Содержание
«Военная Литература»
Военная история

I. Театр войны

Общий характер

Европейские владения Турции, ставшие театром войны союза балканских государств с Турцией, растянуты с востока на запад, от Черного до Адриатического моря, на 600 верст (Мидия — Скутари), с севера на юг от 60 (в средней) до 300 (в восточной) и 400 в западной его части. Гористая страна с пестрым этнографическим составом. Ряд горных хребтов с незначительными равнинами в долинах рек (Фракийская и Македония). В гористой стране речные долины являются естественными путями сообщений и приобретают главное значение при комбинации военных операций.

Родопские горы делят театр на два района, два частных театра, — восточный (Фракия) с путями из Болгарии к Константинополю (от нижнего Дуная к Босфору) и [122] западный (Македония и Албания) с путями из Сербии и среднего Дуная к Эгейскому морю и к Адриатическому.

Население

Население (около 6 1/2 миллионов) представляет части народностей государств коалиции, оставшиеся еще под турецким владычеством после освободительных войн 1806, 1821 (Греч. восстание) — 1828 и 1877–1878 гг.

Во Фракии и восточной Македонии преобладают болгары, в северной и западной Македонии сербы (Старая Сербия), на юге и побережьи греки. Турки-завоеватели вкраплены, но уже слились с древним населением и, не составляя и пятой части, живут преимущественно в городах, а в деревнях — чаще как чиновники или владельцы земли. В Албании самое пестрое по языку и вере население — албанские племена говорят на различных наречиях и между ними есть магометане{1}, католики{2} и православные{3}. Между Черным Дрином и Адриатическим морем в горах сплошное албанское население, а к востоку от реки албанцы малочисленны, преимущественно помещики (арнауты — магометане из албанцев).

Состав населения, в своей преобладающей массе, был благоприятен для Балканского союза — это были кровные братья, томившиеся 500 лет в турецкой неволе и ждущие светлого праздника — соединения со своими нациями, давно свободными государствами. И народы Балканского Союза, как дома, так и в турецких областях, могли смотреть на войну 1912 года как на великое событие, завершающее цикл освободительных войн 1806–1821, 1828–1829, 1876–1878 гг. [123]

Отсюда и тот моральный подъем, который их двинул на победы в настоящую войну.

По турецкой статистике, турок в Европе 1300 тысяч (из них 400 в Константинополе и столько же на островах), болгар 2100 тыс., греков до 1 млн (с островами, а собственно в европейской Турции около полумиллиона), сербов 500 тыс., албанцев 800 тыс., евреев 90 тыс., румын 70 тыс.

Восточный театр

Родопы отгородили Фракию от Македонии, Странджа закрыла дороги к Черному морю. Между этими горными хребтами долина р. Марицы — естественный путь из Болгарии, от нижнего Дуная к Босфору. Железная дорога связывает через Вену — Белград — Софию Среднюю Европу с Константинополем и через него с Азией.

Сама река только ниже Адрианополя становится судоходной и малодоступной вброд, расширяясь до 150 сажен. От Демотики Марица поворачивает на запад и продолжением пути к Босфору становится долина р. Ергене, притока Марицы, верховья которой приближаются к столице. Тунджа, стекая с восточного Балкана, прокладывает к Марице прямой путь с севера, а Арда — из той части Родопов, что отделили Болгарию по кратчайшему направлению от Эгейского моря. В осеннее время реки особенно полноводны от дождей и броды исчезают, а мостов очень мало. У слияния Тунджи и Арды с Марицей — важнейший стратегический пункт северной Фракии — Адрианополь. Здесь по этим трем долинам и лучшие дороги (шоссе из Филиппополя на Адрианополь — Константинополь, Ямболь — Адрианополь). Черноморский берег с Мраморным морем от Сизополя на Кирк-Килиссе (Лозенград) — Люле-Бургас до Родосто соединяется поперечной дорогой. Шоссе Кирк-Килиссе — Бунар-Гиссар — Виза — Сарай — Чорлу — продолжает [124] прямой путь из восточной Болгарии к Константинополю.

От Кирк-Килиссе до ст. Баба-Ески Константинопольской дорога проложена новая железнодорожная ветка; от устья Ергене по долине нижней Марицы идет железная дорога, связывающая Восточный театр с Западным (станция Демотика — Салоники). Кроме указанных, другие пути представляют плохие проселки, в горах труднодоступные для войск, в особенности в осеннее время.

Долины Марицы с ее притоками изобилуют местными средствами — земледельческий богатый район, особенно благоприятный, в смысле довольствия армии, для осенней операции после сбора хлебов и фуража. Отсутствие у турок правильной статистики не дает возможности сделать вывода, но во всяком случае район может снабдить мясом, хлебом и фуражом двухсоттысячную армию месяца два-три без подвоза, но при хорошей организации сбора средств.

Важными пунктами являются: Адрианополь (Одрин) — узел путей северной Фракии. В 1877 г. был обращен в укрепленный лагерь. Ныне старые и новые форты, укрепления и батареи, всего числом до 30, с 200–250 орудиями, представляют пояс в 3–9 верстах от города на протяжении около 40 верст.

Кирк-Килиссе (по-болгарски Лозенград). Укрепленная позиция у Лозенграда запирает путь от Сизополя и юго-восточной Болгарии в долину Марицы к Босфору и Мраморному морю. Турки обратили на нее внимание по указанию генерала фон дер Гольца в 1909 г. На ней рыли полевые укрепления и устанавливали орудия тяжелого типа на сильной по природе местности. Подготовка этой позиции не была закончена к началу войны. Фон дер Гольц придавал ей большое значение.

От верховьев Ергене до Константинополя остается узкий полуостров между Черным и Мраморным морями с рядом позиций весьма крепких, при условии господства на Черном море и удержании Дарданелл. Мидия [125] — Сарай — Чорлу — Родосто — это первая природная оборонительная линия в 50 верст, турками не подготовленная.

Позиция у Чаталджи, в узком перешейке между Черным и Мраморным морем, протяжением около 25 верст, подготовленная к обороне. Линия укреплений (от редута Кара-Бурну на Деркос — Чаталджу — Беюк — Чекмедже) всего в двух переходах от Константинополя. На Чаталджинской позиции турки поставили орудия крупного калибра, но во время Триполитанской войны часть их сняли для укрепления Дарданелл, и не все орудия возвращены обратно. Озеро Деркос с этой линии питает водой Константинополь.

Последняя линия (внутренняя) фортов столицы лежит уже в непосредственной близости ее, находится в неудовлетворительном состоянии и не может составить серьезной преграды.

Константинополь, помимо своего значения как столицы, и в стратегическом смысле для Восточного района является последней цитаделью. Город с многоязычным населением, плохо укрепленный, не может оказать, как крепость, серьезного сопротивления и является лишь базой для армии, действующей в Восточном районе. Но Дарданеллы и Босфор, два узких пролива к Мраморному морю, делают Мраморное море внутренним озером и прочно обеспечивают подступ в столице.

Пролив Дарданеллы запирает выход из Мраморного моря в Эгейское и прикрывает столицу от флота противника — со стороны Эгейского моря. Имея значение для морских операций, пролив укреплен хорошо с моря (форты Кум-Кале, Сидила-Багор, Султан-Кале). Но и сухопутное значение пролива велико: Чаталджинская позиция обходится движением сухопутной армии через пролив, овладеть же его укреплениями с суши легче, чем с моря. Обороне Дарданелл с суши, с севера, способствует полуостров Галлиполи, имеющий у последнего города узкий перешеек около 10 верст всего между [126] заливом Сарос и Мраморным морем, весьма удобный для обороны, но в случае господства флота противника в Эгейском море не безопасный в отношении появления десанта со стороны этого моря.

Западный (Македонский) театр

Западный район между Эгейским и Адриатическим морями, Болгарией, Сербией, Черногорией и Грецией содержит в себе области, когда-то составлявшие части древней Болгарии (большая часть Македонии), Сербии (Старая Сербия) и Греческой Византии (населенные греками южные окраины и приморские города по Эгейскому морю). Албания со своим пестрым по вере и языку населением как будто стоит особняком, но не может не играть какой-либо роли, так как лежит на пути из Сербии к Адриатическому морю.

Главной жизненной артерией района является река Вардар, с севера на юг перерезающая Македонию, служа главным путем с севера к Эгейскому морю. Верховья Вардара близко подходят к верховьям рек бассейна Дуная — Дрины, Ибара, Моравы, Искера. По этим речным долинам три пути подходят из Боснии, Сербии и Болгарии: 1) из Боснии на Митровицу, отсюда железная дорога Митровица — Ускюб в долине Вардара; 2) из Сербии железная дорога Белград — Ниш — Вранья — Куманово — Ускюб; 3) из Болгарии от верховьев Искера от Софии до Кюстендиля (Болгария) идет железная дорога, а затем продолжением ее служит шоссе Кюстендиль — Ускюб. Все эти пути не были прикрыты никакими укреплениями. От Ускюба до Эгейского моря долиной Вардара идет железнодорожная магистраль Ускюб — Салоники и шоссе Ускюб — Куманово — Иштиб — Салоники.

В западной части района Черный Дрин ведет из центра к Адриатическому морю. Шоссе Вранья — Приштина [127] — Призрен связывает долину Белого Дрина с путями из Боснии и Сербии.

После слияния Черного и Белого Дрина и сербские и македонские пути сливаются в один кратчайший путь к гаваням Адриатического моря (гавань Сан-Джованни-ди-Медуа, Алессио, Дураццо). Этот путь запирается сильной по природе крепостью Скутари. Черный Дрин является этнографической границей — к западу и до моря сплошное албанское население, к востоку сербы (Старая Сербия с ее историческими местами, как Призрен, Прилеп). В Старой Сербии колонии турок и магометан-албанцев (арнауты) вкраплены в города, а в деревне лишь как чиновники и владельцы земель. Восточнее Вардара преобладают болгары. Здесь в 1903 г. было усмирено восстание, но глухая борьба чет велась по день начала Балканской войны. Западнее Вардара, ввиду малочисленности и слабости болгарского населения, восстание было легче усмирить и обезоружить четников, восточнее же турки не в состоянии были справиться с движением. Опорой же турецкого могущества являлись немногочисленные турецкие колонии и магометане-албанцы.

Восточную Македонию с севера на юг разрезает долина Отрумы — путь из Болгарии к Эгейскому морю. На болгарской территории строилась перед войной железная дорога Радомир — Дубница — Джума. От Джумы идут две грунтовые дороги в долину Вардара, связывающие верховья Струмы с средним Вардаром.

Итак, пути из сербских областей ведут к Адриатическому и Эгейскому морю, а из болгарских областей — к Эгейскому морю.

Южная часть района — турецкие части греческих областей Эпира и Фессалии, тяготеющие к Греции. Гористая страна с плохими путями. Два важнейших направления ведут: а) первое — из греческой Фессалии на Элассону — Кожаны — Монастырь и оттуда же на Катерину, вдоль берега моря, на Салоники; долина р. Быстрицы соединяет оба пути и выводит их к устью Вардара, [128] к Салоникам; также шоссе Монастырь — Прилеп — Велесе идет в долину среднего Вардара; б) другое направление из долины Арты на Янину, по горной дороге. На первом пути турки обратили внимание на Элассону и Кожаны, но не укрепили их, как дóлжно, вероятно пренебрегая возможным противником, греками, после легкой победы в 1897 году. На втором оставались старые укрепления крепостицы Превеза при входе в Артский залив, форт Никополь к северу от Превезы и слабо укрепленная позиция у Пендепигадии в проходе из долины Арты к Янине, центру турецкого Эпира. Янину, по совету фон дер Гольца, турки начали превращать в сильную крепость, опору южной Албании, и снабжать тяжелой артиллерией.

Базой для действий в западном районе может быть только Малоазиатская Турция, потому что при малочисленности собственно турецкого населения, отсутствия источников снабжения тыла армии боевыми и продовольственными припасами надеяться на местные средства турецкая армия не могла. Она должна была рассчитывать и на пополнение людьми оттуда же. А пунктом, связывающим район с базой, является город Салоники (морем и железной дорогой Константинополь — Демотика — Салоники). Связь с базой непрочная, если турецкий флот в море не господствует, на железную дорогу надежда плохая, так как она проходит вдоль болгарской границы и по местности с волнующимся населением, всегда готовым на партизанские действия.

Турки не укрепили этот район для оборонительных действий большой войны, как бы следовало. Кроме сильной по природе крепости Скутари, с фортом Томраш, и новой — Янины, не оконченной, нет крепостей, могущих оказать серьезное сопротивление. Форт Карабурун, защищающий Салоники, тоже не отвечал своему назначению. По черногорской границе тянется цепь блокгаузов, служащих лишь опорными пунктами войск при несении пограничной службы и мелких операций при народных волнениях. О греческой границе мы уже [129] упоминали. Если турки не подготовили Западный театр для большой оборонительной войны, они не подготовили его и для наступательной — снабжение всем необходимым (людьми, боевыми и жизненными запасами) большой армии не было обеспечено.

Местные средства театра для продовольствования армии должны бы быть велики благодаря тому, что главное занятие жителей земледелие и скотоводство, но постоянные восстания, турецкий произвол, плохая администрация и то, что большая часть земли принадлежала мечетям и туркам или отуреченным помещикам (в Македонии шестая часть земли числилась за мечетями, в остальных частях было 15 000 турок-помещиков). Христиане же (славяне) являлись батраками на захваченной у них же земле, — все это привело земледелие в крайний упадок. Скотоводство, в горных местностях, более удаленных от турецкого глаза, было в лучшем состоянии. Турецкая статистика не может дать точных выводов, но может приблизительно определить на 100 жителей до 40 голов рогатого скота, 200 овец и коз, 5–8 свиней. Мясом же театр войны может прокормить полумиллионную армию. Недостаток лошадей заставит прибегать к более медленной перевозке на волах. Фураж имеется в большом количестве (ячмень, солома, сена мало). При хорошей организации сбора запасов и Македонский театр мог обеспечить довольствие армии местными средствами довольно значительное время.

В общем, союзники лучше использовали его, чем турки. [130]

Дальше