Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Список иллюстраций

Глава 1. Минные катера

Рис. 1. Минный баркас лейтенанта Кушинга, США, 1864 г. (Стр. 7)

Рис. 2. Броненосец флота Конфедерации Южных Штатов «Албемарл». Размеры 46,4 х 10,4 х 2,7метров, вооружение — 2 орудия 203 мм. (Стр. 7)

Рис. 3. Немецкие минные катера. №№ 1-3: верфь «Дервиент» (Данциг), водоизмещение, 34 тонны, скорость 8 узлов, размеры 20,3 х 3,3 м. №№ 4-6: верфь «Вальтиен» (Бремен), 24 тонны, 7,7 узлов, 14,6 х 3,22м. (Стр. 8)

Рис. 4. Норвежский минный катер «Рапп», Торникрофт, 1873 г. Водоизмещение (полное) 15 тонн, размеры 17,34 х 2,28 х 0,9метров, ПМ 90 л.с., скорость 14,97 узлов, вооружение 2 шестовые мины. (Стр. 10)

Рис. 5. Австрийский минный катер № 1, Торникрофт, 1875 г. Водоизмещение, (полное) 15 тонн, размеры 20,37 х 2,6 х 0,9 метров, ПМ 190 л.с., скорость 18 узлов, вооружение 2 шестовые мины. (Стр. 11)

Рис. 6. Минный катер № 3, Швеция, 1879 г. (Стр. 12)

Рис. 7. Схема внутреннего устройства быстроходного катера «Шутка», построенного Торникрофтом по типу «Рапп (строился как прогулочный катер для наследника престола). (Стр. 14)

Рис. 8. Транспорт минных катеров «Великий князь Константин», 1877 г. Водоизмещение 2500 тонн, длина 73 м, ширина 8,5 м, скорость 12, 7 узлов, вооружение: 1 мортира калибра 152 мм, 4 девятифунтовые нарезные пушки, 4 большие шестовые мины, 4 минных катера. (Стр. 16)

Рис. 9. Схема вооружения, парохода «Великий князь Константин» 140-фунтовыми корабельными шестовыми минами системы В. Петрушевского. (Стр. 17)

Рис. 10. Паровой катер, поднятый на шлюпбалках. (Стр. 17)

Рис. 11. Русский катер «Мина» с двумя 15-фунтовыми шестовыми минами. (Стр. 19)

Рис. 12. Схема типового устройства парового катера с двумя шестовыми минами: 1 — шест на штатном месте; 2 — люк. машинного отделения; 3 — кожух котла; 4 — дымовая труба; 5 —задняя накидная банка; 6 — козырек для защиты от волн; 7 — передняя накидная банка; 8 —железная рама для заглубления шеста; 9 — шестовая оттяжка; 10 — устройство для замыкания электроцепи; 11 — поверочный прибор; 12 — гальваническая батарея; 13 — железный бугель задней накидной банки; 14 — мина; 15 — шест с миной в боевом положении. (Стр. 20)

Рис. 13. Схема крепления на катере шестовой мины в боевом положении (Стр. 21)

Рис. 14. Схема атаки вражеского корабля. миной-крылаткой: 1. Катер подходит на траверз фок-мачты корабля. 2. Катер огибает корму. 3. Катер вышел на другой борт и начинает удаляться. Буксир не натянут и подведен под днище корабля. 4. Катер идет на удаление. Мина движется с отклонением от его курса и взрывается под днищем корабля от электрического запала. (Стр. 23)

Рис. 15. Схема атаки катера «Чесма» на рейде Батума 30 апреля 1877 г. (Стр. 25)

Рис. 16. Русский минный катер «Ксения» с 60-фунтовой шестовой миной (катер показан без «брони" из железных листов и мешков с углем). (Стр. 26)

Рис. 17. Подрыв корабля шестовой миной. (Стр. 27)

Рис. 18. Потопление, турецкого монитора «Сейфи» на Дунае ночью 14 мая 1877 г. (Стр. 28)

Рис. 19. Минный катер фирмы «Херешоф», 1878 г. (3 единицы). Водоизмещение 7,5 тони, скорость 16 узлов, размеры 18,1 х 2,3 х 0,4 метров, вооружение 2 шестовые мины. (Стр. 30)

Рис. 20. Минный катер «Дестройер» фирмы «Херешоф», 1878 г. (Стр. 31)

Рис. 21. Испанский минный катер «Кастор», Ярроу, 1878 г. (2 единицы). (Стр. 31)

Рис. 22. Минный катер типа «Меч» (проект С.О. Макарова). (Стр. 33)

Рис. 23. Русский минный катер «Бычок», завод Берда, 1877 г. (2 единицы). Водоизмещение. 16 тонн; размеры 18,3 х 2,3 х 0,6/1,1 (носом/ кормой) метров; ПМ типа компаунд 220 л.с.; скорость 11,5 узлов; вооружение 2 шестовые мины. (Стр. 34)

Рис. 24. Австралийский минный катер «Эшерон», 1879 г. (2 единицы). Водоизмещение. 16 топи, размеры 23,8 х 3,1 х 1,6 (кормой) метров, ПМ 300 л.с., скорость 16 узлов, вооружение 2 шестовые мины. (Стр. 35)

Рис. 25. Итальянский минный катер «Эутерпе», Торникрофт, 1883 г. (14 единиц). Водоизмещение 14 тонн; размеры 19,2 х 2,2 х 1,1 метров, ПМ тройного расширения 150 л.с., скорость 25 узлов (46,3 км/час), вооружение: 2 ТА калибра 355 мм, 25-мм митральеза. (Стр. 36)

Рис. 26. Вверху: 25 мм (1 дюймовая) митральеза Норденфельда; внизу 37 мм (1,4 дюймовая) пятиствольная револьверная пушка Гочкиса. (Стр. 37)

Рис. 27. Немецкий минный катер «Th-2», Торникрофт, 1884 г. Водоизмещение 14,5 тони, размеры 19,2 х 2,2 х 1,3 метров, ПМ 164 л. с., скорость 15,4 узлов. Вооружение: 2 ТА калибра 355 мм, 1 митральеза 25 мм, экипаж 6 человек. (Стр. 38)

Рис. 28. Английский минный катер № 55, Торникрофт, 1879 г. (6 единиц). Водоизмещение около 14 тонн, размеры 17,1 х 2,1 метров, ПМ 160 л.с., скорость 14,7 узлов, вооружение 2 ТА 555 мм, экипаж 10 человек. (Стр. 39)

Рис. 29. Английский минный катер № 61, Торникрофт, 1880 г. (18 единиц). Водоизмещение около 15 тонн, размеры 19,2x2,2 метров, ПМ 170 л. с., скорость 17,3 узлов, вооружение 2 ТА 355 мм, экипаж 10 человек. (Стр. 39)

Рис. 30. Русский минный катер типа «Крейтон», 1886 г. Водоизмещение 5 тонн, размеры 10 х 2,15 х 0,5 метров, скорость 11,5 узлов, вооружение 1 ТА 355 мм. (Стр. 40)

Рис. 31. Русский 56-футовый (17-метровый) стальной минный катер с броненосца «Ретвизан», 1900 г. Вооружение: 2 бортовых ТА в виде откидных рам, 1 установка для метательных мин, 37-мм пушка. (Стр. 41)

Рис. 32. Английский моторный минный катер «Дрэгонфлай», Торникрофт, 1905 г. Длина 12,2 метров, скорость 20 узлов, вооружение 1 торпеда 355 мм. (Стр. 43)

Рис. 33. Итальянский моторный минный катер «Фиат Муггиано (1906 г.). Водоизмещение, 8,4 тонны; размеры 12,25 х 2,7 х 0,66 метров; 16 узлов; 2 торпеды 355 мм, 1 пушка 37 мм, 2 пулемета. (Стр. 44)

Рис. 34. Английский транспорт минных катеров «Вулкан», спущенный на воду в 1889 г. Водоизмещение 6705 тонн, размеры 113,6х 17,6x6,7 метров, 2 ПМ х 6000 л.с., скорость 20 узлов, броня 64 — 127 мм, 8 пушек, калибра 120 мм, 12 пушек 76 мм, 6 ТА, 6 минных катеров. (Стр. 45)

Рис. 35. Французский транспорт минных катеров «Фудр», 1895 г. Водоизмещение 6186 тонн, размеры 118,7х 17,2x7,2 метров, 2ПМх5750л.с., скорость 20 узлов, 8 пушек 99 мм, 6 пушек 65 мм, 10 минных катеров. (Стр. 46)

Глава 2. Миноноски

Рис. 36. Торпеда Уайтхеда образца 1868 года: калибр) 355 мм, длина 3,53 м, масса торпеды 150 кг, масса заряда ВВ 18 кг, поршневой двигатель на сжатом воздухе, скорость 6 узлов, дальность кода 200 метров. а) Общий вид сбоку. б) Боковая проекция (1 — гребной винт, 2 — киль, 3 — воздушный резервуар, 4 — отсек двигателя, 5 — отсек гидростата, б — заряд ВВ, 7 — ударник). с) Вид сверху (1 — задний вертикальный руль, 2 — задние рули глубины, 3 — место мотора, 4 — передние рули глубины, 5 — место заряда, 6 — горизонтальные плавники, 7 —баллон со сжатым воздухом, 8 — киль, 9 — ограждение гребного винта). (Стр. 48)

Рис. 37. Устройство для испытаний первых торпед Уайтхеда. (Стр. 50)

Рис. 38. Принципиальная схема гидростата. (Стр. 51)

Рис. 39. «Секрет» Уайтхеда: соединение гидростата с маятником (балансиром) и горизонтальными рулями (1 — эластичная тяга; 2 — балансир гидростатической тяги; 3 — крючок; 4 и 5 — вертикальные тяги; б и 7 — рулевые: коромысло и вилка; 8, 9, 10 — составные, части рулевой тяги). (Стр. 51)

Рис. 40. Торпеда И.Ф. Александровского (1875 г.): а) вид сбоку; б) вид сверху. Диаметр 61 см, длина 610 см, скорость 8 узлов, дальность хода 300 метров. (Стр. 52)

Рис. 41. Торпеда Хоуэлла образца 1889 г. Диаметр 40 см, длина 360 см, масса 250 кг, заряд ВВ 65 кг, скорость 28 узлов, дальность хода 592 метра. (Стр. 54)

Рис. 42. Трехцилиндровый пневматический двигатель П. Брозерхуда, со «звездным» расположением цилиндров, в торпеде. Уайтхеда образца 1876 г. (Стр. 55)

Рис. 43. Торпеда Уайтхеда образца 1876 г., принятая на вооружение русского флота: 1 — хвостовая часть с винтами, 2 —кормовое, отделение, 3 — машинное отделение, 4 — резервуар со сжатым воздухом, 5 — гидростат, 6 — заряд ВВ (пироксилин), 7 — ударник. (Стр. 56)

Рис. 44. Схема установки пусковой трубы для торпеды Уайтхеда обр. 1876 г. под днищем катера «Чесма». (Стр. 58)

Рис. 45. Потопление парохода «Интибах» торпедами русских катеров в Батуме. 14 января 1878 г. (Стр. 59)

Рис. 46. Торпеды, управляемые по проводам. а) торпеда Симса и Эдисона: 1 — поплавок с визирными штырями, 2 — заряд ВВ, 3 — барабан с кабелем, 4 — электромотор, 5 — рукав для кабеля и кабель. б) торпеда Патрика: 1 — поплавок с визирами, 2 — руль курса, 3 — кабель, 4 — электромотор, 5 — рулевая машинка, 6 — барабан с кабелем, 7 —, 8 — резервуар с углекислотой, 9 — заряд ВВ. в) торпеда Норденфельда: 1 — плавники с визирами, 2 — заряд ВВ, 3 — электробатареи, 4 — барабан с кабелем, 5 — электромотор, 6 — рулевая машинка, 7 — кабель, 8 — руль. (Стр. 61)

Рис. 47. Прибор Обри, или торпедный гироскоп. (Стр. 62)

Рис. 48. Как работает в торпеде ее механический руленой — гироскоп. (Стр. 63)

Рис. 49. Торпеда Уайтхеда образца 1889 г. Диаметр 40,6 см, длина 505 см, масса 515 кг, заряд ВВ 90 кг, дальность 730 метров на 30 узлах (1 — взрыватель, 2 — заряд ВВ, 3 —гидростат, 4 — резервуар со сжатым воздухом, 5 —машинное, отделение, 6 — валы, 7 — вертикальные. рули, 8 — соосные винты, 9 — горизонтальные рули). (Стр. 63)

Рис. 50. Торпеда Уайтхеда русского образца 1893 г. (диаметр 38,1 см, длина 518 см, масса 438 кг, заряд ВВ 65,4 кг, скорость хода 28,5 узлов (52,78 км/час), дальность хода 550 метров (эту дистанцию торпеда проходила за 38-39 секунд). (Стр. 65)

Рис. 51. Английская миноноска «Лайтнинг», Торникрофт, 1877 г. Водоизмещение. 27 (полное 32,5) тонн, размеры 25,62 х 3,3 х 1,57 метров, ПМ 390 л.с., скорость 18,75 узлов, 2 рамочных (затем 1 трубчатый) ТА 355 мм, экипаж 15 человек. (Стр. 67)

Рис. 52. Английская миноноска №2, Торникрофт, 1879 г. (11 единиц, №№ 2-12). Водоизмещение 28 тонн, размеры 26,52 х 3,32 х 1,6 метров (носом 0,8 м), ПМ 469л.с., скорость 20 узлов, 1 ТА калибра 355 мм, экипаж 15 человек. (Стр. 68)

Рис. 53. Голландская миноноска № 4, Торникрофт, 1879 г. (17 единиц). Водоизмещение 29 тони, размеры 24,6 х 3,15 х 1,6 метров, ПМ 250 л.с., скорость 17-18узлов, первоначально 2 шестовые мины, затем 1 трубчатый ТА 355 мм. (Стр. 69)

Рис. 54. Итальянская, миноноска «Ниббио», Торникрофт, 1878 г. Водоизмещение 26 тонн, размеры 24,3 х 3,0 х 1,0 метров, ПМ тройного расширения 250 л.с., скорость 18 узлов, 1 ТА кали6ра 355 мм, 1 револьверная пушка 25 мм, экипаж 10 человек. (Стр. 69)

Рис. 55. Английская миноноска № 14, Ярроу, 1879 г (5 единиц, №№ 14-17). Водоизмещение 27, 6 (полное 33) тонн, размеры 26, 5 х 3, 35 х 7, 5 метров, ПМ 550 л. с., скорость 21,93 узлов, вооружение 1 ТА 355 мм (2 торпеды), экипаж 8 человек. (Стр. 70)

Рис. 56. Итальянская миноноска «Авволтойо», Ярроу, 1879 г. Водоизмещение 25 тонн, размеры 26 х 3,3 х 1,3 метров, ПМ 420 л.с., скорость 21,3 узла, 2 ТА калибра 355 мм, 1 пушка 25 мм. (Стр. 71)

Рис. 57. Схема устройства водометного движителя на корабли. (Стр. 73)

Рис. 58. Миноноска, построенная немецкой фирмой «Шихау» в 1893 г. для китайского флота. Три косых паруса, 2 трубчатых торпедных аппарата 355 мм под палубой в носовой части корпуса, 2 револьверные пятиствольные пушки Гочкиса 37мм, 2 пушки калибра 25 мм. (Стр. 75)

Рис. 59. Миноноска типа «Дракон», проект фирмы Ярроу, 1878 г. (82 единицы). Водоизмещение 25 тонн, размеры 21,8 х 2,7 х 1,7 метров, ПМ 220 л.с., скорость 13 узлов, дальность плавания около 100 миль, вооружение: 2 шестовые мины, или 1 установка для метательных мин. (Стр. 76)

Рис. 60. Миноноска типа «Лук», проект и постройка фирмы Шихау, 1878 г. (11 единиц). Водоизмещение, 25 тонны., скорость 17 узлов, размеры 19,9х 2,5 х 0,76/ 1,2 (носом/ кормой) метров, ПМ типа компаунд 220 л.с., дальность плавания 110 миль, вооружение: 2 метательные мины. (Стр. 77)

Рис. 61. Схема внутреннего устройства миноносок типа "Дракон» (вверху) и «Лук» (внизу) (Стр. 79)

Рис. 62. Схема устройства метательной мины и аппарата для ее пуска. (Стр. 80)

Рис. 63. Датская миноноска «Свердфишен» (1881 г.). Водоизмещение 49 тонн, размеры 33,5 х 3,6х 1,8 метров, ПМ 695 л.с., скорость 20 узлов, 2 ТА 355 мм, 1 пушка 37 мм, экипаж 14 человек. (Стр. 81)

Рис. 64. Итальянская миноноска «Альдебаран», (1882 г., серия 10 единиц). Водоизмещение 39 тонн, размеры 30,5 х 3,5 х 1,6 метров, ПМ 430 л.с., скорость 21 узел, вооружение 2 ТА 355 мм, 1 пушка 25 мм, экипаж 10 человек. (Стр. 82)

Рис. 65. Схема внутреннего устройства миноноски типа «Альдебаран». (Стр. 82)

Рис. 66. Итальянская, миноноска «Фатум» (1892 г.). Водоизмещение 42 тонны, размеры 30,8 х 3,5 х 2,3 метров, ПМ 650 л.с., скорость 19 узлов, вооружение 2 ТА 355 мм, 2 пушки 25 мм, экипаж 11 человек. (Стр. 82)

Рис. 67. Немецкая миноноска типа «В», фирма Везер (1882 г., серия 6 единиц). Водоизмещение 91 тонна, размеры 35 х 3,8 х 2,3 метров, ПМ 910л.с., скорость 19,8 узлов, 2 ТА 355 мм, одна револьверная пушка 37 мм, экипаж 14 человек. (Стр. 83)

Рис. 68. Французская миноноска № 130, Норман (1885 г., 15 единиц). Водоизмещение 53 тонны, размет 34 х 3,5 х 2,1 метров, ПМ 720 л.с., скорость 21 узел, 2 ТА 355 мм, 2 пушки 25 мм, экипаж 18 человек. (Стр. 84)

Рис. 69. Американская миноноска «Стилетто» (Херешоф, 1885 г.). Водоизмещение 31 тонна, размеры 27 х 3,4 х 1,1 метров, ПМ 359 л.с., скорость 18,2 узлов, вооружение — 2 ТА для инерционных торпед Хоуэлла, экипаж 5 человек. (Стр. 84)

Рис. 70. Французская миноноска «Бальни», Норман (1886 г., серия 10 единиц). Водоизмещение 66 тонн, размеры 40,8 х 3,3 х 2,5 метров, ПМ двойного расширения 570 л.с., скорость 20 узлов, 2 ТА 355 мм, 2 револьверные пушки Гочкиса 37 мм, экипаж 22 человека. (Стр. 84)

Рис. 71. Русская миноноска «Або», Шихау (1886 г., серия 11 единиц). Водоизмещение, 76,3 тонн, размеры 38,5 х 4,5 х 1,9 метров; ПМ 900 л.с., скорость 20 узлов, дальность плавания 300 миль, 3 ТА калибра 355 мм, 2 пушки 3 7 мм, экипаж 20 человек. (Стр. 85)

Рис. 72. Австрийская миноноска «Фламинго» (1889 г., серия 20 единиц). Водоизмещение 91,4 тонны, размеры 40 х 4,8 х 1,8 метров, ПМ тройного расширения 1000 л.с., скорость 19 узлов, дальность плавания 1200 миль, 2 ТА 355 мм (сдвоенная вращающаяся установка) и 2 пушки 37 мм. Экипаж 20 человек. (Стр. 85)

Рис. 73. Шведская миноноска «Агда» (1891 г., 2 единицы). (Стр. 86)

Рис. 74. Русская миноноска «Батум». Торникрофт, 1880 г. Водоизмещение 43 (полное 48) тонн, размеры 29,4 х 3,4 х 1,9 метров, ПМ 500 л.с., скорость 15,25 узлов, дальность плавания 300 миль, 2 ТА 355 мм, 1 пушка 37 мм. Экипаж 12 человек. (Стр. 86)

Рис. 75. Английская миноноска № 21. Торникрофт, 1884 г. Водоизмещение, 63 тонны, размеры 34,4 х 3,8 х 1,7 метров, ПМ 736 л.с., скорость 20 узлов, 2 ТА 355 мм, 1 пушка 37 мм, экипаж 15 человек. (Стр. 87)

Рис. 76. Испанская миноноска «Хабана», Торникрофт (1887 г., серия 13 единиц). Водоизмещение 67 тонн, размеры 38,8 х 3,8 х 1,8метров, ПМ 780 л.с., скорость 21,2узла, 2 ТА 355 мм, 2 пушки 37 мм, экипаж 17 человек. (Стр. 88)

Рис. 77. Русская миноноска типа «Никсон» (1905 г., серия 10 единиц). Водоизмещение 35 тонн, размеры 37,5 х 3,66 х 1,22 метров, 2 шестицилиндровых газолиновых двигателя по 300 л.с., скорость 20 узлов, 1 поворотный ТА 450 мм, 2 пулемета 7,62мм. (Стр. 91)

Глава 3. Торпедные катера Первой Мировой войны

Рис. 78. Изменение формы и увеличение габаритов торпед за 45 лет. (Стр. 94)

Рис. 79. Русская торпеда образца 1912 г. Калибр 45,6 см, длина 520 сантиметров, заряд ВВ 112 кг (7 пудов), дальность хода 3 км на 39 узлах (72,2 км/час) за две с половиной минуты, 6 км на 29 узлах (53,7 км/час) за 6 минут 42 секунды; 1 — взрыватель, 2 — гидростат, 3 — гироскоп (прибор Обри), 4 —регулятор давления парогазовой смеси, 5 — соосные гребные валы, 6 —резервуар со сжатым воздухом. (Стр. 96)

Рис. 80. Принцип сбрасывания торпед из бугельных аппаратов итальянских катеров. (Стр. 99)

Рис. 81. Катер МАС 1, фирма СВАН, 1915 г. (2 единицы). Водоизмещение 12,5 тонн, скорость 23 узла, размеры 16x2,6 х 1,0 метров, 2 бензиновых мотора по 450 л. с. и 2 электрических по 5 л с.; 2 ТА 450 мм, 3 пулемета, экипаж 8 человек (показан как заградитель). (Стр. 100)

Рис. 82. Катер МАС 15 первой серии типа «А» (СВАН, 1916 г., 20 единиц, №№3-22). Водоизмещение 13 тонн, размеры 16 х 2,63 х 1,2 метров, 2 бензомотора по 250 л.с., 2 электромотора по 5 л.с. скорость 25,5 узлов, вооружение 2 ТА 450 мм, 1-2 пулемета, 4-6 глубинных бомб. Экипаж 8 человек. (Стр. 103)

Рис. 83. Карта театра военных действий между итальянским и австрийским флотами в Адриатическом море в 1914-1918 гг. (Стр. 105)

Рис. 84. Австрийский броненосец береговой обороны «Вена» (спущен на воду и 1895 г., водоизмещение, 5600 тонн, размеры 93 х 17х 6,4 метров; 4 орудия 240 мм в двух башнях, 6 орудий 160 мм в бортовых казематах, бортовая броня 270 мм, экипаж 441 человек). (Стр. 106)

Рис. 85. Катер МАС 23 второй серии типа «А» (Ансальдо, 30 единиц, №№ 23-52). (Стр. 107)

Рис. 86. Катер МАС 53 третьей серии типа «А» (СВАН, 10 единиц, №№ 53-62). (Стр. 107)

Рис. 87. Катер МАС 91 четвертой серии типа «А» (Орландо, 1917 г., 12 единиц, №№ 91-102). Водоизмещение 13,4 тони, скорость 25,5 узлов, размеры 16,15 х 2,83 х 1,3 метров, 2 бензомотора по 250 л.с., 2 электромотора по 5 л.с., 2 ТА 450 мм, 1 пушка 47 мм, 2 пулемета. (Стр. 107)

Рис. 88. Катер МАС 204 шестой серии типа «А» (Пиччиотти, 1918 г., 30 единиц, №№ 203-232). (Стр. 108)

Рис. 89. Минно-сетевые заграждения в Отрантском проливе. (Стр. 109)

Рис. 90. Боковая проекция австрийских линкоров типа «Сцент Истван» (однотипные. «Вирибус Унитис», «Принц Ойген», «Тегетгоф»). (Стр. 110)

Рис. 91. Торпедный катер МАС 397, «Бальетто», 1918 г. (4 единицы, №№ 397-400). Водоизмещение 30 тони, размеры 21,2 х 4,24 х 1,22 метров, 3 бензомотора по 530 л.с., 1 мотор 15 л.с., реальная скорость 30 узлов, 4 ТА 450 мм, 1 пушка 76 мм, 1 пулемет, 4 глубинные бомбы,. (Стр. 113)

Рис. 92. Катер МАС 401, СВАН, 1918 г. 10 единиц, №№ 401-410). Водоизмещение 27,5-29,4 тонн, размеры 22,2 х 4 х 1,2 метров, 4 бензомотора по 295-400 л.с., 2 электромотора по 5 л.с., скорость 27-30 узлов. Вооружение: 2 ТА калибра 450 мм (или 20 глубинных бомб вместо торпед), 2 пулемета. Экипаж 10 человек. (Стр. 114)

Рис. 93. Катер МАС 411, СВАН, 1919-22 гг. (12 единиц, №№ 411-422). Водоизмещение 18-22,5 тонн, размеры 18 х 3,6 х 1,22 метров, 2 бензомотора по 800 л.с., 2 электромотора по 8 л.с., скорость хода до 35 узлов (на электромоторах 5 узлов). Вооружение: 2 ТА 450 мм, 2-3 пулемета, 4 глубинные бомбы. (Стр. 115)

Рис. 94. Катер-танк типа «Грилло», СВАН, 1918 г. (4 единицы: «Грилло, Кавалетта, Локуста, Пульче»). Водоизмещение 8 тонн, скорость до 4 узлов, размеры 16 х 3,1 х 0,7 метров, 2 электромотора по 5 л.с., электропривод гусениц 15 л.с., 3 аккумуляторные, батареи, экипаж 4 человека. Вооружение: 2 ТА 450 мм. (Стр. 116)

Рис. 95. Противоторпедные сети вокруг крупного военного корабля (Стр. 118)

Рис. 96. Глиссер «Миранда-4». Размеры 9,15 м к 1,83 х 0,3 метров, двигатель 110 л.с. Средняя скорость во время соревнований 29 узлов, максимальная на испытаниях 35,5 узлов. (Стр. 121)

Рис. 97. Первый самоходный глиссер Даламбера, 1897 г. (Стр. 122)

Рис. 98. Принцип скольжения катера с реданом (Стр. 123)

Рис. 99. Схема пуска торпеды из кормового желоба в направлении хода катера. (Стр. 125)

Рис. 100. Первый английский торпедный катер «40-футовый Си-Эм-Бэ» (СМБ), Торникрофт, 1916-18 гг. (39 единиц; СМБ 1-13, 40-61, 112, 121-123). Водоизмещение 5 тонн (№ 1 — 4,25 т), размеры 13,7х 2,6 х 0,56 метров, двигатель 250-275 л.с., скорость 33,5-37 узлов (с полной нагрузкой — 30 узлов). Запас бензина (378 литров) обеспечивал дальность плавания 160-185 миль. Вооружение: один желобный ТА 456 мм, 2 пулемета 7,62 мм в спаренной установке, экипаж 4-5 человек. (Стр. 126)

Рис. 101. 55-футовый катер СМБ, Торникрофт, 1917-22 гг. (72 единицы). Водоизмещение 11 тонн, размеры 18,3 х 3,4 х 0,9 метров, 2 бензомотора по 375-450 л.с., скорость 40-42 узла, 2 торпеды 456 мм, 4 пулемета, экипаж 4-5 человек. (Стр. 128)

Рис. 102. Схема налета английских торпедных катеров на Кронштадт (Стр. 133)

Рис. 103. 70-футовый катер СМБ, Торникрофт, 1919-1922 гг. (5 единиц). Размеры 23 х 4, 3 х 1, 2 метра, водоизмещение, 24 тонны, 2 бензомотора по 450-750 л. с., скорость 28-30 узлов, вооружение: 4 торпеды 45б мм (или 4 мины), 6 пулеметов. (Стр. 135)

Рис. 104. Катер ЛМ, фирмы «Люрссем» и «Эрц», 1917-18 гг. (построено 25 единиц). Водоизмещение 15-16 тонн, размеры 15-17х 2,4 х 0,6-1,1 метров, 3 бензомотора по 210-240 л.с., скорость 28-31,5 узлов, вооружение: 1 ТА 450 мм, 1 пулемет 7,83 мм. (Стр. 136)

Рис. 105. Торпедный катер Сомбатхея, 1918 г. (2 единицы). Водоизмещение 6, 7тонн, размеры 13,45 х 2,9х 0,4метров, 4 бензомотора по 150 л.с., скорость 55 узлов, вооружение 2 ТА 450 мм, 2 пулемета. (Стр. 138)

Рис. 106. Экспериментальный торпедный катер на воздушной подушке. Австрия, 1915 г. Полное водоизмещение 12,25 тонн; размеры 13 х 4 х 0,37метров; 2 желобных ТА, экипаж 5 человек. Силовая установка: 4 авиамотора по 120 л.с. для движения посредством гребных винтов; 1 мотор 65 л.с. с вентилятором для нагнетания воздуха под днище катера. (Стр. 139)

Рис. 107. Схема наведения взрывающихся катеров с берегового поста и с самолета. (Стр. 142)

Глава 4. Торпедные катера между двумя мировыми войнами

Рис. 108. Торпедный треугольник: обычная схема расчета торпедного залпа. (Стр. 148)

Рис. 109. Схема движения торпеды по спиральной траектории. (Стр. 149)

Рис. 110. Принцип действия неконтактного электромагнитного взрывателя торпеды: 1 — корпус корабля; 2 — индукционная катушка; 3 — усилитель; 4 —фильтр; 5 — реле; 6 — источник напряжения; 7 —взрыватель. (Стр. 150)

Рис. 111. Поперечный разрез парогазовой торпеды 30-х гг.: 1 —распределитель воздуха между цилиндрами; 2 — машинный кран сжатого воздуха; 3 — впускной клапан; 4 — прибор расстояния; 5 — подача керосина в подогреватель; 6 — зажигательный патрон для воспламенения керосина в подогревателе; 7 — подогреватель; 8 — регулятор давления воздуха. (Стр. 151)

Рис. 112. Поршневая парогазовая машинка торпеды 30-х гг. (Стр. 152)

Рис. 113. Устройство электрической торпеды 30-40-х гг. (А — зарядное отделение, Б — аккумуляторный отсек, В — машинный отсек, Г— приборный атак, Д— винто-рулевая группа). (Стр. 153)

Рис. 114. Французский торпедный катер ВТ-10, 1933-34 гг. (12 единиц). Водоизмещение 19 тонн, размеры 19,5 х 4,2 х 2,1 метров, 2 мотора по 1100 л.с., скорость 48 узлов, 2 ТА 450 мм, 2 пулемета (1 — редан, 2 — винт, 3 — руль, 4 — мотор, 5 — бензобаки, 6 — торпедные аппараты, 7 —консоль, 8 — пулемет, 9 — прожектор). (Стр. 154)

Рис. 115. Итальянский торпедный катер МАС 451 (1932 г.) (Стр. 155)

Рис. 116. Итальянский торпедный катер типа МАС 501, 1936-41 гг. (Бальетто, 75 единиц, МАС 502-550, 552-577). Водоизмещение: 20-26 тонн, размеры 17-19 х 4,4-4,7 х 1,3-1,5 метров; 2 мотора по 750-1000 л.с. (плюс 2 двигателя экономического хода по 70 л.с. на некоторых катерах), скорость 40-45 узлов, 2 пулемета 13,2 мм, две 450-мм торпеды (примерно на половине катеров 6 глубинных бомб вместо второго пулемета). (Стр. 156)

Рис. 117. Итальянский экспериментальный торпедный катер МАС 557, 1939 г. Водоизмещение 20 тони, 2 бензомотора по 1000 л.с., скорость 47 узлов, 2 торпеды 450 мм в поворачивающихся трубчатых ТА, 1 пулемет 13,2 мм, 6 глубинных бомб, экипаж 10 человек. (Стр. 157)

Рис. 118. Итальянский экспериментальный торпедный катер «Генерал Стефано Турр», (1936 г.): 59 тонн, мощность моторов 3000 л.с., скорость 32 узла, 4 ТА 450мм, 3 пулемета 13,2 мм, 12 глубинных бомб. (Стр. 158)

Рис. 119. 60-футовый катер «БПБ» типа МТБ № 1, 1935 г. (в единиц). Водоизмещение около 20 тонн, размеры 18,4 х 4,88 х 0,95 метров, 2 мотора по 600-750 л.с., скорость 33-35 узлов, вооружение 2 ТА 456 мм, 4 пулемета 12,7 мм в двух спаренных установках. (Стр. 160)

Рис. 120. Экспериментальный торпедный катер Скотт-Пейна 1938 г. «70 футов» с 4 ТА 533мм и 4 пулеметами 12,7мм в спаренных установках (1 — антенна, 2 — мостик, 3 — пост управления, 4 — сигнальным фонарь, 5 — выдвижная мачта, 6 — пулеметы, 7 — радиорубка, 8 — торпедные аппараты, 9 — противопожарное, устройство, 10 — глубинные, бомбы, 11 — дымовая аппаратура, 12 — двигатели, 13 — баки с горючим, 14 — кубрик экипажа). (Стр. 162)

Рис. 121. Английский торпедный катер типа «Воспер» первой серии (1939-41 гг., 68 единиц, МТБ №№ 30-97): 32 тонны, размеры 21.35 х 4,8 х 1,45 метров, 3 мотора «Паккард» по 1350 л.с.,40 узлов, 2 ТА 533 мм, 4 пулемета 12,7 мм в двух установках, экипаж 10 человек. (Стр. 163)

Рис. 122. Голландской катер проекта «БПБ»: 40 тонн, 21,34 х 6,05 х 1,14 метров, 3 авиамотора по 1100 л.с., 42 узла, 2 ТА 533 мм, 2 пушки «Испано-Сюиза» 20 мм. (Стр. 164)

Рис. 123. Торпедный катер типа «С-1», Люрсен, 1938 г. (25 единиц). Водоизмещение 49 тони, размеры 28 х 4,27 х 1,37 метров, 3 мотора по 950 л.с., скорость 35 узлов, 2 ТА 533 мм (всего 4 торпеды), 1 20-мм автомат. (Стр. 167)

Рис. 124. Торпедный катер типа «С-26» (1939 г.). Водоизмещение 92,5 (полное 115) тонн; размеры 35 х 5,1 х 1,52 метров; 3 дизельмотора по 2000 л.с.; скорость 39,5 узлов; 2 ТА 533 мм (плюс 2 запасные торпеды), 2 пушки 20 мм; экипаж 21 человек: 1 — перо руля; 2 — сходной тамбур; 3 — флагшток; 4, б, 9— вентиляционные трубы; 5, 14 — 20 мм автоматы; 7-компас; 8 — спасательный плот; 10 —радиопеленгатор; 11 — прибор управления пуском торпед; 12 — световой люк; 13 — крышка торпедного аппарата; (Стр. 168)

Рис. 125. Торпедный катер «С-26» в разрезе: 1 — кубрик, 2 — торпедный аппарат; 3 —каюта командира; 4 — ходовая рубка; 5 — радиорубка; 6, 10— топливные баки; 7,8— двигатели; 9 — антенная стойка; 11 — камбуз; 12-рулевой отсек. (Стр. 169)

Рис. 126. Экспериментальный торпедный катер «Первенец», ЦАГИ, 1927 г. Водоизмещение 8,91 тонн, размеры 17,33 х 3,33 х 0,9 метров, 2 мотора по 600 л.с., скорость 54 узла, дальность плавания экономическим ходом 340 миль, экипаж 3 человека. Вооружение: одна торпеда 45-27, 2 пулемета 7,62 мм в спаренной установке. (Стр. 171)

Рис. 127. Торпедный катер Ш-4, 1928-34 гг. (59 единиц). Водоизмещение 10 тонн, размеры 16,82 х 3,33 х 0,81 метров (55-футовый), 2 бензомотора по 600 л.с., скорость 48-50 узлов, дальность плавания экономическим ходом 556 миль, экипаж 5 человек. Вооружение: два желобных ТА 456 мм (или 2 мины заграждения вместо торпед), 1-2 пулемета 7,62мм. (Стр. 172)

Рис. 128. Торпедный катер Г-5, 1935-43 гг. (13 серий, 329единиц). Водоизмещение 17-17,8 тонн; размеры 19,1-19,8 х 3,35 х 1,24 метров (без торпед 0,6 м), 2 двигателя ГАМ-34 по 736 л.с., или ГАМ-34 ФН по 883 л.с., или ГАМ-38 ФН по 919 л.с., максимальная скорость без торпед 52 узла (96,3 км/час), или 56 узлов (105,56 км/час), или 58 узлов (107,2 км/час) — в зависимости от типа двигателей; дальность плавания 350-400 миль, экипаж 6 человек, 2 ТА 533 мм (вместо них 4 глубинные бомбы или 3 мины заграждения), 1-2 пулемета 12,7 мм или 7,62 мм. В годы войны на некоторых катерах установили направляющие для реактивных снарядов М-8 (82 мм) или М-13 (132 мм). (Стр. 175)

Рис. 129. Схема внутреннего расположения катера типа Г-5. (Стр. 176)

Рис. 130. Желобный торпедный аппарат катера типа Г-5 (1 — баллон со сжатым воздухом для привода поршня; 2 — торпеда калибра 533 мм; 3 — направляющий полоз; 4 — пневматический стопор, удерживающий торпеду в лотке; 5 —устройство запуска двигателя торпеды; 6 —ферма для размещения дымовых шашек; 7 — баллон сжатого воздуха для привода стопора; 8 — выталкивающий поршень). (Стр. 177)

Рис. 131. Внешний вид торпедных катеров типа Г-5 разных серий. Различия, в основном, были связаны с вооружением: а) 1 пулемет 7,62 мм; б) 1 пулемет 12,7 мм и 1 —7,62 мм; в) 1 пулемет 12,7 мм; г), 2 пулемета 12,7 мм. (Стр. 178)

Рис. 132. Внешний вид торпедных катеров типа Г-5 разных серий. Различия, и основном, были связаны с артиллерийским вооружением: д), е) 2 пулемета 12,7 мм; ж) и з) 2 пулемета 12,7 мм и 1 реактивная установка. (Стр. 179)

Рис. 133. Экспериментальный лидер торпедных катеров Г-6, 1934-39 гг. Водоизмещение 86 тонн, размеры 36,53 х 6,6 х 1,93 метров, 8 моторов ГАМ-34 по 736 л.с.(в сумме 5888 л.с.), максимальная скорость на испытаниях 49,78 узлов (92,2 км/час), дальность плавания 806 миль экономическим ходом 28,5 узлов. Вооружение: три 533-мм желобных ТА (или 24 глубинные бомбы вместо торпед в желобных аппаратах) и 1 трехтрубный поворотный ТА 533 мм, 1 пушка 45 мм, 1 пулемет 12,7мм и 3 пулемета 7,62-мм. Экипаж — 30 человек. (Стр. 180)

Рис. 134. Экспериментальный лидер торпедных катеров Г-8, 1937-40 гг. Водоизмещение 31,26 тонны; размеры 24,15 х 3,78 х 1,51 метров; 4 мотора ГАМ-34 по 736 л.с.; скорость 32 узла (59,3 км/час); дальность плавания экономическим ходом 648 миль. Вооружение: 3 торпеды 533 мм (или 10 глубинных бомб) в кормовых желобных ТА, 3 пулемета 12,7 мм. Экипаж 10 человк. (Стр. 181)

Рис. 135. Экспериментальный торпедный катер Д-2 (1939 г.) (Стр. 183)

Рис. 136. Схема катера на воздушной подушке. (Стр. 184)

Рис. 137. Катер на воздушной подушке типа Л-5, 1936-40 гг. (4 единицы). Водоизмещение,: 8,6-11,3 тонн, длина 24 м, ширина 5,4 м, суммарном мощность двигателей 1780-2000 л.с., скорость 70-73 узла, вооружение — две торпеды 45-36 и 2 пулемета 12,7 мм, экипаж 5 человек. (Стр. 185)

Рис. 138. Торпедный катер-подводная лодка М-400 «Блоха» (1939 г.). Водоизмещение 35,3 тонн (под водой 74 тонны), скорость 33 узла (под водой 11 узлов), 2 ТА 456 мм, 1 пулемет 12,7 мм. (Стр. 186)

Глава 5. Торпедные катера Второй Мировой войны

Рис. 139. Поворот торпеды после пуска па определенный угол с учетом перемещения корабля-цели. (Стр. 189)

Рис. 140. Принцип устройства акустической системы самонаведения торпеды: 1 — прибор излучения и приема звуковых волн; 2 — преобразователь сигналов; 3 — предохранитель; 4 — генератор; 5 — усилитель; 6 — сетевой фильтр; 7 —взрыватель. (Стр. 190)

Рис. 141. Итальянский катер-торпеда МТМ (1938-41 гг., 28 единиц). Водоизмещение 1 тонна, размеры 5,6 х 1,9 метров, мотор 95 л.с., скорость 33 узла, заряд ВВ 300 кг. (Стр. 195)

Рис. 142. Эскадренный миноносец «Франческа Криспи», корабль-носитель взрывающихся катеров МТМ (однотипный «Селла»). Водоизмещение 955 (полное 1450) тонн; размеры 85 х 8,6 х 2,7метров; 2 турбины по 18000л.с., скорость 35 узлов. Вооружение: 6 катеров-торпед МТМ, 4 пушки 120 мм в двух спаренных установках, 2 автомата 40 мм, 2 пулемета 13,2 мм, 4 ТА 533 мм в двух двухтрубных установках. (Стр. 196)

Рис. 14.3. Паровой артиллерийско-торпедный катер типа МГБ. Размеры 44,4 х 7,1 х 1,7 метров; 2 турбины по 3600-4000 л.с., дальность плавания полным ходом 430 миль, экипаж 34 человека. (Стр. 197)

Рис. 144. Боевой катер «Фэрмайл» МТБ типа «Д» с торпедным вооружением, 1942-45 гг. (250 единиц). Водоизмещение 120 тонн, размеры 33,55 х б,4 метров, 4 бензомотора по 1250 л.с., скорость 29 узлов, 4 ТА 533мм, два 57-мм орудия, два 20-мм автомата, глубинные бомбы. (Стр. 200)

Рис. 145. Катер типа «Воспер» американской постройки (190 единиц: ПТ 368—371, 384—499, 661—730). Водоизмещение 34 (полное 43,5) тонны, размеры 22,1 х 6,1 х 1,55 метров, 3 мотора «Паккард» по 1200-1350 л.с.; скорость 39,2 узлов, дальность плавания 450 миль (21-узловым ходом), 2 ТА 533 мм, 1 пушка 20 мм, 4 пулемета 12,7 мм в двух спарках, 4 глубинные бомбы, радиостанция ТСL-5, радиолокатор, экипаж 11 человек. (Стр. 202)

Рис. 146. Катер типа «ЭЛКО» 3-й серии: водоизмещение 38 (полное 51) тонн, размеры 24,5 х 6,3 х 1,54 метров, 3 мотора по 1200 л.с., скорость 38,4 узлов, 2 пушки 20 мм (или 1 пушка 40 мм и одна 20 мм) , 4 пулемета 12,7 мм, 2 ТА 533 мм, 12 глубинных бомб, экипаж 14 человек. (Стр. 205)

Рис. 147. Торпедный катер типа «Хиггинс», 1942-45 гг. (221 единица: ПТ 71-94, 197-254, 265-313, 450-485, 625-660, 791-808). Водоизмещение, 46-48 тонн, дальность плавания 420 миль (экономическим ходом 21 узел), размеры 23,8 х 6,1 х 1,7-1,9 метров, 3 бензомотора «Паккард» по 1350 л.с., скорость 36,3 узлов, экипаж 12-17 человек. Вооружение: 4 торпеды 533 мм в бугельных аппаратах, одна пушка 40 мм (не. на всех сериях), два 20-мм автомата, 4 пулемета 12,7 мм в спаренных установках, 2 глубинные бомбы, радиолокатор), дымаппаратура. (Стр. 207)

Рис. 148. Японский катер-торпеда типа «Шиньё.» (1944-45 гг.). Водоизмещение 2,15 тонны, размеры 6,5 х 1,86 х 0,36 метром, два автомобильных мотора по 67 л.с., скорость 28 узлов. Заряд ВВ 250 кг, 1 пулемет 13,2 мм. (Стр. 208)

Рис. 149. Лучший японский торпедный катер Т-51, 1944 г. (8 единиц). Водоизмещении 95 тонн, размеры 32,4 х5 х 1,1 метров, 4 бензомотора по 900 л.с., скорость 29 узлов. Вооружение: 2 ТА 457 мм, трехствольный 25-мм автомат, 1 пулемет, глубинные бомбы. (Стр. 209)

Рис. 150. Немецкий торпедный катер «С-100» (1942 г.) с бронированной рубкой (третья серия, 90 единиц). Водоизмещение 96 тонн, размеры 35,1 х Д 76 х 2,0 метров, 3 мотора по 2000 л.с., скорость 39 узлов, 2 ТА 533 мм (плюс 2 запасные торпеды), 1 пушка 40 мм, 3 пушки 20 мм (две в спарке, одна в одинарной установке). (Стр. 211)

Рис. 151. Взрывающийся катер-торпеда «Линзе». Водоизмещение 1,8 тонны, длина 5,5 метров, мощность двигателя 95 л.с., скорость 34 узла.. (Стр. 216)

Рис. 152. Экспериментальный торпедный катер «Торпедошлиттен». Водоизмещение 5 тонн, размеры 8,5 х 1,7 х 0,55 метров, авиационный мотор) 600л.с., скорость 48 узлов (без торпед), 30 узлов с двумя торпедами, дальность плавания 300 миль, вооружение 2 ТА 533 мм. (Стр. 218)

Рис. 153. Торпедный катер типа Г-5 13-й серии, с американскими моторами «Паккард» и реактивной установкой залпового огня М-8-М (залп — 24 РС, 48 запасных РС в кранцах над закрытыми легким настилом желобами торпедных аппаратов). (Стр. 221)

Рис. 154. Торпедный катер Д-3 (1939-46 гг., 73 единицы). Водоизмещение 32 (полное, 36) тони, размеры 22,4 х 3,9 х 1,9 метров, 3 бензомотора по 850 л.с (или по 1200 л.с.), скорость 32-37-48 узлов в зависимости от типа двигателей, дальность плавания 320 миль полным ходом или 500 миль на 16 узлах. Вооружение: 2 533-мм ТА и 2 пулемета 12,7-мм, 3-4 глубинные бомбы, дымаппаратура, экипаж 9 человек. (Стр. 222)

Рис. /55. Торпедный катер Д-3 с усиленным артиллерийским вооружением (1 автомат 25 мм и 4 пулемета «Кольт» 12,7 мм в двух спаренных установках: а) боковая проекция,; б) вид сверху; в) схема внутреннего расположения. (Стр. 223)

Рис. 156. Торпедный катер типа «Комсомолец» (проект 123), 1942-44 гг. (31 единица). Водоизмещение 20 (полное 23) тонн, размеры 18,7 х 3,4 х 1,2 м, 2 бензомотора по 1200 л.с., скорость 46-48 умов, дальность плавания 345 миль на 28 узлах, вооружение: 2 ТА 456-мм (на прототипе серии 2 ТА 533-мм), 4 пулемета 12,7-мм а двух спарках (на прототипе 1 пулемет), 6 больших глубинных бомб, дымаппаратура, экипаж 7 человек. (Стр. 225)

Рис. 157. Торпедный катер типа «Комсомолец» (Проект 123 бис), 1943-45 гг. (120 единиц). Водоизмещение 25 тони, скорость 48 узлов, 3 бензиновых мотора «Паккард» по 1200л.с., 2 ТА 456-мм, 4 пулемета 12,7-мм в двух спаренных установках, 6 глубинных бомб, дымаппаратура, установлены скуловых брызгоотражатели. (Стр. 226)

Рис. 158. Торпедный катер типа «Юнга» (Проект 200). Водоизмещение 46,9 тони; размеры 23,4 х 4,0 х 1,7 метров; 3 мотора по 1200 л.с., скорость 37-38 узлов; дальность плавания 488 миль на 9,5 узлах; 2 ТА 533 мм, 3 пулемета 12,7 мм (2 за рубкой в двух гнездах, 1 в корме — как на катере СТК-ДД); экипаж 11 человек. (Стр. 227)

Рис. 159. Экспериментальный многоцелевой торпедный катер СТК-ДД. Заложен в январе и спущен на воду в декабре 1942 г., вступил в строй в августе. 1943 г. (завод в Зеленогорске); водоизмещение 4.5,1 (50) тонн; размеры 24,8 х4,0 м, 3 дизельмотора М-50 по 1000 л.с., 1 дизель экономического хода; скорость 34 ума, дальность плавания 480 миль на 30 узлах и 1000 миль на 10 узлах, вооружение: 4 ТА 456 мм, 3 пулемета 12,7 мм, 6 больших и 12 малых ГБ, 3 мины КБ-3, дымаппаратура ДА-7, экипаж 11 человек. (Стр. 228)

Рис. 160. Схема атаки немецкого эсминца «Зет 34» в Данцигской бухте. (Стр. 234)

Рис. 161. Типовая схема атаки конвоя торпедными катерами в районе стесненных фарватеров. (Стр. 236)

Рис. 162. Советский торпедный катер ТК 254 типа «Воспер», оборудованный мачтой с радаром типа SO-13. (Стр. 238)

Глава 6. Торпедные катера после Второй Мировой войны

Рис. 163. Набор деревянного корпуса торпедного катера 50-х гг. (Стр. 246)

Рис. 164. Схема размещения на катере комбинированной дизель-газотурбинной установки: 1 — канал выхлопа, 2 — шахта воздухозаборника, 3 —газовая турбина, 4 — дизель, 5 —редуктор, 6 — гребной винт. (Стр. 251)

Рис. 165. Советская бесследная самонаводящаяся торпеда САЭТ-50. (Стр. 254)

Рис. 166. Бугельный торпедный аппарат английского катера типа «Брейв». (Стр. 256)

Рис. 167. Трубчатый торпедный катер советского катера типа «Большевик»: 1 — крышка, 2 — пороховая камора, 3 — механизм установки глубины хода, 4 — электрический обогреватель, 5 — газовый кран, 6 — направляющие. (Стр. 257)

Рис. 168. Универсальная 76-мм артиллерийская установка «Ото Мелара». 1 — дульный тормоз; 2 — эжектор; 3 — башня из стеклопластика; 4 — замок; 5 — рама; 6 — подающий механизм; 7 — вертикальный привод; 8 — барабан со снарядами; 9 — горизонтальный привод; 10— люк для обслуживания; 11 — подпятник. (Стр. 259)

Рис. 169. Спаренный 30-мм универсальный автомат А-32 фирмы «Испано-Сюиза ». (Стр. 260)

Рис. 170. Комбинированная артустановка фирмы «Испано-Сюиза» (2 пушки 30 мм, 16 направляющих для ракет). (Стр. 261)

Рис. 171. Торпедный катер типа «Дарк». Водоизмещение, 50 (полное 70) тонн, размеры 21,8 х 6,0 х 1,8 метров; 2 дизеля. «Нэпир-Делтик» по 2500 л.с., скорость 37-40 узлов. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата, один 40-мм автомат. Экипаж 15 человек. (Стр. 263)

Рис. 172. Торпедный катер типа «Брейв», 1960 г. (2 единицы). Водоизмещение 89 (114) тонн, размеры 29,2 х 7,6 х 1,8 метров; 3 газовые турбины по 3500 л. с., запас топлива 25 тонн, скорость хода до 52 узлов, дальность плавания 400 миль па 46 узлах.. Вооружение: четыре 533-мм ТА и два 40-мм автомата, либо 1 пушка 114 мм и 1 автомат 40 мм. Экипаж 22 человека. (Стр. 266)

Рис. 173. Торпедный катер типа «Ягуар» (1957-63 гг.,40 единиц). Водоизмещение 160 (183) тонн, размеры 4,12 х 6,7х 1,5метров; 4 дизеля по3000 л.с., скорость полного хода 42 узла, 4 ТА 533 мм, 2 автомата 40 мм. Экипаж 38 человек. (Стр. 269)

Рис. 174. Торпедный катер проекта 63 («Ильтис», 5 единиц). Водоизмещение 17,41 тонн, размеры 14,9 х 3,4 х 0,6 метров; 2 дизеля по 1200 л.с.,скорость 52узла, 2 ТА 533 мм, 1 пулемет 14,5 мм, экипаж 5 человек. (Стр. 270)

Рис. 175. Торпедный катер проекта 68 («Гидра», 7 единиц). Водоизмещение 19,21 тони, размеры 17,1 х 3,59 х 1,45 метров, 2 дизеля по 1200 л.с., скорость 50 узлов. Вооружение: 2 пулемета 14,5 мм в спаренной установке, 3 торпедных аппарата 533 мм (или мины вместо торпед). (Стр. 271)

Рис. 176. Торпедный катер типа «КТС». Строились в 1972—73 гг. Водоизмещение 28 тонн, мощность дизелей 3600 л.с. Вооружение: два 533-мм ТА, один спаренный 23-мм автомат (авиационного типа), мины. (Стр. 273)

Рис. 177. Торпедный катер типа «Сёлевен» (построены в 1964-67 гг., 6 единиц). Водоизмещение 95 (полное 114) тонн, размеры 30,3 х 7,8 х 2,1 метров; 3 газовые турбины по 4250 л.с., скорость 54 узла, дальность плавания 400 миль на 46 узлах, 740 миль на 10 узлах, 4 ТА 533 мм, 2 автомата 40 мм, экипаж 29человек. 1-40 мм пушки; 2 — дымообразующая аппаратура; 3 — ходовой мостик; 4 — ходовая рубка; 5 — форпик; 6 — кубрик; 7 — кают-компания; 8 — офицерская каюта, 9 — радиорубка, 10 —торпедный аппарат, 11 — топливные цистерны; 12 — дизельмоторы и редукторы, 13 — газовые турбины; 14 — ахтерпик; 15 — транцевая плита. (Стр. 279)

Рис. 178. Большой торпедный катер типа «Плеяд» (11 единиц, 1954-60 гг.). Водоизмещение 155 (170) тонн, размеры 48 х 5,8 х 1,6 метров, 3 дизеля по 2600 л.с., скорость 37,5узлов, дальность плавания, 600 миль на 30 узлах, 6 ТА 533 мм, 2 автомата 40 мм, экипаж 33 человека. (Стр. 281)

Рис. 179. Торпедный катер «Спика I» (Т-121). Водоизмещение 190 (полное 218) тонн, размеры 45 х 7,1 метров; 3 газовые турбины по 4240 л.с., скорость 40 узлов. Вооружение: 6 ТА 533-мм, 1 универсальная 57-мм пушка «Бофорс», 12 осветительных ракет. Экипаж 28 человек. (Стр. 283)

Рис. 180. Внутреннее устройство торпедных катеров типа «Спика 1»: 1 — румпельное отделение; 2 —торпедный аппарат; 3 — дымовые шашки; 4 — кожух воздухозаборной шахты; 5 — РЛС; 6 —ходовой мостик; 7 — пусковые установки осветительных ракет; 8 — ходовая рубка; 9 — пушка 57 мм; 10— кубрик; 11 — снарядный погреб; 12 — радиорубка и второй кубрик; 13 — боевые посты; 14 — БИП; 15 — топливные цистерны; 16 — каюты унтер-офицеров; 17 — газовые турбины и редукторы; 18 — газоотводный трубопровод. (Стр. 285)

Рис. 181. Торпедный катер типа «Норрчёппинг» (12 единиц, 1973-76 гг.). Водоизмещение 190 (230) тонн, размеры 43,6 х 7,1 х 2,4 метров; 12900 л.с., скорость 40,5 узлов, 6 ТА 533 мм, 1 пушка 57мм, 4x9 гранатометов «Эльма», экипаж 27 человек. (Стр. 286)

Рис. 182. Торпедный катер «Насти" (Стр. 288)

Рис. 183. Торпедный катер типа «Тьелд». Водоизмещение 70 (82 полное) тонн, размеры 24,5 х 7,5 х 2,0 метров; 2 дизеля по 3100л.с., скорость 45узлов. Дальность плавания 450 миль на 40 узлах, 600 миль на 25 узлах. Вооружение: четыре 533-мм торпедных аппарата, один 40-мм автомат, один 20-мм автомат. Экипаж 22 человека. Схема устройства: 1 — автомат 40мм; 2 — ходовой мостик; 3 — топливные баки; 4 — коридор; 5 — офицерская каюта; 6 — автомат 20 мм; 7 — форпик; 8 — кубрик. (Стр. 289)

Рис. 184. Торпедный катер типа «Висла» (Проект 455). Водоизмещение 70 тонн, размеры 25 х 5,5 х 1,2 метров; мощность силовой установки 4800 л.с., скорость полного хода 34 узла, дальность плавания 500 миль. Вооружение: 4 ТА 533-мм, 2 30-мм автомата в спаренной установке. (Стр. 292)

Рис. 185. Японский торпедный катер типа ПТ-7. Водоизмещение 100 тонн, размеры 34 х 7,5 х 1,22 метра, 3 дизеля по 2000 л.с., 33узла, 4 ТА 533-мм, 2 автомата 40-мм, экипаж 30 человек. 1,4— пушки 40 мм; 2 — торпедный аппарат; 3 — ходовая рубка; 5 — кладовые; 6 — кубрик; 7 — гальюн; 8 — форпик; 9 — ахтерпик; 10— машинное отделение; II — топливные, цистерны; 12 — гирокомпас; 13 — камбуз. (Стр. 293)

Рис. 186. Торпедный катер ПТ-10. Водоизмещение 90 (полное 120) тонн, размеры 32 х 8,5 х 1,1 метров, скорость 47 узлов, 4 ТА 533-мм, 2 автомата 40-мм, экипаж 26 человек. (Стр. 294)

Рис. 187. Торпедный катер типа «Хучуань». Водоизмещение 45 тонн, размеры 21,8 х 6,2 х 3,6 метров, 3 дизеля по 1200 л.с., скорость 55 узлов, дальность плавания 500 миль. Вооружение: 2 ТА 533-мм, 4 пулемета 14,5-мм в двух спаржах, экипаж 11 человек. (Стр. 295)

Рис. 188. Торпедный катер ТД-200 бис, 1947-51 гг. (163 единицы). Водоизмещение48,5 (56,5)тонн, размеры 23,7х4,7 х 2,5 метров; 2 дизеля по 1200 л.с., 1 дизель экономического хода, скорость 38 узлов, дальность плавания 600 миль на 25 узлах (1000 миль на 8 узлах), 2 ТА 533 мм, шесть пулеметов 12,7 мм в спаренных установках, РЛС обнаружения «Зарница» и распознавания «Факел-М», дымаппаратура ДА-7. Экипаж 11 человек. (Стр. 298)

Рис. 189. Торпедный катер типа «Комсомолец» с радиолокатором (проект 123 К), серия 155 единиц. (Стр. 299)

Рис. 190. Деревянный торпедный катер «Большевик» (Проекты 183 и 183Т), 1952-60 гг. (560 единиц). Водоизмещение 61,5 (66,5) тонн, размеры 25,4 х 6,24 х 1,24 метров, 4 дизельмотора по 1200 л. с. (4 винта), скорость 43-44 узла, запас топлива 7,2 тонн, дальность плавания 1000 миль на 14 узлах и 600 миль на 33 узлах, 2 533-мм ТА, 4 автомата 25-мм в двух спарках (по тысяче снарядов на ствол), 8 глубинных бомб ББ-1, РЛС опознавания «Факел», РЛС обнаружения «Зарница», экипаж 20 человек. (Стр. 301)

Рис. 191. Ракетный катер типа «Комар» (проект 183-Р, постройка 1959-65 гг., 112 единиц). Водоизмещение 66,5 тонн, размеры 25,5 х 6,2 х 1,5 метров, 4 дизеля по 1200 л.с., скорость 39 узлов, дальность плавания 1000 миль на 26 узлах, 500 миль на 39 узлах, 2 пусковые установки ракет П-15, 2 автомата 25-мм в спаренной установке, экипаж 2 7 человек. (Стр. 302)

Рис. 192. Дюралевый торпедный катер «Проект 184» (2 единицы), завод «Море» в г. Феодосия, главный конструктор В.М. Бурлаков. Водоизмещение 31,5 (34) тонны, размеры 21,6 х 5 х 2,1 метров, 3 дизеля по 1200 л.с., скорость 46 узлов, дальность плавания 500 миль на 33 узлах (300 миль на 45 узлах), 2 ТА 533-мм, 4 пулемета КПВ 14,5-мм в двух спаренных установках, экипаж 10 человек. 1 — спаренные пулеметы; 2 — торпедный аппарат; 3 — антенны РЛС; 4 — ходовая и штурманская рубка; 5 — отражатель ветрозащиты мостика; 6 — трос «бегунок»; 7 — отсеки РТС и каюты офицеров; 8 — глушители выхлопа дизелей; 9 — дизельмоторы; 10 — кубрик. (Стр. 304)

Рис. 193. Торпедный катер типа «Шершень» (Проект 206). Постройка 1960-74 гг., 135 единиц, из них 87 для советского флота и 48 на экспорт; кроме того в 1975-78 гг. 9 катеров этого типа сделали в специальном экспортном, варианте 206-ЭР. Водоизмещение 145 (полное 170) тонн, размеры 34,6 х 6,75 х 1, 75 метров (206-ЭР: размеры 38,5 х 7,7 х 1,8 метров; водоизмещение 170/220 тонн); 3 дизеля по 4000 л. с. (затем 3 дизеля по 5000 л. с.), скорость 43-45 узлов (206-ЭР — 41 узел), 30 тонн топлива, дальность плавания 460 миль на 42 узлах, 600 миль на 35 узлах, 1000 миль на 20 узлах. Вооружение: 4 ТА 533 мм, 4 автомата 30 мм в двух спаренных установках (боезапас 4000 снарядов), 12 глубинных бомб (или 6 мин), экипаж 23 человека. (Стр. 307)

Рис. 194. Ракетный катер типа «Оса» (проект 205). Водоизмещение 165 (полное 226) тонн, размеры 38,6 х 7,6 х 1,8 метров, скорость 42 узла (с моторами по 5 тысяч л.с. скорость 47 узлов), 4 ПУ ракет П-15 «Термит». (Стр. 308)

Рис. 195. Большой торпедный катер на подводных крыльях типа «Шторм» (проект 206-М; постройка 1972-76 гг, 48 единиц, 29 для советского ВМФ и 19 на экспорт). Водоизмещение 190 (260) тонн, размеры 38,6 х 7,6 (с крыльями 9,6) х 1,8 (с кр. 3,3) метров, 3 дизеля по 4000 или по 5000 л.с., скорость на крыльях до 48 узлов, дальность плавания 1450 миль на 14 узлах (на корпусе) или 600 миль на 37 узлах (на крыльях). Вооружение: четыре 533-мм ТА, 2 орудия 57-мм в башенной установке и 2 автомата 25-мм в спарке. Экипаж 21 человек. (Стр. 310)

Рис. 196 Продольный разрез торпедного катера типа 206-М: 1 — 57-мм пушка АК-725; 2 —стрельбовая РЛС «Вымпел»; 3 — мачта с антеннами РЛС; 4 — ходовая рубка; 5 — носовое подводное крыло (в опущенном состоянии); 6— фильтры грубой очистки воздухоприемных шахт; 7 — главные дизели М-504; 8 — пост управления двигателями; 9 —транцевая плита. (Стр. 311)

Глава 7. Ракетно-торпедные и противолодочные катера

Рис. 197. Типовая схема атаки конвоя ракетными катерами. (Стр. 314)

Рис. 198. Малый ракетный корабль «Муссон» (тип «Овод», проект 1234), водоизмещение 560 тонн, размеры 59,3 х 12,2x2,6 метров. (Стр. 317)

Рис. 199. Крылатая ракета «Экзосет»: 1 — передняя крышка контейнера; 2 — передний вкладыш; 3 — головка самонаведения; 4 —вычислительное устройство; 5 — радиовысотомер); 6 — платформа с двумя, гироскопами и тремя акселерометрами; 7 — передатчик радиовысотомеры; 8 — приемник радиовысотомера; 9 — передняя центрирующая, вставка; 10 — блокирующее устройство; 11 — боевая часть; 12 — контейнер пусковой установки; 13 — маршевый двигатель; 14 — крестообразное крыло в сложенном состоянии; 15 — стартовый двигатель; 16 — задняя центрирующая вставка; 17 — аккумулятор; 18 — усилитель привода хвостовых рулей; 19 —преобразователь; 20 — хвостовые рули-стабилизаторы; 21 — привод хвостовых {гулей; 22 — задний вкладыш; 23 — задняя крышка контейнера. (Стр. 320)

Рис. 200. Крылатая ракета «Гарпун»: 1 — корпус ракеты с несущими и рулевыми плоскостями; 2 — система управления (автопилот, головка самонаведения, радиовысотомер); 3 — боевая часть; 4 — топливный бак (керосин); 5 — маршевый двигатель; 6 — стартовый двигатель. (Стр. 321)

Рис. 201. Крылатая ракета «Габриэль»: 1 — система наведения; 2 — аккумулятор; 3 — боевая часть; 4 — маршевый двигатель; 5 — крестообразное крыло; 6 — стартовый двигатель; 7 — крестообразные рули управления; 8 — силовые, приводы рулей. (Стр. 322)

Рис. 202. Крылатая ракета «Отомат»: 1 — радиолокационная головка самонаведения; 2 — боевая часть; 3 — инерциальная система управления,; 4 — регулятор; 5 — блок управления; 6 — распределительный блок; 7 — преобразователь; 8 — компьютер и высотомер; 9 — воздухозаборник маршевого двигателя; 10 — топливный бак (керосин); 11 — масляный бак; 12 — два стартовых двигателя; 13 — привод хвостовых рулей; 14 — хвостовые рули-стабилизаторы; 15 — маршевый двигатель. (Стр. 323)

Рис. 203. Траектории ракет: 1 — крылатой ракеты класса «корабль — корабль»; 2 — зенитной ракеты. (Стр. 324)

Рис. 204. Пусковая установка для 6-и английских ракет «Блоупайп» (длина ракеты 135 см, диаметр 7,6 см, масса боевой части 2,2 кг, досягаемость по высоте до 3 километров). (Стр. 325)

Рис. 205. Четырехзарядная зенитная ракетная установка «Си Вулф». (Стр. 326)

Рис. 206. Зоны эффективного огня ракетного катера: 1 — ракетный катер; 2 — зона досягаемости ЗРК «РАМ»; 3 — зона досягаемости 76-мм артустановки; 4 —ракета «РАМ»; 5 — вражеская ПКР (противокорабельная ракета); 6 — луч РЛС ПВО; 7 — вражеский самолет; 8 — луч РЛС обнаружения надводных целей; 9 — траектория полета ПКР «Экзосет»; 10 — ПКР «Экзосет»; 11 —луч РЛС ракеты; 12 — вражеский корабль. (Стр. 327)

Рис. 207. Американская акустическим торпеда МК 37: 1 — боевая часть с ВВ; 2 — топливный отсек; 3 — аккумулятор; 4 —система самонаведения; 5 — регулятор) режима скорости; 6 — рулевой механизм; 7 — патрубок топливного насоса; 8 — камера сгорания; 9 — двигатель; 10 — соосные винты. (Стр. 329)

Рис. 208. Схема наведения, крылатых, ракет класса «корабль-корабль»: 1 — РЛС обнаружения целей; 2 — РЛС сопровождения цели (стрельбовая РЛС); 3 — РЛС слежения за ракетой; 4 — выносной индикатор кругового обзора (ВИКО) на командном пункте корабля. (Стр. 331)

Рис. 209. Типовая схема управления оружием (на примере немецкого ракетно-торпедного катера типа «Тигр»): 1 — кормовая артустановка; 2 — пусковые установки противокорабельных ракет; 3 — ввод данных от системы РТР; 4 — ввод данных от РЛС различного назначения; 5 — ввод данных от оптико-электронных систем; 6 — носовая артустановка; 7 — боевая информационно-управляющая, система (БИУС). (Стр. 334)

Рис. 210. Французский ракетный катер «Ла Комбатант 1» (серия 5 единиц). Водоизмещение 182 тонны, размеры 45 х 7,4 х 2метров, два дизеля по 1600 л.с., скорость 23 узла, дальность плавания 2000 миль на 12 узлах, вооружение 1 автомат 30 мм, 8 (первоначально 4) ПУ ракет СС-12 (управляемые по проводат противотанковые, ракеты) в двух установках, экипаж 30 человек. (Стр. 336)

Рис. 211. Ракетно-торпедный катер «Тигр»: 1 — 40-мм автомат; 2 — ПУ ракет «Экзосет»; 3 — 76-мм пушка; 4 — форпик (кладовые); 5, 12 — кубрики команды; 6 — погреб 76-мм снарядов; 7 — центральный боевой пост; 8 — каюты старшин; 9, 10 — дизельные отделения; 11 — топливные цистерны; 13 — погреб 40-мм снарядов; 14 — ахтерпик; 15 — 533-мм торпедные аппараты. (Стр. 338)

Рис. 212. Ракетно-торпедный катер типа «Альбатрос». Водоизмещение 330 (полное 420) тонн, размеры 57,7х 7,6 х 2,5 метров, 4 дизеля по 4500 л.с., скорость 36 узлов, дальность плавания 700 миль на 32 узлах или 2600 миль на 20 узлах. Вооружение: 2 533-мм ТА, 2 пушки 76 мм «Ото Мелара», 4 ПУ ракет «Экзосет». Экипаж 40 человек. 1 — торпедные аппараты; 2 — 76-мм пушки; 3 — ПУ ракет «Экзосет»; 4 — камбуз; 5 — антенна РЛС; 6 — каюта командира; 7 — ходовой мостик; 8 — кубрики команды; 9 — погреба 76-мм снарядов; 10 — центральный пост; 11 — дизельные отсеки; 12 — топливные циститы; 13 — ахтерпик. (Стр. 340)

Рис. 213. Ракетно-торпедный катер «Стокгольм» (1985 г.) Водоизмещение 310 (370) тонн, размеры 50 х 7,5 х 2,0 метров, мощность силовой установки 14400 л.с., скорость 32 узла, дальность плавания 1850 миль,экипаж 30 человек. (Стр. 343)

Рис. 214. Ракетно-торпедный катер типа «Виллемоэс». Водоизмещение 232 (полное 270) тонн, размеры 46 х 7,4 х 2,5 метров, мощность газотурбинной установки 12750 л.с., скорость полного хода 38 узлов, дальность плавания 800 миль на 12 узлах и 430 миль на 36 узлах. Вооружение: первый вариант — 4 однотрубных 533-мм ТА, 2 одинарных ПУ для ракет «Гарпун», 1 76-мм пушка; второй вариант — 2 ТА 533-мм, 4 одинарных ПУ для ракет, 1 пушка 76-мм. Экипаж 25 человек. (Стр. 346)

Рис. 215. Катер типа «Стандарт флекс 300» (16 единиц, построены в 1988-92 гг., головной получил название «Флювефискен», которое раньше носил торпедный катер). Стандартное водоизмещение 320 тонн, размеры 54 х 8,5 х 2,5 метров, мощность силовой установки 13000 л.с. (газовая турбина 6000 л.с. плюс 2 дизеля по 3500 л.с.), скорость полного хода 35 узлов. Вооружение в ракетном варианте: 8 ПУ для ракет «Гарпун», 1 пушка 76-мм «Ото Мелара». В торпедном — 4 ТА, 2 зенитно-ракетных комплекса, одна 76-мм пушка. Заштрихованы места установки сменных модулей. (Стр. 348)

Рис. 216. Советский катер ПЛО типа «Проект 201» (1957 год). Водоизмещение 170 (полное 215) тонн, размеры 42,4 х 6 х 1,8 метров, 3 дизеля по 2500 л.с., скорость 28 узлов, дальность плавания 1100 миль на 13 узлах, 350 миль полным ходом. Экипаж 31 человек. (Стр. 351)

Рис. 217. Катер ПЛО типа «Паук» (проект 1241.2). Водоизмещение, 415 (полное 475) тонн, размеры 57,5 х 10,2 х 2,6 метров, 2 дизеля М-507 по 10 000 л.с., скорость полного хода 35 узлов, дальность плавания 2600 миль на 14 узлах. Вооружение: четыре однотрубных 406-мм ТА, 1 пушка 76-мм, 1 шестиствольный 30-мм автомат АК-630, один зенитный ракетный комплекс «Стрела-2М» (8 ракет), 2 пятиствольных реактивных бомбомета, 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 38 человек. (Стр. 352)

Рис. 218. Катер типа «Светляк» (проект 10410). Водоизмещение 355 (полное 395) тонн, размеры 49,5 х 9,2 х 2,6 метров, 3 дизеля М-504 по 5000 л.с., скорость полного хода 32 узла, дальность плавания 1500 миль на 13 узлах (2200 миль с топливом в перегруз), экипаж 31 человек. (Стр. 354)

Рис. 219. Опытный противолодочный катер «Плейнвью»: 1 —привод завешивания колонки винтов экономического хода; 2 —трехтрубный торпедный аппарат; 3 — коридор; 4 — воздухозаборная шахта; 5 — ходовая рубка; 6 — кладовые; 7 — кубрик команды; 8 — каюта офицеров; 9 — камбуз; 10— отсек ГАС; 11 — излучатель ГАС; 12— газовые турбины; 13 — носовые крылья с гондолами винтов полного хода; 14 — топливные циститы; 15 —боевой пост; 16 — дизельмоторы; 17 — приводы торпедных аппаратов; 18 — кормовое крыло с гондолой винта экономического хода. (Стр. 357)

Рис. 220. Канадский катер ПЛО «Бра де Ор»: 1, 16 — механизмы поворота носового крыла; 2, 13 — боевые посты; 3 — ходовая рубка; 4 — газовая турбина; 5 — торпедные аппараты; 6 — лебедка подъема буксируемой ГАС; 7 —излучатель ГАС; 8 — дизельмоторы; 9-винт для хода на корпусе; 10-винт для хода на крыльях; 11 — привод консоли крыла; 12 — кормовое крыло; 14 — каюты офицеров; 15 — кубрик команды; 17 — носовое крыло. (Стр. 359)

Рис. 221. Катер на подводных крыльях типа «Муравей» (проект 133), 1983-89 гг. Водоизмещение 180 (полное 230) тонн, размеры 40,3 х 8 (с крыльями 9) х 1,9 (с крыльями 4,7) метров, 2 газовые турбины по 11300л.с., скорость полного хода 40узлов, дальность плавания 410 миль. Вооружение: 2 ТА 406-мм, 1 пушка 76-мм (АК-176), 1 автомат 30-мм, 1 ПЗРК «Игла». Экипаж 40 человек. (Стр. 361)

Рис. 222. Катер ПЛО на подводных крыльях типа «Сокол» (Проект 1145). Построен в 1977 г. Водоизмещение 320 (полное 465) тонн. Размеры 50 х 10,2 х 5,9 метров. Силовая установка 55600 л.с., скорость полного хода 60 узлов. Вооружение: 8 ТА 406 мм в двух четырехтрубных установках, 1 пушка 76 мм, 1 шестиствольный 30-мм автомат. Экипаж 50 человек. (Стр. 362)

Содержание