Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Заключение

Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина прошла большой путь, насыщенный огромными событиями и творческими свершениями. Она росла и крепла вместе со страной и ее Вооруженными Силами. В истории академии, как в зеркале, отразилась история советской авиации, история подготовки для нее кадров и развития военной науки. Ныне в советских Военно-воздушных силах практически нет такой части, где бы ни служили воспитанники академии. Они успешно осваивают свои функциональные обязанности, умело организуют боевую подготовку и воспитание подчиненных. Получив глубокие знания и закрепив летные навыки, питомцы академии постоянно совершенствуют командирское мастерство, становятся руководителями и наставниками больших воинских коллективов.

Выпускники академии дважды Герои Советского Союза А. Н. Ефимов и А. И. Колдунов, Герой Советского Союза А. П. Силантьев и П. С. Кирсанов ныне – маршалы авиации. Александр Иванович Колдунов – главнокомандующий войсками ПВО, Александр Николаевич Ефимов – первый заместитель главнокомандующего ВВС.

С отличием и золотой медалью окончил академию в 1950 г. Герой Советского Союза подполковник А. Н. Катрич. После этого Алексей Николаевич прошел многие служебные инстанции. Он командовал частями и соединениями, был заместителем главнокомандующего ВВС, заместителем министра Гражданской авиации. В настоящее время генерал-полковник авиации А. Н. Катрич является заместителем Главнокомандующего Объединенными вооруженными силами стран – участниц Варшавского Договора. Заместителем главнокомандующего ВВС по высшим учебным заведениям работает Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Г. У. Дольников.

В годы Великой Отечественной войны бесстрашно водил в бой снайперскую эскадрилью пикирующих бомбардировщиков Пе-2 Л. В. Жолудев. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Леонид Васильевич был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. После войны Л. В. Жолудев окончил Военно-воздушную Краснознаменную академию и вновь вернулся за штурвал самолета. Он работал на различных должностях, освоил ряд новых типов боевых машин. Затем генерал Жолудев перешел в Гражданский воздушный флот, где работал заместителем министра Гражданской авиации.

Многие питомцы академии, обучавшиеся в Монино в первые послевоенные годы, стали генералами, видными авиационными начальниками. Среди них В. П. Бабков, А. Е. Боровых, Л. И. Беда, П. Я. Головачев, Н. Д. Гуляев, С. Я. Жуковский, А. Л. Кадомцев, И. Н. Кожедуб, В. Н. Кубарев, М. В. Кузнецов, С. Д. Луганский, А. Н. Медведев, П. А. Плотников, В. И. Попков, В. К. Сидоренков, В. Ф. Хохлачев, Ф. Ф. Шинкаренко и другие.

Немало бывших выпускников академии среди заслуженных военных летчиков и штурманов СССР. Ими стали генералы В. М. Безбоков, В. П. Буланов, Г. У. Дольников, Г. А. Кузнецов, М. А. Лашип, А. А. Микоян, Г. Р. Павлов, Н. И. Пургин, Ф. С. Яловой и другие.

Есть среди бывших слушателей академии офицеры штабов, политработники, преподаватели военно-учебных заведений. В 1961 г. успешно завершил учебу в академии майор Л. Л. Батехин. В настоящее время генерал-полковник авиации Л. Л. Батехин является членом Военного совета – начальником политуправления ВВС. Политработниками стали питомцы академии А. С. Кравцов и П. И. Хорунжий. Ее выпускники трудятся в Военной академии Генерального штаба имени К. Е. Ворошилова, Военной академии имени М. В. Фрунзе, Военно-политической академии имени В. И. Ленина и во многих других высших военных учебных заведениях. Так, в Военной академии Генерального штаба работают бывшие выпускники и преподаватели академии, профессора, доктора наук генерал-майоры авиации Г. П. Лаврик, В. Г. Рог и И. В. Тимохович. Преподавателями работают питомцы академии, дважды Герои Советского Союза генерал-майоры авиации В. И. Андрианов и А. Я. Брандыс, генерал-майор авиации П. Ф. Богза. Свои знания в области применения авиации она передают офицерам и генералам всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Преподавателями военно-учебных заведений стали также дважды Герои Советского Союза А. К. Недбайло и В. В. Сенько.

Но особенно много воспитанников академии среди ее преподавателей и руководящего состава. В начале 70-х годов более половины преподавателей составляли выпускники конца 40 – начала 50-х годов. Это в подавляющем большинстве офицеры, закончившие учебу с отличием.

С отличием и золотой медалью окончил академию в 1948 г. Герой Советского Союза подполковник А. Ф. Ковачевич. Он возвратился в академию в 1967 г. на должность начальника одной из кафедр. В настоящее время генерал-лейтенант авиации А. Ф. Ковачевич – заместитель начальника Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина. Начальниками факультетов стали питомцы академии профессор, доктор технических наук генерал-майор авиации Г. Ф. Молоканов, профессор, доктор исторических наук, Герой Советского Союза генерал-майор авиации Н. Е. Платонов, кандидат военных наук, Герой Советского Союза генерал-майор авиации Н. И. Пургин. [228]

От преподавателей до начальников кафедр выросли в академии В. Д. Артамонов, П. П. Георгиев, М. Н. Ермолаев, В. Н. Каменский, Е. Г. Кошелев, В. А. Кумсков, И. И. Назаров, В. А. Одинцов, В. К. Поляков, В. Н. Свищев, М. В. Солошенко, П. С. Суворов, В. К. Теглев, Л. И. Торопов, Н. М. Шопин, до заместителей начальников кафедр – Б. А. Андреев, В. Л. Арутюнов, Н. И. Белоусов, А. Л. Велданов, Н. И. Гапеёнок, М. М. Данилевский, Г. А. Осипов, С. А. Савосин, В. П. Щукарев и Н. И. Ястребов и другие.

Имя академии хорошо известно не только в Советской стране, но и за ее пределами. Выполняя важную интернациональную задачу, академия дала высшее военное образование большому отряду офицеров ВВС братских социалистических армий. Выпускники академии из социалистических стран стали основным ядром руководящего состава национальных ВВС Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германской Демократической Республики, Кубы, Монголии, Польши, Чехословакии.

Питомцы академии с теплотой вспоминают о годах своей учебы, о преподавателях, обучавших их. Трижды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации И. Н. Кожедуб в 1975 г. говорил:

«Свыше четверти века прошло с того памятного дня, когда нам вручили дипломы об окончании Военно-воздушной академии... И теперь всякий раз, когда мы, ее воспитанники, встречаемся вместе, непременно, с теплотой и любовью вспоминаем тех, кто дал нам теоретические знания, так необходимые для решения всевозрастающих задач, стоящих перед нашими Военно-воздушными силами...»

А вот что говорит об академии дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Г. Т. Береговой:

«Для нас, летчиков-космонавтов СССР, воспитанников академии, она явилась стартовой площадкой, с которой мы, основательно вооружившись знаниями, вступили на путь освоения космического пространства».

Значительны достижения академии в области развития науки и подготовки научных кадров. В ее стенах выполнены многочисленные исследования по широкому кругу проблем, имеющих важное теоретическое и практическое значение. Их результаты используются при организации и проведении боевой и политической подготовки в строевых частях и соединениях, а также в учебном процессе академии, в других военно-учебных заведениях, в работе конструкторских бюро и научных центров.

Интенсивное развитие военно-научной работы позволяет обеспечить неуклонное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. В академии подготовлено около семисот ученых, докторов и кандидатов наук. Академия готовит научно-педагогические кадры и для других военно-учебных заведений и паучных учреждений. Растет интерес слушателей к военно-научной работе, ширится число членов военно-научного общества академии, повышается уровень выполняемых ими научных исследований. [229]

Немало сделано на пройденном пути. Но впереди – новые, еще более сложные и ответственные задачи. Они обусловливаются наличием исходящей от империализма опасности новой мировой войны и необходимостью дальнейшего укрепления обороноспособности страны. На февральском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко указывал:

«Мы хорошо видим угрозу, которую создают сегодня для человечества безрассудные, авантюристические действия агрессивных сил империализма, – и говорим об этом в полный голос, обращая на эту опасность внимание народов всей земли. Нам не требуется военное превосходство, мы не намерены диктовать другим свою волю, но сломать достигнутое военное равновесие мы не позволим. И пусть ни у кого не остается ни малейших сомнений: мы и впредь будем заботиться о том, чтобы крепить обороноспособность нашей страны, чтобы у нас было достаточно средств, с помощью которых можно охладить горячие головы воинствующих авантюристов»{20}.

Для подготовки авиационных кадров, отвечающих высоким требованиям современной войны и соответствующих современному уровню развития боевой техники, оружия и военной науки, необходимы новые усилия и поиски, творческий и самоотверженный труд, нужен максимум четкости, порядка и организованности в жизнедеятельности всего сложного академического организма.

Основу подготовки специалистов любого профиля, в том числе и авиационных командиров, составляет глубокое изучение марксистско-ленинской теории. Оно вырабатывает у слушателя научное мировоззрение, которое составляет прочный теоретический фундамент практической деятельности командира как руководителя и воспитателя подчиненных.

Очень важно, чтобы преподавание каждой учебной дисциплины базировалось на данных марксистско-ленинской науки, ее методологии, чтобы оно с начала и до конца пронизывалось принципом коммунистической партийности.

Из года в год улучшается качественный состав слушателей. В академию приходят офицеры, имеющие высокую теоретическую подготовку и значительный опыт работы на командных должностях. Это позволяет ставить и решать на занятиях более сложные задачи, глубже раскрывать программный материал, шире использовать передовой опыт строевых частей и успешно формировать у слушателей оперативно-тактическое мышление – это драгоценное качество командира. Такой состав обучаемых открывает широкие возможности для подготовки военных руководителей, соответствующих армии страны развитого социализма, современному уровню развития военной теории и практики. [230]

Важные задачи стоят перед академией в области подготовки иаучио-педагогических кадров. От их решения зависят не только качество и размах военно-научных исследований, но и идейно-теоретическое содержание учебного процесса, уровень подготовки выпускников академии. Особенно актуальной является задача подготовки специалистов высшей квалификации – докторов наук.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» среди многих мер, направленных на улучшение работы высших учебных заведений, одно из первых мест отводится повышению научного и методического мастерства профессорско-преподавательского состава, усилению воспитательной работы с ним. В Постановлении говорится:

«Добиваться, чтобы каждый преподаватель повседневно расширял свой политический и культурный кругозор, был примером высокой коммунистической идейности, партийности, творческого отношения к труду, моральной чистоты и благородства»{21}.

Историей развития системы образования и наукой убедительно доказано, что объем, глубина и прочность знаний во многом определяются собственным трудом учащегося. Учеба в академии – сложное дело, требующее к себе серьезного отношения, большой затраты сил и времени, настойчивости, высокой внутренней дисциплины и организованности.

Умудренная богатым опытом, в расцвете творческих сил встретила академия 60-летие образования СССР. Личный состав академии активно включился в социалистическое соревнование по достойной встрече 40-летия Победы советского народа и его Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Выполняя решения XXVI съезда КПСС, декабрьского (1983 г.) и февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, личный состав академии еще теснее сплотился вокруг Коммунистической партии, повысил организованность своих рядов, ответственность за творческую активность и качество выполняемых задач. И какими бы ни были большими и сложными новые задачи, нет сомнения в том, что все они будут успешно решены. Порукой тому служит славное прошлое академии, ее доброе имя, богатый опыт и крепко сплоченный коллектив, ядро которого составляют коммунисты. Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина и впредь будет готовить беззаветно преданные Коммунистической партии и советскому народу, хорошо обученные авиационные командные кадры. Это явится ее вкладом в осуществление внутренней, и внешней политики ленинской партии, в укрепление военного могущества Советского государства.