Предисловие
Великая Отечественная война, в ходе которой Вооруженные Силы СССР нанесли сокрушительное поражение германскому вермахту, явилась тяжелым испытанием для всего Советского государства. В годы войны погибло более 20 млн. советских людей, были разрушены сотни городов, тысячи сел и деревень, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Большие потери понес морской транспорт страны, осуществлявший на протяжении всей войны воинские и народнохозяйственные перевозки на внутренних и внешних морских сообщениях в зонах военных действий. Транспортные суда активно участвовали в оборонительных и наступательных операциях Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР на приморских направлениях. Они перевозили к фронту войска, боевую технику, боеприпасы и продовольствие; вывозили с суши изолированные группировки войск; эвакуировали раненых бойцов, население, промышленное оборудование; перевозили народнохозяйственные грузы на Черном, Азовском и Каспийском морях, в Арктике и на Дальнем Востоке; доставляли из стран антигитлеровской коалиции военную технику и другие стратегические грузы. Многие транспортные и вспомогательные суда, переоборудованные в боевые корабли, вошли в состав Военно-Морского Флота.
Выполняя задания военного командования или следуя с народнохозяйственными грузами, транспортные суда преодолевали минные поля, подвергались многочисленным налетам фашистской авиации, нападению вражеских подводных лодок и надводных кораблей. Сотни судов в годы войны получили повреждения от взрывов бомб, мин, торпед, артиллерийских снарядов противника. За период Великой Отечественной войны погибло и было утрачено 329 транспортных и вспомогательных судов общей грузоподъемностью около 700 тыс. т, а также много других плавсредств (несамоходных барж, катеров, шхун). В разных районах морей и океанов находятся братские могилы советских моряков.
Основное назначение Справочника дать работникам морского флота документально обоснованный перечень судов, погибших в годы Великой Отечественной войны, с указанием, по возможности, точного места гибели и количества погибших людей для отдания им почестей в памятных местах, а также для использования приводимых данных в справочно-исторической и воспитательной работе.
В Справочник включены транспортные и некоторые служебно-вспомогательные суда Минморфлота грузоподъемностью более 100 т. О гибели малотоннажных и несамоходных судов указывается лишь в том случае, если она сопровождалась значительными человеческими жертвами.
Настоящий Справочник подготовлен сектором истории морского транспорта Государственного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института морского транспорта «Союзморниипроект» на основании приказа министра морского флота от 28 июля 1986 г. № 123. Это первая попытка систематизировать потери флота в период Великой Отечественной воины.
В ходе подготовки Справочника было изучено и проанализировано большое число документов центральных архивов страны (ЦГАНХ, ЦВМЛ, ЦА ММФ), просмотрены многие советские и иностранные военно-исторические труды, статьи из периодической печати. Использованы также материалы о гибели судов, представленные некоторыми морскими пароходствами, морскими музеями, Научно-исследовательской исторической группой ВМФ. Ссылки на архивные и печатные источники (с пометкой порядкового номера литературного источника) в сокращенном виде указываются в ходе изложения материала по каждому судну. Полное наименование источников приводится в качестве приложения в конце Справочника.
В процессе исследования выяснилось, что данные о дате, месте, обстоятельствах гибели и числе жертв по некоторым судам, приведенные в одних источниках, отличаются от данных, содержащихся в других материалах. Авторы оставляли в этих случаях наиболее вероятные, по их мнению, цифры, координаты, количество погибших либо приводили альтернативные данные. По некоторым судам удалось отыскать лишь краткие упоминания об их гибели, указанные в одном источнике. По этим причинам авторский коллектив не исключает возможности отдельных ошибок и неточностей и надеется, что ветераны флота, историки, краеведы помогут в дальнейшем уточнить и дополнить многие сведения о погибших судах и их экипажах, установить недостающие фамилии капитанов.
Сведения о погибших судах помещены в Справочнике в пяти разделах, охватывающих определенные морские бассейны и районы Мирового океана. Внутри каждого раздела погибшие суда размещены в хронологическом порядке.
Названия и другие данные о судах даются, как правило, так, как они указаны в регистровых книгах и других официальных документах. По судам, переоборудованным в ходе войны в боевые корабли, приводятся их военные названия.
Принадлежность судна тому или иному пароходству дается в основном па начало Великой Отечественной войны. При необходимости указывается в скобках пароходство или флот, которому погибшее судно было передано во временное подчинение. Необходимо иметь в виду, что после эвакуации флота из Риги и Таллинна Латвийское и Эстонское пароходства временно перестали существовать и их суда до конца войны были подчинены Балтийскому морскому пароходству, а на Черном море в июле 1941 г. было создано единое Черноморско-Азовское бассейновое управление (ЧАБУ), которому к лету 1942 г. подчинялись суда всех пароходств бассейна.
Название географических пунктов указано в основном по Морскому атласу (Морской атлас. Т.1. М.: Морской Генеральный штаб, 1950). Для уменьшения объема Справочника в тексте используются сокращения многих технических и географических терминов, названий типов и классов судов и кораблей, пароходств, соединений ВМФ. Список условных сокращений дается в начале Справочника.
Для удобства пользования Справочником в нем в качестве приложений помещены указатели судов и кораблей, а также фамилии капитанов и других участников событий.
Отзывы, замечания и дополнения по Справочнику авторы просят сообщать по адресу: 125319, Москва, А-319, Большой Коптевский пр., д. 6, Союзморниипроект, сектор истории морского транспорта.