Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1} Еще один американский легкий авианосец «Рэнджер « оставался в Атлантическом океане. У японцев легкий авианосец «Хосе « выполнял роль учебного, но теоретически также мог быть привлечен для боевых операций. Кроме того, обе стороны энергично вводили в строй переделанные из торговых судов, т.н. эскортные авианосцы. Хотя в ходе гуадалканальской кампании они использовались в первую очередь для переброски самолетов, в случае необходимости (например, у американцев в январе 1943 г.) они могли привлекаться к решению более ответственных задач. Всего в течение 1942 г. США ввели в строй 10, а Япония 2 корабля этого класса.
{2} Полный состав сил, принимавших участие в операции «Уочтауэр», смотрите в Приложении №2
{3} Наиболее результативный японский ас, переживший войну. К августу 1945 года имел 64 воздушные победы.
{4} В т.ч. два сбиты унтер-офицером Дональдом Рунионом из VF-5. К концу воины Рунион стал вторым флотским асом, летавшим на «Уаилдкэтах». На этой машине ему удалось сбить восемь самолетов противника и еще три позднее на «Хэллкэте «.
{5} По другим данным, 20 G4M, 24 A6M и 2 D3A.
{6} Американские данные о запасах снабжения вызывают большие сомнения
{7} По другим данным — вспомогательный крейсер
{8} Согласно мемуарам Танаки, попытки руководить действиями одних и тех же кораблей или отрядов со стороны одновременно штаба Юго-Восточного района и штаба Объединенного флота не прекращались на протяжении всей кампании
{9} Полный состав сил сторон, принимавших участие в сражении у Восточных Соломоновых островов, смотрите в Приложении № 4. Формально каждый из авианосцев находился во главе собственного соединения: «Саратога» — TF 11, «Энтерпрайз» — TF 16, «Хорнет» — TF 17 и «Уосп « — TF 18, однако при совместном плавании руководство осуществлял один из командиров соединений, что дает все основания считать данные соединения тактическими группами. Сами американцы называли объединение авианосцев так же соединением и присвоили ему номер TF 61 (TF 62 — амфибийные силы, TF 63 — базовая авиация ВМФ; первая шестерка в номере означает принадлежность к ВМС южной части Тихого океана).
{10} На самом деле, как уже отмечалось, конвой не мог развить более 8,5 узлов
{11} Проведенный впоследствии анализ показал, что командующий TF 18 адмирал Нойес излишне сгущал краски
{12} В 13:48 за ними последовало еще девять А6М
{13} Еще по одному А6М и B5N упало в море при возвращении на остров Бука
{14} По одному SBD и TBF вернулись назад из-за неполадок в моторах
{15} По версии английского историка Д.Брауна, командир авиагруппы «Саратоги» лейтенант-коммандер Дон Фелт принял приказ Флетчера и произвел безуспешный поиск японских ударных авианосцев. Вынужденный прекратить поиск из-за нехватки топлива он атаковал «Рюдзё» на об- ратном пути.
{16} По другим данным — 20 «Вэлов», 9 «Кейтов» и 12 «Зеро». Японский историк И.Хата приводит куда более внушительные цифры. По его данным, обе ударные волны насчитывали 54 D3A, 12 B5N и 19 А6М
{17} Японская сторона приводит данные о десяти попаданиях. Видимо, разница объясняется тем, что за лишние шесть взрывов были приняты взрывы стоявших на палубе самолетов или внутренние взрывы на самом корабле
{18} По данным историка Б. Тиллмана, каждый авианосец самостоятельно осуществлял наведение своих истребителей, однако подготовленный офицер был только на «Энтерпрайзе»
{19} Часть японских самолетов пропала без вести на обратном пути или упали в море из-за нехватки горючего
{20} По данным С. Далла, в результате воздушного боя с американскими самолетами потери японцев составили еще четыре машины ударных типов и, кроме того, один «Зеро» совершил посадку на воду при возвращении
{21} Часто приводимая цифра потерь японской авиации 24 августа — 90 самолетов — кажется нам более чем сомнительной. Ряд авторов (в частности С. Сулига,) указывает, что японцами в сражении было потеряно 52 самолета базовой авиации, однако данная цифра не подкрепляется указаниями на реальные обстоятельства этих потерь. Кроме описанных нами в тексте потерь, были потеряны еще два «Зеро» из состава воздушного патруля. Самостоятельное мнение о японских потерях имеет И.Хата. По его данным, в эти сутки они составили: 5 палубных и 2 базовых самолета над Гуадалканалом, 7 или 10 истребителей погибло вместе с «Рюдзе «, 21 пикировщик и 4 истребителя в составе двух ударных волн и несколько истребителей при защите авианосцев. Таким образом, цифра японских потерь в бою у Восточных Соломоновых островов вряд ли выходит за рамки 50-60 машин
{22} После этого присоединились к десантным силам
{23} Кроме того, некоторые из ударных авиагрупп имели в своем составе 3-4 истребительные эскадрильи. Истребительные группы состояли, как правило, из 6 истребительных и одной разведывательной эскадрилий.
{24} Позже с введением в строй другой такой же полосы «Файтер стрип» была переименована в «Файтер ван».
{25} 2-я флотилия эсминцев в начале сентября была возвращена в состав главных сил Объединенного флота.
{26} По различным данным, потери, понесенные японцами в ходе этого наступления, колеблются от 1100 до 1700 убитых, раненных и заболевших.
{27} Первые послевоенные исследования склонялись к мнению, что в этом случае одновременно атаковало две лодки — «I 19» и «I 15», и относили торпедирование «Норт Каролины» и «О'Брайена» к успеху последней. Однако в работах авторов более позднего периода (Ю. Ровер, Д. Браун) указывается, что все шесть торпед, поразивших три корабля, принадлежали «I 19», а «I 15» находилась неподалеку, наблюдала атаку, но сама торпед не выпускала.
{28} Полный состав сил, принимавших участие в бою у мыса Эсперанс смотрите в Приложении № 5.
{29} Скотт завысил потери противника ровно в четыре раза, сообщив о потоплении четырех крейсеров и такого же числа эсминцев. Японцы не сильно отстали в степени завышения собственных успехов. Согласно их донесению, в этом бою они потопили два тяжелых крейсера флота США.
{30} По утверждению одного бывшего японского офицера, сделанному после войны, конкретной причиной ошибки стало донесение самолета-разведчика, увидевшего, якобы, над полем боя условленный сигнал из сочетания зеленой, белой и зеленой ракет.
{31} По данным Ю. Ровера, кроме того, 20 октября подводная лодка «Гринлинг» нанесла повреждения авианосцу «Хийо «. Однако это сообщение представляется более чем сомнительным, т.к. в этот период «Хийо» действовал в составе главных сил Объединенного флота и, по сведениям других авторов, никаких повреждений, кроме аварии силовой установки 22 октября, не получал. С другой стороны, «Гринлинг» 18 октября потопил грузовое судно «Хаконесан-Мару» в точке с координатами 38-46 с.ш./142-03 в.д., т.е. примерно на расстоянии 3500 миль от района маневрирования Объединенного флота. Такое расстояние лодка не могла покрыть за два дня.
{32} Полный состав сил, принимавших участие в сражении у островов Санта-Крус, смотрите в Приложении № 6.
{33} По другим данным, 64 или 65 самолетов.
{34} Большинство историков приводят сведения, что боевой воздушный патруль японских авианосцев насчитывал 51 «Зеро». При этом обычно забывают указать, что эта цифра — суммарное число самолето-вылетов, произведенных для защиты авианосцев за сутки.
{35} Всего за 26 октября потери американских палубных истребителей составили 26 самолетов (еще 10 погибло вместе с «Хорнетом») и 16 пилотов. Успехи по донесениям составили 49 уничтоженных и 27 вероятно уничтоженных японских машин.
{36} Имеются крайне противоречивые сведения о численности самолетов, потерянных императорским флотом в этом сражении. Японский историк И. Хата, например, приводит следующие цифры: в налетах погиб 31 бомбардировщик, 21 торпедоносец и 6 истребителей, при ПВО соединения 5 истребителей. В то же время в другом месте своей книги он признает гибель 19 истребителей. Американский историк Б. Тиллман называет число потерянных самолетов равным 99: 67 потеряно в результате боевых причин, 28 в результате аварий или посадок на воду и 4 на палубах поврежденных авианосцев. Потери летного состава достигли 145 человек.
{37} Вопреки сведениям большинства историков о том, что в ноябрьском сражении с японской стороны принимало участие два авианосца («Хийо» и «Дзуньё»), несомненно, что все это время «Хийо» находился в Труке, где проходил ремонт силовой установки. В развернувшихся событиях принимала участие лишь его авиагруппа.
{38} Полный состав сил, принимавших участие в ноябрьском сражении у Гуадалканала, смотрите в Приложении № 7.
{39} Тяжелый крейсер «Пенсакола «, эсминцы «Гвин» и «Престон « еще днем 12 ноября были выделены для усиления TF 16.
{40} Есть сведения о попадании в «Атланту « не одной, а двух торпед.
{41} По другой, гораздо менее убедительной, версии «Атланта» получила большую масть своих повреждений от огня линкора «Хией». В этом же эпизоде погиб адмирал Скотт.
{42} По версии П. Далла, «Портленд» был торпедирован эсминцем «Юдати».
{43} По сведениям П. Далла, в бомбардировке, имевшей место с 01:28 до 02:05, принимал участие также тяжелый крейсер «Тёкай», эсминцы «Мотидзуки» и «Амагири». Количество выпущенных восьмидюймовых снарядов составило 1370 штук.
{44} Существует весьма правдоподобная версия о том, что в этот день палубные истребители не совершали вылетов на защиту конвоя. Ни один из погибших в этот день японских пилотов не принадлежал к авиагруппе авианосца «Дзуньё».
{45} По мнению английского историка Д. Брауна, ударная группа принадлежала авианосцам «Хийо» и «Дзуньё». Поскольку «Хийо» в ноябрьских событиях не участвовал, представляется сомнительным, чтобы «Дзунье» в одиночку мог стремиться к бою с гораздо более мощным «Энтерпрайзом». То обстоятельство, что американцы все же наблюдали пролет японской ударной группы, заставляет сделать предположение, что как разведывательные, так и атакующие самолеты, видимо, относились к одной из береговых авиагрупп, имевших на вооружении ударные самолеты палубных типов.
{46} Приводится цифра из работы П. Далла «A Battle History of the Imperial Japanese Navy». Однако в ней же несколько позже говорится о том, что на Гуадалканал прибыло лишь 2000 солдат из 10000 погруженных в Рабауле. С учетом возвращенных в Шортленд следует предположить, что потери личного состава перевозимых войск составили около 3000 человек.
{47} «Руфь» — принятое у союзников условное наименование японского гидроистребителя A6M-N (изготовлен на основе колесного истребителя «Зеро» А6М.
{48} «Пит» — союзное обозначение японского гидросамолета F1M.
{49} Кроме того 18 побед у летчиков ВВС армии США и более 20 у воздушных стрелков бомбардировщиков и торпедоносцев. По менее достоверным данным К. Шореса, у морских пехотинцев 407 побед и у моряков 59.
{50} Все подсчеты произведены без учета результатов сражений у Восточных Соломоновых островов и Санта-Крус.
{51} «Перкинс» выпустил восемь и «Дрейтон» еще две торпеды. Последний выпустил в 23:37 еще четыре торпеды по слабо видневшимся силуэтам «Кавакадзе» и «Судзукадзе».
{52} До сброса осветительных бомб американские крейсера кроме «Миннеаполиса» и «Нью Орлеана» огня не открывали, т.к. не видели цели.
{53} По другой, менее достоверной, с точки зрения автора, версии «Оясио» выпустил торпеды в 23:39, и именно они в 23:48 поразили «Нортхэмптон». Авторы этой версии (С. Морисон и др.), однако, не учли, что за девять минут японская торпеда успевала преодолеть никак не менее 75 каб., что в несколько раз превышало дистанцию ночного боя.
{54} После торпедной атаки все японские эсминцы произвели сброс контейнеров, тем не менее грузы по неясной причине не достигли берега.
{55} «Лонг-Лэнс» — длинная пика (пер. с англ.). Неофициальное наименование японских 24-дюймовых кислородных торпед типа «93», принятое в союзных флотах.
{56} Некоторые историки (С. Морисон, П. Далл) допускают грубую ошибку, приписывая малые потери в кораблях в ходе эвакуации военному таланту Р. Танаки. Его личные воспоминания о борьбе за Гуадалканал, опубликованные еще в 1956 г., не оставляют сомнения в том, что 2-й эскадрой в январе — феврале 1943 г. руководил уже не он.
{57} Еще в апреле 1942 г. Пэтч вместе с группой специалистов был направлен на Новую Каледонию для организации местных «вооруженных сил» на случай японской агрессии. Используя прибывавшие из США пополнения в офицерском и сержантском составе, а также местных добровольцев, ему удалось к осени 1942 г. сколотить полностью укомплектованную по штату дивизию, которую по предложению, высказанному одним сержантом на строевом смотре, назвали дивизией «Америкэл « («Americans in Caledonia» = «AmeriCal»). 2-й дивизией морской пехоты временно командовал бригадный генерал Альфонс Де Карре (по должности зам. командира дивизии). Настоящего командира дивизии пришлось оставить в Нумеа, т.к. он по званию был выше Пэтча, а на нарушение субординации американцы пойти не захотели.
{58} 4 января 1943 г. руководство наземными действиями на Гуадалканале возглавил штаб 14-го армейского корпуса. Командиром корпуса был назначен генерал Пэтч.
{59} Полный состав сил американского и японского флотов принимавших в событиях 29 января — 8 февраля 1943 г. смотрите в Приложении № 9.
{60} П. Далл указывает, что в состав соединения входил также авианосец «Дзуйкаку», однако более достоверные данные свидетельствуют о том, что в боевых действиях принимала участие только его авиагруппа, в то время, как сам авианосец продолжал оставаться в лагуне острова Трук.
{61} По сведениям П. Далла японского отряда состоял из 1 крейсера и 20 эсминцев.
{62} Ю. Ровер вместо последнего называет эсминец «Хамакадзе».
{63} Приводятся цифры из работы П. Далла. Ю. Ровер называет цифру эвакуированных равную 11706 человекам. Т. Хаттори пишет о 9800 вывезенных солдатах армии и 830 военнослужащих береговых частей ВМФ.
{64} В японском ВМФ в отличие от ВМФ других стран флоты были не территориальными, а скорее оперативно-тактическими объединениями кораблей. Согласно общего замысла 1-й, 2-й и 3-й флоты предназначались для совместных действии в едином сражении. При этом 1-й флот выполнял роль главных сил, предназначенных для разгрома противника в артиллерийском бою, 2-й флот — передового соединения, 3-й являлся ударным авианосным соединением. 6-й флот являлся подводным, но по замыслу японского командования должен был взаимодействовать в бою с надводными кораблями. 4-й, 5-й и 8-й флоты являлись военно-морскими силами отдельных районов: 4-й — японских подмандатных территорий (Маршаловы, Марианские и Каролинские о-ва), 5-й — северных территорий (предназначался для действий против СССР в Японском море и захвата Алеутских о-ов), 8-й — доя действий во «внешнем районе Южных морей» (т.е. в р-не Соломоновых о-ов и Новой Гвинеи). В таблицу не включены силы, занятые в конвойной службе, защите судоходства и гаваней, учебные и тренировочные части, а так же соединения, занятые в ведении боевых действий в Китае.
{65} Осуществлял общее руководство силами прикрытия. Во время боя находился на совещании. Реально действиями южной группы руководил кэптен Бод (ВМФ США), командир крейсера «Чикаго».
{66} В боевых действиях 24 августа участия не принимала.
{67} По сведениям С. Морисона, вместо ЭМ «Минегумо» в состав дивизиона входил ЭМ «Ямагумо», что менее вероятно.
{68} В ходе операции присоединилась к Главным силам Передового соединения.
{69} По сведениям С. Морисона, вместо 16-го ДНЭМ была часть 19-го ДНЭМ (ЭМ «Сикинами», «Уранами»). Однако 19-й ДНЭМ на тот момент входил в состав 3-й ЭЭМ 1-го флота и никак не мог входить в состав 3-го флота.
{70} По сведениям С. Морисона, в состав авангардной группы кроме того входила часть 16-го ДНЭМ (ЭМ «Акидзуки», «Хацукадзе», «Юкикадзе»).
{71} После обстрела аэродрома Хендерсон-Филд в ночь на 25 августа эсминцы присоединились к Оккупационному соединению.
{72} Находилась в нескольких милях севернее района боя, но участия в нем не принимала.
{73} Непосредственно в сражении не участвовала.
{74} Мнения относительно названия третьего ЭМ в 4-м ДНЭМ расходятся. С. Морисон утверждает, что это был «Хамакадзе» из состава 17-го ДНЭМ, П. Далл — «Ямакадзе», потопленный четыре месяца тому назад. Составители книги «Кампании войны на Тихом океане» утверждают, что его не было вовсе.
{75} В течение 8-12 ноября в охранении соединения находились КРТ «Пенсакола», «Портленд», ЭМ «Бартон», «Монссен» и «О'Бэннон» из состава группы TG 67.4.

«Хелена» — корабли, принимавшие участие в первом морском бою у Гуадалканала.

«Бенхэм» — корабли, принимавшие участие во втором морском бою у Гуадалканала.

{76} Численность авиации дана на вечер 13.11.42.
{77} В связи с высоким риском действий у Гуадааканала, японское командование объявило о формировании добровольных частей и подразделений ВМФ для выполнения особо важных и ответственных задач. Служить в «добровольных» частях считалось почетным среди личного состава, что впоследствии натолкнуло японское командование на мысль о формировании специальных частей смертников.
{78} Осуществил доставку снабжения американским войскам на о. Гуадалканал 30-31.01.43.
{79} Осуществил доставку снабжения американским войскам на о. Гуадалканал 4-5.02.43.
{80} Подверглось нападению японской авиации 29 и 30.01.43.
{81} Тяжело поврежден японской авиацией вечером 29.01.43, потоплен японской авиацией при буксировке днем 30.01.43.
{82} Поврежден японской авиацией днем 30.01.43.
{83} Принимала участие в бою с японской авиацией 30.01.43.
{84} Потоплен японской авиацией днем 1.02.43.
{85} Находился в районе о. Онтонг-Джава 31.01 — 7.02.43.
{86} Названия крейсеров приводятся по расчетным данным, исходя из общего числа принимавших участие, мест дислокации и информации о предшествующих повреждениях.
{87} Приведен состав только тех сил, что принимали участие в эвакуации.
{88} Повреждены американской авиацией 4.02.43.
{89} Повреждены американской авиацией 4.02.43.
{90} Повреждены американской авиацией 4.02.43.
{91} Тяжело поврежден американской авиацией 1.02.43.
{92} Повреждены американской авиацией 7.02.43.
{93} Подорвался на минах и затонул 1.02.43.
{94} Повреждены американской авиацией 7.02.43.
{95} Повреждены американской авиацией 7.02.43.
Список иллюстраций