Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава четвертая.

План и подготовка гвадалахарской операции

1. Гвадалахарское операционное направление

(Схема 9)

Гвадалахарское направление было одним из важнейших для наступления мятежников на столицу Испании, и его Франко избрал для решающей атаки.

По своему рельефу и начертанию дорожной сети Гвадалахарский район вполне удобен для наступления войсковых соединений на Мадрид.

Поэтому нужно отметить ложь итальянских генералов, которые после поражения итальянцев под Гвадалахарой пытались свалить причины поражения на якобы неблагоприятную местность. Наоборот, условия местности достаточно благоприятствовали интервентам и мятежникам, но они не сумели этим воспользоваться.

Гвадалахарский район представляет собою возвышенность, понижающуюся к юго-западу и переходящую в Мадридское плато. К северо-востоку от Гвадалахары эта возвышенность, постепенно поднимаясь, сливается с горным хребтом Министра (Сьерра Министра), который, являясь продолжением гор Гвадаррама и Сомосьера, проходит с запада на восток в северной части Гвадалахарского района и далее уклоняется к юго-востоку в направлении на Теруэль.

Вершины хребта Министра достигают высоты 1500-1600 м над уровнем моря (у Атиенза, Сигуэнца и Молина). На линии Бриуэга, Ториха высота отрогов этого хребта равна 1000 м; далее к юго-востоку, около города Гвадалахара, возвышенность понижается до 800 м и затем переходит в Мадридское плато, имеющее среднюю высоту 600-650 м над уровнем моря.

Этот горный хребет дает начало трем важнейшим рекам района: Тахо, Тахунья и Хенарес.

Хребет Министра в своей северной части перехватывает все пути движения на Мадрид с северо-востока. Юго-восточные отроги хребта и долины рек, пересекающие Гвадалахарский район с северо-востока на юго-запад, образуют естественные направления на Мадрид. [29]

Сеть шоссейных дорог района имеет пять сквозных магистралей, выходящих с северо-востока на широту Гвадалахары на фронте не более 40-50 км, а именно:

а) Атиенза, Когольюдо, Гвадалахара;

б) Атиенза, Хадраке, Гвадалахара;

в) Сигуэнца, Ториха, Гвадалахара;

г) Альгора, Бригуэга, Армунья;

д) Маранчон, Сифуэнтес, Сасейдон.

Качество всех этих шоссе — отличное. Основной и лучшей дорогой является шоссе Альгора, Ториха, Гвадалахара, представляющее отрезок международной магистрали Мадрид-Франция, известной под названием «Французское шоссе».

Начертание шоссейных дорог было более благоприятным для мятежников, так как в ближайшем их тылу эти дороги сходились почти в одну точку, что вместе с рокадами позволяло удобно и быстро применить маневр уже в процессе боевых действий. Кроме того, подходы шоссейных дорог к Гвадалахаре со стороны мятежников группировались так, что три шоссе подходили непосредственно к городу, позволяя тем самым вывести сюда крупные силы, а два других шоссе выходили на магистраль Гвадалахара, Куэнка, обеспечивая осуществление флангового маневра, могущего привести к окончательной изоляции Мадрида.

Через Гвадалахарский район проходит одна железнодорожная линия — Сигуэнца, Мадрид, т.е. также в направлении с северо-востока на юго-запад; следовательно, сверх своего многочисленного [30] автотранспорта мятежники и интервенты располагали и значительными возможностями подвоза по железной дороге.

Наоборот, участок этой железной дороги, находящийся на территории республиканцев, был отрезан от остальной железнодорожной сети страны, лишен оперативного значения, и все перевозки войск и грузов республиканцам приходилось производить, используя автотранспорт.

Горы Гвадалахарского района недоступны для танков. Всякое движение через горы, как правило, возможно лишь по дорогам. Вне дорог могут передвигаться только небольшие подразделения пехоты.

Плоскогорья и равнинные участки района удобны для маневрирования, но глинистый грунт после больших дождей делает их непроходимыми для колесного транспорта и иногда даже для танков.

Горные скаты в большинстве своем покрыты древесной растительностью. Равнины обычно открытые, и лишь в районе севернее линии Бриуэга, Ториха имеется довольно большой лес, проходимый для всех родов войск. На полях в большом количестве разбросаны крупные камни; кое-где камни собраны в кучи, высотою до 1,5 м, или же из них сложены каменные стенки, разграничивающие земельные участки. Все эти каменные нагромождения служат хорошими укрытиями для пехоты как при обороне, так и при наступлении, но зато они сильно мешают танкам, вынуждая их часто менять курс и терять боевую скорость. [31]

Владея горным хребтом Министра, Франко располагал, таким образом, на Гвадалахарском фронте не только господствующим исходным положением, но и пятью параллельными направлениями для наступления, лишенными на пути сколько-нибудь значительных естественных преград.

Для республиканцев местность оказывалась неблагоприятной, так как отсутствие резко выраженных оборонительных рубежей и командующее положение местности на стороне противника ставили республиканские войска в невыгодные условия.

Населенные пункты района по размерам невелики. Обычно в каждом из них не более 50-140 домов. Каменные двух-трехэтажные дома со стенами толщиной до 1 м, с узкими дверьми и окнами, вместительными и прочными подвалами; очень узкие и кривые улицы, высокие каменные заборы — таков характер любой деревни; почти все они расположены не в низинах, а на командующих точках местности, и исключение составляет только деревня Бриуэга, находящаяся в глубокой котловине, окаймленной со всех сторон горами.

Как показал опыт еще первых боев в Испании, населенные пункты представляют собой серьезное препятствие для наступающих и хорошие узлы сопротивления для обороны. Для танков они почти недоступны и являются истинными танковыми ловушками, так как узкие улицы не дают возможности танкам не только развернуться, но иногда даже и просто продвигаться вперед; стены домов не пробиваются снарядом танковой пушки; с верхних, [32] этажей танки легко подвергаются нападению с ручными гранатами и бутылками с воспламеняющейся жидкостью.

Реки Гвадалахарского района — Тахо, Тахунья и Хенарес и их притоки — типичные горные речки шириной 8-25 м с обрывистыми, крутыми берегами, с быстрым течением, сильно взбухающие после дождей. В гвадалахарской операции реки не сыграли особой роли, так как течение их было параллельно путям наступления интервентов. Лишь на правом фланге республиканцев в районе Масегозо, Сифуэнтес р. Тахунья явилась, оборонительным рубежом для одной из республиканских бригад.

В ходе гвадалахарской операции, ввиду того что гвадалахарское направление не имело резко выраженных оборонительных рубежей, республиканское командование для противодействия наступлению итальянцев вынуждено было искать не столько оборонительный рубеж, сколько участок, позволявший развернуть войска и боевую технику республиканцев. С этой целью был выбран район Альмадронес, Ториха, Бриуэга, Масегозо. Этот район, перехватывающий три важнейших пути к Мадриду, представляет равнинное дефиле шириной от 5 до 15 км, сжатое с севера и с юга горными отрогами. Юго-западная его часть (район Впльявисиоза, Гаханехос, Трихуэке, Бриуэга) покрыта лесом, что вместе с наличием в ближайшем тылу рокадных путей (треугольник Ториха, Бриуэга, перекресток дорог у 83-го км Французского шоссе) позволило бы республиканцам хорошо организовать оборонительный бой перед этим лесом, а в дальнейшем применить и [33] контрманевр. Тем более что местность к северо-востоку от этого леса открыта и хорошо просматривается.

Неудобство этого района заключалось в том, что если бы противник упредил республиканцев и вышел бы в район названного выше треугольника, то возможности маневра и пути отхода для республиканских войск были бы крайне стеснены: от линии Ториха, Бриуэга в тыл отходят только две шоссейные дороги, к тому же разъединенные бездорожной гористой местностью. Следовательно, захват противником Ториха или Бриуэга уже ставил бы республиканские войска в необходимость базироваться на единственную дорогу с затрудненными выходами к ней.

2. Соотношение сил

Для участия в гвадалахарской операции мятежным командованием впервые был введен в действие в полном составе итальянский экспедиционный корпус. Кроме того, с вспомогательными задачами в операции участвовала испанская дивизия «Сория» под командованием ген. Москардо. Общая численность войск, с самого начала принявших участие в операции, составляла около 60000 человек; вооружение — 30000 активных винтовок, 1800 пулеметов, 250 орудий, 140 танков и броневиков, 60 самолетов и 5000 автомашин.

Этим силам первоначально противостояла слабая 12-я пехотная дивизия республиканцев в составе пяти бригад, растянутая на фронте в 75-80 км и имевшая всего около 10000 человек, 5900 активных винтовок, 85 пулеметов и 15 орудий (схема 10).

В дальнейшем, по мере развития операции, войска республиканцев были значительно усилены переброской с других участков мадридского фронта в общей сложности семи пехотных бригад, танковой бригады, авиационной группы и ряда отдельных [35] специальных частей. Все эти силы образовали вновь созданный 4-й армейский корпус в составе трех дивизий (11-я, 12-я и 14-я). Численность корпуса к концу операции достигла 30000 человек, 17000 активных винтовок, 360 пулеметов, 39 орудий, 54 танков и 70 самолетов (см. таблицу на стр. 36-37 и схему 11).

Таким образом, мятежники и интервенты имели подавляющее превосходство в численности войск и боевой технике. Отношение мятежных сил к республиканским по основным показателям выражалось в следующих цифрах:

В начале операции В конце операции
По людям 6:1 2:1
" активным винтовкам 5:1 2:1
" пулеметам 20:1 5:1
" орудиям 17:1 7:1
" танкам абсолютное 3:1
" самолетам -

3. План наступления интервентов

(Схема 12)

Подлинные оперативные документы итальянского экспедиционного корпуса (захваченные республиканцами в период боев) позволяют полностью восстановить оперативный замысел его и план проведения гвадалахарской операции.

Целью операции Франко ставил удар по Мадриду с северо-востока и окружение столицы и главных сил мадридского фронта.

Основная роль в операции была отведена итальянскому экспедиционному корпусу. Всеми своими силами он должен был из района Альгора, Сигуэнца, Мединасели, Ариза, Альколеа-дель-Пинар наступать на линию Гвадалахара, Алкала 20 км юго-западнее Гвадалахары и далее непосредственно на Мадрид. Правее (западнее) итальянского корпуса вводилась в бой своими двумя бригадами испанская мятежная дивизия «Сория». Из района Атиенза, Сигуэнца она должна была через Когольюдо наступать в общем направлении на Гвадалахару, используя два крайних правофланговых шоссе (Атиенза, Когольюдо, Гвадалахара и Атиенза, Хадраке, Гвадалахара).

Итальянский корпус получил для своего наступления два центральных шоссе (Французское шоссе — через Ториха, Гвадалахара и шоссе на Бриуэга, Армунья).

План наступления был детально разработан и состоял из трех этапов:

Первый этап. 8-9 марта — прорыв обороны республиканцев на участке юго-западнее Альгора и овладение районом Ториха, Бриуэга. [38]

Второй этап. 10-11 марта — атака и захват города Гвадалахара; одновременно дивизия «Сория» должна была овладеть Когольюдо и долиной р. Хенарес на участке от Когольюдо до Гвадалахары.

Третий этап. 12-14 марта на участке Когольюдо, Гвадалахара выставляется заслон фронтом на запад для преграждения путей отхода республиканских войск с гор Самосиера и Гвадаррама (дивизия «Сория» в районе Когольюдо и одна из итальянских дивизий в районе Гвадалахары). Основные силы итальянского экспедиционного корпуса атакуют и захватывают Алкала, выдвигают к западу заслон и продолжают удар на Мадрид.

На этом последнем этапе войска мятежников на мадридском фронте должны были также включиться в операцию, нанося удар на север (вдоль р. Харама), ища встречи с итальянцами в районе Алкала и западнее, чтобы окончательно замкнуть кольцо окружения республиканских войск.

Весь план операции был продуман мятежниками и интервентами до мельчайших подробностей. Так, например, среди захваченных республиканцами оперативных документов противника были обнаружены детальные схемы расположения и организации обороны того заслона, который по занятии Гвадалахары должен был выставить итальянский экспедиционный корпус к западу от города; были распределены уже участки обороны между определенными бандерами, указаны огневые позиции для артиллерии и т.д.

Мятежное командование, следовательно, было вполне уверено в успехе своего наступления.

Одновременно с наступлением итальянского корпуса Франко предполагал развернуть демонстративное наступление на южном фронте в районе Кордова и организовать мятеж анархистов в районе временной столицы республиканской Испании — Валенсии.

В своей основе оперативный замысел Франко, нацеливавшего удар по Мадриду в весьма выгодном направлении через Гвадалахару, вместе с тем грешил крупнейшей ошибкой, заключавшейся в неправильной группировке своих сил и неполном использовании всех возможных направлений для наступления. Из пяти шоссе в полосе наступления Франко предоставил два крайних западных слабой шеститысячной дивизии «Сория», лишенной средств усиления; весь итальянский экспедиционный корпус со своей боевой техникой и автотранспортом получил два центральных шоссе (из которых впоследствии одно — из Бриуэга на Армунья — также не было использовано), и, наконец, пятым шоссе (на Сасейдон) Франко совсем пренебрег.

В силу этого оказались неиспользованными очень благоприятные естественные условия для организации прорыва и охватывающего маневра на широком фронте. Кроме того, дивизия «Сория», вследствие большой ширины полосы, данной ей для наступления, и слабости своих сил, распылялась и не могла дать оперативного эффекта. Таким образом, итальянцы оказались очень стесненными не только на марше, но и при развертывании для боя и, натолкнувшись [39] на активную оборону республиканцев, вынуждены были свести операцию к фронтальному столкновению, вместо того чтобы широко использовать преимущества подвижности своих моторизованных войск для оперативного маневра на флангах.

4. Состояние обороны

Республиканская оборона на гвадалахарском направлении не имела непрерывного фронта. Республиканцы занимали преимущественно узлы дорог и командующие высоты, промежутки между ними наблюдались не всегда бдительно. Обе стороны имели открытые окопы в рост, блиндажи не столько для укрытия от огня противника, сколько для жилья, и кое-где проволочные заграждения; в глубину оборонительная система почти не была развита.

Со стороны республиканцев гвадалахарское направление обороняла 12-я пехотная дивизия в составе 72-й, 48-й, 50-й, 71-й и 49-й бригад.

Крайнее правофланговое направление (Сифуэнтес, Сасейдон) прикрывала 72-я бригада в составе четырех батальонов. Двумя батальонами бригада занимала фронт Риба, Абанадэс, верхнее течение р. Тахунья, общим протяжением до 30 км; один батальон находился в резерве в районе Сифуэнтес и один батальон новобранцев (без оружия) обучался в тылу. Правее и далее к юго-востоку, почти вплоть до Теруэля, горный, бездорожный район исключал возможность действия крупных сил, и поэтому на этом участке отдельные дефиле прикрывались небольшими самостоятельными отрядами. В частности, ближайший такой отряд в составе 60 человек гражданской гвардии находился в расстоянии около 15 км от правого фланга бригады (в Заорехас).

Два центральных направления обороняла 50-я бригада, имея три батальона — на позициях в районе Мирабуэно, Кастехон и юго-восточнее и один батальон новобранцев (без оружия) — в Ториха (где находился и штаб бригады).

Промежуток между 72-й и 50-й бригадами прикрывался кавалерийским эскадроном, находившимся в Ляс-Инвиернас. В районе Аламинос стоял в резерве батальон им. Димитрова 48-й бригады; другой батальон (без оружия) и штаб 48-й бригады находились в Бриуэга: личный состав 3-го батальона этой бригады находился в двухнедельном отпуску, и батальон в это время фактически не существовал.

71-я бригада (двухбатальонного состава) обоими своими батальонами обороняла район Хадраке.

Направление Когольюдо, Гвадалахара прикрывалось 49-й бригадой, которая имела два батальона в первой линии, один — в резерве в Когольюдо и один (без оружия) — в ближайшем тылу.

Артиллерия дивизии (15 орудий, 5 батарей) находилась на огневых позициях: одна батарея — при 72-й бригаде, три батареи — при 50-й бригаде (на огневых позициях северо-восточнее Альмадронес) и одна батарея — при 49-й бригаде. [40]

Штаб 12-й пехотной дивизии, находившийся в Бриуэга, был очень слаб и не сколочен.

Как видно, эта обстановка вряд ли напоминала организованную оборону и скорее представляла наблюдательную завесу из девяти батальонов на фронте протяжением около 80 км и семи батальонов в резерве (из них четыре безоружных — новобранческих). Что касается наиболее опасного центрального направления, то на нем было всего лишь четыре батальона (из них один в резерве). Положение осложнялось не только слабостью и растянутостью передовой линии и недостатком резервов, но и полной беспечностью местного командования в деле организации обороны и инженерного укрепления позиций. Кроме передовых окопов, по существу лишь на центральном направлении (по обеим сторонам Французского шоссе) подготавливались две оборонительные тыловые линии.

Слабость обороны гвадалахарского направления обусловливалась двумя причинами: с одной стороны, республиканское командование было целиком поглощено боевой обстановкой на непосредственных подступах к Мадриду, а в позднейшее время — операцией на р. Харама; с другой — командование упорно игнорировало гвадалахарское направление как один из важнейших подступов к Мадриду.

В начале марта командование революционными силами мадридского фронта ожидало нового удара мятежных войск либо на р. Харама, либо северо-западнее Мадрида, у Эль-Пардо.

В первых числах марта мадридский фронт имел в резерве четыре бригады и несколько раздробленных батальонов. Все четыре бригады резерва были только что отведены на отдых после боев на р. Харама, приводили себя в порядок и доукомплектовывались.

Танковая бригада фронта также отдыхала и приводила себя в порядок, располагаясь: штаб бригады и один батальон (22 танка) — в Нуэво-Бастан (36 км восточное Мадрида); один батальон (по-ротно): одна рота (9 танков) — в Эль-Пардо (12 км северо-западнее Мадрида), одна рота (8 танков) — в Арганда (24 км юго-восточнее Мадрида) и одна рота (13 танков) — в Мората де Тахунья (8 км южнее Арганда). Авиация фронта, за исключением части истребителей, дежуривших на аэродромах в Алкала и Гвадалахаре, и текущего наряда на авиаразведку, находилась на тыловых аэродромах.

Ближайшей и основной задачей для республиканцев являлось: восстанавливать резервы, приводить в порядок войска и готовиться к отражению нового наступления мятежников, о подготовке которого, несмотря на слабость республиканской разведки, сведения поступали со всех сторон.

Командование и генеральный штаб революционного мадридского фронта, не считая угрожающим направление на Мадрид через Гвадалахару, предполагали, что наступать мятежники будут на Мадрид непосредственно, вероятнее всего в районе Эль-Пардо, [41] где они производили усиленные демонстрации (наземным и воздушным наблюдением в этом районе отмечалось усиленное движение автотранспорта, появление нескольких новых батарей и т.п.).

5. Сосредоточение и подготовка к наступлению итальянского экспедиционного корпуса

В начале февраля 2-я волонтерская дивизия итальянского экспедиционного корпуса была сосредоточена в районе Эль-Бурго, Альмазан. К 10-15 февраля в районе Аранда, Ля-Вид сосредоточилась 3-я волонтерская дивизия. С этого же времени начались организация баз и материальная подготовка к операции.

Каждая волонтерская дивизия требовала для перевозки личного состава и материальной части около 15 поездов; кроме того, в район сосредоточения широким потоком шли снабженческие грузы. Тем не менее вся эта интенсивность движения на железной дороге у Сигуэнца и севернее, так же как и самое сосредоточение войск и грузов, слабо работавшей республиканской разведкой обнаружены не были.

К 1 марта в районе Ариза сосредоточилась итальянская моторизованная дивизия «Литторио». В период с 1 по 5 марта по железной дороге в район Сигуэнца были подвезены: корпусная артиллерийская группа, группа специальных войск и 4-я и 5-я группы батальонов (бандер) из состава 1-й и 2-й смешанных бригад. Своим ходом в этом же районе сосредоточилась маневренная автотранспортная группа. К 8 марта в районе Сигуэнца сосредоточилась 1-я волонтерская дивизия. 6 и 7 марта были выдвинуты к фронту части 2-й и 3-й волонтерских дивизий, причем пехота этих дивизий перевозилась по железной дороге до станций Сигуэнца и Мединасели, а моторизованные средства шли своим ходом.

3 марта прибыл и разместился в Аркос полевой штаб итальянского экспедиционного корпуса.

Эта глубоко эшелонированная группировка войск итальянского экспедиционного корпуса предусматривалась планом наступления, намечавшим следующую последовательность в развитии операции.

Первый эшелон — 2-я волонтерская дивизия с приданными ей частями, всего 15 батальонов, 15000 человек, 9000 активных винтовок, 600 пулеметов, 30 мортир, 74 орудия и 48 танков; задача: утром 8 марта после получасовой артиллерийской подготовки прорвать оборону республиканцев на участке Мирабуэно, Французское шоссе, Ляс-Инвиернас и, наступая в юго-западном направлении, выйти на рубеж 98-й км Французского шоссе, Хонтанарес, Когольор, Масегозо, где дивизия сменяется 3-й волонтерской дивизией. Полоса наступления: справа — Мандайона, Альмадронес, р. Бадиель; слева — Навальпотро, Эль-Сотильо, Масегозо, р. Тахунья. [42]

Второй эшелон — 3-я волонтерская дивизия с приданными ей частями, всего 9 батальонов, 13700 человек, 5500 активных винтовок, 400 пулеметов, 18 мортир, 72 орудия, 48 танков, 32 бронемашины и мотопулемета. Двигаясь на автомашинах за 1-м эшелоном, дивизия по завершении 2-й дивизией прорыва оборонительного фронта республиканцев быстро выдвигается вперед по Французскому шоссе и, обогнав 2-ю дивизию, овладевает Ториха.

Третий эшелон — моторизованная дивизия «Литторио» и 1-я волонтерская дивизия, всего 16 батальонов, 17700 человек, 11000 активных винтовок, 650 пулеметов, 30 мортир, 68 орудий, 12 танков; дивизии развивают успех в направлении Гвадалахара, Алкала (20 км юго-западнее Гвадалахары); ввод их в бой осуществляется подвозом на автомашинах (для этой цели маневренная автотранспортная группа корпуса по выполнении переброски частей 3-й волонтерской дивизии должна была возвратиться за 1-й волонтерской дивизией).

Таким образом, командир итальянского корпуса хотел вести операцию в очень глубоком построении в полосе шириною 10-12 км, используя для наступления два шоссе.

Учитывая узость полосы наступления, назначение в первый эшелон только одной дивизии (усиленной) можно считать рациональным, тем более что этим вполне обеспечивалось и необходимое превосходство в силах, так как республиканцы в полосе наступления располагали всего лишь четырьмя батальонами (из которых один — в резерве и один — наполовину вне полосы наступления итальянцев) и 10 орудиями.

Но отсутствие какой-либо активной задачи для 2-й волонтерской дивизии во втором этапе операции (дивизия должна была лишь захватить и оборонять Масегозо и Бриуэга) указывает на грубейшую ошибку командира итальянского корпуса, заранее отказывавшегося от использования направления Бриуэга, Армунья.

Управление частями корпуса во время операции велось из Альгора, где находился командный пункт командира корпуса. Связь с дивизиями базировалась на постоянные телеграфные и телефонные провода и дублировалась по радио и мотоциклистами.

6. Устройство тыла итальянского корпуса

(Схема 13)

Подвоз и эвакуация. Дислокация тыловых учреждений. Из района тыловой базы итальянского экспедиционного корпуса (Аранда) к войскам было подготовлено два пути подвоза и эвакуации: железная дорога Аранда, Альмазан, Сигуэнца и шоссе Аранда, Альмазан, Мединасели, Альколеа дель-Пинар. По этим путям производился подвоз всех основных видов довольствия, осуществлявшийся корпусными средствами (преимущественно использовалась железная дорога). Подвозимые грузы сосредоточивались в головные склады, которые были развернуты: артиллерийский — в Сигуэнца, интендантский — в Мединасели, инженерный — в Альмазан (с передовым отделением в Сигуэнца), склады [43] горючего — в Сигуэнца, Мединасели, Альмазан, Эль-Бурго, Калатаюд.

Дальнейший подвоз от головных складов к мятежным войскам осуществлялся уже транспортами дивизий.

Ввиду того что почти все войска корпуса группировались вдоль шоссе Мединасели, Сигуэнца, Альгора и Мединасели, Альколеа, Альгора, выделить дивизиям самостоятельные пути подвоза и тыловые районы, видимо, оказалось невозможным. Корпус взял на себя организацию и регулирование движения в войсковом тылу. Для этого был установлен единый круговой маршрут Сигуэнца, Пелегрина, Альгора, Саука, Эстриегана, Барбатона, Сигуэнца с односторонним движением в одном направлении (в порядке перечисленных населенных пунктов). Этот путь предоставлялся для всех частей и соединений корпуса. Он был оборудован как военная дорога (органы этапной службы, дорожная полиция, связь и т.д.). Посты дорожной полиции были установлены в Мединасели, Альколеа, Сигуэнца, Торремочо и Альгора. Возглавлял военную дорогу дорожный комиссар, располагавшийся в Альгора при командовании корпуса; там же находилась резервная рота дорожной полиции.

Управление движением осуществлялось посредством назначения дивизиям определенных часов прибытия их транспортов на головные склады и регулирования постами дорожной полиции.

Как показал ход операции, итальянское командование не справилось с этой задачей. Дороги, установленные для движения, были постоянно забиты автомашинами, создавались частые и длительные пробки, которые неизменно подвергались обстрелу со стороны республиканской авиации.

Основные причины такого беспорядка в тылу, видимо, кроются в том, что дивизиям не были указаны отдельные тыловые районы и дороги, что далеко не все дороги с каменным покрытием были использованы для движения и что оперативные переброски войск (выброска вперед на машинах частей 3-й волонтерской дивизии и дивизии «Литторио») и перевозки грузов, проводимые по одним и тем же дорогам, взаимно мешали друг другу.

Питание мятежных сил боеприпасами. Войска имели при себе один боекомплект.

В головном артиллерийском складе в Сигуэнца содержалось еще два боекомплекта. Выдача боеприпасов из головного склада производилась по распоряжению начальника артиллерии корпуса в соответствии с заявками войск, без установления какого-либо ограничительного лимита. Начальник артиллерии корпуса обязан был своевременно пополнять запасы головного склада подвозом боеприпасов по железной дороге из Аранда.

В процессе развития операции предусматривалось выдвижение передового склада в Альгора; с этой целью при артиллерийском складе в Сигуэнца находился в резерве один тяжелый автотранспортный отряд.

Снабжение горючим. Каждая автомашина, кроме горючего в своем баке, должна была иметь при себе вторую, запасную, заправку [45] горючего, масла и воды, помещавшуюся в бидонах и бочонках непосредственно на машине. Сверх того, войсковые части имели дополнительный запас горючего в своих штатных автоцистернах (размер запаса, по-видимому, от половины до одной заправки).

Кроме того, в распоряжении мятежного командования было несколько тяжелых автоцистерн (емкостью 8000 л каждая), которые находились в Сигуэнца, чтобы по мере развития наступления выдвинуть вперед базу снабжения горючим.

Продовольственное снабжение. Дивизии имели одну суточную дачу на бойцах (неприкосновенный запас) и одну дачу в своих интендантских отрядах (тоже в качестве запаса). Текущее довольствие получалось ежедневно из интендантского головного склада корпуса в Мединасели. Хлебом и мясом снабжали испанские военные комендатуры, а вино закупалось на месте. Каждой дивизии было придано по 3-4 автоцистерны с водой.

В ходе операции интендантский головной склад должен был выдвинуться в район Альмадронес.

Инженерное снабжение производилось по заявкам войск из головного склада в Альмазан; там же находилась ремонтная радиомастерская. Передовой склад инженерных материалов и запас дерева для постройки временных мостов был сосредоточен в Сигуэнца; кроме того, небольшие отделения склада были приданы непосредственно 2-й и 3-й волонтерским дивизиям.

Санитарная эвакуация. Сверх войсковых полевых госпиталей в распоряжении командования корпуса было 2900 стационарных коек, находившихся в тылу. Для эвакуации санитарная служба корпуса располагала тремя санитарными поездами (два в Сигуэнца, один в Альмазан).

Сборным эвакуационным пунктом корпуса являлась Сигуэнца, куда раненые доставлялись дивизиями и откуда, после сортировки, распоряжением начальника санитарной службы корпуса вывозились в тыловые госпитали (в первую очередь заполнялись госпитальные койки в Сарагосса).

Госпитальные средства дивизий (всего 7 полевых госпиталей) на первом этапе операции должны были следовать за своими дивизиями. Развертывание их предусматривалось лишь при выходе боевых частей на линию Ториха, Бриуэга.

Для эвакуации раненых и больных (от санитарных отрядов дивизий до Сигуэнца) предназначалось 20 санитарных автомашин дивизий и, в случае надобности, грузовые машины из состава маневренной автотранспортной группы, приспособленные для перевозки раненых.

Снабжение санитарным имуществом производилось из санитарного головного склада в Аранда.

Пункт сбора пленных находился в Ля-Торресавиньян в ведении начальника королевских карабинеров (жандармерия) корпуса. На карабинеров возлагалось поддержание порядка в войсковом тылу. [46]

Для установления гражданской власти во вновь занимаемых во время наступления населенных пунктах были подготовлены специальные отряды испанской жандармерии, которые, следуя за войсками, должны были наводить «порядок» среди местного населения, т.е. обрушиваться на не успевших эвакуироваться мирных жителей со всей силой террора.

Организуя операцию, итальянское командование приняло целый ряд мер с целью облегчить части. Солдатам было приказано оставить в местах своих стоянок даже ранцы. Взамен этого были выданы облегченные вещевые мешки с укладкой в них одной смены чулок и неприкосновенной дачи продовольствия.

7. План атаки 1-го эшелона итальянского корпуса

В течение ночи с 7 на 8 марта 2-я волонтерская дивизия сменяла на участке атаки испанские части мятежников, чтобы к 7 час. занять исходное положение. С 7 час. до 7 ч. 30 м. была назначена артиллерийская подготовка, после чего пехота с танками должна была подняться в атаку.

Командир 2-й дивизии решил главный удар наносить в центре. Соответственно войска были сгруппированы в три колонны.

Правая колонна. VI группа батальонов, временно приданный испанский батальон «Америка», 4-я отдельная танковая рота, артиллерийский дивизион 75-мм пушек, взвод 20-мм зенитной батареи. Задача: наступая вдоль Французского шоссе, последовательно овладеть Мирабуэно и Альмадронес и выйти в район 98-го км Французского шоссе.

Центральная колонна. VIII и IV группы батальонов, 3-я отдельная танковая рота, артиллерийский дивизион 100-мм гаубиц. Задача: атаковать высоту Эль-Мерданчель и, наступая левее Французского шоссе, овладеть районом Хонтанарес.

Левая колонна. V группа батальонов, артиллерийский дивизион 100-мм гаубиц и два взвода 20-мм зенитной батареи. Задача: наступая через Навальпотро, Ля-Сьерразуэла, Ляс-Инвиернас, овладеть Масегозо и мостами на р. Тахунья между Масегозо и дорогой Эль-Сотильо, Сифуэнтес.

В распоряжении командира дивизии оставались VII группа батальонов и две танковые роты (резерв дивизии) и артиллерийский дивизион 149-мм гаубиц.

Для артиллерийской подготовки все приданные дивизии артиллерийские дивизионы были сведены в одну артиллерийскую группу, занявшую огневые позиции в районе Альгора, Французское шоссе, высота Пикарон. По окончании артиллерийской подготовки эти дивизионы (кроме 149-мм гаубичного) поступали в подчинение начальников колонн. Тяжелый гаубичный дивизион, оставаясь в подчинении командира дивизии, должен был централизованно поддерживать наступление.

На время артиллерийской подготовки основными целями для артиллерии были назначены окопы республиканцев у Мирабуэно и Эль-Мерданчель, а также ближние тылы в районе Французского [47] шоссе. Вся артиллерия была подготовлена к открытию заградительного огня в случае появления республиканских танков. Авиация итальянского экспедиционного корпуса имела задачей прикрыть свои войска с воздуха, и, кроме того, бомбардировать вечером 7 марта Мирабуэно и утром 8 марта — Альмадронес.

Начальники правой и центральной колонн дивизии, на которых ложилась основная задача боя, организовали атаку следующим образом.

В правой колонне. Мирабуэно атаковывалось с фронта испанским батальоном «Америка» и со стороны Французского шоссе, в обход правого фланга обороны, — 633-м батальоном; 651-й батальон (2-й эшелон), не ожидая захвата Мирабуэно, выдвигался вдоль Французского шоссе прямо на Альмадронес. По овладении Мирабуэно батальон «Америка» выходил из подчинения дивизии и должен был наступать на Кастехон. 638-й батальон от Мирабуэно должен был наступать также на Альмадронес, по достижении которого его сменял 630-й батальон (3-й эшелон). Танки направлялись вдоль шоссе.

В центральной колонне в 1-й эшелон были назначены два батальона (730-й и 738-й); 751-й батальон образовывал 2-й эшелон; IV группа батальонов — 3-й эшелон. По овладении высотой Эль-Мерданчель батальоны 1-го эшелона должны были наступать: 730-й — на высоту 1060 и 738-й — на Хонтанарес; 751-й батальон должен был обеспечивать левый фланг колонны со стороны Аламинос. По подходе сюда 3-го эшелона 751-й батальон направлялся для общей атаки Хонтанарес. Правофланговому 730-му батальону было также приказано в случае надобности помочь правой колонне в овладении ею районом Альмадронес. IV группа батальонов в дальнейшем через Аламинос направлялась на Масегозо на усиление V группы батальонов.

Танки были распределены так: один взвод — при 730-м батальоне и два взвода — при 738-м батальоне.

С особой тщательностью итальянское командование подготовляло вопросы поддержания связи пехоты со своей авиацией (авиасигнальные полотнища) и артиллерией (ракеты).

В целом в плане атаки 2-й волонтерской дивизии обращает на себя внимание стремление слишком сложно и запутанно маневрировать своими частями (частые перемены направлений, смена частей в процессе боя и т.д.). Наряду с этим, при узости фронта, установленного для наступления, способ обеспечения открытого левого фланга нельзя признать удовлетворительным: итальянцы могли обеспечивать его более активно, даже отказываясь от использования для своего наступления шоссе Сифуэнтес, Сасейдон.

Этот последний вопрос, наряду с недостаточным использованием двух крайних западных шоссе, следует признать основной ошибкой плана интервентов. Имея почти полностью моторизованные войска и абсолютное превосходство в силах, итальянцы отказывались от охватывающего маневра, отдав предпочтение лобовому удару и сосредоточению всей массы своих сил и средств на одном шоссе. [48]

Дальше