Боевая тревога
Рано утром 31 декабря, за несколько часов до начала боя, конвой JW-51B шел на восток. Два дня назад шторм отбросил его далеко на юг от линии намеченного курса, кроме того конвой серьезно отставал от графика. Из его состава пропали 2 транспорта, траулер «Визалма» и тральщик «Брэмбл».
Капитан 1 ранга Шербрук не знал, что «Брэмбл» находится в 15 милях северо-восточнее конвоя и вероятно следует этим же курсом. «Визалма» и «Честер Вэлли» в это время были в 40 милях к северу и шли на восток со скоростью 11 узлов, надеясь догнать конвой. Они совершенно не подозревали, что конвой в действительности находится на юге.
Линкор «Энсон», тяжелый крейсер «Камберленд» и 3 эсминца 2 дня назад находились к югу от конвоя, но теперь они повернули назад. Они продолжали выполнять приказ не допустить прорыва немецких кораблей с юга, но их задача еще не была завершена.
Соединение R адмирала Барнетга крейсера «Шеффилд» и «Ямайка» покинули Кольский залив 4 дня назад и шли на запад. Они встретили сильный шторм, который снес их на восток, но теперь они снова двинулись навстречу конвою.
Барнетт полагал, что 31 декабря станет решающим днем. Он намеревался прикрывать конвой, держась в 10 [157] милях к северу от запланированного курса и в 50 милях сзади, так как адмирал Тови приказал крейсерам не подходить ближе, пока противник не будет обнаружен.
Хотя немцы могли угадать примерный маршрут конвоя, они понятия не имели, где он находится в данный момент. Они должны были следовать линии курса на восток или на запад, пока не обнаружат транспорты. В этом случае Соединение R получало отличные шансы перехватить противника, с какой бы стороны он ни подошел. Учитывая положение Альтен-фиорда, мимо которого конвой должен был пройти 31 декабря, Барнетт считал, что немцы, скорее всего, появятся сзади. Поэтому он и расположил свои крейсера за кормой конвоя.
Адмирал рассчитывал, что 31 декабря в 8.45 его соединение пересечет кильватерную струю конвоя, следуя на северо-запад со скоростью 17 узлов. После этого он намеревался занять намеченную позицию.
Позднее Барнетт писал: «Я намеревался к рассвету занять эту позицию по двум причинам. В короткий период светлого времени я рассчитывал иметь на своей стороне преимущество освещенности{20}. Кроме того, это позволяло лучше укрываться от самолетов-разведчиков, ищущих конвой».
К несчастью, Барнетт основывал свои расчеты на сообщении адмирала Тови четырехдневной давности:
«Я полагаю, что JW-51B пройдет меридиан острова Медвежий 29 декабря в 16.00».
Эта оценка основывалась на сообщениях 2 самолетов, которые видели конвой на святки, еще до того как он попал в шторм. Но, как мы уже говорили, шторм отбросил транспорты далеко на юг и сильно задержал их. Поэтому Барнетт, хотя сам не подозревал об этом, прошел впереди конвоя, а не позади него. Вдобавок он оказался в 50 милях севернее истинного курса конвоя, хотя это [158] было совсем недалеко от предполагаемого. По стечению обстоятельств крейсера оказались совсем рядом с «Визалмой» и транспортом.
В этом нельзя винить никого. Можно было только порадоваться, что обстоятельства не сложились еще хуже. Штурман «Шеффилда» Эрик Бек не мог определиться по звездам все 4 дня после выхода из Кольского залива и определял место только по счислению. Так как шторм отбросил корабли в сторону, Бек мог лишь гадать о величине сноса. Но его вычисления оказались на удивление точными.
Та же самая проблема беспокоила Питера Вайатта на «Онслоу». На эсминцах не было секстантов с уровнем, которые используются на самолетах. Их отличие от корабельных заключается в том, что они имеют искусственный горизонт. Чтобы сделать замер обычным секстантом, нужно видеть линию горизонта и одновременно звезду. Такое сочетание бывает довольно редко. Вайатт сумел кое-что увидеть прошлым вечером, но не мог полностью полагаться на эти замеры.
Так как немецкая эскадра приближалась с юго-запада, то конвой оказался ближе к ней. Соединение R в это время находилось на расстоянии 30 миль. «Визалма» и «Честер Велли» находились еще дальше на север. Одинокий «Брэмбл» шел впереди конвоя. Кроме того, конвой RA-51, который вышел из Кольского залива позавчера и направлялся на север, готовился повернуть на запад, чтобы обойти мыс Нордкап и направиться мимо острова Медвежий в Гренландское море.
К счастью, всем британским кораблям выпала спокойная ночь. Для Шербрука и «Онслоу» начались седьмые сутки в море с того дня, как они покинули Исландию. И он, и все остальные моряки на кораблях эскорта чувствовали себя крайне усталыми. Жестокий шторм вымотал всех до предела. Так как экипажи эсминцев проводили по 4 часа на вахте и 4 часа отдыхали, то выспаться не удавалось почти никому. Ни Шербрук, ни его штурман Вайатт не стояли вахты, однако они проводили на [159] мостике все свое время. Кроме того, из донесения «Обдьюрейта» Шербрук знал, что конвой обнаружен подводными лодками.
И вот, рано утром 31 декабря пришли 3 радиограммы от начальника британской морской миссии в северной России. Пеленгационные станции обнаружили немецкий эсминец у мыса Нордкап, одна подводная лодка находилась далеко впереди конвоя, а вторая к югу от него. В каждом сообщении имелось выражение «надежный контакт», но Шербрук полагал, что все это домыслы, и немцы еще не начали свою операцию против конвоя. [160]
Незадолго до этого «Оруэлл», шедший на левом фланге конвоя, прожектором сообщил, что проверяет гидроакустический контакт. Через несколько минут он просигналил: «Не подтвердилось». Это могли быть либо U-354 Хершлеба, либо U-626. Но это мог быть и косяк рыбы, или слой холодной воды, достаточно плотный, чтобы дать эхо.
На борту «Онслоу» накануне Нового Года, точно так же, как на других эсминцах и, вероятно, на торговых судах, как позднее написал Питер Вайатт, было «невысказанное подозрение, что все полученные нами сообщения означают, что неприятель идет за нами, и сегодня наступает решительный день. Если они не появятся сегодня, то они не появятся вообще. К вечеру между нами и противником окажется линия русских подводных лодок, которые, в крайнем случае, предупредят нас о возможной атаке».
В 7.40 появились первые признаки рассвета. На юге темнота немного рассеялась, и наблюдатели уже начали различать силуэты соседних кораблей. Чернота сменилась какой-то неопределенной серостью. На «Онслоу» на мостик поднялся первый помощник. Это был новозеландец лейтенант Льюис Кинг, человек умеренного роста и умеренных способностей, но всеобщий любимец. Экипаж ради него был готов на все, что было крайне удивительно, если речь идет о человеке, подобном Кингу. Подобно всем старпомам, он носил кличку «Номер первый».
Рядом с ним с секстантом в руках стоял Питер Вайатт и тоской глядел в небо, разыскивая звезды. Однако, увы, он был совершенно бессилен что-либо сделать.
Наблюдатели на обоих крыльях мостика, расчеты у орудий, рулевой за штурвалом, механики в машинных отделениях и десятки моряков по всему кораблю знали, что вахта будет сменяться через 20 минут. Они смогут спуститься вниз позавтракать и, может быть, немного поспать. Это были приятные размышления, но в результате последние минуты вахты людям всегда кажутся бесконечными.
Шербрук тоже находился на мостике. Как обычно, он помалкивал и не обращал внимания на ленивую трепотню [161] вахтенных. Затем, перед самой сменой вахт, он сказал Льюису Кингу: «Первый, я чувствую, сегодня что-то произойдет. Я хочу, чтобы вы проследили, чтобы вся команда к 9.00 позавтракала и переоделась в чистое белье».
Наверное, это был чуть ли не первый случай за всю войну, когда на мучивший всех вопрос: «Будет бой или нет?» был дан четкий и определенный ответ. Хотя и Кинг, и Вайатт знали, что наступивший день будет решающим, слова командира флотилии заставили их насторожиться.
Кинг отдал необходимые приказы и заполнил бортовой журнал перед сдачей вахты. Бортовые журналы, фактически краткие дневники кораблей, очень часто необходимы только для написания боевых донесений и разбирательств различных комиссий (вплоть до трибунала). Однако их следует заполнять и подписывать в конце каждой вахты.
Поэтому Кинг заполнил страницу:
«ЕВК «Онслоу», четверг, 31 декабря 1942 года.С ... по ... в море.
Пятеро отсутствуют по болезни».
Напротив времени 8.00 он записал сведения, касающиеся «Онслоу», которые могли хоть как-то заинтересовать Адмиралтейство. Его винты делали по 111 оборотов в минуту. Генеральный курс 90° (точно на восток). Ветер северо-западный в левую раковину силой 2 балла по шкале Бофорта, сухопутные крысы назвали бы его слабым бризом. Море спокойное, длинная слабая волна. Показания барометра 1004 миллибара. Температура моря 41° F, температура воздуха всего 25° F. Такое несколько странное распределение температур объяснялось просто. Корабли шли в одной из ветвей теплого течения Гольфстрим, которое огибает Британские острова и заходит далеко в Баренцево море. Это течение обеспечивает теплый климат в Англии, не позволяет замерзать морю у берегов Северной Норвегии и дает России порт, свободный от льда круглый год. Именно туда, в Мурманск, и направлялся сейчас JW-51B. [162]
В это утро дул северо-западный ветер, который принес с собой воздух, вымороженный над льдами полярной шапки. Поэтому температура воздуха и была такой низкой.
По всему кораблю сменились вахтенные. На торговых судах усталые и замерзшие вторые помощники отправились спать, забежав по дороге перекусить в кают-компании. На корме транспортов артиллеристы, которые последние 4 часа пытались хоть как-то укрыться от ветра за кранцами и орудийными щитами, сдали свои посты людям, которые провели это время в койках. Смена вахты это такое время, когда все относительно довольны своей участью. Одни отправляются в тепло, их ждут еда и сон. Других ждет относительно хорошая погода, набитый желудок внушает оптимизм, и холод еще не забрался под множество одежек.
На «Онслоу» слова Шербрука, сказанные Кингу, моментально трансформировались в действия. Хотя перемены были почти неощутимы, они все-таки нарушали привычную рутину. Моментально поползли слухи, и начались гадания. Питер Вайатт пошел вниз, будить торпедного офицера Тома Мерчента, который отстоял «собаку» (вахту с 0.00 до 4.00), чтобы передать ему слова Шербрука. Мерчент торопливо вскочил и помчался в кают-компанию завтракать.
3 дня назад, 28 декабря, корвет «Хайдерабад» поймал радиограмму от начальника британской морской миссии в северной России. В ней говорилось, что конвой может быть встречен русскими самолетами. Однако при расшифровке была допущена ошибка, и получилось предупреждение о встрече с эсминцами. И когда наблюдатель на правом крыле мостика «Хайдерабада» в 8.20 сообщил, что видит 2 эсминца по пеленгу 180° (точно сзади), все решили, что прибыли русские. Поэтому никто и не подумал предупредить Шербрука.
Через несколько минут наблюдатель правого борта на «Обдьюрейте», который шел зигзагом на правом фланге конвоя, сообщил: «Два эсминца по пеленгу 210°». [163]
Командир «Обдьюрейта» Склатер знал, что существует некоторая вероятность того, что русские эсминцы встретят конвой, поэтому он приказал передать сообщение капитану 1 ранга Шербруку. В 8.30 замигал сигнальный прожектор, и сообщение отправилось на «Онслоу». Флагманский эсминец находился на противоположном фланге конвоя и не был виден, поэтому депешу пришлось передавать через «Обидиент», который шел впереди. Все это заняло много времени. Если бы Склатер знал, насколько затянется процедура, он предпочел бы использовать радио.
На мостике «Онслоу» сигнальщик начал читать морзянку. В 8.45 Шербрук получил сообщение, что по пеленгу 210° замечены 2 эсминца.
И Шербрук, и Питер Вайатт немедленно схватили бинокли и бросились на правое крыло мостика. Он не смогли увидеть ничего. Видимость была очень плохой, так как наступившее светлое время вряд ли заслуживало названия «день».
Лицо Шербрука осталось совершенно невозмутимым. Никто на мостике, от сигнальщика до Вайатта, не мог догадаться, о чем он сейчас думает. На самом деле Шербрук гадал, могут ли это действительно быть русские. Их патрули отличались исключительной неаккуратностью и могли появиться в любое время и в любом месте. Но ему нужно было знать точно. Поэтому он приказал своим обычным спокойным тоном: «Прикажите «Обдьюрейту» проверить».
Приказ «Проверить ваше от 8.30» пошел обратно по цепочке через «Обидиент». Как только он был получен, «Обдьюрейт» повернул вправо и направился назад. По кораблю моментально пролетел шепоток, так как все вспомнили предупреждение Шербрука, сделанное совсем недавно.
Вахтенным начальником на «Обидиенте» был лейтенант Хадсон. Как только был получен приказ Шербрука, он сразу же вызвал капитана. Все на борту «Обидиента» решили, что замечены русские эсминцы. Кто-то на мостике [164] даже сказал об этом Кинлоху. Он быстро ответил: «Ни за что! Сыграть боевую тревогу». Прошло еще несколько минут, и наблюдатель правого борта на «Онслоу», молодой шотландец, призванный совсем недавно, сообщил, что танкер, идущий в хвосте конвоя, быстро отстает и передает прожектором: «Не могу управляться». Однако это судно находилось слишком далеко, чтобы можно было что-то предпринять.
Тем временем Склатер увеличил скорость и вывел «Обдьюрейт» за корму конвою. Он обнаружил там 3 эсминца, идущие на север строем кильватера. Освещенность была отвратительной. Все, кто стоял на мостике, пытались опознать эти эсминцы, но даже с помощью мощных [165] ночных биноклей это оказалось невозможно. В 9.15 они повернули на запад, прочь от «Обдьюрейта», а потом снова легли на северо-западный курс.
Склатер приказал прожектором запросить у них опознавательные. Эсминцы не ответили. (Если это были русские, удивляться было нечему.) Склатер продолжал гадать, чьи же это корабли, но тут на борту одного из эсминцев мелькнули тусклые красные огоньки. Он открыл огонь! Снаряды упали недолетом, и Склатер немедленно приказал поворачивать, одновременно передав по радио предупреждение, что видит противника.
На «Онслоу» Шербрук следил за танкером, когда внезапно заметил на горизонте несколько красных вспышек. Ошибиться было невозможно.
«Боевая тревога!»
Рука сама дернулась к выключателю звонков боевой тревоги, установленному так, чтобы его нельзя было спутать с кнопками сигналов «Прекратить огонь» и «Спасательный буй», расположенными по обе стороны от него. Короткие резкие звонки загремели во всех отсеках. Словно удар электрического тока подбросил свободных от вахты моряков.
Том Мерчент уже мчался на мостик. Его место было именно там, оттуда он должен был управлять торпедами «Онслоу».
Все 4 торпедных аппарата эсминца были готовы к выстрелу. Торпеды могли пройти 9000 ярдов со скоростью 35 узлов или 12000 ярдов со скоростью 9 узлов. Мерчент знал, что, скорее всего, придется стрелять по вражескому крейсеру, который ничем не стеснен в манере. Поэтому единственный шанс «Онслоу» заключается в том, чтобы выпустить залпом все торпеды с максимальной скоростью. В приказах перед походом указывалось, что торпеды нужно ставить на 9000 ярдов. Торпедисты на всех эсминцах установили максимальный расход керосина и воздуха топлива для моторов торпед.
Торпеды регулируются так, чтобы идти на определенной глубине. В приказе говорилось, что оптимальная глубина [166] составляет 12 футов. Однако в некоторых торпедах пружина гидростата была подтянута, чтобы установить глубину 16 футов, часть торпед была установлена на глубину 12 футов, часть на 8 футов. Глубина 12 футов считалась оптимальной потому, что в этом случае попадание пришлось бы под броневой пояс немецкого крейсера.
Все, что оставалось сделать перед пуском торпед, это установить на обоих сторонах мостика торпедные прицелы. Каждый прицел представлял собой вычислитель с 8 триггерами внутри (использовались только 4). Рукоятки на коробке поворачивались, чтобы ввести скорость и курс эсминца. С помощью других рукояток в вычислитель вводились курс противника, его скорость и скорость торпеды. [167]
Вычислитель решал торпедный треугольник и выдавал необходимый угол упреждения. После приказа торпедные аппараты разворачивались на нужный борт и блокировались в положении точно по траверзу. Когда подготовка к залпу была завершена, корабль должен был отвернуть от цели. Капитан, убедившись, что эсминец держит необходимую скорость, выпускал торпеды в тот момент, когда перекрестие прицела ложился на вражеский корабль. Торпеды вылетали из аппарата, причем их гироскопы обеспечивали угловое отклонение, создающее торпедный веер.
Артиллерийский офицер Уилсон сидел в кают-компании, когда прозвучала боевая тревога. Он помчался на полубак и взлетел на мостик, затем по трапу поднялся в КДП и уселся в свое кресло. Отсюда он мог управлять оркестром главного калибра «Онслоу».
Командно-дальномерный пост представлял собой большую открытую площадку, расположенную в задней части мостика на высоком пьедестале. Находящиеся там люди имели свободный круговой обзор. По обе стороны КДП торчали рога дальномера, и вся конструкция могла свободно вращаться в любом направлении.
Уилсон располагался в задней части КДП слева. С правой стороны сидел офицер-наблюдатель, который определял параметры движения цели. Впереди них сидел дальномерщик, работающий с дальномером. Перед ним по обе стороны прицела КДП находились вертикальный и горизонтальный наводчики КДП.
Эти 4 человека под командой Уилсона были глазами орудий, они наводили их и стреляли с помощью дистанционного управления. Расчеты при орудиях должны были заряжать их, наводить по горизонту и придавать нужный угол возвышения согласно данным, переданным им с КДП.
При этом только один человек вертикальный наводчик КДП нажимал гашетку и давал залп из всех орудий. Система центральной наводки представляла собой значительный рывок вперед в области морской артиллерии [168] и была результатом выводов, сделанных на основании изучения опыта более чем 3 веков войны. Поэтому интересно описать ее более детально.
Система центральной наводки позволила преодолеть многие недостатки, когда расчет каждого орудия самостоятельно определял угол возвышения (вертикальная наводка) и угол упреждения (горизонтальная наводка). Наводчики отдельных орудий испытывали массу проблем, так как часто цель была плохо видна. Ведь они находились гораздо ниже, чем КДП. Брызги могли залить орудийный прицел. Каждый наводчик вносил свою персональную ошибку. Пусть она была очень мала, но в результате снаряды залпа разлетались по большой площади, вместо того чтобы кучно накрыть цель.
Чтобы избежать этого, использовался только один прицел прицел КДП. Поэтому ошибка для всех орудий получалась одинаковой, ее было легче заметить и исправить.
Все эсминцы вооружены 4 орудиями, однако только на «Онслоу» они имели калибр 120 мм. Остальные эсминцы типа «О» имели 102-мм орудия эпохи Первой Мировой войны, так как в момент их постройки 120-мм орудий не хватало. Все орудия имели ручное заряжание. Каждая группа орудий (носовая и кормовая) имела свой погреб.
Когда появлялся противник, весь КДП разворачивался в этом направлении. Этот поворот передавался к орудиям, которые его повторяли, и в центральный артиллерийский пост, нервный центр артиллерийских систем корабля.
Если орудия навести на движущийся корабль противника и выстрелить, снаряды пройдут мимо, так как орудия не получили необходимый угол упреждения. Поэтому необходимо выбирать точку прицеливания чуть впереди цели так, чтобы вражеский корабль оказался в этой точке к концу времени полета снарядов, а не там, где он был в момент залпа, то есть несколько секунд назад. Этот угол упреждения вычисляло механическое [169] устройство под названием «адмиралтейский циферблат управления огнем», который размещался в ЦАП.
Основная проблема заключается в том, чтобы нацелить снаряды корабля, движущегося со скоростью 25 узлов, в цель, движущуюся со скоростью 25 узлов в противоположном направлении. Чтобы получить ответ, к вычислителю непрерывно поступают данные с дальномера и радара. Курс и скорость противника дает офицер-наблюдатель, курс и скорость эсминца вводятся автоматически. Но требуется внести еще ряд поправок. Необходимо учесть высоту орудия над ватерлинией, учесть износ стволов после каждого выстрела, так как он влияет на начальную скорость снарядов. Если все орудия развернуты под одним углом, снаряды полетят параллельно и лягут на том же расстоянии друг от друга, на каком расположены орудия. Чтобы устранить это, вводится поправка, которая обеспечивает падение всех снарядов в той точке, на которую наведен прицел КДП.
Чтобы снаряд не кувыркался в полете, в стволе орудия делают нарезку, и снаряд приобретает вращение по часовой стрелке. Но в результате его сносит в сторону, и величина сноса зависит от дистанции стрельбы. Снос тоже нужно компенсировать. Затем следует учесть ветер, дующий поперек линии огня. Так как снаряд поднимается достаточно высоко, нужно внести поправку на изменение атмосферного давления.
Когда все данные ведены в «циферблат», он выдает 2 цифры. Первая уточненная дистанция до противника, пересчитанная на угол возвышения орудия. Вторая отклонение. Обе величины передаются с помощью электричества к каждому орудия. Теперь расчет наводит орудие в соответствии с этими данными.
В КДП и ЦАП находятся лампочки «орудия готовы». Каждому орудию соответствует своя лампа. Когда орудие заряжено и готово к выстрелу, лампа загорается. Когда в ЦАП загораются все лампочки, оператор нажимает кнопку артиллерийского гонга, который звучит в КДП и у орудий. После этого вертикальный наводчик КДП, который [170] удерживает КДП наведенным на цель, нажимает свою гашетку.
Когда Уилсон со своим расчетом заняли места в КДП, вся остальная команда разбегалась по боевым постам, на бегу натягивая каски.
В лазарете корабельный врач лейтенант Холланд приготовился к приему раненых и отправил санитаров к постам первой помощи. В носовой части это была кладовая по правому борту у задней переборки матросского кубрика № 3. Там находились унтер-офицер, командовавший группой подачи носовых погребов, и содержатель корабельной лавочки. Рядом были камбуз команды, ванные, отсек вспомогательных механизмов, а также группа подачи в носовых кубриках, которая обеспечивала снарядами орудия А и В. Это пост должен был обслуживать все носовые отсеки под верхней палубой.
Кормовой пост первой помощи располагался в офицерской ванной комнате. Там находились уоррент-офицер стюард и унтер-офицер кок. Пост обслуживал орудия X и Y, эрликоны, прожекторную платформу и кормовую группу подачи.
Холланд рассчитывал, что раненые будут получать первую помощь в одном из этих двух пунктов. Затем, если в бое возникнет небольшая пауза, их будут доставлять в лазарет, который находился в надстройке прямо под штурманской рубкой. Он также обслуживал орудия А и В, мостик, рубки радара и асдика. Если раненых было слишком много, их размещали в кубриках старшин и машинных унтер-офицеров.
Лазарет был крошечной каютой, чисто вымытой и пропитанной запахами лекарств и антисептики. В нем имелись две койки, одна над другой. Пятеро человек в этой каюте уже не помещались. Ее хватало, чтобы справиться с обычными болезнями и травмами, которые появляются во время похода. Однако она не могла принять всех раненых, которые могут появиться в ходе тяжелого боя.
Внизу, в машинном отделении, капитан 2 ранга Сэмвейз приказал ввести в действие второй котел. Теперь [171] корабль мог быстро дать полный ход. Берд, командир группы противолодочного оружия, находился в кают-компании, когда сыграли боевую тревогу. Он помчался в оперативную рубку, расположенную под мостиком. Вместе с секретарем Гендерсоном он должен был вести прокладку, а также готовить донесения в Адмиралтейство и адмиралу Барнетту на «Шеффилд».
Остальные эсминцы также готовились к бою. Например, на «Оруэлле» механик лейтенант Трайб разговаривал на палубе со старшим кочегаром, пытаясь выяснить, сколько нефти можно выкачать из двух опустевших кормовых цистерн. Судя по всему, нефти в них могло хватить еще на полчаса, после чего следовало переключаться на другие цистерны. Их разговор прервали вспышки выстрелов за кормой.
«Переключиться немедленно и ввести котел № 2», приказал Трайб.
Командиру «Оруэлла» Найджелу Остину повезло меньше. Он покинул мостик впервые за несколько часов всего пару минут назад и отправился в туалет. Из-за огромного количества одежды этот процесс затягивался. Когда прозвучала боевая тревога, Остин, громко ругаясь, помчался на мостик. Его застигли врасплох со спущенными брюками. [172]