опыт служения в качестве пасторов в гражданских приходах на берегу.

Капелланы, служа на кораблях или на берегу, проводили те же службы, которые гражданские священники совершают для своей паствы. Там, где не было штатных флотских капелланов, наши моряки либо посещали гражданские службы в береговых церквах, либо гражданские пасторы проводили для них службы по особо согласованному расписанию.

Мой особый интерес к духовному благополучию личного состава флота, возможно, объясняется влиянием старшего капеллана флота Фенгера. Он весьма отважно вел себя в битве при Скагерраке и, несмотря на полученные раны, продолжал служить на флоте еще долгие годы. Я всегда [311] считал, что самым важным качеством каждого военного командира является склад его личности и что твердый и надежный характер человека не может сложиться без религиозной основы. Те священники, которых моя жена и я имели честь знать, проповедовали подлинное и понятное всем христианство, с которым я был целиком согласен.

1933 год — год прихода к власти Гитлера и нацистской партии, год создания национал-социалистского государства — не принес никаких видимых перемен в религиозную практику военно-морского флота или других видов вооруженных сил. Нацистская партия провозгласила «позитивное христианство» в качестве составной части своей программы. Военные капелланы продолжали отправлять свои службы, как и до этого.

Когда в мае 1933 года Гитлер посетил с визитом Киль, я напрямую спросил его, почему он выбрал капеллана военного округа Мюллера в качестве своего специального советника. Мюллер одно время был активистом нацистской партии, а потом оттуда перешел на должность окружного военного капеллана Восточной Пруссии, что, с моей точки зрения, было не вполне уместно для образа настоящего религиозного лидера. Ответ Гитлера гласил, что он знает весьма мало других военных капелланов, а с Мюллером знаком по Кенигсбергу и считает его весьма деятельным капелланом-лютеранином. В то же самое время Гитлер поставил меня в известность о том, что он планирует вернуть лютеранскую церковь в равное по отношению к католической церкви положение, которого она лишилась в Веймарской республике. В какой мере это замечание было сделано под влиянием конкордата, заключенного между новым правительством и римским папой, я не могу сказать. В любом случае у меня было такое чувство, что Гитлер сам полностью верил в то, что он сказал в тот момент.

Но другие деятели нацистского движения, однако, не питали подобного уважения к церкви. Их главарем был доктор Йозеф Геббельс, министр пропаганды и народного просвещения, который заклеймил меня «несчастьем партии» за мое заступничество за церковь. Он и его присные выступали за создание нового, так называемого «германского религиозного движения», догматы которого, как [312] представляется, куда ближе стояли к мифам о высшей расе германских богов, чем к любой ипостаси кроткого Христа.

Конфликты между нацистами и церковью начались довольно рано. В этих конфликтах лютеранская церковь, внутренне разобщенная и слабо организованная, не имеющая сильного руководства, находилась в более трудном положении, чем католическая с ее единым главой и влиятельной паствой всего мира. Кроме этого, конкордат, подписанный между германским правительством и папскими уполномоченными 22 июля 1933 года, дал определенные гарантии католической церкви в Германии.

Видя, что все это ухудшает положение лютеранской церкви в вооруженных силах, я почувствовал себя обязанным использовать все свои возможности и все возможности занимаемого мною поста, чтобы защитить от нападок флотских капелланов и их религиозную свободу. Я старался поощрять возможно более тесное общение офицеров и слуг божьих. На собраниях офицеров я настойчиво выступал против подмены истинной христианской веры политическими приманками германского религиозного движения. Свои выступления я обычно заключал словами о том, что был и остаюсь в лоне христианства.

Выступая 17 августа 1934 года в Гамбурге, Гитлер сказал: «Национал-социалистская партия выступает за позитивное христианство. Я приложу все свои усилия, чтобы оградить права двух наших крупнейших религий, защитить их от всех нападок и установить гармонию между ними и существующим государством». Я воспользовался возможностью, чтобы изложить перед всем флотом свою точку зрения: «В свете этого высказывания (заявления Гитлера) я не придаю никакого значения различным заявлениям других деятелей партии. Религиозная жизнь вооруженных сил будет происходить в соответствии с официальными документами. Я не потерплю никакого отклонения от них, в частности, не допущу чисто декоративного присутствия церкви с целью произвести впечатление на постороннего наблюдателя. Подобные вопросы не являются предметом для обсуждения посторонних — будь то фюрер или представители германского религиозного движения. В частности, я запрещаю участие в германском религиозном движении». [313]

В своих усилиях оградить религиозную практику в вооруженных силах от всякого вмешательства извне я получил действенную поддержку как от генерала барона фон Фрича, командующего сухопутными силами, так и от его преемника, фельдмаршала фон Браухича. Объединенный прочный фронт командующих армией и флотом был совершенно необходим. Мощная капелланская система напрочь отсутствовала в третьем роде войск — ВВС, и лютеранский войсковой епископ объединенных армейских служб имел гораздо меньшие обязанности и ответственность.

Как я уже упоминал, старшие капелланы флота, капеллан Роннебергер от лютеранской церкви и капеллан Эстевант от католической церкви, — религиозные деятели признанной репутации и блестящих способностей. Их руководителями в религиозной сфере были войсковые епископы соответственно лютеранской и католической церквей. Тем не менее я осуществлял личный контроль за их официальной деятельностью на флоте и, сколь это было возможно, не позволял вмешиваться в их деятельность религиозным чиновникам из Верховного командования вооруженных сил, с которыми имел часто противоположные взгляды по поводу их отношения и действий в религиозных вопросах.

Моим советником в этом отношении был чаще всего мой старинный и испытанный друг, капеллан Роннебергер из Вильгельмсхафена, которого я частенько вызывал в Берлин на те или иные совещания. Я знавал его еще с дней Первой мировой войны, когда он ходил в заграничные походы на борту броненосного крейсера «Фон дер Танн» в качестве старшего капеллана броненосных сил. У меня сложились также добрые отношения со старшим католическим капелланом Эстевантом и с католическим капелланом береговой базы в Вильгельмсхафене Бройером.

Кроме всех прочих, мне постоянно приходилось иметь дело с доктором Керлем, министром по делам церкви. Он был прекрасно осведомлен о трудностях, стоящих перед лютеранской церковью и нашими морскими капелланами, и доверительно показал мне меморандум, переданный им Гитлеру, в котором он сформулировал свои рекомендации по урегулированию церковных проблем. Рекомендации эти, по моему мнению, были весьма обещающими. [314]

Однако, как он добавил с кривой усмешкой, он вряд ли будет иметь возможность лично свидеться с Гитлером по этим вопросам и рекомендации эти вряд ли будут одобрены еще до его смерти.

При назначении священников на должности военно-морских капелланов во внимание принималась только их пригодность для этой службы; никакие посторонние влияния не учитывались ни на йоту. Так, в 1938 году я назначил пастора Пётча капелланом морской базы в Куксхафене, хотя он был изгнан из своего прихода в Саксонии за сопротивление вмешательствам нацистских функционеров. Еще трое морских капелланов получили офицерские звания, несмотря на то что все они находились в оппозиции к партии, а двое из них даже были арестованы за свою оппозицию.

Я не уставал повторять нашим капелланам, что они должны держаться как можно дальше от какой бы то ни было политической деятельности и не принимать никакого участия в спорах с лютеранами. Когда новый капеллан получал офицерское звание, я лично принимал его для беседы, в которой обрисовывал ему его обязанности и его ответственность. Типичным можно считать указание, которое я дал капеллану Хёлцеру, когда он поступил на флотскую службу в декабре 1937 года: «Вы не должны ввязываться в религиозно-политические баталии на флоте или вдаваться в анализ политической ситуации, вызванной действиями национал-социалистов. Как капеллан, вы должны убедительно проповедовать учение Христа. Никогда не переставайте делать это!»

Несмотря на все прежние заверения Гитлера, я постепенно начал чувствовать перемену в его отношении к церкви. Возможно, частично это можно было объяснить его личной враждой с пастором Нимёллером.

Мартин Нимёллер стал офицером флота в 1910 году и проявил себя как офицер выдающихся способностей. Первую мировую войну он закончил в качестве командира подводной лодки. После войны он ушел в лоно церкви и к 1931 году стал пастором церкви одного из приходов Берлина. Хотя он стал было членом нацистской партии, но вскоре вышел из нее после попытки партии установить тоталитарный контроль над церковью и встал во главе учрежденной [315] им Чрезвычайной пасторской лиги для защиты лютеранской церкви.

В ходе последующих гонений на Нимёллера я заступался за него перед Гитлером, довольно часто с успехом. Но затем телефон Нимёллера был поставлен на прослушивание, сделанные записи положены на стол Гитлеру, и в 1937 году Нимёллер был отправлен в концентрационный лагерь. В виде объяснения Гитлер сказал мне, что Нимёллер нанес вред интересам лютеранской церкви, а также что он, Гитлер, более не может верить в честность Нимёллера.

Тем не менее я не оставил попыток добиться освобождения Нимёллера. Я получил разрешение Гиммлера и Гейдриха, руководителей государственной тайной полиции, адмиралу фон Лансу, моему старинному и преданному другу, на свидание с Нимёллером в концентрационном лагере Ораниенбург. Будучи одним из старейших офицеров императорского флота, адмирал фон Ланс пользовался всеобщим уважением. Я надеялся, что адмирал фон Ланс сможет убедить Нимёллера дать письменное обязательство не произносить более с кафедры политических заявлений. Такое обязательство стало бы залогом его освобождения. Однако Нимёллер не пожелал дать такое обязательство, а адмирал фон Ланс, несмотря на все мои дальнейшие попытки, даже не получил разрешения на еще одно свидание с Нимёллером.

Стало очевидно, что нападки нацистской партии на религиозную деятельность на флоте будут только усиливаться. Нападки эти были порой настолько мелочными, что становились смешными. Закончился тираж книги церковных гимнов, которая обычно бесплатно выдавалась каждому моряку. Старшему капеллану флота Роннебергу было поручено подготовить новое издание «Флотских лютеранских гимнов», а старший капеллан Эстевант должен был проделать то же самое с «Книгой флотских католических гимнов и молитв». Но когда сборник лютеранских гимнов был готов, доктор Геббельс, министр пропаганды, отказался дать разрешение на его печатание. Мы решили обойтись своими силами и отпечатали тираж книги за границей, в типографиях Гааги, Ревеля и Осло. Пресс-офицеры армии в этих странах помогли нам добыть бумагу и заключить [316] контракты на печатные работы. Опять же, с началом войны функционеры нацистской партии сочли исключительно своей прерогативой извещение родственников о павших на поле брани и заботу о воинах-инвалидах.

Мы же со своей стороны считали долгом нашего корпуса капелланов флота поддерживать контакт с вдовами павших и воинами-инвалидами. Соответственно этому моя жена и организация жен моряков составили и обновляли список таких вдов и воинов-инвалидов, чтобы военно-морской флот мог поддерживать с ними взаимосвязь. Каждому из них мы направили «Утешительную книгу для тех, кто скорбит по павшим», написанную старшим капелланом Роннебергером. Всем им к праздникам Рождества и по некоторым другим памятным случаям рассылались поздравления, что мы считали нашей, само собой разумеющейся обязанностью.

В 1942 году стали явными новые гонения со стороны нацистской партии. Пастор Хёлцер был обвинен в словесных уничижительных выражениях относительно ведущих политических деятелей. Его обвинителем был другой капеллан, который пришел на флот из одного прихода Баварии. По сути этих обвинений дело рассматривалось в военном суде. Гестапо попыталось было перевести рассмотрение дела из военного суда в свой собственный, но я воспротивился этому, поскольку дело капеллана подлежало рассмотрению в военном суде. В процессе рассмотрения всплыло не только лжесвидетельство, но и тот факт, что свидетель обвинения был подсадной уткой гестапо. После вынесения судом решения я не только утвердил оправдательный вердикт, но и уволил капеллана-обвинителя за лжесвидетельство.

В годы войны мы организовали несколько конференций пасторов в Дрездене, а также в других городах Германии и Франции. Лютеранским и католическим конференциям направили свои приветствия видные религиозные деятели. Даже придерживаясь указаний руководящих инстанций своих собственных вероисповеданий, флотские капелланы обеих церквей оказывали друг другу взаимную поддержку и занимали общую позицию против всех вмешательств извне. Адмиралы Шнивинд и Варжеча, да и все офицеры флота взаимодействовали с высшим [317] командованием флота в этом вопросе не только при мне, но и при моем преемнике. По моему прямому указанию директивы, исходящие из Верховного командования вооруженных сил и требовавшие ограничить религиозную деятельность наших флотских капелланов, полностью игнорировались. Лучшим свидетельством моих, лютеранина, заслуг стало письмо от его превосходительства католического военного епископа Рарковского, который писал мне, что своей религиозной свободой все вооруженные силы обязаны флоту.

Мне представляется, что моему успеху в проведении этой линии на флоте я в немалой степени обязан твердой позиции, которую занял перед Гитлером с самого начала. В 1942 году Геринг как-то заметил про меня: «Флот Редера на высоте — но он ходит в церковь!» Я пользовался всякой возможностью, чтобы снова и снова продемонстрировать Гитлеру свое преданное отношение к религии и церкви. Это ли отношение заставило Гитлера проявить осторожность или же по неким другим причинам он воздержался от подавления религиозной свободы в вооруженных силах, я не знаю, но факт остается фактом — флотские церковные организации не только оставались активными, но даже выросли по мере роста флота за годы войны. Четыре флотских капеллана, разрешенные нам по Версальскому мирному договору, превратились в десять к 1939 году, а к концу войны на полях сражений несли веру и утешение уже семьдесят два капеллана. В той же пропорции выросло и число капелланов-католиков.

Наши капелланы служили везде, где действовал флот, — на родной земле, на оккупированных территориях, на фронте и на борту всех кораблей. Они несли потери наряду с воинами-фронтовиками: пять лютеранских и три католических флотских капелланов пали на поле брани.

Другой предмет, по которому мы враждовали с партией, — еврейский вопрос — касался не только флота, но и всего германского народа.

Когда поднимался вопрос о евреях, служащих на флоте, я всегда лично вставал на их сторону и почти всегда выходил победителем. Два еврея — офицеры флота — были уволены со службы на основании антисемитских Нюрнбергских законов. Мы позаботились о том, чтобы [318] они смогли занять приличное положение на гражданской службе. Когда разразилась война, они были тут же возвращены на флотскую службу в прежних званиях и оправдали наше решение своим прекрасным и искренним выполнением своего воинского долга. В другом случае мне удалось убедить Гитлера и Гесса разрешить офицеру-еврею, о котором шла речь, остаться служить на флоте.

Знаком высокого уровня единения и морали на флоте служил тот факт, что в каждом случае, когда возникала угроза положению того или иного офицера из-за его неарийского происхождения, его прямые начальники лично сражались за него, и этот офицер получал такие же должности и повышения в звании, вплоть до самых высоких постов, что и другие офицеры. Лишь очень немногие знали о том, в каком случае вообще поднимался вопрос происхождения. И каждый флотский офицер с еврейской кровью, без какого бы то ни было исключения, достойно и преданно нес свою службу на протяжении всей войны.

Мне удавалось даже вступаться за евреев, вообще не служивших на флоте, хотя, разумеется, в этих случаях мои действия были целиком личными, но никак не официальными. Я слишком хорошо понимал, что ни мои действия, ни мои слова никак не изменят законов или инструкций и любые мои усилия в этом отношении только навлекут на флот политические и гражданские неприятности, чего я ни в коем случае не мог себе позволить. Но в общении с Гитлером и другими высокопоставленными партийными деятелями мне удалось оградить от назойливых приставаний нескольких евреев, а для некоторых из них и добиться освобождения из концентрационных лагерей.

В ноябре 1938 года по всей Германии произошли погромы еврейских магазинов и предприятий, сожжено множество синагог. Эти эксцессы вызвали общее возмущение на флоте, и многие офицеры, среди которых были начальник управления кадров контр-адмирал Патциг и начальник моего личного штаба капитан 2-го ранга Шульте Мёнтинг, в разговорах со мной выражали свой протест против этих акций. Адмирал Форстер, командующий флотом, докладывал мне, что капитан 1-го ранга Лютьенс и капитан 1-го ранга Дёниц также выражали ему свой протест. Другие [319] офицеры моего штаба указывали на тот негативный эффект, который эти антиеврейские выступления будут иметь на зарубежное общественное мнение.

Я лично и в решительном тоне представил факты Гитлеру, указав не только на преступный характер этих выступлений, но и на ущерб для престижа Германии, который они непременно вызовут.

Гитлер решительно заверил меня, что его планы и политика, а также его личные чаяния были разрушены этими вспышками беззакония и что они представляют собой только народное возмездие за смерть сотрудника германского посольства в Париже, который был убит евреем. Он также сказал, что руководители партии утратили контроль за ситуацией и что он не только не давал добро на действия толпы, но и ничего не знал о них вплоть до того момента, когда разразились погромы. Свои слова он заключил заявлением, что понимает весь урон, нанесенный этими событиями доброму имени Германии, и будет действовать соответствующим образом. Я был ничуть не удовлетворен этими объяснениями, но в свете настойчивого отрицания Гитлером своей причастности к погромам, подтвержденного Герингом, не мог более ничего предпринять.

Что же касается других жестокостей и преступлений, вроде тех, что совершались в концентрационных лагерях, то я не был ни в малейшей степени информирован о них. Гитлер еще во время нашей с ним первой встречи обещал, что он будет держать вооруженные силы как можно дальше от внутренних проблем, и в этом отношении он держал свое слово. Если бы хоть один человек на флоте заподозрил, что происходит в концентрационных лагерях, я бы это непременно знал, потому что информирование меня о подобных вещах входило в обязанности разведывательной службы под руководством адмирала Канариса. Лишь когда имевшие место преступления стали предметом рассмотрения Нюрнбергского трибунала, я узнал об этих ужасных злодеяниях, но даже и тогда я с трудом мог поверить в то, что немцы могли творить такое нечеловеческое насилие над беззащитным меньшинством. Подобным преступлениям нет и не может быть оправдания, и я, как и каждый честный немец, в высшей степени стыжусь их. [320]

Дальше