Заключение
Великая Отечественная война, длившаяся около четырех лет, закончилась полной победой Советского Союза над фашистской Германией. В героической борьбе советский народ и его доблестные Вооруженные Силы под руководством Коммунистической партии и Советского правительства отстояли честь, свободу и независимость первого в мире социалистического государства, избавили человечество от угрозы фашистского рабства.
В результате победы Советского Союза произошли коренные изменения в соотношении сил на международной арене. От капиталистической системы отпал ряд государств Восточной и Центральной Европы, которые стали на путь построения социализма и во главе с Советским Союзом образовали единый, мощный и непрерывно крепнущий социалистический лагерь. Социализм превратился в мировую систему.
В Великой Отечественной войне советские Военно-воздушные силы вместе с другими видами Вооруженных Сил вели упорную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Несмотря на неблагоприятные условия, сложившиеся в результате внезапного нападения фашистской Германии на нашу Родину, они сумели сохранить в начале войны боеспособность, в невероятно трудных условиях переучить летно-технический состав на новые типы самолетов, широко использовать для ударов по немецким войскам устаревшую авиационную технику, непрерывно изыскивать и применять новые более эффективные способы боевых действий и в конечном итоге нанести решительное поражение немецкой авиации.
В годы Великой Отечественной войны в полной мере раскрылись боевые возможности наших Военно-воздушных сил как самостоятельного вида Вооруженных Сил. Главные усилия авиации в войне были направлены на выполнение трех основных задач: борьбу за господство в воздухе, поддержку сухопутных войск, флота и воздушную разведку. [438]
Наряду с действиями в интересах войск фронтов наша авиация систематически наносила удары по административно-политическим и военным объектам в глубоком тылу противника, а также вела борьбу с железнодорожными перевозками и стратегическими резервами противника.
Военно-воздушные силы принимали самое активное участие во всех оборонительных и наступательных операциях минувшей войны. Для поддержки сухопутных войск, ведения борьбы с немецкой авиацией, для ударов по объектам глубокого тыла, ведения воздушной разведки, содействия партизанскому движению и выполнения других задач фронтовой и дальней авиацией было совершено 3 124 тыс. боевых самолето-вылетов. На противника было сброшено до 30450 тыс. штук бомб различного калибра весом более 660 тыс. тонн.
Советская авиация уничтожила и повредила много немецких танков, самоходных артиллерийских установок, орудий, минометов; кораблей, транспортов и подводных лодок; многие тысячи автомашин, вагонов, паровозов, большое количество других видов боевой техники, а также живой силы врага. В 1941 1945 гг. ВВС, авиацией ВМФ, истребительной авиацией ПВО в воздухе и на аэродромах было уничтожено 57 тыс. немецких самолетов. Общие потери врага на советско-германском фронте составляли 77 тыс. самолетов, а на остальных фронтах почти в два с половиной раза меньше. Следовательно, вражеская авиация была разбита в основном на советско-германском фронте.
Борьба за господство в воздухе в течение всей войны являлась одной из наиболее сложных и важнейших задач нашей авиации. Для ее ведения только фронтовая авиация израсходовала более 35% общего количества самолето-вылетов. Минувшая война подтвердила, что, не имея господства в воздухе, нельзя рассчитывать на успех операций и войны в целом. От исхода борьбы в воздухе в значительной мере зависели успехи действий сухопутных войск и военно-морского флота, а также выполнение авиацией других задач
С первого дня войны борьба с вражеской авиацией развернулась на всем советско-германском фронте и отличалась небывалой напряженностью и упорством. Однако в первом периоде войны господство в воздухе на основных направлениях развернувшейся вооруженной борьбы было на стороне фашистской авиации. Это объяснялось прежде всего тем, что противнику удалось достичь внезапности и в первые дни войны уничтожить на аэродромах и в воздухе значительное количество наших самолетов. Кроме того, ведение борьбы за господство в воздухе в этот период облегчалось для немецкой авиации ее хорошим качественным состоянием. Она располагала тогда многотысячным парком современных боевых [439] самолетов, обладала опытными, хорошо подготовленными кадрами летного состава и являлась самой лучшей и сильной авиацией среди всех капиталистических государств
Однако расчет гитлеровского командования разделаться с советской авиацией ошеломляющим массированным ударом по аэродромам, обеспечить полную свободу своим танковым и моторизованным дивизиям и молниеносно закончить войну потерпел провал. Серьезные потери в самолетах понесли лишь ВВС приграничных округов. Между тем дальнебомбардировочная авиация Главного Командования и ВВС внутренних округов, которые базировались на большом удалении от границы, в первые дни войны почти не подвергались налетам. Не хватало у противника сил и для действий по авиационным заводам, школам и училищам, которые располагались в тылу страны и являлись базой восполнения потерь и наращивания усилий. Кроме того, от ударов немецкой авиации по аэродромам урон летного состава наших ВВС был незначительным. Оставшиеся без самолетов летные кадры использовались во вновь формируемых авиационных полках и дивизиях.
Советские ВВС, несмотря на трудные условия обстановки, сохранили боеспособность и вели упорную борьбу с вражеской авиацией, уничтожив за первый период войны свыше 15 тыс. самолетов и наиболее опытные кадры летного состава. На отдельных наиболее важных участках фронта благодаря умелому массированному применению авиации нам удавалось периодически захватывать оперативное господство в воздухе, как это было, например, в период контрнаступления под Москвой. Большие потери противника в самолетах и летном составе в первом периоде войны наряду с все увеличивающимися боевыми возможностями ВВС Красной Армии создали условия для коренного перелома в борьбе за господство в воздухе.
Второй период войны ознаменовался началом коренного перелома в борьбе за господство в воздухе, который окончательно был завершен летом 1943 г. В операциях зимней и летне-осенней кампаний 1943 г., особенно в контрнаступлении под Сталинградом, в воздушном сражении на Кубани и в битве под Курском, советские ВВС последовательно нанесли один за другим ряд мощных ударов по авиации противника, разгромили ее важнейшие группировки на советско-германском фронте и уничтожили лучшие, наиболее подготовленные и опытные кадры летного состава.
В результате огромных потерь численность боевых самолетов немецкой авиации на советско-германском фронте с начала войны до 1 июля 1943 г. сократилась на 40%. Резко ухудшились морально-боевые качества ее летчиков. После Курской битвы, где ВВС Германии за полтора месяца [440] потеряли до 3700 самолетов, господство в воздухе полностью и бесповоротно на всем советско-германском фронте перешло на сторону нашей авиации.
Благодаря этому наши сухопутные войска и военно-морской флот имели благоприятные условия для ведения операций, Военно-воздушные силы для более активных решительных действий, а тыл страны был избавлен от вражеских бомбардировок с воздуха. Боевые возможности и активность действий советской авиации непрерывно нарастали. Среднемесячное количество самолето-вылетов фронтовой советской авиации по сравнению с летне-осенней кампанией 1941 г. увеличилось в 1943 г. в 1,2 раза, а в 1945 г. þ в 3 раза{254}.
В то же время ВВС Германии, перейдя к оборонительным действиям, снизили свою активность и уже не могли оказывать былого влияния на развитие операций на земле и на море. Если в 1942 г. авиация противника в среднем совершала ежемесячно на советско-германском фронте около 41 тыс. самолето-пролетов, то в 1945 г. в 2,6 раза меньше{255}.
Переход немецких ВВС к оборонительным действиям наглядно демонстрируется также изменением удельного веса родов авиации. Если в начале войны в составе ВВС Германии преобладали бомбардировщики (52,5%), а на долю истребителей приходилось только 32% самолетного парка, то к концу 1944 г. удельный вес немецких бомбардировщиков значительно снизился, а истребителей, наоборот, увеличился. Все это объяснялось переходом фашистских войск и авиации к стратегической обороне, огромными потерями бомбардировочных эскадр и трудностями их восполнения, а главное возрастанием активности советских ВВС и наличием господства в воздухе нашей авиации.
С завоеванием господства в воздухе возросли потери авиации противника, в то время как потери нашей авиации уменьшились. В 1941 г. на один потерянный нами самолет в среднем приходилось 32 самолето-вылета, в 1943 г. 72, а в 1945 г. 165 самолето-вылетов. У противника, наоборот, в 1942 г. на один уничтоженный самолет приходилось 25,5 самолето-пролета, в 1943 г. 22,5, а в 1945 г. 11 самолето-пролетов{256}.
Буржуазные фальсификаторы истории второй мировой войны пытаются любыми способами принизить роль советской авиации в разгроме ВВС Германии. Они утверждают, что мощь немецкой авиации была якобы подорвана налетами англо-американских бомбардировщиков на авиационные заводы Германии. Однако исторические документы и [441] факты опровергают эти несостоятельные утверждения. До 1943 г., когда фашистская авиация была особенно сильной и когда решалась судьба борьбы за господство в воздухе, ВВС США и Англии почти не действовали по авиационным объектам Германии. Лишь 2% бомб они сбросили в 1943 г. на авиационные заводы, и эффективность их налетов оказалась невысокой.
Открытие второго фронта в Европе летом 1944 г. не оказало существенного влияния в борьбе наших ВВС с фашистской авиацией. Усиление действий англо-американской авиации в 1944 г. по немецким промышленным объектам (в том числе и авиационным) не дало ожидаемых результатов. В 1944 г. Германия по сравнению с 1943 г. увеличила выпуск самолетов с 24365 до 40482. Наиболее эффективные удары англо-американской авиацией были нанесены по заводам синтетического горючего в 1945 г., но они осуществлялись уже в то время, когда Германия находилась накануне неизбежной катастрофы.
Несмотря на огромные потери, немцы имели возможность даже после открытия второго фронта сохранить прежнюю авиационную группировку на советско-германском фронте, где находилась основная часть наиболее боеспособных авиационных частей и соединений. До 30% немецкой авиации, находившейся на Западном и других театрах военных действий, по существу, являлось резервом гитлеровского командования.
Таким образом, потеря немецкой авиацией господства в воздухе в 1943 г. объяснялась не налетами ВВС США и Англии на авиационные предприятия Германии, а разгромом ее лучших воздушных эскадр на советско-германском фронте.
За первую половину 1944 г. советские ВВС увеличились более чем на 3 тыс. боевых самолетов и имели почти четырехкратное численное превосходство над противником. Дальнейший рост могущества советской авиации позволил ей без англо-американской помощи успешно решить задачи по окончательному разгрому фашистской авиации.
В ходе войны советские ВВС успешно решили и вторую важнейшую задачу поддержку сухопутных войск. Это достигалось совместными боевыми действиями в тесном тактическом и оперативном взаимодействии с ними. Поддержка наших войск осуществлялась главным образом силами фронтовой авиации, которая на выполнение этой задачи произвела 46,5% всех своих самолето-вылетов. Однако к совместным действиям с сухопутными войсками привлекались также авиация дальнего действия, а на приморских направлениях и авиация морского флота. В ряде случаев, особенно в первом периоде войны, привлекалась и истребительная авиация ПВО страны. [442]
В оборонительных и наступательных операциях минувшей войны основные усилия советской авиации сосредоточивались на уничтожение живой силы и техники противника на поле боя и в ближайшей оперативной глубине. Недостаточное количество фронтовых бомбардировщиков вынуждало в годы войны использовать 43% всех самолето-вылетов авиации дальнего действия для уничтожения войск противника на поле боя.
Небольшая глубина боевых действий бомбардировочной и штурмовой авиации в интересах сухопутных войск обусловливалась общим характером вооруженной борьбы на советско-германском фронте. Войска противника, как в наступлении, так и в обороне, имели неглубокое оперативное построение. Основная масса его войск сосредоточивалась на поле боя, от успешного разгрома которых зависел успех наших сухопутных войск.
Осуществляя поддержку сухопутных войск, советские ВВС массировали свои усилия на главных направлениях и участках фронта в целях решения важнейших задач. Наиболее благоприятные условия для массированного применения авиации появились с созданием в мае 1942 г. воздушных армий, когда на направлении главных ударов сухопутных войск стало сосредоточиваться до 80 95% поддерживающей авиации. Это достигалось как сосредоточением на эти направления почти всех сил фронтовой авиации, так и путем межфронтового маневра резервными авиационными соединениями, а также привлечением значительных сил авиации дальнего действия.
В наиболее крупных наступательных операциях второго и третьего периодов войны на довольно узких участках фронта, где войска наносили главный удар, одновременно действовало по 1500 2000 и более советских самолетов. Это обеспечивало успешный прорыв обороны и развитие операций сухопутными войсками. Повышение активности действий авиации достигалось и за счет увеличения напряжения, доходившего до двух-трех вылетов в сутки на один самолет.
Действия ВВС в наступательных операциях 1943 1945гг. велись в форме авиационного наступления, которое зародилось в конце первого периода войны и было новым этапом в развитии оперативного искусства ВВС. Оно сопровождалось ожесточенными воздушными боями, так как обе воюющие стороны концентрировали над полем боя крупные массы авиации, которые вели напряженную борьбу за господство в воздухе.
В ходе войны фронтовая авиация приобрела большой опыт взаимодействия с сухопутными войсками. Она явилась высокоманевренным средством поддержки общевойсковых и танковых армий, что способствовало быстрому прорыву [443] промежуточных рубежей обороны, успешному отражению контрударов противника, форсированию с ходу крупных водных преград, стремительному его преследованию, окружению и уничтожению крупных группировок врага.
Воздушная разведка была одной из основных задач ВВС. Своевременно вскрывая группировки войск, флота и авиации противника, систему его обороны, маневр резервами, размещение штабов и других органов управления противника, воздушная разведка оказывала большую помощь советскому командованию в определении намерений противника и более целеустремленном применении войск и авиации для его разгрома На выполнение задач воздушной разведки только фронтовая авиация совершила более 11% общего количества самолето-вылетов.
В ходе войны совершенствовались способы воздушной разведки, улучшалась ее организация. Наряду с визуальным наблюдением стало широко практиковаться фотографирование обороны и важных объектов противника. Удельный вес фоторазведки в 1945 г. по сравнению с 1941 г. увеличился с 10 до 87%. За время войны была сфотографирована площадь, равная 6,5 млн. кв. км, которая на 1 млн. кв. км превышает европейскую часть СССР.
Умелое сочетание различных способов разведки, широкое применение фотоаппаратуры, выделение специальных радиосетей для воздушных разведчиков, четкая организация передачи и приема данных о противнике, повышение мастерства летного состава все это способствовало обеспечению достоверности и оперативности воздушной разведки. В ходе войны ее роль и значение систематически повышались.
В 1941 1945 гг. советские ВВС получили некоторый опыт организации и ведения борьбы с оперативными перевозками и резервами противника. В ряде случаев борьба с резервами проводилась с участием нескольких воздушных армий и авиации дальнего действия. В общей же сложности действия советской авиации по оперативным перевозкам и резервам противника, в связи с ограниченной численностью бомбардировщиков и привлечением в основном их для непосредственной поддержки сухопутных войск, осуществлялись небольшими силами. На выполнение этой задачи фронтовая и дальняя авиация в 1941 1945 гг. совершила 168 тыс. самолето-вылетов, что составляет 5,4% их общего количества{257}.
В ходе минувшей войны части и соединения дальней авиации и авиации Военно-Морского Флота систематически наносили удары по административно-политическим и военно-промышленным объектам, портам, военно-морским базам, [444] железным дорогам, резервам и другим объектам в глубоком тылу противника.
Уже в июне июле 1941 г. дальнебомбардировочная авиация Главного Командования совместно с соединениями ВВС Черноморского и Балтийского флотов нанесли удары по объектам нефтяной промышленности в Румынии и Западной Украине, а также подвергли атакам военные и промышленные объекты в Кенигсберге и Данциге. Начиная с 8 августа 1941 г. наши бомбардировщики неоднократно действовали по столице фашистской Германии Берлину. В последующем ходе войны, особенно в третьем ее периоде, удары советской авиации по военно-промышленным и административным центрам противника усилились. В ряде случаев они выливались в форму воздушных операций.
Действия нашей авиации по объектам глубокого тыла противника наносили ему материальный ущерб, а также вынуждали немецко-фашистское командование привлекать значительные силы и средства противовоздушной обороны для прикрытия важных объектов в глубоком тылу, ослабляя прикрытие войск на фронте.
Наша авиация впервые в истории войн широко привлекалась для содействия успешной борьбе партизан в тылу врага. Фронтовой, авиацией дальнего действия и частями Гражданского воздушного флота было совершено более 109 тыс. самолето-вылетов в тыл противника, в том числе 13 тыс. с посадкой на аэродромах и площадках партизанских отрядов. Только авиацией дальнего действия и частями ГВФ было перевезено 17 тыс. тонн боеприпасов, вооружения, продовольствия, радиостанций, медикаментов, почты и других грузов. Из партизанских отрядов вывезено и снова возвращено туда свыше 83 тыс. человек. Перевозка из вражеского тыла в большинстве случаев тяжелораненых и больных дала возможность спасти десятки тысяч жизней мужественных патриотов нашей Родины.
Переброской различных грузов в тыл врага, периодическими действиями в интересах партизан, эвакуацией раненых, больных и детей, ведением разведки, разбрасыванием многих миллионов листовок советская авиация оказала неоценимую помощь в организации и развертывании партизанского движения, повышении боеспособности и маневренности партизанских частей и соединений, усилении активности и эффективности ударов по врагу, а также способствовала укреплению морального духа народных мстителей, воодушевляла их на беспощадную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.
Вместе с советскими ВВС вели боевые действия против немецко-фашистских захватчиков с 1943 г. французские патриоты летчики полка «Нормандия Неман». Летом 1944 г. [445] в борьбу с фашистской авиацией включились отважные летчики добровольцы Польши и Чехословакии. После освобождения Румынии и Болгарии вместе с советскими войсками в войну против гитлеровцев вступили румынские и болгарские авиационные части. Советское правительство высоко оценило боевые заслуги отличившихся в боях летчиков дружественных нам государств, наградив их орденами и медалями СССР.
Забота Коммунистической партии и Советского правительства о развитии и укреплении Военно-воздушных сил являлась решающим условием их успешных боевых действий. Массовое производство различных типов боевых самолетов, вооружения и средств поражения обеспечило решение нашей авиацией важнейших задач в операциях сухопутных войск и в войне в целом.
В развитии авиационной, ракетной техники важнейшее значение имели работы основных промышленных институтов, академий и научно-испытательных организаций ВВС.
В совершенствовании самолетов наиболее важное значение имели модификации истребителей. В заключительной стадии войны истребительная авиация ВВС была вооружена маневренными истребителями Як-3 и Ла-7. Самолеты Як-3 с двигателем ВК-105пф имели максимальную скорость около 650 км/час, а Ла-7 имел скорость около 670 км/час. Эти самолеты по своим скоростям и маневренным характеристикам превосходили германские истребители Ме-109 и ФВ-190. Немцы возлагали большие надежды на новый реактивный истребитель Ме-262, максимальная скорость которого достигала 800 км/час. Однако их применение в Берлинской операции не дало ожидаемых результатов.
К заключительному периоду войны наша авиационная техника стояла на пороге крупного скачка в своем развитии перехода на реактивные двигатели, сверхзвуковые скорости полета с применением реактивного оружия и автоматических устройств в системах управления.
В ходе войны был успешно решен вопрос о создании крупных авиационных резервов. По мере роста массового производства авиационной техники увеличивалось и формирование авиационных корпусов ВГК. С осени 1942 г. до конца 1944 г. было сформировано 30 авиационных корпусов, вооруженных новыми типами самолетов-бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Удельный вес самолетного парка резервных авиационных корпусов с 20 ноября 1942 г. по 1 января 1945 г. в ВВС возрос с 32 до 43%{258}. Это позволило осуществлять широкий маневр авиацией и быстро создавать крупные группировки на важнейших направлениях советско-германского фронта. [446]
В операциях по освобождению Правобережной Украины участвовало 2300, в Белорусской операции около 6 тыс., а в Берлинской операции до 7500 боевых самолетов. Создание столь крупных группировок за счет резервов обеспечивало большое превосходство в самолетах над противником, способствовало успешному решению задач нашей авиацией.
Большая работа была проведена запасными авиационными бригадами и полками ВВС внутренних военных округов. Благодаря повседневной напряженной работе и трудовому героизму личного состава они успешно справились с задачей по укомплектованию и подготовке маршевых авиационных полков. В 1941 1945 гг. только запасные авиационные соединения и части подготовили и отправили на фронт до 2 тыс. авиационных частей и подразделений{259}.
В годы войны был успешно решен вопрос подготовки высококвалифицированных кадров для советских ВВС. В 1941 1945 гг. Военно-воздушной Краснознаменной академией, Военно-воздушной инженерной ордена Ленина Краснознаменной академией имени профессора Н. Е. Жуковского, Военно-воздушной инженерной академией имени А. Ф. Можайского и средними военно-учебными заведениями было подготовлено большое количество командного, инженерного, летного и технического состава, что полностью обеспечивало потребность ВВС в кадрах в ходе войны{260}.
Мобилизация тружеников тыла страны для массового производства самолетов, материальных и технических средств, успешная подготовка авиационных кадров и резервов явились одним из основных источников побед авиации в минувшей войне. Советский народ оказывал всяческую помощь в укреплении авиации. На его сбережения, внесенные в фонд обороны, было приобретено для ВВС 2565 самолетов.
В ожесточенных боях и сражениях за свободу и независимость социалистического Отечества командиры, политработники, летчики, штурманы, воздушные стрелки, радисты, техники, инженеры и мотористы проявили массовый героизм и показали немало примеров беззаветной стойкости и отваги. Они с честью выполнили свой священный долг перед Родиной и вписали много ярких страниц в летопись боевой славы нашей авиации.
Опыт войны показал, что высокие моральные качества, сознательность и творческая активность личного состава ВВС являлись одним из решающих условий успешного выполнения ими боевых задач.
«По нашему представлению, говорил В. И. Ленин, государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем [447] могут судить и идут на все сознательно»{261}.
В ходе войны член Военного совета ВВС генерал Н. С. Шиманов, заместители командующих воздушными армиями по политчасти генералы В. И. Алексеев, Н. П. Бабак, Ф. Ф. Веров, А. И. Вихорев, А. С. Виноградов, А. Ф. Выволокин, А. П. Грубич, Г. Г. Гурьянов, А. А. Иванов, И. Г. Литвиненко, С. Н. Ромазанов, А. Г. Рытов, И. И. Сергеев, В. И. Смирнов, М. И. Сулимов, М. Н. Сухачев, В. Н. Толмачев проделали большую работу по выполнению решений и указаний ЦК ВКП(б) о дальнейшем улучшении воспитания личного состава ВВС. Повседневное разъяснение личному составу решений партии и правительства, обстановки на фронте и поставленных задач, систематическое проведение собраний, митингов, бесед, а также пропаганда боевого опыта и массового героизма воспитывали воинов, воодушевляли их на подвиги во славу Родины.
В годы войны командование, политорганы, партийные и комсомольские организации воспитали плеяду отважных и мужественных авиаторов. В борьбе с врагами Родины они проявляли высокие моральные качества и мастерство, безграничную преданность народу. Повседневное воспитание воинов в духе беспрекословного выполнения воинского долга, проявления героизма, взаимной выручки, находчивости и стремления с честью выполнить боевое задание оказывало существенное влияние на повышение боеспособности авиационных частей и соединений и успешное выполнение боевых заданий.
Движимые стремлением во что бы то ни стало уничтожить врага, советские летчики, пренебрегая опасностью, нередко шли на воздушный таран. В первом, наиболее тяжелом периоде войны они применили более 200 таранов и тем самым приумножили боевые традиции нашей авиации. Их мужество и героизм свидетельствовали о горячей любви к социалистической Родине и готовности умереть за ее независимость. Только советские летчики были способны на такие подвиги. Они стойко и мужественно переносили все тяготы и лишения фронтовой жизни во имя достижения победы над врагом.
Благородные, освободительные цели войны вдохновляли их на массовый героизм, беспримерные подвиги в упорных боях. Родина высоко оценила боевые заслуги личного состава ВВС. За годы войны 288 авиационных соединений, частей и подразделений фронтовой авиации и авиации дальнего действия были преобразованы в гвардейские, 897 были награждены боевыми орденами, 708 получили собственные наименования. 197849 авиаторов были награждены орденами и медалями, 2420 летчиков удостоены почетного звания [448] Героя Советского Союза, 65 дважды и двое трижды были удостоены этого звания.
В воздушных боях и сражениях с немецко-фашистскими захватчиками погибли многие храбрые советские летчики. Их имена и героические подвиги золотыми буквами навечно вписаны в летопись боевой славы нашей авиации. Советский народ, воины Вооруженных Сил свято чтят героев, павших в боях за социалистическое Отечество. Для увековечения памяти многие из них зачислены навечно в списки личного состава авиационных частей, в которых они служили и храбро сражались. Каждый день на поверках в этих частях называют имена героев. Об отдельных из них написаны книги, статьи, песни, созданы кинофильмы, многим воздвигнуты памятники. Их именами названы многие улицы и площади в городах, передовые предприятия и колхозы. Павшие смертью храбрых в битвах с врагом будут вечно жить в памяти благодарного советского народа.
Минувшая война явилась практической школой проверки всесторонней подготовки авиационных кадров. Опыт показал, что весь личный состав ВВС обладал высокими моральными качествами. В ходе войны авиационные кадры приобрели богатый опыт в организации и ведении боевых действий ВВС, научились бить врага по всем правилам советской военной науки, внесли большой вклад в развитие теории оперативного искусства ВВС и тактики действий родов авиации. Боевой опыт, полученный авиационными кадрами, оказал существенную помощь в дальнейшем всестороннем развитии и укреплении могущества ВВС и повышении их постоянной боеготовности в послевоенный период.
В ходе Великой Отечественной войны вырос ряд выдающихся военачальников и авиационных полководцев, которые на практике показали, как надо применять ВВС в боях и операциях, и внесли большой вклад в развитие оперативного искусства ВВС и тактики родов авиации. Среди них командующие ВВС Красной Армии генерал-полковник авиации П. Ф. Жигарев и Главный маршал авиации А. А. Новиков; командующий авиацией дальнего действия Главный маршал авиации А. Е. Голованов; заместители командующих ВВС Красной Армии и АДД маршалы авиации Г. А. Ворожейкин, Ф. Я. Фалалеев, С. А. Худяков, Н. С. Скрипко, генерал-полковник авиации А. В. Никитин; командующие воздушными армиями ныне Главный маршал авиации К. А. Вершинин, маршалы авиации С. А. Красовский, С. И. Руденко, В. А. Судец, генералы С. К. Горюнов, М. М. Громов, В. Н. Жданов, И. П. Журавлев, Н. Ф. Науменко, Ф. П. Полынин, Н. Ф. Папивин, С. Д. Рыбальченко, И. М. Соколов, Т. Т. Хрюкин. Талантливыми, волевыми командирами авиационных корпусов проявили себя генералы, ныне маршалы авиации, Ф.А. Агальцов, [449] Е. Ф. Логинов, Е. Я. Савицкий, генералы В. И. Аладинский, И. Д. Антошкин, П. П. Архангельский, Г. Ф. Байдуков, Е. М. Белецкий, А. С. Благовещенский, М. X. Борисенко, Н. Н. Буянский, Н. А. Волков, И. В. Георгиев, Д. П. Галунов, М. М. Головня, М. И. Горлаченко, С. П. Данилов, Ф. Ф. Же-ребченко, Г. А. Иванов, Н. П. Каманин, А. З. Каравацкий, В. Е. Нестерцев, И. Д. Подгорный, И. С. Полбин, В. Г. Рязанов, Б. А. Сиднев, В. В. Степичев, Г. С. Счетчиков, О. В. Толстиков, Б. К. Токарев, Г. Н. Тупиков, В. А. Ушаков, А. В. Утин, В. М. Филин, Д. II. Юханов.
В период подготовки и ведения боевых действий ВВС в ходе Великой Отечественной войны большую работу по организации и обеспечению непрерывного управления авиацией и взаимодействия ее с сухопутными войсками осуществляли штабы воздушных армий под руководством генералов Н. П. Абрамова, А. Н. Алексеева, И. М. Белова, П. И. Брайко, Н. П. Дагаева, Н. М. Корсакова, Ф. И. Качева, Н. В. Перминова, А. С. Пронина, А. А. Саковнина, Б. Ф. Свешникова, Н. Г. Селезнева, С. П. Синякова, В. В. Стороженко, К. И. Тельнова, А. З. Устинова.
Богатый боевой опыт, полученный Военно-воздушными силами в годы войны, представляет большую ценность и в настоящее время для обучения и воспитания личного состава. Он помогает офицерам и генералам ВВС познать развитие способов организации ведения и обеспечения боевых действий авиации, средства достижения победы, вскрыть недостатки и ошибки, имевшие место в минувшей войне, расширить военный кругозор, выработать навыки творческого подхода к решению практических задач. Этот боевой опыт способствует сохранению и приумножению славных боевых традиций и воспитанию всего личного состава ВВС в духе советского патриотизма.
В послевоенный период продолжается бурное развитие авиационной науки и техники. Перевооружение нашей авиации на новейшие типы реактивных самолетов, оснащение ее термоядерными средствами поражения и ракетным оружием способствуют дальнейшему решительному увеличению ее ударной мощи. Однако было бы неправильно пренебрегать опытом минувшей войны.
Такие вопросы, как поддержание постоянной высокой боеготовности частей и соединений ВВС, подготовка резервов и авиационных кадров, широкое использование маневренных качеств авиации, осуществление взаимодействия авиации с войсками в наступательных операциях, обеспечение непрерывного управления и взаимодействия между родами и видами авиации и многие другие вопросы, не утратили своего значения и в настоящее время.
Сейчас предъявляются новые требования к организации, [450] ведению и обеспечению боевых действий авиации, что вызывает необходимость дальнейшего развития теории. При разработке новых вопросов применения авиации генералы и офицеры ВВС должны глубоко изучать и учитывать опыт прошлой войны, обращая особое внимание на характерные особенности подготовки и ведения боевых действий, которые применимы для современных условий. Это позволит познать пути и способы достижения победы над сильным противником в различных условиях современной обстановки и может быть важной основой для решения теоретических и практических вопросов, вставших перед военной теорией и практикой оперативной и боевой подготовки Военно-воздушных сил. В. И. Ленин показал непревзойденное умение в применении исторического опыта для решения практических задач современности. Он указывал, что
«нельзя научиться решать свои задачи новыми приемами сегодня, если нам вчерашний опыт не открыл глаза на неправильность старых приемов»{262}.
Опыт Отечественной войны имеет огромное значение для воспитания высоких моральных качеств, беспредельной преданности социалистической Отчизне у личного состава ВВС. Массовый героизм, стремление с честью выполнить воинский долг перед Родиной, высокая дисциплина в самых тяжелых условиях войны, особенно ее начального периода, являются неисчерпаемым источником воспитания многих поколений авиаторов.
Повседневное умелое использование и широкая пропаганда славных боевых традиций ВВС для воспитания авиаторов и молодежи являются одной из важных задач политорганов, партийных и комсомольских организаций. Проведение докладов, лекций и бесед, празднование юбилейных дат авиационных соединений и частей, организация встреч ветеранов войны с воинами ВВС, посещение музеев и памятных мест, демонстрация исторических документальных и художественных фильмов и другие мероприятия являются основными формами пропаганды опыта Великой Отечественной войны.
В послевоенные годы в авиационные части и училища ВВС приходят новые пополнения. Молодые воины живо интересуются героическими традициями авиаторов старшего поколения, свято хранят и неустанно приумножают их. Пример старших товарищей по оружию вдохновляет воинов-авиаторов на успешное выполнение воинского долга, зовет к неустанному совершенствованию боевой выучки, освоению новой сложной реактивной, ракетной авиационной техники и вооружения.