Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Дополнение 2.

Корабли норвежского флота

Броненосцы береговой обороны (Panserskip)

Броненосцы береговой обороны являлись самыми крупными боевыми кораблями Норвегии. В составе действующего флота числилось две единицы, еще два броненосца в 30-е годы вывели из боевого состава и перевели в резерв.

Тип «Norgе» — 2 единицы.

«Norge» («Норге») — спущен 31 марта 1900 г.

«Eidsvold» («Эйдсволль») — спущен 14 июня 1900 г.

Оба броненосца строились по норвежскому заказу фирмой Армстронга в Эльсвике, укомплектованы в 1901 году. Машины и котлы — фирмы «Хоторн Лэсли и К?». Низкобортный гладкопалубный корпус с таранным форштевнем разделялся на 11 водонепроницаемых отсеков.

Водоизмещение (нормальное) — 3645 т, длина — 95 м, ширина — 16 м, осадка средняя — 5,4 м. Силовая установка: две паровые машины тройного расширения, шесть водотрубных котлов Ярроу, мощность 4500 л.с. Скорость — 16,5 уз. Нормальный запас топлива (уголь) — 440 т, полный — 550 т.

Броневая защита кораблей выполнялась из крупповской брони. Вдоль борта по ватерлинии шел 6-дюймовый (152-мм) пояс, утончавшийся книзу до 102 мм. Пояс прикрывал примерно 60 % длины корабля, от середины барбета носовой башни до середины барбета кормовой, завершаясь в носу и в корме 152-мм траверзами. Броневая палуба проходила на уровне средней и имела толщину 37 мм, а ее скос, примыкавший к нижней кромке пояса — 51 мм; при этом палуба выходила по длине за пределы пояса и продолжалась к оконечностям в виде карапасной. Броня передних стенок башен имела толщину 203 мм, боковых и задних, а также барбетов — 152 мм, казематы орудий среднего калибра бронировались по бокам 127-мм плитами, сверху — 76-мм, броня боевой рубки — 152 мм.

Вооружение броненосцев состояло из двух 209-мм, шести 150-мм, шести 76-мм орудий, двух 76-мм зениток, двух 47-мм пушек и двух 457-мм подводных торпедных аппаратов.

209-мм (8,2 дюйма) орудия — системы Армстронг с длиной ствола 45 калибров. Вес орудия 18,5 т, снаряда — 141 кг. 150-мм орудия имели длину ствола 45 калибров, собственную массу 7 т, вес снаряда 45 кг.

Экипаж по штату мирного времени состоял из 279 человек, но из-за хронической нехватки личного состава на борту редко была полная команда.

Тип «Haarfagre» — 2 единицы.

«Harald Haarfagre» («Харальд Хаарфагре») — спущен 4 января 1897 г.

«Tordenskjold» («Торденскьольд») — спущен 18 марта 1897 г.

Строились фирмой Армстронга в Эльсвике, машины и котлы — фирмы «Хоторн Лэсли и К?». Укомплектованы в 1898 г.

Водоизмещение (нормальное) — 3858 т, длина — 92,6 м, ширина — 15 м, осадка средняя — 5,6 м. Силовая установка: две паровые машины тройного расширения, три цилиндрических котла, мощность 4500 л.с., скорость — 16,9 уз (на испытаниях развили до 17,2 уз). Запас угля — нормальный 400 т, максимальный — 540 т. Дальность плавания достигала 5000 миль экономическим 10-узловым ходом. Экипаж — 249 человек.

Броня гарвеевская: пояс — 203–76 мм, траверзы — 203 мм, башни — 203–152 мм, барбеты — 152 мм, палуба — 37 мм (скосы — 51 мм), рубка — 203 мм.

Вооружение: два 209-мм/45, шесть 120-мм/44, шесть 76-мм орудий, две 76-мм зенитки, две 37-мм пушки и два 457-мм подводных торпедных аппарата.

Эскадренные миноносцы (Jagеre)

Первый эскадренный миноносец норвежского флота «Valkyrjen» («Валькюрьен») был построен в 1896 году германской фирмой «Шихау» и исключен из состава флота в 1923 г. В конце первого десятилетия нашего веска Норвегия приступает к самостоятельному строительству кораблей данного класса. Первые норвежские эсминцы типа «Draug» представляли собой вполне современные корабли, аналогичные британским эсминцам типа «River» или русским типа «Украйна». По финансовым соображениям серия ограничилась тремя единицами. В середине тридцатых годов была заложена серия кораблей типа «Sleipner». Они уже сильно уступали своим зарубежным собратьям, поэтому считать их «настоящими» эсминцами было бы некорректно. Скорее это были миноносцы, тем более что их ТТХ во многом подпадали под так называемый «600-тонный» класс, введенный Лондонским морским договором 1930 года. Видимо, это понимали и сами норвежцы, частенько называя эти корабли прибрежными эсминцами (kystenjagere). Кроме находившихся в строю кораблей, на верфи в Хортене шло строительство двух эсминцев нового типа водоизмещением 1278 т. Оба корабля захватили немцы, которые пытались ввести их в состав своего флота. Это им не удалось, несмотря на то, что оба эсминца спустили на воду. После войны недостроенные корпуса были разобраны.

Тип «Draug» — 3 единицы.

«Draug» («Драуг»)  — спущен 18 марта 1908 г.

«Troll» («Тролль») — спущен 7 июля 1910 г.

«Garm» («Гарм»)  — спущен 25 мая 1913 г.

Эсминцы строились военно-морской верфью в Хортене по норвежскому проекту, разработанному в 1906 г., укомплектованы в 1908–1913 гг. Отличались крепкими корпусами и неплохой мореходностью.

Водоизмещение: нормальное — 468 т, полное — 578 т, длина — 69 м, ширина — 7,2 м, осадка носом/кормой — 2,7/2,1 м. Силовая установка: две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 7500 л.с. (на «Garm» паровые турбины Парсонса мощностью 8000 л.с.); четыре водотрубных котла. Скорость — 27 уз, запас топлива (уголь) — 95 т, дальность плавания — 2800 миль на 10 узлах. Экипаж — 76 человек.

Вооружение: шесть 76-мм орудий и три 457-мм торпедных аппарата, расположенных на верхней палубе в одиночных установках.

Тип «Sleipner» — 6 единиц.

«Sleipner» («Слейпнер»)  — заложен в 1933 г., спущен 7 мая 1936 г., вступил в строй в 1936 г.

«?gir» («Эгир»)  — заложен в 1934 г., спущен 25 августа 1936 г., вступил в строй в 1936 г.

«Gyller» («Гюллер»)  — заложен в 1936 г., спущен 7 августа 1938 г., вступил в строй 1 августа 1939 г.

«Odin» («Один»)  — заложен в 1938 г., спущен 17 января 1939 г., вступил в строй 17 ноября 1939 г.

«Tor» («Тор»)  — заложен в 1938 г., спущен 7 сентября 1939 г., вступил в строй 13 июня 1940 г.

«Balder» («Бальдер»)  — заложен в 1938 г., спущен 11 октября 1939 г., вступил в строй 26 июня 1940 г.

Cтроились по норвежскому проекту военно-морской верфью в Хортене, кроме «Tor», построенного фирмой «Фредрикстад Меканиске» («Fredrikstаd Mekaniske») во Фредрикстаде. Эсминцы принадлежали к двум слегка различавшимся между собой сериям, в каждой из которых было построено по три единицы (в дальнейшем будут обозначаться, как тип «Sleipner» и тип «Odin»). Корабли второй серии имели увеличенное водоизмещение, чуть большую длину и иное оборудование. Корпуса набирались по продольной схеме, без второго дна, и разделялись на 12 отсеков.

Водоизмещение: стандартное — 597 т, полное — 708 т (тип «Odin» — 632/719 т), длина максимальная 74,3 м, между перпендикулярами — 72 м (у типа «Odin» длина между перпендикулярами 74 м), ширина — 7,8 м, осадка — 2,1 м. Силовая установка состояла из двух паровых турбин системы Лаваля с зубчатой передачей. ТЗА располагались эшелонировано в двух машинных отделениях. Три котла Ярроу, вырабатывавшие пар рабочим давлением 32 атм., также стояли в изолированных отсеках. Суммарная мощность силовой установки 12 500 л.с. обеспечивала скорость полного хода 30 уз. Нормальный запас мазута составлял 100 т; дальность плавания 3500 миль экономическим 15-узловым ходом. Экипаж — 75 человек.

Вооружение первых трех эсминцев включало три 100-мм орудия «Бофорс» с длиной ствола 40 калибров, один 40-мм автомат «Бофорс», два 12,7-мм пулемета «Кольт» (только два первых корабля), один двухтрубный 533-мм торпедный аппарат и 4 бомбосбрасывателя для глубинных бомб. «Gyller» отличался наличием двух двухтрубных торпедных аппаратов. К моменту завершения строительства первой серии была выявлена неудовлетворительная мореходность. Для устранения этого недостатка было решено снять одно орудие, поэтому эсминцы второй серии имели всего две 100-мм пушки.

Миноносцы (Torpedobater)

Миноносцы были самыми многочисленными в норвежском флоте кораблями специальной постройки. В соответствии с принятой в конце 20-х годов классификацией делились на 1-й и 2-й классы (к первому причислялись единицы с водоизмещением свыше 200 т). Кроме трех относительно молодых кораблей постройки 1918–1923 гг., все равно слишком маленьких, чтобы удовлетворять современным требованиям, остальные миноносные силы представляли собой устаревшие корабли, спроектированные в прошлом веке. В мирное время они служили в качестве учебных кораблей, в военное на них возлагались действия в стесненных фьордах, где их небольшие размеры и низкая мореходность компенсировались отличным знанием навигационных условий. В 30-е годы часть старых миноносцев была переклассифицирована в патрульные корабли или тральщики.

Тип «Hval» — 9 единиц.

«Hval» («Хваль») — спущен в 1896 г.

«Delfin» («Дельфин»)  — спущен в 1896 г.

«Trods» («Тродс») — спущен в 1899 г.

«Brand» («Бранд»)  — спущен в 1899 г.

«Storm» («Сторм») — спущен в 1899 г.

«Laks» («Лакс»)  — спущен 12 июля 1900 г.

«Sild» («Сильд») — спущен 30 июля 1900 г.

«S?l» («Сэль»)  — спущен 25 сентября 1901 г.

«Skrei» («Скрей»)  — спущен 31 октября 1901 г.

Миноносцы 2-го класса. Проект фирмы «Шихау», основанный на проекте германского миноносца «S 67». Первые два строились в Эльбинге, остальные — военно-морской верфью в Хортене. К моменту вступления Норвегии в войну три корабля были исключены из состава флота: «Delfin» в 1927 г., «Hval» — в 1931 г., «Trods» — в 1933 г.

Водоизмещение: нормальное — 80 т, полное — 107 т, длина — 40,0 м, ширина — 4,9 м, осадка — 2,1 м. Силовая установка: одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 650 л.с., два котла Шихау. Скорость: у первых двух — 19 уз, «Brand», «Storm», « Trods»  — 20 уз, четыре последних — 21 уз, однако к 1940 году оставшиеся в строю корабли развивали порядка 17,5 уз. Запас угля— 17 т, экипаж — 19 человек. Вооружение: две 37-мм пушки Гочкиса и два 457-мм торпедных аппарата.

Тип «Ravn» — 5 единиц.

«Ravn» («Равн») — спущен 18 декабря 1903 г.

«Orn» («Ёрн»)  — спущен 18 декабря 1903 г.

«Grib» («Гриб»)  — спущен 26 января 1905 г.

«Jo» («Йо») — спущен 10 июля 1905 г.

«Lom» («Лом»)  — спущен 14 сентября 1905 г.

Миноносцы 2-го класса, построенные военно-морской верфью в Хортене по проекту 1903 года.

Водоизмещение: нормальное — 70 т, полное — 75 т, длина — 36,15 м, ширина — 4,5 м, осадка — 1,9 м. Силовая установка: одна вертикальная паровая машина тройного расширения, два водотрубных котла Торникрофта. Мощность 1000 л.с., первоначальная скорость 23 уз. Запас угля — 13 т, экипаж — 18 человек (1 офицер). Вооружение: две 37-мм пушки Гочкиса (на «Jo» одна из них заменена на 12,7-мм зенитный пулемет Кольта), два 457-мм торпедных аппарата, один из которых располагался неподвижно в носу, второй — поворотный на верхней палубе.

Тип «Теist» — 3 единицы.

«Teist» («Тейст»)  — спущен 18 февраля 1907 г.

«Skarv» («Скарв») — спущен 14 декабря 1906 г.

«Kjell» («Кьелль»)  — спущен 12 марта 1912 г.

Миноносцы 2-го класса, построенные военно-морской верфью в Хортене по норвежскому проекту 1905 года, являвшемуся развитием типа «Ravn ».

Водоизмещение: нормальное — 92 т, полное — 103 т, длина — 41,1 м, ширина — 4,5 м, осадка носом/кормой — 2,5/2,15 м. Силовая установка: одна вертикальная паровая машина тройного расширения, два водотрубных котла. Мощность 1700 л.с., первоначальная скорость 25 уз, но к 1940 г. — не более 20 уз. Запас угля — 16 т, экипаж — 21 человек. Вооружение: две 47-мм пушки Гочкиса (на «Kjell» заменены на одно 76-мм орудие) и два 457-мм торпедных аппарата (один в носу, второй на палубе).

Тип «Snogg» — 3 единицы.

«Trygg» («Трюгг»)  — спущен 31 мая 1919 г.

«Snogg» («Снёгг») — спущен 2 сентября 1920 г.

«Stegg» («Стегг»)  — спущен 16 июня 1921 г.

Единственные в составе флота миноносцы 1-го класса. Строились по норвежскому проекту военно-морской верфью в Хортене, заложены в 1916–1917 гг., вступили в строй в 1920–1923 гг. Первоначально числились большими миноносцами (storre torpedobater). Предназначались для действий во фьордах и имели неплохое для своих размеров вооружение, но небольшую скорость.

Водоизмещение — 220 т, длина — 53 м, ширина — 5,5 м, осадка — 2,0 м. Две вертикальные паровые машины тройного расширения с двумя котлами Ярроу размещались попарно в двух машинных и двух котельных отделениях. Мощность машин 3500 л.с., скорость — 25 уз (к апрелю 1940 г. могли развить не более 20 уз). Отопление котлов поначалу смешанное, но в середине 30-х годов переведено на полностью нефтяное, запас топлива — 30 т. Экипаж — 33 человека. Вооружение: два 76-мм орудия и два спаренных 457-мм торпедных аппарата; уже в ходе боевых действий устанавливались зенитные пулеметы (в основном системы Кольта).

Тип «Blink» — 3 единицы.

«Lyn» («Люн»)

«Kvik» («Квик»)

«Blink» («Блинк»)

Бывшие миноносцы 2-го класса. Строились по проекту 1885 года, вступили в строй в 1896–1897 гг. Переклассифицированы в патрульные корабли (patrullbater) в конце 30-х гг.

Водоизмещение — 45 т, длина — 35 м, ширина — 3,8 м, осадка — 1,7 м. Одна вертикальная паровая машина тройного расширения, два водотрубных котла. Мощность 650 л.с., скорость 18 уз., экипаж — 16 человек. Вооружение: две 37-мм пушки Гочкиса и два 457-мм торпедных аппарата, один — неподвижный в носу, второй — поворотный на верхней палубе.

Подводные лодки (Undervannsbater)

Подводные лодки норвежского флота принадлежали к двум классам — «А» и «В». К началу Второй Мировой войны оба типа считались устаревшими. Ситуацию усугубляло отсутствие у норвежцев четких планов применения этого класса кораблей в боевых условиях, а также слабая подготовка экипажей подлодок, отсутствие на них современных гидроакустических приборов.

Тип «А» — 3 единицы.

«А 2»

«А 3»

«А 4»

Строились в Киле на верфи «Германиаверфт» концерна «Крупп». Все спущены на воду и вступили в строй в 1913 году. Четвертая лодка данного типа реквизирована Германией в начале Первой Мировой войны и вошла в состав Кайзермарине под номером «U А».

Водоизмещение: надводное — 270 т, подводное — 342 т, длина — 46,7 м, ширина — 4,78 м, осадка — 2,9 м. Силовая установка состояла из двух дизель-генераторов по 350 л.с. и двух электромоторов по 190 л.с. Надводная скорость 14,2 уз, подводная 7,3 уз. Запас топлива — 15 т, экипаж — 25 человек. Вооружение: два носовых и один кормовой 457-мм торпедных аппарата (в носовом отсеке хранились 4 запасных торпеды), одно 76-мм орудие.

Тип «В» — 6 единиц.

«В 1» — спущена 1 августа 1922 г.

«В 2» — спущена 15 августа 1923 г.

«В 3»  — спущена 25 января 1924 г.

«В 4»  — спущена 19 декабря 1923 г.

«В 5» — спущена 17 сентября 1929 г.

«В 6»  — спущена 4 сентября 1929 г.

Первые четыре заложены в 1915 г., две последних — в 1925 г. Проект разработан американской компанией «Электрик Боут Ко», постройку вела военно-морская верфь в Хортене. По своим характеристикам соответствовали лодкам периода Первой Мировой войны и к 1940 году устарели.

Водоизмещение: надводное — 420 т, подводное — 545 т, длина — 51 м, ширина — 5,33 м, осадка — 3,5 м. Силовая установка: два дизеля «Зульцер» по 450 л.с., два электромотора по 350 л.с. Скорость: надводная 14 уз, подводная 11 уз. Экипаж — 23 человек. Вооружение: четыре носовых 457-мм торпедных аппарата, одно 76-мм орудие.

Минные заградители (Minel?ggere)

Слабость военно-морских сил и протяженность побережья служили предпосылками для широкого использования норвежским флотом минного оружия. Первыми минными заградителями стали переоборудованные «эльсвикские» канонерки, затем началось строительство специализированных кораблей.

Тип «Vale» — 9 единиц.

«Vale» («Вале») — спущен 14 апреля 1874 г.

«Uller» («Уллер»)  — спущен 24 июля 1876 г.

«Nor» («Нур»)  — спущен 23 октября 1878 г.

«Brage» («Браге»)  — спущен 1 ноября 1878 г.

«Vidar» («Видар»)  — спущен 31 января 1882 г.

«Gor» («Гор») — спущен 7 мая 1884 г.

«Tyr» («Тюр»)  — спущен 16 марта 1887 г..

Бывшие канонерские лодки так называемого «рэнделовского» или «эльсвикского» типа. Проект Дж. Рэндела. Строились военно-морской верфью в Хортене. Переоборудованы в заградители в 1911–1913 гг., при этом снимались тяжелые 280-мм пушки. Несколько различались по размерам и вооружению (приводятся данные «Tyr» ). «Brage» в 1931 г. исключен из состава флота.

Водоизмещение: 290 т, длина — 31,8 м, ширина — 8,6 м, осадка — 2,2 м. Две вертикальных трехцилиндровых паровых машины, два котла. Мощность 450 л.с., скорость 10 уз, запас угля — 22 т, экипаж — 31 человек. Вооружение несколько различалось. Главный калибр на всех кораблях — одно 120-мм орудие, вспомогательный: на «Gor» — одна 76-мм и две 37-мм пушки, на «Uller» и «Vale» — три 37-мм пушки, на остальных — одна 47-мм и две 37-мм пушки. Принимали на борт до 20 мин.

Тип «Glommen» — 2 единицы.

«Glommen» («Гломмен»)

«Laugen» («Лауген»)

Минные заградители прибрежного действия, специально предназначенные для службы в Осло-фьорде. Строились фирмой «Акерс Меканиске» в Осло (по другим, менее достоверным, данным — верфью «Кальнэс» в Тёнсберге). Спущены на воду в 1916 г., вступили в строй в 1917 г.

Водоизмещение: нормальное — 335 т, полное — 380 т, длина — 43,3 м, ширина — 8,45 м, осадка — 1,89 м. Одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 170 л.с. работала на трехлопастной винт диаметром 1,8 м, пар вырабатывал один цилиндрический котел, рабочее давление — 14 атм. Скорость 9,5 уз считалась достаточной для действий в фьордах. Запас угля — 21 т, экипаж — 39 человек. Вооружение состояло из двух 76-мм орудий и 50 мин.

Тип «Froya» — 1 единица.

«Froya» («Фрёйя»)  — спущен на воду в 1916 г.

Мореходный минный заградитель. Требование флота сделать его пригодным для использования в качестве учебного предопределило установку современного оборудования и в достаточной степени универсального вооружения. Строился в Хортене.

Водоизмещение: нормальное — 595 т, полное — 755 т, длина — 75,6 м, ширина — 8,2 м, осадка — 2,5 м. Силовая установка — две паровых машины, два котла. Мощность 7000 л.с., скорость 22 уз, запас топлива первоначально включал 95 т угля и 60 т нефти, но затем котлы полностью перевели на нефтяное отопление. Экипаж — 79 чел. Вооружение: четыре 102-мм орудия, спаренный 457-мм торпедный аппарат, 200 мин. В 30-е гг. установлена 76-мм зенитка.

Тип «Оlav Тryggvason» — 1 единица.

«Olav Tryggvason» («Олав Трюггвасон»)  — заложен в 1931 г., спущен на воду 21 декабря 1932 г.,

вступил в строй 21 июня 1934 г.

Самый современный минный заградитель норвежского флота и один из наиболее совершенных кораблей своего класса в мире. Строился военно-морской верфью в Хортене.

Водоизмещение: стандартное — 1596 т, нормальное — 1763 т, полное — 1860 т, длина — по ватерлинии 92,5 м, полная 97,3 м, ширина — 11,45 м, осадка — нормальная 3,6 м, в полном грузу 4,03 м.

Имел оригинальную силовую установку, включавшую ТЗА и дизель-электрическую схему экономического хода. Два винта диаметром 2,6 м. Турбины системы Лаваля, суммарной мощностью 4600 л.с., два треугольных котла, рабочее давление 20 атм. Два дизель-генератора системы Зульцер вырабатывали ток для двух гребных электродвигателей мощностью по 700 л.с. Последние позволяли развивать ход до 14 уз. Для достижения максимального хода 21 уз подключались ТЗА. На испытаниях корабль развил 23 уз.

Запас топлива включал 130 т мазута для котлов и 70 т дизельного топлива. Дальность плавания экономическим ходом достигала 3000 миль. Экипаж — 191 человек.

Вооружение: четыре 120-мм орудия «Бофорс» с длиной ствола 45 калибров, одна 76-мм зенитка, два 40-мм автомата, два 12,7-мм зенитных пулемета «Кольт». Предусматривалась установка спаренного 533-мм торпедного аппарата, но нет убедительных данных, что он стоял на корабле в действительности. Заградитель принимал до 280 мин, часть из них — на закрытую минную палубу, оборудованную тремя кормовыми лацпортами.

Тральщики (Minesveipere)

В качестве тральщиков в норвежском флоте использовались старые миноносцы, лишь перед самой войной было построено два специализированных корабля. В военное время предусматривалась мобилизация рыболовных траулеров. Основным недостатком норвежских тральщиков являлось отсутствие оборудования для траления неконтактных мин.

Тип «Djerv» — 6 единиц.

«Djerv» («Дьерв»)  — спущен в 1897 г.

«Dristig» («Дристиг») — спущен в 1897 г.

«Hvas» («Хвас»)  — спущен в 1900 г.

«Kj?k» («Кьек»)  — спущен в 1900 г.

«Hauk» («Хаук»)  — спущен 3 июня 1902 г.

«Falk» («Фальк») — спущен 26 июня 1902 г.

Бывшие миноносцы 2-го класса, строившиеся военно-морской верфью в Хортене в 1897–1903 гг. Переоборудованы в тральщики в середине 20-х гг.

Водоизмещение: нормальное — 45 т, полное — 58–63 т, длина — 34,5 м, ширина — 4,5 м, осадка — 1,9 м. Две вертикальных паровых машины тройного расширения, два водотрубных котла, один винт. Мощность 700 л.с., первоначальная скорость 19 уз, к 1940 г. — 12 уз. Запас угля — 12 т, экипаж — 14 человек. Первоначальное вооружение состояло из двух 37-мм пушек Гочкиса и двух 457-мм торпедных аппаратов (один в носу, второй — поворотный), но при переоборудовании в тральщики ТА снимались.

Тип «Rauma» — 2 единицы.

«Rauma» («Раума»)  — спущен в 1939 г., вступил в строй в 1940 г.

«Otra» («Отра») — спущен 5 августа 1939 г., вступил в строй в 1940 г.

Единственные тральщики специальной постройки. Строились фирмой «Нюланн» в Осло. Корпуса стальные.

Водоизмещение: стандартное — 320 т, полное — 380 т, длина — 52,1 м, ширина — 7,05 м, осадка — нормальная 1,83 м, в полном грузу — 2,0 м. Силовая установка — две паровых машины тройного расширения, один треугольный котел с нефтяным отоплением. Мощность 900 л.с., проектная скорость 13,5 уз, но реально развивали около 12 уз, дальность плавания — 1400 миль (9 уз). Экипаж — 25 человек, из них 2 офицера.

Вооружение: одна 76-мм зенитная пушка, два 20-мм автомата, два 12,7-мм пулемета, могли принимать на борт мины.

Сторожевые корабли (Bevoktingsbater)

Норвежский флот постоянно испытывал недостаток в мореходных кораблях, предназначенных для патрулирования протяженного побережья. В этом качестве использовались многочисленные рыболовные и китобойные суда, часть из которых находилась в составе военно-морского флота в мирное время, а другие должны были мобилизовываться в случае объявления войны. Для вооружения последних на складах имелся резерв артиллерийского вооружения, главным образом 76-мм орудий и мелкокалиберных пушек Гочкиса. Для переоборудования в сторожевики выбирались суда с крепкими корпусами, надежными машинами, оснащенные по возможности мощными радиостанциями. На них устанавливались прожекторы и новые приборы наблюдения.

Норвежские сторожевики, находившиеся в составе флота к апрелю 1940 г., при всей их разнотипности, можно объединить в четыре группы.

Первая группа — переоборудованные траулеры постройки 1878–1925 гг. (18 единиц):

«Alpha», Andenes», «Beta», «Fosen», «Furu», «Heilhorn», «Kranfartoy 2», «Lyngdal», «Nauma», «Oster», «Oydar», «Ramoen», «Rundoy», «Smart», «Steinkj?r», «S?tre», «Veslefrikk», «Veslegutt»

Это были суда тоннажем 168–229 брт, имеющие скорость 9–12 узлов и экипаж 14 человек. Вооружение состояло из одного 76-мм орудия.

Вторая группа — переоборудованные траулеры постройки 1900–1925 гг. (7 единиц):

«Alversund», «Bj?rk», «Commonwealth», «Haus», «Lindaas», «Manger», «Sperm»

Самые маленькие сторожевики (по 122–189 брт), со скоростью 10–11 узлов и экипажем 14–16 человек, вооруженные одной 65-мм пушкой (французского образца).

В третью группу входили переоборудованные траулеры постройки 1912–1925 гг. (8 единиц):

«Bortind», «Kelt», «Kvitoy», «Nordhav II», «Svalbard II», «Syrian», «Thorodd», «William Barents»

Более крупные, чем две предыдущих группы — 209–425 брт, но в остальном отличались не сильно: скорость 10 узлов, экипаж 18 человек, вооружение — одно 76-мм орудие. Некоторые имели усиленные корпуса и были способны плавать во льдах.

Последняя, четвертая группа — переоборудованные китобойные суда постройки 1926–1931 гг. (13 единиц):

«Firern», «Hval II», «Hval III», «Hval IV», «Hval V», «Hval VI», «Hval VII», «Haug I», «Haug II», «Otter I», «Pol Ш», «Skudd I», «Treff»

Тоннаж 213–273 брт, скорость 11–12 уз, экипаж 16–18 чел, вооружение — одно 76-мм орудие (на некоторых дополнительно имелись одна-две 37-мм пушки). Корабли этой группы отличались превосходной мореходностью, ведь норвежские китобои предназначались для промысла у берегов Антарктиды, куда должны были совершать самостоятельные переходы.

Кроме того, 11 судов было переоборудовано в сторожевые корабли уже в ходе боевых действий. Захваченные германские траулеры «Wilhelm Rheinhold», «Malangen» и «München» были вооружены и включены в состав норвежского флота под названиями «Ingrid», «Honningsvag» и «Magero» соответственно. Также за апрель-май 1940 г. было вооружено 8 норвежских траулеров: «Skreien», «Maiblomsten», «Vaaland», «Fredrik Langaard», «Jana», «Blasel», «Thomas Fearnley», «Kragero». Все они получили 76-мм, 65-мм или 47-мм пушки, но точных данных по размерам и вооружению судов нет.

Корабли охраны рыболовства (Oppsynsskip)

Помимо сторожевых кораблей, предназначенных для несения дозорной службы на подходах к военно-морским базам, в составе норвежского флота числились корабли охраны рыболовства, предназначенные для патрулирования районов рыбных промыслов в Северном, Норвежском и Баренцевом морях. Выполняли задачи под эгидой министерства сельского хозяйства, но находились в оперативном подчинении флота.

Тип «Heimdal» — 1 единица.

«Heimdal» («Хеймдаль»)  — спущен в 1892 г.

При вступлении в строй числился крейсером, но затем был переклассифицирован в канонерскую лодку, затем — в учебный и патрульный корабль.

Корпус стальной. Водоизмещение 640 т, мощность паровых машин 625 л.с., скорость 12 уз, экипаж 62 чел. Вооружение: четыре 76-мм орудия, две 37-мм пушки.

Тип «Michael Sars» — 1 единица.

«Michael Sars» («Михаэль Сарс»)  — спущен в 1900 г.

Переоборудован из рыболовного судна в начале 20-х годов. Водоизмещение 226 т, одна паровая машина, скорость 9 уз, экипаж 27 чел. Вооружение: две 47-мм пушки.

Тип «Fridtjof Nansen» — 1 единица.

«Fridtjof Nansen» («Фритьоф Нансен») — заложен в 1928 г., спущен на воду 5 ноября 1930 г.,

вступил в строй в 1931 г.

Близок по типу к шлюпам. Хотя числился кораблем охраны рыболовства, чаще всего использовался в роли штабного корабля.

Построен военно-морской верфью в Хортене. Стандартное водоизмещение 1275 т, длина — 73 м, ширина — 10,6 м, осадка — 5,0 м. Силовая установка — две паровых машины тройного расширения, два котла с нефтяным отоплением. Мощность 2000 л.с., скорость 15 уз. Экипаж — 66 человек. Вооружение: два 102-мм орудия с длиной ствола 40 калибров, две 47-мм пушки. Принимал на борт гидромамолет.

Тип «Nordkapp» — 2 единицы.

«Nordkapp» («Нордкап»)

«Senja» («Сенья»)

Построены на военно-морской верфи в Хортене в 1936–1937 гг. Небольшие патрульные корабли, могли также использоваться в качестве гидрографических судов.

Водоизмещение 266 т, длина — 38 м, ширина — 6,6 м, осадка — 2,8 м. Силовая установка — два дизель-генератора «Зульцер», один гребной электродвигатель, один винт. Мощность 580 л.с., скорость 13,7 уз, экипаж — 22 чел. Вооружение — одна 47-мм пушка.

Вспомогательные суда

В составе норвежского флота числились две плавучие базы подводных лодок (moderskip ) — «Sarpen» и «Lyngen» постройки 1931 г. Обе имели водоизмещение 489 тонн и скорость 12,5 уз. Кроме того, имелось судно «Farm». Оно было построено в 1900 году в Осло в качестве военного транспорта (transportskip ), однако к началу войны числилось в разряде сторожевых кораблей. Вместимость — 424 брт, скорость 10 уз, экипаж 32 чел, вооружение — две 65-мм пушки.

Дальше