Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Крупные корабли германского флота и их судьба

<
Военные корабли Дата спуска на воду Водоизмещение:
1. офиц.
2. станд.
3. наибол.
Мощность (л.с.) Скорость хода (узлов) Дальность плавания (Миль) Вооружение Повреждения и состояние
Линкоры
Шарнхорст 3.1936 26000
31000
36000
160000 31,5 10000 9х28см
12х15см
14х10,5см
16х3,7см
4 самолёта,
позже 6 ТА
9.4.1940 + КА
8.6.1940 + НТ
24.7.1941 + Б
12.2.1942 + М
6.12.1943 + КА = х
(Северное море)
Гнейзенау 12.1936 5.1940 + М
26.6.1940 + ПТ
6.4.1941 + АТ
10/11.4.1941 + Б
12.2.1942 + М
26/27.2.1942 + Б = (выведен из строя)
Тирпиц 2.1939 35000
42000
53000
138000 30 8100 8х38см
12х15см
16х10,5см
16х3,7см
4 самолёта,
позже 6 ТА
22.9.1943 + [1]
3.4.1944 + Б
23.8.1944 + Б
12.11.1944 + Б = х
(Норвегия)
Бисмарк 4.1939 27.5.1941 + АТ/КА = х (Атлантика)
Броненосцы
Дойчланд (позже Лютцов) 5.1931 10000
12000
57000 28 21500 6х28см
8х16см
6х10,5см
8х3,7см
2 самолёта
8 ТА
11.4.1940 + ПТ
13.6.1941 + АТ
3.5.1945 + Б = х Вз. (Свине)
Адмирал Шеер 4.1933 21500 9.4.1945 + Б = х (Киль)
Адмирал граф Шпее 6.1934 19000 13.12.1938 + КА
17.12.1939 = х Вз (Ла Плата)
Тяжёлые крейсера
Адмирал Хиппер 2.1937 10000
12000
18000
132000 32,5 6000 8х20,3см
12х10,5см
12х3,7см
2 самолёта
12 ТА
31.12.1943 + КА
3.5.1945 + Б = х (Киль)
Блюхер 6.1937 9.4.1940 + КА/НТ=х (Ослофьорд)
Принц Ойген 8.1937 10000
14600
19800
23.4.1941 + М
2.7.1941 + Б
23.2.1942 + ПТ [2]
Лёгкие крейсера
Эмден 1.1925
5600
7000
46000 29 5300 8х15см
3х8,8см
4х3,7см
4 ТА
4.1945 + Б = х (Киль)
Кёнингсберг 3.1927 6000
6000
8000
70000 32 7000 9х15см
6х8,8см
8х3,7см
12 ТА
10.4.1940 + Б = х (Берген)
Карлсруэ 8.1928 10.4.1940 + Б = х (Кристиансанд)
Кёльн 5.1928 1.1.1945 + М
30.4.1945 + Б = х (Вильгельмсхафен)
Лейпциг 10.1929 6000
6300
8700
72000 32 7600 9х15см
8х8,8см
8х3,7см
12 ТА
2 самол.
13.12.1939 + ПТ
1945 [3]
1946 [4]
Нюрнберг 12.1934 6000
6700
9200
13.12.1939 + ПТ
1945 [5]
Примечание. Применение вашингтонских решений к кораблям, дозволенным Версальским договором, дало 11 200 т водоизмещения для броненосцев, 6 800 — для лёгких крейсеров и 860 т для миноносцев.
Примечания к таблице:
[1] Повреждён взрывчатыми зарядами карликовых ПЛ

[2] Сдан после испытания атомной бомбы
[3] Протаранен
[4] Потоплен в 1946 году в Северном море
[5] В 1945 г. передан России, получил название «Адмирал Макаров»
Условные обозначения в таблице
КА — корабельная артиллерия

ПТ — торпеда подводной лодки
НТ — торпеда надводного корабля
АТ — торпеда самолёта
М — Мина
Б — бомба
х — потоплен
ТА — торпедный аппарат [376]

Условные обозначения и сокращения

брт — регистровые брутто-тонны (водоизмещение торговых судов).
ВГКВС (OKW) — Верховное главнокомандование (Верховный главнокомандующий) вооруженными силами Германии.
ГВВС — Главнокомандующий военно-воздушными силами Германии.
ГВМФ — Главнокомандующий военно-морским флотом Германии.
ШРВС — Штаб руководства вооруженных сил Германии.
КИЛ — Командующий подводным флотом.
НПЛ — Начальник подводных лодок.
РВМ — Руководство войной на море.
«Супераэрео» — Главное командование военно-воздушными силами Италии.
«Супермарина» — Главное командование военно-морским флотом Италии.
т — весовые тонны (для военных кораблей).

Обозначения конвоев

Маршрут Северная Америка — Англия

HX — Галифакс — Англия
ON — Англия — Галифакс

Быстроходные суда, еженедельно, с середины 1941 г.

SC — Сидней (Новая Шотландия) — Англия

Тихоходные суда, еженедельно, с лета 1940 г.

ONS — Англия — Сидней (Новая Шотландия)

Тихоходные суда, еженедельно, с середины 1941 г.

ОА — Из Англии на Запад

Рассредоточивались в районе 30 градуса западной долготы (только до середины 1941 г.).

ОВ — Из Англии на Запад

Рассредоточивались в районе 30 градуса западной долготы (только до середины 1941 г.).

Маршрут Англия — Северная Россия

PQ Англия — Исландия — Мурманск

До сентября 1942 г., зимою ежемесячно, до № PQ-18.

JW — Англия — Исландия — Мурманск

С декабря 1942 г., зимою ежемесячно, с № JW-51.

QP — Мурманск — Исландия — Англия

До ноября 1942 г., зимою ежемесячно, до № QP-15. [377]

RA — Мурманск — Исландия — Англия

С января 1943 г., зимою ежемесячно, с № RA-51. Эти конвои часто ходили разделенными на части, и в таких случаях за номером конвоя дополнительно ставилась буква "А" или "В" (напр., JW 56-А).

Маршрут Англия — Гибралтар

HG — Гибралтар — Англия

GH — Англия — Гибралтар

До конца 1942 г. каждые две недели (временами со значительным замедлением ритма).

Маршрут Англия — Южная Атлантика

SL — Сьерра-Леоне — Англия

OS — Англия-Сьерра-Леоне

Каждые две недели.

Транспорты с войсками, идущие на Ближний Восток

WS — «Специальные Уинстона». (Winston Special)

Примечания