Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Приложения

Документы

Наступление фашизма и задачи Коммунистического Интернационала в борьбе за единство рабочего класса против фашизма (из резолюции по докладу тов. Димитрова, принятой VII конгрессом Коминтерна 20 августа 1935 г.)

I. ФАШИЗМ И РАБОЧИЙ КЛАСС

1. VII конгресс Коммунистического Интернационала констатирует, что следующие основные изменения в мировом положении определяют расстановку классовых сил на международной арене и задачи мирового рабочего движения:

а) Окончательная и бесповоротная победа социализма в Стране советов, победа всемирного значения, гигантски поднявшая могущество и роль СССР как оплота эксплуатируемых и угнетенных всего мира и воодушевляющая трудящихся на борьбу против капиталистической эксплуатации, буржуазной реакции и фашизма, за мир, за свободу и независимость народов.

б) Крупнейший в истории капитализма экономический кризис, из которого буржуазия пыталась выйти путем разорения народных масс, обрекая на голод и вымирание десятки миллионов безработных, снижая до неслыханных размеров жизненный уровень трудящихся. Несмотря на рост промышленного производства в ряде стран и увеличение прибылей финансовых магнатов, мировой буржуазии в общем не удалось ни выйти из кризиса и депрессии, ни задержать дальнейшего обострения противоречий капитализма. В некоторых странах (Франция, Бельгия и др.) кризис продолжается, в других перешел в состояние депрессии, а в тех странах, где производство перешагнуло докризисный уровень (Япония, Англия), назревают новые экономические потрясения. [336]

в) Наступление фашизма, приход к власти фашистов в Германии, рост угрозы новой мировой империалистической войны и нападения на СССР, посредством которых капиталистический мир ищет выхода из тупика своих противоречий.

г) Политический кризис, выразившийся в вооруженной борьбе рабочих в Австрии и Испании против фашистов, которая не привела еще к победе пролетариата над фашизмом, но помешала буржуазии упрочить свою фашистскую диктатуру; мощное антифашистское движение во Франции, начавшееся с февральской демонстрации и всеобщей стачки пролетариата в 1934 г.

д) Революционизирование трудящихся масс во всем капиталистическом мире, происходящее под влиянием победы социализма в СССР и мирового экономического кризиса, а также на основе уроков временного поражения пролетариата в центре Европы — Германии, равно как в Австрии и Испании — в странах, где большинство организованных рабочих поддерживало социал-демократию. Растет могучая тяга к единству действий в международном рабочем классе. Расширяются революционное движение в колониальных странах и советская революция в Китае. Соотношение классовых сил в мировом масштабе все более изменяется в сторону роста сил революции.

В этой обстановке господствующая буржуазия все больше ищет спасения в фашизме, в установлении открытой террористической диктатуры наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала в целях осуществления исключительно грабительских мер против трудящихся, подготовки хищнической империалистической войны, нападения на СССР, порабощения и раздела Китая и на основе всего этого предотвращения революции. Финансовый капитал стремится обуздать возмущение против капитализма мелкобуржуазных масс при посредстве своей фашистской агентуры, демагогически приспособляющей свои лозунги к настроениям этих слоев. Создавая таким путем себе массовую базу и направляя эти слои как реакционную силу против рабочего класса, фашизм приводит к еще большему закабалению всех трудящихся [337] финансовым капиталом. В ряде стран фашизм уже находится у власти. Но рост фашизма и его победа свидетельствуют не только о слабости рабочего класса, дезорганизованного в результате раскольнической политики классового сотрудничества социал-демократии с буржуазией, но и о слабости самой буржуазии, которая испытывает страх перед осуществлением единства борьбы рабочего класса, страх перед революцией и не в состоянии уже удержать свою диктатуру старыми методами буржуазной демократии.

2. Наиболее реакционная разновидность фашизма — это фашизм германского типа, нагло именующий себя национал-социализмом, но абсолютно ничего общего не имеющий ни с социализмом, ни с защитой действительных национальных интересов германского народа, а выполняющий лишь роль прислужника крупной буржуазии и являющийся не только буржуазным национализмом, но и звериным шовинизмом.

Перед лицом всего мира фашистская Германия наглядно показывает, что ждет народные массы при победе фашизма. Неистовствующая фашистская власть истребляет в тюрьмах и концентрационных лагепях цвет рабочего класса, его вождей и организаторов. Она разгромила профсоюзы, кооперативы и все легальные организации рабочих, равно как и все другие нефашистские политические и культурные организации. Она отняла у рабочих элементарные права защиты их интересов. Она превратила культурную страну в очаг мракобесия, варварства и войны. Германский фашизм является главным поджигателем новой империалистической войны и выступает как ударный кулак международной контрреволюции.

3. Подчеркивая рост угрозы фашизма во всех капиталистических странах, VII конгресс Коммунистического Интернационала предостерегает против всякой недооценки фашистской опасности. Конгресс также отвергает фаталистические взгляды о неизбежности победы фашизма; эти взгляды в корне неверны и могут породить лишь пассивность и ослабить массовую борьбу против фашизма. Рабочий класс может помешать победе фашизма, если он добьется осуществления единства своей борьбы [338] и, своевременно развертывая свои боевые действия, не даст фашизму окрепнуть; если он сумеет при правильном революционном руководстве сплотить вокруг себя широкие слои трудящихся города и деревни.

4. Победа фашизма непрочна. Несмотря на мучительные трудности, создаваемые фашистской диктатурой для рабочего движения, при фашистской власти происходит дальнейшее расшатывание основ господства буржуазии. Внутренние конфликты в лагере буржуазии достигают особой остроты. Рушатся легалистские иллюзии масс. Накопляется революционная ненависть рабочих. Все больше раскрываются подлость и лживость социальной демагогии фашизма. Фашизм не только не принес массам обещанного им улучшения их материального положения, но еще больше увеличил прибыли капиталистов путем снижения жизненного уровня трудящихся масс, усилил их эксплуатацию кучкой финансовых магнатов, провел их дальнейшее ограбление в пользу капитала. Разочарование обманутых фашистами мелкобуржуазных слоев города и трудящегося крестьянства растет. Разлагается и суживается массовая база фашизма. Конгресс, однако, предостерегает против опасных иллюзий автоматического крушения фашистской диктатуры и напоминает, что только единая революционная борьба рабочего класса во главе всех трудящихся приведет к свержению фашистской диктатуры.

5. В связи с победой фашизма в Германии и ростом фашистской опасности в других странах обострилась и обостряется классовая борьба пролетариата, все более переходящего к решительному сопротивлению против фашистской буржуазии. Во всех капиталистических странах развивается движение единого фронта против наступления капитала и фашизма. Разгул национал-социалистского террора в Германии послужил сильнейшим толчком и к международному единому фронту пролетариата (лейпцигский процесс — кампания за освобождение Димитрова и товарищей, защита Тельмана и т. д.).

Хотя движение единого фронта находится пока лишь в начале своего развития, коммунистическим и социал-демократическим рабочим Франции, борющимся рука об [339] руку, удалось отбить первые атаки фашизма, оказав этим мобилизующее воздействие на движение единого фронта в международном масштабе. Совместная вооруженная борьба социал-демократических и коммунистических рабочих в Австрии и Испании показала трудящимся других стран не только героический пример, но и полную возможность успешной борьбы против фашизма, если бы не было саботажа правых и шатаний «левых» вождей социал-демократии (а в Испании также открытого предательства большинства анархо-синдикалистских вождей), влияние которых на массы лишило пролетариат решительного революционного руководства и ясности цели борьбы.

6. Банкротство ведущей партии II Интернационала — германской социал-демократии, облегчившей всей своей политикой победу фашизма, а также провал «лево»-реформистской социал-демократии Австрии, которая даже перед лицом приближавшейся неизбежной вооруженной схватки с фашизмом отвлекала широкие массы от борьбы, — чрезвычайно усилили разочарование социал-демократических рабочих в политике социал-демократии. II Интернационал переживает глубокий кризис. Внутри социал-демократических партий и всего II Интернационала происходит расслоение на два основных лагеря: наряду с существующим лагерем реакционных элементов, старающихся продолжать политику классового сотрудничества с буржуазией, формируется лагерь революционизирующихся элементов, выступающих за установление единого пролетарского фронта и все более переходящих на позиции революционной классовой борьбы.

VII конгресс Коммунистического Интернационала приветствует стремление социал-демократических рабочих к единому фронту с коммунистами, усматривая в этом рост их классового сознания и начало преодоления раскола рабочего класса в интересах успешной борьбы против фашизма, против буржуазии.

II. ЕДИНЫЙ ФРОНТ РАБОЧЕГО КЛАССА ПРОТИВ ФАШИЗМА

Перед лицом величайшей угрозы фашизма для рабочего класса и всех его завоеваний, для всех трудящихся и их элементарных прав, для мира и свободы народов [340] VII конгресс Коммунистического Интернационала заявляет, что осуществление единого фронта борьбы рабочего класса представляет на нынешнем историческом этапе главную, ближайшую задачу международного рабочего движения. Успешная борьба против наступления капитала, против реакционных мероприятий буржуазии, против фашизма — злейшего, врага всех трудящихся, лишаемых всех прав и свобод без различия их политических убеждений, повелительно требует установления единства действий всех частей рабочего класса, независимо от их принадлежности к той или иной организации, еще до того, как большинство рабочего класса объединится на общей платформе борьбы за свержение капитализма и победу пролетарской революции. Но именно поэтому эта задача обязывает коммунистические партии учесть изменившуюся обстановку и применять тактику единого фронта по-новому, добиваясь соглашения о совместных действиях с организациями трудящихся разных политических направлений в заводском, местном, областном, общенациональном и международном масштабе.

(Выдержка из резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, Партиздат ЦК ВКП(б), 1935.)

Основные принципы национальной политики (принято советом пяти министров 7 августа 1936 года)

I. Основа нашего государственного правления состоит в том, чтобы, базируясь на великом принципе, устанавливающем взаимоотношения между императором и его подданными, укрепить внутригосударственную основу, обеспечить осуществление миссии империи в области внешней политики, превратить империю номинально и фактически в стабилизирующую силу в Восточной Азии, обеспечить мир на Востоке и внести тем самым свой вклад в дело обеспечения спокойствия и благоденствия всего человечества, осуществив таким образом идеалы, завещанные нам со дня создания современного японского государства. [341]

Учитывая внутреннее и международное положение, империя считает главным в своей национальной политике обеспечение с помощью координированных действий дипломатии и военных кругов своих позиций на восточно-азиатском континенте и расширение продвижения на юг. Основные принципы этой программы национальной политики заключаются в следующем:

1. Достижение взаимного благоденствия в Восточной Азии путем искоренения осуществляемой великими державами политики господства и утверждения принципа истинного сосуществования и сопроцветания является воплощением духа императорского пути и должно быть постоянным и руководящим принципом нашей внешней политики.

2. Осуществление мероприятий по усилению государственной обороны, необходимых для обеспечения безопасности империи, ее процветания и утверждения империи как номинальной и фактической стабилизирующей силы в Восточной Азии.

3. Ликвидация угрозы с севера, со стороны Советского Союза, путем здорового развития Маньчжоу-Го и укрепления японо-маньчжурской обороны; обеспечение готовности встретить во всеоружии Англию и Америку путем нашего дальнейшего экономического развития, заключающегося в тесном японо-маньчжуро-китайском сотрудничестве — такова основа нашей политики на материке. При реализации этой политики следует обратить внимание на сохранение дружественных отношений с великими державами.

4. Расширение нашего национального и экономического продвижения на юг, в особенности в район стран Южных морей. Продвижение наших сил в эти районы следует осуществить постепенно, мирными средствами, всячески избегая шагов, которые могут подействовать возбуждающе на другие страны. Таким путем, наряду с завершением строительства государства Маньчжоу-го, мы сможем обеспечить дальнейшее усиление нашей государственной мощи.

II. Все внешние и внутренние мероприятия следует осуществлять в соответствии с вышеуказанными основными [342] принципами национальной политики. Надлежит произвести следующее обновление всей политики в соответствии с современным положением:

1. Упорядочение мероприятий по усилению государственной обороны:

а) военные приготовления в армии заключаются в увеличении расположенных в Маньчжоу-го и Корее контингентов войск настолько, чтобы они могли противостоять вооруженным силам, которые Советский Союз может использовать на Дальнем Востоке, и в частности были бы способны в случае военных действий нанести первый удар по расположенным на Дальнем Востоке вооруженным силам Советского Союза;

б) военные приготовления во флоте заключаются в увеличении его мощи до такой степени, которая обеспечила бы ему господствующее положение против морского флота США в западной части Тихого океана.

2. Наша внешняя политика должна быть обновлена. Ее главная задача — содействовать осуществлению основных принципов национальной политики. В целях обеспечения успешной дипломатической деятельности, военные круги должны избегать открытых действий и оказывать ей помощь тайно.

3. Для обновления и улучшения деятельности политико-административного аппарата, обеспечения финансово-экономической политики и разрешения других вопросов управления в соответствии с основными принципами национальной политики предлагается провести следующие мероприятия:

а) создать единое общественное мнение внутри страны и руководить им; укреплять решимость народа; найти выход из чрезвычайного положения;

б) внести соответствующие улучшения в работу административного аппарата и экономических организаций с тем, чтобы развить необходимые для осуществления национальной политики отрасли производства и торговли;

в) принять соответствующие меры для стабилизации жизни народа, его физического укрепления и идейного оздоровления; [343]

г) осуществить необходимые мероприятия для скорейшего развития воздушного и морского транспорта;

д) ускорить обеспечение автаркии в деле удовлетворения нужд обороны и промышленности необходимыми ресурсами и важнейшими видами сырья;

е) наряду с обновлением дипломатического аппарата, укрепить информационно-пропагандистские органы, усилить дипломатическую активность и культурную деятельность за границей.

(Цитируется по книге: Сигэмицу Мамору, Потрясения в период Сёва, т. I, Приложение.)

Соглашение против коммунистического «Интернационала» (антикоминтерновский пакт) (подписано 25 ноября 1936 года в Берлине. опубликовано 27 ноября 1936 года)

Правительство Великой Японской Империи и правительство Германии, сознавая, что целью коммунистического «интернационала» (так называемого «коминтерна») является подрывная деятельность и насилие всеми имеющимися в его распоряжении средствами по отношению к ныне существующим государствам,

будучи убеждены, что терпимое отношение к вмешательству коммунистического «интернационала» во внутренние дела наций не только угрожает их спокойствию, общественному благосостоянию и социальному строю, но представляет собой также угрозу миру во всем мире,

и выражая свое намерение сотрудничать в деле обороны против коммунистической подрывной деятельности, заключили нижеследующее соглашение.

Статья 1. Высокие договаривающиеся стороны обязуются взаимно информировать друг друга относительно деятельности коммунистического «интернационала», консультироваться по вопросу о принятии необходимых оборонительных мер и поддерживать тесное сотрудничество в деле осуществления этих мер. [344]

Статья 2. Высокие договаривающиеся стороны обязуются совместно рекомендовать любому третьему государству, внутренней безопасности которого угрожает подрывная работа коммунистического «интернационала», принять оборонительные меры в духе данного соглашения или присоединиться к нему.

Статья 3. Настоящее соглашение составлено на японском и немецком языках, причем оба текста являются аутентичными. Настоящее соглашение заключено на пять лет и вступает в силу со дня его подписания. Обе договаривающиеся стороны своевременно, до истечения срока действия настоящего соглашения, должны достигнуть взаимопонимания относительно характера их дальнейшего сотрудничества.

В подтверждение вышеизложенного настоящее соглашение подписали и приложили печати следующие лица, облеченные соответствующими полномочиями своих правительств.

Составлено в Берлине в двух экземплярах 25 ноября 11 года Сёва, что соответствует 25 ноября 1936 года.

(Подписи полномочных представителей опускаются.)

Дополнительный протокол

При подписании Соглашения против коммунистического «интернационала» полномочные представители относительно этого соглашения договорились о нижеследующем:

а) соответствующие власти обеих высоких договаривающихся сторон будут поддерживать тесное сотрудничество в деле обмена информацией о деятельности коммунистического «интернационала», а также по поводу принятия разъяснительных и оборонительных мер в связи с деятельностью коммунистического «интернационала»;

б) соответствующие власти обеих высоких договаривающихся сторон будут принимать в рамках ныне действующего законодательства строгие меры против лиц, прямо или косвенно внутри страны или за границей состоящих на службе коммунистического «интернационала» или содействующих его подрывной деятельности; [345]

в) в целях облегчения указанного в пункте «а» сотрудничества между соответствующими властями обеих высоких договаривающихся сторон будет учреждена постоянная комиссия, в которой будут изучаться и обсуждаться дальнейшие оборонительные меры, необходимые для предотвращения подрывной деятельности коммунистического «интернационала».

Составлен в Берлине 25 ноября 11 года Сёва, что соответствует 25 ноября 1936 года.

(Подписи полномочных представителей опускаются.)

Секретное соглашение, прилагаемое к антикоминтерновскому пакту

Правительство Великой Японской Империи и правительство Германии, признавая,

что правительство Союза Советских Социалистических Республик стремится к реализации целей коммунистического «интернационала» и намерено использовать для этого свои вооруженные силы,

и будучи убеждены в том, что это является серьезнейшей угрозой существованию не только государств, но и существованию мира во всем мире,

в целях защиты своих общих интересов договариваются о нижеследующем:

Статья 1. В случае, если одна из договаривающихся сторон подвергнется неспровоцированному нападению со стороны Союза Советских Социалистических Республик или ей будет угрожать подобное неспровоцированное нападение, другая договаривающаяся сторона обязуется не предпринимать каких-либо мер, которые могли бы способствовать облегчению положения Союза Советских Социалистических Республик.

В случае возникновения указанной выше ситуации договаривающиеся стороны должны немедленно обсудить меры, необходимые для защиты их общих интересов.

Статья 2. Договаривающиеся стороны на период действия настоящего соглашения обязуются без взаимного [346] согласия не заключать с Союзом Советских Социалистических Республик каких-либо политических договоров, которые противоречили бы духу настоящего соглашения.

Статья 3. Настоящее соглашение составлено на японском и немецком языках, причем оба экземпляра имеют одинаковую силу. Настоящее соглашение вступает в силу одновременно с Соглашением против коммунистического «интернационала» и имеет одинаковый с ним срок действия.

В подтверждение вышеизложенного настоящее соглашение подписали и приложили печати лица, облеченные соответствующими полномочиями своих правительств.

Составлено в Берлине в двух экземплярах 25 ноября 1936 года, или 25 ноября 11 года Сёва.

(Текст секретного соглашения цитируется по «Стенограммам международного военного трибунала для Дальнего Востока», № 173.)

Десять пунктов программы спасения родины, выдвинутой Коммунистической партией Китая (август 1937 года)

Коммунистическая партия Китая, руководствуясь самыми искренними побуждениями, предлагает Гоминьдану, всему китайскому народу, всем партиям, всем группам, всем слоям населения, всем армиям нашей страны состоящую из 10 пунктов программу спасения родины, программу полной победы над японскими захватчиками. Коммунистическая партия Китая твердо уверена, что только полное, искреннее и решительное осуществление этой программы даст нам возможность отстоять родину и победить японских захватчиков. В противном случае ответственность падет на головы тех, кто будет упрямо цепляться за старое и своим бездействием погубит все дело. Когда страна будет порабощена, раскаиваться будет уже поздно.

Приводим программу спасения родины, состоящую из 10 пунктов: [347]

1. Разгромить японский империализм:

Порвать дипломатические отношения с Японией, изгнать японских должностных лиц, арестовать японских шпионов, конфисковать японское имущество в Китае, отказаться от наших долговых обязательств по отношению к Японии, аннулировать договоры, заключенные с Японией, отобрать все японские концессии.

Драться до последней капли крови, защищая Северный Китай и приморские районы страны.

Драться до последней капли крови за освобождение Бейпина, Тяньцзина и Северо-Востока.

Изгнать японских империалистов из Китая.

Бороться против всяких колебаний и соглашательства.

2. Всеобщая военная мобилизация страны:

Мобилизовать все сухопутные, морские и воздушные

силы страны, развернуть войну против японских захватчиков в общегосударственном масштабе. Бороться против установки на пассивные, чисто оборонительные действия. Принять установку на активные, независимые, инициативные боевые действия.

Учредить постоянный Совет национальной обороны, который будет обсуждать и принимать планы национальной обороны и намечать установки для ведения военных действий.

Вооружить народ, развернуть партизанскую войну против японских захватчиков во взаимодействии с операциями регулярной армии.

Перестроить политическую работу в армии так, чтобы обеспечить сплочение командиров и бойцов воедино.

Сплотить воедино армию и народ, развивать активность армии.

Оказать помощь Объединенной Северо-Восточной антияпонской армии, дезорганизовать тыл врага.

Поставить все войска, ведущие войну против японских захватчиков, в одинаковые условия в отношении снабжения.

Создать в стране военные округа, мобилизовать весь народ на участие в войне, с тем чтобы постепенно осуществить [348] переход от системы наемной армии к системе обязательной военной службы.

3. Всеобщая мобилизация народа:

Предоставить всему народу, за исключением национальных предателей, свободу слова, печати, собраний и союзов для борьбы против японских захватчиков, за спасение родины, свободу вооруженного отпора врагу.

Отменить все старые законы и распоряжения, сковывающие патриотическое движение народа, издать новые, революционные законы и распоряжения.

Освободить всех политических заключенных — патриотов и революционеров, снять запрет с деятельности партий.

Весь китайский народ должен мобилизоваться и вооружиться для участия в войне против японских захватчиков; у кого есть силы — пусть отдает свои силы; у кого есть деньги — пусть дает деньги; у кого есть оружие — пусть дает оружие; у кого есть знания — пусть отдает знания.

Осуществляя принципы национального самоопределения и автономии, мобилизовать монгольское, мусульманские и другие национальные меньшинства для совместной борьбы против японских захватчиков.

4. Перестроить систему государственного управления:

Созвать Национальное собрание, которое должно состоять из подлинных представителей народа, которое примет подлинно демократическую конституцию, определит линию борьбы против японских захватчиков, за спасение родины, изберет правительство национальной обороны.

В правительство национальной обороны следует включить революционные элементы из всех партий, групп и народных организаций и изгнать из него прояпонские элементы.

Правительство национальной обороны должно быть построено по принципу демократического централизма: оно должно быть демократическим и вместе с тем централизованным.

Правительство национальной обороны должно проводить [349] революционную политику борьбы с японскими захватчиками и спасения родины.

Ввести местное самоуправление, искоренить казнокрадство и взяточничество, создать свободный от коррупции аппарат власти.

5. Внешняя политика, подчиненная задачам борьбы против японских захватчиков:

Заключить на условиях, обеспечивающих сохранение суверенных прав Китая на свою территорию, союзы против агрессии, а также соглашения о взаимной военной помощи в борьбе против японских захватчиков со всеми государствами, выступающими против агрессивной политики Японии.

Поддерживать международный фронт мира, бороться против германо-японо-итальянского фронта агрессии.

Объединиться с рабоче-крестьянскими массами Кореи и Японии для борьбы против японского империализма.

6. Финансовая и экономическая политика военного времени:

В основе финансовой политики должен лежать принцип: «у кого есть деньги — дает деньги»; собственность национальных предателей конфискуется и идет на покрытие расходов по ведению войны против японских захватчиков. Экономическая политика должна быть направлена на приведение в порядок и расширение оборонного производства, развитие сельского хозяйства, обеспечение собственными силами снабжения страны в военное время необходимой продукцией; на всемерное поощрение сбыта отечественных товаров, улучшение качества местной продукции, полное запрещение продажи японских товаров, обуздание спекулянтов, борьбу против спекулятивных махинаций.

7. Улучшение условий жизни народа:

Улучшить материальное обеспечение рабочих, служащих, работников просвещения и военнослужащих — участников борьбы с захватчиками.

Предоставлять льготы семьям военнослужащих — участников борьбы с захватчиками.

Отменить тяжкие поборы и налоги.

Снизить арендную плату за землю и ссудный процент. [350]

Оказывать материальную помощь безработным. Регулировать снабжение продовольствием. Оказывать помощь пострадавшим от стихийных бедствий.

8. Народное образование, подчиненное задачам борьбы против японских захватчиков:

Отменить старую систему образования и старые учебные программы и ввести новую систему и новые программы, ставящие целью воспитание в духе борьбы с захватчиками и спасения родины.

9. Укрепление тыла через очищение страны от национальных предателей, изменников родины и прояпонских элементов.

10. Сплочение всей нации во имя борьбы против японских захватчиков:

На основе сотрудничества Гоминьдана и Коммунистической партии создать единый антияпонский национальный фронт, который объединит все партии и группы, все слои населения и все армии нашей страны и возглавит войну; искренно сплотиться и общими усилиями спасти родину.

(Цитируется по книге: Мао Цзэ-дун, Избранные произведения. Издательство иностранной литературы, т. 2, М., 1953, стр. 30–35.)

Основные принципы урегулирования китайского инцидента (обсуждено на императорской конференции 11 января 1938 года)

Незыблемый курс национальной политики империи заключается в том, чтобы путем сотрудничества с Маньчжоу-Го и Китаем создать ось мира на Востоке и внести тем самым вклад в дело мира во всем мире. Учитывая это, Япония считает необходимым при разрешении нынешнего китайского инцидента покончить с антагонизмом, существовавшим в прошлом между обоими государствами, перестроить взаимоотношения между ними на [351] широкой основе и, взаимно уважая национальный суверенитет и территориальную целостность, достигнуть конечной цели с помощью смягчения и гармонии взаимоотношений. В качестве первоочередной задачи предлагается установить необходимые гарантии, которые предотвратили бы возникновение новых инцидентов, для чего обоим государствам рекомендуется прийти к следующему соглашению:

1. Япония, Маньчжоу-Го и Китай отменяют все мероприятия в области политики, воспитания, торговли и т. п., которые нарушают дружественные отношения между тремя государствами и запрещают всякие действия, могущие привести к подобным отрицательным результатам.

2. Япония, Маньчжоу-Го и Китай обязуются предпринять совместные действия, направленные на развитие культурного сотрудничества и осуществление антикоммунистической политики.

3. Япония, Маньчжоу-го и Китай установят принцип взаимного благоприятствования в области промышленности и экономики на основе взаимного восполнения своих нужд.

Исходя из вышеизложенного курса и основываясь на тесном сочетании политической и военной стратегии, империя рассчитывает на реализацию следующих пунктов:

1. В случае если нынешнее китайское центральное правительство пересмотрит свои позиции и искренне пожелает мира, империя будет готова вступить с ним в переговоры на основе изложенных в документе «А» условий японо-китайских мирных переговоров. После того как империя удостоверится в выполнении китайской стороной пунктов мирного договора, она не только отменит изложенные в документе «Б» пункты, касающиеся гарантий, но и будет готово искренне сотрудничать в восстановлении и развитии Китая.

2. В случае если нынешнее китайское центральное правительство не пожелает мира, империя не будет в дальнейшем рассматривать его в качестве партнера в [352] переговорах о разрешении инцидента, будет содействовать сформированию нового китайского правительства, заключит с ним соглашение об урегулировании взаимоотношений и будет сотрудничать с этим новым правительством в деле строительства нового, возрожденного Китая; империя примет все меры к ликвидации нынешнего китайского центрального правительства и подчинению его новой центральной власти Китая.

3. Для того чтобы оказаться на высоте положения при разрешении данного инцидента, быть готовым к любым переменам в международном положении и добиться полного осуществления указанного выше курса, необходимо в кратчайший срок значительно расширить и укрепить мощь империи, в первую очередь ее вооруженные силы, и стремиться к сохранению и дальнейшему улучшению дружественных отношений с другими государствами.

4. Империя уважает интересы других стран в Китае и рассчитывает занять ведущее положение в развитии китайской экономики исключительно путем свободной конкуренции.

5. Руководство общественным мнением должно быть направлено на то, чтобы народ до конца усвоил значение основных принципов урегулирования китайского инцидента.

ДОКУМЕНТ «А»

Подробные условия японо-китайских мирных переговоров

1. Китай официально признает Маньчжоу-Го.

2. Китай отказывается от антияпонской и антиманьчжурской политики.

3. Создание демилитаризованных зон в Северном Китае и Внутренней Монголии.

4. Северный Китай, находясь под суверенитетом Китая, создает соответствующий орган для проведения в жизнь принципов японо-маньчжуро-китайского сосуществования и сопроцветания. Этому органу должны быть предоставлены широкие полномочия, особенно в деле [353] экономического сотрудничества между Японией, Маньчжоу-Го и Китаем.

5. Сформирование во Внутренней Монголии антикоммунистического автономного правительства. Ее международный статус должен быть таким же, как у нынешней Внешней Монголии.

6. Китай будет проводить антикоммунистическую политику и сотрудничать с Японией и Маньчжоу-го в деле проведения этой политики.

7. В оккупированных районах Центрального Китая должны быть установлены демилитаризованные зоны. Япония и Китай будут сотрудничать в деле поддержания порядка и экономического развития района Большого Шанхая.

8. Япония, Маньчжоу-го и Китай заключат необходимые соглашения по вопросу разработки природных ресурсов, а также соглашения относительно таможенных пошлин, торговли, воздушного транспорта, перевозок, связи и т. д.

9. Китай выплатит Японской империи соответствующую компенсацию.

Приложение:

1. В целях гарантии контингента японских войск будут на необходимый срок оставлены в определенных районах Северного Китая, Внутренней Монголии и Центрального Китая.

2. После достижения соглашения между Японией и Китаем по вышеизложенным пунктам можно будет начать переговоры для заключения соглашения о перемирии. После того как китайское правительство честно выполнит изложенные в перечисленных выше пунктах условия и проявит желание к действительному сотрудничеству в деле осуществления наших идеалов, заключающихся в развитии сотрудничества и взаимопомощи между Японией и Китаем, Японская империя не только отменит все пункты соглашения, касающиеся гарантий, но проявит также искреннюю готовность к сотрудничеству в деле восстановления Китая, его государственного развития и выполнения его национальных чаяний. [354]

ДОКУМЕНТ «Б»

I

1. Следующие из пунктов, изложенные в документе «А», являются пунктами о гарантиях.

а) Демилитаризованные зоны, указанные в пункте 3.

б) Специальные интересы, которые будут установлены в целях гарантии, а также специальный орган, предусмотренный пунктом 4.

в) Демилитаризованные зоны, указанные в пункте 7.

г) Пункт 1 Приложения и вытекающие из него права на военные сооружения и на расширение контроля над важнейшими средствами связи.

II

а) Соглашение Умэдзу — Хэ Ин-цинь, Соглашение в Тангу о прекращении военных действий, Соглашение Доихара — Чэн Дэ-шунь, Шанхайское соглашение о прекращении военных действий.

б) Одновременно с отменой пунктов о гарантиях будет обсужден вопрос об отмене статута о специальных правах в Китае (например, право на экстерриториальность, право на учреждение сеттльментов, право на расположение войск и т. п.).

(Цитируется по книге: Аоки Токудзо «Предыстория войны на Тихом океане», т. 3.)

Заявление императорского правительства от 16 января 1938 года (заявление коноэ)

После падения Нанкина императорское правительство предоставило китайскому национальному правительству последнюю возможность пересмотреть свою позицию.

Однако национальное правительство не поняло искренних намерений империи. Оно ведет антияпонскую [355] войну, не видит бедствий своего народа и не думает об укреплении мира в Восточной Азии. Учитывая это, императорское правительство отныне отказывается считать национальное правительство своим партнером, рассчитывает на сформирование и укрепление в Китае нового правительства, способного искренне сотрудничать с империей. Императорское правительство намерено урегулировать взаимоотношения между Японией и Китаем через это правительство и сотрудничать с ним в строительстве возрожденного Китая. Императорское правительство подтверждает, что Япония будет неизменно уважать территориальную целостность и суверенитет Китая, а также интересы иностранных держав в Китае.

В настоящий момент все более возрастает ответственность империи за мир в Восточной Азии. Правительство надеется, что народ посвятит все свои силы делу осуществления этой важнейшей задачи.

(Цитируется по «Сборнику официальных заявлений в связи с китайским инцидентом», № 3. Издание Информационного бюро министерства иностранных дел Японии).

Заявление императорского правительства (3 ноября 1938 года)

В настоящий момент по высочайшему повелению императора вооруженные силы империи заняли Кантон и Ухань, очистив от противника важнейшие районы Китая. Национальное правительство теперь представляет собой всего лишь один из местных политических режимов. Но поскольку это правительство по-прежнему придерживается антияпонской прокоммунистической политики, империя будет решительно продолжать борьбу вплоть до полного поражения национального правительства.

Империя ставит своей целью построение нового порядка, который должен обеспечить стабильность в Восточной Азии на вечные времена. В этом же заключается конечная цель и нынешних военных действий. Основой для построения этого нового порядка является установление тесного [356] сотрудничества между Японией, Маньчжоу-Го и Китаем, развитие отношений взаимопомощи и солидарности между тремя странами в области политики, экономики и культуры с тем, чтобы утвердить в Восточной Азии принцип международной справедливости, обеспечить совместную борьбу против коммунизма, создать новую культуру и осуществить объединение экономики. Это послужит фактором, который обеспечит действительную стабильность в Восточной Азии и будет способствовать прогрессу во всем мире.

Империя рассчитывает, что Китай примет участие в деле построения нового порядка в Восточной Азии. Империя надеется, что китайский народ поймет наши искренние намерения и будет сотрудничать с нами в достижении этой задачи. Тем более империя не намерена отвергать национальное правительство, если последнее откажется от прежней политики, проведет изменения в своем составе, покажет результаты своего обновления и будет участвовать в построении нового порядка.

Империя не сомневается в том, что великие державы тоже правильно поймут наши истинные намерения и будут поступать соответственно новой ситуации, сложившейся в Восточной Азии. Империя, в частности, полна надежды на улучшение дружественных отношений, существовавших между нею и союзниками.

Идея построения нового порядка в Восточной Азии возникла еще во времена, когда закладывались основы современного японского государства. Ее осуществление является священным и славным долгом нынешнего поколения японского народа.

Решительно проводя необходимые реформы во всех сферах государственной деятельности, обеспечивая все большее расширение и укрепление государственной мощи, империя, преодолевая трудности и препятствия, будет идти вперед, к достижению этой цели. Правительство заявляет о твердости этого курса империи и о своей решимости провести его в жизнь.

(Цитируется по «Сборнику официальных заявлений в связи с китайским инцидентом», № 3. Издание Информационного бюро министерства иностранных дел Японии.) [357]

Принципы установления новых отношений между Японией и Китаем (обсуждено на императорской конференции 30 ноября 1938 года)

Япония, Маньчжоу-Го и Китай ставят своей общей целью дружественное объединение под лозунгом построения нового порядка на Востоке и создание в этом районе оси мира. Ниже приводятся важнейшие пункты, которые должны лечь в основу такого объединения.

1. Установить общие принципы японо-маньчжуро-китайского сотрудничества, базирующиеся на основе взаимного благоприятствования, и, в частности, установить принципы добрососедских и дружественных отношений, совместной обороны против коммунизма и экономического сотрудничества.

2. Создать в Северном Китае и Внутренней Монголии районы особо тесного японо-китайского сотрудничества в области обороны и экономики (прежде всего в деле разработки и использования местных ресурсов).

Помимо указанного в пункте 2, для Внутренней Монголии в интересах обороны против коммунизма установить особый военный и политический статус.

3. Создать в нижнем течении реки Янцзы район особо тесного японо-китайского экономического сотрудничества.

4. Установить особый статус для определенных островов и проливов, расположенных вдоль береговой линии Южного Китая.

Конкретные предложения, касающиеся отмеченных выше пунктов, изложены в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа установления новых японо-китайских отношений

I. Принципы установления добрососедских и дружественных отношений

Япония, Маньчжоу-го и Китай, взаимно уважая присущие им особенности, примут все меры к тому, чтобы во [358] всех областях стремиться к развитию взаимопомощи, солидарности и установлению дружественных отношений в интересах обеспечения мира на Востоке и плодотворного добрососедского сотрудничества.

1) Китай признает Маньчжурскую империю. Япония и Маньчжоу-го уважают территориальную целостность и суверенитет Китая. Япония, Маньчжоу-го и Китай устанавливают новые взаимоотношения.

2) Япония, Маньчжоу-го и Китай отменяют мероприятия и ликвидируют факторы, нарушающие взаимные дружественные отношения в области политики, дипломатии, образования, пропаганды, торговли и т. п. и запрещают применение такого рода действий в будущем.

3) Япония, Маньчжоу-го и Китай строят свои дипломатические отношения на основе взаимного сотрудничества и не будут принимать каких-либо мер во взаимодействиях с другими государствами, противоречащих этому принципу.

4) Япония, Маньчжоу-го и Китай будут содействовать слиянию своих культур, а также творческой работе и прогрессу.

5) Форма политического правления в Новом Китае должна базироваться на принципе сотрудничества и разделения власти.

Внутренняя Монголия выделяется в особый автономный антикоммунистический район.

Шанхай, Циндао и Амой выделяются в особые административные районы, каждый из которых будет управляться на основании определенного для него статуса.

6) Япония направит в распоряжение нового центрального китайского правительства некоторое количество своих советников для обеспечения сотрудничества в новом строительстве. В частности, Япония направит своих советников в соответствующие органы, которые будут созданы в районах особо тесного японо-китайского сотрудничества и в других специально определенных районах.

7) После установления добрососедских отношений между Японией, Маньчжоу-го и Китаем, Япония обсудит вопрос о постепенном отказе от права на создание сеттльментов, права экстерриториальности и т. п. [359]

II. Принципы, касающиеся вопроса о совместной обороне

Япония, Маньчжоу-го и Китай, наряду с совместной обороной против коммунизма, будут сотрудничать в деле поддержания порядка и спокойствия в своих странах.

1) Япония, Маньчжоу-го и Китай обязуются ликвидировать в своих странах коммунистические организации и будут сотрудничать в области осуществления антикоммунистической пропаганды, получения информации, необходимой для борьбы с коммунизмом, и т. д.

2) Япония и Китай будут совместно бороться против коммунизма.

В этих целях Япония введет свои войска в те районы Северного Китая и Внутренней Монголии, которые имеют стратегическое значение.

3) Япония и Китай заключат отдельное соглашение о совместной обороне против коммунизма.

4) За исключением войск, остающихся в Китае в соответствии с пунктом 2, остальные вооруженные силы Японии, в соответствии с общей и местной обстановкой, будут в кратчайший срок выведены из Китая. Однако в целях гарантий японские войска, дислоцированные в Северном Китае и в треугольнике Нанкин — Шанхай — Хань-чжоу, будут оставаться в этом районе вплоть до установления там порядка.

В целях поддержания общего порядка и спокойствия в особых пунктах на реке Янцзы, в районе островов и проливов, расположенных вдоль береговой линии Южного Китая, а также связанных с ними пунктах, на побережье будет оставлено несколько японских военных эскадр, причем Японии должна быть обеспечена свобода судоходства и захода в порты реки Янцзы и китайского побережья.

5) Китай обязан принять участие в финансировании расходов по содержанию японских войск, дислоцирующихся в Китае для содействия поддержанию порядка согласно пункту 4.

6) Япония резервирует за собой право контроля и использования в военных целях железных дорог, воздушных трасс, средств связи, морских путей и гаваней, [360] расположенных в районах пребывания японских вооруженных сил.

7) Китай проводит реорганизацию и укрепление своих полицейских и вооруженных сил. Наряду с этим в районах расположения японских войск Китай сводит численность своих полицейских и вооруженных сил, а также количество военных сооружений до минимума, необходимого для поддержания порядка и обеспечения обороны.

Япония будет сотрудничать с Китаем в деле строительства китайских полицейских и вооруженных сил, направляя в этих целях в Китай своих советников и поставляя ему вооружение.

III. Принципы экономического сотрудничества

В целях плодотворного осуществления взаимопомощи и совместной обороны Япония, Маньчжоу-го и Китай в области производства и экономики будут придерживаться принципа взаимного благоприятствования и взаимного восполнения своих нужд.

1) Япония, Маньчжоу-го и Китай, в соответствии с вышеизложенными принципами и в целях реализации последующих пунктов, заключат необходимые соглашения по вопросу разработки ресурсов и установления таможенных пошлин, а также по вопросам торговли, воздушного и наземного транспорта, связи, метеорологической, топографической служб и т. п.

2) В области разработки и использования ресурсов поставить во главу угла разведку и использование в Северном Китае и Внутренней Монголии тех ресурсов (в первую очередь полезных ископаемых), недостаток в которых испытывают Япония и Маньчжоу-го. В соответствии с принципом совместной обороны и экономического сотрудничества Китай предоставит для этого особые преимущества. В других районах Китай, исходя из принципа экономического сотрудничества, также предоставит особые преимущества для разработки определенных ресурсов.

3) В области производства Япония будет уважать предприятия китайской стороны и оказывать им необходимую помощь. [361]

Япония будет содействовать подъему сельского хозяйства Китая и стабилизации жизни китайского народа. Одновременно Япония будет стремиться к стимулированию в Китае разведения сельскохозяйственных культур с целью обеспечения ее необходимым сырьем.

4) Япония окажет Китаю необходимую помощь в области финансовой и экономической политики.

5) В области торговли должна быть установлена такая система таможенных пошлин и морских таможен, которая содействовала бы общему развитию торговли между Японией, Маньчжоу-го и Китаем. В то же время необходимо рационально и взаимовыгодно учитывать спрос и предложение в области материальных ресурсов между Японией, Маньчжоу-го и Китаем и, в частности, Северным Китаем.

6) Япония окажет Китаю необходимую помощь и будет сотрудничать с ним в развитии средств сообщения, связи, метеорологической и топографической служб и т. д. Развитие воздушного транспорта по всему Китаю, железные дороги Северного Китая (в том числе Лунхайская линия), важнейшие морские транспортные линии между Японией и Китаем, а также линии, проходящие вдоль китайского побережья, транспортная линия по реке Янцзы, а также средства связи в Северном Китае и в бассейне нижнего течения реки Янцзы должны использоваться главным образом для сообщения между Японией и Китаем.

7) Япония и Китай будут сотрудничать в строительстве Нового Шанхая.

Приложение:

1) Китай компенсирует ущерб, нанесенный правам и интересам японского народа в Китае во время китайского инцидента.

2) Экономическая деятельность, права и интересы других держав в Китае в целях укрепления японо-маньчжуро-китайского экономического сотрудничества, естественно, должны быть соответствующим образом ограничены. Укрепление указанного выше экономического сотрудничества главным образом должно осуществляться в рамках нужд обороны и поддержания самостоятельного [362] государственного существования. Вне этих рамок не допускается несправедливое запрещение или ограничение прав и интересов других держав в Китае.

(Цитируется по книге: Харада Кумао «Принц Сайондзи и политическая обстановка», т. 7.).

Заявление премьер-министра Коноэ по вопросу об урегулировании японо-китайских отношений (22 декабря 1938 года)

Как явствует из правительственных заявлений, опубликованных в текущем году, Япония ставит своей целью полное изгнание с помощью вооруженной силы антияпонского национального правительства и построение нового порядка в Восточной Азии в сотрудничестве с наиболее проницательными деятелями Китая, которые стоят на одинаковой с японским правительством позиции. Сейчас в Китае повсюду усиливается стремление к построению Нового Китая, проявляющееся в движении за возрождение страны. В связи с этим японское правительство во всеуслышание заявляет, что его основным курсом является урегулирование взаимоотношений с новым, возрожденным Китаем, и рассчитывает, что истинные намерения империи будут правильно поняты и полностью осознаны. Япония, Маньчжоу-го и Китай должны объединиться во имя их общей цели — построения нового порядка в Восточной Азии, взаимно укреплять дружественные, добрососедские отношения и стремиться к плодотворному сотрудничеству в экономике и в области совместной обороны против коммунизма. Для достижения этого Китай прежде всего должен отказаться от своих прежних, ограниченных концепций, от бессмысленной антияпонской борьбы и своей прежней позиции в отношении Маньчжоу-го, другими словами, Япония откровенно желает, чтобы Китай полностью урегулировал свои взаимоотношения.

Далее. Поскольку нельзя допустить существования сил «коминтерна» на территории Восточной Азии, Япония, следуя духу японо-германо-итальянского Антикоминтерновского пакта, считает важнейшим условием урегулирования [363] японо-китайских отношений заключение между Японией и Китаем соглашения об обороне против коммунизма. Учитывая нынешнюю ситуацию в Китае, Япония в целях обеспечения достаточных гарантий эффективной обороны против коммунизма требует от Китая признания необходимости пребывания в течение срока действия указанного выше соглашения в определенных пунктах Китая японских вооруженных сил, а также создания особых антикоммунистических районов во Внутренней Монголии.

Что касается японо-китайских экономических отношений, то Япония не ставит своей целью достижение какого-либо монопольного положения в экономике Китая. Япония не будет также требовать от Китая ограничения интересов других дружественных государств, которые понимают идеи новой Восточной Азии и в соответствии с этим действуют должным образом. Япония намерена лишь решительно добиваться обеспечения эффективного блока и сотрудничества между Японией и Китаем. В соответствии с принципом равноправия между Японией и Китаем, Япония требует от Китая признания за подданными империи свободы поселения и ведения своих дел на территории Китая, что будет содействовать экономическим интересам как японского, так и китайского народов. Одновременно, исходя из исторических и экономических отношений, сложившихся между Японией и Китаем, Япония рассчитывает, в частности, что Китай создаст Японии благоприятные условия для разработки и использования природных ресурсов Северного Китая и Внутренней Монголии.

Таковы основные требования, предъявляемые Японией Китаю. Те, кто осознал истинные намерения Японии, направившей огромную армию в Китай, понимают, что Япония требует от Китая не тех или иных территорий и не возмещения убытков, связанных в ведением войны.

Япония требует от Китая минимальных гарантий, необходимых для осуществления практического участия Китая в деле построения нового порядка. Япония уважает суверенитет Китая и рассмотрит эффективные действия в направлении отказа от права экстерриториальности и [364] возвращения сеттльментов, что необходимо для достижения Китаем полной независимости.

(Цитируется по «Сборнику официальных заявлений в связи с китайским инцидентом», № 3. Издание Информационного бюро министерстве, иностранных дел Японии.)

Заявление Ван Цзин-вэя «О мире, антикоммунизме и спасении родины» (29 декабря 1938 года)

В заявлении, принятом на состоявшемся в апреле чрезвычайном съезде представителей всего Китая, в разделе, касающемся причин, по которым Китай ведет в настоящее время оборонительную войну, говорится следующее:

В соответствии с подписанным в 1934 году в Тангу соглашением с Японией о прекращении военных действий и рядом других переговоров выявилось пожелание о том, чтобы впредь избегать военных действий и мирным путем разрешать следующие два вопроса, а именно вопрос о гарантиях целостности провинций Северного Китая и вопрос о разумном разрешении проекта, касающегося четырех северо-восточных провинций. Другими словами, нашими минимальными политическими условиями были: отказ от посягательства на интересы иностранных держав в Китае, гарантия независимости и территориальная целостность. В области экономики мы выдвигали требование об установлении принципа взаимного благоприятствования и равенства.

Но после возникшего в июле 1937 года инцидента в районе Лугоуцяо Китай понял, что мирным путем разрешить изложенные выше вопросы абсолютно невозможно, и был вынужден с оружием в руках вести оборонительную войну. Однако японское правительство в своем заявлении от 22 декабря <заявление премьер-министра Коноэ> разъяснило свой основной курс в вопросе урегулирования японо-китайских отношений, причем в этом заявлении подчеркивалась необходимость установления добрососедских и дружественных отношений. В заявлении также указывалось, что Япония не имеет к Китаю территориальных претензий и не требует от него возмещения убытков. [365]

Уважая суверенитет Китая, Япония в целях обеспечения полной независимости Китая и следуя политике, проводившейся ею в эпоху Мэйдзи, согласна возвратить Китаю сеттльменты и ликвидировать в Китае право экстерриториальности, взамен чего японским подданным будет разрешено свободно поселяться в Китае и вести торговлю. В связи с опубликованием подобного заявления японского правительства создалась возможность не только гарантировать мирными средствами безопасность в провинциях Северного Китая, но также возвратить территории, потерянные Китаем в связи с нынешним инцидентом, обеспечив тем самым суверенитет Китая над его территориями, административную независимость и территориальную целостность Китая. В связи с этим мы, следуя декларации, принятой чрезвычайным съездом, должны определить свою позицию и принять какие-либо меры для обеспечения разумного разрешения вопроса о четырех северо-восточных провинциях. За последние несколько лет этот вопрос очень часто поднимался японским правительством.

Поскольку антикоммунистический блок с Японией может повести к вмешательству ее в военные и политические дела Китая, в Китае отнеслись с подозрением к предложению о создании подобного блока. Но эти подозрения в значительной степени рассеялись после чрезвычайно откровенного заявления Японии о том, что японо-китайское соглашение об обороне против коммунизма должно быть заключено в духе японо-германо-итальянского Антикоминтерновского пакта. Цель соглашения об обороне против коммунизма заключается в том, чтобы предотвратить международный заговор коммунистических партий, но его заключение не должно повлиять на взаимоотношения между Китаем и Советским Союзом. Далее, поскольку коммунистическая партия Китая поклялась в верности трем принципам Сунь Ят-сена, она обязана безоговорочно подчиниться юридической системе национального правительства Китая. Три принципа являются руководящими принципами китайского народа, поэтому совершенно естественно, что мы, пекущиеся о защите родины, чтобы исполнить свой долг, должны подавлять любые [366] организации, любую пропаганду, выступающие против этих принципов.

Что касается экономического сотрудничества, то по этому вопросу японское правительство в течение последних нескольких лет также неоднократно выдвигало свои предложения. Однако до последнего времени мы твердо придерживались того мнения, что об экономическом сотрудничестве не может быть и речи до тех пор, пока в нашей стране не улажена политическая неразбериха. Но теперь японское правительство заверило нас, что Япония уважает суверенитет Китая, его политическую независимость и территориальную целостность, не ставит своей целью установление монопольного господства над китайской экономикой и не будет требовать от Китая ограничения интересов других государств. Япония обещала, что она будет придерживаться принципа равноправия при осуществлении экономического сотрудничества между обоими государствами. В связи с этим мы выражаем свое принципиальное согласие с вышеизложенным и считаем необходимым выдвинуть конкретные предложения на основе этих заверений со стороны японского правительства.

После серьезных размышлений я пришел к следующему убеждению: национальное правительство должно обменяться мнением с японским правительством по поводу незамедлительного восстановления мира на основе трех вышеизложенных условий. Путь к переговорам будет открыт, если национальное правительство согласится положить в основу мирных переговоров три вышеуказанные условия. Целью проводимого Китаем вооруженного сопротивления является обеспечение независимости государства и его существования. В ходе военных действий, продолжающихся более года, Китай понес огромные потери. Если мы сумеем восстановить мир на справедливых условиях, мы тем самым добьемся реализации целей вооруженного сопротивления. Выдвинутые три условия соответствуют духу мира. Что же касается условий мира, то их следует тщательно продумать, чтобы подтвердить их приемлемость.

В частности, особую важность представляет вопрос о необходимости скорейшего и полного вывода японских [367] вооруженных сил из Китая. Далее, так называемые особые районы, где должны дислоцироваться японские войска на время действия предложенного Японией японо-китайского соглашения об обороне против коммунизма, нужно ограничить территорией, прилегающей к Внутренней Монголии. Подобное расположение японских вооруженных сил на территории Китая, несомненно, окажет влияние на суверенитет Китая, его политическую независимость и территориальную целостность, и Китай сможет успешно осуществить послевоенное восстановление и реконструкцию лишь при введении указанного выше ограничения.

Поскольку Китай и Япония географически являются близкими соседями, вполне естественно и необходимо, чтобы они поддерживали между собой добрососедские и дружественные отношения. Поэтому нужно, чтобы настоящая ситуация, являющаяся отклонением от нормального положения, была вновь тщательно изучена и была выяснена степень ответственности за нее как Китая, так и Японии.

С целью заложить основу для длительного мира между Японией и Китаем Китай должен строить свою политику в области воспитания на принципе добрососедских отношений, а Япония со своей стороны должна отказаться от своей традиционной политики пренебрежительного отношения к Китаю и проводить дружественную Китаю воспитательную политику. Таков вклад, который мы должны внести в дело процветания Восточной Азии.

В то же время, в интересах обеспечения мира и безопасности не только в районе Тихого океана, но и во всем мире, мы должны сотрудничать со всеми заинтересованными государствами во имя общего великого принципа международной дружбы, а также взаимного повышения благосостояния.

Пользуясь этим случаем, я выдвигаю изложенный выше проект и искренне надеюсь, что он будет принят.

(Цитируется по книге: Аоки Токудзо «Предыстория войны на Тихом океане», т. 2.) [368]

Дальше