Содержание
«Военная Литература»
Военная история

6. Мощные северокорейские ВВС сдержаны на 38-й параллели. Редакционная статья журнала Куотэрли ревью

29 июня 1950 года, то есть спустя 4 дня после того, как северокорейские войска вторглись в Южную Корею, американские ВВС получили разрешение действовать севернее 38-й параллели до реки Ялуцзян. В течение месяца северокорейские ВВС были уничтожены в воздушных боях и в процессе массированных налетов на их аэродромы. Из 150 имевшихся в северокорейских ВВС в начале войны боевых самолетов сохранилось лишь 18, которые могли предпринимать спорадические, тревожащие налеты на Сеул. Господство в воздухе было завоевано с минимальными авиационными средствами и потерями и удерживалось над всей Кореей в течение всей войны.

После уничтожения северокорейских ВВС в июле 1950 года противник стал вводить в бой свои вновь создаваемые эскадрильи с «защищенных» маньчжурских баз. США объявили, что такие действия могут привести к снятию ограничения с американских ВВС, разрешавшего им действовать только до реки Ялуцзян, и к возможному использованию авиации Стратегического авиационного командования ВВС США над территорией Китая. Не желая расширять район войны, противник приступил к осуществлению огромной программы реконструкции и восстановления аэродромной сети в Северной Корее с целью обеспечения условий для боевых действий авиации, не ставя под удар свои жизненно важные тыловые районы севернее реки Ялуцзян.

Рабочие отряды, состоявшие из тысяч корейских и китайских военных и гражданских людей, начали быстрое строительство хорошо [75] спроектированных аэродромов, с которых могли бы действовать как реактивные, так и обычные самолеты.

Работы по восстановлению аэродромов находились под непрерывным наблюдением с воздуха и систематически сводились к нулю ударами авиации ООН. Характер «битвы за аэродромы» принял определенную форму и продолжался с неутомимой энергией и решимостью с обеих сторон. Строящиеся аэродромы периодически подвергались налетам бомбардировочной авиации. Когда противник усилил наземную систему противовоздушной обороны восстанавливаемых аэродромов, что привело к увеличению потерь истребителей-бомбардировщиков, участвовавших в дневных налетах, задача по разрушению аэродромов была возложена на бомбардировщики В-29. Бомбардировщики В-29, совершавшие налеты ночью, проникали через прожекторную и зенитно-артиллерийскую завесу и наносили бомбовые удары по главным аэродромам. В последний год войны противник использовал ночные реактивные истребители, базировавшиеся в Маньчжурии, однако действия бомбардировщиков продолжались.

Бомбардировщики В-29 наносили удары при любой погоде с помощью радиолокационных бомбардировочных прицелов, при этом была достигнута рекордная точность бомбометания, заставлявшая противника призадуматься. Противник не сумел организовать эффективной противовоздушной обороны; использование ночных реактивных истребителей также не дало эффекта. [78]

Борьба за аэродромы отвлекала значительную часть авиационных сил ООН, однако это предохраняло наземные войска от налетов авиации противника и обеспечивало важнейшие военные преимущества.

Настойчивость, с которой противник выделял силы и средства на восстановление аэродромов при непрерывных налетах авиации, разрушающей аэродромы по мере их ремонта, была загадкой для наших экспертов по разведке. Если это преследовало цель истощить терпение и военные ресурсы Объединенных Наций восточным способом сопротивления, то она не была достигнута. В соответствии с другим, более логичным объяснением северокорейцы пытались поддерживать аэродромы в таком состоянии, которое потребовало бы минимальных усилий для приведения их в готовность на случай перебазирования ВВС из Маньчжурии. Эта версия подтверждается длительным изучением уровня выполнения работ на различных аэродромах. Аэродромы, расположенные непосредственно на южном берегу реки Ялуцзян, поддерживались в такой степени готовности, что по расчетам разведки они в течение 24 часов могли быть полностью подготовлены к эксплуатации. Аэродромы, расположенные в средней полосе Северной Кореи, потребовали бы для ввода в строй 5–7 дней. Для ввода в строй аэродромов южной части Северной Кореи потребовалось бы по крайней мере 2 недели. Таким образом, если бы противник решил перебазировать свои ВВС из Маньчжурии в Корею, он смог бы прикрыть аэродромы, расположенные непосредственно южнее реки Ялуцзян, восстановить их в течение 24 часов, затем перебазироваться на них, расширив тем самым прикрытие с воздуха на аэродромы, расположенные в средней полосе, и восстановить последние в течение последующих 5–7 дней. Заняв последние аэродромы, можно было повторить этот процесс с аэродромами, расположенными вблизи линии фронта. Таким действиям должно было предшествовать уничтожение истребителей F-86 посредством серии смелых воздушных налетов на аэродромы американских ВВС, расположенные южнее 38-й параллели.

Третья версия предполагала, что противник содержал свои аэродромы в значительной степени отремонтированными для того, чтобы в случае кратковременного прекращения огня или временного перемирия он смог быстро и с минимальными усилиями перебазировать свои ВВС из Маньчжурии. Воздушная разведка непрерывно раскрывала сеть аэродромного строительства противника. Восемь главных аэродромов, предназначенных для базирования реактивных самолетов, были обнаружены на западном побережье между Синыйчжу и Пхеньяном. По всей Северной Корее восстанавливались или вновь строились 26 дополнительных аэродромов. Каждый из восьми аэродромов, предназначавшихся для реактивных самолетов, представлял собой грандиозный строительный проект. Любой из них был расположен таким образом, чтобы обеспечить прикрытие соседних аэродромов. Аэродромы имели подъездные пути к железным дорогам и к главным шоссейным дорогам, пригодным для эксплуатации в любую погоду; они имели по одной длинной взлетно-посадочной полосе и рулежные дорожки, ведущие к рассредоточенным местам стоянок и капонирам. Капониры часто были расположены в близлежащих долинах на расстоянии от 1,5 до 3 км от ВПП. На некоторых аэродромах укрытия для самолетов отрывались в склонах холмов. Большое внимание уделялось использованию естественных складок местности для защиты от воздушных атак. Ни один из восьми аэродромов не был расположен на открытой местности. Некоторые из них — Пхеньян и Хэчжу — были построены посредине населенных городских районов, где здания с обеих сторон улиц в деловых частях [79] городов были снесены для того, чтобы освободить место для широкой и длинной бетонной взлетно-посадочной полосы. Ремонтные мастерские, склады ГСМ и площадки для рассредоточения самолетов были расположены среди жилых зданий.

Воздушная разведка тщательно наблюдала и отмечала на картах достижения в строительных работах на 34 площадках, а «сэнбрджеты», патрулирующие у реки Ялуцзян, наблюдали за сосредоточением реактивных самолетов противника в Маньчжурии. Когда развертывание комбинированных северокорейских ВВС и ВВС китайских добровольцев приближалось к концу, ВВС войск ООН наносили сокрушительный удар по системе северокорейских аэродромов. Один за другим аэродромы разрушались бомбардировщиками, в то время как «сэйбрджеты» создавали завесу против вторжения «мигов» из Маньчжурии.

Комбинированная тактика, направленная на то, чтобы лишить противника возможностей использовать корейские базы и создать воздушную [80] завесу непосредственно южнее реки Ялуцзян, разрушила планы противника перебазировать ВВС в Северную Корею. Эта тактика определила характер и темпы «битвы за аэродромы», продолжавшейся в течение двух лет.

Последние усилия

В течение последних двух месяцев войны американские ВВС Дальневосточной зоны и 5-я воздушная армия усилили интенсивность ударов по аэродромам, с тем чтобы лишить противника способности к быстрому восстановлению аэродромов и не дать ему возможности в последние дни военных действий перебазировать боевые самолеты на аэродромы с взлетно-посадочными полосами, частично пригодными для эксплуатации. За неделю до того, как было подписано перемирие, воздушная разведка отмечала необычное напряжение в ремонтных работах на ряде главных аэродромов. Подобно муравьям, тысячи рабочих засылали воронки, в то время как массы других рабочих двигались вдоль дорог, ведущих к аэродромам, с носилками, наполненными камнем, землей и [81] другими материалами. Это усилие по ремонту аэродромов — одно из наиболее значительных во время войны — одновременно с необычно интенсивными автоперевозками в районе аэродромов указывали на го, что противник отчаянно старался привести взлетно-посадочные полосы на ряде аэродромов в состояние минимальной пригодности для эксплуатации, прежде чем будет подписано перемирие. Поскольку в то время в Северной Корее была только горсточка самолетов, эта неистовая активность также говорила за то, что первостепенной военной задачей противника, после того как прекращение огня даст ему передышку от атак с воздуха, является перемещение базирующихся в Маньчжурии частей реактивных самолетов в Северную Корею.

Мрачные перспективы

Лето 1956 года противник встретил, уже обладая 3-кратным превосходством в боевых самолетах и 2-кратным — в личном составе по сравнению с вооруженными силами Объединенных Наций в Корее. Это коренным образом изменило соотношение сил, имевшее место в момент начала боевых действий на 38-й параллели 25 июня 1950 года. Северокорейцы дорого заплатили за то, чтобы убедиться, что господство в воздухе означает господство на земле независимо от мощи сухопутных сил. Они дорого заплатили, но, что более существенно, они усвоили урок.

Теперь объединенные ВВС северокорейской армии и китайских добровольцев имеют более 3000 боевых самолетов различных типов. Их советские товарищи могут оказать им поддержку силами своей авиации на Дальнем Востоке, располагающими числом самолетов, более чем вдвое превышающим эту цифру.

Свыше 100 аэродромов северокорейцев, на которых базируются сотни обычных и реактивных истребителей и бомбардировщиков, находятся на удалении около 300 км от расположения сухопутных сил ООН, что примерно равно расстоянию от Нью-Йорка до Вашингтона по прямой линии. Кроме того, более 240 аэродромов находятся в боевом радиусе действия северокорейских легких бомбардировщиков относительно позиций сухопутных войск ООН. Свыше 80 из этих аэродромов, заполненных самолетами, находящимися в боевой готовности, расположены на территории Северной Кореи, на расстоянии от 50 до 250 км от 38-й параллели, где могут базироваться обычные и реактивные самолеты.

Ко времени заключения перемирия в Северной Корее имелось всего 34 аэродрома. Только 7 из них могли принимать реактивные самолеты, но все они были не пригодны к эксплуатации. Только горсточка самолетов, максимум 2 десятка, базировалась в Северной Корее. По условиям перемирия северокорейцы не должны были бы иметь более многочисленные ВВС, чем в то время. Однако данные разведки войск ООН вскрыли грубое нарушение перемирия северокорейцами. Они восстановили свои военно-воздушные силы. Это означает для наших вооруженных сил, находящихся в настоящее время в Корее, возможность возобновления войны в любое время, войны, в которой нашим вооруженным силам будут противопоставлены превосходящие сухопутные силы, поддерживаемые военно-воздушными силами, имеющими большое превосходство над нашими.

ВВС Объединенных Наций в течение трех лет вели непрерывное наблюдение за 34 аэродромами противника в Северной Корее и предпринимали бомбардировочные удары по ним, когда их ремонт приближался к концу или когда на них появлялись самолеты. Эти непрекращающиеся усилия были трудной задачей и требовали для ее решения [84] значительной части имеющихся в распоряжении сил авиации. Тот факт, что авиация ООН выиграла битву за аэродромы, сохранив вдвое больше сил вне войны далеко от зоны боевых действий сухопутных сил ООН в Корее, является замечательным достижением. Если же выполнение этой задачи рассмотреть в свете ежедневной потребности в самолетах для непосредственной поддержки, изоляции районов боевых действий, специальных боевых вылетов и удовлетворения непрерывного потока заявок первой очереди на воздушные атаки по сотням целей различного рода, то это достижение приобретает исключительное значение. [85]

Если бы перед участвовавшими в войне в Корее ВВС ООН стояла задача держать в непригодном к эксплуатации состоянии в 2 раза большее число аэродромов и в то же время вести активную борьбу против ВВС противника над его территорией и оказывать поддержку своим сухопутным войскам, то силы авиации ООН в Корее оказались бы распыленными до опасной степени.

Кто может сказать, что такая задача не станет перед ВВС Объединенных Наций? Все данные указывают на то, что противник уже восстановил и реконструировал все старые аэродромы для своей реактивной авиации. Сведения разведки о строительстве новых аэродромов являются также удручающими. Неподтвержденные сообщения говорят о том что строятся 30 или более новых аэродромов. Если эти данные верны то северокорейцы будут иметь всего в Северной Корее более 75 аэродромов, на которые смогут переместить крупные военно-воздушные силы, базирующиеся в Маньчжурии.

При подписании соглашения о перемирии противник добился от Командования Организации Объединенных Наций уступки, разрешающей строительство аэродромов. Считалось, что это не является существенным, [89] поскольку противнику запрещено вводить авиационные подкрепления в Северную Корею. Однако военно-воздушные силы могут быть за несколько часов перебазированы по воздуху на первоклассные аэродромы, полностью пригодные к эксплуатации, или же в течение нескольких недель доставлены скрытно различными окольными путями. Инспекция и контроль за авиационными сооружениями являются ключом политики перемирия. Единственным эффективным средством контроля за развитием военно-воздушных сил противника является воздушная разведка его авиабаз. В первоначальный проект договора о перемирии входила статья, позволяющая патрульным самолетам военно-воздушных сил ООН действовать до реки Ялуцзян, однако она была исключена в порядке уступки северокорейцам. Окончательное соглашение не только запретило авиационную разведку над Северной Кореей, но Командование ООН [90] согласилось также эвакуировать жизненно важные радиолокационные станции с островов, расположенных севернее ограничительного рубежа безопасного бомбометания, и с побережья Северной Кореи, которые могли бы обеспечить непосредственное наблюдение за активностью авиации северокорейцев. Инспекция и контроль были возложены на нейтральные инспекторские группы Организации Объединенных Наций, находящиеся только в определенных пунктах, через которые могут быть введены ВВС. Вследствие этого выполнение статьи, запрещающей ввод авиационных подкреплений, гарантируется только совестью подписавших договор сторон.

Ко времени подписания перемирия объединенные силы ВВС китайских добровольцев, ВВС Северной Кореи и ВВС Советского Союза, расположенные за рекой Ялуцзян, насчитывали около 2500 боевых самолетов, главным образом реактивных бомбардировщиков и истребителей. По своей численности это были третьи в мире военно-воздушные силы, уступавшие лишь ВВС Советского Союза и США.

Если придет время, когда противник вновь развяжет войну в Корее, Командование Организации Объединенных Наций немедленно почувствует истинное значение современной воздушной обстановки. Если даже основные силы ВВС противника все еще находятся севернее реки Ялуцзян, то их перебазирование на подготовленные в Корее аэродромы может быть легко осуществлено в любой момент по усмотрению противника. Один смелый удар, аналогичный «Пирл-Харбору», по авиабазам истребителей в Южной Корее передал бы в руки противника жизненно важное господство в воздухе, которое в течение всей войны принадлежало вооруженным силам ООН. Даже наиболее важные цели на Японских островах будут находиться в радиусе действия реактивных бомбардировщиков, базирующихся на авиационных базах в Северной Корее.

Авианосцы Командования Организации Объединенных Наций не смогут противостоять решительным действиям реактивной авиации противника и, следовательно, не будут в состоянии обеспечить господство в водах вокруг Корейского полуострова. Имеется серьезное сомнение в том, что Южную Корею удастся удержать в случае массового применения противником военно-воздушных сил, параллельно с наступлением сухопутных сил.

Пока вооруженные силы ООН контролировали воздух, вооруженные силы противника оставались относительно парализованными. Предоставив противнику право после заключения перемирия строить аэродромы в Северной Корее и, не сумев обеспечить условиями перемирия эффективной системы контроля за усилением его военно-воздушных сил, Объединенные Нации лишили себя единственного военного фактора, способного обеспечить прикрытие своих вооруженных сил и контроль над вооруженными силами противника, — то есть лишили себя преимущества, завоеванного и удерживавшегося ценой таких больших затрат сил и средств.

Отсутствие в договоре о перемирии специального условия об аэродромах может поставить вооруженные силы ООН в Корее в настоящее время в более опасное положение, чем в черные дни у Пусана. [91]

Дальше