Содержание
«Военная Литература»
Военная история

XXI. Общие выводы

Сарыкамышская операция, проведенная в армейском масштабе в горах в период многоснежной зимы, позволяет сделать ряд ценных выводов для современности.

В общем снег и большие морозы в горных условиях вносят ряд крупных коррективов в действия всех родов войск. Короткие зимние дни влияют на боевые действия в сторону уменьшения размаха боя. Наибольшую подвижность в течение этого тяжелого времени года сохраняет только пехота, при условии, если она будет поставлена на специальные горные лыжи. Вместе с тем пехота должна быть снабжена соответствующими предметами обмундирования, вплоть до маскировочной белой одежды, и специальным горным снаряжением, вплоть до очков-консервов. Некоторые из огневых средств ее, как, например, станковые пулеметы, будет затруднительно использовать в глубоком снегу, [155] по бездорожью. Ручные гранаты при мощном слое снега найдут сравнительно редкое применение. Если горный рельеф благоприятствует, то отборные лыжные части пехоты надлежит использовать для смелых обходов и охватов.

Передвижение артиллерии, даже горной, может оказаться в горах в зимних условиях практически невыполнимым без помощи пехоты. Часто придется перебрасывать материальную часть и боеприпасы на салазках, которые будут везти лыжники. При установке орудий потребуется большая работа по расчистке снега, который придется часто отрывать до грунта для придачи устойчивости орудиям. Артиллерия будет сильно демаскировать свое расположение при стрельбе, оставляя следы на снегу. При большой толще снега снаряды производят при разрыве незначительное действие, что часто затрудняет корректирование огня. Кроме того, белые разрывы снарядов плохо заметны на белом фоне снега в горной местности, пересеченной ущельями, почему желательно применение снарядов, дающих при разрыве цветные дымы, например кирпичный цвет (австрийские шрапнели).

Зимой в горах конница при глубоком снеге и малом количестве путей может быть использована в очень ограниченном размере. Необходимость укрывать от стужи и снега не только личный состав, но и лошадей, привязывает конницу к населенным долинам. Эти соображения определяют численность конницы, которую возможно привлечь для выполнения оперативных задач в зимний период в горах.

Мото-механизированные части, однако, могут найти применение в широких долинах или на платообразных хребтах, если глубина снежного покрова будет допускать их движение. Использование бронепоездов найдет место на редкой железнодорожной сети в горах, но, имея большое количество искусственных сооружений, железные дороги, легко могут быть разрушены авиацией противника. Однако работа последней будет сильно стеснена: частыми туманами, метелями, морозами, необходимостью расчистки редких аэродромов и площадок для спуска, трудностями ориентирования в занесенных снегом горах и пр. Аэрофотографирование на белом фоне дает самые положительные результаты. Эффект использования аэробомб будет несколько снижен в глубоком снегу.

Инженерные войска получают в это время года еще большее значение вследствие необходимости при наступлении в трудных условиях дорог разрабатывать перевальные участки, устраивать переправы через незамерзшие местами горные реки, устранять различные заграждения, которые [156] будут устраиваться противником на трудных участках местности, и пр.

В отношении применения средств связи следует отметить, что:

1) проволочная связь затрудняется вследствие возможных частых разрывов проводов от нависшего снега и льда, а так-же от частых буранов;

2) при оптической сигнализации придется заменить белые сигналы и флажки красными или зелеными;

3) работа звуковой сигнализации значительно ослабевает вследствие поглощения звуковых волн снегом;

4) пеших посыльных придется применять на лыжах; производительность конных посыльных значительно уменьшится или окажется совершенно невозможно использовать их;

5) для голубей необходимо организовывать отепление голубятен;

6) собаки могут применяться на всех путях, где снег утоптан;

7) велосипеды, мотоциклы и обыкновенные автомобили непригодны в снегу и при гололедице;

8) на хороших путях большое применение найдут гусеничные автомобили с заменой передних колес полозьями.

Для маскировки войск на исходных для наступления рубежах, кроме белых халатов, весьма полезно использование белой прозрачной (газовой) материи, натянутой на палки. Наземное и воздушное наблюдения вообще часто будут затруднены туманом, буранами, исчезновением многих ориентиров.

Для обогревания, во избежание демаскирования огнем и дымом, следует применять спиртовые или керосиновые печи и лампы, а также шатры-юрты лапландского и других типов.

Вследствие трудности наступления в горах нагрузку бойцов следует стремиться снизить.

Что касается работы тыла, то трудности перевозок часто ограничивают численность войсковых частей, могущих быть использованными в зимних условиях, почему особенно важно создание путей и использование на них технических двигателей или применение транспортной авиации.

Питание боя в зимних условиях осложняется необходимостью подачи боеприпасов вручную и на салазках (животные местами не пойдут). Вьючные животные, если снег превышает глубину 30 см, откажут в работе, пока для них не будут пробиты тропы.

Санитарные учреждения требуется отапливать,-отопление должно быть бездымное (спиртовые, керосиновые печи и [157] т. п.). Для санитарной службы особенно будут применимы собаки из породы сенбернаров.

При зимних операциях необходимо значительное увеличение калорийности пайка.

Эвакуация на носилках встретит серьезные трудности; большие услуги окажут сани, гусеничные автомобили и авиация. Больные и раненые должны быть тепло укрыты, на путях следования надо иметь частые промежуточные пункты для обогревания и подкрепления эвакуируемых горячей пищей и питьем.

Особое внимание необходимо обратить на то, что для бесперебойной работы тыла потребуется регулярная расчистка дорог, преимущественно деревянными лопатами. На перевалы и трудные участки надо назначать комендантов с командами и со средствами для организации ПВО и ПХО.

Горные хребты, занесенные глубоким снегом, создают разобщенные операционные направления, вызывающие дробление войск на колонны, способные самостоятельно решать оперативные задачи.

Зимние условия в горах могут вызвать, главным образом, сокращение темпа выполнения оперативных задач, ограничение маневрирования в бою, затруднительность взаимодействия огня и движения и применения в широком масштабе техники, трудность развертывания больших сил, затруднительность перемены направления и поддержания связи между отдельно действующими оперативными группами. Из всех перечисленных выше родов войск доминирующая роль в проведении зимних операций в горах принадлежит горной пехоте, поставленной на лыжи, и авиации с применением самолетов горного типа.

Решающее значение в успехе операции принадлежит тылу, приспособленному для действий в указанных условиях.

Тщательности расчетов со стороны штабов оперативных групп при выработке плана операции должно быть уделено особое внимание. Всякая импровизация вместо методического расчета может пагубно отразиться на ходе операции. В итоге при выработке плана операции должны занимать первенствующее положение два фактора: расчет и твердое знание всеми командирами особенностей вождения войск в горах в зимних условиях.

Изучение Сарыкамышской операции в значительной мере способствует усвоению главнейших факторов, сказывающихся на действиях войск в указанной обстановке. [158]

Дальше