Содержание
«Военная Литература»
Мемуары

Список иллюстраций

Список схем

Схематическое изображение субмарины «Шторм»: На этой схеме носовой перископ показан поднятым, кормовой — убранным. Жирными линиями показан прочный корпус субмарины. Все, что находится вне его (кроме торпедных труб), при погружении субмарины оказывается затопленным. Двойными вертикальными линиями показаны водонепроницаемые переборки между отсеками, рассчитанные на такое же давление, как и прочный корпус субмарины. Сетеотводный трос обеспечивает субмарине возможность прохождения под противолодочными сетями и прочими подводными препятствиями. Когда оба перископа и антенна радара убраны, ни одна деталь не выступает за этот трос. (стр. 8-9)

Как субмарина погружается: Субмарина погружается, заполняя водой свои балластные танки. На приведенном выше рисунке (вид сбоку и вид сверху) главные балластные танки заштрихованы. Они расположены вне прочного корпуса лодки. Когда субмарина находится на поверхности, балластные танки заполнены воздухом. Если воздух начинает выходить через воздушные клапаны в верхней части танков, через отверстия в их нижней части поступает забортная вода, и субмарина начинает погружаться. Под водой положение корабля поддерживается с помощью внутренних дифферентных танков и горизонтальных рулей. Горизонтальные рули, которые можно видеть на приведенном выше виде сверху, являются внешними стабилизаторами, положение которых можно изменять из поста управления: одна пара находится в носовой части лодки, другая — в кормовой.(стр. 14)

На схеме внизу показано поперечное сечение погружающейся субмарины: 1 — лодка находится на поверхности, в балластных танках — воздух; 2 — лодка начинает погружаться, главные клапаны открыты, воздух выходит из танков, они постепенно заполняются водой; 3 — лодка полностью погрузилась, в балластных танках — вода, главные клапаны закрыты. При всплытии в балластные танки начнет подаваться сжатый воздух, который вытеснит воду через отверстия в нижней части танков. (стр. 14)

Бенгальский залив (стр. 239)

Маллакский пролив (стр. 246)

Андаманские острова (стр. 277)

Бенгальский проход (стр. 291)

Северная часть архипелага Мергуи (стр. 331)

Ломбокский пролив (стр. 371)

Список фотографий

Субмарина класса S «Морской волк» выходит из гавани

Море пенится вокруг изгибов наших балластных танков

Пост управления субмарины класса Т, вид в сторону машинного отделения. Панель управления с рычагами, клапанами и рабочее место операторов горизонтальных рулей. Фрагмент картины Барнетта Фридмена

Пост управления субмарины класса Т, вид в сторону машинного отделения. Носовой перископ поднят, кормовой убран. Фрагмент картины Барнетта Фридмена

У перископа лейтенант Вингфилд, капитан подлодки. Перископ немного опущен, поскольку лодка находится выше перископной глубины

Операторы горизонтальных рулей. Старший помощник следит за дифферентом

Субмарина класса U, точно такая же, как «Посредник». На фотографии корма не видна

Машинное отделение. Два больших диска — приемные устройства машинного телеграфа

Вид боевой рубки, если смотреть вверх из поста управления

Фотографии через перископ. Справа: субмарина коммандера Бриана «Сафари», слева: только что торпедированный танкер

Бен Бриан

Джордж Колвин

Отсек резервных торпед. Около дюжины матросов здесь жили, ели и спали, находясь в море. В носовой отсек ведет водонепроницаемая дверь

Матрос Браун у эрликона

Старая субмарина класса L начинает погружаться. Пенные дорожки вызваны вырывающимся из балластных цистерн воздухом. Обратите внимание на небольшой угол погружения. Если увеличить угол, гребные винты окажутся слишком близко к поверхности и скорость погружения уменьшится

Уже почти под водой. Видны только перископы, орудие и мостик

Современная субмарина класса А всплывает. Обратите внимание, как вода стекает с орудийной платформы, мостика и кормовой части легкого корпуса

Подводная фотография мостика «Ауриги»

Первая подводная фотография торпеды, выходящей из трубы. Получив начальную скорость от сжатого воздуха, торпеда дальше движется самостоятельно на определенной глубине со стабильной скоростью

Субмарина класса Т принимает дизельное топливо с плавбазы после похода

«Сарацин» на Мальте

Хитросплетение труб

Камбуз, оснащенный электроплитами. Офицеры и низшие чины получают одинаковую пищу. В целях экономии мощности батарей и поддержания уровня кислорода в воздухе, еду стараются готовить, когда лодка находится на поверхности

Первый выход «Шторма» на реке Мерси. Апрель 1943 года

Спускаясь вниз, закрываем верхний люк. Обратите внимание на дренажные отверстия, через которые вытекает вода, когда субмарина всплывает

Фотография с самолета. «Шторм» на подходе к Тринкомали. Маскировка предназначена для искажения формы субмарины на поверхности ночью

Мостик «Шторма» и (слева направо) платформа эрликона, антенна радара (убрана), перископы (на одном из них устроился впередсмотрящий), верхний люк орудийной башни и трехдюймовка

На мостике «Шторма» после похода к мысу Нордкап, ноябрь 1943 года. Слева направо: Джефф Стюарт, автор, Билл Рей

Автор

После похода: выгрузка гамаков и вещевых мешков

Загрузка торпеды в трубу

Офицеры за столом в кают-компании. Слева направо: Билл Рей, Брайан Миллз, автор, Ричард Блейк и Дикки Вейд

Брайан Миллз берет пеленг с мостика

Фишер присоединился к нам позже

Плавбаза «Вперед». Плавучий завод с торпедами, мастерскими, жилыми помещениями, складами, тренажерами

«Шторм» входит в Хазлар-Крик, Госпорт, после возвращения с Дальнего Востока

Этого японца только что выловили из воды

Три богатыря: Тейлор, Эванс и Гринвей

Абордажная партия досматривает шхуну у Селебеса. Фишер стоит спиной к камере. Второй рулевой идет в корму

Снова дома! В военное время субмарины обычно возвращались из походов под «Веселым Роджером». Пиратский флаг «Шторма» выглядел довольно скромно. Прямоугольные полоски в верхнем левом углу означают количество потопленных торпедами судов. Скрещивающиеся винтовки в нижнем левом углу — число артиллерийских атак. Звездочки — число потопленных судов, кинжал — наша секретная операция. Маленькая шхуна, окруженная точками, — результаты похода в районе Селебеса

Содержание