Предисловие
Благодаря заботе Коммунистической партии и Советского правительства в нашей стране в годы предвоенных пятилеток была создана научная и производственно-техническая база для развития самолетостроения, подготовлены высококвалифицированные авиационные кадры, выработаны основные принципы боевого использования морской авиации.
30-е годы были периодом активного строительства военно-воздушных сил флота. Состав ВВС Балтийского флота был доведен до двух авиабригад и нескольких отдельных эскадрилий. Такие же силы были на Черном море. С организацией Тихоокеанского флота (1932) в его составе также были созданы ВВС. Авиазвено гидросамолетов было сформировано в Заполярье вскоре после образования Северного флота (1933).
Совершенствование тактических свойств самолетов, а также новые представления о роли авиации в войне на море вызвали качественные изменения в тактике и структуре ВВС: в самостоятельные рода выделились разведывательная, бомбардировочная и минно-торпедная авиация ВМФ.
В 1938–1940 гг были приняты дополнительные меры по усилению авиации флотов. На Северном флоте эскадрилья гидросамолетов развернулась в полк; кроме того, были сформированы полк истребителей и бомбардировочная эскадрилья из колесных самолетов. На вооружение авиации ВМФ поступили специально оборудованные для нее самолеты, в частности самолеты ДБ-3 в модификации торпедоносцев.
Достигнутые успехи в самолето и моторостроении, повышение надежности работы авиационной техники в воздухе сделали возможным широкое использование в морской авиации истребителей и бомбардировщиков наземного базирования. Одновременно создавались и новые средства поражения морских целей: бронебойные, фугасные и глубинные бомбы, авиационные мины и торпеды. [4]
Боевая подготовка авиационных частей была направлена на освоение новых самолетов и вооружения, совершенствование летной выучки, отработку дальних полетов в открытом море, постановку мин, прицельное бомбометание и торпедометание по маневрирующим кораблям.
Первую боевую проверку подразделения морской авиации прошли в ходе боевых действий у оз. Хасан и на р. Халхин-Гол, а также во время советско-финляндской войны. Зимой 1939/40 г авиация Балтийского флота проводила разведывательные полеты, бомбардировки портов противника и постановку мин с самолетов в ледовые фарватеры, подавляла береговые батареи, участвовала в разрушении узлов коммуникаций и уничтожении самолетов на аэродромах. Всего было выполнено свыше 16 тыс. самолетовылетов. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с белофиннами, 17 морских летчиков удостоены звания Героя Советского Союза, многие награждены боевыми орденами.
Опыт боевых действий был положен в основу мероприятий, направленных на дальнейшее укрепление авиации ВМФ. Однако к началу Великой Отечественной войны эта работа не была завершена.
К 21 июня 1941 г в составе авиации ВМФ имелось более 2,5 тыс. боевых самолетов. Это были в основном торпедоносцы-бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф, бомбардировщики СБ, ТБ-3, истребители И-15бис, И-16, И-153, Як-1, МиГ-3, гидросамолеты МБР-2 и Че-2. Торпедоносцы составляли 9,7%, бомбардировщики 14%, истребители 45,3%, гидросамолеты (разведчики) 25% боевого состава. Остальные 6% самолеты вспомогательного и специального назначения.
На Северном флоте было два авиаполка и отдельная эскадрилья, на Балтийском три авиабригады, два отдельных авиаполка и семь отдельных эскадрилий, на Черноморском две авиабригады, два отдельных авиаполка, 13 отдельных эскадрилий и два авиаотряда.
Боеспособность авиации ВМФ была в целом довольно высокой: свыше 50% экипажей имели летный стаж более двух лет, около половины летчиков бомбардировочной авиации и две трети разведывательной были подготовлены к действиям ночью; ведущие экипажи минно-торпедной и бомбардировочной авиации имели достаточные навыки в действиях по подвижным морским целям.
В начале войны морская авиация применялась в основном против наземных объектов. Разведчики, бомбардировщики, [5] торпедоносцы оказывали помощь войскам наравне с фронтовой авиацией. На морских направлениях наносились удары по коммуникациям и базам противника, обеспечивалось прикрытие своих баз и судоходства, систематически велась воздушная разведка.
Авиация Северного флота использовалась главным образом в поддержке войск, отражавших наступление гитлеровцев на Мурманск. После стабилизации фронта ее усилия были направлены на защиту баз флота и морских (союзнических и наших) конвоев, которые имели особое значение все перевозки в Заполярье производились только морским путем.
В связи с исключительной ролью авиации Северного флота в 1941–1942 гг. состав ее был значительно усилен. В июле 1941 г с КБФ на Север была переведена эскадрилья самолетов СБ, в конце года сформирован полк истребителей Харрикейн, а в январе 1942 г флоту передал полк фронтовых бомбардировщиков Пе-3. В течение первого года войны на СФ было переведено пять авиаполков из резерва авиации ВМФ. В 1942–1943 гг. на Севере, несмотря на потери, поддерживался уровень 280–300 боевых самолетов.
Авиация Краснознаменного Балтийского флота в период оборонительных боев в Прибалтике, поддерживая наши войска, наносила удары по неприятельским аэродромам, войскам и технике, танковым и моторизованным колоннам. Бомбардировщикам и штурмовикам часто приходилось действовать без истребительного прикрытия, прорываясь к назначенным объектам через сильные зенитные заслоны врага.
В августе 1941 г авиация КБФ в ответ на налеты фашистской авиации на Москву и другие мирные советские города провела ряд бомбардировок фашистского логова Берлина. Морские летчики разоблачили лживые утверждения гитлеровской пропаганды о разгроме советской авиации. Их полеты вглубь Германии явились своего рода предупреждением фашистам о грядущем возмездии.
Участвуя вместе с фронтовой авиацией в отражении сентябрьского наступления противника, авиация КБФ внесла немалый вклад в оборону Ленинграда. Для прикрытия Дороги жизни летчики-балтийцы произвели 8 тыс. самолетовылетов. [6]
Авиация Черноморского флота в течение первого месяца войны систематически наносила удары по нефтепромыслам, портам и военно-морским базам противника. В дальнейшем она в основном содействовала войскам, оборонявшим Одессу и Севастополь, а затем Кавказ.
На всех флотах с первых дней войны велась ожесточенная борьба за господство в воздухе. Морская авиация активно участвовала в ударах по неприятельским аэродромам, защите баз флота и пунктов своего базирования.
В 1943 г начался процесс количественного и качественного обновления морской авиации. В короткий срок она была перевооружена новыми самолетами. В авиаполках стали преобладать торпедоносцы и бомбардировщики Ил-4 и А-20Ж, пикирующие бомбардировщики Пе-2, истребители Як-3, Як-7, Як-9, Ла-5, Ла-7. Значительное место заняла штурмовая авиация, вооруженная бронированными самолетами Ил-2. В результате авиация ВМФ смогла активизировать свои действия, особенно на морских сообщениях противника.
Авиация Северного флота перешла к систематическим ударам по конвоям и транспортам в море; при этом штурмовики и истребители действовали преимущественно в районе Варангер-фьорда, а бомбардировщики и торпедоносцы западнее, до м. Нордкап. Пункты базирования СФ прикрывались истребительной авиацией. Защита транспортов и кораблей в море осуществлялась истребительными и противолодочными патрулями. Борьба на морских сообщениях требовала завоевания господства в воздухе. Неприятельские аэродромы Луостари, Киркенес, Банак подвергались частым ударам. Ожесточенные сражения происходили в воздухе над Баренцевым морем. Из-за больших потерь вражеская авиация с осени 1943 г не смогла вести активных наступательных действий и ограничилась лишь прикрытием своих баз и портов.
Авиация КБФ также развернула действия на морских сообщениях в Рижском и Ботническом заливах, северной и средней (позднее в южной) частях Балтийского моря. С весны 1943 г штурмовая и бомбардировочная авиация предприняла активные действия в Рижском заливе против кораблей и катеров противника на противолодочных рубежах. Как и прежде, балтийская авиация успешно выполняла задачи поддержки войск Ленинградского фронта.
Авиация Черноморского флота в 1943 г осуществляла авиационное обеспечение оперативных и тактических десантов, участвовала в воздушном сражение над Кубанью, вела [7] ожесточенные воздушные бои в районе Новороссийска, бомбила вражеские аэродромы. Одновременно она вела боевые действия на коммуникации Одесса-Крым-Тамань, на путях движения вражеских судов между румынскими и болгарскими портами, наносила штурмовые и бомбовые удары по военно-морским базам, ставила мины. Господство в воздухе прочно удерживала наша авиация.
К началу 1944 г в авиации Северного флота имелось 298 самолетов, Балтийского 313, Черноморского 429. В дальнейшем, до конца войны, на Севере и на Черном море поддерживался уровень около 400 самолетов, а на Балтике количество боевых машин было доведено до 787. Усилия авиации ВМФ были направлены в основном на действия по морским сообщениям и обеспечение морских флангов в наступательных операциях наших войск. К непосредственной поддержке сухопутных частей довольно широко привлекалась только авиация КБФ.
На Северном флоте большое значение имела защита судоходства, в частности проводка конвоев. Значительное место отводилось противолодочной обороне коммуникаций.
На Черном море авиация во взаимодействии с подводными лодками и торпедными катерами содействовала срыву эвакуации противника во время Крымской операции, нарушала сообщения между вражескими портами, защищала пункты базирования нашего флота, обеспечивала боевые действия кораблей.
Авиация Тихоокеанского флота к началу войны с империалистической Японией имела в боевом составе шесть авиадивизий (минно-торпедную, бомбардировочную, две смешанные, две истребительные), 10 отдельных авиаполков и 14 эскадрилий всего около 1,5 тыс. самолетов. Летный состав, в большинстве прибывший с других флотов, имел опыт боевых действий.
Одной из главных задач авиации ТОФ являлось обеспечение морских десантных операций. В целях нарушения японских морских сообщений были нанесены бомбово-штурмовые удары по захваченным японцами корейским портам Расин и Сейсин.
Настоящая книга не претендует на полное освещение событий, связанных с боевыми действиями или развитием авиации ВМФ в 1941–1945 гг. В ней кратко, в доступной широкому кругу читателей форме, с привлечением характерных и поучительных примеров рассказывается о приемах и способах боевых действий, которые сообразно конкретной обстановке применялись разведывательной, минно-торпедной [8] и бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиацией в годы Великой Отечественной войны.
В книге приведены географические названия, соответствующие 1941–1945 гг. При первом упоминании названия в скобках дается его современное написание.
Предисловие и глава 1 написаны полковником Н.М. Лаврентьевым, глава 2 Героем Советского Союза полковником Р.С. Демидовым, глава 3 полковником Л.А. Кучеренко, глава 4 и заключение полковником в отставке Ю.В. Храмовым.