Содержание
«Военная Литература»
Военная история

VI. В мирные дни

В героической летописи Великой Отечественной войны немало ярких страниц повествуют о славных боевых делах воинов-авиаторов 2-го гвардейского Оршанского Краснознаменного, ордена Суворова истребительного авиационного полка.

За годы войны гвардейцы совершили 8474 боевых вылета, провели 399 воздушных боев, 1368 штурмовок, 1004 полета на сопровождение, 649 разведок. При этом истребители сбили в воздухе и уничтожили на земле 327 вражеских самолетов, а также огромное количество живой силы, техники и снаряжения противника.{34}

Личный состав полка, завоевавший почетное гвардейское звание, возмужал, получил большой боевой опыт и закалку. Молодые летчики, которым не было и двадцати, когда они садились в кабину боевого самолета, стали за войну настоящими мастерами воздушных боев. Из рядов 2-го гвардейского истребительного авиационного полка вышли Герои Советского Союза Е. Ф. Кондрат, А. П. Соболев, Ф. М. Косолапов, Н. П. Пушкин, П. М. Непряхин, А. И. Майоров и М. Е. Рябцев. Выросли в талантливых организаторов-командиров начальник штаба полка М. Г. Гуревич, заместители командира полка Г. Ф. Семикии и Н. Я. Зенькович, старший инженер А. А. Лелекин, командиры эскадрилий А. И. Майоров, Н. П. Пушкин, И. Т. Кошелев, М. Е. Рябцев, Г. В. Уткин и другие.

За мужество, отвагу и воинскую доблесть были награждены орденом Ленина — 3, орденом Красного Знамени — 58, орденом Великой Отечественной войны I и II степени — 59, орденом Красной Звезды — 132, орденом Александра Невского — 6, орденом Кутузова — 1, орденом Боевого Красного Знамени МНР — 6, чехословацким орденом Креста — 3, орденом Креста Королевства Великобритании — 1, медалями — 1206 человек.

Война в Европе закончилась. Страна приступила к восстановлению разрушенных гитлеровскими оккупантами городов и сел, налаживанию хозяйства, перестройке промышленности и транспорта на мирный лад. Но на Дальнем Востоке все еще тлел последний очаг войны. С победой над милитаристской Японией перед Вооруженными Силами СССР встала новая задача — охрана мирных границ Советской Родины и созидательного труда народов социалистического лагеря. Возникла необходимость усиления охраны воздушных рубежей страны от возможных происков империалистических агрессоров.

Быстрорастущая экономика, грандиозные достижения Советского Союза в области техники позволили воору-жить советскую авиацию современными реактивными самолетами. Личный состав авиации пополнился высококвалифицированными кадрами. Они в свою очередь перенимали опыт ветеранов-летчиков, участников Великой Отечественной войны. Командный, летный и технический состав за несколько послевоенных лет в основном сменился, но традиции остались нерушимыми. В политико-воспитательной работе, так же как и раньше, отводилось большое место пропаганде интернациональной дружбы народов.

Высокая сознательность, четкая организованность и твердая дисциплина личного состава советской авиации помогали им с успехом выполнять задачи по охране воздушной границы Родины.

Приближался год великого юбилея. Повсеместно началась подготовка к празднованию 50-летия Великого Октября и Советских Вооруженных Сил. В братских странах социализма развернулась большая работа по пропаганде грандиозных достижений Советского Союза, всемирно-исторических побед героической Советской Армии и интернациональной дружбы с советским народом. [147]

В монгольской прессе стало печататься большое количество материалов о дружбе народов и армий наших стран. В эти дни монгольские товарищи провели большую работу по установлению связи с ветеранами подшефной эскадрильи и полка, по изучению истории их боевого пути. Поиски увенчались успехом: последовали личные встречи и переписка с ветеранами. В Москве, Киеве, Краснодаре, Ярославле, Баку — повсюду на встречах генералы А. С. Благовещенский, М. П. Нога, А. Ф. Семенов, Г. А. Лобов, ветераны полка и эскадрильи Н. П. Пушкин, М. Г. Гуревич, Н. Я. Зенькович, М. Е. Рябцев, Г. Ф. Семикин, Г. В. Уткин, П. М. Харитонов и другие делились с монгольскими друзьями воспоминаниями о войне. Они передали ценные материалы для создания истории этой славной боевой части.

Памятное событие произошло в дни празднования 50-летия Вооруженных Сил Советского Союза. Посольство МНР в СССР организовало встречу ветеранов авиаполка и эскадрильи. После многих лет разлуки снова встретились первый командир эскадрильи Н. П. Пушкин, заместитель командира полка Г. Ф. Семикин, командир звена М. Е. Рябцев и командир дивизии А. Ф. Семенов. Чрезвычайный и полномочный посол МНР в СССР Н. Лувсанчултэм горячо поздравил представителей советской авиации — ветеранов полка и эскадрильи «Монгольский арат» — со знаменательным юбилеем.

В марте 1968 г. советская военная делегация посетила Монгольскую Народную Республику и приняла участие в праздновании 47-й годовщины монгольской Народной армии.

Делегация во главе с командующим Забайкальским военным округом генералом армии П. А. Беликом 16 марта прилетела из Иркутска в Улан-Батор на самолете гражданской авиации МНР. Члены советской военной делегации с интересом знакомились с людьми и достопримечательностями страны солнца, гор, неоглядных долин и степей. История монгольского народа уходит своими корнями далеко в глубь веков. Непрерывные феодальные междоусобицы привели к потере государственной независимости Монголии, которая в конце XVII века попала под иго маньчжурских завоевателей. Маньчжурское господство, длившееся свыше двух веков, в сильной степени задержало развитие экономики и культуры Монголии. [148]

Победа Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей новую эру в истории человечества, явилась переломным моментом в судьбе монгольского народа.

Вдохновленный великими освободительными идеями Октябрьской революции, монгольский трудовой народ под руководством Народно-революционной партии поднялся на борьбу с угнетателями, с помощью великого советского народа одержал победу и впервые в своей многовековой истории стал хозяином страны.

За короткий исторический период в жизни страны произошли крупнейшие социально-экономические преобразования. В результате быстрого развития государственной и кооперативной промышленности, строительства, транспорта и связи Монголия превратилась из страны сельскохозяйственной в страну аграрно-индустриальную.

Нерушимая дружба между советским и монгольским народами, заложенная гениальным вождем трудящихся В. И. Лениным и выдающимся руководителем монгольской революции Д. Сухэ-Батором, явилась образцом новых межгосударственных отношений, основанных на принципах марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма, провозглашенных Октябрьской революцией, на принципах подлинного равноправия, взаимного уважения и братской взаимопомощи.

Советско-монгольская дружба — это историческое завоевание наших народов. Она скреплена многими славными делами. Народная память навсегда сохранит события тех героических лет, когда революционные бойцы России и Монголии в едином строю изгнали с монгольской земли белогвардейские банды барона Унгерна.

Подлинным символом боевого братства наших народов стал разгром японских захватчиков на реке Халхин-Гол в 1939 г.

Советские люди никогда не забудут помощи братской Монголии, которую она оказала нашей стране в трудные годы Великой Отечественной войны.

В период пребывания партийно-правительственной делегации Советского Союза в Монгольской Народной Республике в январе 1906 г. Генеральный секретарь ЦК
КПСС Л. И. Брежнев на митинге в городе Дархан говорил: [149]

«Наши народы и партии всегда были в одном ряду — и в период суровых испытаний войны, и в дни мирного строительства. ...И мы, советские люди, горды тем, что советский и монгольский народы, Коммунистическая пдртия Советского Союза и Монгольская народно-революционная партия в едином строю вместе с братскими народами и партиями других стран социализма ведут активную борьбу за укрепление единства социалистического содружества».{35}

Один из авторов этой книги — генерал-лейтенант авиации А. Ф. Семенов, бывший командир авиационной дивизии, в состав которой входила эскадрилья «Монгольский арат», при встрече с воинами Улан-Баторского гарнизона подробно рассказал о жизни и боевых делах авиаторов эскадрильи в годы Великой Отечественной войны. Монгольские воины с интересом знакомились с историей эскадрильи, с героическими подвигами летчиков в борьбе с фашистскими захватчиками. Встреча проходила в теплой и дружественной обстановке. Командир части полковник Б. Лувсандорж в своем выступлении очень тепло говорил о дружбе советского и монгольского народов и их армий. Отличник боевой и политической подготовки танкист цирик Буянтогтох сказал, что для него встреча с советской военной делегацией стала большим событием в жизни. «Мы, — заявил он, — постоянно учимся у Советской Армии, которая стоит на защите мира и спокойствия всего человечества».

На торжественном собрании, посвященном празднованию 47-й годовщины монгольской Народной армии, на котором присутствовали члены Политбюро ЦК МНРП во главе с Первым секретарем Ю. Цеденбалом, Министр обороны монгольский Народной армии сказал: «Народные войска, созданные Монгольской народно-революционной партией, руководимой выдающимся сыном нашего народа, неустрашимым Сухэ-Батором, явились второй в мире после Рабоче-Крестьянской Красной Армии, создан-. ной великим Лениным и партией большевиков, армией нового типа, подлинно народными вооруженными силами». Министр обороны напомнил присутствовавшим, что монгольская Народная армия родилась в 1921 г. в огне революционной борьбы монгольского народа за свою свободу и независимость. [150] За 47 лет монгольская Народная армия прошла славный путь борьбы и побед, превратилась из небольших партизанских отрядов в современную армию, оснащенную боевой техникой. Заслуги Народной армии перед родиной и народом неразрывно связаны с постоянной заботой и мудрым руководством со стороны Монгольской народно-революционной партии, со всесторонней бескорыстной помощью советского народа и Советской Армии.

Приветственное выступление главы советской военной делегации Героя Советского Союза генерала П. А. Белика было выслушано воинами столичного гарнизона с большим вниманием и не раз прерывалось бурными овациями.

21 марта делегация посетила ЦК Монгольского революционного союза молодежи, где состоялась встреча с молодежным активом столицы. На встрече присутствовали первый секретарь ЦК МРСМ Ч. Пурэвжав, представители передовиков производства, работников культуры и воинов Народной армии.

От имени молодежи столицы Монголии советскую делегацию приветствовали работница промкомбината депутат Великого Народного хурала МНР Ц. Амгалан и преподаватель педагогического института Даш.

Они рассказали о больших успехах в культурном и политическом росте ревсомольцев, их трудовом вкладе в выполнение плана пятилетки. За заслуги перед народом и партией Монгольский революционный союз молодежи награжден четырьмя орденами.

Состоялась также встреча с представителями гражданской авиации МНР. Они тепло поблагодарили советских авиаторов, оказывающих братскую помощь монгольским летчикам в освоении реактивных самолетов. Страна, где раньше единственными видами транспорта были лошадь да верблюжий караван, совершила разительный скачок в развитии авиации. Бывший табунщик сейчас летает в чистом небе Монголии на быстрокрылых . реактивных самолетах.

На автомобильном заводе в Улан-Баторе делегация ознакомилась с процессом восстановления грузовых автомашин. Примечательно, что большинство рабочих завода в возрасте от 18 до 30 лет. [151]

Первый секретарь ЦК МНРП Ю. Цеденбал на радушном приеме в дружеской беседе рассказал о том, как монгольский народ успешно претворяет в жизнь решения XV съезда МНРП и плана четвертой пятилетки. Запомнились достижения МНР в области народного образования. К примеру, сейчас количество студентов по отношению ко всему населению в МНР выше, чем в ФРГ, Италии, Японии и Турции.

Делегацию принимал Председатель Президиума Великого Народного хурала товарищ Ж. Самбу. У него же в кабинете секретарь Президиума В. Готов зачитал Указ , о награждении генерала П. А. Белика орденом Сухэ-Батора, генерала А. Ф. Семенова — орденом Боевого Красного Знамени и подполковника М.,А. Пономарева — орденом «За боевые заслуги». Товарищ Самбу тут же вручил награжденным ордена и медали «Дружба». Советские гости выразили глубокую признательность за высокие награды.

22 марта 1968 г. делегация сфотографировалась с членами Политбюро и правительства МНР около Дома правительства у памятника Сухэ-Батору, который сооружен в 1946 г. на площади, носящей его имя.

Тесные братские и деловые связи между трудящимися МНР и Советского Союза крепли с каждым годом. Особо памятные события произошли в дни 25-летия со дня образования эскадрильи «Монгольский арат».

По приглашению правительства МНР братскую Монголию посетила делегация советских ВВС, которая была принята в исключительно теплой дружеской обстановке. Беседа делегации с руководителями партии и правительства, встречи с монгольской общественностью и с воинами частей, а также выступления членов делегации в печати и по телевидению — МНР имели важное значение для углубления традиционной нерушимой дружбы народов наших стран и их вооруженных сил.

Примечания