Содержание
«Военная Литература»
Военная история
Примечания
{1} История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945. М., 1960. Т. 1. С. 409.
{2} История Коммунистической партии Советского Союза. М, 1970. Т. 5. Кн. 1. С. 58.
{3} Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1947. С. 26.
{4} Коммунист, 1967, № 1. С. 23.
{5} Там же. 1982. № 10. С. 84–85.
{6} Социалистическое народное хозяйство СССР в 1933–1940 гг. ML, 1963. С. 531.
{7} Страна Советов за 50 лет. Сб. статистических материалов. М., 1967. С. 119.
{8} История второй мировой войны. 1939–1945. М, 1974. Т. 3. С. 386.
{9} СССР в борьбе против фашистской агрессии. 1933–1945. М., 1976. С. 256.
{10} Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. М, 1985. С. 81.
{11} История второй мировой войны 1939–1945. Т. 3. С. 283.
{12} Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. С. 171.
{13} Институт российской истории РАН (далее ИРИ РАН). Документы и материалы. Инв. № 148. Л. 82.
{14} Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.). М., 1988. С. 85.
{15} Вознесенский Н. Указ. соч. С. 38.
{16} Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. М., 1968. Т. 3. (1941–1952). С. 44–48.
{17} История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945. М.,1961. Т. 2. С. 142.
{18} Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 4372. Оп. 923. Д. 28. Л. 1, 88.
{19} Там же. Л. 1–2.
{20} История второй мировой войны. 1939–1945. М., 1975. Т. 4. С. 149.
{21}Поступавшие на фронт танки Т-34 уже в первые месяцы войны продемонстрировали свое тактико-техническое превосходство над германскими боевыми машинами T-IV, которые были более уязвимыми в отношении брони, имели короткоствольное орудие и обладали меньшей маневренностью. Желание выпускать точно такие же танки, по свидетельству танкового стратега вермахта генерала Г. Гудериана, не встретило поддержки у немецких конструкторов. Их смущало не отвращение к подражанию, а невозможность производства с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно дизельного двигателя; уступала и германская сталь.
{22} Оружие победы. 1941–1945. М., 1985. С. 154; История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945. Т. 2. С. 161.
{23} История второй мировой войны. 1939–1945. Т. 4. С. 158.
{24} Там же. М., Т. 5. С. 48
{25} Фойхтер Г. История воздушной войны в ее прошлом, настоящем и будущем. М., 1956. С. 164.
{26} История второй мировой войны. 1939–1945. Т. 4. С. 150.
{27} Там же. С. 150, 151, 158.
{28} Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны. С. 119.
{29} Вознесенский И. Указ. соч. С. 42.
{30} История второй мировой войны. 1939–1945. Т. 4. С. 151.
{31} Советский тыл в Великой Отечественной войне. М., 1974. Кн. 2. С. 123.
{32} Колесник А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны: Проблемы тыла и всенародной помощи фронту. М, 1982. С. 69.
{33} История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945. Т. 2. С. 498.
{34}В результате вражеского нашествия и эвакуации черная металлургия СССР временно лишилась в 1941 г.: – 124 коксовых батарей общим объемом 64589 м{3}; – 61 доменной печи общим объемом 42285 м{3}; – 204 мартеновских печей с общей площадью пода 5809 м{2}; – 16 больших конверторов; – 150 прокатных станов; – 14 трубопрокатных станов и др. (РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93. Д. 31. Л. 191). [22]
{35} Митрофанова А. В. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М., 1971. С. 112; История второй мировой войны 1939–1945. Т. 4. С. 14.
{36} РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93. Д. 31. Л. 186.
{37} Там же. Л. 187; Правда. 1943. 1 октября.
{38} Кравченко Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–9145 гг.). М., 1970. С. 109, 144; Великая Отечественная война. 1941–1945. Энциклопедия. М., 1985. С. 817.
{39} РГАЭ. Ф. Оп. 93. Д. 32. Л. 120.
{40} История второй мировой войны. 1939–1945. Т. 4. С. 154.
{41} РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93. Д. 31. Л. 183.
{43} Там же.
{44} Там же. Л. 178–179.
{45}28 июля 1941 г. СНК СССР принял постановление «О сохранении пенсий за пенсионерами, вернувшимися на производство». Пенсия сохранялась за весь период войны независимо от размера заработка пенсионеров на предприятиях. Это позволило привлечь значительное число пенсионеров на производство.
{46} История второй мировой войны. 1939~1945. Т. 4. С. 136.
{47} Там же. С. 144.
{48} См. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. С. 64.
{49} История СССР с древнейших времен до наших дней. М., 1973. Т. 10. С. 81.
{50} Экономика Советской Украины. 1965. № 4. С. 17.
{51} РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93. Д. 32. Л. 79.
{52} Там еж. Л. 72.
{53} Ковалев И. В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). М., 1981. С. 45.
{54} Военные сообщения за 50 лет. М., 1967. С. 46.
{55} Тыл Советской Армии. М., 1968. С. 122.
{56} РГАЭ. Ф. 4372. Оп. 93. Д. 28. Л. 8.
{57} Вознесенский Н. Указ. соч. С. 42; Архив Института военной истории МО РФ (далее ИВИ). Документы и материалы. Инв. № 819. Л. 389.
{58} Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф. 41. Оп. 27014. Д. 3. Л. 4–5.
{59} Архив ИВИ. Документы и материалы. Инв. № 819. Л. 406.
{60} Верт А. Россия в войне 1941–1945 (Пер. с англ.). М., 1967. С. 144.
{61} Куманев Г. А. Трудовой подвиг комсомола в Великой Отечественной войне. М., 1975. С. 16.
{62} Вознесенский Н. Указ. соч. С. 43.
{63} Вторая мировая война. Общие проблемы. М., 1966. С. 109; Вознесенский Н. Указ. соч. С. 50, 70.
{64} Типпельскирх К. История второй мировой войны (Пер. с нем.). М., 1956. С. 256.
{65} История второй мировой войны. 1939–1945. Т. 4. С. 158.
{66} Куманев Г. А. Указ. соч. С. 25.
{67} История второй мировой войны. 1939–1945. М., 1976. Т. 6. С. 342.
{68} Вторая мировая война. Краткая история. М., 1984. С. 297.
{69} Правда. 1975. 15 февраля.
{70} История Коммунистической партии Советского Союза. М., 1970. Т. 5. Кн. 1. С. 459.
{71} Шаги пятилеток. Развитие экономики. М., 1968. С. 124.
{68} Советский тыл в Великой Отечественной войне. М., 1974. Кн. 1. С. 114–115.
{72} Краткая история СССР. М., 1983. Ч. 2. С. 420.
{73} Werner Max. Attack can win in 43. Boston, 1943. P. 24–25.
{74} История второй мировой войны 1939–1945. М., 1982. Т. 12. С. 160, 161.
{75} Краткая история СССР. Ч. 2. С. 420.
{76} Там же.
{77} Правда, 1942, 8 июня.
{78}Вскоре после кончины В. М. Молотова (8 ноября 1986 г.) мне позвонила племянница П. С. Жемчужиной-Молотовой – Сара Михайловна – и сообщила, что, несмотря на продолжительную и тяжелую болезнь, Вячеслав Михайлович не забыл о своем обещании и незадолго до смерти просил передать мне свою книгу, пенсне с футляром и ручку, которой он подписывал много различных государственных и международных документов.
{79}Архив Президента РФ. Коллекция документов.
{80}Там же.
{81}Там же.
{82}Там же
{83}См. нашу статью «22-го, на рассвете...», опубликованную в газете «Правда» 22 июня 1989 г. Вскоре после ее опубликования мне позвонил один из старейших работников МИДа В. Д. Павлов. В кратком телефонном разговоре (Павлов был тяжело болен) он подтвердил рассказ Микояна, добавив: «Почитайте воспоминания бывшего советника германского посольства Хильгера, который пишет примерно о том же».
{84}Роковые решения. (Пер. с англ.). М., 1958. С. 114–115.
{85}Надо иметь в виду, что после того, как началась война, в Красную Армию было передано значительное количество автомашин, находившихся до этого в эксплуатации хозяйственных органов.
{86}На бакинских заводах вырабатывался бензин, не пригодный для использования в авиации. Поэтому для повышения октанового числа отечественного бензина его смешивали в известной пропорции с импортным, и он становился пригодным для самолетов.
{87}Там же.
{88}Архив Президента РФ. Коллекция документов. Папка 16. Д. «О железнодорожных перевозках. – 1941 г.».
{89}Там же.
{90}Архив Президента РФ. Коллекция документов.
{91}Там же.
{92}Там же.
{93}Там же.
{94}Архив Президента РФ. Коллекция документов.
{95}Там же.
{96}Там же.
{97}Там же.
{98}Здесь А. И. Шахурин допустил небольшую неточность: с Ф. марта 1941 г. председателем Госплана СССР был М. З. Сабуров. Н. А. Вознесенский вновь возглавил Госплан СССР 8 декабря 1942 г. – Прим. авт.
{99}Архив Президента РФ. Коллекция документов.
{100}Там же.
{101}Там же.
{102}Там же.
{103}Там же
{104}Там же
{105}Генерал армии А. В. Хрулев скончался после продолжительной болезни 9 июня 1962 г.
{106}Архив Президента РФ. Коллекция документов.
{107}Демидов В. И. Снаряды для фронта. Л., 1985. С. 112.
{108}Военно-исторический журнал. 1986. №11. С. 46.
{109}Яковлев Н. Д. Об артиллерии и немного о себе. М., 1981. С. 79–80.
{110}ГАРФ. Ф. 7516. Оп. 2. Д. 25. Л. 166.
{111}Архив Президента РФ. Коллекция документов.
{112}Там же.
{113}Там же.
{114}Нарком вооружения СССР Б. Л. Ванников был освобожден из тюрьмы 25 июля 1941 г. – Прим. авт.
{115}25 марта 1942 г. постановлением ГКО Л. М. Каганович, освобожденный с должности наркома путей сообщения, поскольку «не сумел справиться с работой в условиях военной обстановки», был назначен заместителем председателя Транспортного комитета при ГКО. – Прим. авт.
{116}Архив Президента РФ. Коллекция документов. Папка № 17. Д. «О железнодорожных перевозках». 1942 г.
{117}Там же. Папка № 18. Д. «О железнодорожных перевозках». 1943 г.
{118}Частота электротока – число полных изменений циклов за единицу времени. – Прим. авт.
{119}АРФ. Ф. 7964. Оп. 2. Д. 260. Л. 33.
{120}Там же. Д. 747. Л. 7.
{121}Архив Президента РФ. Коллекция документов.
{122}АРФ. Ф. 7964. Оп. 2. Д. 277. Л. 103.
{123}Там же. Д. 843. Л. 98.
{124}Известия. 1943. 10 декабря.
{125}Там же.
{126}Там же.
{127}Там же.
{128}Великая Отечественная война 1941–1945. Энциклопедия. М., 1985. С.778.
{129}Архив Президента РФ. Коллекция документов.
{130}Там же.
{131}Подробнее об этом см. в тексте о Л. М. Кагановиче.
{132}См. Куманев Г. А. Рядом со Сталиным: откровенные свидетельства. М, 1999. С. 443.
Дальше