Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Общие выводы о зимних действиях в горах

Влияние зимы на действия отдельных родов войск

Эрзерумская операция, проведенная армией в горах в период многоснежной суровой зимы, позволяет сделать ряд ценных выводов для современности.

В общем снег и большие морозы в горных условиях вносят ряд крупных коррективов в действия всех родой войск.

В горах Ближнего и Среднего Востока зимние условия находят особенно яркое выражение. Причина этого явления заключается в том, что все области, расположенные в бассейне Средиземного моря и примыкающих к нему зонах, находятся под воздействием зимних осадков, относящихся к так называемому океаническому типу. Вследствие этого те, например, 600 мм осадков, которые выпадают в Московской зоне в виде дождя и снега, сравнительно равномерно в течение целого года, в горах Востока выпадают, главным образом, зимой в виде снега, образующего мощный покров, который оказывает очень большое влияние на боевые действия, прерывая на много дней связь между соседними боевыми участками и колоннами. Вслед за буранами в долинах наступают ясные и тихие морозные дни. Вследствие резкой разницы температуры на солнце и в тени южные склоны гор нагреваются сильнее северных, и в местностях с крутыми скатами горных массивов наблюдаются частые и внезапные снежные оползни и обвалы.

Если не принять мер к сохранению в этот период гужевого и вьючного транспорта, это может сильно отразиться на боеспособности армии.

Так, в результате тяжелого зимнего периода 1916–1917 гг. Кавказская армия, испытывавшая большие лишения вследствие убыли транспортных животных, к весне 1917 г. растаяла почти наполовину, а затем за первые 18 дней апреля 1917 г. из боевого состава только пехоты выбыло из строя до 30 000 человек [155] от цынги и тифа, что составило 20% пехоты, а всего, начиная, с января и до 20-х чисел апреля 1917 г., убыло до 50% бойцов.

Малейшее упущение в подготовке войск (одежда, обувь, топливо, шатры, продовольствие и т. п.) может отразиться на войсках самым пагубным образом.

Зима в горах Среднего Востока сурова (20–35°) и продолжительна. На высотах в 2500–3000 м и выше она продолжается, например, с октября по конец апреля и сопровождается частыми буранами и обильным снегопадом. Слой снега на таких высотах достигает обычно 4–6 м, а в ущельях — 15–20 м.

Короткие зимние дни влияют на боевые действия в сторону уменьшения размаха боя. Снежный покров резко изменяет свойства местности, сравнивая незначительные неровности, служащие в обычное время укрытиями и подступами. Засыпанные мощным многометровым слоем снега овраги и рытвины на склонах гор и в долинах представляют трудные препятствия, которые войска, действующие без лыж, преодолевают с большим напряжением. Поэтому наибольшую мобильность в течение этого тяжелого времени года сохраняет только пехота, при условии если она поставлена на горные лыжи. Вместе с тем пехота должна быть снабжена соответствующими предметами обмундирования и горным снаряжением.

Некоторые из огневых средств ее, как, например, станковые пулеметы, будет затруднительно использовать в глубоком снегу по бездорожью. Ручные гранаты при мощном слое снега найдут более редкое применение.

Если горный рельеф благоприятствует применению лыж, то отборные лыжные части пехоты надлежит широко использовать для смелых обходов и охватов.

Передвижение артиллерии, даже горной, может оказаться в горах зимой практически невыполнимым без помощи пехоты. Часто придется протаскивать материальную часть и боеприпасы на салазках, которые будут тащить лыжники.

Зимой для артиллерии крайне затруднен выбор огневых позиций, так как обычные позиционные районы в нешироких долинах, в лощинах и им подобных укрытиях больше всего заносятся снегом; поэтому при установке орудий потребуются большие работы по расчистке снега, который часто придется отрывать до грунта для придачи устойчивости орудиям. Артиллерия будет сильно демаскировать свое расположение при стрельбе, оставляя след на снегу. При большой толщине снега снаряды производят при разрыве незначительное действие, что часто затруднит корректирование огня, даже при помощи авиации. Кроме того, белые разрывы снарядов плохо заметны на белом фоне снега на горной местности, пересеченной ущельями, почему желательно применение снарядов, дающих при разрыве цветные дымы, например, кирпичного цвета (австрийские шрапнели).

Зимой в горах артиллерийское наблюдение встречает большие затруднения. Так называемый «артиллерийский рассвет», не [156] совпадающий иногда с астрономическим, может и не наступить в течение целого дня: вследствие тумана, метели, дымки и т. п.

Артиллерийская разведка зимой затруднена и стеснена (трудность движения в снегу в теплой одежде и т. п.). Связь по той же причине замедляется. Время развертывания артиллерия и время открытия огня увеличиваются.

Конница при глубине снега свыше 30 см совершенно не может действовать в конном строю. Необходимость укрывать от снега и стужи не только личный состав, но и лошадей, привязывает конницу к населенным долинам. Эти соображения, а также невозможность регулярной работы тыла на данном направлении определяют численность конницы, которую возможно привлечь для выполнения оперативных задач в зимний период в горах.

При глубине снега менее 50 см скорость движения танков в долинах и на горных плато вообще не уменьшается. Если же снег лежит плотным влажным слоем более 50 см, то без особых приспособлений танки быстро теряют скорость. Легкие танки при глубине снега в 50–60 см дают скорость всего до 10 км, а при 60–70 см — до 8 км в час. Применение приспособлений увеличивает скорость очень значительно. При глубине снега 100–120 см и более движение очень затруднительно, и скорость падает до 4–6 км в час. Танкетки при снежном покрове в 40–50 см двигаться почти не могут.

Бронеавтомобили при глубоком снеге действовать не в состоянии, поэтому они могут быть использованы только на укатанных дорогах. При толщине снежного покрова в 30–35 см движение автомашин без лыжных установок становится почти невозможным. Холод резко влияет на моторы автомашин, бронечастей и самолетов. Заводка моторов затрудняется и требует иногда подогревания. Смазка густеет. Вода в радиаторах замерзает, что может привести к порче их. Нормы летной работы уменьшаются.

Использование бронепоездов найдет место на редкой железнодорожной сети в горах, но она, имея большое количество искусственных сооружений, легко может быть разрушена авиацией противника.

В зимних условиях на горных плато (неовражистых) могут получить боевое применение аэросани.

Боевое использование авиации в горах в зимних условиях в ясные дни особых затруднений не встретит, причем аэрофотографирование на белом фоне дает самые положительные результаты. Однако, частые снегопады, большие морозы и туманы крайне стесняют работу авиации и делают ее даже новозможной. По этой же причине будут стеснены действия штурмовой авиации. Кроме того, глубокий снег уменьшает разлет осколков; наряду с этим взрывы бомб мотут вызвать оползни, лавины и обвалы снежных карнизов.

Выбор и использование аэродромов и посадочных площадок зимой в горах в значительной мере затрудняется. [157]

Что касается использования химоружия, то вследствие физических свойств ОВ стойкость большинства их зимой больше, чем летом. Однако, частые снегопады и метели в горах, снежные обвалы в ущельях и т. п. крайне затрудняют использование химередств. Индивидуальная защита от ОВ сильно осложняется (обледенение шлема, клапанов и т. п.).

Низкие зимние температуры отрицательно сказываются на использовании жидких дымообразующих веществ, обладающих недостаточно низкими точками плавления. Ряд дымообразователей не может быть применен в зимнее время из тех соображений, что вещество или замерзает, что исключает возможность его распыления как жидкости, или настолько повышает свою вязкость, что распыление вещества становится затруднительным. Это делает почти невозможным применение таких веществ в зимнее время, так как требуется предварительное подогревание вещества.

Для использования дымовых шашек температурные колебания воздуха не имеют большого значения, поскольку для них влажность воздуха не играет заметной роли.

Так как в горных условиях зимой войска группируются, главным образом, в полосе долин, где располагаются селения, то в этих селениях во фронтовой полосе обычно наблюдается накопление войск, которые, ища убежища от холода, занимают все помещения до нежилых включительно. Вблизи этих же селений или лагерей из утеплённых шатров, юрт и палаток создаются запасы топлива, а если вблизи находятся коновязи для конского состава, то и запасы фуража, сена, соломы и пр., обычно покрытые лишь брезентами. Все это может явиться объектами авиации противника; в особенности серьезна угроза применения противником зажигательных средств с целью изнурить расквартированные войска, лишив их тех или иных помещений и собранного топлива.

Наиболее трудноуязвимы для зажигательного оружия землянки; однако, противник может применить против них химическое оружие с самолетов. Это требует большого внимания мерам как противопожарной защиты, так ПХО и в особенности ПВО. Зимой противогаз особенно стеснит работу, так как стекла потеют и их трудно протирать; кроме того, в высокогорных районах и нa подъемах действовать в противогазах вообще тяжело, что в значительной мере отражается на производительности всей работы.

Маскировка бойцов на снегу достигается белыми халатами, однако, последние маскируют лишь мелкие группы. Более крупные силы замаскировать халатами трудно. В коннице целесообразна маскировка лошадей белыми покрывалами, оставляющими ноги свободными. Автомобили, бронемашины и танки следует окрашивать в белый цвет или камуфлировать их в зимние тона.

При наступлении в рассматриваемых условиях большое применение найдут инженерные части, Они будут использованы, [158] главным образом, в предвидении наступления для разработки путей, для скальных работ, а также для руководств три других видах работ. В маневренной войне эти войска также окажут крупные услуги по устранению заграждений в горах, например, снежных лавин, которые значительно тормозят действия наступающего.

Обвал снежных масс в горах можно устроить, обрушивая на них с более высоких точек земляные или снеговые глыбы, обломки скал или камней. Заграждения в виде лавины или обрушивания снежных карнизов могут быть устроены путем взрыва мин. Для этого взрывчатые вещества вкладываются в соответстующую оболочку, вокруг которой кладутся куски дерева для увеличения силы взрыва.

Для устройства препятствий отступающий противник может отводить в горах небольшие ручейки и водные источники, с тем чтобы во время мороза они заливали, на большом протяжении трудные крутые подъемы или спуски скатов; этим в значительной мере будет усложнено движение наступающего, в особенности же перевозка его грузов.

Промерзший грунт в горах, обычно каменистый, крайне затрудняет устройство фортификационных сооружений. К тому же при морозе успех работы снижается в три раза против летних условий. Вследствие этого войска прибегают к устройству укрытий и окопов из снега. Подобные работы при снабжении войск лопатами и другими соответствующими инструментами. протекают успешно. Кроме того, фортификационные сооружения из снега в меньшей степени демаскируют расположение войск.

Особенности применения средств связи

В отношении применения средств связи в горах следует отметить следующее.

Проволочная связь затрудняется, так как возможны частые разрывы проводов от нависшего снега и льда, а также, от буранов и морозов.

Во избежание порчи проволочной связи целесообразно применять особые полевые провода, рассчитывая высоту столбов таким образом, чтобы при выпадении самого глубокого снега нижний провод не касался его. Расстояние между столбами на высотах должно быть меньше, чем в долинах, где снежные бураны не обладают такой силой, как в гopax.

При оптической сигнализации белые сигналы и флажки заменяются красными или зелеными.

Работа звуковой сигнализации значительно ослабевает вследствие поглощения звуковых волн снегом.

Пешие посыльные работают на лыжах; работа конных посыльных значительно сокращается, иногда совершенно прекращается. [159]

Велосипеды, мотоциклы и обыкновенные автомобили непригодны в снегу и при гололедице. На хороших путях большое применение найдут гусеничные автомобили с заменой переднего колесного хода полозьями.

Зимой и метель и туман особенно широкое применение найдет радио. Однако, следует иметь в виду, что слишком близко расположенные хребты могут производить экранирующее действие, создавая явления электротени, и поэтому стеснят работу радио. Вообще же зимой радиосигналы принимаются лучше, нежели летом, когда особенно мешают частые атмосферные разряды в горах.

Германский устав предусматривает передачу ночью отражений света в горных озерах, на, глетчерах, на снежном покрове и на утесах, но таким образом, чтобы эти сигналы противник не мог перехватить.

Телеграфирование через землю на скалистой местности не дает результатов; если же через скалы проходит сплошной слой влажного грунта, то можно достигнуть хороших результатов. Большой дальности можно достигнуть также, если скалистый грунт покрыт снегом или льдом. При определении расстояния по звуку надо иметь в виду, что скорость звука зимой в воздухе уменьшается; так, например, при морозе в 10° по сравнению с температурой в 20° тепла скорость уменьшается на 19 м в секунду.

Зимнее снаряжение бойца и санитарные меры

Во вpемя зимних операций в горах нагрузку бойца необходимо облегчить путем изъятия некоторых предметов снаряжения. Общая нагрузка бойца вообще увеличивается вследствие ношения теплой одежды, полушубка, фуфайки, теплых перчаток, теплых носков и принадлежностей — очков и т. п. На увеличении нагрузки бойца скажутся также ракетные лыжи с альпенштоками и подковы (кошки) для восхождения на большие крутости и спуска с них.

Для борьбы с холодом следует снабжать бойцов двойным комплектом фуфаек, чтобы после усиленной мускульной работы они могли заменить сырую фуфайку. Кожаная обувь должна быть приспособлена для хождения в горах (толстая подошва с железными шипами). Валенки следует совершенно изъять из употребления в боевых частях, так как при хождении в горах этот вид обуви быстро изнашивается. Поэтому зимой, кроме обычно носимой обуви, каждый боец должен обязательно иметь пару легких теплых башмаков. Эта обувь надевается на отдыхе в то время, когда кожаная обувь сушится. Значительное количество обмороженных солдат Кавказской армии «теряло ноги» вследствие неисправной обуви. В этой же армии в сильные холода некоторые части перед надеванием обуви — сапог — наливали в них теплое свиное сало, предохранявшее от обмораживания конечностей. Обворачивание ног бумагой (обычно [160] газетой), помимо теплых портянок или чулок, не достигало цели, так как при ходьбе бумага быстро разрывалась.

Следует помнить, что в зимней обстановке в горах не так страшен снег и даже мороз, как пронизывающий ветер, особенно на перевалах и в ущельях.

Зимой свет, отраженный от снега на высотах в южных широтах, при интенсивном солнечном освещении, нестерпимо режет зрение. Случаи снежной слепоты и ожоги являются результатом отражения ледников и снега.

Во избежание этого рекомендуется применение очков-консервов. При первых приступах ослепления следует перевести пострадавших в темные помещения и лечить холодными примочками. В высокогорных районах, покрытых снегом, и на ледниках во избежание ожогов, получающихся вследствие отражения солнечных лучей, необходимо перед отправлением в путь смазать лицо, шею и руки вазелином или жиром.

При смачивании губ и особенно при курении на них могут образоваться нагноения.

Итальянская инструкция для действия войск в горах запрещает пить снеговую воду и есть снег, так как это не только не утоляет жажды, но увеличивает ее, вызывает заболевание желудка, воспаление легких и т. п.

В деле эвакуации санитарные учреждения встретятся в зимний период на горных театрах с большими трудностями. Вследствие малой плотности населения этих театров санитарные учреждения будут размещаться или в приспосабливаемых нежилых пристройках или в большинстве случаев в утепленных шатрах, перевозка которых в горах на вьюках затруднительна. Затем с целью обеспечения эвакуируемых в зимних условиях необходимо иметь в звеньях эвакуации дополнительные теплые вещи и торные лыжи для санитаров-носильщиков. Кроме того, потребуется создание более частой сети обогревательно-питательных пунктов, на путях эвакуации. Большое содействие в деле эвакуации окажут авиасанотряды. Вместе с тем должно быть особенно продумано устройство для пораженных ОВ обмывочных пунктов, которыми можно было бы бесперебойно пользоваться в суровый зимний период. Для этой цели должны быть использованы специальные утепленные шатры, юрты и палатки. Колесные санитарные транспорты на горных участках будут заменены вьючными. Некоторые участки допустят лишь переноску раненых. На таких участках фронта должно работать большое количество носильщиков.

Вследствие необходимости наступления в горах отдельными колоннами каждая из них должна иметь достаточное количество средств эвакуации.

Для санитарной службы особенно применимы собаки из породы сан-бернаров. В германских горных частях все собаки имеют особые попоны, предохраняющие их от дождя и холода. Горный паек в отношении калорийности, особенно зимой, должен в значительной мере превышать паек войск, действующих [161] на равнинных театрах. Большая физическая работа, постоянные лишения, борьба с холодом (на 100 м подъема средняя годовая температура падает на 0.5° С) и невзгодами — все это ведет к повышенному обмену веществ, к усиленным окислителыным процессам, к усилению деятельности кожных покровов и к увеличению аппетита. Алкоголь должен быть запрещен. При плохом питании замечается большая убыль от болезней, которым к тому же содействуют большая скученность, теснота в помещениях, вшивость и т. п. Поэтому банно-прачечные и дезинфекционные отряды должны зимой в горах широко развернуть свою работу.

Условия движения войск и обозов

Зимой в горах затруднительно движение не только вне дорог, но и по путям, особенно на перевальных участках, и по обледенелым карнизам и ущельям. Для расчистки дорог, особенно в период операций, необходимо назначение специальных команд, которым вверяются определенные участки дорог и перевалов. Для расчистки зимних дорог в зависимости от их ширины применимы специальные снегоочистители механической или конной тяги, лопаты и т. п. Полотно больших дорог и троп должно быть расчищено на всю ширину, или должны быть устроены местами разъезды. Расчистка полотна дорог зимой в горах почти никогда не может быть доведена до грунта; поэтому на нем остается примятый снег, становящийся при морозе скользким. Прохождение по такой дороге с подъемами мотоциклов, велосипедов и даже автомобилей становится чрезвычайно трудным.

Вьючные транспорты, не говоря о колесных (автомобили, повозки, двуколки, арбы), встретят большие затруднения в горах. При движении вьючного обоза по снегу надо животных чередовать так же, как и людей. В тех случаях, когда снег выше 30 см приходится отказываться от движения груженых мулов, ослов и лошадей. Чтобы они могли работать без перебоев, необходима регулярная расчистка путей специальными командами или же пробивка в снегах траншей.

Сотня людей, двигающихся на ракетных лыжах, может иногда создать тропу, достаточную для прохождения груженых мулов.

Вьючные транспорты могут работать по таким путям лишь с уменьшенной нагрузкой и лишь в том случае, если лошади, ослики и мулы подкованы на острые шипы; то же относится к упряжным транспортам (преимущественно сани). Верблюжьи транспорты в горах зимой, особенно на обледенелых дорогах, совершенно неприменимы. Большую пользу в этих условиях окажут гусеничные автомобили, особенно при замене переднего колесного хода полозьями. Опыты, произведенные в Альпах и Пиренеях с автомобилями типа «Ситроэн», снабженными полозьями и на гусеницах Кегресс, показали, что движение их с грузом возможно не только по обледенелым дорогам, но и по крутым скатам, покрытым свежевыпавшим снегом. [162]

Гусеничные автомобили особенно пригодны:

а) в качестве снегоочистителей при устройстве специального приспособления,

б) для буксировки саней по колесным дорогам (груз 5–6 т.) или для перевозки материальной части артиллерии, снарядов и эвакуации раненых;

в) для прокладки троп вне дорог и буксировки по ним саней с грузом.

Дороги, покрытые снегам толщиной в 30 см и более, непроходимы для колесного обоза; в таких случаях применяются сани. Последние должны иметь особый тормоз, который цепляется крючьями за поверхность дороги. Вместо тормоза иногда применяется цепь, которая подбрасывается под полозья. В тех случаях, когда путь движения вьючного транспорта завален снежной лавиной и толщина снега не допускает прорытия в нем траншей, при подходе к этому месту вьючных транспортов животных разгружают, связывают им ноги, укладывают на крепкий брезент и по очереди скатывают или протаскивают через снежную лавину при помощи веревок.

В горах Среднеазиатского театра, где даже летом встречаются перевалы, покрытые рыхлыми проваливающимися ледниками, для прохождения применяются кошмы. Последние стелются на снег или лед и постепенно снимаются сзади по мере прохода конными частями таких опасных мест.

При подготовке и расчете маршей зимой следует учитывать время, необходимое для преодоления не только подъемов и спусков, но и глубоких оврагов. При наличии на путях снега в 20 см скорость движения уменьшается на 15–25%; если же толщина рыхлого снега достигает 40 см, то скорость движения уменьшается на 35–50% против нормы. При глубине рыхлого снега в 50 см и более, т. е. когда люди начинают увязать выше колена, движение без лыж или без систематического «таранения» снега впереди идущими людьми и животными, или без отрывки траншей очень затруднено.

Особенно для этой цели пригодны ракетные лыжи; 25 бойцов, поставленные на таких лыжах в голове колонны, обеспечивают прохождение колонны даже по свежевыпавшему снегу. Для утаптывания снега на марше одно из хороших средств — гнать стадо рогатого скота перед колонной.

Лошадь в глубоком снегу идет с трудом, часто спотыкается и даже падает, почему скоро выбивается из сил.

При движении по снегу следует возможно чаще сменять передовые части, прокладывающие путь к снегу.

Человек может двигаться, не уставая, по снежной целине при глубине до 50 см не больше 3–4 минут, затем его следует сменять идущими сзади людьми. Полезно для этого устанавливать очередь и облегчать ношу частей, утаптывающих снег.

Если по условиям дорожной сети артиллерии приходится зимой совершать движение на колесах, то при неглубоком снеге следует высылать вперед конных, которые, идя рядом за лыжниками, [163] на ширину хода орудий пробивают и утаптывают две параллельные тропинки. Если впереди следует только пехота, то артиллерии надо обратиться к ней с просьбой, по возможности, следовать также в строю рядами. На подъемах и спусках артиллерия и обозы еще больше нуждаются в содействии войск, чем летом.

Как показал опыт мировой войны в Альпах, в трудногорной местности наиболее применимы легкие, овальные (ракетные) лыжи. Следует следить за тем, чтобы ракеты были хорошо подтянуты к ступням, и проверять это при остановках во избежание наминки пяток. Головные лыжники меняются через несколько минут. Для этого они, отступив в сторону так, чтобы следующие за ними оказались в голове, пропускают всю колонну роты и становятся в ее хвост. При таком движении на подъемах и спусках особенно важна выдержка «горного» соразмерного, как движение маятника, шага, рассчитанного по более слабым, которые должны следовать в хвосте колонны. При таких условиях тренированная горная пехота может итти в снегу 6–9 часов, причем в головной роте каждому придется быть в головном «таранящем» отделении, прокладывающем в снегу лыжный след, не более 10–15 минут. Предметы, необходимые для починки лыж, и спасательное имущество следуют в хвосте каждой роты.

Скорость движения на ракетных лыжах составляет, примерно, 2/3–3/4 нормальной в горных условиях. Во избежание заболевания запрещается во время марша пить холодную воду, есть снег, разговаривать и курить при подъемах.

Зимой головные и особенно охраняющие части, которые направляются в стороны от маршрута, следует составлять исключительно из лыжников; при глубоком снеге боец без лыж не может взобраться на боковые скаты долины.

Для облегчения движения по обледенелым скатам и вообще по очень крутым подъемам следует прикреплять к обуви железные «кошки».

При наступлении долинами следует опасаться снежных оползней. Надо очень внимательно изучать снежные напластования и рельеф окружающей местности, особенно если общая крутизна подъема превосходит 25°. Опасность от снежных лавин всегда меньше в начале зимы, когда неровности почвы (камни, скалы, бугры) еще не исчезли под покровом снега; она увеличивается к весне, когда вешние воды начинают проникать в толщу снега. Поэтому при исследовании состояния снега нельзя ограничиваться изучением верхних слоев.

В солнечный день между 10 и 16 часами или вообще при таянии снега мест, опасных в отношении снежных лавин, необходимо избегать. В предвесенний период достаточно перемены погоды, сильного ветра, движения людей и животных, даже легкого сотрясения в воздухе от выстрелов, чтобы вызвать падение лавин. Иногда такие лавины при известной конфигурации [164] местности достигают больших размеров и могут погубить колонну (отряд) или часть ее.

При наступлении в районах массового напластования снега, особенно по склонам, имеющим. 25° и более, где возможны оползни, следует избирать путь для движения без дорог по выпуклым местам, так как на них снег лежит обычно однородными слоями. Особенно следует избегать лощин, где давление масс снега непостоянно, так как в пониженную сторону он обычно сползает.

Наиболее опасны лавины из свежего и сухого снега, так как трудно определить, где и когда они могут образоваться. Весенние лавины из старого снега меньше опасны, так как их обыкновенно можно предвидеть. Опасность падения лавин вообще возрастает с увеличением количества снега.

Рекомендуется, прежде всего, поискать обхода опасных мест, хотя бы это и повело к потере времени. Если этого сделать нельзя, надо постараться вызвать падение лавин раньше, чем начнется наступление. Это легко достигается несколькими очередями пулеметного огня. Если по каким-либо соображениям выполнить этого нельзя, надо стараться двигаться вдоль гребня, так как лавины обычно направляются по бокам. Увлеченный снежной лавиной должен стараться удержаться на поверхности снега при помощи рук и ног, двигая ими, как плавающий на воде. В этом случае необходимо постараться, сбросить с ног лыжи и ни в коем случае не бросать альпеншток. Находить унесенных лавиной значительно легче, если бойцы употребляют особую предохранительную тесьму яркого цвета (предпочтительно красного), которая прикрепляется к человеку одним концом и распускается при переходе через опасные места.

Если кто-либо будет поглощен лавиной, то следует немедленно отмечать это место и нащупывать утонувшего в снегу шестами. Во время спасательных работ, начатых немедленно после катастрофы, следует следить за скатам, откуда упала лавина, с тем чтобы сразу же подать тревожный сигнал работающим, на случай если за первой лавиной последуют другие. При безуспешности поисков надо приступить к отрывке траншей, помня, что если человек не получил серьезных повреждений и тепло одет, то он может находиться под снегом более 8 часов. Унесенный лавиной, если он находится в сознании и слышит шум работ по спасению его, должен стремиться поднять вверх альпеншток. Если работы по спасению оказались безуспешными, то на месте, где произошло несчастье, необходимо оставить наблюдение, так как возможно, что новая лавина сдвинет с места остановившуюся массу снега и при перемещении последней засыпанные окажутся на поверхности. В каждой роте, на случай необходимости отыскивать засыпанных снежной лавиной, следует иметь спасательный инструмент: лопаты, веревки, длинные шесты для нащупывания засыпанных, кирко-мотыги, факелы и фонари. [165]

Особую опасность представляют снеговые карнизы, образующиеся на гребнях гор в местах резких перегибов скатов и на краях плоскогорий и террас, окруженных крутыми стенками. В таких местах снег накапливается на поверхности скал; иногда он свисает, достигая нескольких метров толщины. Такие глыбы могут обрушиться совершенно внезапно, часто без видимой причины. Когда эти снежные массы обрываются, то нередко они идут не по линии, по которой прилегали к горе, но далее в глубь плоскогорья или перегиба ската. По этой причине тем, кто проходит в этот момент вблизи места образования снегового карниза, трудно предвидеть опасность. Поэтому, когда надо добраться до гребня горы, плоскогорья или до террасы, следует за 10–20 шагов начинать продвигаться с особой осторожностью, по временам испытывая снег палкой.

В большинстве случаев карниз при наступлении можно обойти. Если местность этого не допускает, то следует предварительно попытаться сбросить его вниз. Кроме того, необходимо избегать переходов по таким горным дорогам, над которыми нависают большие снеговые карнизы, особенно при порывистом ветре или сильном солнце. Если линия нависающих краев карнизов неправильна и образует зигзаги, то надо обратить особое внимание на карнизы, образующиеся в углах зигзагов, так как они обваливаются в первую очередь, увлекая за собой лавины. При движении по снежному ущелью или узкой долине следует придерживаться того края, который менее подвержен действию солнечных лучей.

При наступлении по водоразделам или по трудным тропинкам (карнизам) во время снежных буранов, а также в туман, следует иметь в колоннах падежных проводников, так как в это время горная местность изменяется до неузнаваемости. Особые меры предосторожности принимаются на узких трапах карнизов. Следует помнить, что наибольшую опасность для войск представляет зимняя буря в горах. Снежная и ледяная пыль проникает через малейшие щели одежды, сечет лицо и руки, мешает открывать глаза, холод сковывает ноги. Чтобы избежать неблагоприятных атмосферных влияний в горах в период операций, следует учитывать метеорологические условия на ближайшее время. Для этого необходимо широко организовать метеорологическую сеть и советоваться с представителями местного населения относительно предстоящей погоды. Горные жители по признакам, которые они наблюдают в течение многих лет, часто безошибочно предсказывают изменение погоды за один-два дня. Для ориентировки на высотах в метель и туман, помимо компаса, применим анероид. Войска должны научиться обращаться с ним и иметь его на снабжении во всех штабах, а также в ротах и выше. Зимой при низкой температуре следует избегать больших привалов или значительно сокращать их; малые же привалы для уравновешивания дыхания и пульса производить тем чаще, чем труднее путь. При определении остановок руководствоваться не только тактическими соображениями, но также [166] необходимостью избегать мест, где наиболее вероятны снежные лавины или каменные обвалы. Чтобы не студить людей на сквозняках в ущельях, целесообразно делать остановки в закрытых от ветра местах. При выборе остановок на большие привалы следует учесть наличие воды. Пользование снегом вместо воды приводит к излишнему расходу топлива, которое трудно доставать и перевозить в горах.

Расположение на отдых

Горные районы восточных театров слабо населены, к тому же жилища там часто весьма примитивны, а в зарубежных областях иногда крайне антисанитарны. Поэтому вопрос о расположении войск на отдых, особенно после длительных передвижений в зимней обстановке, приобретает особую остроту. Во время Эрзерумской операции русские части располагались на высотах и плато в шатрах местного (курдского) типа.

Войска должны уметь устраивать себе в горах из носимых полотнищ зимние палатки с двойными стенками, заполняя промежутки между ними, с целью утепления, мелкой соломой, оставшейся после молотьбы хлеба. Кроме того, требуется умение устраивать шатры-палатки из подручного материала и носимых полотнищ вокруг костров.

В крайнем случае войска сооружают себе в глубоком снегу (не менее 3 м) от основной траншеи боковые пещеры. В последних для подстилки применяются солома, ветви и т. д.

При ночевках в снеговых хижинах, особенно при сильных морозах, в каждой части должен оставаться усиленный наряд дежурных с целью контроля и периодического осмотра спящих, чтобы последние не подверглись опасности замерзания. Эта мера предосторожности особенно важна, если люди сильно утомлены. Дежурных следует снабжать фонарями.

Вопрос о топливе зимой в малокультурных безлесных нагорных областях приобретает особое значение. Частям Кавказской армии в период Эрзерумской операции вследствие малонаселенности района пришлось создать носимые запасы топлива — перед наступлением каждый боец нес по два полена дров, что, естественно, крайне отягощало людей. Помимо этого, войска использовали скудные запасы кизяка, который они находили на месте, а также дрова, подвозившиеся за сотни километров. В дальнейшем Кавказской армии пришлось, соорудив железные дороги, обратиться к разработке каменноугольных копей и к добыче нефти в районе Эрзерума.

В горной войне борьба за рубежи сводится к обладанию высшими точками, расположенными на 2 000–3 000 м выше уровня моря. Зимой на этих участках фронта особенно сказывается резкий холод. На скалистых высотах войска иногда не будут в состоянии устроить себе даже сносных землянок.

Доставка на эти высоты по тропам всего необходимого для войск связана с большими трудностями, если не имеется канатных [167] дорог. Особенно затруднителен подвоз громоздкого топлива — дров. Поэтому некоторые части на Кавказском фронте использовали «мангалы» (местного типа легкая переносная печь для приготовления пищи и обогревания; имеет вид ведра, обложенного внутри вдоль стенок камнем с глиной, внизу устроено поддувало); в качества топлива в них применяется древесный уголь, более удобный для перевозки, чем дрова. Достоинство «мангалов» — отсутствие дыма, демаскирующего войска. Недостаток «мангалов» — выделение в жилищах угара от угля.

Особенности тактических действий войск

Все приведенные выше особенности в применении войск в горах в зимних условиях особенно скажутся на сокращении темпа выполнения оперативных задач, на ограничении маневрирования в бою, на стеснении взаимодействия огнем, на невозможности широкого применения и поддержания связи между отдельно действующими оперативными группами.

Из всех перечисленных выше родов войск доминирующая роль в проведении зимних операций в горах принадлежит горной пехоте, поставленной на лыжи, авиации с применением самолетов горного типа, инженерным войскам и войскам связи. Применение остальной техники крайне ограничено.

Решающее значение в успехе операции принадлежит тылу, приспособленному для действий в указанных условиях.

Тщательности расчетов со стороны штабов всех категорий должно быть уделено особое внимание. Всякая импровизация, вместо методичного расчета, может пагубно оказаться на ходе операции.

Если части незнакомы с ведением войны в горных условиях и впервые попали на торный театр в зимний период, весьма желательно прикомандировать к штабам таких частей командиров, имеющих опыт боевых действий в горах. Как показал опыт Эрзерумской операции, эта мера сбережет войска, а главное — позволит вновь прибывшей части действовать более уверенно.

Наступающий всегда должен стремиться использовать маневры обхода или охвата; если же противник занимает сплошной фронт, то следует избрать горный участок для прорыва, позволяющий незаметно накопить на исходном рубеже превосходные силы. В данном случае обороняющийся, внезапно атакованный, окажется не в состоянии противостоять наступающему; оперативные же резервы обороняющегося на горном театре в условиях зимнего времени не успеют обычно подойти к этому атакованному участку. В таких условиях для наступающего, вклинившегося глубоко в полосу обороны, представляется возможность действовать на фланги и тыл соседних участков обороны, расстроить ее и угрожать сообщениям. Обычно наступающий избирает горный участок для прорыва, на котором обороняющийся не в состоянии вследствие свойств рельефа организовать прочную систему огня. [168]

Участки прорыва должны быть тщательно заблаговременно рекогносцированы.

При разведке оборонительной полосы противника главное внимание обращается на уточнение ее флангов, подступы, фланкирующие высоты, на слаба занятые участки оборонительной полосы (и причины их слабости) — как недоступные или труднодоступные, или вследствие трудности организации на них прочной системы огня.

Наступление целесообразно начать на второстепенных направлениях фронта, чтобы сковать и притянуть туда оперативные резервы противника, а затем внезапно обрушиться на избранном направлении главного удара, тщательно обеспечив его на флангах. Наступающему для парирования случайностей надлежит иметь сильный оперативный резерв, который мог бы сразу отразить создающуюся угрозу со стороны резервов обороняющегося и повернуть ход сражения в свою пользу. Как в период Кепри-кейского сражения, так и в период штурма Эрзерумского укрепленного района русское командование располагало в начале каждой из этих операций резервом, доходившим в пехоте до 1 армейского корпуса.

При наличии у противника сплошного фронта предпочтительно назначать для прорыва и развития успеха горные части, способные легко преодолевать пересеченную горную местность даже в зимних условиях.

В общем главнейшими условиями успеха зимних операций в горах являются: способность войск к широкому маневру на лыжах, мобильность их, высокая подготовка к самостоятельным действиям командиров решительно всех степеней, создание группировки соответственно условиям местности, введение противника в заблуждение относительно своего плана и внезапность действий.

Что касается обороняющегося, то в целях успеха он должен проявлять исключительную активность, умело используя сильные резервы; главное же — обороняющийся не должен принимать в армейском масштабе решительного сражения на горных рубежах, используя их для последовательной обороны, обращая при этом особое внимание на обеспечение операций как со стороны флангов, так и в отношении быстрого ограничения возможного прорыва франта.

В итоге наступление в зимних условиях в горах, судя по опыту Эрзерумской операции, должно преследовать, так же как и в обычное время года в горах, окружение и уничтожение противника. Это с тем большим успехом позволяют произвести имеющиеся в настоящее время технические средства борьбы.

Размах операции будет зависеть от характера данного горного театра и особенностей зимнего времени, но во всяком случае техника внесла ряд поправок, позволяющих рассчитывать на большую дальнобойность операции в очерченных условиях. Современная авиация позволяет более легко преодолевать те горные операционные направления, которые до сих пор считались [169] или труднодоступными, или совершенно недоступными для значительных сил. Однако, в то же время зимние операции в горах требуют тщательной и специальной подготовки всего личного состава, материальной части и в особенности тыла.

Зимняя тренировка войск, судя по протекшим на Кавказском фронте двум зимним армейским операциям — Сарыкамышской в 1914 г. и Эрзерумской в 1916 г., — позволит выполнить самые трудные задачи, не считаясь с теми препятствиями и преградами, которые создаются физико-географическими условиями на данном горном театре.

Зимние бои в горах требуют наивысшего напряжения с целью достижения решительных результатов в кратчайшее время, так как потери от замерзания могут возрасти до такой же степени, как и от огня неприятеля.

В горной войне главное требование от войск — подвижность и упорство. Наибольший успех ожидает их тогда, когда они преодолевают трудности неожиданно для неприятеля и когда им удается пройти через области, казавшиеся недоступными.

Не всякая войсковая часть, боеспособная летом, в такой же мере боеспособна зимой в горных условиях. Это зависит от того, несколько часть обучена переносить и наилучшим образом преодолевать трудности зимы в горах: мороз, глубокий снег, внезапные перемены погоды, обвалы и тр. Одним из основных вопросов при подготовке зимней операции будет вопрос учета особенностей материального обеспечения войск.

В итоге при выработке плана операции в зимних условиях в горах должны занимать первенствующее положение два фактора: расчет и твердое знание всеми командирами особенностей действий еойск в горах зимой. [170]

Дальше