Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

Примечания автора

{*1} Излагая ниже историю Крестовых Походов, в которых принимали участие как нормандцы из Южной Италии и Сицилии, так и норманны из скандинавских стран, мы, чтобы избежать необходимости многократных терминологических уточнений, будем обозначать тех и других традиционным понятием «норманны».
{*2} По выражению немецкого историка К. Эрдмана, Альфонс VI «не был передовым борцом за христианскую религию»: призывая на подмогу французских рыцарей (после разгрома при Залакке), «он даже угрожал и случае их отказа перейти в ислам».
{*3} Стоит отметить, что уже в XVIII в. кардинал Просперо Ламбертини, ставший затем папой Бенедиктом XIV (1740–1758), официально отверг подлинность антиохийского святого копья.
{*4} Здесь и в других аналогичных случаях мы пользуемся терминами «Константинопольская империя» и «Греческая империя», широко применяемыми латинскими хронистами для обозначения Византии.
{*5} Профессор Сидней Пэйнтер из американского университета Джона Гопкинса писал: «Немногие военные предводители в истории столь труднодоступны для понимания, как Ричард Львиное Сердце. В качестве воина он был близок к безрассудству, отличался невероятной отвагой и был исполнен смелости, а как командир он был умным, осторожным и расчетливым. Он совершенно беззаботно мог рискнуть собственной жизнью, но ничто не могло убедить его подставить свои войска больше того, чем это было абсолютно необходимо», и далее в том же духе. См.: S. Painter. The Third Crusade. A History of the Crusades. Vol. 2. The Later Crusades. 1189–1311. Madison — Milwaukee — London. 1969, p. 73.
{*6} Некоторые историки считают, будто дож Энрико Дандоло направил крестоносцев на Константинополь в 1202 г. в отместку за «константинопольскую баню» 1182 г. Это мнение неверно: венецианцы не были сколько-нибудь пострадавшей стороной во время погрома, обрушившегося на латинян в майские дни: в то время венецианцев. как установил советский ученый Н.П. Соколов, просто не было в Константинополе.
{*7} Впрочем, в литературе высказывалась и иная, идущая вразрез с общепринятой точка зрения: по мнению Н.П. Соколова, венецианцам было гораздо выгоднее направить крестоносцев в Египет, чем куда-либо еще, поскольку торговая деятельность республики св. Марка в этой стране была связана с различными ограничениями. Мало того, ученый, апеллируя к последующему историческому опыту, т.е. поступая вразрез с требованиями элементарного историзма (события XIV — XV вв. показали, пишет он, что обладание Константинополем ничего не прибавляет к венецианским привилегиям, обладание же Египтом, напротив, сулит максимальные выгоды), высказывает мысль, что именно война с султаном должна была представляться венецианцам предпочтительнее всего прочего. Если же они все-таки не использовали эту возможность и повернули крестоносцев к Константинополю, то лишь потому, что внутреннее положение египетского султана с 1201 г. укрепилось и шансы на успех похода в Египет резко снизились; ввиду этого венецианское правительство, желая избежать опасной египетской авантюры, пересмотрело свои позиции и в 1202 г. дало походу антивизантийское направление.

Гипотетическая конструкция историка покоится на более чем зыбких основаниях: опыт, на который ссылается Н.П. Соколов, венецианцам еще предстояло пережить через столетия — предугадать его за 200 лет никто не был в состоянии. Что касается рискованности похода в Египет, то ведь и война против Византии тоже была авантюрой, но венецианцев такого рода соображения никогда не останавливали. По словам самого автора этой гипотезы, «дерзать, когда это было нужно, Венеция умела». Короче говоря, в его аргументации нет ни единого довода, который позволил бы принять предложенную Н.П. Соколовым оценку событий, связанную с планами Венеции насчет использования Крестового похода.

{*8} Сцепа встречи царевича с папой была запечатлена безвестным равеннским мозаистом среди тех исторических эпизодов Четвертого Крестового похода, изображениями которых был выложен в 1213 г. пол церкви Сан Джованни Эванжелиста — факт сам по себе достопримечательный.
{*9} Уточненные оценки численности крестоносцев, собравшихся в Венеции, основываются исследователями на расплывчатых сведениях хронистов и расходятся между собой: по подсчетам итальянского историка А. Кариле, их было 10589, по выкладкам американских специалистов Д.Э. Квеллера, Т.К. Комптона и Д.А. Кемпбелла, корректирующих арифметические ошибки итальянского ученого, — 11166 или 13 тыс.
{*10} Французский историк Ж. Лоньон полагает, что в Венеции собрались от 1500 до 1800 рыцарей — чуть более трети, но менее половины их обусловленной договором численности.
{*11} Совершенно несостоятельны попытки ряда западных историков представить его поведение как обусловленное религиозными убеждениями и приверженностью католической морали. Известно, что богобоязненность не помешала Симону де Монфор несколько лет спустя резать и жечь соотечественников в Южной Франции!

Примечания

{1} Откуда Заборов узнал, что летописец XII в. все выдумал? (Здесь и далее в сносках — прим. или коммент. выполнившего OCR.) Заборов написал “ в значительной мере ”, а не “всё”. — Hoaxer.
{2} Клермонского «сборища»! М.А. Заборов проявляет прямо-таки личную неприязнь к крестоносцам замшелого XI в.
{3} Готье Неимущий — Gautier Sans Avoir. Другое прозвище — Вальтер-Без-Гроша (Walter the Pennyless).
{4} Десятки тысяч погибших в Малой Азии так и не были погребены: «...Византийцы, даже имея возможность похоронить перебитое турками воинство Петра Пустынника близ берега Мраморного моря, не сделали этого ни вскоре, ни впоследствии, и множество человеческих костей лежало здесь долгие годы» [Литаврин Г.Г. Как жили византийцы (электронная версия)].
{5} Бенефиция или бенефиций (лат.) здесь: вознаграждение доходной должностью или землей.
{6} Фризы — германский народ, на рубеже новой эры населявший современную Голландию и Северо-Западную Германию Участвовали во вторжении англосаксов в Англию (V в.).
{7} Положено писать: «пали». Подыхают только кошки-собаки.
{8} Почему «якобы»? Заборов не приводит ни одной ссылки на то, что хронист написал неправду.
{9} Самогипноз десятков тысяч людей одновременно. К тому же думающих в своей осаде преимущественно об еде. Это самовоздействие (аутотренинг, понимаешь) голодных людей будет посильнее эффектов Кашпировского.
{10} Не удивляет М.А Заборова данный факт. Как голодные и измотанные осадой люди, которые, как он сам пишет, поедали падаль, мышей, крыс, кору и кожаные ремни, ухитрились разгромить превосходящие, скорее всего, по численности полчища осаждавших? Причем разгромить не вначале осады, когда у крестоносцев еще имелись силы, а именно пережив недоедание «вплоть до галлюцинаций»?
{11} Вряд ли перед лицом общего врага раздоры у мусульман не отступили на второй план. Несколько выше Заборов приводит факт замирения и объединения, в страхе перед крестоносцами, даже недавних военных противников: сельджукского султана Кылыч-Арслана с каппадокийским эмиром Хасаном Данишмендом. Кроме того, и в самом лагере рыцарей Креста, осажденных в Антиохии, как явствует из монографии Заборова, имелись раздоры. Почему они-то не повлияли?
{12} Насколько поредело войско Кербоги? Почему Заборов не приводит данных хотя бы мусульманских хронистов?
{13} Поели падали да коры, и — стройными рядами на врага.
{14} Оригинально: не боялся фальсификатор о. Раймунд Господа, в которого верил «до самогипноза». И это в Средние века, когда ложь считалась одним из самых больших грехов и преступлений: «Именно ко лжи Средневековье испытывало особое отвращение. И лжецов называли дурными людьми, а дурных людей — лжецами» [Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-академия. 1992. — 376 с.].
{15} Очень похоже на правду.
{16} Вот как пишет об этом событии историк XIX в. Жозеф Мишо (История крестовых походов. М.: Алетейа. 2001. — 368 с.): «Чтобы покончить с этими толками, священник Бартелеми решился подвергнуться огненному испытанию... В присутствии христианской армии марсельский священник... вошел на пылающий костер и через минуту вышел из пламени. Бартелеми умер через несколько дней после этого, упрекая своих усердных приверженцев, что они подвергли его необходимости доказывать истину своих слов посредством такого страшного испытания».

То есть, Бартелеми упрекал своих приверженцев за маловерие, у которого он пошел на поводу и за которое Господь и наказал его. Ведь факт победы «галлюцинирующих от голода» осажденных над сытыми осаждающими оказался налицо. Какие еще нужны были доказательства Божьей помощи? Можно ли удовлетвориться последним объяснением, или же нет, каждый решает для себя сам. Как решал для себя сам в XI в. каждый крестоносец.

{17} Если Пьер Бартелеми проделал подобную штуку (заведомый обман), то на что он надеялся, согласившись на «испытание огнем»? Или же его принудили к тому силой? Но тогда, скорее всего, ему было бы выгоднее орать о своем обмане — по крайней мере, его бы не сожгли. Либо просто сопротивляться всеми силами «испытанию огнем». И указанные моменты наверняка попали бы в хроники «скептически настроенных» современников тех событий, цитируемые М.А. Заборовым. Однако ничего подобного там нет.
{18} Дело не в том, подлинно святое копье или нет. А в чуде воодушевления слабых от голода людей на выступление против сильного, преобладающего и сытого врага в открытом поле, о чем ранее никто и не помышлял. И в реальном факте полного и окончательного разгрома этого врага.
{19} Палестина и, в частности, район Иерусалима отнюдь не представляют собой земли, «текущие млеком и медом». Это — каменистая пустыня. Если крестоносцы руководствовались не религиозными соображениями, а жаждой наживы и приобретения плодородных земель, то их рвение захватить Иерусалим непонятно.
{20} Инвеститура — здесь: юридический акт введения вассала во владение феодом.
{21} «Бурги»- от позднелат. burg: в Средние века замок, укрепленные населенный пункт.
{22} Теперь — Лиссабон. Вряд ли опечатка или ошибка: Лисабон и на прилагаемой карте Крестовых походов XII–XIII вв.
{23} Все-таки Рено Шатийонский погиб героической смертью. Этот авантюрист имел понятия о чести и долге христианина перед своей душой. Почему-то Заборов называет указанные честь и долг «спесью». Вот описание вышеприведенного эпизода у Ж. Мишо (История крестовых походов. М.: Алетейа. 2001. — 368 с.): «Ги Люсиньян и главные вожди христианской армии, попавшие в руки неверных, были приведены в палатку, поставленную посреди лагеря Саладина. Султан обошелся благодушно с французским королем и предложил ему освежиться напитком... Король, отпив из чаши, предложил ее Рено Шатильонскому... но султан остановил его и сказал: „Этот изменник не должен пить в моем присутствии...“. И, обращаясь к Рено, он упрекнул его в нарушении договоров и пригрозил ему смертью, если он не примет веры Пророка... Рено с благородным пренебрежением отнесся к угрозам султана и отвечал ему, как подобало со стороны христианского воина; раздраженный султан ударил мечом безоружного пленника, и мусульманские воины... отрубили голову рыцарю».
{24} Алиенора Аквитанская — это которая изменила Людовику VII с Раймундом Антиохийским.
{25} Супрематия — главенство.
{26} Нетипично: средневековые люди не приписывали льву жестокости. Лев и орел символизировали царственность. Наверное, чтобы подчеркнуть жестокость Ричарда, его прозвали бы «Ричардом Волчье Сердце».
{27} Буквальный перевод с английского или французского фамилий Ферреус и Поркус — что-то вроде «Вынюхивающий» и «Свинский». Наверное, это мифические личности.
{28} Священная Римская империя германской нации.
{29} Один граф Робер д'Артуа, брат короля, уже был: он погиб под Мансуром в 1250 г. Откуда взяли второго?
Содержание