Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Заключение

Советский Союз, одержав победу в Великой Отечественной войне, сыграл решающую роль в разгроме гитлеровской Германии и милитаристской Японии, избавил человечество от угрозы фашистского порабощения. Эта всемирно-историческая победа СССР оказала глубокое влияние на весь дальнейший ход мирового развития.

В ходе жестокой борьбы с сильным и коварным врагом Вооруженные Силы СССР с честью выполнили задачи, поставленные перед ними Коммунистической партией и Советским правительством.

На всех этапах войны надежным помощником Военно-Морского Флота являлся советский морской транспорт. С началом военных действий он по мобилизации передал в состав военно-морских сил более сотни крупнотоннажных судов, ЭПРОН, часть портов и судоремонтных заводов. На базе Экспедиции подводных работ особого назначения была организована аварийно-спасательная служба ВМФ.

Морской транспорт пополнил ряды командного состава военного флота опытными кадрами. Многие капитаны и штурманы дальнего плавания после краткосрочной военной подготовки возглавили корабли и части. Среди них такие широко известные ныне офицеры и адмиралы, как В. Н. Алексеев, С. Н. Богорад, П. Ф. Колесник, Н. А. Лунин, А. И. Маринеско, А. М. Матиясевич, Н. И. Сипягин, В. Ф. Тамман, А. О. Шабалин, Г. И. Щедрин.

Развитие морского флота в годы довоенных пятилеток — пополнение его современными судами и реконструкция ведущих портов, расширение судоремонтной базы, образование самостоятельного наркомата отрасли и ряда новых пароходств, меры партии и правительства по преодолению отставания водного транспорта от общих темпов народнохозяйственного строительства — все это позволило ему занять важное место в Великой Отечественной войне советского народа против фашистского нашествия. [297]

Значителен вклад морского транспорта в перевод экономики страны на военные рельсы, в перемещение производительных сил из западных приморских областей на восток. Из этих областей им было эвакуировано свыше 1 млн. человек, более 600 тыс. т оборудования и сырья, 300 тыс. голов скота{261}. Он непосредственно участвовал в обороне приморских городов и военно-морских баз, в высадке оперативных и тактических десантов, осуществлении перегруппировок воинских частей и соединений в наступательных операциях.

Огромная протяженность морских побережий, устойчивые коммуникации на большинстве закрытых и открытых морях, необходимость транспортировки водным путем части грузов железнодорожного транспорта, испытывавшего огромное напряжение, значительно повысили удельный вес морского флота в воинских и народнохозяйственных перевозках. В Балтийском и Черноморском бассейнах, оказавшихся театрами ожесточенных военных действий, он обеспечивал передислокацию войск, доставку вооружения, боеприпасов, продовольствия.

Важнейшее место в деятельности транспортного флота занимали перевозки нефти и нефтепродуктов по коммуникациям Каспийского и Черного морей для фронта и военной промышленности. Особенно велика была его роль в тех районах, где морские пути являлись практически единственным средством сообщения (Крайний Север, Дальний Восток, отчасти Каспийское побережье). Помимо каботажных плаваний в этих огромных бассейнах он участвовал в перевозке импортно-экспортных грузов между СССР и странами антигитлеровской коалиции.

При этом Наркомат морского флота и пароходства умело маневрировали своими силами, перебрасывая их с одного бассейна на другой, в зависимости от военной обстановки, складывавшейся на океанских путях. В 1941–1942 гг. основной поток импортно-экспортных грузов тел в северные порты СССР. На эту коммуникацию тогда были переведены многие торговые суда с Тихого океана и отчасти с Черного моря. Начиная с 1943 г., когда союзники прекращали на период полярного дня военные поставки через Северную Атлантику и этот грузопоток из портов США и Канады перемещался на Тихий океан, в Дальневосточном бассейне сосредоточивалось более половины всего советского морского торгового флота. [298]

В конце 1944 г., с окончанием военных действий на Черном море и частичным восстановлением Одесского порта, по поручению ГКО разрабатывался вариант доставки военных материалов из союзных стран в черноморские порты через Гибралтар, Средиземное море и Босфор. До конца войны по этому варианту успели принять лишь небольшой объем поставок.

Всего за период Великой Отечественной войны все пароходства НКМФ перевезли более 10 млн. т импортно-экспортных грузов, в том числе в Дальневосточном бассейне — около 5,5 млн. т, Каспийском — 2,3 млн. т, Северном — около 2 млн. т, на Балтике, Черном море и Дунае — до 1 млн. т{262}. Более 30 советских транспортов совершили кругосветные плавания, сотни других десятки раз пересекали океаны. В целом в заграничном и каботажном плавании суда прошли свыше 50 млн. миль с общим грузооборотом около 150 млрд. тонно-миль{263}.

К концу войны, в 1945 г., удельный вес морского торгового флота в общем грузообороте транспорта СССР равнялся 9,1 процента (в 1940 г. — 4,9 процента){264}. Среди родственных отраслей он занял второе место (после железнодорожного). Общий объем воинских и народнохозяйственных перевозок, выполненных им на внутренних и внешних морских сообщениях за военные годы, составил около 100 млн. т; кроме того, было перевезено 4 млн. человек{265}.

В ходе войны морской торговый флот понес большой урон. Из имевшихся к июню 1941 г. 870 транспортных судов общим дедвейтом 2,1 млн. т{266} погибло 310; 60 было списано по износу{267}. Чтобы восполнить эти потери, Советское правительство, несмотря на чрезвычайное финансово-экономическое напряжение страны, приобрело 71 крупнотоннажное судно общей грузоподъемностью 580 тыс. т{268}. Общий тоннаж морского флота к концу войны [299] достиг 1.8 млн. т{269}. Много средств затрачивалось также на приобретение за рубежом портальных кранов и других погрузочно-разгрузочных механизмов, на расширение судоремонтных предприятий.

Моряки, портовики, судоремонтники, несмотря на огромные трудности военного времени, героическими усилиями обеспечивали интенсивную эксплуатацию флота и портов. Скоростными методами погрузки восполнялись острая нехватка рабочих рук, утрата части причального фронта. Экипажи своими силами производили обычный ремонт судов, высвобождая производственные мощности судоремонтных заводов для выпуска вооружения и боеприпасов, устранения на боевых кораблях и транспортах повреждений, требовавших доковых и заводских работ.

Рациональным использованием трюмов, помещений и палуб моряки повышали общую провозную способность флота. До предела продлевался навигационный период. Капитаны и штурманы освоили ряд морских путей, которые до войны считались недоступными. Большие суда теперь проходили Татарским проливом, осуществлялось круглогодичное плавание в Белом море и через пролив Лаперуза.

Много внимания Государственный Комитет Обороны и Советское правительство уделяли подготовке кадров для НКМФ. В разгар войны проводилась реформа высшего и среднего морского образования; появилась широкая система профтехобучеиия, были разработаны научно обоснованные программы ускоренной подготовки специалистов массовых профессий и руководящего состава флота, портов и заводов.

Успешной деятельности морского транспорта была подчинена вся работа его научных и проектных организаций. Центральный научно-исследовательский институт морского флота все своп усилия направлял на повышение эффективности эксплуатации судов, оказание инженерной и иной помощи судостроительным и другим предприятиям отрасли. Центроморпроект и его филиалы в морских бассейнах разработали проекты реконструкции причалов в районах Бакарицы и Экономии (Архангельск), в Мурманске, на Печоре и в других местах, увеличения пропускной способности портов Баку, Махачкала, Красноводск и других, в том числе иранских. Были проведены инженерные изыскания и разработана техническая [300] документация для расширения порта Поти. По разработкам Центроморпроекта в 1943 г. началось строительство первых причалов в порту Находка. Его сотрудники осуществляли проектирование и авторский надзор за строительством порта в Петропавловске-Камчатском.

Напряженный труд коллективов изыскателей и проектировщиков отрасли помогал быстро восстанавливать портовые и заводские объекты, разрушенные во время военных действий. Во многих случаях принимались новаторские, дотоле неизвестные в мировой портостроитель-иой практике решения по возведению быстросборных портовых зданий, складов, заводских цехов, временных причалов, по заделке разломов и брешей в гидротехнических сооружениях.

Крупным достижением явилось выполненное сотрудниками бюро подводных работ Центроморпроекта проектирование подводных нефтепроводов, которые были проложены через пролив Невельского и реку Каму (1942 г.), Амур и Волгу (1943 г.). Осуществление этих работ обеспечило вывод сахалинской нефти на материк, а приуральской и бакинской — в центральные районы страны{270}.

Великая Отечественная война показала, насколько необходимыми были меры, принимавшиеся партией и правительством по усиленному развитию морского флота. Они позволили ему стать важнейшей транспортной отраслью и, когда грянула военная гроза, осуществить огромный объем воинских и народнохозяйственных перевозок, быть надежным помощником армии и флота в обороне и наступлении на приморских участках фронта, сыграть немалую роль в срыве вражеского плана изоляции Советского государства от союзников по антигитлеровской коалиции. В ходе войны полностью оправдалось создание в каждом морском бассейне мощного транспортного флота с развитой системой портов и судоремонтных баз.

Активное участие в военных действиях, самоотверженное выполнение перевозочных заданий явились славным боевым и трудовым подвигом тружеников морского транспорта. На героические дела их воодушевляли великие идеалы родной ленинской партии, ее высокий пример в борьбе за свободу и независимость Советской Родины, ее пламенное слово, укреплявшее духовные силы советских [301] людей, их веру в победу над заклятым врагом. Судовые экипажи и коллективы портов и судоремонтных заводов сплачивались партийными и комсомольскими организациями. На всех основных, решающих участках находились коммунисты, они вели за собой тружеников флота в выполнении заданий военного командования и Наркомата морского флота.

Многие члены судовых команд и портовики погибли в героических рейсах и в портах от торпед, бомб и снарядов врага. Память о них хранит и вечно будет хранить благодарная Родина, их замечательные свершения служат вдохновляющим примером для новых поколений советских моряков.

Яркими страницами в историю советского морского транспорта вошли быстрое восполнение и последующее расширение его материально-технической базы, вклад флота в восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства страны. Если в конце 50-х гг. общий его дедвейт достиг 4,2 млн. т, превысив довоенный уровень в два раза, то в 1970 г. этот показатель составил уже 12 млн. т (1500 транспортов). В 1950 г. он перевез 33,7 млн. т грузов — на 8 процентов больше, чем в 1940 г., а в 1958 г. — 72 млн. т{271}.

Развиваясь, опережая среднемировые темпы роста, транспортный флот постоянно наращивал грузооборот. Безвозвратно ушли те времена, когда он существовал на дотации. Уже многие годы он представляет собой отрасль, которая вносит в бюджет государства сотни миллионов рублей так называемого свободного остатка прибыли после покрытия всех своих расходов, включая капитальные вложения на его развитие. В ряды морского транспорта постоянно вливаются самые разнообразные новейшие суда, в том числе контейнеровозы, ролкеры (суда с горизонтальным способом погрузки), морские паромы, лихтеровозы. Это сделало возможным его специализацию по родам перевозимых грузов и создание в портах соответствующих перегрузочных комплексов высокой производительности на основе механизации и автоматизации производственных процессов, что в свою очередь привело к коренной перестройке транспортного процесса. В отрасли появляются и неуклонно развиваются прогрессивные транспортно-технологические системы (контейнеровозная, ролкерная, паромная, лихтеровозная [302] и т. д.), позволяющие органически связать в единую транспортную сеть морские, речные, железнодорожные и автомобильные пути.

Одновременно с внедрением новой технологии перевозок и перевалки грузов совершенствовалась организация труда и управления. Около полутора тысяч судов переводятся на работу с экипажами меньшей численности. В морских пароходствах на принципах районирования перевозок создаются хозрасчетные эксплуатационные группы судов и укрупненные комплексные бригады докеров-механизаторов, вводится бригадный подряд. В транспортных узлах осуществляется взаимодействие смежных видов транспорта на основе единой технологии и плана-графика погрузочно-разгрузочных работ.

Более полно удовлетворяются потребности народного хозяйства страны во внутренних морских перевозках, в обеспечении транспортных связей обширных труднодоступных районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Все большую роль в развитии арктического судоходства играет созданный в последние годы и постоянно пополняющийся атомный ледокольный флот.

Морской транспорт занимает ведущее место в обеспечении внешней торговли СССР. Более половины экспортно-импортных грузов перевозятся его судами.

Советский морской транспорт сегодня — это мощная, высокорентабельная отрасль народного хозяйства СССР. Это более 2 тыс. современных транспортных судов{272} с неограниченным районом плавания, перегрузочные комплексы с высоким уровнем механизации, специализированные судоремонтные предприятия. Это многотысячный отряд моряков, портовиков, судоремонтников.

Еще большие перемены ждут его впереди, новые горизонты развития открываются перед ним в ходе осуществляющейся в стране перестройки всех сфер жизни и деятельности советского общества. Все более активно участвуя в ней, трудовые коллективы морского флота стремятся решительно преодолеть недостатки в своей работе, накопившиеся во время застойного периода, и добиться нового качественного состояния отрасли, дальнейшего повышения ее роли в великом социалистическом созидании. [303]

Дальше