Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Глава 5.

Проблема

Регулярные конвои в Россию возобновились в середине декабря, и к этому времени общая военная ситуация резко изменилась в пользу союзников, причем никто даже не надеялся на такие перемены. Но впереди еще было много тяжелых битв.

Союзники нанесли удар, которого так боялся Гитлер и для отражения которого он перебросил флот на север. Однако союзники нанесли его не в Норвегии, а в Северной Африке.

Немецкий флот испытывал острую нехватку топлива, корабли заправлялись буквально «с колес». Поэтому Гитлер решил перебросить на север «Лютцов», а тяжелый крейсер «Принц Ойген» оставить в Германии. «Шарнхорст» все еще ремонтировался после прорыва через Ла-Манш, и было решено перевести его в Норвегию в январе. Но Гитлер приказал сразу отправить на север легкие корабли. Гитлер потребовал «полностью обеспечить Норвегию всеми видами снабжения, так как имеющиеся сведения заставляют меня опасаться, что противник попытается вторгнуться туда во время полярной ночи».

В то же время он приказал усилить побережье Северного моря, построив «Западный вал». Министр промышленности Альберт Шпеер получил приказ немедленно приступить к его сооружению. [64]

Но Гитлер оказался перед лицом серьезного кризиса. В Северной Африке союзники продвигались к Тунису и Бизерте. На востоке хитроумный Лис Пустыни Роммель проиграл схватку генералу Монтгомери и откатился на 700 миль от Эль-Аламейна. На Восточном фронте русские добились серьезных успехов во время первого зимнего наступления. Безумное наступление Гитлера на Сталинград — его больше интересовал пропагандистский успех, чем тактическая победа — захлебнулось, и русские окружили 6-ю Армию генерала Паулюса. Она должна была погибнуть в самом ближайшем времени.

Гитлер отправил в отставку своего начальника штаба армии генерала Гальдера, который осмелился заявить, что попытки взять Сталинград следует прекратить. Так как Гальдер очень долго работал вместе с Гитлером, интересно выслушать его мнение:

«Его решения потеряли всякую связь с принципами стратегии и оперативного искусства. Они были результатом непостоянного характера и принимались под влиянием сиюминутных импульсов. Такой характер не признавал границ возможного, и теперь лишь его желания управляли всеми его поступками».

На Тихом океане японцы потерпели решительное поражение на Гуадалканале, и американцы начали свое наступление, которое через несколько лет победоносно завершили в Токио.

С этого момента Гитлер уже никогда не владел стратегической инициативой. С точки зрения союзников, высадка в Северной Африке стала началом долгой и тяжелой борьбы, которая привела их на Сицилию, потом к трудным боям в Италии и наконец к высадке в Нормандии. Некоторые дальновидные немецкие генералы поняли, что больше на победу рассчитывать не приходится.

Сегодня мы знаем, как развивались события. Но постарайтесь представить себе надежды и страхи 1942 года, когда средний человек еще даже не мечтал об окончательной победе. Она казалась такой же далекой, как старость для юноши. [65]

После успешного завершения высадки в Северной Африке силы Флота Метрополии были восстановлены, так как вернулись все одолженные у него корабли. Поэтому можно было приступить к подготовке планов проводки русских конвоев. Ранее мы уже говорили, что полярная ночь обеспечивала некоторую защиту конвоям. Но зато теперь в северных водах были сосредоточены крупные силы немецкого флота: огромный линкор «Тирпиц» и группа эсминцев находились в Тронхейме, крейсера «Хиппер» и «Кёльн» и 5 эсминцев стояли в Альтен-фиорде, совсем недалеко от пути следования конвоев. Вскоре к ним должен был присоединиться «Лютцов». Крейсер «Нюрнберг» находился в Нарвике. Линейный крейсер «Шарнхорст», тяжелый крейсер «Принц Ойген» и 5 эсминцев должны были покинуть Балтику через 4 недели.

Первый из новых конвоев отправился из России, это был QP-15. Адмирал Тови попросил ограничить его размеры 20 судами, но Адмиралтейство не стало слушать, и 17 ноября Белое море покинули 27 транспортов. Почти с самого начала путешествия конвой попал в серию жестоких штормов, и случилось именно то, чего опасался адмирал Тови. Транспорты не смогли удержать строй, и были разбросаны в разные стороны волнами и ветром. Эсминцы охранения не смогли обнаружить конвой. Транспорты направились в Исландию поодиночке, без всякого прикрытия, и 2 судна были потоплены подводными лодками.

Адмирал Тови прокомментировал это так: «При отсутствии воздушной разведки, вести которую не позволила погода, противник еще слабее представлял ситуацию, чем мы».

Корабли, возвращающиеся из России, не имели груза, и потому плохо держали курс. Корабль в балласте в плохую погоду плохо слушается руля, и потому держать свое место в строю просто не может. У некоторых кораблей винты наполовину выступали из воды, как и рули.

Один из обратных конвоев, который попал в шторм в Гренландском море, сумел за сутки проделать, «по прямой» [66] всего 47 миль, то есть его скорость не превышала 2 узлов! В том же самом конвое один транспорт типа «Либерти» разломился пополам. Эсминцы сумели спасти обе половины и отбуксировали их в порт.

Тови попросил подготовить отправку из Исландии конвоя из 6 транспортов сразу после прибытия QP-15, но Адмиралтейство не утвердило этот план. Вместо этого Первый Морской Лорд предложил дождаться 22 декабря и отправить сразу 31 транспорт, или разделить их на 3 маленькие группы, которые будут следовать на большом расстоянии одна от другой, чтобы силы прикрытия могли защитить все сразу.

Но адмирал Тови отказался. С него было достаточно больших конвоев. В случае с QP-15 самым опасным противником оказалась природа, а не немцы. Он потребовал отправлять конвои из 10 транспортов в сопровождении 4 эсминцев и других малых кораблей.

«После новых дискуссий и визита в Лондон моего начальника штаба я получил приказ отправить конвой двумя частями по 16 судов в каждой. Их должны были сопровождать по 7 эсминцев, не считая малых кораблей. Флот Метрополии был усилен 2 легкими крейсерами, чтобы обеспечить крейсерское прикрытие в Баренцевом море», — писал адмирал Тови.

Тови утверждал, что в зимнее время конвой таких размеров, которые позволяют ему держать строй и спокойно маневрировать, имеет отличные шансы отбить атаки подводных лодок и самолетов. Зато большой конвой всегда может рассыпаться на несколько мелких групп, как и произошло с QP-15. Каждая такая группа более уязвима для подводных лодок, чем единый конвой, а для надводных кораблей является прямо-таки идеальной целью.

«Нашим собственным кораблям всегда мешает необходимость точно опознавать замеченный корабль, прежде чем атаковать его. Противнику это не требуется. Разделение конвоя на множество отдельных групп еще больше усложняет проблему опознания», — писал Тови. [67]

В это же время изменилось обозначение конвоев. Вместо PQ конвои, следующие в Россию, стали называться JW. Обратные конвои из QP превратились в RA.

Так как предстояло отправить 30 судов двумя группами, первая половина получила обозначение JW-51A. Она должна была выйти из Лох Ю 18 декабря. Конвой JW-51В выходил 22 декабря. Обратный конвой RA-51 должен был покинуть Мурманск 30 декабря в сопровождении эскорта, который прибудет вместе с JW-51A.

На основании предыдущего опыта адмирал Тови знал, что в Арктике действуют не менее 12 подводных лодок. Анализируя трудности, с которыми должны столкнуться силы прикрытия конвоев, он говорил: «Крейсерскому соединению, прикрывающему конвой, скорость которого не превышает 8 узлов, очень трудно занять правильную позицию для отражения атаки надводных кораблей.

Если крейсера будут маневрировать в 30 милях от конвоя, особенно после того как он будет обнаружен противником, им неизбежно придется действовать в районе, где они окажутся под смертельной угрозой со стороны подводных лодок. И здесь лишь фактор времени и везения определит, как скоро повторится случай с «Эдинбургом».

Командиру крейсерского соединения всегда будет мешать отсутствие точных координат конвоя. Любая оценка может дать ошибку до 50 миль.

Учитывая все это, я приказываю крейсерскому соединению не подходить к конвою ближе чем на 50 миль. Говоря о прикрытии данных конвоев, я не собираюсь разрешать крейсерам заходить далее 25° или 30° О. Заход в Кольский залив допустим только в случае нехватки топлива».

Однако Первый Морской Лорд потребовал, чтобы крейсера сопровождали конвои прямо в Кольский залив. Это оказалось правильно, и адмирал Тови позднее признал: «В противном случае крейсера, вероятно, не приняли бы участия в Новогоднем бою». [68]

Дальше