Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 2.

Авиация в летних операциях 1941 г.

На рассвете 22 июня 1941 г. многомиллионная армия фашистской Германии вероломно напала на Советский Союз. Удар громадной силы внезапно обрушился на наши сухопутные войска, аэродромы, железнодорожные узлы, военно-морские базы и города, расположенные в приграничной зоне. После мощной артиллерийской и авиационной подготовки немецкие войска вторглись на территорию СССР. На огромном пространстве от Балтийского до Черного моря развернулись невиданные по своему размаху ожесточенные кровопролитные сражения.

Для захвата господства в воздухе гитлеровское командование выделило более 50% всех сил своей авиации. 22 июня свыше 1 тыс. немецких бомбардировщиков подвергали неоднократным налетам 66 наших аэродромов, на которых базировались основные силы авиации западных приграничных округов. В первую очередь были подвергнуты атакам те аэродромы, на которых располагались авиационные полки, вооруженные самолетами новых типов. Одновременно немецкие истребители вели борьбу с нашими самолетами в воздухе, а также подавляли средства ПВО аэродромов.

В результате внезапных массированных ударов по нашим аэродромам и ожесточенных воздушных боев ВВС западных округов в первый день войны потеряли около 1200 самолетов, в том числе 800 было уничтожено на аэродромах{20}.

Однако попытки врага полностью разгромить советскую авиацию и подавить волю наших летчиков к сопротивлению не увенчались успехом. Опыт борьбы с авиацией, полученный немецкими летчиками в войне с Польшей, Францией, [30] Бельгией и в воздушных боях над Англией, не оправдал всех надежд гитлеровского командования. Несмотря на трудности и сложность обстановки, советские летчики мужественно вступили в борьбу с фашистской авиацией. В первый день войны наши ВВС совершили около 6 тыс. самолето-вылетов и уничтожили в воздушных боях более 200 вражеских самолетов{21}.

«Несмотря на достигнутую немцами внезапность,— признают фашистские офицеры и генералы,— русские сумели найти время и силы для оказания решительного сопротивления»{22}.

Общие боевые задачи ВВС фронтов были определены в приказе Наркома обороны, который поступил в авиасоединения в 7 часов 15 минут 22 июня{23}. Главной задачей наших ВВС ставилась борьба с авиацией противника. Однако быстрое и глубокое вклинение немецких войск в пределы нашей территории вынудило советское командование изменить первоначальное решение и направить основные усилия фронтовой и дальнебомбардировочной авиации на уничтожение танковых и мотомеханизированных колонн противника и поддержку своих оборонявшихся войск. Кроме того, дальнебомбардировочная авиация стала наносить удары по железнодорожным объектам и военно-промышленным центрам врага в глубоком тылу.

Боевые действия наших ВВС (командующий генерал П. Ф. Жигарев) начались почти одновременно на всем советско-германском фронте, но протекали в различных условиях.

Части ВВС Северо-Западного фронта (командующий генерал А. П. Ионов{24}, заместитель по политической части полковой комиссар И. В. Машнин, начальник штаба комбриг С. С. Крупин) в ночь на 22 июня проводили учебно-тренировочные полеты. Утром, когда полеты были закончены и технический состав приступил к осмотру и подготовке авиационной техники, в воздухе появились немецкие бомбардировщики. Несмотря на внезапность нападения, противнику не удалось нанести нашей авиации существенных потерь на аэродромах и в воздухе.

К активным боевым действиям авиация приступила в 10 — 11 часов. Бомбардировщики и штурмовики группами по 10 — 18 самолетов начали наносить удары по танковым колоннам противника в районах Тильзит, Таураге, Полукне и переправам [31] на реке Неман. Истребительная авиация стала вести борьбу с фашистскими бомбардировщиками. В течение первого дня войны ВВС фронта совершили 2 тыс. самолето-вылетов. В воздушных боях советские летчики уничтожили более 20 вражеских самолетов{25}.

Несмотря на упорное и героическое сопротивление советских войск и авиации, танковым и моторизованным дивизиям противника удалось в первый день войны вторгнуться на советскую территорию на 20 — 50 км. Под угрозой захвата оказались многие аэродромы. И наши авиачасти вынуждены были перебазироваться на восток в район Митава, Двинск.

Стремясь задержать наступление противника, войска Северо-Западного фронта по указанию Ставки ВГК 23 — 25 июня нанесли контрудар на шяуляйско-тильзитском направлении. Для поддержки контратакующих войск привлекалась почти вся авиация фронта и 1-й корпус дальнебомбардировочной авиации. В течение трех суток в этом районе шли ожесточенные бои на земле и в воздухе.

Советские летчики уничтожали немецкие танки и живую силу на поле боя, прикрывали войска 8-й и 11-й армий, а также части 12-го и 3-го механизированных корпусов от ударов вражеских самолетов, бомбардировали железнодорожные узлы, станции и подходившие резервы. Для выполнения этих задач наши летчики совершили более 2100 самолето-вылетов. Однако усилия советской авиации в [32] те дни распылялись на широком фронте, не массировались на главных направлениях, с сухопутными войсками авиация устойчивой связи не имела. Все это привело к недостаточно высокой эффективности ее действий. Кроме того, нашим истребителям не удалось непрерывно и надежно прикрыть с воздуха ударные группировки сухопутных войск, которые от налетов вражеских бомбардировщиков понесли серьезные потери.

После упорных и кровопролитных боев с превосходящими силами врага войска фронта вынуждены были отходить на северо-восток. Захватив инициативу, противник к 10 июля вторгся на псковско-ленинградском направлении до 500 км.

За первые 18 дней войны ВВС Северо-Западного фронта совершили более 8 тыс. самолето-вылетов и нанесли врагу значительные потери в живой силе и боевой технике. Но в ожесточенных сражениях наша авиация понесла также тяжелый урон.

Еще более сложная воздушная обстановка сложилась в полосе Западного фронта. На этом важнейшем стратегическом направлении немецкие бомбардировщики подвергли интенсивным ударам с воздуха 26 наших аэродромов, на которых базировались наиболее подготовленные и боеспособные истребительные авиационные полки, осваивавшие новые типы самолетов (МиГ-3 и Як-1). Отдельные аэродромы (Тарново, Долубово), расположенные в непосредственной близости от государственной границы, были обстреляны даже тяжелыми орудиями полевой артиллерии врага.

Несмотря на весьма сложную обстановку, ВВС фронта героически сражались с врагом и совершили 22 июня 1900 самолето-вылетов. Бомбардировочные соединения наносили удары по немецкой авиации на аэродромах Соколув, Седлец, Луков, Бяла Подляска, а также по скоплениям танковых колонн врага в районах Цехановец, Константинув, Августов, Сувалки. Истребительная авиация фронта отражала многочисленные налеты фашистских бомбардировщиков и уничтожила за день более 100 немецких самолетов.

Отражая внезапное нападение фашистов, советские летчики вели боевые действия с большим напряжением, проявляя мужество и отвагу. Командир эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И. И. Дроздов совершил в первый день войны пять боевых вылетов и в воздушных боях уничтожил два немецких самолета, а старший политрук А. А. Артемьев произвел девять вылетов и уничтожил три самолета. Многие советские летчики, когда все средства борьбы были уже израсходованы, смело и решительно шли на таран, чтобы только не допустить врага [33] к прикрываемым объектам и сухопутным войскам. 22 июня на Западном фронте тараны применили заместитель командира эскадрильи 123-го истребительного авиационного полка лейтенант П. С. Рябцев, заместитель командира эскадрильи по политчасти старший политрук А. С. Данилов, летчик младший лейтенант Д. В. Кокорев.

В последующие дни приграничных сражений основные усилия авиации фронта сосредоточивались на уничтожение мощной танковой группировки противника в сувалкинском выступе.

Отдельные удары бомбардировщиков по войскам противника, находившимся на дорогах и в местах их сосредоточения, были весьма успешными. Так, 24 июня экипажи 13-й бомбардировочной дивизии под командованием генерала Ф. П. Полынина удачно атаковали колонну немецких танков в районе Грудопль, Пиловиды, Иванцевичи. Удар был нанесен последовательно тремя девятками в тот момент, когда танковые части сосредоточились у переправы через реку Шара. Противник, не ожидавший налетов с воздуха, потерял много танков и солдат.

25 июня в период нанесения контрудара частями наших 11-го и 6-го механизированных корпусов в районе Гродно авиационные полки 12-й и 13-й бомбардировочных авиационных дивизий, 43-й истребительной авиационной дивизии и 3-го корпуса дальнебомбардировочной авиации совершили 780 самолето-вылетов и уничтожили около 30 танков, 16 орудий и до 60 автомашин с живой силой врага.

Борьба с авиацией противника в этот период отличалась непрерывными, и ожесточенными воздушными боями. Немецкие бомбардировщики продолжали наносить удары по аэродромам базирования нашей авиации. Однако в результате возросшего противодействия советских истребителей, рассредоточенного базирования авиационных частей, маскировки самолетов потери на аэродромах значительно снизились.

Несмотря на тяжелую обстановку, ВВС Западного фронта совершили за первые 18 дней войны около 7 тыс. самолето-вылетов, нанесли значительные потери противнику, а также получили боевой опыт, что позволяло усилить противодействие врагу на земле и в воздухе. [34]

На Юго-Западном фронте (командующий ВВС генерал Е. С. Птухин, с июля 1941 г. генерал Ф. А. Астахов, заместитель по политической части дивизионный комиссар И.С.Гальцев, начальник штаба генерал Н. А. Ласкин) вторжение вражеской авиации в воздушное пространство было встречено подразделениями истребительной авиации, поднятыми в воздух по боевой тревоге. В первых же воздушных боях наши летчики сбили несколько самолетов, рассеяли часть групп немецких бомбардировщиков. Однако полностью сорвать их действия не удалось. Подвергнув ударам 23 аэродрома ВВС фронта, противник вывел из строя около 200 наших самолетов.

Авиационные соединения получили боевую задачу в 10 часов утра и приступили к боевым действиям во второй половине дня 22 июня. Фронтовые бомбардировщики полковыми группами нанесли несколько ударов по танковым колоннам врага в районе Грубешув, Устилуг, совершив 240 самолето-вылетов. Летчики же истребительной авиации вели напряженные воздушные бои с момента нападения противника. В 4 часа 25 минут в воздушном бою, израсходовав боеприпасы, командир звена 46-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И. И. Иванов применил таран и сбил бомбардировщик врага. Этот подвиг был совершен в районе Жолква, недалеко от того места, где в августе 1914 г. знаменитый русский летчик П. Н. Нестеров применил в воздушном бою первый в истории авиации таранный удар. 2 августа 1941 г. старшему лейтенанту И. И. Иванову было присвоено звание Героя Советского Союза. В тот же день на [35] Юго-Западном фронте фашистский самолет таранил и летчик-истребитель младший лейтенант Л. Т. Бутелин.

Всего за первые 18 дней войны ВВС Юго-Западного фронта произвели около 10 тыс. самолето-вылетов, оказали помощь сухопутным войскам в уничтожении противника и сдерживании его наступления.

ВВС Южного фронта начали боевые действия в менее сложной воздушной обстановке (командующий ВВС генерал Ф. Г. Мичугин, заместитель по политической части бригадный комиссар В. И. Алексеев, начальник штаба генерал А. З. Устинов). За несколько дней до начала войны командование Одесского военного округа проверяло боеготовность своих войск и авиации. В связи с этим авиационные части перебазировались на полевые оперативные аэродромы, на которых самолеты были рассредоточены и замаскированы, а летный состав находился в повышенной боевой готовности. В истребительных авиационных полках было организовано дежурство звеньев, отработаны мероприятия по оповещению личного состава. Штаб ВВС военного округа перебазировался из Одессы в Тирасполь, откуда успел организовать связь с подчиненными соединениями.

Благодаря этим мероприятиям летчики-истребители встретили нападение немецкой авиации своевременно и организованно, оказав ей упорное сопротивление и нанеся врагу значительные потери. Налеты немецких бомбардировщиков на аэродромы ВВС фронта оказались малоэффективными. Атаковав шесть, в основном пустых или ложных, аэродромов, противник вывел из строя 6 наших самолетов, а сам потерял 30 бомбардировщиков.

Однако временная потеря связи и управления авиачастями имела место и в штабе ВВС Южного фронта. Но командиры авиационных полков, не дожидаясь получения приказа на боевые действия свыше, своевременно принимали решения на отражение налетов немецкой авиации. Такое решение, например, принял командир 67-го истребительного авиационного полка майор Б. А. Рудаков. Под его командованием летчики в первый же день войны совершили 117 боевых вылетов и успешно отразили 4 налета бомбардировщиков противника. В воздушных боях они уничтожили 13 самолетов, а сами потеряли всего 2 истребителя. В этих боях особенно отличился, проявив героизм, командир звена старший лейтенант А. И. Мокляк, который огнем пулеметов сбил два немецких самолета, а третий таранил.

Разумную инициативу и смелые действия проявил и командир 55-го истребительного авиационного полка подполковник В. П. Иванов. С получением сигнала с поста ВНОС о нарушении вражескими самолетами государственной границы и приближении к аэродрому 20 бомбардировщиков и 18 истребителей [36] он немедленно поднял в воздух дежурную авиаэскадрилью в составе восьми самолетов МиГ-3. Стремительно атаковав противника, летчики рассеяли немецких бомбардировщиков, вынудив их, не достигнув цели, в беспорядке сбросить бомбы. Поднявшиеся по тревоге остальные летчики полка смело вступили в бой и обратили противника в бегство. Лишь отдельным прорвавшимся бомбардировщикам удалось незначительно повредить три наших самолета и поджечь склад с авиабензином. Командование Южного фронта основные усилия авиации сосредоточило для действий по войскам противника, вторгшимся на нашу территорию. Первые штурмовые удары были нанесены по переправам через реку Прут и колоннам вражеских войск. Эффективные действия нашей авиации причиняли противнику значительные потери в живой силе и боевой технике.

«Командование и бойцы, — указывалось в телеграмме Военного совета 9-й армии,— приносят товарищескую благодарность летчикам 21-й смешанной авиационной дивизии (командир полковник Д. П. Галунов) и ночному бомбардировочному полку, которым командует подполковник Ф. П. Котляр, за активную помощь в уничтожении противника. Благодаря отличным действиям авиации противник, который вторгся в пределы нашей земли, был настолько деморализован, что вынужден был поспешно отойти, беспощадно уничтожаемый метким огнем летчиков»{27}.

Всего за первые 18 дней войны ВВС Южного фронта совершили более 5 тыс. самолето-вылетов, в воздушных боях и на аэродромах они уничтожили 238 самолетов противника{28}. За это время самолетный парк фронта сократился незначительно, с учетом пополнения он имел 734 самолета{29}.

На северном крыле советско-германского фронта войска противника перешли в наступление на седьмой день войны (29 июня). Однако наша авиация начала свои боевые действия на этом направлении на третий день войны.

25 июня по указанию Ставки ВГК ВВС Северного фронта (командующий генерал А. А. Новиков, заместитель по политической [37] части бригадный комиссар Ф. И. Усатый, начальник штаба генерал А. П. Некрасов) совместно с ВВС Краснознаменного Балтийского флота (командующий генерал В. В. Ермаченков) и ВВС Северного флота (командующий генерал А. А. Кузнецов) нанесли массированный удар по 19 аэродромам Финляндии и Северной Норвегии, где базировались авиачасти 5-го воздушного флота Германии и ВВС Финляндии. Цель удара заключалась в том, чтобы ослабить северную авиационную группировку противника и сорвать ее налеты на Ленинград.

Бомбардировочному удару нашей авиации предшествовала тщательная воздушная разведка, которая вскрыла состав базировавшейся авиации врага и расположение стоянок самолетов на аэродромах. Рано утром 236 бомбардировщиков и 224 истребителя вышли точно на заданные цели. Противник, застигнутый врасплох, не сумел оказать организованного противодействия. Наши летчики беспрепятственно произвели бомбометание по стоянкам самолетов, складам горючего и боеприпасов. В результате первого же налета был уничтожен и поврежден 41 вражеский самолет. Наша авиация боевых потерь не имела.

В последующие шесть дней по этим же аэродромам было нанесено еще несколько эффективных ударов. По данным воздушного фотоконтроля, наши летчики вывели из строя в общей сложности более 130 самолетов{30}.

Бомбардировщики 2, 41, 55 и 5-й смешанных авиационных дивизий активно бомбили войска на поле боя и подходящие из глубины резервы. С целью нарушения перевозки и маневра вражеских войск авиация фронта с 1 по 5 июля под- вергла бомбардировке финские порты Ботнического залива, наиболее важные мосты, дамбы, электростанции и участки железных дорог. Успешные налеты по этим объектам нарушили железнодорожное движение и вместе с тем задержали перегруппировку войск противника, готовившихся для наступления.

В начале июля два полка 2-й смешанной авиационной дивизии (командир полковник П. П. Архангельский) были передислоцированы со Старо-Русского аэроузла для действий в полосе Северо-Западного фронта, где создалась весьма напряженная обстановка. Выполняя задачи в сложных метеоусловиях и без прикрытия истребителей, бомбардировщики этих полков на самолетах СБ за четыре дня боев совершили свыше 530 боевых вылетов, сбросив на врага 250 тонн бомб и нанеся ему значительные потери. Несколько позже на этот участок фронта были перебазированы еще две дивизии (41-я смешанная и 39-я истребительная) ВВС Северного фронта, [38] которые поддерживали войска, оборонявшиеся на рубеже реки Великая.

Одновременно на ленинградском направлении велись активные боевые действия наших истребителей по уничтожению вражеских самолетов в воздухе. Первая встреча с фашистскими самолетами произошла здесь 23 июня. В этот день лейтенант А. В. Чирков перехватил и уничтожил воздушного разведчика, а на следующий день открыл счет сбитых фашистских самолетов старший лейтенант П. А. Покрышев. Вскоре прогремела слава о ленинградских летчиках младших лейтенантах С. И. Здоровцеве и П. Т. Харитонове, таранивших немецкие бомбардировщики, и о младшем лейтенанте М. П. Жукове, сбившем несколько вражеских самолетов. 8 июля 1941 г. М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов первыми в Великой Отечественной войне были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

Всего за первые 18 дней войны ВВС Северного фронта совершили около 10 тыс. самолето-вылетов{31}. К 10 июля в частях и соединениях фронта насчитывалось 837 боевых самолетов.

Наряду с фронтовой авиацией активно уничтожали врага экипажи авиационных корпусов дальнебомбардировочной авиации. В первые три дня войны дальние бомбардировщики подвергли ударам военно-промышленные объекты в городах Кенигсберг, Данциг, Бухарест, Констанца, Плоешти.

Налеты дальней авиации причинили противнику значительный ущерб. Кроме того, они вынуждали гитлеровское командование держать крупные силы зенитной артиллерии и истребительной авиации ПВО для прикрытия своих тыловых объектов. Эти налеты имели большое морально-политическое значение, так как разоблачали лживое утверждение гитлеровской пропаганды о полном уничтожении советских ВВС.

В дальнейшем, в связи с быстрым продвижением немецких войск в глубь нашей страны, авиационные корпуса дальнебомбардировочной авиации действовали преимущественно по мотомехчастям и танковым колоннам врага, войскам на поле боя, нанося противнику большие потери и тем самым замедляя темпы его наступления. Для выполнения этой задачи за первые 18 дней войны соединения дальнебомбардировочной авиации совершили 2112 самолето-вылетов (95% всех самолето-вылетов).

Яркий пример бесстрашия и беззаветного служения Родине показал экипаж дальнего бомбардировщика под командованием командира авиаэскадрильи капитана Н. Ф. Гастелло. При нанесении удара по немецкой мотомеханизированной колонне на участке дороги Молодечно — Родошкевичи [39] 26 июня 1941 г. его самолет Ил-4 был подбит зенитной артиллерией. Спасти самолет не было возможности, оставить его и спуститься на парашюте — значит попасть в руки озверелого врага. Объятый пламенем самолет был направлен в скопление войск и боевой техники врага. За беспримерный героический подвиг капитан Н. Ф. Гастелло посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза, а его имя навечно занесено в списки 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Штурман самолета лейтенант Г. Н. Скоробогатый, воздушный стрелок-радист лейтенант А. А. Бурденюк и воздушный стрелок старший сержант А. А. Калинин были посмертно награждены орденами СССР.

Авиация военно-морского флота с первого дня войны также была привлечена для борьбы с наступавшими войсками противника на приморских направлениях.

Таким образом, в первые 18 дней войны для отражения нападения врага и поддержки наших войск привлекалась вся советская авиация, которая совершила более 47 тыс. самолето-вылетов, в том числе 45 тыс. произвели ВВС.

Основные усилия авиации — 47% всех боевых вылетов — были направлены на поддержку сухопутных войск, что отвечало условиям сложившейся обстановки на земле. В качестве средств поражения применялись фугасные и осколочные бомбы малого и среднего калибра, а также пулеметный огонь и реактивные снаряды. Главными объектами действий нашей авиации были танки, артиллерия и минометы, находившиеся на огневых позициях, танковые и моторизованные колонны, [39] скопления автотранспорта, переправы, резервы и живая сила врага на поле боя.

Начиная с июля наши ВВС стали более активно действовать по вражеским аэродромам. В начале этого месяца командующий ВВС приказал командующим ВВС Северного, Северо-Западного, Западного и Юго-Западного фронтов с привлечением корпусов дальнебомбардировочной авиации нанести удары по 31 аэродрому противника. И лишь неблагоприятные метеоусловия не позволили осуществить полностью этот широкий замысел. Ударам подверглись только несколько аэродромов, главным образом в полосе Западного фронта.

Через пять дней после этого по аэродромам противника были нанесены удары одновременно почти на всем советско-германском фронте. Накануне всеми видами разведки было установлено, что утром 8 июля немецкая авиация готовится совершить налет на наши аэродромы. В связи с этим Ставка ВГК потребовала от командующих войсками фронтов нанести упреждающий удар по немецким аэродромам. На рассвете 8 июля соединения дальнебомбардировочной авиации и ВВС пяти фронтов нанесли бомбо-штурмовые удары по 40 аэродромам. Только ВВС Западного фронта сожгли и повредили 54 немецких самолета{32}.

Всего за первые 18 дней войны ВВС фронтов для действий по аэродромам противника совершили более 1 тыс. самолето-вылетов и вывели из строя 348 вражеских самолетов, 752 самолета были уничтожены в воздушных боях. [41]

В трудных условиях начального периода войны партия, правительство и Верховное Главнокомандование провели многие мероприятия по укреплению Военно-воздушных сил. На базе ВВС приграничных военных округов создаются ВВС фронтов. С целью координации их усилий 10 июля были образованы главные командования ВВС Северо-Западного, Западного и Юго-Западного направлений. Приказом Ставки ВГК от 29 июня вместо начальника управления ВВС Красной Армии была учреждена должность командующего ВВС Красной Армии с правами заместителя Народного комиссара обороны. На эту должность был назначен генерал П. Ф. Жигарев, при нем был создан Военный совет и штаб. С 23 июня 1941 г. авиация Гражданского воздушного флота была передана в оперативное подчинение Наркома обороны. Из ГВФ создавались авиационные части, подразделения и отряды, которые направлялись в состав ВВС фронтов.

Для переучивания летного состава на новую технику и всесторонней подготовки его к боевым действиям создавались запасные авиационные полки и бригады. Во внутренних военных округах спешно формировались и направлялись на фронт новые авиационные части и соединения.

Одновременно Ставкой ВГК, Генеральным штабом и командованием ВВС Красной Армии были предприняты меры по устранению выявленных недочетов в организации, ведении и обеспечении боевых действий авиации.

В целях снижения потерь в самолетах в начале июля 1941 г. авиацию стали применять преимущественно на больших высотах и ночью. В дневное время на средних высотах использовать дальних бомбардировщиков под надежным прикрытием истребителей и после подавления зенитной артиллерии противника.

Стремясь усилить поддержку войск и повысить эффективность ударов по врагу, Ставка ВГК потребовала от командования ВВС «уничтожать танки, живую силу, бензоемкости, авиационные базы и самолеты на аэродромах огнеметанием с воздуха». В директиве указывалось:

«Немедленно организовать удар по главным и самым опасным группировкам противника с воздуха подразделениями самолетов, снаряженных гранулированным фосфором, термитными шарами, а также ампулами с горючей смесью...»

Обобщив опыт первых двух недель войны, командующий ВВС Красной Армии издал 9 июля директиву, в которой требовал от командования ВВС фронтов:

«При базировании авиации на аэродромах иметь на каждом из них не более 9 — 12 самолетов. После посадки самолеты немедленно рассредоточивать на полевых площадках, маскировать и отводить в укрытия. Для летно-технического состава вырыть щели. Установить строжайшую маскировочную дисциплину [42] на аэродромах, не допуская открытого хождений по летному полю, езды на автомобилях»{33}.

Там же указывались мероприятия по улучшению службы воздушного наблюдения, оповещения и связи, повышению боевой готовности зенитных средств и истребителей к отражению нападения воздушного противника. Выполнение требований этой директивы дало положительные результаты. Потери наших самолетов от ударов вражеской авиации на аэродромах снизились.

В первые же дни войны Коммунистическая партия еще шире развернула в Красной Армии партийно-политическую и воспитательную работу. В Военно-воздушные силы были направлены многие ответственные и опытные партийные руководители. Политорганы совместно с партийными и комсомольскими организациями авиационных частей и соединений оказывали повседневную помощь командирам в борьбе с отдельными элементами благодушия и беспечности; доводили до глубокого сознания всех авиаторов нависшую смертельную опасность над нашей Родиной, помогали им лучше организовывать боевые действия. Все это благотворно сказывалось на повышении боеспособности авиации. Морально-политическое состояние наших авиаторов было высоким. В тяжелых условиях обстановки, в многочисленных боях с врагом советские летчики ежедневно совершали героические подвиги. Лучшие воины-авиаторы: летчики, штурманы, воздушные стрелки, инженеры, техники, специалисты авиационного тыла — подавали заявления с просьбой о приеме их в ленинскую партию, выражая сыновнюю любовь к Родине. Так, с 22 июня по 8 июля 1941 г. в 18-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии было принято в ряды партии 70 человек{34}, в 55-й смешанной авиационной дивизии — 68{35}, в 5-й смешанной авиационной дивизии — 98 человек{36}. Рост численности партийных организаций ВВС демонстрировал неразрывную связь Коммунистической партии с народными массами страны. Вместе с комсомольцами члены партии составляли тогда от 65 до 85% личного состава авиационных частей{37}.

* * *

В период с 10 июля по 30 сентября наша авиация прикрывала и поддерживала сухопутные войска во всех оборонительных операциях, проводившихся Красной Армией с [43] целью остановить наступление противника, измотать и обескровить его ударные группировки и сорвать план «молниеносной» войны.

На северо-западном направлении немецкие войска группы армий «Север» после выхода на рубеж Псков, Остров, Опочка, Идрица стремились во взаимодействии с финскими войсками овладеть Ленинградом. Противник имел четырехкратное превосходство по орудиям и минометам, двойное по пехоте и полуторное по танкам и авиации. Его авиационная группировка насчитывала 1900 самолетов, из которых более 1200 действовали непосредственно под Ленинградом. Группировка нашей авиации состояла из ВВС Северного и Северо-Западного фронтов, ВВС Балтийского флота и 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО и имела 1300 в основном устаревших самолетов.

Чтобы лучше применять имевшиеся силы нашей авиации и оказать более эффективное воздействие на врага, Ставка ВГК оперативно подчинила ВВС фронтов и морского флота, а также 7-й истребительный авиационный корпус ПВО командующему ВВС Северо-Западного направления генералу А. А. Новикову, который координировал действия авиационных соединений и направлял их основные усилия на решение главных задач.

Оборонительные бои наших войск на дальних подступах к Ленинграду начались 11 июля. Танковые и моторизованные дивизии противника при поддержке авиации перешли в наступление одновременно на лужском, новгородском, олонецком и петрозаводском направлениях. Но наибольшую опасность представляли вражеские войска, которые, продвигаясь на Лугу и Новгород, пытались кратчайшим путем прорваться к Ленинграду. В связи с этим около 70% всех сил нашей авиационной группировки было сосредоточено на борьбу с противником именно на этих направлениях.

Действуя эскадрильями и звеньями, бомбардировщики и истребители наносили удары по колоннам войск на дорогах, разрушали их переправы на реке Луга, уничтожали танки и живую силу врага на поле боя. Только 11 и 12 июля советские летчики вывели из строя на лужском направлении до 15 танков, сожгли более 90 автомашин и разрушили 2 переправы.

Не менее успешно действовала авиация на новгородском направлении. С 14 по 18 июля она активно поддерживала, войска 11-й армии Северо-Западного фронта, наносившие контрудар в районе Сольцы. Для выполнения задач в интересах 11-й армии привлекались не только ВВС Северо-Западного фронта, но и 1-й корпус дальнебомбардировочной авиации, а также 2-я смешанная авиационная дивизия ВВС Северного фронта, всего около 235 самолетов. Днем и ночью [42] вражеские войска подвергались ударам советской авиации, которая за пять дней боев совершила по объектам в районе Сольцы 1500 самолето-вылетов{38}. В тесном взаимодействии с ВВС наши войска нанесли 8-й танковой дивизии противника большие потери, отбросив ее на запад на 40 км. Угроза прорыва немцев к Новгороду была временно устранена.

Бывший начальник генерального штаба сухопутных войск Германии генерал Гальдер в своем дневнике в те дни записал:

«Авиация противника проявляет большую активность... совершает налеты на соединение корпуса Рейнгарда и наши пехотные дивизии, двигающиеся вдоль восточного берега Чудского озера... В общем в действиях авиации противника чувствуется твердое и целеустремленное руководство».

В ожесточенных боях вскрывались сильные и слабые стороны авиации противника, одновременно выявлялись недостатки в действиях наших летчиков и принимались энергичные меры по их устранению. Так, опыт первых дней войны показал, что немецкие истребители стремятся крупные группы советских самолетов расчленять и атаковывать по частям. В связи с этим наши бомбардировщики стали вести боевые действия в плотных боевых порядках, организуя огневой заслон против истребителей противника. Прикрывая сухопутные войска и важные объекты, советские истребители строили боевой порядок, состоявший из ударной и прикрывающей групп. На ударную группу возлагалось уничтожение вражеских бомбардировщиков, а на вторую группу — прикрытие ударной группы. При этом летчики-истребители получали задачи с учетом боевых свойств новых самолетов МиГ-3, Як-1 и устаревших И-16, И-153.

К концу июля наступление противника на ленинградском направлении было приостановлено. За 22 дня боев на дальних подступах к городу наша авиация совершила 16567 самолето-вылетов и нанесла противнику немалый урон.

Родина высоко оценила подвиги летчиков, защищавших Ленинград. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 г. старший лейтенант Л. И. Иванов, младший лейтенант П. А. Маркуца, капитан В. И. Матвеев, капитан Л. В. Михайлов, лейтенант С. А. Титовка и старшина Н. Я. Тотмин были удостоены звания Героя Советского Союза. Большая группа авиаторов была награждена орденами.

Закончив перегруппировку войск и подтянув резервы, немецкие войска при поддержке 1500 самолетов предприняли на Ленинград новое наступление. На этот раз они наносили удары с запада, юго-запада и северо-запада, стремясь окружить [45] и уничтожить советские войска под Ленинградом и овладеть городом.

31 июля семь финских дивизий при поддержке авиации перешли в наступление на Карельском перешейке. Имея большое превосходство в силах, они подошли к старой государственной границе. Но все их попытки прорвать Карельский укрепленный район обороны успеха не имели.

Большую помощь войскам 23-й армии, оборонявшимся на этом направлении, оказали летчики 5-й смешанной (командир полковник Е. Е. Ерлыкин) и 41-й бомбардировочной авиационных дивизий (командир полковник И. Я. Новиков), которые за 16 дней совершили около 1100 самолето-вылетов{39}. В этих боях особенно умело громили врага летчики штурмовой эскадрильи под командованием старшего лейтенанта Н. И. Свитенко. За семь дней они уничтожили до 20 вражеских автомашин с пехотой и сбили 7 самолетов в воздушных боях. В одном из вылетов самолет старшего лейтенанта Свитенко был поврежден зенитной артиллерией. Летчик произвел посадку на занятой врагом территории. Гибель его была неизбежна. Но на выручку командиру пришел летчик-комсомолец А. М. Слонов, который посадил свой самолет около поврежденной машины, на виду у подбегавших вражеских солдат забрал командира и прилетел в свою часть.

Для содействия нашим войскам в борьбе с танками врага, наступавшими на южных подступах к Ленинграду, советское командование привлекло основные силы авиации Северного фронта (350 самолетов), часть авиации Балтийского флота и 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО.

Тридцать суток продолжалось кровопролитное сражение. Атаки танков и пехоты противника следовали одна за другой. Немецкие бомбардировщики группами по 30 — 40 самолетов наносили удары по оборонительным позициям наших войск, пытаясь расчистить путь своим танковым дивизиям к Ленинграду.

Чтобы снизить интенсивность атак вражеской авиации, наши истребители стали прикрывать войска в светлое время суток непрерывным патрулированием. Возникали ожесточенные воздушные бои, которые на отдельных участках фронта перерастали в воздушное сражение с участием с обеих сторон по 100 — 150 самолетов. В этих боях высокое воинское мастерство и отвагу показали летчики 39-й истребительной авиационной дивизии под командованием полковника Е. Я. Холзакова. Только в августе они уничтожили около 100 немецких самолетов, при этом лейтенант А. В. Чирков сбил 7 машин, старший лейтенант А. Н. Сторожаков — 8, старший лейтенант П. А. Покрышев — 4. [46]

Вместе с тем наши бомбардировщики 25 и 28 августа подвергли атакам 10 аэродромов противника, на которых воздушная разведка вскрыла большое сосредоточение самолетов. Действия по аэродромам были тщательно подготовлены. В каждой эскадрилье были выделены экипажи для подавления зенитных средств ПВО противника. Умело был выбран и момент удара — утром на рассвете, когда самолеты находились на аэродромах. Все это обеспечило внезапность и высокую результативность действий нашей авиации, которая, совершив 250 самолето-вылетов, уничтожила более 40 самолетов. А всего в августе потери немецкой авиации на этом участке фронта составили 213 самолетов{40}. Активность вражеских бомбардировщиков заметно снизилась.

В эти же дни летчики 2-й бомбардировочной, 41-й истребительной авиационных дивизий и 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО непрерывно поддерживали оборонявшиеся войска на поле боя, совершая в день по 4 — 5 вылетов. За тридцать суток они совершили более 4 тыс. самолето-вылетов и вывели из строя много танков, сожгли до 200 автомашин и уничтожили много солдат и офицеров противника{41}.

22 августа совместными усилиями сухопутных войск и авиации наступление немцев на южных подступах к Ленинграду было приостановлено. На рубеже Гатчина, Ораниенбаум линия фронта стабилизировалась до середины сентября.

На новгородско-чудском направлении противник перешел в наступление 10 августа. Стремясь разгромить наступавшие части 39-го немецкого механизированного корпуса, соединения 11-й и 34-й армий Северо-Западного фронта нанесли контрудар в районе Старой Руссы. Для поддержки и прикрытия войск летчики фронтовой и дальнебомбардировочной авиации совершили 460 самолето-вылетов. Они действовали по войскам на поле боя, по подходящим резервам, непрерывным патрулированием прикрывали войска, наносили удары по железнодорожным объектам и эшелонам на станциях Гулбене, Валка, Псков.

В этих боях особенно умело действовали летчики 288-го штурмового авиационного полка под командованием майора И. В. Дельнова. Авиаторам ежедневно приходилось выполнять различные боевые задачи в сложных условиях воздушной и наземной обстановки, и каждый раз они проявляли высокое боевое мастерство, стойкость и отвагу.

14 августа воздушная разведка обнаружила вражескую колонну в составе до 150 автомашин с пехотой, которая двигалась [48] в направлении на Сольцы. Для нанесения удара по ней были направлены летчики 288-го штурмового авиационного полка, Атаковав головные автомашины, они остановили колонну, а затем скучившиеся войска расстреливали пулеметно-пушечным огнем с бреющего полета. В результате налета было уничтожено и повреждено более 50 автомашин, движение колонны задержано на три часа.

В итоге контрудара наши войска при содействии авиации разгромили несколько немецких дивизий и отбросили их остатки на запад до 60 км. Гитлеровское командование вынуждено было перебрасывать в район Старой Руссы дополнительные силы с других участков фронта, в том числе из района Смоленска.

В это же время Ставка ВГК усилила советские войска и авиацию под Ленинградом. В первой половине августа на пополнение авиационной группировки прибыло четыре, а в сентябре девять авиационных полков. В целях облегчения руководства боевыми действиями войск и авиации 23 августа Северный фронт был разделен на два фронта: Ленинградский и Карельский. Соответственно были сформированы ВВС Ленинградского фронта (командующий генерал А. А. Новиков) и ВВС Карельского фронта (командующий генерал Т. Т. Хрюкин).

После перегруппировки войск гитлеровцы возобновили наступление. Начался самый тяжелый период борьбы за Ленинград.

Для поддержки наших войск было привлечено 600 самолетов Ленинградского фронта и 200 самолетов ВВС Балтийского флота. Вместе с ними над полем боя успешно действовали летчики 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО. В течение сентября наша авиация совершила в интересах сухопутных войск более 17 тыс. самолето-вылетов. Только ВВС Ленинградского фронта уничтожили и повредили десятки танков противника, а также много орудий и автомашин. При содействии авиации и кораблей Балтийского флота сухопутные войска сорвали очередную попытку гитлеровцев захватить Ленинград. В конце сентября противник, понеся огромные потери и не добившись поставленных целей, прекратил наступательные действия.

В период оборонительных операций на дальних и ближних подступах к Ленинграду наша авиация наряду с уничтожением войск противника вела борьбу и с его авиацией. На выполнение этой задачи она совершила более 15 тыс. самолето-вылетов. Удары по аэродромам противника проводились по специальному плану, разработанному штабом ВВС Ленинградского фронта. Всего за период с 22 июля по 22 сентября для ударов по аэродромам врага авиация Северо-Западного [49] направления совершила 1760 самолето-вылетов, уничтожила и повредила до 500 немецких самолетов.

Борьба в воздухе осуществлялась также по единому плану. Для отражения налетов немецких самолетов на Ленинград привлекались части 7-го истребительного авиакорпуса ПВО, ВВС фронта и ВВС Балтийского флота. За истребительными дивизиями были закреплены зоны уничтожения самолетов в воздухе. При отражении массированных налетов вражеских бомбардировщиков на Ленинград общее руководство всей авиацией осуществлял командир 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО полковник С. П. Данилов. Для управления истребителями в воздухе были организованы вспомогательные пункты управления и наведения, с которых истребители наводились на самолеты противника при помощи радиосредств. Над Ленинградом, Кронштадтом и другими наиболее важными объектами непрерывно патрулировали группы истребителей.

За период июль — сентябрь 1941 г. в налетах на Ленинград участвовало 4306 немецких самолетов. Но благодаря активному противодействию всех средств ПВО, особенно истребителей, к городу за этот период прорвалось лишь 508 бомбардировщиков. В воздушных боях было уничтожено 333 вражеских самолета.

Мужественно и самоотверженно трудились инженеры, техники и мотористы, возглавляемые бригадным инженером А. В. Агеевым. Хорошо работали специалисты тыла по подготовке аэродромной сети и всестороннему обеспечению боевой деятельности авиационных частей. Непрерывно участвовавшие в боях самолеты нередко возвращались на аэродром с многочисленными пробоинами и серьезными повреждениями, но уже через несколько часов умелыми руками технического состава, работавшего без сна и отдыха, они снова возвращались в строй.

Личный состав частей работал при артиллерийских обстрелах и бомбардировках. Взлет производился из капониров, вне зависимости от направления ветра. После посадки самолеты рулили к укрытию на большой скорости. По сигналу колокола технический состав выбегал из щелей, производил закатку самолета и опять укрывался по щелям.

Всего за период летних сражений под Ленинградом (до 30 сентября 1941 г.) наша авиация произвела около 60 тыс. самолето-вылетов. Среднее напряжение составляло: у истребителей — 3 — 4, бомбардировщиков — 2 — 3 самолето-вылета в день{42}.

После того как Ленинград был блокирован с суши, усилия нашей авиации направлялись на защиту осажденного [50] города. Советские летчики наряду с действиями по войскам противника прикрывали трассу подвоза на Ладожском озере, доставляли в город боеприпасы, вооружение, продовольствие и эвакуировали раненых, больных воинов и население города.

* * *

Еще более напряженной была обстановка на западном направлении. После выхода на рубеж рек Западная Двина и Днепр противник развернул наступление на ельнинском, рославльском и великолукском направлениях, преследуя цель в короткий срок разгромить войска Западного фронта и овладеть Смоленском, а затем повернуть свою 3-ю танковую группу на север для содействия группе армий «Север» в захвате Ленинграда. В дальнейшем гитлеровское командование планировало использовать район Смоленска как исходный плацдарм для наступления на Москву.

Группа армий «Центр», наступавшая на этом направлении, располагала подавляющим превосходством в силах и средствах над советскими войсками. С воздуха немецкие войска поддерживались 2-м воздушным флотом, который насчитывал 1 тыс. самолетов. В то же время ВВС Западного фронта имели всего около 370 самолетов. Кроме того, для усиления авиации Западного фронта привлекались 120 бомбардировщиков 3-го корпуса ДВА и 150 самолетов ВВС Резервного фронта (командующий ВВС генерал Б. А. Погребов){43}. Общую координацию действий привлекаемых сил авиации на данном направлении осуществлял командующий ВВС Западного фронта полковник Н. Ф. Науменко{44}.

Первые пять дней Смоленской оборонительной операции характеризовались упорными боями за удержание днепровско-двинского речного рубежа. На поддержку и прикрытие войск, оборонявшихся на Днепре и Западной Двине, были привлечены все имеющиеся силы нашей авиации. Советские летчики наносили удары по переправам, танковым колоннам, войскам на поле боя и вражеским самолетам на аэродромах. Переправы разрушались небольшими группами бомбардировщиков и штурмовиков. Средствами поражения являлись фугасные и осколочные бомбы и зажигательные смеси, которые в лесистой местности повышали эффективность действий. Мотомеханизированные колонны подвергались атакам главным образом на лесных и проселочных дорогах, пролегающих через болотистую местность.

Командование Западного фронта в своих сообщениях Ставке ВГК высоко оценивало боевые действия нашей авиации: [51]

«ВВС с утра 13 июля нанесли мощный удар по противнику в районе Витебска и продолжают систематическое воздействие на колонны противника в этом районе. Одновременно ударом с воздуха разрушены переправы противника у Шклова, и беспрерывным атакам подвергаются колонны танков противника в районе Горки. За 14 июля атаками с воздуха уничтожена много войск противника».

Несмотря на упорное сопротивление советских войск и активные действия авиации, врагу ценой больших потерь все же удалось форсировать Западную Двину и Днепр и преодолеть оборону наших войск в районах Витебска, Орши и Шклова. С захваченных плацдармов немцы предприняли наступление в общем направлении на Смоленск, стремясь окружить и уничтожить наши войска, оборонявшиеся на участке Витебск, Шклов.

С целью срыва замысла противника войска Западного фронта с 23 по 25 июля нанесли контрудары в районах Рославля, Белого и Ярцево. Для поддержки сухопутных войск привлекались почти все авиационные части и соединения Западного и Резервного фронтов и 3-го корпуса ДБА. Чтобы обеспечить тесное взаимодействие авиачастей с сухопутными войсками, штаб ВВС Западного фронта направил на КП контрударной группы своих представителей, которые по радио информировали авиационное командование о наземной и воздушной обстановке, передавали заявки от войск на очередные удары авиации, согласовывали с ними сигналы взаимообозначения и целеуказания. Перед началом контрудара 47-я смешанная и 43-я истребительная авиационные дивизии перебазировались ближе к району боевых действий. Полки этих дивизий выделили по 1 — 2 звена и посадили их на полевых площадках в 11 — 20 км от линии фронта. Это позволило увеличить количество самолето-вылетов и своевременно перехватывать вражеские самолеты в воздухе.

В течение трех дней на земле и в воздухе шли упорные бои. Советские ВВС перед началом контрудара подвергли атакам подошедшие резервы, аэродромы (Улла, Бешенковичи, Крупка, Пуховичи, Вильно, Осиповичи и др.) и железнодорожные узлы Орша и Витебск, где воздушная разведка обнаружила воинские эшелоны противника. Утром 23 июля, когда стрелковые дивизии в сопровождении танков перешли в атаку, штурмовики и бомбардировщики небольшими группами стали уничтожать немецкие танки и огневые средства непосредственно впереди атакующих войск.

В результате контрудара войска Западного фронта при содействии авиации нанесли противнику серьезные потери и сковали его крупные силы в районах Ярцево, Белого и Рославля. Тем самым было улучшено положение войск 20-й и 16-й армий, ведущих тяжелые бои в районе Смоленска. [52]

В это же время войска левого крыла Западного фронта при содействии трех авиационных дивизий в упорной борьбе приостановили наступление войск 2-й армии и 2-й танковой группы противника. 26 июля 1941 г. на этом направлении из частей войск Западного фронта был сформирован Центральный фронт, в его состав вошли 13-я и 21-я армии. Были созданы и ВВС фронта (командующий генерал Г. А. Ворожейкин), в их состав вошли 11-я и 28-я смешанные и 13-я бомбардировочная авиационные дивизии.

К концу июля наступление врага было остановлено. За период с 10 по 31 июля советская авиация на поддержку и прикрытие войск на смоленском направлении совершила около 5200 самолето-вылетов, в воздушных боях советские летчики уничтожили до 200 фашистских самолетов{45}. Войскам была оказана существенная помощь.

8 августа гитлеровское командование направило часть войск группы армий «Центр» (2-ю армию и 2-ю танковую группу) на юг с целью разгрома войск Центрального фронта и дальнейшего развития наступления в направлении на Конотоп и Чернигов с выходом в тыл Юго-Западному фронту.

Войска Центрального фронта, уступавшие противнику в силах и средствах, не смогли отразить вражеского наступления и начали отход. Для прикрытия брянского направления 16 августа были созданы Брянский фронт и его ВВС (командующий ВВС генерал Ф. П. Полынин). Перед войсками фронта была поставлена задача нанести два контрудара — один во фланг 2-й танковой группе в районе Стародуба и второй во взаимодействии с Резервным фронтом в районе Рославля — и задержать противника.

Одновременно Ставка ВГК дала указание командованию ВВС Красной Армии о проведении 29 — 31 августа 1941 г. воздушной операции, с тем чтобы сорвать наступление 2-й танковой группы противника. Для этой цели привлекалось 450 самолетов из состава ВВС фронтов Западного направления и дальнебомбардировочной авиации. Штаб ВВС Красной Армии разработал план воздушной операции, который был утвержден Верховным Главнокомандующим.

Воздушная операция длилась шесть суток. Бомбардировщики и штурмовики начиная с 29 августа непрерывно наносили удары по танковым колоннам противника в районах Унечи, Стародуба, Трубчевска, Новгород-Северского. Недостаток в самолетах, ощущаемый в ходе боевых действий, восполнялся за счет высокого напряжения экипажей. Так, 30 и 31 августа летчики на тяжелых четырехмоторных бомбардировщиках ТБ-3 совершали по два вылета за одну ночь, на самолетах СБ, Пе-2 и Ил-2 — по 3 — 4 вылета и на истребителях [53] — по 6 — 7 вылетов в день. Всего за время операции было произведено более 4 тыс. самолето-вылетов{46}.

Командующий войсками Брянского фронта генерал А. И. Еременко, вспоминая о действиях авиации во время воздушной операции, в своих послевоенных мемуарах писал:

«ВВС фронта, используя каждый летный день, наносили противнику большие потери. Только за 30 — 31 августа было совершено около 1500 самолето-вылетов, сброшено 4500 различных бомб, уничтожено более 100 танков, 20 бронемашин, взорван склад горючего, сбито и уничтожено 55 самолетов. Удары авиации тесно увязывались с действиями наземных войск западнее Трубчевска»{47}.

Высокую оценку получили летчики и от Верховного Главнокомандующего, который в телеграмме командующему войсками фронта писал:

«Авиация действует хорошо, но она действовала бы лучше, если бы разведчики вызывали бомбардировщиков быстро и по радио, а не по возвращении к месту посадки... Желаю успеха. Привет всем летчикам».

В ходе воздушной операции наши ВВС наносили эффективные удары также по аэродромам врага. 30 августа советские летчики атаковали 8 немецких аэродромов, на которых уничтожили 57 самолетов, а 1 и 2 сентября были подвергнуты налетам еще 9 аэродромов. Решительные действия нашей авиации оказали свое влияние на воздушную и наземную обстановку.

В результате сильных контрударов наших войск и активных действий авиации ударная группировка противника понесла серьезные потери. Гитлеровцы вынуждены были часть дивизий, предназначавшихся для наступления в южном направлении, повернуть против войск Брянского фронта, что снизило темпы продвижения 2-й танковой группы на конотопском направлении.

Не менее напряженно в это время проходили бои восточнее Смоленска, где войска Западного и Резервного фронтов при поддержке авиации продолжали изматывать главные силы врага. В ходе контрударов в районах Духовщины и Ельни ему были нанесены тяжелые потери. Только в районе Ельни было убито и ранено около 50 тыс. немецких солдат и офицеров. Ельня была освобождена, а враг отброшен на 25 — 30 км.

Успешные действия нашей авиации неоднократно отмечались командующим войсками фронта. В приказе командующего Западным фронтом Маршала Советского Союза С. К. Тимошенко указывалось, что

« 21 и 22 августа враг пытался [54] приостановить движение наших войск, он ввел крупные силы танков, мотомехвойск, с большой самонадеянностью атаковал наши части. Но дни легких побед врага миновали... Славные 64-я и 50-я стрелковые дивизии и доблестная 47-я авиадивизия (61-й и 215-й штурмовые и 129-й истребительный авиаполки) разбили фашистские танки и заставили гитлеровцев в беспорядке отступить. Враг потерял до 130 танков, больше 100 автомашин, много орудий, боеприпасов и 1000 убитыми и ранеными»{48}.

Стремясь ослабить воздействие немецкой авиации по нашим войскам, ВВС Западного фронта и летчики дальнебомбардировочной авиации с 10 по 14 июля подвергли атакам 33 вражеских аэродрома, уничтожив и повредив на них до 100 самолетов. Но и фашистская авиация усилила налеты на наши аэродромы. Однако они не были уже такими эффективными, как в первые дни войны, так как наши самолеты на стоянках хорошо маскировались и рассредоточивались, повысилась бдительность и боевая готовность средств ПВО аэродромов. Одновременно возросла активность действий наших летчиков-истребителей, которые в первую очередь стали уничтожать бомбардировщики противника.

Успешно вел борьбу с вражеской авиацией 401-й истребительный авиационный полк на самолетах МиГ-3 под командованием Героя Советского Союза прославленного летчика-испытателя подполковника С. П. Супруна. Под его командованием летчики ежедневно совершали по 5 — 6 боевых вылетов. 4 июля в одном из воздушных боев с превосходящими силами врага С. П. Супрун геройски погиб. 22 июля 1941 г. он был посмертно удостоен второй медали «Золотая Звезда». Это был первый дважды Герой Советского Союза в Великой Отечественной войне.

По мере продвижения войск противника в глубь нашей страны его авиация начала совершать бомбардировочные налеты на Вязьму, Брянск, Москву, Ленинград и другие советские города. Известно, что 8 июля Гитлер отдал приказ немецким ВВС массированными налетами разрушить Москву. Первый налет на столицу был совершен в ночь на 22 июля 1941 г. В нем участвовало 250 бомбардировщиков. Для отражения этого налета привлекалось 170 истребителей, которые совместно с зенитной артиллерией уничтожили 22 фашистских самолета. К Москве прорвались лишь отдельные бомбардировщики. Приказом Народного комиссара обороны от 23 июля 1941 г. за успешные действия по отражению налета на Москву летчикам 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО (командир полковник И. Д. Климов) была объявлена благодарность. [55]

За период с 22 июля по 15 августа 1941 г. на Москву было совершено 18 ночных налетов. В восьми из них участвовало по 120 бомбардировщиков в каждом, а в остальных по 50 — 80 самолетов. Летчики-истребители и зенитная артиллерия ПВО успешно справились с задачей отражения налетов немецкой авиации. Основная масса бомбардировщиков не смогла прорваться к городу. Из 1700 самолетов, участвовавших в налетах, к столице прорвалось всего лишь около 70.

В воздушных боях по отражению вражеских налетов героически сражался заместитель командира авиаэскадрильи 177-го истребительного авиационного полка младший лейтенант В. В. Талалихин. В ночь на 7 августа на подступах к Москве он вступил в бой с бомбардировщиком. Израсходовав весь боекомплект, отважный летчик пошел на таран и уничтожил вражеский самолет. Это был один из первых воздушных таранов, произведенных ночью. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В последующих боях Талалихин уничтожил еще четыре самолета. 27 октября 1941 г. он погиб в воздушном бою. Приказом Министра обороны В. В. Талалихин навечно зачислен в списки 177-го истребительного авиационного полка.

В защите столицы от ударов с воздуха значительную роль сыграли части и соединения ВВС Западного фронта и дальнебомбардировочной авиации. В период наиболее интенсивных налетов на Москву (22 июля — 15 августа 1941 г.) они подвергли ударам 118 аэродромов противника, в результате активность немецкой авиации заметно снизилась. Во второй половине августа и в сентябре налеты фашистских бомбардировщиков осуществлялись уже мелкими группами и одиночными самолетами и носили в основном беспокоящий характер.

В течение июля ВВС Западного фронта, ведя интенсивные боевые действия, получили на пополнение более 900 самолетов{49}. Но в результате понесенных потерь и частичной передачи авиаполков в состав других фронтов общее количество самолетов по сравнению с 10 июля уменьшилось в 2 раза. [56]

К началу августа они имели всего 180 самолетов. Но и численность немецкой авиации на этом направлении сократилась почти в 4 раза. 2-й воздушный флот насчитывал 250 самолетов. Все это привело к снижению активности действий авиации с обеих сторон. Тем не менее борьба в воздухе не прекращалась. Совершив за август 188 самолето-вылетов для ударов по аэродромам, ВВС Западного фронта вывели из строя около 70 немецких самолетов. Наши потери на аэродромах за это время составили всего лишь один самолет{50}.

Смоленская оборонительная операция сыграла важную роль в срыве гитлеровского плана «молниеносной» войны. По признанию немецкого командования, их моторизованные и танковые дивизии потеряли половину боевой техники, а общие людские потери составляли до 450 тыс. человек. Наши ВВС произвели около 22 тыс. самолето-вылетов и оказали значительное содействие сухопутным войскам в решении поставленных задач.

На юго-западном направлении гитлеровское командование поставило перед группой армий «Юг» задачу в кратчайший срок овладеть Киевом, окружить и уничтожить советские войска на Правобережной Украине. На стороне врага было двукратное превосходство по танкам, орудиям и пехоте. Его авиационная группировка (4-й воздушный флот Германии и ВВС Румынии) насчитывала 1150 самолетов. Почти такое же количество самолетов имели наши ВВС, но на 75% они были устаревших типов. Координацию действий ВВС Южного фронта (командующий генерал П. С. Шелухин, с 24 сентября 1941 г. полковник К. А. Вершинин) и ВВС Юго-Западного фронта (командующий генерал Ф. А. Астахов) осуществлял командующий ВВС Юго-Западного направления генерал Ф. Я. Фалалеев.

10 июля четырнадцать немецких дивизий при поддержке авиации перешли в наступление. Прорвав оборону, они устремились к Киеву. Возникла угроза захвата врагом столицы Украины. С целью срыва планов противника советские войска при содействии авиации нанесли контрудар во фланг противнику — в направлении на Новгород-Волынский и Червоноармейск. Тяжелые бои на киевском направлении продолжались около месяца. Потеряв свои лучшие отборные войска, противник прекратил наступление.

В срыве вражеского наступления немаловажная роль принадлежала нашей авиации, которая применялась массированно и целеустремленно на решающих участках фронта. В интересах 5-й армии, наносившей контрудар, было привлечено шесть авиационных дивизий фронтовой авиации и два [57] корпуса дальнебомбардировочной авиации. Наши летчики вели боевые действия с большим напряжением, ежедневно совершая по 4 — 5 боевых вылетов. Они подвергали ударам танковые и моторизованные колонны на шоссе Житомир — Киев, уничтожали войска на поле боя и авиацию на аэродромах, прикрывали с воздуха Киев, переправы и мосты через Днепр, железнодорожные узлы Нежин и Чернигов. На выполнение всех этих задач было совершено до 5 тыс. самолето-вылетов.

В боях под Киевом особенно успешно сражались летчики 62-й бомбардировочной авиационной дивизии под командованием Героя Советского Союза полковника В. В. Смирнова и 36-й истребительной авиационной дивизии, которой командовал Герой Советского Союза полковник В. В. Зеленцов. За активную помощь войскам в отражении наступления противника летчики этих дивизий получили благодарность от Военного совета Юго-Западного фронта.

На самом южном крыле советско-германского фронта наши войска поддерживались четырьмя авиационными дивизиями Южного фронта и ВВС Черноморского флота, которые за 45 дней совершили свыше 10 тыс. самолето-вылетов.

В боях высокое мастерство, отвагу и героизм проявили летчики 210-го бомбардировочного авиационного полка (командир подполковник А. В. Кожемякин). 31 июля в районе Голованевска танки и пехота противника атаковали части 17-го стрелкового корпуса. Большую активность проявила и немецкая артиллерия. На помощь советским войскам были привлечены экипажи бомбардировочного полка, которые подавили огонь артиллерии, взорвали склад боеприпасов и уничтожили несколько танков врага. Благодаря этому наши войска вышли из-под удара превосходящих сил противника. Военный совет 18-й армии объявил благодарность летному составу 210-го бомбардировочного авиационного полка. В период 14 — 16 августа в районе Баштанка, Бармашев, станция Явкино бомбардировщики 210-го полка уничтожили до 8 танков и 30 автомашин, чем содействовали выходу из окружения частей 18-й армии. За эти действия летчики полка были отмечены второй благодарностью командования. Позднее, ведя боевые действия на днепропетровском направлении, экипажи 210-го бомбардировочного полка только 25 и 26 августа вывели из строя несколько танков и 18 автомашин с пехотой, разрушили переправу через Днепр. За большие заслуги перед Родиной 13 летчиков полка были награждены орденами.

Не менее успешно сражались экипажи 5-го бомбардировочного авиационного полка (командир подполковник Г. С. Кучерков). 15 июля в районе Леово они помогли частям 2-го стрелкового корпуса отразить атаку танкового соединения [58] противника. 21 июля летчики этого полка совместно с истребителями 67-го истребительного авиационного полка нанесли большой урон вражеской дивизии, а 23 июля разрушили две переправы в районе Ямполь, Сороки. Напряженно сражались и истребители 131-го истребительного авиационного полка (командир подполковник Л. А. Гончаров). За 4 месяца войны они совершили до 1500 самолето-вылетов только на штурмовые действия по войскам на поле боя. Хотя на вооружении полка находились устаревшие типы самолетов, летчики провели множество воздушных боев и уничтожили в них 63 фашистских самолета, потеряв своих 38{51}.

В боях на этом направлении получил боевое крещение командир звена 55-го истребительного авиаполка старший лейтенант А. И. Покрышкин, ныне генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза. 20 июля он вылетел на разведку в район Бельцы. Во время выполнения боевой задачи его самолет был подбит огнем зенитной артиллерии противника. Продолжать полет было невозможно. Приземлившись на территории, занятой врагом, Покрышкин уничтожил свою машину, сумел пробраться через линию фронта и на третьи сутки вернулся в часть. Прошло несколько дней, и он снова начал выполнять боевые задачи. В одном из вылетов в районе Акимовки старший лейтенант Покрышкин поджег железнодорожные сооружения и подавил огонь артиллерийской батареи немцев. Меткие и решительные атаки его летчиков помогли нашим войскам вытеснить фашистов из населенного пункта. Покрышкину и летчикам его звена была объявлена благодарность командующим ВВС 9-й армии. Перегруппировав войска и усилив свою южную ударную группировку двумя армиями, переброшенными из района Смоленска, немецкое командование возобновило наступление. Соотношение сил сторон на этом направлении резко изменилось в пользу противника. Войска Юго-Западного и Южного фронтов оказались в очень тяжелом положении. Их с воздуха поддерживали соединения фронтовой авиации и две дивизии дальнебомбардировочной авиации. Кроме того, сюда были направлены 4-я и 5-я резервные авиационные группы, которые насчитывали четыре истребительных, три штурмовых и два бомбардировочных авиационных полка.

В течение сентября советская авиация совершила на этом направлении около 10 тыс. самолето-вылетов. При этом до 80% ее сил направлялось на борьбу с 1-й и 2-й танковыми группами немцев и уничтожение их переправ на реках Десна и Днепр. Однако превосходство врага было подавляющим, и решить эти задачи полностью не удалось. Продолжая развивать [59] наступление, фашистские войска 9 сентября окружили в районе Киев, Прилуки, Пирятин часть войск Юго-Западного фронта.

В окружении оказались также командование и штаб военно-воздушных сил фронта, а также личный состав некоторых авиационных дивизий. Заместитель командира 62-й бомбардировочной авиационной дивизии генерал Г. И. Тхор, попав в окружение в районе города Пирятин, возглавил группу офицеров и сержантов тыла ВВС и с боями стал выводить их из окружения. В неравном бою с превосходящими силами врага он был тяжело ранен и в бессознательном состоянии взят в плен.

В берлинской гестаповской тюрьме гитлеровцы всяческими способами склоняли генерала Тхора к измене Родине. Но патриот Отчизны остался верен ей и развернул большую работу среди военнопленных. В лагере Хаммельбург генерал Тхор возглавил деятельность подпольной организации советских офицеров и генералов. Под его руководством подпольный комитет в условиях жестокого фашистского террора организовал празднование 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции и готовил военнопленных к массовому побегу из плена.

По материалам немецкого архива известно, что в декабре 1942 г. генерал Тхор, закованный в кандалы, был переведен в Нюрнбергскую тюрьму, где подвергался зверским пыткам и истязаниям, а затем был перевезен в концентрационный лагерь Флоссенбург под особый режим гестапо. Фашистам никакими пытками и истязаниями не удалось сломить волю советского воина-коммуниста. В январе 1943 г. генерал Тхор был расстрелян. Его безграничная преданность Родине, верность военной присяге и в наши дни служит ярким примером для всех воинов Советских Вооруженных Сил. Приказом Министра обороны СССР генерал Г. И. Тхор навечно зачислен в списки первой эскадрильи бомбардировочного авиационного полка, в котором он служил.

* * *

Боевые действия на подступах к Одессе начались 10 августа. Советская авиация на этом направлении была малочисленной [60] и уступала противнику в 4 — 5 раз. Отдельная Приморская армия имела лишь один 69-й истребительный авиационный полк в составе 30 самолетов. Небольшими силами здесь действовали ВВС Черноморского флота и авиаотряд Гражданского воздушного флота.

В боях под Одессой особенно отличились командир 69-го истребительного авиационного полка майор Л. Л. Шестаков и комиссар полка батальонный комиссар Н. А. Верховец. Они лично совершали по 4 — 5 вылетов в день и своими смелыми действиями воодушевляли летчиков на подвиги. 9 августа группа истребителей, возглавляемая майором Шестаковым, после штурмовых действий по войскам в районе Катаржино завязала бой с 12 Ме-109 и 9 из них сбила, не имея своих потерь. Самоотверженность, отвагу и героизм проявили также военком эскадрильи старший политрук С. А. Куница, командиры звеньев старший лейтенант А. Т. Череватенко и лейтенант В. А. Серогодский, командиры эскадрилий старшие лейтенанты П. Б. Полоз и А. А. Елохин, летчики лейтенанты А. В. Алелюхин и И. Г. Королев, заместитель командира полка капитан Ю. Б. Рыкачев.

Майор Л. Л. Шестаков с первых дней войны находился на фронте, смело и решительно уничтожал врага на земле и в воздухе. Под его командованием летчики успешно выполняли боевые задачи, содействуя войскам в обороне города, за что полк был преобразован в гвардейский и награжден орденом Красного Знамени. 12 летчиков полка получили звание Героя Советского Союза. Шестаков за два с половиной года войны произвел свыше 200 боевых вылетов. Им было совершено 65 штурмовых атак наземных целей и проведено 82 воздушных боя, в которых он лично сбил 15 и в группе 11 фашистских самолетов. 13 марта 1944 г. в воздушном бою в районе города Проскуров он погиб смертью храбрых. За выдающиеся заслуги по руководству боевыми авиачастями, за беззаветную храбрость и отвагу Герой Советского Союза полковник Л. Л. Шестаков навечно зачислен в списки истребительного авиационного полка{52}, в котором он служил.

22 сентября, после прибытия пополнения, наши войска нанесли комбинированный контрудар по противнику с фронта и тыла. Накануне ночью в районе Григорьевки был высажен морской десантный полк. За три минуты до его высадки авиация Черноморского флота выбросила за линию фронта воздушный десант, который нарушил управление и вызвал панику в рядах вражеских войск. Поддержка морского десанта с воздуха осуществлялась силами ВВС Черноморского флота, 69-го истребительного авиационного полка и авиаотряда ГВФ. Днем 22 сентября наша авиация нанесла [61] несколько ударов по аэродромам и вывела из строя до 20 самолетов противника, подавляла его войска на поле боя и подходившие резервы. Десантные подразделения и войска Одесского гарнизона при содействии авиации атаковали и разгромили две вражеские дивизии, отбросив их остатки на 5 — 8 км. Только убитыми и пленными противник потерял до 2 тыс. человек. Фашисты лишились возможности обстреливать порт из орудий. Положение Одесского гарнизона несколько улучшилось. В течение трех суток наша авиация совершила более 1500 самолето-вылетов, в воздушных боях она уничтожила 12 немецких самолетов.

Но в это время в Крыму, после прорыва противником перекопских оборонительных позиций, обстановка резко ухудшилась. Создалась угроза потери Севастополя и нарушения морских сообщений с Одессой, по которым осуществлялся подвоз резервов, боеприпасов и оказывалась поддержка войскам и кораблям флота. В связи с этим Ставка ВГК приказала вывести войска из Одессы для усиления обороны Крыма.

В период эвакуации войск из Одессы (1 — 16 октября 1941 г.) советские истребители непрерывным дневным патрулированием в воздухе прикрывали суда в море и погрузку войск; атаковывали войска противника на поле боя и самолеты на аэродромах.

В период обороны Одессы наша авиация совершила более 8 тыс. самолето-вылетов и оказала большую поддержку войскам и флоту. Среди летчиков Черноморского флота особенно отличились командир эскадрильи майор А. П. Цурцу-мия, удостоенный посмертно звания Героя Советского Союза, капитан А. А. Гнедой, майор П. Н. Аккуратов, капитан А. М. Бондаренко и многие другие. Оборона Одессы вошла в историю как образец стойкости, мужества советских воинов, умелого использования сил и средств, тесного взаимодействия войск, флота и авиации в борьбе с превосходящими силами противника.

Таким образом, во всех оборонительных операциях на юго-западном направлении наша авиация принимала самое активное участие. За период с 11 июля по 30 сентября 1941 г. она совершила более 59 тыс. самолето-вылетов, в том числе ВВС Юго-Западного фронта — до 21 тыс., ВВС Южного фронта — около 19 тыс., ВВС Черноморского флота — более 17 тыс., дальнебомбардировочная авиация — до 2300 самолето-вылетов.

Основные усилия авиации направлялись на уничтожение вражеских объектов и войск на поле боя и резервов в оперативной глубине. На удары по аэродромам за первые три месяца войны было затрачено только 245 самолето-вылетов, но эффективность их оказалась высокой. Так, за период 1 июля [62] — 10 августа 1941 г. ВВС Юго-Западного фронта уничтожили на аэродромах 72 самолета{53}, а потери нашей авиации на аэродромах за этот период составили 44 самолета{54}. Воздушные бои советских летчиков носили более целеустремленный характер, чем в первые дни войны. В первую очередь уничтожались бомбардировщики. Командование ВВС Юго-Западного направления умело маневрировало силами авиации и добивалось численного превосходства на важнейших участках фронта, что позволяло в наиболее ответственные периоды удерживать инициативу в воздухе.

Боевые действия дальнебомбардировочной авиации в летних операциях проводились во взаимодействии с войсками и авиацией фронтов. Большая часть ее самолето-вылетов была совершена на уничтожение вражеских войск. Из общего количества 11 186 самолето-вылетов 70% было произведено днем и 30% ночью. Действия по аэродромам занимали около 9% от общего количества вылетов. Ударам подвергались главным образом более удаленные аэродромы, с которых бомбардировщики противника производили налеты на Москву, Ленинград и другие города. За первые три месяца войны экипажи дальнебомбардировочной авиации уничтожили и повредили на аэродромах 414 вражеских самолетов.

Дальнебомбардировочная авиация во взаимодействии с ВВС Черноморского и Балтийского флотов с первых дней войны периодически наносила удары по военно-промышленным объектам в глубоком тылу противника. Только с 10 по 30 июля авиаполки 4-го авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации совершили восемь налетов на объекты глубокого тыла противника.

В августе 1941 г. в связи с систематическими налетами немецкой авиации на Москву и Ленинград Верховное Главнокомандование приняло решение нанести ответные удары по столице фашистской Германии Берлину. Для этой цели была выделена группа 1-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота в составе 13 самолетов Ил-4 (командир полка полковник Е. Н. Преображенский). В ночь на 8 августа эта группа совершила первый налет на Берлин{55}. В течение месяца для ударов по объектам Берлина было совершено 72 самолетовылета.

Кроме ВВС Балтийского флота по Берлину действовала также 81-я авиационная дивизия дальнебомбардировочной авиации (командир полковник Н. И. Новодранов). В течение августа — сентября она совершила ряд успешных налетов на военные объекты Берлина и других городов Германии. [63]

За успешные действия по военным объектам Берлина многие авиаторы были награждены орденами, а наиболее отличившиеся удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе капитан В. Г. Тихонов и лейтенант В. И. Лахонин.

Боевые действия советских Военно-воздушных сил летом 1941 г. велись одновременно на 3000-километровом фронте от Баренцева до Черного моря. Бои носили ожесточенный характер, требовали высокого напряжения физических и моральных сил авиаторов и отличались упорством и массовым героизмом советских летчиков. В результате внезапного нападения сильного и опытного противника ВВС наших приграничных округов понесли крупные потери. Однако, несмотря на крайне трудные условия, советская авиация сумела оказать большую помощь и поддержку сухопутным войскам в срыве плана «молниеносной» войны.

Основные усилия советской авиации направлялись на борьбу с танковыми и моторизованными войсками противника. Вместе с тем авиация уничтожала вражеские самолеты в воздухе и на аэродромах, наносила удары по железнодорожным узлам и переправам, вела воздушную разведку. При выполнении этих задач наши летчики за первые три с половиной месяца войны совершили 250 тыс. самолето-вылетов. Своими ударами с воздуха советские бомбардировщики и штурмовики наносили противнику серьезные потери, снижали наступательные возможности немецкой армии, замедляя темп ее продвижения в глубь нашей страны. Значительно была ослаблена и авиационная группировка врага. Только за первые три месяца войны ВВС фронтов в воздушных боях и на аэродромах уничтожили до 3500 фашистских самолетов. Советская авиация сыграла исключительно важную роль в отражении налетов немецких бомбардировщиков на Москву, Ленинград и другие города.

Наряду с действиями в интересах сухопутных войск дальнебомбардировочная авиация и авиация флотов наносила удары по военно-промышленным центрам и морским портам врага, в том числе и по Берлину. Эти удары имели большое политическое и моральное значение прежде всего для советского народа и воинов Красной Армии.

В ходе летних операций 1941 г. непрерывно совершенствовался опыт организации и ведения боевых действий ВВС в условиях сложной для нас наземной и воздушной обстановки. К концу летней кампании авиация стала применяться более целеустремленно. Ее усилия сосредоточивались, как правило, на разгром главных группировок противника. Улучшилось управление и взаимодействие ВВС с сухопутными войсками.

В укреплении советских ВВС в наиболее тяжелый период 1941 г. с особой силой проявилась руководящая и мобилизующая [64] роль Коммунистической партии. Проводимая по указанию Центрального Комитета партии партийно-политическая работа в ВВС способствовала успешному выполнению боевых задач, поддержанию у воинов-авиаторов высокого морального духа, воспитанию у них смелости, отваги и непоколебимой веры в победу над ненавистным врагом.

Одновременно принимались неотложные меры по подготовке летно-технических кадров и новых авиационных формирований, развертыванию производства авиационной техники в восточных районах страны. [65]

Дальше