Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Приложение 5

Делая основную ставку на минное оружие, противник применил в Финском заливе почти весь имеющийся арсенал морских мин: от якорных контактных периода Первой мировой войны до донных неконтактных, практически не известных нашим минерам. Проще всего было бороться с минами типа S/30 и S/36, которые ставили финские подводные лодки и не имели индивидуальной противотральной защиты. Эти мины применялись германскими подлодками типов UC-I и UC-II в Первую мировую войну, имели вес заряда (тротил) 100 и 200 кг, четыре колпака (верхний пятый колпак заглушался пробкой), двойной минреп, якорь в виде круглой плиты с четырьмя откидывавшимися стойками, между которыми в собранном виде помещалась мина. К тому же качество первых, как, впрочем, и [599] некоторых последующих, минных постановок финскими подводными лодками оказалось невысоким. Из 78 поставленных ими мин до двух десятков в первые же дни сорвались с якорей, и их расстреляли советские корабли.

Значительно труднее было бороться с германскими якорными гальваноударными минами типа ЕМС, точнее, с ЕМС II образца 1937 г. Вес их заряда составлял 285 кг ТГА, что соответствовало приблизительно 450 кг тротила. Якорная система позволяла применять эти мины на всей акватории Балтийского моря с минимальными глубинами до 6,5 м. Установка на заданное углубление осуществлялась автоматически с поверхности, штерто-грузовым способом. Углубление мины могло составлять от 60 до 0,5 м, то есть они могли применяться против мелкосидящих тральщиков. Минимальный минный интервал 130 м, время приведения в боевое состояние 10–15 минут. Существовало несколько модификаций мин типа ЕМС, в том числе антенные и с индивидуальной противотральной защитой. Последняя представляла из себя стальную гофрированную трубку КА длиной 27,3 м, насаженную на верхнюю часть минрепа. При захвате резаком трала трубка не перерезалась им, а силой трения смещалась кверху, вследствие чего замыкался контакт, соединенный с запальным стаканом, и мина взрывалась электрическим током, поступавшим от специальной батареи. Трубка КА могла срабатывать также и при встрече с параванным охранителем. В этом случае смещение трубки кверху происходило либо при пересучивании ее поперек тралящей части охранителя, либо при попадании ее в резак паравана. Как выяснилось вскоре после начала войны, взрыв мины, захваченной параванным охранителем, мог произойти на различном расстоянии от борта корабля: от самого малого до 15–20 м. Иногда трубка КА срабатывала с некоторой затяжкой или же застревала в резаке паравана и вовсе не срабатывала, вследствие чего мина подтягивалась близко к борту корабля. В таких случаях ввиду отсутствия приспособления, которое позволило бы быстро отсоединить от башмака коренной конец тралящей части охранителя, приходилось либо очищать охранитель на заднем ходу, либо обрубать тралящую часть. Взрыв мины в параванном охранителе в зависимости от [600] удаления от центра взрыва причинял кораблю существенные повреждения. Опыт войны показал, что это расстояние даже при самых выгодных для нас условиях никогда не было вполне безопасным для наших кораблей. Взрыв мины ЕМС приводил к повреждению параванного охранителя, и корабль на время его замены лишался средства самозащиты от якорных ударных мин. В общем, если трубка КА была технически исправна, что бывало не всегда, и если не разрядилась батарея (срок ее живучести составлял от 6 до 15 месяцев, а иногда и больше), то эта трубка представляла собой очень серьезное как противотральное, так и противопараванное приспособление.

Между тем на флотах, и прежде всего на КБФ, сложилась твердая уверенность в надежности действия параванного охранителя К-1. Эта уверенность была основана на опыте их успешного использования эскадренными миноносцами КБФ в декабре 1939 г. во время войны с Финляндией. Тогда при выполнении боевого задания в районе Гогланда миноносцы попали на неизвестное ранее финское минное заграждение, но захваченные охранителями якорные мины подсекались и всплывали на достаточном расстоянии от борта корабля, что в точности соответствовало тактико-техническим требованиям, предъявлявшимся к параванному охранителю К-1.

Его разработка относится к середине двадцатых годов. На вооружение флота приняли три типа параванных охранителей: А-1 — для линкоров, К-1 — для крейсеров и миноносцев, Т-1 — для тихоходных кораблей и транспортов. Назначением паравана{65} является отведение затраленной мины на безопасное расстояние (30–35 метров) от борта корабля и ее подсечение. Их недостатком было то, что они действовали нормально, то есть отводили мины к резаку паравана, только при движении корабля скоростями от 14 до 18 узлов. На меньших скоростях хода параваны шли неустойчиво, натяжение тралящей части оказывалось недостаточным для отведения минрепа мины к резаку, мина захватывалась параваном и подводилась к борту [602] корабля. На скоростях свыше 18 узлов мины также не отводились — минреп просто перебивался тросом тралящей части и мина всплывала у борта корабля. Однако в целом считалось, что параванные охранители К-1 к концу 30-х годов соответствовали своему предназначению.

К 1940 г. ситуация в принципе изменилась: стало очевидным, что К-1 это далеко не панацея. Во-первых, он не предохранял корабль от подрыва на антенной мине. Во-вторых, его коренные концы крепились к форштевню корабля, и потому он не предохранял от подрыва на якорной мине, стоявшей непосредственно в полосе перемещения форштевня. В-третьих, что самое главное, в декабре 1939 г. параванным охранителем К-1 подсекались финские якорные мины, не имевшие противотральных приспособлений.

О наличии таких приспособлений в новейших немецких якорных минах стало известно в 1940 г., когда в Германии закупили несколько комплектов якорных мин и минных защитников различных образцов. В подчиненном Минно-торпедному управлению ВМФ Научно-исследовательском минно-торпедном институте подготовили описания этих образцов, переведенные с немецкого языка, но их не разослали на флоты. Эти же мины, включая антенные, и минные защитники изучались в январе — марте 1941 г. на сборе флагманских минеров флотов и соединений. Но ни на этом сборе, ни в институте никто не высказался о том, что наличие противотральных приспособлений в германских якорных минах вызывает необходимость модернизации параванного охранителя К-1. Имелось лишь намерение облегчить условия пересучивания минрепа по направлению к резаку паравана, для чего решили снабжать тралящие части охранителя металлическими трубками КШ. На самом деле такие работы не проводились, и лишь после начала Великой Отечественной войны тралящие части параванных охранителей начали снабжать пластмассовыми (текстолитовыми) трубками КШП, позволившими использовать параванный охранитель на повышенных скоростях до 20 узлов без преждевременного подсечения мины.

Таким образом, к началу войны с фашистской Германией наши корабли не имели надежных средств самозащиты от подрыва на антенных [604] минах и новейших германских якорных ударных минах, снабженных трубкой КА, а также от подрыва на любых якорных минах, стоявших непосредственно на пути форштевня корабля. Основным и по существу единственным надежным средством противоминного охранения кораблей и судов в условиях, когда существовала возможность встречи с якорными минами противника, могло служить только траление имевшимися тогда на вооружении ВМФ подсекающими и буксирующими тралами.

Но и здесь картина была безрадостной. Ко времени окончания Первой мировой войны на вооружении ВМФ имелось несколько типов тралов, предназначенных для борьбы с якорными минами: морской трал Шульца, щитовой трал, катерный трал, змейковый трал{66}, фор-трал{67}.

В 1924 г. по принципу гайдропного трала{68} разработали и в 1925 г. приняли на вооружение гайдропный придонный трал. Его создание вызвала необходимость выполнять траление якорных противолодочных мин, выставленных с небольшим отстоянием от грунта. В этом трале тралящая часть шла не на постоянном углублении от поверхности моря, а на постоянном расстоянии от дна. Однако боевое траление, выполнявшееся в 1939–1940 гг. на Балтике, показало его ненадежность в условиях каменистого грунта.

В 1925–1926 гг. создаются параванные тралы для сторожевых кораблей, снабженных параванно-тральными лебедками. В 1931 г. разрабатываются механические резаки для змейкового трала, которые принимаются на вооружение взамен подрывных патронов. В 1938 г. проводятся контрольные морские испытания всех тралов, состоящих [606] на вооружении ВМФ. В результате устранения дефектов, обнаруженных при испытании тралов, и введения некоторых конструктивных улучшений их тактико-технические данные повысились и они стали более надежными в работе. В 1939 г. силами ЦКБ-36 модернизируется облегченный трал Шульца, который с новыми тактико-техническими данными принимается на вооружение под маркой ОТШ-I и предназначается для использования на море и на глубоких реках. Старый вариант облегченного трала стал именоваться ОТШ-II и служил для траления мин на мелководных реках. В 1941 г. подвергается модернизации щитовой трал, который собирался из элементов параванного трала с депрессорами{69} вместо ведущих щитов и позволял изменять глубину хода трала без его выборки на корабль. Ему присвоили новое обозначение МЩТ-2. В период 1939–1940 гг. разрабатываются новые тралы: каменистого грунта ТКГ, катерный параванный КПТ, сетевые СТ и ПСТ, а также глубоководный параван-трал ГПТ-1, быстроходный параван-охранитель со специальными обтекателями на тралящей части и тихоходный охранитель кораблей ТОК-1, имевший отводящие аппараты типа полиплана.

Однако, к сожалению, все эти тралы фактически стали поступать от промышленности уже после начала Великой Отечественной войны. Например, ТКГ после испытаний в море первых опытовых образцов находился в стадии конструктивных доработок. Поверхностный сетевой трал ПСТ, хотя и был отработан к началу войны, но боевого использования не имел. Официально его приняли на вооружение лишь в 1944 г. В начале войны, в 1941 г., на вооружение принимается катерный параванный трал КПТ, который использовался на скорости хода до 9 узлов. Этот трал проходил испытания и окончательную доводку в 1940 г. на Балтике, причем делалось это в условиях боевого траления мин, оставшихся после Советско-финляндской войны 1939 г. Но только после создания в 1942 г. осциллятора этот трал использовался с катеров типа МО на скоростях до 12 узлов. Тихоходный охранитель ТОК-1 приняли на вооружение 15 июля 1941 г. без проведения государственных испытаний, но им [607] оснастили только несколько транспортов и траулеров на Северном флоте. Глубоководный параванный трал ГПТ-1 приняли на вооружение лишь в 1942 г. В итоге Краснознаменный Балтийский флот вступил в войну, имея всего 761 комплект тралов и 110 параванных охранителей К-1, что составило порядка 40% от штатного количества.

Наличие тралов и тральных вех на КБФ в 1941 г.

Наименование трала На 22.06 Изготовлено Расход Утеряно На 31.12
Промышленностью МТУ КБФ
Параванные 120 44 5 119 38 12
Змейковые 62 66 69 108 39 46
Шульца 158 50  — 57 63 88
Облегченные Шульца 33 52 12 18 14 65
Катерные 190 61  — 22 23 136
Катерные параванные  — 31  — 4  — 27
Щитовые 112 13  — 5 1 130
Придонные 86 11  — 9 4 84
Магнитные  —  —  — 2 2 14
Электро-магнитные  — 1  — 4  — 4
Всего тралов 761 329 86 348 184 606
Параванные охранители К-1 110 12 5 72 42 13
Германские параваны  — 39  — 10  — 29
Тральные вехи 593  — 207 317  — 483

Примечание. МТУ — минно-торпедное управление. Почему наличие тралов на 31.12.1941 г. не соответствует приходу и расходу, из документов не понятно. [608]

Состоящие на вооружении ВМФ тралы позволяли производить траление только обычных якорных мин в светлое время суток. Средств борьбы с неконтактными минами и приспособлений для ночного траления не имелось. Все существующие образцы тралов не обеспечивали надежную проводку кораблей на скоростях свыше 6 узлов. Это вызвано тем, что буксирующие тралы (придонный, Шульца) имели малые скорости траления, а проводка за подсекающими тралами (змейковым, катерным, параванным) была сопряжена с риском всплытия подсеченной мины перед проводимым кораблем, который имел ограниченные возможности по уклонению. Глубина хода существующих тралов не позволяла вытраливать противолодочные мины, поставленные с большим углублением. Тихоходные корабли (канонерские лодки, тральщики и др.), за редким исключением, не имели охранителей. Не было на флоте и трала многократного действия для борьбы с минами, имеющими противотральные устройства и цепные минрепы.

Тактико-технические характеристики контактных тралов

Морской трал Шульца

Число тщ: парный.

Принцип воздействия на затраленную мину: буксирующий.

Углубление трала, м: min — 6,5–7, max — 25–27.

Ширина захвата, м: 180-одинарный, 320-двойной.

Скорость нк с тралом, уз.: min — неустановлена, max — 7.

Наименьшая глубина моря, м: 6.

Наибольшее число затраленных мин: 5.

Состояние моря{70}, баллы: 4.

Расстояние между парными тщ, м: 220. [609]

Время подготовки днем/ночью + постановки трала, мин: 4/6 + 4–7.

Продолжительность непрерывной работы: 1 час.

Диаметр циркуляции нк с тралом, м: 1300.

Наличие обозначителя протраленной полосы: есть.

Время замены поврежденного трала, мин: 30.

Облегченный трал Шульца-I (ОТШ-1)

Число тщ: парный.

Принцип воздействия на затраленную мину: буксирующий.

Углубление трала, м: min — 3,5–4, max — 22–24.

Ширина захвата, м: 100.

Скорость нк с тралом, уз.: min — неустановлена, max — 5.

Наименьшая глубина моря, м: 5.

Наибольшее число затраленных мин: 1 большая или 2 малых.

Состояние моря, баллы: 3.

Расстояние между парными тщ, м: 120.

Время подготовки днем/ночью + постановки трала, мин: 3/ — + 2.5. Наличие обозначителя протраленной полосы: нет.

Облегченный трал Шульца-II (ОТШ-2)

Число тщ: парный.

Принцип воздействия на затраленную мину: буксирующий.

Углубление трала, м: min — 0,5, max — до 9.

Ширина захвата, м: 50.

Скорость нк с тралом, уз.: min — неустановлена, max — 5.

Наименьшая глубина моря, м: 1,5–2.

Наибольшее число затраленных мин: 1 большая или 2 малых. [610]

Состояние моря, баллы: 3.

Расстояние между парными тщ, м: 60.

Наличие обозначителя протраленной полосы: нет.

Морской придонный трал (МПТ)

Число тщ: парный.

Принцип воздействия на затраленную мину: буксирующий.

Углубление трала, м: min — 7,5 от грунта, max — 4,5 от грунта.

Ширина захвата, м: 146. Скорость нк с тралом, уз.: min — 3, max — 5.

Наименьшая глубина моря, м: 5.

Наибольшая глубина моря, м: 45.

Наибольшее число затраленных мин: 3.

Состояние моря, баллы: 5.

Расстояние между парными тщ, м: 180.

Время подготовки днем/ночью + постановки трала, мин: 4/6 + 4–7.

Продолжительность непрерывной работы: 1 час.

Диаметр циркуляции нк с тралом, м: 1100.

Наличие обозначителя протраленной полосы: нет.

Время замены поврежденного трала, мин: 30.

Морской змейковый трал с режущими кошками

Число тщ: одинарный.

Принцип воздействия на затраленную мину: подсекающий.

Углубление трала, м: min — 5, max — 27–30.

Ширина захвата, м: 75.

Скорость нк с тралом, уз.: min — 4, max — 8.

Наименьшая глубина моря, м: h + 4. [611]

Наибольшее число затраленных мин: подсекает неограниченное количество мин.

Состояние моря, баллы: 4.

Время подготовки днем/ночью + постановки трала, мин: 5/8 + 5–8.

Диаметр циркуляции нк с тралом, м: 1000.

Наличие обозначителя протраленной полосы: нет.

Морской щитовой трал-2 (МЩТ-2)

Число тщ: парный.

Принцип воздействия на затраленную мину: подсекающий.

Углубление трала, м: min — 10, max — 20.

Ширина захвата, м: 160–170.

Скорость нк с тралом, уз.: min — 8, max — 15.

Наименьшая глубина моря, м: h+20.

Состояние моря, баллы: 5.

Расстояние между парными тщ, м: 170–180.

Время подготовки днем/ночью + постановки трала, мин: 5/ — + 4. Наличие обозначителя протраленной полосы: есть.

Параванный трал (К-1)

Число тщ: одинарный.

Принцип воздействия на затраленную мину: подсекающий.

Углубление трала, м: min — 6, max — 18.

Ширина захвата, м: 180.

Скорость нк с тралом, уз.: min — 12, max — 22.

Наименьшая глубина моря, м: h+6 + поправка или h+10.

Время подготовки днем / ночью + постановки трала, мин: 6/ — +6. [612]

Диаметр циркуляции нк с тралом, м: 1000.

Наличие обозначителя протраленной полосы: есть.

Катерный параванный трал (КПТ)

Число тщ: одинарный.

Принцип воздействия на затраленную мину: подсекающий.

Углубление трала, м: min — 6, max — 20.

Ширина захвата, м: 60.

Скорость нк с тралом, уз.: min — 4, max — 9.

Наименьшая глубина моря, м: h+5 при наличии буйка.

Наибольшее число затраленных мин: подсекает неограниченное количество мин.

Время подготовки днем/ночью + постановки трала, мин: 4/ — + 5.

Диаметр циркуляции нк с тралом, м: 400.

Наличие обозначителя протраленной полосы: есть.

Катерный трал с подрывным патроном (ПКТ-2)

Число тщ: одинарный.

Принцип воздействия на затраленную мину: подсекающий.

Углубление трала, м: min — 5–7, max — 10–12. Ширина захвата, м: 46.

Скорость нк с тралом, уз.: min — 4, max — 6.

Наибольшее число затраленных мин: подсекает 1 мину.

Состояние моря, баллы: 3.

Время подготовки днем/ночью + постановки трала, мин: 4/ — + 4. [613]

Продолжительность непрерывной работы, мин.: 20

Диаметр циркуляции нк с тралом, м: 600.

Время замены поврежденного трала, мин: 30.

Параванный охранитель (К-1)

Число тщ: одинарный.

Принцип воздействия на затраленную мину: подсекающий.

Углубление трала, м: min — 6, max — 18.

Ширина захвата, м: 60–64.

Скорость нк с тралом уз.: min — 9–12, max — 18.

Наименьшая глубина моря, м: h+6.

Наибольшее число затраленных мин: подсекает неограниченное количество мин.

Состояние моря, баллы: 7.

Время подготовки днем/ночью + постановки трала, мин: 10/ — + 3.

Наличие обозначителя протраленной полосы: нет.

Тихоходный охранитель кораблей (ТОК-1)

Число тщ: одинарный.

Принцип воздействия на затраленную мину: отводящий при скорости до 7 уз.; отводящий и подсекающий при V=7–12 уз.

Углубление трала, м: min — 3, max — 18.

Ширина захвата, м: 60. Скорость нк с тралом, уз.: min — 6, max — 12.

Наличие обозначителя протраленной полосы: нет. [614]

Но если с контактными минами имелись хоть какие-то средства борьбы, то перед неконтактными советский ВМФ оказался полностью безоружным. К нашему счастью, постановки донных мин не носили массового характера, да и применялись они в основном с самыми простейшими магнитными взрывателями. Причем мины типа ТМВ предназначались для применения с подводных лодок, но ставились в основном с боевых катеров, что технически было возможно, а вот мины типа RMA, которые предназначались для постановок с надводных катеров якобы в заграждениях И-56 и И-80, ставились финскими подводными лодками, что теоретически невозможно. По-видимому, здесь какие-то ошибки, и подлодки все же использовали мины типа ТМВ.

Мины типа RMA образца 1929 г. имели диаметр 1,35 м и высоту 0,9 м, но их агрегат имел длину 1,45, ширину — 1,35 и высоту — 1,23 м. Время перехода в боевое состояние от 15 минут до 6 суток, мины имели прибор кратности равный 12. Вес заряда 825 кг, глубина постановки от 30 до 5 м. Подлодочные мины типа ТМВ образца 1936 г. имели диаметр торпеды — 533 мм, но длину только 2,32 м. Они оснащались приборами срочности и кратности, как у RMA. Вес взрывчатки — 560 кг, глубина постановки от 90 до 5 м. Обе донные мины в то время снабжались простейшими магнитными взрывателями М-1 с чувствительностью 15–30 мЭ. Есть данные, что эти мины применяла и авиация, но непонятно, как это происходило, а главное — зачем это было нужно.

Еще в 1934 г. создается авиационная донная парашютная мина LMA, а в 1937 г. принимается на вооружение новый образец — LMB. Вот ее и ставили у острова Мохнин в ночь с 1 на 2 сентября. Мина имела длину 3,04 м, диаметр — 0,66 м, общий вес — 1000 кг, а вес заряда — 700 кг. Переход ее в боевое положение занимал 30 мин. При этом LMB имела прибор срочности до 6 суток; прибор кратности на 6, 12 и 15 фиксированных безопасных проходов цели; прибор ликвидации на 200 суток. Высота сброса 200–1500 м. Акустический взрыватель А-1 позволял ставить мину на глубинах от 5 до 75 м.

Более совершенная авиационная беспарашютная донная мина ВМ1000 имела 700 кг взрывчатки и более совершенные взрыватели [615] М-101 и МА-101. Первый являлся магнитным с чувствительностью 15–40 мЭ, а второй — магнитно-акустическим. Его чувствительность по магнитному каналу составляла 2–50 мЭ, а по акустическому — 50 бар в диапазоне 50–600 Гц. ВМ1000 можно было ставить на глубинах от 7 до 120 м. Какие взрыватели стояли на минах, сброшенных у Кронштадта, неизвестно.

Магнитные мины типа МВ1000 снабжались взрывателем, для срабатывания которого требовалось воздействие магнитного поля трала продолжительностью не менее 10 секунд, в связи с чем хвостовой магнитный трал оказался непригоден для их вытраливания, а при использовании электромагнитного петлевого трала пришлось бы применять специальный режим, который еще не был нам известен. Таким образом, даже при наличии в начале войны на вооружении тральщиков КБФ хвостового и петлевого тралов, они все равно были бы не пригодны против авиационных мин, поставленных 22 июня в районе маяка Толбухин. Но эта минная постановка не носила массового характера, причем из шестнадцати сброшенных мин МВ1000, по-видимому, ни одна не упала точно на выходном створе Кронштадтских маяков. Именно поэтому до конца кампании 1941 г. через опасный район благополучно совершили переходы несколько сот кораблей и судов, в большинстве неразмагниченных, и только при некотором уклонении от створа подорвались на минах и затонули тральщик «Петрозаводск» (7 июля) и портовая плавучая мастерская № 107 (18 августа). Впрочем, и размагничивание не предохранило бы их от подрыва на донных магнитных минах на сравнительно мелководном створе Кронштадтских маяков.

На КБФ, как и на других наших флотах, к началу войны отсутствовали акустические тралы, но это не имело существенного значения, так как германские акустические мины вследствие их чрезмерно высокой чувствительности взрывались от шумов движущегося корабля на безопасном для него расстоянии. Магнитные мины могли вытраливаться любым магнитным или электромагнитным тралом, но такие тралы — магнитный хвостовой и электромагнитный петлевой — находились еще в стадии испытаний.

В 1939 г. разработали противоминную обмотку ЛИФТИ, как тогда называлось размагничивающее устройство, но к началу войны [616] ее смонтировали лишь на отдельных базовых тральщиках, а на кораблях других классов КБФ это устройство появилось только в июле — августе 1941 г. Применение способа безобмоточного размагничивания кораблей и судов стало возможным только поздней осенью 1941 г., в связи с чем подводные лодки до конца кампании первого года войны выходили в море неразмагниченными. Таким образом, начало войны застало Краснознаменный Балтийский флот в состоянии неподготовленности к немедленному использованию средств самозащиты кораблей от подрыва на донных магнитных минах противника. [617]

Дальше