Содержание
«Военная Литература»
Военная история
Примечания к части III
{1}С 22 июня по 31 декабря 1941 г. боевые потери советских ВВС составили 10300 боевых самолетов, а общие (с небоевыми потерями) — 17900. Всего боевые потери (с учебными, транспортными и другими самолетами) составили 10600 самолетов, а общие — 21200.
{2}В 1943 г. советская авиапромышленность передала фронту 34886 самолетов, в том числе 29879 боевых. В этом же году союзники в рамках ленд-лиза поставили 6323 самолета, в том числе 6140 боевых.
{3}С одной стороны, понятие «зимнее бездействие» отражает реальную картину отсутствия крупномасштабных воздушных битв в это время, но с другой — вводит в заблуждение. После быстрого наступления немцев на восток в 1941 г. фронт простирался от Ленинграда до Ростова, однако мощное зимнее контрнаступление советских войск позволило отбросить немцев от Москвы, освободить Ростов и ослабить давление на Ленинград. В центральном секторе фронта немецкие войска испытывали явный кризис — их стотысячная группировка в районе Холма и Демянска была окружена и держалась только благодаря снабжению с воздуха. Хотя немцы и смогли остановить продвижение русских войск, зимнее наступление имело серьезные и далеко идущие последствия, а события под Холмом и Демянском было всего лишь прелюдией разгрома под Сталинградом.
{4}В 1942 г. боевые потери советских ВВС составили 7800 боевых самолетов, а общие — 12100. Всего боевые потери (с учебными, транспортными и другими самолетами) составили 9100 самолетов, а общие — 14700.
{5}Потери военно-транспортной авиации Люфтваффе под Сталинградом составили около 1000 человек летного состава и 488 самолетов. Общие потери — 4054 самолета (уничтожено в воздухе и на аэродромах). Только за период с 19 ноября по 31 декабря 1942 г. немцы лишились около 3000 самолетов.
{6}Автор, по-видимому, имел в виду самолет Ил-2.
{7}Кубанский плацдарм стал важным фактором сдерживания советский войск на Кавказе в период Сталинградского сражения. Имея четырехсоттысячную группировку своих войск в районе Керченского пролива, Гитлер надеялся связать большие силы русских войск и тем самым открыть себе дорогу к кавказской нефти. Кроме того, он надеялся отрезать русских от Новороссийска, этого важнейшего порта на Черном море. Эти боевые действия длились до 9 мая 1944 г., когда немцы были вынуждены оставить Крым.
{8}В соответствии с директивой Генерального штаба, в апреле 1942 г. первый отдел был развернут в управление штаба ВВС. В состав этого управления вошли несколько отделов. Были созданы также второе управление штаба, управление связи, оргмобуправление, главное управление формирования и укомплектования ВВС, управление штурманской службы. В состав штаба ВВС дополнительно были включены: отдел по изучению и обобщению опыта войны, отдел метеослужбы и общий отдел. Произошла реорганизация и службы тыла ВВС. В состав тыла вошли управления: устройства тыла, аэродромного строительства, технического снабжения, отделы эксплуатации спецавтотранспорта и средств механизации, снабжения горючим, общевойскового снабжения, а также центральные авиационные склады.

Расширялись права командования ВВС Советской Армии, командующих ВВС фронтов и общевойсковых армий. Командующие ВВС фронтов и армий назначались заместителями командующих фронтами и армий с сохранением за ними прав и обязанностей командующих ВВС фронтов и армий.

На командующих ВВС армий возлагалась ответственность за своевременное перебазирование истребительной авиации на аэродромы, оставленные противником, и приведение их в готовность для базирования. В этих целях приказывалось иметь в составе ВВС общевойсковых армий два-три запасных батальона аэродромного обслуживания (БАО), усиленных саперами из сухопутных войск.

В первой половине 1943 г. многие отделы штаба ВВС были развернуты в управления (управление штурманской службы и др.). Создана служба ПВО, служба тыла, Управление воздушно-стрелковой службы и Главное управление боевой подготовки фронтовой авиации. В составе Главного управления инженерно-авиационной службы ВВС организованы два управления: управление полевого ремонта и управление капитально-восстановительного ремонта. Главное управление формирования ВВС стало именоваться Главным управлением формирования и обучения ВВС. В середине 1943 г. в оперативном отделе появилось отделение по использованию опыта войны.

{9}В мае 1942 г. были созданы 1, 2, 3, 4 и 8-я воздушные армии, в июне — 5-я и 6-я, в июле — 14-я и 15-я, в августе — 16-я и в ноябре — 7,13 и 17-я воздушные армии. К ноябрю 1942 г. боевая авиация была изъята из подчинения общевойсковых армий. В их подчинении оставалось по одному смешанному авиационному полку для выполнения задач разведки и связи.
{10}В мае 1942 г. штаб воздушной армии состоял из основного и тылового командных пунктов. На основном командном пункте находился штаб, политотдел, инженерно-авиационая служба, шифровальный отдел. На тыловом — служба тыла и другие отделы, непосредственно не связанные с ведением боевых действий. С весны 1943 г. штаб состоял из трех командных пунктов: передового, основного и тылового. На передовом КП находился командующий и группа офицеров. Оперативный отдел штаба состоял из группы планирования; группы информаторов и направленцев; группы обобщения опыта войны; группы ВПУ (вспомогательного пункта управления); отделение перелетов.
{11}Первые 13 авиационных корпусов резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (следует отметить, что все авиационные корпуса принадлежали РВГК) были сформированы к концу 1942 г., из них истребительных— 4, штурмовых — 3, бомбардировочных — 3 и смешанных — 3. К апрелю 1943 г. в составе ВВС имелось 19 авиационных корпусов РВГК: 4 истребительных, 9 смешанных, 3 штурмовых, 3 бомбардировочных. Авиакорпуса вооружались новыми типами самолетов и использовались для усиления фронтовой авиации, создания мощных авиационных группировок на важнейших стратегических направлениях. В соответствии с замыслом стратегической обороны или наступления, авиакорпуса РВГК по указанию Ставки решением командующего ВВС Советской Армии сосредотачивались в короткие сроки на указанные направления и после завершения операции перебрасывались на другие направления
{12}С 5 марта 1942 г. части и соединения дальнебомбардировочной авиации были преобразованы в авиацию дальнего действия, подчиненную непосредственно Ставке ВГК.
{13}Истребительные авиационные корпуса и дивизии, выделенные из состава ВВС для выполнения задач ПВО страны, были сначала оперативно, а затем полностью подчинены командующему войсками ПВО страны, а на местах — командующим корпусными и дивизионными районами ПВО.
{14}Воздушно-десантные войска не имели своих транспортных авиачастей.
{15}Об этом подробнее см.: приложение 1 «Организация ВВС РККА».
{16}В начале лета 1943 г. на всех флотах авиационные бригады были переформированы в авиационные дивизии, а управление ВВС ВМФ реорганизовано в Главное управление. В начале 1943 г. в составе Балтийского флота находилось 258 самолетов, Северного флота — 300 и Черноморского флота (на 1 апреля 1943 г.) — 288 самолетов.
{17}Постановлением ГКО от 26 апреля 1942 г. Главное управления ГВФ было включено в состав НКО и подчинено командующему ВВС Советской Армии. На ГВФ возлагались задачи по транспортировке грузов на фронт, эвакуация раненых с фронта и обеспечение связи по воздуху с партизанскими отрядами в тылу врага. В ноябре 1942 г. все отдельные авиационные группы транспортной авиации были переформированы в отдельные авиационные полки, а отряды — в отдельные эскадрильи. К осени 1942 г. на фронтах действовало 15 отдельных авиационных частей. В новых полках имелось по три эскадрильи: транспортно-бомбардировочная, связи и санитарная, и отряд тяжелых самолетов. Каждый полк действовал на одном фронте и оперативно подчинялся командующему воздушной армией. Для ремонта самолетов в полевых условиях были созданы подвижные авиаремонтные мастерские ГВФ, придававшиеся фронтовым авиационным частям.
{18}В конце 1942 г. всего на вооружении ВВС Советского Союза состояло 12300 боевых самолетов, а включая учебные, транспортные и другие — 21900.
{19}Пе-2 был пикирующим бомбардировщиком, разведчиком, а в варианте Пе-3 — дальним истребителем.
{20}. Истребитель МиГ-3 практически не подвергался модернизации.
{21}Автор, очевидно, имел в виду бомбардировщик ДБ-Зф (Ил-4).
{22}Для усиления боеспособности разведывательной авиации с мая 1943 г. началось формирование разведывательных авиаполков в каждой воздушной армии. В оперативном отношении полк подчинялся штабу воздушной армии, в отношении базирования и снабжения — авиадивизии в районе базирования.
{23}На вооружении разведывательных авиаполков оставался самолет Пе-2, который успешно применялся для ведения в основном оперативной разведки на глубине до 300 км.
{24}В каждой штурмовой и истребительной авиадивизии были выделены специальные подразделения (эскадрильи, звенья) для ведения разведки поля боя и в тактической глубине расположения войск противника. В сентябре 1943 г. в состав разведывательных авиационных полков воздушных армий включалось по одной эскадрилье истребителей или штурмовиков, которые успешно применялись для ведения тактической разведки.
{25}Сведения о противнике экипажи-разведчики докладывали после посадки самолетов на своем аэродроме. Радиосредства с этой целью стали широко применяться лишь с лета 1942 г.
{26}В апреле 1942 г. было создано училище воздушных разведчиков.
{27}Воздушная разведка проводилась на высотах: днем — от бреющего полета до 8000 м, ночью — на высотах 300—1500 м.
{28}Советские источники не подтверждают наличия на Кубани летом 1942 г. и столь успешных действий некой истребительной авиационной бригады ВМФ.
{29}К началу Курской битвы немцы сосредоточили в этом районе следующее количество самолетов: северная группировка имела 730 машин 1-й авиадивизии, входящей в состав б-го Воздушного флота, созданного из авиакомандования «Восток»; южная группировка включала около 1100 самолетов 8-го авиакорпуса, входящего в состав 4-го Воздушного флота. Советские ВВС в своем составе имели: на северном фланге Курского выступа в 16-й воздушной армии — 1218 самолетов, а на юге во 2-й воздушной армии — 1153. Кроме того, в обороне был задействован 3-й смешанный авиакорпус. Таким образом, с учетом соединений АДД и ПВО в районе Курской дуги было сосредоточено около 2700 самолетов. 12 июля в сражение включились соединения 1-й и 15-й воздушных армий (2036 самолетов), а вскоре была задействована и 5-я воздушная армия (548 самолетов).
{30}По данным советской стороны за первые четыре дня боев потери противника составили 948 самолетов, а свои — 566. Немцы утверждают, что они уничтожили за это время 923 самолета противника и потеряли 60 своих. Принято считать, что сводки потерь всегда отражают более или менее реальную статистическую картину. И еще, в июле 1943 г. на Восточном фронте немцы всего потеряли 911 самолетов, а советские ВВС за 50 дней битвы — около 3000.
{31}На 1 января 1942 г. на вооружении ВВС РККА состояло 12000 самолетов, из них 5400 — боевых.
{32}В соответствии с приказом НКО СССР от 1 июля 1942 г. развернулось формирование двух истребительных авиационных армий. Однако практически была сформирована и приняла участие в боях только 1-я истребительная авиационная армия с базированием в районе Ельца. Боевое применение армии выявило серьезные недостатки ее организационной структуры. Она оказалась громоздкой, недостаточно маневренной, а управление ее соединениями при наличии в составе фронта воздушной армии — весьма затруднительным.
{33}Осенью 1942 г. в штаты полков истребительной авиации была введена третья эскадрилья и количество самолетов в полку возросло до 32. Летом 1943 г. количество самолетов в истребительных полках увеличилось до 40.
{34}В советских источниках нет сведений об операциях морских истребительных авиабригад на Кубани в 1942— 1943 гг.
{35}В 1942—1943 гг. от трехсамолетного звена истребители перешли к четырехсамолетному, состоящему из двух пар. Такое звено могло действовать в боевом порядке «фронт», «пеленг» или «колонна пар».
{36}Французский полк «Нормандия — Неман» весьма успешно воевал на самых напряженных участках фронта и с честью закончил войну. С 22 марта 1943 г. до конца войны (25 месяцев) летчики полка выполнили 5000 боевых вылетов и сбили 268 немецких самолетов. Других французских частей в составе советских ВВС не было.
{37}При сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков боевые порядки истребителей состояли их групп непосредственного прикрытия, ударной группы и иногда группы резерва. В состав ударной группы выделялось до 2/3 всех сил сопровождения.
{38}В июне 1942 г. был издан приказ НКО, в котором указывалось, что поступающие в авиачасти самолеты Як-1 и Як-7 с бомбодержателями обязательно должны использоваться для решения бомбардировочных задач днем на поле боя на глубину 20—30 км от переднего края. Даже истребителям сопровождения предписывалось при отсутствии противодействия в воздухе атаковать зенитные точки, артиллерию и минометные позиции.
{39}В первой половине 1942 г. в боевом составе истребительной авиации были следующие типы самолетов отечественного производства: И-153 (18% от общего количества), И-16 (28%), МиГ-3 (23,9%), ЛаГТ-3 (11,5%), Як-1 (9,2%).
{40}Американский двухмоторный истребитель Р-38 «Лайтнинг» в Советский Союз не поставлялся.
{41}Истребитель ЛаГГ-3 не пользовался популярностью у советских летчиков, так как был тяжел и уступал немецкому истребителю Bf 109 по многим характеристикам.
{42}В 1943 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили 4569 истребителей, а советская авиапромышленность передала фронту 14627 истребителей.
{43}Истребитель Пе-3 выпускался в модификации Пе-Збис.
{44}Истребитель Як-9 выпускался в модификации Як-9Т (Як-9-37), вооружение которого состояло из 37-мм мотор-пушки НС-37 и одного 12,7-мм пулемета УБС.
{45}В 1942 г. советская авиапромышленность произвела 8229 самолетов Ил-2, а в 1943 г.-11193.
{46}Самолеты У-2 (По-2) не были приспособлены для нанесения «целевых» штурмовых ударов, поэтому и не использовались для этих целей.
{47}Двухместные серийные самолеты Ил-2 впервые применили на фронте 30 октября 1942 г. при атаке немецкого аэродрома под Смоленском.
{48}На самолетах Ил-2 первых серий использовался коллиматорный прицел ПБП-16. С августа 1942 г. по ряду причин он был заменен простым кольцевым прицелом ВВ-1.
{49}Кислородное оборудование на самолетах Ил-2 не устанавливалось.
{50}В 1942 г. советская авиапромышленность изготовила только 3534 бомбардировщика, а в 1943 г. — 4057.
{51}Бомбардировщики СБ использовались преимущественно ночью и,часто, в качестве транспортных самолетов.
{52}В апреле 1943 г. ГКО было принято решение об организации 8 авиационных корпусов вместо имевшихся 11 отдельных авиационных дивизий АДД. Общее количество самолетов в составе АДД было доведено до 700.
{53}В сентябре 1943 г. 7 советских бомбардировщиков A-20G «Бостон» из 36-го МТАП (минно-торпедный авиаполк), стартовав с аэродрома Геленджик, совершили налет на румынский порт Констанца. На подлете к порту самолеты были обнаружены немецкой летающей лодкой, поэтому противник успел задействовать все имеющиеся силы для отражения налета. В районе порта русские самолеты встретили сильный зенитный огонь береговых батарей и кораблей. Вскоре подошли румынские истребители IAR 80. Налет бомбардировщиков был сорван — на базу вернулся только один самолет, и еще один совершил вынужденную посадку на своей территории.
{54}Автор, очевидно, имеет в виду железнодорожную линию Ленинград—Витебск.
{55}ЛТД бомбардировщика Пе-2 приведены в Приложении.
{56}К концу 1943 г. ВТА имела 992 самолета общей грузоподъемностью 428 т.
{57}Московская особая авиационная группа ГВФ осенью 1942 г. была преобразована в 1-ю авиатранспортную дивизию (позднее — 10-я гвардейская транспортная авиадивизия). Из особой авиагруппы связи была сформирована 3-я отдельная авиадивизия связи ГВФ.
{58}Автор, очевидно, имел в виду самолет Як-6, о котором см. подробнее в приложении 3.
{59}С помощью самолетов ВТА оказывалась большая помощь партизанам и в значительной мере осуществлялось руководство партизанским движением. Каждый авиационный полк фронтовой транспортной авиации ГВФ обычно имел у партизан своих представителей, которые руководили работами по подготовке посадочных площадок, принимали и отправляли самолеты. В 1942 г. была установлена прямая связь между авиационными полками Гражданского воздушного флота и партизанскими соединениями. С этого времени фронтовая военно-транспортная авиация поддерживала регулярные сообщения с партизанами, действовавшими на Украине, в Белоруссии, Крыму, Брянских лесах, Орловской, Смоленской, Ленинградской областях и на территории Карельской АССР.

В течение 1942 г. для обеспечения партизан фронтовой транспортной авиацией было осуществлено свыше 3000 самолето-вылетов, в результате которых доставлено 627 т снабженческих грузов и 2385 военнослужащих, а также вывезено из партизанских районов 3159 человек, в том числе 2046 раненых. В 1943 г. количество полетов к партизанам по сравнению с 1942 г. увеличилось более чем в три раза. Самолеты ГВФ доставили им свыше 2,5 тыс. т различных грузов. Большую помощь партизанам оказывала также боевая авиация фронтов и авиация дальнего действия, которые иногда проводили и оперативные переброски партизанских частей. Так, в марте 1943 г. на Ленинградском фронте в районы Луги и Новгорода была переброшена по воздуху партизанская бригада в составе 430 человек для диверсий на железнодорожном транспорте.

{60}В состав службы тыла ВВС входили управления: устройства тыла, аэродромного строительства, технического снабжения, отделы эксплуатации спецавтотранспорта и средств механизации, снабжения горючим, общевойскового снабжения, а также центральные авиационные склады. На командующих ВВС армий возлагалась ответственность за своевременное перебазирование истребительной авиации на аэродромы, оставленные противником, и приведение их в готовность для базирования. В этих целях приказывалось иметь в составе ВВС общевойсковых армий два-три запасных батальона аэродромного обслуживания, усиленных саперами из сухопутных войск.
{61}В 1943 г. было построено и восстановлено более 1800 аэродромов, что обеспечило рассредоточенное базирование и маневр силами авиации фронтов. Чтобы не допустить отставания авиации от сухопутных войск, в наступательных операциях планами по тыловому обеспечению предусматривалось выделение передовых комендатур от батальонов аэродромного обслуживания, которые, двигаясь вслед за наступавшими частями, быстро развертывались на захваченных у противника аэродромах для приема и обеспечения боевых действий авиационных частей.
{62}В марте 1943 г. для прикрытия фронтовых аэродромов по решению ГКО было сформировано 34 аэродромных полка ПВО в составе трех батарей мелкокалиберной зенитной артиллерии и двух зенитно-пулеметных рот в каждой.
{63}Тылы воздушных армий много занимались маскировкой аэродромов. Основная работа в этой области шла по линии создания ложных аэродромов. В 16-й воздушной армии, например, работали специальные мастерские по строительству макетов самолетов.
{64}Инженерно-авиационная служба, реорганизованная к концу 1942 г., в течение второго периода войны значительно окрепла. Повысились специальные знания и опыт работы инженерно-технического состава, личный состав службы функционировал более организованно. Большая работа была проделана по реорганизации и усилению ремонтных органов ВВС. Создавались авиаремонтные базы в составе четырех подвижных авиационных ремонтных мастерских (ПАРМ-1) по ремонту самолетов и одной — по ремонту спецоборудования. Они придавались авиационным дивизиям, а мастерские по ремонту самолетов закреплялись за авиационными полками.

Организовывались специализированные подвижные авиационные ремонтные базы по ремонту моторов, воздушных винтов, радио- и электрооборудования. Расширилось производство запасных частей к самолетам и авиадвигателям в ремонтных мастерских фронтов. В 1943 г. войсковыми ремонтными средствами восстанавливалось более 540 самолетов в день.

{65}За 1943 г. в воздушные армии службами тыла ВВС было доставлено более 412000 т авиационного бензина, масла и почти 100000 т бомб.
{66}В мае 1942 г. в воздушной армии из отдельной роты связи был образован отдельный батальон связи, в 1943 г. преобразованный в отдельный полк связи. Кроме того, имелись следующие подразделения связи: отдельная кабельно-шестовая рота; отдельная телеграфно-шестовая рота; рота связи ВПУ; отдельная рота связи; линейно-кабельный батальон, учебный батальон связи.
{67}В декабре 1942 г. была создана 3-я отдельная авиационная дивизия связи, состоящая из 11 авиаполков, отдельного транспортного авиаотряда и 883-го батальона аэродромного обеспечения. Эта авиадивизия обеспечивала связь Генштаба с фронтами и армиями. На вооружении находились самолеты ТБ-3, Ли-2, СБ, ПС-84, Р-5, По-2. В октябре 1943 г. отдельные эскадрильи связи были переформированы в отдельные авиационные полки связи. Также организованы и собственные запасные части связи.
{68}Для обеспечения радиосвязи в соединениях авиации использовались отечественные автомобильные радиостанции PAT и РАФ.
{69}Первые РЛС стали поступать в воздушные армии в 1943 г. Летом этого года в войска были поставлены РЛС РУС-2, которые обеспечивали дальность обнаружения самолетов на расстоянии 100—120 км. На вооружение частей ПВО поступили радиолокационные станции обнаружения и наведения «Редут-43» и «Пегматит».
{70}Подготовка руководящих авиационных кадров велась в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, Ленинградской военно-инженерной авиационной академии им. А.Ф. Можайского и на авиационном отделении Военной академии им. М.В. Фрунзе.
{71}Из 8 вновь сформированных осенью 1942 г. десантных корпусов и 3 маневренных бригад было создано 10 воздушно-десантных дивизий, основной задачей которых стало ведение боевых действий на сухопутном фронте. Девять из них просуществовали до конца войны. Кроме дивизий, в составе ВДВ оставались 3 маневренные бригады и отдельные полки.
{72}Начиная с января 1942 г. выпуск авиатехники неуклонно возрастал. Если в первом квартале среднемесячное производство боевых самолетов составляло 1100 машин, то во втором квартале — 1700. Всего за первое полугодие было выпущено 9744 самолета, из них 8268 — боевых. Выпуск самолетов во втором полугодии выглядел следующим образом: июль —2224 (всего)/1835 (боевых), август — 2492/2098, сентябрь — 2672/ 2286, октябрь — 2839/2462, ноябрь -2634/2268, декабрь — 2831/2464.
{73}В течение 1942 г. советская авиапромышленность выпустила 9918 истребителей, а немцкая — 5515. В 1942 г. в рамках ленд-лиза союзники поставили советским ВВС 1815 истребителей
{74}На 1 января 1942 г. советские ВВС имели в своем составе 12000 самолетов, в том числе в действующей армии — 5400, на 1 января 1943 г. — 21900/12300, на 1 января 1944 г. — 32500/13400.
{75}В июне 1942 г. для перегонки американских самолетов была открыта трасса Красноярск—Уэлькаль. До авиабазы Фербенкс на Аляске самолеты перегоняли американские летчики, а там их принимали советские пилоты из 1-й перегоночной авиадивизии.
{76}Из Великобритании самолеты доставлялись морскими караванами, носившими обозначение PQ.
{77}В 1942 г. западные союзники поставили СССР следующее количество самолетов: 775 бомбардировщиков, 1815 истребителей и 14 разведчиков. В 1943 г. — 1571 бомбардировщик, 4569 истребителей, 160 транспортных и 23 учебных самолета.
Примечания