Заключение
Битва под Курском закончилась блестящей победой Советской Армии. За полтора месяца напряженных боев наши Вооруженные Силы сначала измотали и обескровили, а затем окончательно разгромили две крупные группировки немецко-фашистских войск, что в значительной мере предрешило дальнейший ход Великой Отечественной войны и всей второй мировой войны.
В боях под Орлом, Белгородом и Харьковом провалилась последняя попытка гитлеровского командования вернуть потерянную стратегическую инициативу, взять реванш за Сталинград.
Потерпев поражение под Курском, немецко-фашистские войска вынуждены были окончательно перейти к стратегической обороне. Провал гитлеровских планов летом 1943 года резко ухудшил хозяйственное и военно-политическое положение фашистской Германии, подорвал ее военный авторитет и еще более углубил кризис в лагере противника.
Курская битва положила начало общему летнему наступлению Советской Армии, в результате которого было освобождено почти две трети советской земли, временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками. Наступление советских войск летом 1943 года навсегда развеяло созданную гитлеровской пропагандой басню о «сезонности» советской стратегии. Оно показало, что Советская Армия может успешно наступать и громить врага как зимой, так и летом.
В битве под Курском победил советский общественный и государственный строй, победила наша социалистическая экономика и весь советский парод, руководимый Коммунистической партией. [117]
Победа под Курском была победой советского военного искусства над военным искусством фашистской Германии. Наша стратегия, оперативное искусство и тактика отличались в этой битве гибкостью, решительностью целей, всесторонним учетом обстановки, умелым использованием сильных сторон преднамеренной обороны и контрнаступления, мобилизацией всех имевшихся сил и средств на разгром врага.
Вместе с сухопутными войсками победу под Курском ковала и советская авиация. Уже в первые дни оборонительного сражения она завоевала господство в воздухе и помогла сухопутным войскам сорвать наступление противника на Курск, а затем перейти в контрнаступление и уничтожить главные группировки врага. Соединения советской авиации нанесли врагу большой урон в живой силе, танках, орудиях и другой боевой технике.
В оборонительном сражении и контрнаступлении под Курском действия советской авиации носили непрерывный характер (днем и ночью, в ходе всей битвы, при любых метеорологических условиях) и были сосредоточены на важнейших направлениях. В обороне под Курском советские Военно-воздушные силы оказали большую помощь войскам в удержании оборонительных позиций. С переходом наземных войск в контрнаступление наши авиационные соединения содействовали им в прорыве вражеской обороны и развитии успеха на всю глубину операции.
В Курской битве действия советской авиации приобрели большой размах. В ходе оборонительного сражения к контрнаступления советское командование привлекало для решения боевых задач шесть воздушных армий фронтовой авиации, а также крупные силы авиации дальнего действия.
В этой битве намного повысилось мастерство авиационных командиров, которые научились в сложной воздушной обстановке четко управлять большими массами самолетов и умело их применять на главных направлениях и при решении важнейших задач.
В битве под Курском получили дальнейшее развитие способы организации взаимодействия авиации с сухопутными войсками. Тщательная разработка планов взаимодействия, проведение совместных занятий и учений, приближение командных пунктов авиационных командиров и их штабов к командным пунктам общевойсковых командиров, [118] перенос управления авиацией с аэродромов на поле боя все это способствовало улучшению организации взаимодействия военно-воздушных сил с сухопутными войсками.
Командование и штабы воздушных армий и соединений обогатились ценным опытом планирования боевых действий авиации в оборонительных операциях и контрнаступлении, искусством организации тесного взаимодействия между воздушными армиями соседних фронтов, а также между соединениями различных родов авиации.
В битве под Курском шло дальнейшее совершенствование тактики родов авиации. Истребительная авиация научилась более надежно прикрывать боевые порядки войск, сочетая различные способы боевых действий. Были усовершенствованы методы ведения группового воздушного боя, широко стал применяться вертикальный маневр. Боевые порядки истребителей эшелонировались по высотам, по фронту и в глубину; были использованы более активные способы борьбы с авиацией противника. Управление истребителями, прикрывающими войска, было перенесено на поле боя. Для этого привлекались радиостанции управления и наведения.
Советские истребители приобрели ценный опыт отражения массированных налетов авиации противника. Они также научились более надежно обеспечивать боевые действия штурмовиков и бомбардировщиков, умело сочетая способ непосредственного сопровождения с вытеснением вражеских истребителей из района боевых действий. Широко применялся способ «свободной охоты».
В ходе битвы под Курском успешнее, чем в предыдущих операциях, наносились удары по аэродромам противника, причем действия по вражеским аэродромам осуществлялись иногда на широком фронте, перерастая в форму воздушных операций. Такие операции, проведенные с 6 по 8 мая силами шести воздушных армий и 5 июля 2-й и 17-й воздушными армиями, являются прообразом современных воздушных операций по завоеванию господства в воздухе.
Штурмовая и бомбардировочная авиация эффективно поражала объекты врага на поле боя и в ближайшем тылу, правильно использовала средства поражения в зависимости от характера целей и умело сочетала различные способы боевых действий (эшелонированные действия [119] мелких групп, сосредоточенные и массированные удары крупных сил авиации). Бомбардировочная авиация овладела способом группового бомбометания с пикирования.
Опыт боев под Курском показал, что массированные и сосредоточенные удары бомбардировщиков и штурмовиков не только оказывают на противника сильное моральное воздействие и наносят ему большой материальный ущерб, но и значительно сокращают потери своих самолетов. Это объяснялось тем, что при сильном воздействии с воздуха зенитная артиллерия врага организованного огня не вела, а его истребительная авиация успешно сковывалась нашими истребителями.
Битва под Курском характерна массовым проявлением героизма и боевой отваги советских авиаторов. В ожесточенных воздушных боях и сражениях наши летчики, воспитанные Коммунистической партией в духе любви и преданности социалистической Родине, смело вступали в бой с врагом, навязывали ему свою волю и, как правило, выходили победителями. В этой битве особенно отличились такие летчики-герои, как А. К. Горовец, В. Н. Буянов, С. К. Колесниченко, С. Д. Луганский, И. Ф. Балюк, В. К. Поляков, Н. Д. Гулаев, П. А. Пологов, А. Н. Ефимов, В. Н. Кубарев, А. П. Маресьев, М. С. Токарев и другие. Здесь получил свое первое боевое крещение И. Н. Кожедуб, ныне трижды Герой Советского Союза.
Самоотверженно трудились также авиационные инженеры, техники, механики и младшие специалисты по подготовке материальной части к полетам, по ремонту и восстановлению поврежденных самолетов и моторов.
Много вложил труда и энергии личный состав частей авиационного тыла, бесперебойно обеспечивая боевые вылеты, а также готовя аэродромную сеть. Своей самоотверженной работой они вместе с летным составом ковали победу советской авиации.
В Курской битве советские Военно-воздушные силы обогатились большим и разнообразным опытом боевых действий, который представляет значительный интерес для наших авиационных кадров. Этот опыт и сегодня имеет важное значение для дальнейшего развития оперативного искусства Военно-воздушных сил и тактики родов авиации.