Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава XXVII.

Задание выполнено

Банкротство империи

К маю 1945 года действия на морских сообщениях противника, проводимые подводными лодками в юго-западной части Тихого океана, подходили к концу. Почти все морские коммуникации Японии в южной части «восточно-азиатской сферы взаимного процветания» были разрушены. Сингапур, который ранее являлся главным портом на пути из Индонезии в Японию, не имел теперь большого значения. Подводная и воздушная блокада, организованная в районе, простирающемся от бухты Камрана до мыса Варелла, парализовала судоходство у берегов Индо-Китая к северу от Сайгона, и конвои ходили между Сайгоном и Сингапуром только от случая к случаю.

Японские линии судоходства между Сингапуром, Борнео и Филиппинами были перерезаны. Больше ни один конвой не направлялся в Японию через центральную часть Южно-Китайского моря. Но еще продолжалось движение судов на вспомогательных линиях Сингапур — Палембанг (Суматра) и Сингапур — Сурабая (Ява); была также открыта линия Сурабая — Кендари (Целебес). Эти линии действовали до конца войны. Однако они не имели большого военного значения для Японии.

На Борнео, Целебесе, Суматре, Яве, Бали и других островах Голландской Ост-Индии японские вооруженные силы с нетерпением ожидали эвакуации. Не хватало транспортов, которые могли бы перевезти эти гарнизоны на родину. Не было и грузовых судов из Токио, чтобы принять на борт в Сингапуре и портах Голландской Ост-Индии хлопок, руду, каучук, рис, горючее. Небольшие конвои, ходившие из Палембанга, Сурабаи и Кен-дари, были лишь жалким подобием конвоев прошлых лет. Американские подводные лодки в ожидании этих конвоев бороздили воды Явы, Суматры, Борнео и Малайи. Некоторые подводные лодки выполняли специальные задания.

В течение заключительного периода войны Сиамский залив был переполнен подводными лодками, базировавшимися в Австралии. Считая, что залив минирован, подводные лодки долгое время не решались в него входить. Но в марте 1945 года английская подводная лодка «Трейдвинд» возобновила боевые действия в заливе. В апреле подводная лодка «Хардхед» прикрывала подходы к Бангкоку. А подводные лодки «Бэйя», «Лагарто» и «Хэммерхед» обнаружили в заливе цели, заслуживающие внимания. При попытке вместе с лодкой «Бэйя» атаковать конвой в этих водах погибла подводная лодка «Лагарто». (Рассказ об этом приведен ниже в этой главе.) Планы лодки «Бэйя» были неожиданно сорваны сильной противолодочной обороной. Но лодка «Хэммерхед» 6 мая потопила у берегов Малайи небольшой танкер, а 15 мая в этом же районе — грузопассажирское судно «Тоттори Мару» (5973 т). После этого движение судов из Сиама в Сингапур фактически прекратилось.

Грузопассажирское судно, потопленное лодкой «Хэммерхед», было крупнейшими из числа судов, потопленных в мае подводными лодками, действовавшими [442] с австралийских баз. 13 мая по пути в свою базу в Яванском море «Бэйя» потопила танкер (2500 т). 16 мая у берегов Малайи подводная лодка «Хокбил» торпедировала минный заградитель и, как мы покажем ниже, отомстила за потерю «Лагарто». После этой победы лишь 30 июня подводной лодке «Бленни» удалось потопить небольшое грузовое судно в Яванском море.

Если в мае целей было мало, то в июне их было еще меньше. 8 июня подводная лодка «Кобиа» атаковала конвой, направлявшийся в Сингапур, и потопила небольшой танкер и десантное судно «Хакуса» (3841 т). 23 июня [443] во время атаки конвоя в Яванском море подводная лодка «Хардхед» уничтожила каботажное судно и три охотника за подводными лодками. 27 июня близ Бали подводная лодка «Блюбэк» потопила еще один охотник за подводными лодками. Это был последний корабль из числа потопленных

в июне 194й года подводными силами, базирующимися в Австралии, Не было сомнения в том, что в юго-западной части Тихого океана оставалось очень немного японских торговых судов. Районы южнее 18? 30' северной широты были практически очищены от противника.

Одновременно с исчезновением японских торговых судов из этого района исчезли и японские военные корабли. В течение марта и апреля американские войска уничтожили последние японские гарнизоны на Филиппинах, а в конце апреля к берегам северной части Борнео подошли тяжелые корабли 7-го флота с австралийскими частями вторжения. 1 мая пал остров Таракан; в результате союзники получили важный аэродром и богатые нефтяные промыслы. В начале июня тральщики очистили проход в бухту [444] Бруней, а 10 июня австралийцы высадились на берег. Надводные корабли и подводные лодки союзников патрулировали на подходах к бухте, готовые в любой момент атаковать японские корабли, которые могли помешать высадке войск. Однако патрулирование было напрасным. Флот Японии

потерял последние три крейсера, которые действовали в этом районе. Легкий крейсер «Исудзу» был потоплен в апреле лодками «Габилэн» и «Чэрр». В мае английские самолеты и эскадренные миноносцы потопили тяжелый крейсер «Хагуро», а 8 июня английская подводная лодка «Тренчант» потопила у берегов Суматры тяжелый крейсер «Асигара». Когда австралийцы высаживались на берег, в этом районе не было ни одного крупного японского военного корабля.

Таким образом, подводная война в юго-западной части Тихого океана постепенно закончилась. С приближением лета 1945 года задача подводных сил, базирующихся в Австралии, была выполнена. В Южно-Китайском и Яванском морях и в водах, омывающих остров Целебес, не было ни военных, ни торговых кораблей Японии. С марта все захваченные японцами территории, входившие в «восточно-азиатскую сферу взаимного процветания», были отрезаны от Японии. В этом месяце с юга на остров Кюсю пришел [445] последний конвой с нефтью из Индии. С прибытием этого конвоя Японская империя фактически прекратила свое существование.

Оставалась лишь собственно Япония, почти полностью лишенная сырья, необходимого для промышленности. Островная страна, лишенная сырья, не могла уже мечтать о каком-либо военном сопротивлении. Однако Япония могла еще некоторое время просуществовать, если бы она могла ввозить из Кореи, Северного Китая и Маньчжурии жизненно важные для нее продовольствие и уголь. Но импорт, конечно, зависел от судоходства, а японское судоходство зависело от нефти. Без нефти японский флот оказался перед угрозой бездействия. Еще задолго до этого в стране истощились все запасы, и теперь японской торговле был нанесен смертельный удар.

В апреле из-за отсутствия горючего было законсервировано большое количество торговых судов. В мае японские порты были переполнены траулерами, каботажными судами и небольшими транспортами, ожидавшими топлива. Угроза полного прекращения межостровного судоходства стала еще более реальной после постепенного сокращения судоходства на коммуникациях, связывавших Японию с Северным Китаем, Маньчжурией и Кореей. Приближался момент, когда весь торговый флот Японии должен был быть полностью парализован.

Потеря подводной лодки «Лагарто»

Одной из последних американских подводных лодок, потопленных японцами во время второй мировой войны, была лодка «Лагарто». 12 апреля она вышла из бухты Субик (Филиппинские острова) для боевых действий в районе Южно-Китайского моря. Первый поход лодки в районе южнее Хонсю прошел успешно, однако в Южно-Китайском море судов противника обнаружено не было.

В конце апреля лодке было приказано действовать в Сиамском заливе. 2 мая она вошла в контакт с подводной лодкой «Бэйя». После полудня на подводной лодке «Лагарто» было принято сообщение о том, что «Бэйя» преследует танкер, идущий в сопровождении большого числа эскортных кораблей. Ночью «Бэйя» сообщила, что эскортные корабли обнаружили ее при помощи радара и артиллерийским огнем заставили прекратить преследование.

Лодки встретились ранним утром на следующий день. Командиры лодок решили, что «Лагарто» уйдет на глубину, когда достигнет определенного пункта на пути следования конвоя, а «Бэйя» нанесет удар с позиции в 12 милях впереди «Лагарто». Лодки разошлись, и поиск конвоя начался.

В течение дня «Лагарто» и «Бэйя» поддерживали связь друг с другом, а вечером «Бэйя» догнала конвой. В полночь конвой был атакован; подводная лодка была вынуждена отойти под огнем эскортных кораблей. Она потеряла связь с «Лагарто». Утром 4 мая «Бэйя» пыталась связаться с «Лагарто», но лодка не отвечала. «Лагарто» так и не вернулась в свою базу.

Японский минный заградитель «Хацутака» доносил о том, что им атакована подводная лодка у берегов Малайи, у входа в Сиамский залив, именно вто время, когда поблизости находилась «Лагарто». Очевидно, «Хацутака» был одним из кораблей, сопровождавших конвой, которые безуспешно пытались атаковать подводные лодки. Как указывал командир японского минного заградителя, взрыв произошел на глубине 54 м, и лодка, следовательно, имела мало шансов спастись. Американскому штабу оставалось только предполагать, что «Лагарто» потоплена минным заградителем.

Минный заградитель «Хацутака» был потоплен 16 мая американской подводной лодкой «Хокбил» у побережья Малайи. [446]

Подводные силы Тихоокеанского флота зажимают Японию в тиски

В то время как бомбардировщики В-29 наносили удары по Токио, а американские войска вторжения прокладывали себе путь через остров Окинава, подводные силы осуществляли блокаду тихоокеанских портов Японии и активно действовали на японских морских путях, ведущих в Китай и Маньчжурию. Действуя в мае в Желтом море, подводная лодка «Рейтоп» потопила у Шандуньского полуострова три небольших грузовых судна; «Спрингер» потопила два фрегата, а «Шэд» торпедировала у берегов Кореи большое торговое судно. Направляясь в конце мая в Желтое море, подводная лодка «Билфиш» потопила у берегов Кюсю небольшое грузовое судно, а затем 4 июня южнее Дайрена потопила транспорт (2200 т). 1 июня у берегов Кореи «Шэд» пустила ко дну еще одно судно. 9 июня юго-западнее Кореи подводная лодка «Сиоул» уничтожила фрегат. 11 июня у Шандуньского полуострова подводная лодка «Сегундо» потопила небольшое грузовое судно, а 14 июня в этом же районе «Сидевил» потопила еще одно судно. В течение мая — июня жертвами подводных лодок оказались лишь фрегат и небольшие грузовые суда. Очевидно, для этого района крупные транспорты являлись такой же редкостью, какой они были в районе патрулирования подводных сил, базировавшихся в Австралии.

В начале мая северо-восточнее Хонсю подводная лодка «Боуфин» потопила фрегат и небольшой транспорт, а в прилегающем районе «Серо» потопила два небольших грузовых судна. После этого до начала июня блокирующие подводные лодки не имели соприкосновений с противником, и только в первой половине июня подводная лодка «Тэнг» потопила близ Хакодатэ два небольших и одно среднее грузовое судно и один малый танкер. Позднее в течение этого же месяца подводная лодка «Перч» на южных подступах к Оми-нато потопила грузовое судно и переделанную канонерскую лодку.

В «Полярном секторе», который включал Курильские острова, подводные лодки Тихоокеанского флота действовали против остатков японского рыболовного флота, лишая страну продовольствия, которое для нее было так же важно, как и нефть. В этом районе никогда не было большого движения грузовых судов. Однако 29 мая восточнее Итурупа подводная лодка «Стерлит» потопила два небольших грузовых судна. 18 июня подводная лодка «Апогон» потопила транспорт (2614 те) и в этом же районе 19 июня подводная лодка «Кэйбезон» потопила среднее грузовое судно.

Для японского торгового флота, парализованного из-за недостатка горючего, подвергающегося непрерывным атакам с воздуха, неспособного собрать нужное количество эскортных кораблей -и произвести необходимые ремонт и замену, потери, наносимые американскими подводными лодками в водах империи, приближали катастрофу. Сокращение судоходства в Желтом море и непрекращающаяся блокада тихоокеанских портов означали для Японии ухудшение снабжения продовольствием. Даже при очень ограниченном рационе Япония была вынуждена ввозить большое количество зерна. В апреле 1945 года положение в стране стало настолько критическим, что почти весь наличный торговый флот был брошен на перевозку продовольствия и соли. Теперь в результате потопления торговых судов в Желтом море, в районе Курильских островов и северо-восточнее Хонсю продовольственный кризис дошел до высшей точки. В июне 1945 года американские подводные лодки совместно с бомбардировщиками В-29 блокировали пролив Симоносэки, в результате чего Япония потеряла последнюю надежду импортировать из Кореи и Маньчжурии товары, необходимые для снабжения населения.

В то время как проходили эти решающие операции, штаб подводных сил Тихоокеанского флота передал сообщение об эпизоде, по которому можно судить о характере боевых действий того периода. [447]

Подводная лодка «Атьюл» обнаруживает самолеты

Когда американские подводные лодки патрулировали в каком-либо районе, выполняя задачу по спасению пострадавших летчиков, часто они бывали непосредственными свидетелями воздушных боев. Однако немногим удавалось наводить американские самолеты на цель. Одной из немногих была американская подводная лодка «Атьюл».

5 мая 1945 года «Атьюл» находилась на позиции в 12 милях к югу от острова Окиносима. В 7 час. 59 мин. командир лодки приказал погрузиться на глубину, чтобы скрыться от японских самолетов.Через час лодка всплыла и заметила бомбардировщик В-29, с которым она взаимодействовала. Вначале ничего особенного не происходило. Однако вскоре начался воздушный бой. Командир лодки так описывает его:

«10 час. Замечены японские самолеты справа на траверзе. Самолет В-29 в это время находился с левого борта. Немедленно сообщили ему по ультракоротковолновому передатчику об обнаружении противника и получили ответ, когда уходили на перископную глубину. Один японский самолет прошел почти прямо над лодкой. Другой начал проводить разведку на соседнем участке. Борьба была неравной, она происходила низко над водой и меньше чем в двух милях от лодки. Командир стоял у перископа и информировал экипаж лодки о ходе боя.

10 час. 6 мин. Один из японских самолетов загорелся и упал в море.

10 час. 9 мин. Всплыли на поверхность. Экипаж В-29 поблагодарил лодку за оказанное содействие, и самолет скрылся.

10 час. 20 мин. Достигли места падения японского самолета. Один оставшийся в живых летчик просил о помощи. Он был ранен и обожжен. В бесчисленных карманах его формы было обнаружено много различных вещей: удостоверение личности, сигареты, визитные и продовольственные карточки, билеты в клуб, дневник, записная книжка, летный журнал, два магнитных детекторных прибора и заметки, содержащие их описание. Все говорило о том, что он был готов к любой неожиданности. Погружение, атака, всплытие и спасение летчика заняли 20 минут».

Операция «Барней» (преодоление минных полей противника)

Со времени потери лодки «Ваху» в водах Японского моря осенью 1943 года американские подводные лодки не появлялись в этом районе. Захваченные документы, старые карты, японские военнопленные и другие источники информации подтверждали подозрения о том, что Японское море сильно минировано. И до весны 1945 года подводные лодки, обнаружив минные заграждения, тщательно их избегали.

Однако и Японскому морю не суждено было избежать торпедной войны. В течение осени и зимы 1944–1945 годов отдел военных исследований Калифорнийского университета напряженно работал над созданием прибора для обнаружения мин, который позволил бы подводным лодкам обнаруживать мины противника и преодолевать минные поля. Одновременно были созданы и средства размагничивания.

К весне 1945 года все оборудование, тщательно проверенное на семи подводных лодках, уже могло быть использовано в боевой обстановке. При помощи этого нового оборудования подводным лодкам США предстояло осуществить вторжение в Японское море — единственное место на земном шаре, где японские торговые суда находились в сравнительной безопасности. При успешном осуществлении такого вторжения Япония оказалась бы полностью изолированной и лишилась бы своих последних морских путей снабжения. Даже частичное сокращение импорта товаров, [448] доставлявшихся через Японское море, привело бы Японию, стоящую на краю пропасти, к окончательному падению. Для обеспечения успеха этого вторжения штаб подводных сил Тихоокеанского флота выработал подробный план.

Девять подводных лодок, оснащенных новейшими миноискателями, участвовали в предварительных учениях на острове Гуам. В ходе учения командиры подводных лодок ознакомились с условиями навигации в Японском море и с методами преодоления минных полей. Были изучены морские пути, нанесены на карту районы боевых действий и обсуждены вопросы взаимодействия. Лодки должны были входить в Японское море через пролив Ниси{24}, а выходить через пролив Лаперуза. Все лодки были довольно хорошо информированы о минных заграждениях в Цусимском проливе, но точные их границы не были известны. Все зависело от приборов для обнаружения мин и от знаний пользующихся ими людей. Команды лодок были укомплектованы опытными матросами и офицерами. Успех операции «Барней» был обеспечен.

Отряд подводных лодок «Хайдеманс Хеллкэтс»

Из девяти подводных лодок, выделенных для проведения операции «Барней», был создан отряд подводных лодок. Этому отряду было присвоено название «Хайдеманс Хеллкэтс». Отряд был разделен на три оперативные группы: «Хайдеманс Хеллкэтс», «Пирсис Поулкэте» и «Риссерс Бобкэтс».

8 эти оперативные группы входили следующие лодки: в первую группу — «Сидог», «Криволл», «Спейдфиш»; во вторую группу — «Таннп», «Скэйт», «Бонфиш»; в третью группу — «Флаингфиш», «Боуфин», «Тиноза».

Выйдя 27 мая с острова Гуам, девять подводных лодок пошли курсом на северо-запад к Цусимскому проливу. На переходе группа лодок «Риссерс Бобкэтс» выполняла задания по спасению летчиков, и лодка «Тиноза» спасла 10 членов экипажа бомбардировщика В-29, сбитого примерно в 18 милях к северо-востоку от острова Софуган. Однако это был пустяк в сравнении с тем опасным предприятием, которое они должны были совершить — пройти через северные воды Восточно-Китайского моря и проскользнуть через узкий проход между Кореей и островом Цусима. Встреч с кораблями противника не предполагалось. Однако наверняка можно было считать, что Цусимский пролив был минирован. Не подведет ли новый прибор? Он обладал повышенной чувствительностью. Во время перехода прибор обнаруживал массу предметов под водой, которые не были минами (например, стаи рыб), и нужно было хорошо знать свое дело, чтобы отличить мнимую опасность от действительной.

В сложной обстановке, когда то и дело раздавались «звонки ада», часто ошибочные, но державшие людей в постоянном напряжении, подводные лодки форсировали Цусимский пролив и в назначенное время вошли в Японское море. Начало поиска противника было назначено на вечер

9 июня. Видя японские суда, идущие без эскорта с зажженными огнями, командиры лодок едва удерживались от желания открыть огонь, но приходилось ждать, пока лодки не достигнут назначенного района.

Появление в Японском море американских подводных лодок было полной неожиданностью для японцев, которые до этого чувствовали себя здесь уверенно даже в критический момент конца войны. Ошеломленные взрывами торпед у западного побережья Хонсю, японцы никак не могли поверить, что американские лодки проникли сюда обычным путем. Радио Токио (всегда отличавшееся богатым воображением) объявило, что подводные лодки попали [449] в Японское море контрабандным путем. «Контрабандистами» были, конечно, сами командиры этих лодок и их экипажи. Тем временем лодки вышли в назначенный район.

Группа «Хайдеманс Хеллкэтс» действовала в водах северо-западнее Хонсю. Лодки этой группы перерезали внутренние морские пути, ведущие в Хакодатэ и Оминато. 9 июня вскоре после захода солнца подводная лодка «Сидог» в нескольких милях к северу от острова Садо атаковала грузовое судно и потопила его одной торпедой. Незадолго до полуночи в этом же районе ее торпедами было потоплено еще одно грузовое судно. За время пребывания в водах Японского моря лодка потопила еще три торговых и одно грузопассажирское судно. Подводная лодка «Криволл» первую атаку предприняла 9 июня и потопила грузовое судно (2215 т). 10 и 11 июня эта лодка потопила еще два судна. Подводная лодка «Спейдфиш» действовала в районе, простирающемся от залива Вакаса до острова Хоккайдо. Этой лодкой 10 июня были потоплены три грузо-пассажирских судна. 14 и 17 июня она потопила еще два судна.

Оперативная группа «Пирсис Поулкэтс» действовала в юго-восточной части Японского моря. В безуспешных поисках целей лодки этой группы заходили в гавани Этомо и Уппури. Подводная лодка «Танни» сама подверглась атаке двух японских эскадренных миноносцев. Сброшенные на нее глубинные бомбы не причинили вреда.

Тем временем подводная лодка «Скэйт» с большим успехом действовала у полуострова Ното. 10 июня «Скэйт» встретила здесь японскую подводную лодку «И-122» и потопила ее двумя торпедами. Через два дня «Скэйт» вошла в бухту Мацугасита и атаковала стоявший на якоре конвой. В результате этой дерзкой атаки были потоплены три судна. В то время как «Скэйт», успешно топила японские корабли у юго-западного побережья Хонсю, подводная лодка «Бонфиш» так же успешно действовала в соседнем районе. Ее торпедами были потоплены два самых больших грузовых судна (из числа потопленных всей группой) — грузовое судно (6892 т) и товаро-пассажирское (5488 т).

Действуя в западной части Японского моря, лодки группы «Риссерс Бобкэтс» наносили удары по японским судам у восточного побережья Кореи. Лодка «Флаингфиш» потопила несколько судов каботажного плавания: баржи, буксиры и шаланды, груженные кирпичом. 10 июня подводная лодка «Флаингфиш» потопила грузовое судно среднего тоннажа, а на следующий день небольшое товаро-пассажирское судно. Двигаясь дальше на север, подводная лодка «Боуфин» встретила сотни корейских рыбачьих лодок и два торговых судна — грузопассажирское и грузовое. Оба судна были потоплены 11 и 13 июня. В прилегающих корейских водах подводная лодка «Тиноза» попала в полосу тумана в районе, где было множество рыбачьих сетей корейцев. Сети еще больше, чем туман, «затрудняли действия лодки, но тем не менее 9 июня ею было потоплено японское грузовое судно. 12 июня она потопила еще одно судно, а 20 июня — еще два. Это были последние суда, потопленные подводными лодками в июне.

В течение 12 дней пребывания в Японском море американскими подводными лодками были потоплены 27 торговых судов и одна подводная лодка. За этот период японцы потеряли суда общим тоннажем 57 000 т. Несколько торговых судов было повреждено. В периоды войны такие потери не могли серьезно повлиять на боевые действия, но в июне 1945 года этот удар был весьма ощутимым. Японцы понимали, что страна может перенести лишь несколько таких ударов.

По истечении срока действий в соответствии с планом подводные лодки собрались у пролива Лаперуза и в ночь на 24 июня в надводном положении направились на выход в Тихий океан. 4 июля они пришли в Пирл-Харбор, за исключением лодки «Бонфиш». [450]

Суда, потопленные подводными лодками группы «Хайдеманс Хеллкэтс» в Японском море в июне 1945 года

Дата Название подводной лодки Название судна или корабля Тип судна или корабля Тоннаж, т
9 «Си дог» «Сагава Мару» Грузовое 1186
9 «Си дог» «Соё Мару» Грузовое 2211
11 «Си дог» «Кофуку Мару» Грузовое 753
12 «Си дог» «Синсэн Мару» Грузовое 880
15 «Си дог» «Коан Мару» Грузопассажирское 884
19 «Си дог» «Кокай Мару» Грузовое 1272
9 «Криволл» «Хокуто Мару» Грузовое 2215
10 «Криволл» «Дайки Мару» Грузовое 2217
11 «Криволл» «Хокусан Мару» Грузовое 2211
10 «Спейдфиш» «ДайгэнМару № 2» Грузопассажирское 1999
10 «Спейдфиш» «Ункай Мару № 2» Грузопассажирское 1293
10 «Спейдфиш» «Дзинцу Мару» Грузопассажирское 994
14 «Спейдфиш» «Сидзан Мару» Грузопассажирское 2018
17 «Спейдфиш» «Эйдзе Мару» Грузовое 2274
10 «Скэйт» «И-122» Подводная лодка 1142
12 «Скэйт» «Иодзан Мару» Грузовое 1227
12 «Скэйт» «Кэндзё Мару» Грузовое 3142
12 «Скэйт» «Дзуйко Мару» Грузовое 887
13 «Бонфиш» «Осикаяма Мару» Грузовое 6892
19 «Бонфиш» «Кондзан Мару» Грузопассажирское 5488
10 «Флаингфиш» «Тага Мару» Грузовое 2220
11 «Флаингфиш» «Мэйсэй Мару» Грузопассажирское 1893
11 «Боуфин» «Синё Мару № 3» Грузопассажирское 1898
13 «Боуфин» «Акиура Мару» Грузовое 887
9 «Тиноза» «Вакатама Мару» Грузовое 2211
12 «Тиноза» «Кэйто Мару» Грузовое 880
20 «Тиноза» «Кайсэй Мару» Грузовое 884
20 «Тиноза» «Тайто Мару» Грузовое 2726

Потеря лодки «Бонфиш»

Подводная лодка «Бонфиш» находилась в составе группы «Хайдеманс Хеллкэтс» и совершала свой восьмой боевой поход. Лодке было приказано 5 июня пройти Цусимский, пролив и следовать в район близ центральной части острова Хонсю. Лодка благополучно прошла пролив ц до 9 июня не имела никаких столкновений с противником, как и остальные лодки этой оперативной группы. 16 июня «Бонфиш» встретилась с подводной лодкой «Танни» и ее командир сообщил, что им потоплено грузовое судно. Впоследствии установили, что это был транспорт «Осикаяма Мару» (6892 т), крупнейшее судно из числа потопленных подводными лодками оперативной группы.

После второй встречи с «Танни» утром 18 июня «Бонфиш» должна была действовать под перископом в заливе Тояма, и она пошла курсом на мыс Судзо.

По плану лодки «волчьей стаи» «Хайдеманс Хеллкэтс» должны были пройти пролив Лаперуза 24 июня. 23 июня вечером «Бонфиш» не пришла к месту встречи, и остальные лодки группы стали готовиться к проходу через пролив. Пройдя пролив, «Танни» ожидала «Бонфиш» до 26 июня, но лодка не пришла. [451]

Было условлено, что в случае необходимости лодки могли зайти на сутки в один из советских портов. Им также было разрешено уйти из Японского моря до или после 24 июня, если их к этому вынудят какие-либо обстоятельства. Подводники надеялись, что «Бонфиш» воспользовалась одной из этих возможностей. Но 30 июня было объявлено, что отсутствующая подводная лодка, вероятно, потеряна.

Вскоре японцы объявили о том, что в заливе Тояма ими была атакована подводная лодка. В результате ожесточенной атаки глубинными бомбами на поверхность воды вырвалось масляное пятно и всплыли обломки деревянных частей. В этот же день в этом районе было торпедировано товаро-пассажирское судно «Кондзан Мару». После этого не оставалось сомнений, в том, что «Бонфиш» стала жертвой контратаки.

Лодка погибла со всем экипажем; это была последняя лодка, потерянная подводными силами Тихоокеанского флота в период второй мировой войны.

Действия подводной лодки «Тиранте» у Нагасаки

В июне 1945 года американские подводные лодки в основном действовали в Желтом и Японском морях, но часть их патрулировала также и у берегов Кюсю. В начале июня подводная лодка «Тиранте» действовала в Восточно-Китайском море близ Нагасаки. В 8 час. утра 11 июня командир лодки заметил японский корабль, стоявший у причала острова Хасима. Этот небольшой островок находится в 7 милях к юго-западу от входа в Нагасаки. В водах близ Нагасаки курсировало множество небольших судов. Встреча с японскими эскадренными миноносцами в этом районе была маловероятна, но здесь имелись береговые батареи, которые могли в любой момент открыть огонь. Это был опасный для действий подводных лодок район, но транспорты до 3000 т служили хорошей целью. Стоявшее у причала японское судно было первым, которое встретила лодка после долгого поиска. Для атаки нужно было пройти довольно большое расстояние и приблизиться к берегу на дистанцию орудийного выстрела, но это не остановило командира «Тиранте».

Подводная лодка, не всплывая, подходила к островку Ха с юго-запада. В этом районе, по-видимому, не было сторожевых кораблей, а отсутствие минных заграждений подтверждалось тем, что множество сампанов ходило в разных направлениях. Глубина была небольшая, и лодка шла со всеми предосторожностями.

Длина японского корабля достигала более 90 м, на его корме было установлено 120-мм орудие. В 11 час. 15 мин. «Тиранте» заняла позицию для атаки и выпустила торпеду. Раздался взрыв, и, когда рассеялся дым, в перископ можно было видеть огромную пробоину в носовой части судна и уголь, падающий через нее в море.

Японцы, находившиеся на судне у кормового орудия, лихорадочно заработали. Беспрерывно меняя наводку орудия, они всматривались в небо в поисках самолета.

«Тиранте» развернулась влево и выпустила еще одну электрическую торпеду; торпеда попала в цель, но не взорвалась. Либо не сработал взрыватель, либо торпеда ударилась в илистый берег или в противоторпедную сеть. В этот момент японцы заметили антенну радара лодки, поднятую перед всплытием, и снаряды начали ложиться вокруг лодки. Бой начался.

Выпустили еще одну электроторпеду, установив ее на небольшую глубину хода и направив в кормовую часть судна. Торпеда попала в цель. Судно получило повреждение и накренилась на правый борт до 20°.

Находясь на дистанции 1600 м от торпедированного судна, лодка всплыла на поверхность и стала уходить на предельной скорости. Каждую минуту , можно было ожидать попадания. Дизели работали на полную мощность, когда на мостик сообщили, что на экране радара появился импульс, указывавший [452] на присутствие самолета на дистанции 1800 м от лодки. Находившиеся в это время на мостике не могли разглядеть самолет, зато они хорошо видели, как японцы вели огонь с берега. Вокруг боевой рубки свистели пули. Оказалось, что отраженный импульс пришел не от самолета, а от берега, и «Тиранте» благополучно вышла в море.

Подводная лодка «Барб» обстреливает японский порт

В то время как группа лодок «Хайдеманс Хеллкэтс» действовала в водах Японского моря и подобно «Тиранте» наносила удары по судам противника, подводная лодка «Барб» обстреляла город и порт Сяри на северном побережье Хоккайдо. Подводная лодка открыла огонь по городу, так как считалось, что грузы, находящиеся в пакгаузах на берегу, так же ценны, как и грузы в трюмах судов.

«Барб» была не первой американской лодкой, обстреливавшей японский город, но она была первым подводным кораблем, познакомившим японцев с действием ракетных снарядов. На палубе лодки была смонтирована установка для стрельбы ракетными снарядами, применение которых являлось новшеством в подводной войне.

Этот необычный обстрел произошел утром 22 июня через несколько часов после прихода «Барб» в залив Абасири. В 2 часа 34 мин. 127-мм снаряды разорвались в самом центре города. Снаряды были выпущены с дистанции 4700 м. Очевидно, руководители местной обороны решили, что на город был совершен воздушный налет, так как, когда «Барб» уходила обратно в море, проводился интенсивный радарный поиск самолетов в воздухе.

Через двенадцать дней лодка была уже у острова Кайхле{25}, у оконечности полуострова Карафуто{26}. Здесь находились японские котиковые промыслы. Когда на рассвете лодка «Барб» в надводном положении подходила к острову, на вершине возвышенной части острова были замечены два маяка, антенна радиостанции и наблюдательный пункт. Когда до острова оставалось 900 м, командир лодки приказал открыть огонь. Одновременно японцы открыли ответный огонь из пулеметов, но огонь противника был неточен. Огонь же «Барб» был более точным. Снаряды лодки один за другим попадали в наблюдательные пункты, в различные здания и разрывались среди сампанов, стоявших у причалов. В результате обстрела было повреждено 75-мм орудие и подожжен склад горючего.

Прекратив огонь, лодка некоторое время ожидала возможного появления японских самолетов, но их не было. Очевидно, радиостанция была повреждена еще до того, как японцы смогли объявить тревогу. Намереваясь высадить десант, командир направил «Барб» к берегу. Когда лодка подошла ближе к берегу, на острове были обнаружены четыре дота, орудия которых были направлены прямо на лодку. Из этих орудий сразу же был открыт огонь, и лодка отошла. Одно из береговых орудий было уничтожено артиллерийским огнем «Барб».

На следующее утро (3 июля) «Барб» снова обстреливала ракетными снарядами побережье Карафуто. На этот раз целью был город Сикука. Ракеты были выпущены с дистанции 3600 м. В городе раздалось несколько взрывов, но пожаров отмечено не было. 5 июля «Барб» торпедировала и потопила грузовое судно «Саппоро Мару № 11» (2820 т). Команда же лодки была более заинтересована планами командира произвести диверсию на железной дороге. С этой целью был подготовлен электрический провод и 22-килограммовый подрывной заряд, который предполагалось заложить под железнодорожное полотно. Взрыв должен был произойти в момент прохода поезда. [453]

Позиция была выбрана близ Отасиму на восточном берегу полуострова Карафуто. Проведение диверсии было намечено на ночное время, когда луна закрыта облаками. Наступила темная ночь, и на берег высадилась группа в составе восьми человек во главе с офицером. Десантники быстро заложили подрывной заряд, и, когда они поспешно возвращались на лодку, послышался шум приближавшегося поезда.

Взрыв был намного сильнее, чем предполагалось. Взорвались котлы паровоза. Вагоны наскакивали один на другой, падали под откос и разбивались. Вскоре после этого попавший в плен японец показал, что в японских газетах сообщалось о том, что в поезд попала авиабомба и в результате было убито 150 пассажиров.

От уничтожения поездов «Барб» перешла к потоплению судов. 18 июля она потопила фрегат. В ночь на 25 июля реактивными снарядами был обстрелян фабричный поселок Сиритори на побережье Карафуто. По поселку было выпущено тридцать два 127-мм ракетных снаряда, и с борта уходившей лодки было видно, как над поселком взвилось пламя, осветившее ночное небо. Этой же ночью 12 ракетных снарядов было выпущено по городу Касихо.

В полдень 26 июля лодка выпустила сорок три 127-лш снаряда по крупным консервным заводам в городе Тири. Последняя и, пожалуй, самая эффективная стрельба во время этого похода лодки была проведена в полдень по городу Сиберторо на острове Кунашир. В этом районе не было авиации, и при дневном свете «Барб» маневрировала вдоль берега, выбирая цели. Были замечены лесопильный завод, ряд строений, цистерны с горючим и верфь, на которой строились сампаны. На берегу и на стапелях находилось до 35 сампанов. Завод, цистерны с горючим и верфь были замаскированы, чтобы затруднить наблюдение с воздуха. Очевидно, японцы не ожидали атаки подводной лодки.

Лодка открыла огонь, и вскоре возник пожар на верфи, а вечером, когда лодка вернулась, чтобы посмотреть результаты обстрела, город представлял собой груду дымящихся развалин.

Разумеется, обстрелы лодки «Барб» были незначительными по сравнению с воздушными налетами на промышленные районы Токио, но, если одиночная подводная лодка могла свободно плавать вдоль побережья противника и безнаказанно обстреливать береговые оборонительные сооружения, взрывать поезда и уничтожать города, это означало, что обороняющиеся были на грани полного истощения.

Япония была обескровлена, и война на Тихом океане почти закончилась.

Япония окружена

К началу мая 1945 года общий тоннаж торгового флота Японии достигал приблизительно 2384000 т. В результате действий американских подводных лодок в мае и июне эта цифра сократилась на 125 000 т. Большая часть судов, общим водоизмещением примерно 375 000 т, подорвалась на минах, поставленных авиацией. В эту цифру входят поврежденные и выведенные из строя суда, но любое судно, получившее повреждение, в то время можно было считать затонувшим. Особенно много их подорвалось на минах, поставленных самолетами В-29 в проливе Симоносэки. К концу июня общий тоннаж японского торгового флота составлял лишь 2 058 000 т.

Но торговый флот, остававшийся в распоряжении японского правительства, не мог называться действующим. В мае и июне большая часть торговых судов бездействовала из-за отсутствия горючего. Значительный процент торговых судов имел изношенные механизмы, возможностей для их ремонта не было. В отчаянной попытке обеспечить снабжение метрополии растерявшееся японское правительство приказало, чтобы торговый флот, ранее находившийся в распоряжении армии и военно-морского флота, теперь [454] использовался для удовлетворения нужд гражданского населения. Даже с учетом военных судов, транспортов для перевозки боеприпасов и других подобных кораблей военный совет Японии располагал фактически пригодным к эксплуатации торговым флотом общим тоннажем только 1 200 000 т.

Чтобы представить себе картину разрушения торгового флота Японии, достаточно увидеть состояние, в котором находились портовые сооружения: сожженные и разрушенные верфи, выведенные из строя погрузочные механизмы, склады со снесенными крышами, разрушенные доки, пустые мастерские портов. Большие потери торговых судов привели к тому, что не хватало квалифицированных моряков.

Летом 1944 года в Японию были направлены китайские и корейские рабочие, но они работали по принуждению и от них нельзя было многого ожидать. В крупных морских портах Хонсю на разгрузке работали члены патриотических обществ, школьники, заключенные, военнопленные и воинские части. Несмотря на эти меры, торговый флот Японии продолжал разваливаться. Даже вопрос питания и обмундирования моряков доставлял много хлопот военному совету, так как склады пустовали.

Разрушенные в результате бомбардировок жилые помещения для моряков и здания судовладельцев дополняли картину опустошения.

В конце июня военный совет анализировал цифры, которые показывали безнадежность положения японского водного транспорта. К началу войны Япония имела торговый флот тоннажем 6 000 000 т. По крайней мере половина судов требовалась для удовлетворения гражданских нужд. Теперь, после трех с половиной лет войны, Япония имела только 2 000 000 т, из которых лишь около 1 200 000 т были пригодны к эксплуатации. Но не все эти суда находились в японских водах и не все суда, находившиеся в японских водах, могли быть использованы для перевозки грузов.

В то время как милитаристы, развязавшие войну, не заботились о жизненных потребностях гражданского населения, японская знать и высшие представители японской армии, вероятно, были охвачены тревогой за свою собственную жизнь, когда стало известно, что торговый флот, который в мае 1942 года перевез 2991 000 т грузов, в июне 1945 года перевез только 752 000 т. Рушилась экономика Японии; населению страны угрожал голод.

Однако японцы все еще продолжали оттягивать момент капитуляции. Для перевозки продовольствия, угля и соли использовались деревянные суда, люггера и вообще все, что могло плавать. Военный совет говорил о «тотальной мобилизации» и системе «добровольного» ремонта судов. Однако все это не могло вывести Японию из кризиса.

Борьба с уцелевшими торговыми судами

Даже если бы японский торговый флот получил горючее, был бы укомплектован личным составом и имел возможность передвигаться, вопрос мог быть решен только при обеспечении безопасности морских путей между Японией и Азиатским материком. Без соответствующего эскорта торговые суда не смогли бы долго плавать в Желтом и Японском морях, ибо эти водные пространства превратились в поля активных действий американских подводных лодок.

Успех операции «Барней» говорил за то, что следовало повторить вторжение, и не успела одна группа подводных лодок вернуться на родину, как в Японское море шла уже новая группа в составе подводных лодок «Стикл-бэк», «Парго», «Пайпер», «Торск», «Джелао» и «Ноги». Все они самостоятельно прошли минные заграждения в Цусимском проливе и до дня победы над Японией патрулировали в водах Японского моря.

В результате договоренности между американскими адмиралами было решено произвести разведку минных заграждений близ Кюсю и Хонсю. Эта [455] опасная задача была возложена на лодки «Раннер 2», «Редфин» и «Кэтфиш». Следовало определить протяженность заграждений в прибрежных водах и найти безопасные проходы для кораблей 3-го флота, готовившегося следовать к берегам Японии.

1 июня наиболее крупные американские корабли, взаимодействовавшие с войсками на острове Окинава, вышли из базы. Во время операции «Айсберг» флот понес тяжелые потери, было убито 4907 рядовых и офицеров и почти столько же ранено. В это время командование флотом сразу же направило свои корабли к берегам Кюсю. Подводные лодки ушли вперед для обеспечения спасательной службы на пути следования авианосцев. Но удар по Кюсю пришлось отложить из-за тайфуна, в результате которого оказалась поврежденной носовая часть крейсера «Питсбург». Серьезные повреждения получили еще несколько кораблей. Флоту пришлось вернуться в залив Лейте для принятия топлива и ремонта, и в июле корабли снова вышли к берегам Хонсю. Опять впереди шли подводные лодки, очищая путь авианосцам от сторожевых катеров противника.

В состав группы подводных лодок входили: «Пайпер», «Помфрит», «Плейс» и «Сипочер». Взаимодействуя с лодками «Раннер 2», «Редфин» и «Кэтфиш», эти подводные лодки пытались отыскать минные поля, используя для этого миноискатели. Был обнаружен свободный от мин проход, и, так как лодкам не встретились сторожевые катера противника, авианосцы вошли в этот проход. Как и при проведении операции «Детачмент», противник ничего не знал о готовящемся ударе.

10 июля поднявшиеся с авианосцев самолеты сбросили на Токио много бомб. Через семь дней линейные корабли, к которым присоединились 28 английских военных кораблей, двигались вдоль японского побережья и непрерывно обстреливали его. Во время последнего налета самолеты атаковали японскую военно-морскую базу Курэ. В результате налета взорвался последний японский эскортный авианосец «Кайё». Очень сильные повреждения получили линейные корабли «Харуна» и «Хюга», полностью вышел из строя старый линкор «Исэ», были потоплены крейсера «Китагуми» и «Оёдо», повреждены «Аоба» и «Тонэ»; кроме того, выведено из строя несколько эскадренных миноносцев. Таким образом, после этого налета японский военно-морской флот прекратил свое существование. В составе флота, который ранее занимал третье место в мире, теперь осталось только несколько легких крейсеров, около 50 подводных лодок, а эскадренных миноносцев не хватило бы для сопровождения и полдюжины конвоев, которые к этому времени отчаявшийся военный совет едва ли мог сформировать. В водах собственно Японии караваны торговых судов стали такой же редкостью, как и в юго-западной части Тихого океана, где джонки, сампаны и прочие суда использовались для перевозки грузов. Раньше союзники предоставляли таким судам относительную свободу передвижения в юго-западной части Тихого океана, так как не хотели враждебно настраивать туземцев, но к июлю 1945 года эти суда приобрели военное значение, так как снабжали гарнизоны противника в Малайе и на островах Голландской Ост-Индии. В соответствии с этим сампаны, джонки и другие мелкие суда стали объектами нападения подводных лодок, хотя командирам лодок и было приказано обеспечивать безопасность туземных команд.

Итак, война на истощение в Южно-Китайском и Яванском морях завершилась уничтожением мелких судов. К тому времени в этих широтах противолодочная оборона была фактически сведена к нулю. Действиям подводных лодок безуспешно пытались помешать лишь немногочисленные корабли береговой обороны, фрегаты и случайные самолеты. Их глубинные бомбы были все еще опасны для подводных лодок, но противолодочных средств было слишком мало, для того чтобы оказать серьезное сопротивление.

Что касается юго-западной части Тихого океана, то здесь лодки «Бэйя», [456] «Бампер», «Хэммерхед», «Хардхед» и «Лизардфиш» в июле продолжали топить японские суда. Танкер «Кёэй Мару № 3» (1189 т) был потоплен 20 июля в Сиамском заливе лодкой «Бампер». В соседнем районе лодка «Хэммерхед» потопила небольшое торговое судно и танкер. Другие лодки потопили торпедный катер и несколько морских охотников. Это были последние японские корабли, потопленные торпедами подводных лодок в юго-западной части Тихого океана.

В этот же период значительное количество мелких судов было потоплено артиллерийским огнем подводных лодок. Действуя в Сиамском заливе, подводная лодка «Бугара» потопила 12 джонок, 24 шхуны, 16 каботажных судов, 3 буксира, 1 вспомогательное судно — всего 57 судов общим тоннажем около 5284 т. Все эти суда, за исключением двух, были обысканы, а туземные команды со всем их имуществом благополучно доставлены на берег. Подводная лодка «Бленни», также использовавшая свои 127-лш и 40-лш орудия и пулеметы, за этот период потопила 63 судна общим тоннажем около 5700 т.

1 июля подводная лодка «Хэддо» перехватила в Желтом море и потопила фрегат и два грузовых судна общим тоннажем 6126 т. Как уже было сказано выше, «Барб» 5 июля потопила довольно крупное грузовое судно. Подводная лодка «Трепанг» 7 июля близ Оминато потопила небольшой транспорт; подводная лодка «Тиранте» 8 июля в Желтом море, близ Циндао, также потопила небольшой транспорт. 10 июля подводная лодка «Раннер 2» у берегов Хонсю потопила тральщик, а подводная лодка «Сиробин» — небольшой транспорт. 20 июня в Желтом море подводная лодка «Тредфин» потопила тральщик.

В водах Японского моря у северо-западного берега Хонсю подводная лодка «Сеннет» с 28 по 30 июля преследовала конвой и потопила грузовые суда «Ункаи Мару № 15» (1208 т), «Хатикава Мару» (2995 т), танкер «Хакуэй Мару» (2863 т) и транспорт «Юдзан Мару» (6039 т). Общий тоннаж судов, потопленных подводной лодкой «Сеннет», составил 13 105 т.

Последние японские подводные лодки

О жизнеспособности подводных лодок говорит то обстоятельство, что в то время, как у японцев не осталось линейных кораблей, количество крейсеров сократилось до двух единиц (одного легкого и одного учебного), а эскадренных миноносцев насчитывалось не более десятка, флот Японии все еще имел 50 подводных лодок. Правда, не все эти лодки были вполне боеспособны. Но в июле 1945 года, когда надводные силы японского флота фактически перестали существовать, японские подводные лодки продолжали действовать в юго-западной части Тихого океана и в водах собственно Японии.

Находившийся в Японии во время войны немецкий вице-адмирал Пауль Венекер, который руководил борьбой с американскими подводными лодками, организовавшими блокаду торгового судоходства между Японией и Германией, не был хорошего мнения о японских подводных лодках.

После войны он утверждал:

«У японцев были плохие подводные лодки — слишком большие и неповоротливые, и поэтому их легко было уничтожать во время атаки. Кроме того, гидрофонные и радарные установки были устаревшего образца».

Венекер затем сказал, что в Курэ была отправлена немецкая подводная лодка. Японцы тщательно изучили ее устройство и «пришли к заключению, что этот тип лодки слишком сложен для постройки в Японии».

Венекер устроил поездку команды японской подводной лодки в Германию для ее обучения:

«Они хорошо, я думаю, изучили немецкие лодки и немецкие методы атаки. Но, к несчастью, команда погибла в северной части Атлантики в начале 1944 года на обратном пути в (Японию». [457]

Немецкий адмирал отдавал должное действиям американских подводных лодок.

«Немецкие подводные лодки, — сказал он, — перевозили из Германии в Пенанг или Сингапур такие военные грузы, как оптические приборы, чертежи самолетов и станки для японцев. В обмен они получали хинин, олово, каучук и другие товары, в которых остро нуждалась Германия.

Не так просто было проводить такого рода обмен из-за действий американских подводных лодок на пути между Японией и Сингапуром».

Командующий японским 6-м (подводным) флотом сообщил, что во время войны в строю в среднем находилось 40–45 подводных лодок. Такое количество сохранялось в продолжение всей войны. В это число не входили сверхмалые лодки. Большое количество этих лодок было построено для обороны Японии в случае вторжения, но лишь немногие участвовали в боевых действиях. Во время наступления американцев на западную часть Каролинских островов командующий японским подводным флотом направил восемь «человеко-торпед» на остров Улити с целью атаковать американские корабли. Они были доставлены туда двумя большими подводными лодками. Командующий считал их «эффективным оружием». Но американские противолодочные силы расправлялись с ними очень быстро».

До июня 1Р44 года японские подводные лодки не были оборудованы радарами. В качестве контрмер против радаров союзников японцы покрывали корпуса своих лодок каучуком и боевым рубкам придавали такую форму, которая, по их мнению, отражала волны, излучаемые радаром, в воду. Однако ни одна из этих мер не оказалась эффективной. В конце войны размеры надстроек японских лодок были значительно уменьшены. К этому же времени во флоте Японии было несколько подводных лодок водоизмещением по 5000 т, способных нести на себе самолеты. Эти огромные лодки так и не приняли участия в боевых действиях. Командующий заявил, что он возражал против постройки лодок этого типа из-за большого расхода материала и из-за того, что большие надстройки увеличивают эффективность действия радарных установок противника.

К концу войны представители армии активно вмешивались в строительство подводных лодок, и моряки чувствовали, что армейцы действовали через их голову.

«Моряки, — сказал командующий, — объяснили армейцам, что строительство подводных лодок очень трудное дело, и хотели показать, как надо их строить. Однако армейцы не хотели, чтобы им помогали моряки, и взялись сами строить лодки. В результате лодки оказались малопригодными».

Японский подводный флот нес тяжелые потери, но подводные лодки до самого конца доставляли грузы на острова юго-западной части Тихого океана, проводили разведку в районе островов Рюкю и патрулировали у берегов Японии.

Как уже говорилось в предыдущей главе, подводная лодка «Блюфиш» 15 июля северо-западнее Борнео потопила японскую подводную лодку «И-351».

29 июля подводная лодка «И-58» нанесла тяжелый удар 3-му американскому флоту. На подходе к острову Лейте она торпедировала тяжелый крейсер «Индианаполис». Это была последняя крупная потеря флота США во второй мировой войне. Американский крейсер затонул через 15 мин. При этом из 1196 человек его команды удалось спасти лишь 316 — остальные погибли.

Ровно через две недели после этого события подводная лодка «Спайк-фиш» в Восточно-Китайском море перехватила японскую подводную лодку. Она была обнаружена при помощи радара поздно вечером 13 августа. Лодка быстро погрузилась и изменила курс. «Спайкфиш» начала преследование, и вскоре после полуночи контакт был восстановлен.

Преследуя противника, командир «Спайкфиш» послал донесение в штаб подводных сил Тихоокеанского флота и получил ответ, что в этом районе [458] нет своих подводных лодок. «Спайкфиш» шла на перископной глубине, и, как только рассвело, ее командир увидел японскую лодку, по которой было выпущено шесть торпед.

Подобранный в море японец сообщил, что это была лодка «И-373».

Таким образом, последняя уничтоженная во время второй мировой войны японская подводная лодка была торпедирована американской подводной лодкой

Потеря лодки «Вулхед»

В продолжение почти всей войны японские противолодочные корабли патрулировали в проливе между островами Ломбок и Бали. В 1943 году японцы пытались минировать пролив, но американские подводные лодки стали пользоваться другими проливами. В 1944 году береговая батарея 152-мм орудий, установленных на утесах Ломбок, начала обстреливать американские подводные лодки, проходившие через пролив в светлые ночи. Осенью этого года командующий подводными силами в юго-западной части Тихого океана приказал воздерживаться от боевых действий в радиусе 120 миль от острова Ломбок с целью скрыть факт, что пролив используется. В начале 1945 года американская авиация разгромила батарею и обслуживавшую ее радиолокационную станцию. Однако еще до середины июля 1945 года здесь оставалось по крайней мере одно орудие. Батарея обстреляла лодку «Логгерхед», когда последняя пыталась в надводном положении днем пройти пролив.

В последние недели войны над проливом постоянно барражировало несколько японских самолетов. Пролив продолжал оставаться опасным местом в районе островов Голландской Ост-Индии, и подводные лодки входили в него с большой осторожностью.

31 июля 1945 года из Фримантла вышла в свой третий боевой поход подводная лодка «Булхед». Она получила приказ до 5 сентября патрулировать в Яванском море, а затем идти в бухту Субик на Филиппинах. Район патрулирования простирался от острова Бали до берегов центральной части острова Ява. Чтобы достигнуть этого района, лодке нужно было пройти пролив Ломбок.

«Булхед» проходила пролив 6 августа. В этом же районе должны были патрулировать подводные лодки «Капитэн» и «Паффер». В течение августа пролив прошли также лодки «Код» и «Чеб», а в соседнем районе действовали английские подводные лодки «Таситэрн» и «Тороу». В период между 6 и 15 августа в районе Ломбок — Бали японцы предприняли несколько противолодочных атак. 6 августа японский армейский самолет у берегов Бали, близ северного входа в пролив, атаковал глубинными бомбами неизвестную подводную лодку. Летчик сообщил, что он отметил два прямых попадания, а на месте, где лодка погрузилась, он якобы видел пузыри воздуха и пятно нефти.

«Капитэн» вошла в Яванское море лишь 13 августа. 12 августа во время перехода она передала приказ «Булхед» присоединиться к ней для ведения совместной разведки, но ответа не получила. 15 августа командир подводной лодки «Капитэн» передал в штаб следующее сообщение: «Со времени прихода в район связь с «Булхед» установить не смог». «Булхед» погибла со всей командой. Это была последняя американская лодка, потерянная во время второй мировой войны.

«Восходящее солнце» зашло

Одна из последних атак на перископной глубине была проведена в Желтом море подводной лодкой «Билфиш» 5 августа 1945 года. Для того чтобы в этот период атаковать хоть какое-нибудь японское торговое судно, американским [459] подводным лодкам приходилось буквально подползать к японским пирсам и верфям. Лодка «Билфиш» шла курсом на порт Дайреп в поисках целей для торпедных атак.

В порту стояли три грузовых судна и один охотник за подводными лодками. Маневрируя на перископной глубине, «Билфиш» потопила тремя торпедами «Кори Мару» (1091 т). Атака была проведена днем, и лодка ушла, прежде чем противник успел сбросить хотя бы одну глубинную бомбу.

В этот же августовский день в Японском море у западного берега Хонсю подводная лодка «Поги» потопила грузовое судно «Котирасан Мару» (2220 т). 8 августа в Японском море у берегов Кореи подводная лодка «Пар-го» потопила транспорт «Расин Мару» (5454 т). 11 августа подводная лодка «Джелао» в центральной части Японского моря потопила транспорт «Тэй-хоку Мару» (5795 т). Но эти августовские успехи остались незамеченными из-за события, которое потрясло весь мир.

В течение нескольких месяцев японский император Хирохито и премьер-министр Судзуки пытались закончить эту безнадежную войну. В конце июня в Москву был направлен принц Коноэ с секретным указанием принять любые условия, на которых при посредстве русских можно было бы начать мирные переговоры. Но русские отказались вести переговоры с Коноэ и сообщили в США об этом маневре японцев.

26 июля союзники приняли Потсдамскую декларацию, требующую немедленной безоговорочной капитуляции. Император и его окружение были готовы принять ультиматум, но против этого возражали реакционные милитаристы — военный министр генерал Анами^ и его начальники штабов генерал Умэдзу и адмирал Тоёда, которые считали эти условия «слишком позорными». Кабинет не смог сломить эту оппозицию. Дело могло окончиться только катастрофой. Все споры в правящих кругах Японии были прерваны ужасным атомным взрывом над Хиросимой 6 августа.

Через два дня вторая атомная бомба разорвалась над городом Нагасаки. В этот же день Советский Союз объявил войну Японии. Однако и это не убедило японцев в бессмысленности дальнейшего сопротивления. Наконец 13 августа имперский штаб 13 голосами против 3 высказался за капитуляцию; среди возражавших был адмирал Тоёда. Однако 13 японских руководителей и сам император не разделяли его точку зрения, и 14 августа император предложил правительству составить рескрипт о прекращении войны.

Последний торпедный залп

Первой жертвой американских подводных лодок было японское судно «Ацутасан Мару». Его потопила 15 декабря 1941 года у берегов острова Хайнань подводная лодка «Свордфиш». 14 августа 1945 года, ровно через три года и восемь месяцев, подводная лодка «Торск» произвела последний торпедный залп.

«Торск» действовала в Японском море у юго-западного побережья Хонсю. В результате дневной атаки на перископной глубине было потоплено грузовое судно «Каихо Мару» (873 т). Всего за несколько часов до прекращения военных действий лодка встретила и потопила сторожевой корабль № 13. Ее последний торпедный выстрел был произведен по фрегату.

Подводные лодки в Токийском заливе

15 августа 1945 года, когда окончилась величайшая война в истории человечества, Япония была окружена кольцом американских вооруженных сил. Корабли 3-го американского флота стояли у входа в Токийский залив, в воздухе летало множество самолетов сухопутных и морских сил. Американские войска вторжения сосредоточивались на Окинаве, и, наконец, армии союзников [460] уже пересекали Тихий океан. Разбросанные остатки японской армии были окружены на островах юго-западной части Тихого океана, флот империи был чуть ли не весь уничтожен, торгового флота Японии почти не существовало.

2 сентября Тихоокеанский флот вошел в Токийский залив, и на борту линейного корабля «Миссури» был подписан акт о капитуляции. Рядом с «Миссури» встала на якорь плавучая база подводных лодок «Протей». Свидетелями исторической капитуляции были также подводные лодки «Гэтоу», «Арчерфиш», «Кэволла», «Хэддо», «Хэйк», «Маскалландж», «Пайлотфиш», «Рейзорбэк», «Раннер 2», «Сегундо», «Сикэт» и «Тигрон».

Империя ликвидирована

Как уже было сказано, Япония проиграла войну на Тихом океане уже тогда, когда потеряла контроль над центральной и юго-западной частями [461] Тихого океана. Некоторые считают, что поворотным моментом войны было сражение за Мидуэй, а иные — за Сайпан. Но все согласны с тем, что завоеванные Японией острова могли быть ею удержаны и использованы только при помощи торгового флота. Можно сказать, что Япония проиграла войну на Тихом океане в тот момент, когда потери в торговом флоте превысили возможности их восполнения.

Это, по-видимому, случилось весной 1944 года, когда потери конвоев стали превышать 50% их состава. Война была, конечно, проиграна в тот день, когда прекратилось движение торговых судов на линии Япония — Сингапур. В этот день империя лишилась возможности импортировать горючее и сырье, необходимые для ее военной машины.

В день капитуляции Япония имела на плаву суда общим тоннажем 1 800 000 т, из которых 1 650 000 т находились в водах империи. Но во «Внутренней зоне» пригодны для эксплуатации были суда общим тоннажем только 650 000 т, что составляло каких-нибудь 12% торгового флота Японии первых дней войны. Бывшая владычица Востока и одна из величайших морских держав мира утратила все свое былое величие.

Мы никогда не получим точных статистических данных, но роль, которую сыграли американские подводные лодки в деле подавления мощи японского торгового флота, отражена в цифрах, приведенных после войны объединенным комитетом армии и флота по определению потерь торгового флота. Согласно этим данным, американские подводные лодки потопили 1113 японских торговых судов (тоннажем более 500 т каждое) общим тоннажем 4 779 962 т. Кроме того, вероятно, было потоплено еще 65 судов общим тоннажем 225 872 т. Подводные лодки также потопили 201 японский военный корабль общим водоизмещением 540192т; вероятно, было потоплено еще 13 кораблей — 37 434 т. С учетом, вероятно, потопленных кораблей и судов общие потери Японии от подводных лодок выглядят следующим образом:

Число потопленных торговых судов 1178

Общий тоннаж 5053491 т

Число потопленных военных кораблей 214

Общее водоизмещение 577626 т

Однако, когда счет идет на тысячи и миллионы, трудно представить себе, что это реально означает.

Для большей наглядности можно привести такой пример: один корабельный хронометр в среднем стоит 200 долларов. Помножив 1178 на 200 получится, что только на хронометрах японцы потеряли в результате действий американских подводных лодок 235 600 долларов. Судовой машинный телеграф стоит 400 долларов. Вместе с судами на дно было отправлено машинных телеграфов на сумму 471 200 долларов и т. д. Если к этому добавить стоимость другого оборудования и грузов, то получатся действительно астрономические цифры.

Япония начала войну, имея хорошо обученный личный состав торгового флота общей численностью 122000 офицеров и матросов. Как видно из нижеприведенной таблицы, она потеряла почти половину личного состава торгового флота. Хотя вначале Япония еще могла как-то возмещать потери, проблема пополнения флота личным составом стала серьезной уже в конце 1943 года, а в конце 1944 года наступил жесточайший кризис.

Потребуется по крайней мере период жизни целого поколения на анализ результатов экономического краха, вызванного выводом из строя торгового флота. Точных данных мы, наверное, никогда не будем иметь. Также нельзя быстро подсчитать и финансовые потери, вызванные сокращением промышленного производства, прекращением внешней торговли свертыванием сельского [462] хозяйства и т. п. В результате потопления одного судна, груженного графитом, на несколько дней останавливался завод, производящий электроды. Невозможно точно установить величину простоев на японских предприятиях в результате действий подводных лодок.

Потери личного состава японского торгового флота (океанские суда) с декабря 1941 по август 1945 года

Причины потерь Число убитых и пропавших без вести Число раненых Всего
Подводные лодки 16200 53400 69600
Самолеты 8100 26700 34800
Мины 2700 8900 11600
Итого     116000

Представляют интерес высказывания более или менее беспристрастного наблюдателя. На вопрос о причинах, приведших Японию к поражению, немецкий вице-адмирал Венекер заявил, что, по его мнению, основными причинами поражения Японии были самоуверенность японцев, недооценка сил противника и растянутость линий снабжения, безопасность которых Япония не смогла обеспечить. Далее Венекер сказал: «Следующими по степени важности причинами были: 1) эффективные атаки американских подводных лодок, и прежде всего потопление танкеров, повлекшее за собой прекращение поступления нефти с юга; 2) потери японского военно-морского флота; 3) воздушная бомбардировка Японии».

Тяжелыми были и потери американских подводных лодок. Из 288 американских подводных лодок были потеряны 52, то есть почти одна пятая часть. Однако только 48 были потеряны во время боевых операций. Личный состав подводных сил флота США насчитывал 14 750 офицеров и рядовых. Потери за время войны составили 3131 рядовых и 374 офицера. Цифры показывают, что отношение между потерями личного состава подводных и надводных сил составляет 6:1. Потери в подводных лодках стран оси, однако, были еще больше. Япония потеряла 130 подводных лодок, Италия — 85 и Германия — 781. [464]

Огромные усилия и несравненные достижения американских подводных лодок невозможно выразить в цифрах. Ни таблицей, ни процентами нельзя показать умение командиров, присущее, например, адмиралу Локвуду и капитану 2 ранга Боге, знания командиров и мужество команд подводных лодок. Боевые подвиги американских подводных лодок говорят сами за себя, и свидетельством этому является разгром Японской империи.

Дальше