10. Живучесть самолетов
Способность реактивных истребителей выдерживать серьезные повреждения, полученные в бою, и не оставлять строя значительно повышало эффективность действия ВВС США в воздушной войне в Корее. Реактивные самолеты возвращались из воздушных боев, имея боевые повреждения от небольших пробоин обшивки до полностью деформированных или изрешеченных пулями крыльев и разорванных фюзеляжей с зияющими отверстиями от снарядов зенитной артиллерии диаметром до 1 м. Столь большая живучесть, обусловленная прочностью конструкции самолета, была высоко оценена летчиками. Многие повреждения были получены от огня зенитной артиллерии или стрелкового оружия, от ударов о наземные препятствия, как провода или деревья, а также от осколков при взрывах бомб и реактивных снарядов во время вылетов для оказания поддержки сухопутным войскам. [132]
Способность реактивного истребителя совершать полет после получения повреждения продемонстрирована на рис. 47, где показан истребитель F-80, благополучно совершивший посадку на свою базу, с поврежденным крылом, от которого был оторван кусок в несколько футов. Один скоростной истребитель во время полета на малой высоте при оказании поддержки сухопутным войскам ударился о натянутый провод. Мощные элементы конструкции, воспринимающие большие усилия, возникающие при полете с большой скоростью, оказались достаточно прочными, чтобы выдержать удар и предохранить крыло от полного разрушения. Закрылок, будучи поврежденным, продолжал действовать.
Однажды истребитель F-80 «Шутинг Стар» из состава 49-й истребительно-бомбардировочной группы, совершая атаку на малой высоте, ударился о землю и затем, вновь взмыв в воздух, сумел возвратиться на свою базу; нижняя часть его фюзеляжа вся в рваных пробоинах представляла собой бесформенную массу искореженного металла. О живучести истребителей F-86 на больших высотах и высоких скоростях свидетельствует такой факт. Один истребитель получил прямое попадание снаряда 37-мм пушки в воздушном бою с северокорейским реактивным истребителем около маньчжурской границы. Снаряд попал [133] в левую консоль крыла, у самого фюзеляжа. Осколки снаряда пробили крыло и разбили фонарь кабины. Несмотря на это, летчик благополучно посадил самолет на своей базе. Многие реактивные истребители, несмотря на полученные в бою повреждения, оказывались способными без вреда для конструкции выдерживать нагрузки в полете, значительно превышавшие допустимые пределы. При резком выходе из пикирования летчики отмечали перегрузки, достигавшие 13 g.
Большая живучесть реактивных самолетов частично обусловлена возросшими скоростями полета. Предназначенные для полетов на скоростях, превышающих на 300–350 км/час скорости истребителей: второй мировой войны, реактивные самолеты построены из более прочных материалов и имеют большую общую прочность. Самолеты времен второй мировой войны имели тонкую наружную обшивку, покрывающую каркас из множества конструктивных элементов, воспринимающих большую часть основной нагрузки. Современные самолеты имеют толстую жесткую обшивку, воспринимающую значительную часть нагрузки и требующую меньшее количество внутренних силовых элементов. Такое распределение нагрузки на значительно большую площадь существенно уменьшает опасность от повреждений, полученных при попадании крупнокалиберного снаряда. Другим фактором, повышающим безопасность, является относительная простота реактивного двигателя, что обусловливает меньший размер жизненно важной площади самолета, поражение которой может вызвать выход самолета из строя.
В свете воздушных боев с северокорейскими реактивными истребителями это уменьшение жизненно важной площади создавало меньшую площадь цели для трех 20-мм пушек, установленных на истребителях русской постройки. Хотя эти 3 пушки и обладали большей скорострельностъю, чем американские пушки такого же калибра, однако они значительно уступали в этом отношении шести 12,7-мм пулеметам истребителей F-84 и F-86, что является важным фактором поражения от огня, ведущегося в течение долей секунды в воздушных боях реактивных самолетов. [134]