Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Общая обстановка

(Схема 14)

В результате успешного завершения Восточно-Прусской и Восточно-Померанской наступательных операций войска 2-го Белорусского фронта к концу марта 1945 г. на широком фронте вышли на побережье Балтийского моря от устья Вислы до Кольберга. Остатки разбитых частей противника оборонялись восточнее Данцига на острове, отделенном от Данцига рукавом Вислы, и на небольшом участке побережья Данцигской бухты в 5–7 км севернее Гдыни.

Войска 3-го Белорусского фронта, наступавшие правее, к этому времени завершили разгром главных сил восточно-прусской группировки врага, вышли на побережье залива Фриш Гаф и приступили к подготовке штурма крепости Кенигсберг и ликвидации остатков разбитых частей противника на Земландском полуострове.

Войска 1-го Белорусского фронта, наступавшие левее, в результате успешного завершения Висла-Одерской и Восточно-Померанской наступательных операций вышли к Одеру на участке от побережья Балтийского моря до устья р. Нейсе у Ратцдорфа (Ратцдорф 150 км южнее Штеттина), в ряде мест форсировали его, захватили плацдармы на левом берегу и начали готовиться к наступлению на Берлин.

1 апреля Ставка Верховного Главного Командования приказала командующему 2-м Белорусским фронтом перегруппировать с данцигского на штеттинское направление главные силы фронта — три общевойсковые армии, три танковых корпуса, один механизированный корпус и фронтовые средства усиления, и не позднее 15–18 апреля сменить 1-ю Польскую и 61-ю армии 1-го Белорусского фронта на занимаемых ими рубежах. [99]

После выхода на Одер и смены указанных выше армий войска 2-го Белорусского фронта должны были подготовить и провести наступательную операцию с целью форсировать Одер, разгромить штеттинскую группировку противника и обеспечить с севера ударную группировку советских войск, наступавшую на берлинском направлении.

Таким образом, главным силам 2-го Белорусского фронта предстояло в ограниченное время совершить марш на расстояние 300–400 км и подготовиться к новой наступательной операции.

Командующий 2-м Белорусским фронтом во исполнение поставленной фронту задачи решил перегруппировку войск на штеттинское направление осуществить комбинированным маршем (пешим порядком и на автотранспорте). По железным дорогам, поскольку их успели восстановить только частично и пропускная способность их была ограничена, было решено перевезти только танки, самоходно-артиллерийские установки, артиллерию на гусеничной тяге, тракторы и часть боеприпасов. Войска 49-й армии с места грузились на машины и следовали в новые районы на автотранспорте. Стрелковые соединения 65-й и 70-й армий выдвижение в новые районы должны были начинать пешим порядком. Подача им автотранспорта намечалась в пути следования, после перевозки войск 49-й армии.

Автотранспортом планировалось перевезти людей с их вооружением, 0,5 боевого комплекта боеприпасов, 5 суточных дач продовольствия и конский состав артиллерийских подразделений и батальонных кухонь. Обозы на конной тяге должны были следовать своим ходом.

В целях наиболее рационального использования автомобильных частей фронта и армий командующий фронтом приказал объединить их в сводную фронтовую группу и перевозку войск производить по плану штаба фронта.

В 23 часа 31 марта командующий фронтом поставил задачу 70-й армии. В течение 1 апреля армия должна была закончить ликвидацию противника в районе Вайзельмюнде (5 км восточнее Данцига) и к утру 3 апреля сосредоточиться в районе Гросс Катц, Коллетцкау, Келлн, Квашин для подготовки к маршу. Марш армия должна была начать с утра 5 апреля пешим порядком и к 14 апреля сосредоточиться в районе Витшток, Наугард, Приббернов.

Войскам армии было приказано совершать марш по двум маршрутам в полосе, ограниченной справа побережьем Балтийского моря, а слева — линией Лебно, Цевитц, Квакенбург, озеро Лантовер-зее, Крампе, Войссин, Нойкирхен, Массов (все пункты включительно для 70-й армии).

Для перевозки артиллерии на гусеничной тяге, танков, самоходно-артиллерийских установок, тракторов, боеприпасов и других грузов армии были выделены четыре железнодорожных эшелона с погрузкой на ст. Лауенбург.

Маршруты 70-й армии в инженерном и дорожно-эксплоатационном отношении оборудовались и обеспечивались силами и средствами фронта. На время марша армия усиливалась двумя дорожно-строительными, одним мостовым строительным и одним дорожно-эксплоатационным батальонами.

К началу марша на маршрутах армии силами инженерных войск фронта и армии были восстановлены и отремонтированы мосты, разобраны завалы на дорогах и установлены указатели направлений на населенные пункты и указки с условными знаками корпусов, которые должны были проходить по этим дорогам.

На узлы дорог штаб фронта выслал своих офицеров. Последние должны были строго следить за выполнением войсками графика движения, [100] утвержденного командующим фронтом, и не допускать перекрещивания колонн и образования «пробок».

В крупных населенных пунктах — Лауенбурге, Штольпе, Кезлине, Керлине — были организованы фронтовые контрольно-пропускные пункты.

В соответствии с указаниями командующего фронтом войскам армии разрешалось совершать марш днем и ночью с мерами боевого обеспечения.

Противовоздушная оборона войск на марше осуществлялась, помимо войсковых средств, средствами фронта и армии. Истребительная авиация фронта имела задачу в дневное время патрулировать в полосах движения общевойсковых армий.

Привалы и ночлеги было приказано организовывать вне населенных пунктов, с предварительным тщательным обследованием этих районов саперами, санитарными и ветеринарными специалистами.

Таким образом, со стороны штаба фронта были приняты все необходимые меры для обеспечения организованной и четкой перегруппировки основных сил фронта на новое направление. Командирам корпусов и дивизий было приказано держать войска в постоянной боевой готовности на марше и в районах сосредоточения.

Дальше