Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 7.

В битве под Курском

Победы, одержанные Советскими Вооруженными Силами в битве на Волге и в последующем общем наступлении зимой 1943 г , значительно изменили обстановку на советско-германском фронте. Красная Армия прочно овладела стратегической инициативой.

Чтобы ослабить политические последствия крупных поражений своих войск, немецкое командование весной 1943 г приступило к подготовке нового наступления, рассчитывая вновь вернуть утраченную стратегическую инициативу и изменить ход войны в свою пользу. Для наступления был избран центральный участок фронта. Гитлеровцы рассчитывали воспользоваться выгодным начертанием линии фронта и нанести два встречных удара из районов южнее Орла и севернее Харькова в общем направлении на Курск с целью окружения и уничтожения советских войск, занимавших Курский выступ. План наступления получил кодовое название «Цитадель».

На плацдармах для наступления противник сосредоточил 900 тыс. солдат и офицеров, около 10 тыс. орудий и минометов, 2700 танков и самоходных орудий{115}. Большие надежды немецкое командование возлагало на массовое применение новой техники — тяжелых танков «тигр» и «пантера» и самоходных орудий «фердинанд», имевших мощное вооружение и прочную броневую защиту.

Готовясь к наступлению, противник стремился создать благоприятную для себя воздушную обстановку. На аэродромы в районах Орла, Белгорода и Харькова сосредоточивались лучшие авиационные эскадры с других участков фронта и театров военных действий. На усиление 4-го [174] и 6-го воздушных флотов, действовавших в районе Курской дуги, с 15 марта по 1 июля из Германии, Франции и Норвегии прибыло 13 авиационных групп{116}. Авиационная группировка немцев под Курском включала 17 авиационных эскадр, которые насчитывали 1850 самолетов. Кроме того, для поддержки войск предполагалось привлечь свыше 200 бомбардировщиков с аэродромов глубокого тыла. Всего вражеская авиация имела 2050 самолетов (1200 бомбардировщиков, 600 истребителей, 100 штурмовиков и 150 разведчиков), что составляло почти 70% численности ВВС противника, действовавших в то время на советско-германском фронте.

Советское Верховное Главнокомандование, своевременно раскрыв планы врага, решило сначала упорной и активной обороной измотать и обескровить наступавшего противника, а затем перейти в контрнаступление и разгромить его ударные группировки. Оборонительные рубежи на Курском выступе занимали войска Центрального и Воронежского фронтов.

Для поддержки и прикрытия оборонявшихся войск была сосредоточена авиационная группировка в составе 16-й воздушной армии Центрального фронта, 2-й воздушной армии Воронежского фронта, 17-й воздушной армии соседнего Юго-Западного фронта и основных сил авиации дальнего действия. К началу оборонительной операции воздушные армии были значительно усилены авиационными соединениями резерва Ставки ВГК. Советская авиация, насчитывая 2900 самолетов, почти вдвое превосходила противника по количеству истребителей, но в 2,4 раза уступала ему по дневным бомбардировщикам. Однако это преимущество врага вполне компенсировалось нашими штурмовиками и ночными бомбардировщиками. Общее соотношение сил по авиации с учетом АДД было 1,5 : 1 в нашу пользу.

Обороне под Курском предшествовал трехмесячный период затишья, который был использован для всесторонней подготовки к предстоящим операциям. В штабах воздушных армий и авиационных соединениях отрабатывались планы боевых действий, уточнялись вопросы взаимодействия, проводились конференции и летно-тактические учения. В авиационных полках кипела боевая учеба. В ходе учебно-тренировочных полетов совершенствовалась техника пилотирования и групповая слетанность экипажей, повышалось качество бомбометания и воздушной стрельбы.

Большую работу провели и части авиационного тыла. За три месяца инженерно-аэродромные батальоны 16-й и 2-й [175] воздушных армий при активной помощи местного населения построили и восстановили 154 аэродрома{117}. Для обеспечения аэродромного маневра в воздушных армиях создали резерв из 5 — 6 батальонов аэродромного обслуживания. Много обращалось внимания на улучшение скрытности базирования авиации. В этих целях наряду с маскировкой действующих аэродромов в обеих армиях было построено 50 ложных аэродромов{118}, по которым впоследствии противник нанес ряд ударов. Были созданы запасы материальных средств на 10 — 15 дней активных боевых действий авиации.

За несколько дней до начала Курской битвы на транспортных самолетах в штурмовые полки завезли противотанковые авиационные бомбы, созданные нашими учеными и изготовленные промышленностью в короткие сроки. Перерыв в боевых действиях использовался также и для восстановления и ремонта боевой техники. Процент неисправных самолетов снизился с 12 на 1 мая до 5 на 1 июля.

В период подготовки к предстоящим сражениям наша авиация не прекращала боевых действий. Она наносила удары по резервам противника, вела борьбу за господство в воздухе, прикрывала свои войска и вела воздушную разведку.

Советское командование стремилось максимально ослабить авиационную группировку противника на центральном участке фронта и создать благоприятные условия для завоевания господства в воздухе. С этой целью по плану Ставки ВГК были проведены две воздушные операции по уничтожению авиации противника на аэродромах.

Первая из них проходила с 6 по 8 мая 1943 г. В ней участвовали шесть воздушных армий — 1, 15, 16, 2, 17 и 8-я. Первый массированный удар по 17 немецким аэродромам был нанесен одновременно на фронте протяженностью 1200 км утром 6 мая силами 112 бомбардировщиков, 156 штурмовиков и 166 истребителей{119}. Часть аэродромов, где базировались немецкие истребители, была заблокирована с воздуха. Застигнутый врасплох, противник не смог оказать организованного противодействия и потерял на аэродромах 194 и в воздушных боях 21 самолет. Наши потери составили 21 самолет{120}. Высокую эффективность ударов по аэродромам в значительной степени обеспечила воздушная разведка, которая заблаговременно вскрыла базирование и состав немецкой авиации. [176]

Повторные удары по этим аэродромам наносились днем 6 и утром 7 мая. Чтобы преодолеть возросшее сопротивление средств ПВО врага, применялись крупные группы бомбардировщиков и штурмовиков в сопровождении большого количества истребителей. Зенитные средства аэродромов подавлялись специально выделенными группами самолетов. Принятые меры позволили добиться высоких результатов. Произведя 777 самолето-вылетов, наши летчики во втором и третьем налетах повредили и уничтожили 285 самолетов, в том числе 53 сбили в воздушных боях. Высокая эффективность действий нашей авиации подтвердилась данными воздушного фотоконтроля, показаниями пленных немецких летчиков и донесениями партизан.

8 мая гитлеровское командование перебазировало многие авиационные части в тыл. Самолеты были рассредоточены и тщательно замаскированы. На борьбу с советской авиацией были выделены значительные силы истребителей. Для дальнего обнаружения наших самолетов и оповещения своих авиационных частей об опасности привлекались не только радиолокационные станции, но и небольшие истребительные заслоны, которые патрулировали вдоль линии фронта.

В этот день наши летчики произвели 181 самолето-вылет. Они уничтожили только 6 немецких самолетов, а сами потеряли 8. Всего за три дня операции было уничтожено и выведено из строя 506 вражеских самолетов, а наши потери составляли 122. В целом операция отличалась большим размахом, решительностью цели и высокой результативностью. В среднем на один уничтоженный самолет противника приходилось три самолето-вылета.

Через месяц, с 8 по 10 июня, проводилась вторая воздушная операция. На этот раз Ставка ВГК привлекала три воздушные армии (1, 15 и 2-ю) и соединения авиации дальнего действия, которые подвергли ударам 28 аэродромов врага. Цель операции заключалась в том, чтобы разгромить группировку бомбардировочной авиации врага, которая совершала ночные налеты на важные промышленные центры страны — Горький, Саратов, Ярославль. В результате этой операции и последующих ударов по аэродромам немецкая авиация потеряла в июне 580 самолетов и прекратила налеты на наши промышленные центры.

Во время действий по аэродромам советские летчики показывали образцы выполнения воинского долга. 8 июня во время удара по аэродрому Сеща группа штурмовиков под командованием Героя Советского Союза майора М. З. Бон-даренко уничтожила и повредила до 35 самолетов противника, взорвала ангар и склад с боеприпасами. Командир эскадрильи майор Бондаренко принимал самое активное [177] участие в битве под Курском и за совершенные подвиги был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.

Одновременно с действиями по аэродромам истребители вели борьбу с немецкой авиацией в воздухе, отражая ее налеты на аэродромы и железнодорожные объекты. Особенно крупные воздушные бои шли 2 июня во время отражения массированного налета противника на железнодорожный узел Курск. В этот день немецкие бомбардировщики под прикрытием истребителей несколькими волнами шли в сторону города. Для их перехвата привлекалось 280 истребителей 16-й и 2-й воздушных армий и 106 истребителей 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Первый эшелон немецких самолетов в составе 137 бомбардировщиков и 30 истребителей встретили летчики 16-й воздушной армии в 4 часа 45 минут, еще на дальних подступах к Курску. Связав боем истребителей прикрытия противника, они главными силами совместно с 101-й истребительной авиационной дивизией ПВО атаковали бомбардировщиков и сбили 58 самолетов.

Борьба с последующими группами самолетов противника проходила менее успешно. Из 287 немецких бомбардировщиков около 160 прорвались к Курску, которые, сбросив бомбы, вывели из строя железнодорожный узел на 12 часов. Во время налета 2 июня противник потерял 145 самолетов.

В ходе подготовки к операциям большое внимание уделялось срыву железнодорожных и автомобильных перевозок противника. Основные коммуникации врага в течение почти трех месяцев подвергались ударам авиации на широком фронте и на глубину до 200 — 250 км от линии фронта. Для действий по ним привлекались прежде всего соединения дальней авиации, а также воздушные армии фронтов. Деятельность коммуникаций противника систематически нарушалась. Только летчики 16-й и 2-й воздушных армий, совершив 1909 самолето-вылетов, уничтожили 6 железнодорожных эшелонов, до 260 вагонов с грузами, 7 паровозов, более 120 автомашин, создали на железнодорожных станциях более 90 сильных взрывов и до 220 очагов пожара.

Советские ВВС действовали по войскам противника в районах сосредоточения, штабам, узлам связи и складам. На выполнение этих задач было совершено 7987 самолетовылетов. Налеты совершались после тщательной воздушной разведки и были весьма эффективными. В начале мая группа в 50 бомбардировщиков Пе-2 16-й воздушной армии в районах станции Брасово и поселка Локоть взорвала большой склад боеприпасов, уничтожила несколько танков и бронемашин, разбила эшелон с воинскими грузами{121}. [178]

Интенсивно велась также воздушная разведка, которая вскрыла районы сосредоточения главных группировок войск противника, базирование и состав немецкой авиации, а также систему противовоздушной обороны аэродромов, характер оборонительных укреплений, расположение опорных пунктов, артиллерийских позиций и резервов врага. Все это помогло советскому командованию лучше раскрыть замысел противника, своевременно принять меры по организации устойчивой обороны и более целеустремленно подготовиться к последующему контрнаступлению.

В период подготовки к оборонительной операции большое внимание уделялось организации взаимодействия авиации с войсками. Руководствуясь планами фронтовых оборонительных операций и боевых действий воздушных армий, авиационные штабы тщательно согласовали задачи ВВС по месту и времени с каждой общевойсковой и танковой армиями. Для разрешения всех вопросов, возникающих в ходе операции, воздушные армии выделили в танковые и общевойсковые армии своих ответственных представителей.

Координацию действий авиационных объединений осуществляли по решению Ставки ВГК командующий ВВС Красной Армии маршал авиации А. А. Новиков и его заместители генералы Г. А. Ворожейкин и С. А. Худяков, которые с небольшими оперативными группами находились в районе командных пунктов фронтов. Были разработаны планы взаимодействия между 16-й и 2-й, а также 2-й и 17-й воздушными армиями.

Большую работу провели партийные и комсомольские организации, а также политорганы ВВС, которые направляли свою деятельность прежде всего на повышение боеспособности авиационных частей. Много обращалось внимания на укрепление дружбы между авиаторами и личным составом общевойсковых и танковых армий. В сухопутные войска направлялись наиболее отличившиеся в боях летчики. Они выступали на митингах и собраниях личного состава. В свою очередь общевойсковые и танковые армии присылали своих представителей в авиационные части.

Наступление противника началось утром 5 июля. Для советских войск оно не было внезапным. 2 июля Ставка ВГК предупредила командующих Центральным и Воронежским фронтами о возможном переходе врага в наступление в ближайшие дни. В связи с этим сухопутные войска и авиация были приведены в полную боевую готовность, а утром 5 июля осуществлена мощная артиллерийская контрподготовка.

С орловского плацдарма, в полосе войск Центрального фронта, противник наступал главными силами на Ольховатку, вспомогательные удары наносились на Малоархангельск [179] и Гнилец. Немецкие войска поддерживались крупными группами авиации, которая сосредоточила все свои усилия на поле боя в полосе шириной 25 — 30 км и в глубину не более 10 — 15 км. В каждом налете участвовало по 100 — 150 бомбардировщиков под прикрытием до 60 истребителей.

С появлением вражеских самолетов над линией фронта на борьбу с ними поднялись истребители 6-го истребительного авиационного корпуса (командир генерал Н. Е. Ерлыкин) и 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (командир подполковник И. В. Крупенин). Когда было точно установлено, что главные силы противника наступают на Ольховатку, штурмовики и бомбардировщики получили задачу небольшими группами в течение всего дня уничтожать танки, орудия и живую силу противника.

С вводом в бой основных сил 16-й воздушной армии (командующий генерал С. И. Руденко, заместитель по политической части генерал В. А. Виноградов, начальник штаба генерал П. И. Брайко) интенсивность действий авиации значительно возросла. Летчики 3-го бомбардировочного авиационного корпуса (командир генерал А. З. Каравацкий) и 6-го смешанного авиационного корпуса (командир генерал И. Д. Антошкин), а также 2-й гвардейской (командир полковник Г. И. Комаров) и 299-й штурмовых авиационных дивизий (командир полковник И. В. Крупский), действуя группами по 6 — 8 самолетов, приступили к уничтожению танков и живой силы противника на поле боя в районах Ясной Поляны, Озерок, Архангельское. Здесь впервые наши летчики применили противотанковые авиационные бомбы кумулятивного действия, которые оказались весьма эффективными. Они прожигали броню фашистских танков и выводили их из строя.

При эффективной поддержке авиации наши войска успешно отражали атаки противника. К исходу 5 июля противник вклинился в нашу оборону на 6 — 8 км лишь на ольховатском направлении. Тем не менее первый день оборонительной операции показал, что авиация распыляла свои усилия на подавление и уничтожение большого количества объектов. [180]

Борьба с авиацией противника в первый день приняла ожесточенный характер. Прикрывая войска на поле боя, летчики-истребители героически отражали налеты немецкой авиации и в 76 групповых воздушных боях сбили 106 самолетов. Наши потери составляли 98 самолетов{122}. В воздушных боях советские летчики проявляли отвагу и высокое боевое мастерство. Особенно отличились младший лейтенант В. К. Поляков (1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), который один самолет уничтожил пулеметно-пушечным огнем, а второй таранил; лейтенант С. К. Колесниченко уничтожил в первый день битвы три немецких самолета.

Однако в действиях наших истребителей были и серьезные недочеты: они увлекались боями с истребителями противника и подчас оставляли без воздействия вражеские бомбардировщики. Отдельные группы истребительных патрулей не эшелонировались по высотам, дежурили над своей территорией. Плохо было организовано оповещение о приближении воздушного противника. Это вынудило прикрывать войска непрерывным патрулированием в воздухе, что приводило к большому расходу сил.

На второй день боев, чтобы восстановить свое положение и уничтожить вклинившегося в оборону противника, советские войска нанесли контрудар. В соответствии с обстановкой командующим 16-й воздушной армией было принято решение в 5.00 6 июля нанести сосредоточенный удар по главной группировке противника в районе Подолянь, Саборовка и Бутырки силами 140 самолетов.

С рассветом 6 июля летчики разведывательной авиации уточнили районы скопления танков, мотопехоты и артиллерии противника и сообщили об этом по радио. В воздух немедленно взмыли соединения бомбардировщиков и штурмовиков, которые в 5 часов нанесли удар, применив противотанковые, осколочные и фугасные бомбы. Эффект был разительный. Советские войска, наблюдавшие, как на их глазах наши летчики подожгли более десятка танков, с криком «ура» перешли в атаку. В этот же день было организовано еще два таких удара.

Успех действий наших бомбардировщиков и штурмовиков обеспечивался надежным прикрытием истребителей. При выполнении этой задачи особенно отличились летчики 127-го истребительного авиационного полка, возглавляемые капитаном Ф. В. Химичем. Обеспечиваемые ими бомбардировщики выполнили свои задачи без потерь от истребителей противника. [181] 6 июля авиационному командованию удалось устранить недочеты, имевшиеся в действиях истребителей в первый день боев. Командиры 6-го истребительного авиационного корпуса и 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии лично организовали управление истребителями с передовых КП, находившихся на участке контрудара наших войск вблизи переднего края. Они внимательно следили за воздушной обстановкой и при необходимости усиливали наряд патрулирующих истребителей за счет дежурных подразделений, находившихся на аэродромах. Зоны патрулирования были вынесены за линию фронта, благодаря чему немецкие самолеты стали перехватываться еще до подхода к полю боя. Противодействие нашей истребительной авиации резко возросло, что немедленно сказалось на воздушной обстановке.

Встретив упорное сопротивление, немецкая авиация снизила активность. Между тем наша авиация наращивала свои удары, совершив почти в 2 раза больше вылетов, чем 5 июля. В 92 воздушных боях было уничтожено 113 немецких самолетов{123}. [182]

В результате контрудара наших войск и активных действий авиации противник понес серьезный урон в живой силе и боевой технике. Наступательный порыв его войск заметно снизился. Однако гитлеровское командование пытается выправить положение. На орловский плацдарм спешно перебрасываются пехотные и танковые дивизии, а также новые части истребительной авиации с других участков фронта. Но все эти меры уже не могли предотвратить наметившийся кризис наступления. В течение 7 — 8 июля противник, хотя и предпринимал попытки прорваться к Курску через Поныри, успеха не имел.

В то же время окончательно наступил перелом и в борьбе за господство в воздухе. Начиная с 7 июля наши истребители прочно овладели инициативой в воздухе. Большинство немецких бомбардировщиков перехватывалось еще до их подхода к полю боя. Активность фашистской авиации заметно упала. Если 7 июля в полосе Центрального фронта отмечалось 1162 самолета-пролета, то 9 июля — только 350.

К 10 июля наступательные возможности врага полностью иссякли. С переходом 12 июля Западного и Брянского фронтов в наступление на орловском направлении немецко-фашистские войска севернее Курска окончательно перешли к обороне.

За время оборонительной операции на орловско-курском направлении 16-я воздушная армия совершила более 7600 самолето-вылетов и авиация дальнего действия — до 800. Советские летчики, уничтожив 517 фашистских самолетов, завоевали господство в воздухе и оказали большую помощь войскам в срыве вражеского наступления.

Командование сухопутных войск дало высокую оценку действиям советской авиации. Военный совет 13-й армии Центрального фронта, войска которой оборонялись на главном направлении, писал:

«Просим передать летному составу 16-й воздушной армии горячую благодарность наших наземных войск за активную поддержку с воздуха... Воины 13-й армии с любовью и теплотой отзываются об удачных ударах с воздуха своих братьев по оружию»{124}.

На белгородско-курском направлении боевые действия нашей авиации начались также утром 5 июля. В 4 часа 30 минут 2-я и 17-я воздушные армии нанесли массированный удар по вражеским аэродромам Микояновка, Сокольники, Номерки, Основа, Рогань, Барвенково и Краматорская. Для этой цели были привлечены 132 штурмовика и 285 истребителей. Однако в момент удара не на всех аэродромах оказалось много самолетов. Гитлеровское командование подняло в воздух в 4 часа часть своих авиационных соединений [183] для проведения авиационной подготовки наступления. Поэтому эффективность действий была не везде высокой. По данным экипажей, было выведено из строя до 60 самолетов противника.

Задействовав значительные силы авиации для налета по аэродромам, воздушные армии несколько запоздали с ударами по наступавшим войскам противника. Войска Воронежского фронта начали отражать атаки без должной поддержки с воздуха. Однако к 9 часам утра положение изменилось. Возвратившиеся с задания авиационные части были нацелены на уничтожение танков, артиллерии и пехоты врага на поле боя.

Наиболее напряженные бои развернулись на обоянском направлении. Сосредоточив до 700 танков, основные силы пехоты и артиллерии, противник наносил здесь главный удар, стремясь кратчайшим путем прорваться к Курску. Одновременно часть его войск наступала на Корочу с целью отвлечения сил наших войск на второстепенные направления. Войска противника поддерживались почти всей авиацией 4-го воздушного флота.

Чтобы быстрее сорвать вражеское наступление, командование Воронежского фронта сосредоточило на обоянское направление большую часть своих сил — почти все соединения 2-й воздушной армии (командующий генерал С. А. Кра-совский, заместитель по политической части генерал С. Н. Ромазанов, начальник штаба генерал Ф. И. Качев). На корочанском направлении поддержку войск осуществляла 17-я воздушная армия (командующий генерал В. А. Судец, заместитель по политической части генерал В. Н. Толмачев, начальник штаба генерал Н. М. Корсаков).

Основные усилия штурмовой и бомбардировочной авиации были направлены на уничтожение танковой группировки противника, пытавшейся прорвать оборону в полосе 6-й гвардейской армии. В первые два дня оборонительной операции штурмовики и бомбардировщики действовали группами по 6 — 8 самолетов, а затем стали наносить сосредоточенные удары с участием по 30 — 40 самолетов, благодаря чему эффективность действий авиации еще более повысилась, а потери самолетов снизились. Большие группы штурмовиков и бомбардировщиков оказались более обороноспособными, их было легче прикрыть истребителями. Кроме того, каждая такая группа могла выделять часть своих сил для подавления средств ПВО цели. Сосредоточенные удары авиации по войскам противника давали большой моральный эффект, они нередко приводили к срыву вражеских атак. 7 июля двумя сосредоточенными ударами 1-го штурмового авиационного корпуса (командир генерал [184] В. Г. Рязанов) была сорвана атака крупных сил танков и пехоты немцев в районе Сырцево, Яковлево.

Представитель Ставки ВГК начальник штаба ВВС Красной Армии генерал С. А. Худяков донес 8 июля командующему ВВС Красной Армии:

«Принятое накануне решение об изменении тактики нашей авиации в сторону массированного ее использования большими группами оказалось совершенно правильным. Командование Воронежского фронта признало действия авиации значительно более эффективными, чем накануне»{125}.

С самого начала наступления противника на белгородско-курском направлении разгорелась ожесточенная борьба за господство в воздухе. Над районом 20X60 км действовало одновременно с обеих сторон свыше 2 тыс. самолетов. Нередко велись бои с участием 100 — 150 самолетов. Всего с 5 по 10 июля только истребители 2-й воздушной армии провели 205 воздушных боев и сбили более 330 вражеских самолетов, потеряв своих 153{126}. В боях особенно отличились летчики 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии под командованием генерала Д. П. Галунова, которые в первый же день уничтожили около 76 самолетов. Однако в действиях советских истребителей, так же как и на орловско-курском направлении, отмечались серьезные недостатки, что привело к потере господства в воздухе в первые дни операции. Лишь после устранения этих недочетов наши летчики стали полновластными хозяевами положения в воздухе.

В напряженных пятидневных боях советские войска при активной поддержке авиации нанесли врагу огромные потери, особенно в танках. Попытки противника прорваться к Курску через Обоянь были сорваны, и к 10 июля его наступление на этом участке фронта было приостановлено. Однако гитлеровское командование не хотело мириться с этим. После перегруппировки войск танковые и моторизованные дивизии врага при поддержке авиации перенесли свои главные усилия на прохоровское направление, чтобы прорваться к Курску обходным путем.

Стремясь сорвать и этот план противника, командующий Воронежским фронтом решил упорной и активной обороной продолжать изматывать его войска, а 12 июля нанести мощный контрудар с целью окончательного разгрома группировки, наступавшей на прохоровском направлении.

В течение двух ночей — на 11 и 12 июля — авиация дальнего действия и ночные бомбардировщики 2-й и 17-й воздушных армий действовали по железнодорожным эшелонам на станциях, громили колонны войск на шоссейных и [185] грунтовых дорогах с целью изоляции района предстоящего сражения от притока свежих резервов. Ударам подвергались также войска на поле боя.

Утром 12 июля, за 40 минут до начала контрудара, 2-я воздушная армия провела авиационную подготовку, в которой участвовало более 200 самолетов. Ввиду сложных метеорологических условий летчикам пришлось действовать по танкам и артиллерии на огневых позициях небольшими группами.

Контрудар в районе Прохоровки вылился в крупное встречное танковое сражение, в котором противник понес большие потери в живой силе и боевой технике. Совместными усилиями войск и авиации была сорвана последняя попытка врага прорваться к Курску.

Наступление противника южнее Курска также закончилось провалом. С 17 по 23 июля наши войска восстановили свое положение, занимаемое до 5 июля. За время оборонительной операции на белгородско-курском направлении наша авиация совершила 19263 самолето-вылета. Военный совет Воронежского фронта в донесении Ставке ВГК отмечал:

«По показаниям пленных особенно огромные потери понес противник в танках и живой силе от всех видов нашей авиации и артиллерии».

В дни ожесточенных сражений советские летчики показали беспредельную любовь к своей Родине, проявляли героизм, отвагу и высокое боевое мастерство. Особенно прославился командир звена старший лейтенант А. К. Горовец. Возвращаясь 6 июля с боевого задания, он заметил большую группу бомбардировщиков, направлявшуюся к позициям наших войск. Отважный летчик решил атаковать их. Скрытно подстроившись к ним, он сбил девять немецких бомбардировщиков и сам погиб смертью храбрых. Советское правительство высоко оценило подвиг А. К. Горовца, присвоив ему посмертно звание Героя Советского Союза.

В те дни отличились также майор М. С. Токарев, капитан С. Д. Луганский, лейтенант В. И. Андрианов и многие другие летчики, штурманы, воздушные стрелки, а также сержанты и офицеры частей и соединений ВВС. Здесь получил боевое крещение И. Н. Кожедуб, ныне генерал, трижды [186] Герой Советского Союза, который во время оборонительной операции открыл счет сбитым немецким самолетам.

Таким образом, оборонительная операция на орловско-курском направлении продолжалась до 12 июля, а на белгородско-курском — до 23 июля. В течение нескольких дней советские войска при активной поддержке авиации измотали и обескровили противника и сорвали его наступление.

Боевые действия советской авиации под Курском получили значительно больший размах, чем в обороне под Москвой и Сталинградом. В оборонительной операции двух фронтов принимали участие три воздушные армии (16, 2 и 17-я) и значительные силы авиации дальнего действия. В конце операции Воронежского фронта (с 17 по 23 июля) к боевым действиям привлекалась и 5-я воздушная армия Степного фронта (командующий генерал С. К. Горюнов, заместитель по политической части генерал А. П. Грубич, начальник штаба генерал Н. Г. Селезнев).

Основные усилия фронтовой авиации нацеливались на уничтожение важнейших группировок врага и решительно массировались на главных направлениях. Боевые действия советских ВВС велись в тесном взаимодействии с сухопутными войсками, особенно при нанесении контрударов и в ходе борьбы за удержание главной полосы обороны.

Воздушные бои, перераставшие в сражения, явились новой ступенью в повышении мастерства наших летчиков-истребителей. Над районами боевых действий на направлениях главных ударов действовало с обеих сторон около 4 тыс. самолетов. Нередко над полем боя находилось одновременно до 200 — 300 истребителей. Только 5 июля состоялось 175 групповых воздушных боев, в которых было сбито более 239 самолетов противника. Характерным в борьбе за господство в воздухе явилось то, что с обеих сторон она носила активный наступательный характер. Всего за время оборонительной операции советская авиация уничтожила в воздухе и на аэродромах более 1500 немецких самолетов, а сама потеряла около 1 тыс.

* * *

Планируя контрнаступление под Курском, Ставка ВГК намечала разгромить орловскую и белгородско-харьковскую группировки противника, ликвидировать занимаемые ими выступы и создать благоприятные условия для последующего общего наступления. На орловско-курском направлении предусматривалось прорвать оборону на нескольких участках с дальнейшим развитием ударов по сходящимся направлениям на Орел с целью окружения и уничтожения по частям вражеской группировки. На белгородско-харьковском направлении планировалось нанести ряд ударов в направлении [187] западнее и юго-западнее Харькова, чтобы расчленить вражескую группировку и уничтожить ее по частям.

На орловском направлении продолжали действовать соединения 6-го воздушного флота Германии, которые базировались на аэродромных узлах в районе городов Орел, Брянск, Сеща.

В состав группировки советской авиации, действовавшей на орловском направлении, входили 1-я воздушная армия Западного фронта, 15-я воздушная армия Брянского фронта и 16-я воздушная армия Центрального фронта. Благодаря усилению воздушных армий авиасоединениями резерва Ставки ВГК наша авиация имела здесь почти тройное превосходство над противником. Кроме того, сюда периодически привлекались для боевых действий соединения дальней авиации.

На Белгородско-Харьковском выступе базировались и действовали 4-й воздушный флот Германии и 2-й венгерский авиационный корпус. Группировка советской авиации включала в свой состав 2-ю воздушную армию Воронежского фронта, 5-ю воздушную армию Степного фронта и часть сил авиации дальнего действия. После усиления резервами Ставки ВГК наша авиация превосходила по численности противника почти вдвое.

Перед советскими ВВС были поставлены задачи: прочно удерживать господство в воздухе и надежно прикрыть ударные группировки фронтов от воздействия ВВС противника, содействовать сухопутным войскам в прорыве вражеской обороны и развитии успеха, противодействовать войскам противника в занятии обороны на промежуточных рубежах, нарушить управление войсками, а также препятствовать маневру резервами, вести воздушную разведку. В соответствии с этими задачами и планами наступательных операций командующие воздушными армиями приняли решения, на основе которых были тщательно спланированы боевые действия ВВС в форме авиационного наступления.

* * *

Контрнаступление на орловском направлении началось 12 июля. На участке прорыва 11-й гвардейской армии Западного фронта 70 бомбардировщиков Пе-2 и 48 штурмовиков 1-й воздушной армии (командующий генерал М. М. Громов, заместитель по политической части генерал И. Г. Литвиненко, начальник штаба генерал А. С. Пронин) за 15 минут до начала атаки войск нанесли удар по артиллерии и опорным пунктам врага. По этим же объектам всю ночь действовали соединения дальней авиации и части 213-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии воздушной армии, которые, совершив 362 самолето-вылета, сбросили на [188] противника 210 тонн бомб. На участке прорыва 61-й армии Брянского фронта авиационная подготовка проводилась только ночью. Экипажи авиации дальнего действия и 313-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 15-й воздушной армии (командующий генерал Н. Ф. Науменко, заместитель по политчасти полковник М. Н. Сухачев, начальник штаба полковник А. А. Саковнин) подавляли артиллерию и минометы, разрушали узлы сопротивления и уничтожали войска в районах сосредоточения. В результате артиллерийской и авиационной подготовки оборона врага была значительно ослаблена.

На рассвете 12 июля при поддержке авиации и под прикрытием дымовой завесы, поставленной штурмовиками, перешли в атаку ударные группировки фронтов. Группы штурмовиков по 10 — 12 самолетов под прикрытием истребителей непрерывно находились над полем боя, подавляя огневые точки, уничтожая танки и живую силу врага.

Фашистские войска оборонялись упорно. Им помогала авиация, которая особенно активно действовала в полосе 61-й армии. Через час после начала наступления над полем боя стали появляться группы бомбардировщиков, пытавшиеся нанести удары по нашим войскам. Однако истребители 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса (командир генерал Е. М. Белецкий) были в полной готовности, дежуря в воздухе и на аэродромах. Своими атаками они расстраивали боевые порядки бомбардировщиков, сбивая их и не давая возможности прицельно бомбить наши войска. [189]

Всего за 12 июля авиация трех воздушных армий совершила 2174 самолето-вылета, провела 72 воздушных боя и уничтожила 86 вражеских самолетов, потеряв своих 59. В этих боях отличились летчики-истребители А. П. Маресьев, Б. В. Панин, П. И. Муравьев, И. П. Витковский, А. Е. Боровых, впоследствии удостоенные звания Героя Советского Союза. Вместе с советскими авиаторами в воздушных боях активное участие принимали французские летчики-истребители эскадрильи «Нормандия».

За восемь дней операции войска Западного фронта продвинулись на 70 км, а 61-я армия Брянского фронта — на 20 км. Создались благоприятные условия для окружения болховской группировки.

Чтобы удержать Болхов и спасти от разгрома свою группировку, гитлеровское командование с 13 по 19 июля перебросило сюда с других участков фронта и тыла до десяти дивизий, в том числе шесть танковых и моторизованных. Вражеские войска нанесли мощные контрудары по войскам Западного и Брянского фронтов. Обстановка резко изменилась в пользу противника. Гитлеровцы, обеспечив себе перевес в силах, затормозили наше наступление.

В этих условиях требовался срочный ввод в сражение наших резервов. И советское командование с 16 по 25 июля последовательно ввело в сражение 25-й танковый корпус, 11-ю армию, 4-ю танковую армию и 2-й гвардейский кавалерийский корпус, выделенные из резерва Ставки. Для борьбы с врагом были переключены также почти все силы 1-й и 15-й воздушных армий.

Наша авиация наносила эффективные удары по контратакующим войскам. Только 25 июля летчики 1-й воздушной армии уничтожили около 25 танков, до 150 автомашин, 5 артиллерийских батарей и много пехоты противника.

Активно действовали наши авиаторы в интересах 4-й танковой армии — при вводе ее в сражение и действиях в глубине. Несмотря на сложные метеорологические условия, бомбардировщики и штурмовики наносили меткие удары по противотанковым средствам и войскам врага в полосе наступления танковых соединений, истребители непрерывным патрулированием прикрывали боевые порядки танкистов. При [190] активной поддержке авиации танковые соединения быстро продвигались в направлении Хотынца, стремясь перерезать пути отхода гитлеровских войск с орловского плацдарма.

К 29 июля войска и авиация Западного и Брянского фронтов завершили разгром болховской группировки. Остатки разгромленных дивизий противника поспешно начали отступать на запад.

Наступлению 3-й и 63-й армий Брянского фронта, начавшемуся из района западнее Новосиля, предшествовала еще более мощная авиационная подготовка, чем на болховском направлении. В ночь на 12 июля авиация дальнего действия и бомбардировщики 15-й воздушной армии совершили более 600 самолето-вылетов и сбросили на обьекты врага в главной полосе обороны около 550 тонн бомб. А утром на противника обрушились штурмовики 3-го штурмового авиационного корпуса (командир корпуса генерал М. И. Горлаченко). Действуя большими группами самолетов, они уничтожили и подавили многие огневые средства и войска на участке прорыва. За пять минут до начала атаки войск 89 бомбардировщиков сбросили 500 фугасных и более 3 тыс. осколочных бомб на важнейшие узлы сопротивления и артиллерийские позиции врага.

Массированные действия бомбардировщиков и штурмовиков и артиллерии деморализовали противника, и первое время он не оказывал серьезного сопротивления. Советские войска с ходу овладели двумя траншеями обороны и начали успешно продвигаться вперед. Уцелевшие огневые точки и узлы сопротивления неприятеля уничтожались небольшими группами штурмовиков. Начальник штаба 3-й общевойсковой армии генерал М. В. Ивашечкин писал, что

«действия штурмовиков над полем боя дали возможность наземным войскам быстро продвинуться вперед и овладеть опорными пунктами и узлами вражеской обороны».

Гитлеровское командование спешно начало перебрасывать в район сражения свои резервы и дивизии с неатакованных участков фронта и с ходу вводить их в бой. Сюда же были перенацелены основные усилия немецкой авиации, которая группами по 40 — 50 самолетов стала наносить удары по боевым порядкам нашей пехоты, танкам и переправам на реке Зуша. Но истребители 1-го гвардейского истребительного авиационного корпуса были начеку, в 48 групповых воздушных боях они сбили 67 самолетов противника.

Развивая успех, наши пехотинцы и танкисты при поддержке авиации продолжали теснить противника и к 16 июля вышли на реку Олешня, на западном берегу которой гитлеровцы создали оборонительный рубеж. Чтобы ускорить прорыв обороны, командующий фронтом ввел в сражение 3-ю гвардейскую танковую армию. На ее поддержку и прикрытие [191] генерал Н. Ф. Науменко выделил основные силы 15-й воздушной армии: 120 штурмовиков, 112 бомбардировщиков и 200 истребителей.

В 8 часов 19 июля по артиллерийским батареям, скоплению пехоты и танков врага 63 бомбардировщика нанесли удар на участке ввода в сражение танковых войск. Штурмовики тем временем подвергли воздействию объекты врага на флангах. Спустя три часа под прикрытием истребителей танковые корпуса стали вводиться в сражение. Гитлеровское командование направило против них авиацию, которая группами от 8 до 35 бомбардировщиков под прикрытием истребителей пыталась задержать наступление наших войск. Завязались ожесточенные воздушные бои, в которых истребители сбили 23 самолета противника и вынудили большую часть бомбардировщиков повернуть обратно. Командующий 3-й гвардейской танковой армией генерал П. С. Рыбалко объявил благодарность летчикам за их отличные действия.

При активной поддержке авиации войска Брянского фронта прорвали промежуточный рубеж обороны немцев, вышли на реки Ока и Оптуха, где завязали бои по прорыву проходившего здесь последнего рубежа обороны. Противник, боясь окружения, начал спешно отводить свою группировку войск из Орла. Утром 1 августа воздушная разведка обнаружила движение до 300 автомашин из города на запад, и по ним сразу же 15-я и 16-я воздушные армии нанесли удары. В условиях полного господства в воздухе штурмовики и бомбардировщики вели боевые действия с малых высот и с бреющего полета, производя по нескольку заходов на колонны противника. Бомбардировщики одновременно наносили удары по железнодорожным эшелонам, мостам и переправам на путях отхода врага, а ночью самолеты По-2 сбрасывали на войска осколочные бомбы.

В течение пяти дней 15-я воздушная армия совершила около 4800, а 16-я воздушная армия свыше 5000 самолетовылетов, из которых больше 50% по отходившим войскам. Дороги, по которым действовала наша авиация, были усеяны трупами немецких солдат и загромождены разбитыми автомашинами, танками и другой боевой техникой.

На рассвете 4 августа войска 63-й и 3-й армий при активной поддержке авиации ворвались в Орел и завязали уличные бои. К утру 5 августа город был полностью очищен от немецких оккупантов. Вечером 5 августа в честь советских воинов, освободивших Орел и Белгород, столица нашей Родины Москва впервые в Великой Отечественной войне салютовала орудийными залпами.

Наступательные действия Западного и Брянского фронтов заставили противника перебросить на усиление своей 2-й танковой армии часть дивизий с южного фаса Орловского [194] выступа. Используя это, войска Центрального фронта 15 июля также перешли в контрнаступление. В течение трех дней они восстановили свое положение, занимаемое к 5 июля, а к 6 августа освободили город Кромы.

Эффективную поддержку войскам оказали соединения 16-й воздушной армии. Встречая относительно слабое сопротивление воздушного противника, они совершали ежедневно до 1 тыс. и более самолето-вылетов и причиняли врагу серьезный урон в живой силе и боевой технике.

После освобождения городов Болхов, Орел и Кромы советские войска перешли к преследованию остатков разгромленной группировки противника. Ставка ВГК потребовала в это время основные усилия 15-й и 16-й воздушных армий и авиации дальнего действия переключить на уничтожение отступавших войск. Выполняя эту задачу, штурмовики и бомбардировщики вылетали по вызову воздушных разведчиков и действовали по автоколоннам на шоссе Кромы — Карачев и железной дороге Орел — Хотынец — Карачев — Брянск. По этим же объектам периодически действовали истребители, а ночью фронтовые и дальние бомбардиров-шики. В результате активных действий авиации с 6 по 10 августа было уничтожено до 60 железнодорожных эшелонов, много танков и автомашин.

К 18 августа операция на орловском направлении была закончена. Наши войска при поддержке авиации разгромили 21 дивизию немцев и ликвидировали Орловский выступ, создав благоприятные условия для проведения последующих наступательных операций. За 36 суток фронтовая и дальняя авиация совершила 60995 самолето-вылетов, сбросив на объекты врага 15 тыс. тонн бомб. Немецкая авиация потеряла за это время более 1400 самолетов, из которых свыше 1320 были уничтожены в воздушных боях и 80 — на аэродромах. Все попытки гитлеровского командования вернуть утерянную инициативу закончились провалом. Советские ВВС прочно удерживали господство в воздухе.

* * *

Войска Воронежского и Степного фронтов перешли в контрнаступление 3 августа. В ночь перед наступлением на участках прорыва нанесли удары самолеты авиации дальнего действия, которые совершили 370 самолето-вылетов{127}. Утром, за два часа до атаки войск, бомбардировщики и штурмовики 2-й воздушной армии группами по 6 — 12 самолетов в сопровождении истребителей приступили к подавлению опорных пунктов противника на участках прорыва 5-й и 6-й гвардейских армий Воронежского фронта. Непосредственно [195] перед атакой войск 36 бомбардировщиков, 76 штурмовиков и 45 истребителей нанесли уцар по объектам главной полосы обороны. В ходе авиационной подготовки на участке прорыва войск Степного фронта летчики 1-го бомбардировочного авиакорпуса (командир полковник И. С. Полбин) нанесли два сосредоточенных удара по узлам сопротивления на первой и второй позициях главной полосы обороны, совершив в общей сложности 150 боевых вылетов.

В результате эффективных ударов авиации и артиллерии были уничтожены и подавлены огневые средства опорных пунктов, и в течение первых 30 минут наступления немецко-фашистские войска не оказывали существенного противодействия. Отдельные артиллерийские батареи, пытавшиеся открыть огонь, быстро уничтожались находившимися над полем боя штурмовиками. Войска 5-й и 6-й гвардейских армий в первой половине дня овладели главной полосой обороны противника.

Стремясь задержать наше наступление, немецкое командование бросило к участку прорыва крупные силы авиации. Бомбардировщики противника, действуя преимущественно небольшими группами самолетов, пытались наносить удары по наступавшим пехоте и танкам. Но налеты врага успешно отражались советскими истребителями.

Чтобы ускорить прорыв тактической обороны, командующий фронтом ввел в сражение 1-ю и 5-ю гвардейскую танковые армии. Для их поддержки были выделены основные силы 2-й воздушной армии. При этом 5-й штурмовой авиационный корпус и 291-я штурмовая авиационная дивизия подавляли огневые средства и очаги сопротивления на поле боя, бомбардировщики 202-й бомбардировочной авиационной дивизии уничтожали подходящие резервы, а истребители прикрывали боевые порядки танковых соединений.

При активном содействии нашей авиации, господствовавшей в воздухе, танковые армии завершили прорыв тактической зоны обороны и к исходу 3 августа вышли в район Томаровка, Саенков, Добрая Воля, продвинувшись на 26 км. К этому времени войска Степного фронта вклинились в оборону на 7 — 9 км.

В первый день контрнаступления фронтовая авиация совершила 2670 самолето-вылетов. Ее действия получили высокую оценку. На имя командира 1-го штурмового авиационного корпуса генерала В. Г. Рязанова была получена телеграмма от командира 48-го стрелкового корпуса, в которой говорилось:

«Только благодаря непосредственно организованному взаимодействию и массированным ударам летчиков-штурмовиков наземные части имели продвижение»{128}. [196]

Прорвав оборону противника, войска Воронежского и Степного фронтов быстро развивали успех. К 11 августа 1-я и 5-я гвардейская танковые армии при активном содействии авиации расчленили белгородско-харьковскую группировку противника на две части и перерезали железную дорогу Харьков — Полтава. 5 августа войска Степного фронта освободили Белгород и вышли к внешнему харьковскому оборонительному обводу.

Немецкое командование начало спешно перебрасывать по железным и шоссейным дорогам в районы Харькова и Ахтырки резервы из Донбасса и других участков фронта. Оно решило сосредоточить в районах южнее Богодухова и Ахтырки две крупные группировки войск и нанести мощные контрудары во фланг Воронежскому фронту.

Переброска резервов была своевременно вскрыта нашей воздушной разведкой. Чтобы сорвать замысел врага, Ставка ВГК приняла решительные контрмеры. Для нарушения железнодорожных и автомобильных перевозок и уничтожения резервов привлекались крупные силы фронтовой и дальней авиации. Первой в борьбу с резервами противника включилась 8-я воздушная армия Южного фронта. Ее бомбардировочные и штурмовые соединения активно действовали по танковым и моторизованным соединениям врага, которые перебрасывались из Донбасса в район Харькова. На выполнение этой задачи в среднем совершалось в сутки по 400 — 500 самолето-вылетов. Затем, по мере продвижения резервов вдоль линии фронта, на борьбу с ними последовательно включались бомбардировщики и штурмовики 17, 5 и 2-й воздушных армий, которые успешно действовали по железнодорожным станциям Горловка, Славянск, Барвенково, Макеевка, Павлоград и др., уничтожали эшелоны и автоколонны в пути следования.

С 5 августа, когда танковые резервы врага стали прибывать в район Харькова, для борьбы с ними привлекались экипажи авиации дальнего действия, которые подвергли ударам эшелоны на железнодорожных станциях: Харьков-Центральный, Люботин, Шпаковка, Мерефа, Основа. Всего на борьбу с оперативными резервами противника в этом районе авиация дальнего действия с 6 по 17 августа совершила 2300 самолето-вылетов{129}. В результате действий авиации выдвигавшиеся для нанесения контрудара войска противника понесли большие потери, их сосредоточение было задержано.

Не ожидая полной готовности ахтырской группировки, три танковые дивизии врага 11 августа нанесли контрудар южнее Богодухова, а через семь дней последовал контрудар [197] в районе Ахтырки. Завязались ожесточенные бои на земле и в воздухе, продолжавшиеся до 21 августа.

Благодаря согласованным действиям советских сухопутных войск и авиации контрудары противника успеха не имели. Немецко-фашистские танковые и моторизованные дивизии, встретив организованное противодействие и понеся огромные потери, вынуждены были отступать под ударами войск и авиации Воронежского фронта. Летчики 2-й воздушной армии только в районе Ахтырки уничтожили за три дня боев более 30 танков, 400 автомашин, подавили несколько артиллерийско-минометных батарей.

В то время как войска Воронежского фронта отражали контрудары противника, воины Степного фронта вели бои по освобождению Харькова. К 18 августа они прорвали оборонительные обводы и обошли город с трех сторон, стремясь окружить врага. Спасая свои войска от полного разгрома, гитлеровское командование начало отводить из города свои танковые и моторизованные дивизии и вывозить награбленное имущество по дороге Харьков — Полтава. Воздушная разведка своевременно вскрыла маневр противника, и на борьбу с его колоннами была привлечена почти вся авиация 5-й воздушной армии. Только 21 — 22 августа наши летчики совершили 1300 самолето-вылетов, уничтожив и повредив много танков и более 135 автомашин{130}.

В ночь на 23 августа после упорных уличных боев Харьков был очищен от оккупантов, а вечером столица нашей Родины Москва салютовала войскам Степного фронта, освободившим один из крупнейших промышленных и административно-политических центров Украины. Верховный Главнокомандующий объявил благодарность всем воинам, принимавшим участие в этой операции, в том числе авиаторам.

Так закончилось контрнаступление на белгородско-харьковском направлении, которое переросло в общее наступление Красной Армии по освобождению Донбасса и Левобережной Украины.

В ходе Белгородско-Харьковской операции советская авиация совершила 28265 самолето-вылетов. Советские летчики оказали большую помощь в разгроме войск противника. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 800 вражеских самолетов. Удерживая господство в воздухе, завоеванное еще в период обороны, наши летчики создали благоприятные условия для выполнения задач сухопутным войскам.

Контрнаступление под Курском закончилось блестящей победой Красной Армии.

За успешное выполнение боевых заданий и героизм летчиков многие авиационные части и соединения были награждены [198] орденами, преобразованы в гвардейские, удостоены наименований Белгородских, Орловских, Харьковских. Тысячи авиаторов получили правительственные награды и были удостоены звания Героя Советского Союза. Только в одном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку 295-й истребительной авиационной дивизии за мужество и отвагу пятерым лучшим летчикам: Н. П. Дмитриеву, И. П. Лавейкину, И. Н. Сытову, В. И. Попкову и И. А. Шардакову — было присвоено звание Героя Советского Союза, а командир этого полка полковник В. А. Зайцев награжден второй Золотой Звездой.

В контрнаступлении в полном объеме было осуществлено авиационное наступление, что явилось дальнейшим шагом в развитии оперативного искусства ВВС. После авиационной подготовки атаки штурмовики и бомбардировщики немедленно переключались на поддержку наступавших войск на всю глубину операции. Усилия авиации сосредоточивались на узких участках фронта по наиболее важным объектам — танкам и артиллерии, которые препятствовали успешному продвижению наших войск. Непрерывным воздействием по войскам противника советская авиация снижала их способность к сопротивлению, наносила им большие потери и тем самым способствовала успеху прорыва нашими войсками оборонительных позиций врага.

С вводом в сражение танковых соединений воздушные армии переключали свои главные усилия на подавление средств противотанковой обороны противника, изолировали район сражения от подхода резервов, обеспечивали прикрытие с воздуха танковых и механизированных корпусов. С началом отхода вражеских войск наша авиация принимала активное участие в их преследовании. Военно-воздушные силы оказывали значительное влияние на ход операции на всех ее этапах.

Получили свое дальнейшее развитие способы взаимодействия авиации с сухопутными войсками и организация управления авиационными частями и соединениями в обороне и наступлении. Чтобы обеспечить более четкое управление авиацией, создавалось несколько радиосетей. В частности, выделялась отдельная радиосеть для управления и наведения штурмовиков на поле боя. Опыт авиационной поддержки наступавших войск, полученный в контрнаступлении под Курском, особенно организация взаимодействия с танковыми армиями и управление штурмовой авиацией над полем боя с помощью наземных радиостанций, был широко использован в других операциях минувшей войны. Наша авиация приобрела также ценный опыт борьбы с оперативными резервами противника.

Битва под Курском характерна напряженной борьбой [199] за господство в воздухе. На выполнение этой задачи воздушными армиями было затрачено до 35% всех самолето-вылетов. Борьба с авиацией противника, продолжавшаяся почти полтора месяца, увенчалась разгромом основных ее сил. Велась она решительно и в крупном масштабе. Разгромив авиационную группировку противника под Курском, наши ВВС завоевали стратегическое господство в воздухе. Гитлеровское командование уже не имело возможности быстро восполнить огромные потери авиации, особенно в летном составе. Это создало благоприятные условия нашим Вооруженным Силам в организации и проведении широких наступательных операций.

Битва под Курском характерна для наших ВВС и совершенствованием тактики родов авиации.

Дальнейшее развитие получила тактика действий штурмовой авиации как крупными группами самолетов, так и небольшими подразделениями. Для лучшего управления штурмовиками и наблюдения за их действиями над полем боя командные пункты командиров штурмовых авиационных корпусов и дивизий стали размещаться вблизи наблюдательных пунктов командующих общевойсковыми армиями. В стрелковые корпуса и дивизии для наведения самолетов на цели высылались авиационные представители, что обеспечило тесное взаимодействие штурмовиков с войсками.

Бомбардировочная авиация широко применяла способ нанесения сосредоточенных ударов в составе до дивизии включительно, был получен большой опыт бомбометания с пикирования.

Истребительная авиация получила ценный опыт ведения групповых воздушных боев с применением маневра в вертикальной плоскости. Для истребительных соединений, прикрывавших сухопутные войска, назначались полосы, в которых они уничтожали самолеты противника. Для дальнего обнаружения вражеских самолетов при отсутствии в воздушных армиях радиолокационных средств применялись самолеты-разведчики, которые патрулировали в районе аэродромов противника на вероятных маршрутах его полета и передавали по радио о всех появившихся группах самолетов. Это позволяло своевременно наращивать усилия наших патрулирующих групп истребителей и осуществлять перехват вражеских самолетов на дальних подступах.

В целом в битве под Курском оперативное искусство ВВС и тактика родов авиации обогатились многими новыми положениями и поднялись в своем развитии на более высокую ступень. Авиационное командование, штабы и службы показали свою зрелость и подготовленность в управлении дивизиями и корпусами, в планировании боевых действий и организации взаимодействия. [200]

Дальше