Подготовка и развертывание японских сил
Состав экспедиционного корпуса
16 августа, т. е. почти одновременно с предъявлением ультиматума Германии, японским командованием был отдан приказ о мобилизации 18-й пехдивизии и приступлено к фрахтовке пароходов для морских перевозок. В то же время соответствующими управлениями было начато формирование специальных частей (артиллерийского и инженерного парков, лазаретов и т. д.).
Основным ядром для экспедиционного корпуса{105} послужила 18-я пехдивизия, штаб-квартира которой и основные части были расквартированы в г. Куруме. Командующим экспедиционным корпусом, вернее всеми экспедиционными японо-английскими силами, был назначен командир 18-й пехдивизии ген.-лейт. Митсуоми Камио, а начальником штаба и начальником инженеров ген.-майор (инженерной службы) Хензо-Яманаси{106}. Это назначение в осадную армию инженера в качестве начальника штаба не было случайным: руководящие японские круги приняли это своеобразное решение, исходя из специфического характера намеченной операции.
18-я пехдивизия была отмобилизована следующим порядком: входящий в ее состав 22-й кавполк пошел под [109] Циндао неотмобилизованным, 23-я и 24-я пехбригады были пополнены резервистами до состава военного времени, однако, без формирования запасных частей дивизии.
Весь экспедиционный корпус по периодам формирования, переброски на континент и сосредоточения к Циндао может быть разделен на 4 оперативных эшелона.
1-й эшелон
Наименование частей | Состав | Дислокация | Число бойцов | Артиллерия |
23-я пехбригада |
46-й пехполк | Омура |
6417 |
- |
55-й пехполк | Сага | - | ||
22-й кавполк | Куруме | 507 | - | |
24-й артполк | Три полевых батареи | -"- | 558 | 18- 75-мм |
3-й тяжелый артполк | Три тяжелых батареи | Мияма и Юра | 396 | 12-105-мм |
Всего около |
7900 | 30 орудий |
Начальник эшелона начальник 23-й бригады ген.-майор Ямада.
Посадка производилась в Нагасаки и Модзи. Время посадки последние числа августа. Выход из Нагасаки 28.8.14.
Район высадки-бухта Лункоу в Чжилийском заливе. Время высадки со 2 по 5 сентября. Начало движения к Циндао 6 сентября.
2-й эшелон
Наименование частей | Состав | Дислокация | Число бойцов | Артиллерия |
29-я пехбригада |
48-й пехполк | Куруме |
6500 |
- |
56-й -"- | -"- | - |
Начальник эшелона командир 24-й бригады ген.-майор Б. Хориуци.
Посадка производилась в Нагасаки. Время посадки последние дни августа. Выход из Нагасаки 1 сентября.
Прибытие в Лункоу-только 7 сентября ввиду очень свежей погоды. По этой же причине части 2-го эшелона не могли быть сразу высажены на берег и оставались на транспортах до 10 сентября.
В связи с непредвиденной задержкой генеральный штаб, по ходатайству командующего экспедиционным корпусом ген.-лейт. Камио, разрешил изменить утвержденный вариант сосредоточения и направить 2-й эшелон для высадки в бухту Лаошань (Родзан), находившуюся в 40 яд к северо-востоку от Циндао, на побережье Желтого моря.
20 сентября 2-й эшелон вышел из бухты Лункоу и, обогнув полуостров Шаньдун, 24 сентября высадился в бухте Лаошань{107}.
Уже 25 сентября части 2-го эшелона вступили в соприкосновение с противником у Лиутсинга и совместно с частями 1-го эшелона, подошедшими с севера, дрались с германским передовым охранением, выдвинутым из крепости.
3-й эшелон
Наименование частей | Состав | Дислокация | Число бойцов | Артиллерия |
29-я пехбригада |
34-й пехполк | Сидзуока |
6417 |
- |
67-й -"- | Куруме | |||
24-й артполк |
Три полевых батареи | Куруме | 558 | 18-75-мм |
18-й сап. бат. | -"- | 784 | - |
29-я пехбригада была придана из состава 15-й дивизии.
Начальник эшелона командир 29-й бригады ген.-майор Дзиоходзи.
Посадка производилась в начале сентября в Модзи, Сидзуока и Удзина.
Эшелон был направлен прямо в бухту Лаошань, где с 19 сентября начал высадку, придя туда раньше 2-го эшелона на 5 суток.
25 сентября 3-й эшелон уже развернулся, и отдельные его подразделения принимали участие в боях уЛиутсинга.
4-й эшелон
Все последующие отправки частей из метрополии производились маленькими частями из разных мест и могут быть условно названы 4-м эшелоном.
4-й эшелон
Наименование частей | Состав | Дислокация | Число бойцов | Артиллерия |
Осадный артпарк |
2-й тяж. артполк | Иокосука | 2700 |
84 тяж. орудия и 4-75-мм ЗА |
3-й тяж. артполк | Мияма | |||
Тяжел. креп. артиллерия | 4-й батальон. креп. артилл. | Магануме | ||
Тяжелая морская артиллерия | ? | Симоносеки | 383 | 8 мор. тяж. орудий |
Саперы | Сборн. батальон |
Из 6-й и 12-й дивизий |
784 |
Дековилька, проволока, фугасы, инструмент, радиостанция |
Инжен. парк |
Две ж.-д. роты |
700 |
||
Одна телегр. р. | ||||
Авиация | Авиаотряд | - | 75 | 4 самолета |
Обозы | 18-й обоз. бат. | - | 263 | |
Лазареты, обозы, ёюсоцу« (военные рабочие) | - | - | 2900 | |
Всего около |
7800 | 96 орудий |
Начальник осадного артпарка ген.-майор И. Ватанабе.
Начальник морской тяжелой артиллерии кап. 2-го ранга Масаки.
Все эти части и их грузы были высажены и выгружены в бухте Лаошань и частично в бухте Шацзыкоу.
Перевозка и высадка совершена в период с 20.9.14 по 5.10.14.
Английский эшелон
Из какой части | Состав | Дислокация | Численность |
Scouth Wales Borderers | 2-й батальон (англичане) | Тяньцзинь | 910 |
36-й полк ёсикхи« | Полубатальон (индусы) | -"- | 450 |
Всего с прикомандированными около 1500 чел.
Обоз 259 мулов
Начальник эшелона командующий английским отрядом ген.-майор Бернардистон, бывший до этого командующим британскими силами в Северном Китае и Вэйхайвэе. При английском командующем штаб в составе 9 офицеров.
Посадка произведена в Тяньцзине 10 сентября.
С 11 по 21 сентября эшелон простоял в Вэйхайвэе, после чего, следуя за 2-м японским эшелоном, перешел морем до бухты Лаошань, где и высадился 23 и 24 сентября.
К 27 сентября англичане подошли к р. Пейша-Хэ в районе Лиутсинга, следуя на один переход позади японских частей.
Состав английского отряда, не имевшего ни пулеметов, ни артиллерии и не претерпевшего никаких трансформаций по мобилизации, показал его полную неподготовленность к современной войне. Это были типичные колониальные части для несения полицейской службы, [114] значительно уступавшие в выучке и оснащении японским частям, что и подтвердилось в течение операции.
Французский автор Монкондюи оценивает общую численность английских войск под Циндао в 1 800 чел.
Пулеметами экспедиционный корпус был оснащен крайне слабо, так как на 32 000 бойцов было всего 40 пулеметов. Англичане, как указано выше, не имели пулеметов вовсе.
Артиллерийские средства осадной армии могут быть представлены следующей таблицей:
Число орудий | Калибр | Тип | Примечание |
6 | 280-мм | Гаубицы | |
4 | 240-мм | -"- | |
4 | 200-мм | -"- | |
40 | 150-мм | -"- | |
2 | 150-мм | Пушки | Крепостные установки на тумбах |
28 | 120-мм | Гаубицы | Старой конструкции без компрессоров и накатников |
12 | 105-мм | Пушки | |
4 | 75-мм | -"- | Зенитные на колесном лафете |
36 | 75-мм | -"- | Полевые |
4 | 150-мм | -"- | Морские установки |
4 | 120-мм | -"- | -"- -"- |
Всего 144 орудия
Обращают внимание большая разношерстность калибров (11 калибров на 144 орудия{108}) и значительный перевес гаубичной артиллерия.
Кроме того, при рассмотрении соотношения артиллерийских средств сторон должна учитываться корабельная [115] артиллерия блокадного флота, которая приняла значительное участие в атаках на Циндао со стороны морского флота{109}.
Воздушные силы экспедиционного корпуса состояли из 4 самолетов и 75 чел. обслуживающего персонала.
Количество | Тип | Шасси | Фирма | Где куплен |
1 | Моноплан | Колесный | Румель | В Германии |
3 | Биплан | -"- | Фарман | Во Франции |
Кроме того, японский флот, участвовавший в блокаде Циндао, имел в своем распоряжении и базировал на авиатранспорт, а позже на бухту Шацзыкоу 3 самолета:
Количество | Тип | Шасси | Фирма | Где куплен |
2 | Биплан | Поплавков. | Фарман | Во Франции |
1 | -"- | Колесный | -"- | -"- -"- |
Таким образом, в действиях японцев при осаде Циндао участвовало 7 самолетов.
Общая численность экспедиционного корпуса, по приведенным данным, включая прислугу парков и рабочие команды «юсоцу», около 30 000 чел. Совместно с английскими частями (1 500-1 800 чел.) эта цифра возрастает до 31 500-31 800 чел.
Таким образом, к началу октября 1914 г., когда закончилось сосредоточение экспедиционного корпуса под Циндао, в осадной армии было около 32 000 чел. Однако, [116] эта цифра, приведенная на основании материалов русского морского атташе и являвшаяся официальной японской версией того времени, резко расходится с германскими данными, опубликованными в 1935 г.
Авторы германской работы подробно перечисляют все подразделения, входившие в экспедиционные японо-английские силы, и общую их численность определяют в 53 380 чел, т. е. на 21 000 чел. больше{110}.
Несмотря на то, что некоторые авторы приводят еще большие цифры (Вильсон 63 000; независимо от него Пирри тоже 63 000), имеющиеся материалы с достаточной достоверностью показывают, что истинная численность собственно экспедиционного корпуса лежит где-то недалеко от 32 000-33 000 чел. [117]
В этом отношении, помимо прочих данных, характерно близкое совпадение цифр в докладе русского помощника морского атташе и у Монкондюи (30 000 чел.). Монкондюи, очевидно, пользовался материалами французского атташе Мореля, который, как и русский представитель, был допущен на правах союзника к наблюдению за ходом операции.
Во всяком случае мы предпочитаем оперировать этой цифрой (32 000 чел). Если позже будет доказано, что силы, привлеченные непосредственно к осаде Циндао, фактически были большей численности (т. е. ближе к германской версии), то это не только не изменит наших выводов, но еще больше их заострит.
Общая численность сил, участвовавших в операции против Циндао, т е. экспедиционного корпуса и блокадного флота, может быть принята следующая:
экспедиц. корпус | 32 000 чел. |
экипажи блокадн. флота | 25 300 -"- |
Всего | 57300 чел.{111} |
Таким образом, на каждого германского бойца в Циндао приходилось:
в осадной армии | 6,5 бойцов |
всего с флотом | 11,3 -"-{112} |
Политическая и моральная устойчивость личного состава экспедиционных сил в сложившейся обстановке не внушала сомнений руководящим японским кругам, так как, помимо того, что война начиналась в период значительного экономического подъема капиталистической Японии, отношение к этой войне широких масс и настроения в армии и флоте определялись следующими факторами.
1. Война, вернее тяготы войны, не затрагивала всей страны. Непосредственно для ведения борьбы на Дальнем Востоке требовалось очень ограниченное напряжение. В то же время определялась перспектива [118] значительного «оживления» экономики Японии, выполнявшей немалую роль в питании войны. Для той позиции, которую заняла Япония, это конкретно означало: получение заказов, расширение промышленной и торговой базы и проникновение на новые рынки.
2. Неполная мобилизация коснулась только одной пехотной дивизии. Специальные части были надерганы малыми долями из состава различных гарнизонов или морских баз.
3. В составе экспедиционных сил было более 80% кадровых войск и только около 20% призывников первой очереди. Ни одна экспедиционная армия (Порт-Артур, Дарданеллы и др.) не имела такого соотношения.
Если же учитывать численность всех сил, действовавших против Циндао, т е. включая 25 000 чел. из экипажей блокадного флота, состоявших исключительно из кадров мирного времени, то общий процент пополнения запасными будет не выше 11-12.
4. Война велась на чужой территории, причем очевидность относительно скорого и победоносного окончания ее была понятна любому рядовому бойцу. С другой стороны, «закономерность» экспедиций на континент была той исторической традицией, на которой воспитывался народ с момента вступления Японии на путь капиталистического развитая.
5. Националистическая пропаганда, и до этого стоявшая на высоком техническом и организационном уровне, была значительно усилена в соответствии с обстановкой, причем основным тезисом для патриотического воспитания армии продолжал оставаться лозунг о непобедимости японской армии и о необходимости новых побед японского оружия для увеличения мощи и славы государства Восходящего солнца.
6. Пролетарское движение в Японии в этот период было еще на низком уровне и не могло оказать противодействия подготовке к войне в условиях шовинистического подъема, который вследствие предательства международной социал-демократии оказался непреодолимым даже для более подготовленного пролетариата Европы. [119]
Всем этим объясняется тот факт, что в многочисленных материалах даже противной стороны нет никаких следов, которые могли бы указывать на прорывы в дисциплине (неповиновение, дезертирство, перебежки){113} на всем протяжении операции, которая далеко не походила на военную прогулку и была сопряжена со многими трудностями. Как немцы, так и союзные и нейтральные наблюдатели свидетельствуют о большой выносливости, безропотности японского бойца и даже приводят случаи героического выполнения служебного долга в соответствии с тем, как он был внедрен господствующими классами в сознание японского солдата 1914 г.
Организация и средства морских перевозок
Нормы перевозок
Предстояло перебросить на Шаньдун-через Желтое море свыше 30 000 чел. со снаряжением и тяжелыми грузами осадного парка из портов Нагасаки, Модзи, Сидзуока и Удзина, т. е. на расстояние около 650 миль (1 200 км), считая до Лункоу, и на 500 миль (920 км)- до бухты Лаошань (Родзан).
Совершенно очевидно, что анализ японских экспедиционных перебросок на континент имеет в настоящее время вполне реальный и практический интерес, поэтому на нем целесообразно остановиться более подробно.
Для перевозки войск ген. Камио военным ведомством было зафрахтовано у различных пароходных компаний до 50 транспортов.
К 25 августа оказалось зафрахтовано 9 пароходов; наибольшее количество одновременно привлеченных транспортов было 19 сентября 44 судна; с этого момента и вплоть до 30 сентября число их все время было выше 40, после чего упало сразу до 10-12.
Как только транспорты освобождались, они тотчас же возвращались своим владельцам, почему бесполезного простоя судов не было. [120]
1-й эшелон был переброшен на следующих транспортах (в один рейс):
1. |
Вакаса-мару |
6 264 т | 10. |
Хиросима-мару |
3 282 " |
2. |
Тяньцзинь-мару |
4 173 " | 11. |
Пекик-мару |
3 182 " |
3. |
Иороппа-мару |
3 131 " | 12. |
Хаката-мару |
6 169 " |
4. |
Кензан-мару |
4 128 " | 13. |
Эбоси-мару |
3 798 " |
5. |
Микава-мару |
2 931 " | 14. |
Бомбей-мару |
4 624 " |
6. |
Сискуби-мару |
3 755 " | 15. |
Мацуяма-мару |
3 098 " |
7. |
Генкай-мару |
1 447 " | 16. |
Сацума-мару |
1 946 " |
8. |
Стару-мару |
1 571 " |
Итого 15 судов 53 499 т брутто
или около 32 000 т нетто.
Это составляет в среднем 15 пароходов по 3 566 г брутто или по 2 133 г нетто{114}.
Было перевезено: 7900 чел., 520 лошадей, 12 тяжелых и 18 полевых орудий с соответствующим обозом.
Переход морем совершался в 2-3 суток при максимальном времени пребывания частей на транспортах до 7 суток.
Это дает в среднем 4,0 т нетто на человека, при характеристике эшелона: 1 лошадь на 15 бойцов и 1 орудие на 260 бойцов.
2-й эшелон был переброшен на транспортах (в один рейс):
1. |
Тайкоку-мару |
3 796 т | 8. |
Кенкон-мару |
2 787 т |
2. |
Нитака-мару |
2 531 " | 9. |
Иосю-мару |
2 487 " |
3. |
Инд-мару |
5 511 " | 10. |
Каньо-мару |
2 391 " |
4. |
Тейпайзан-мару |
4 950 " | 11. |
Чинто-мару |
2 592 " |
5. |
Раккосан-мару |
3 000 " | 12. |
Тами-мару |
3 717 " |
6. |
Хикояма-мару |
3 712 " | 13. |
Миссино-мару |
3 706 " |
7. |
Кихо-мару |
2 012 " | 14. |
Курохиме-мару |
3 714 " |
Итого 14 судов 46 897 т брутто,
или около 27 500 т нетто.
Это составляет в среднем 14 пароходов по 3 350 т брутто, или по 2 000 т нетто.
Было перевезено: 6 500 бойцов, т. е. два пехотных полка с нормальным обозом, но без артиллерии. [121]
Перевозка была рассчитана на 2-3 суток с максимальным пребыванием бойцов на транспортах 5-7 суток; однако, как было выше указано, фактически части 2-го эшелона пробыли на борту до 25 суток, частично в условиях тайфуна. Так как эти два полка через сутки после высадки были введены в дело, можно предположить, что принятая норма размещения не отразилась отрицательно на боеспособности частей.
Средняя норма тоннажа на человека получается в 4,0 г нетто на человека{115}.
3-й эшелон был переброшен на транспортах (в один рейс):
1. |
Кенкон-мару |
3 778 т | 11. |
Тойтоми-мару |
2 447 т |
2. |
Рюцон-мару |
4 075 " | 12. |
Кигасета-мару |
2 608 " |
3. |
Байдайсан-мару |
4 551 " | 13. |
Коан-мару |
3 460 " |
4. |
Кайо-мару |
2 030 " | 14. |
Мацу-мару |
2 103 " |
5. |
Дойо-мару |
2 166 " | 15. |
Никко-мару |
1 699 " |
6. |
Кабафуто-мару |
2 865 " | 16. |
Мисима-мару |
1 932 " |
7. |
Тайкозан-мару |
3 216 " | 17. |
Дайто-мару |
2 056 " |
8. |
Ечиго-мару |
2 668 " | 18. |
Котохира-мару |
1 302 " |
9. |
Фуки-мару |
2 118 " | 19. |
Сигаура-мару |
2 212 " |
10. |
Ацута-мару |
3 095 " | 20. |
Вада-мару |
3 358 " |
Итого 20 судов 53 739 т брутто,
или около 32200 т нетто.
В среднем это составляет 20 пароходов по 2 687 т брутто, или по 1 610 т нетто.
Было перевезено: 7 800 бойцов, 18 полевых орудий, нормальный обоз двух пехотных и одного артиллерийского полков и саперный батальон со своим оснащением.
Время пребывания на транспортах определяется в 5-7 суток.
Норма тоннажа на одного бойца в 3-м эшелоне- 4,1 т нетто. Повышение нормы объясняется относительно большим насыщением техникой этого эшелона по сравнению с предыдущими. [122]
Последующие переброски японских частей (4-го эшелона) выполнялись на транспортах, возвратившихся из первого и второго рейсов. Точных данных о числе пароходо-рейсов нет.
Английский эшелон (около 1 500 чел. и 259 мулов) был переброшен на трех транспортах: Синтьен, Куангпинг и Шассинг. Данных об их тоннаже нет. Кроме того, при английском эшелоне было госпитальное судно Шенкинг.
Перевозки во время операции
По мере переброски первых оперативных эшелонов часть зафрахтованных пароходов сразу же освобождалась, и уже к первым числам октября осталось только 10 транспортных судов и два госпитальных, которые использовались до конца операции для обеспечения морской коммуникации армии с метрополией.
Эти пароходы рейсировали между бухтой Лаошань (Родзан) и портом Удзине (650 миль). Число рейсов неизвестно.
Никаких перерывов в снабжении частей не было. Общий тоннаж этих транспортных судов-29610 г брутто, тоннаж госпитальных 5 270 г брутто{116}.
Необходимо отметить, что питание экспедиционных частей шло через базу Хиросима или вернее через близлежащий порт Удзине, через который велось все снабжение экспедиционных сил в русско-японскую войну.
Анализируя приведенные данные, надо подчеркнуть следующие характерные особенности морских перевозок японцев, обеспечивших подготовку и осуществление операции против Циндао:
1. Японское командование вполне успешно справилось с организацией подготовки, а затем и переброски [123] экспедиционных сил на Шаньдунский полуостров в сравнительно короткий срок.
В период тайфунов без единой аварии или значительной задержки было перевезено и высажено свыше 30 000 чел. с тяжелым оснащением осадных парков, причем абсолютно все было высажено на необорудованное побережье.
Привлеченный для этой цели тоннаж был использован с большой гибкостью и весьма рационально. Очевидно, что морские перевозки и десант являются для японской военной организации одной из сильных ее сторон, вытекающей из накопленного опыта{117} и систематически осуществляемого устремления на материк{118}.
Ясно, что в этом вопросе японцы идут не ощупью, а по проторенным путям, пользуясь практически проверенными нормами.
2. В связи с необходимостью высаживать части и грузы в относительно мелководных бухтах, не оборудованных причальными линиями, основным типом транспортов были суда среднего и малого тоннажа.
Самые крупные из всех транспортов были в 6 264 т брутто (Бэкаса-мару ) и в 6 169 г брутто (Хаката-мару ), сделавшие только один рейс с 1-м эшелоном, но они не являются характерными. Наибольшим из транспортов, использованных на протяжении всей операции, был Индо-мару в 5311 т брутто. Наименьшим из транспортов был Катохира-мару в 1 302 т брутто.
Средний тоннаж всех привлекавшихся единиц торгового флота (около 50 транспортов) — 3 120 г брутто, или около 1 870 т нетто.
В этом выборе следует отметить прежде всего правильный учет условий переброски и высадки (переход морем от 650 до 500 миль, мелководные якорные стоянки в местах высадки и т. д.), а затем и чисто экономические соображения относительной дороговизны фрахта больших судов. [124]
3. Для переброски всех экспедиционных сил, в составе 30000 бойцов, 144 орудий (из которых 102 тяжелых), осадного и инженерного парков, понадобилось единовременно около 50 пароходов с общим тоннажем в 152900 т брутто, из которых большинство сделало только один рейс, и только около 10 из них в последующем перешли на постоянное рейсирование для поддержания коммуникации.
Таким образом, напряжение использования тоннажа за все время ведения операции (76 суток) выражается и среднем в 17 пароходов, или 53000 т брутто в сутки.
Динамика использования тоннажа для десантной операции видна из графика.
4. Так как экспедиционные силы почти все виды питания получали из метрополии и известно количество обеспечивавших их транспортов, мы имеем возможность установить весьма интересные нормативы для расчета японского тоннажа на коммуникации.
30000 бойцов и 144 орудия японских осадных сил для поддержания постоянной коммуникации протяжением в 500 миль и непрерывного питания потребовали 10 пароходов по 3000 т брутто в среднем.
Для госпитализации на месте и эвакуации больных и раненых в метрополию оказалось достаточно двух госпитальных судов по 2 635 т брутто.
Эти цифры имеют ту ценность, что они проверены практикой. Само собой разумеется, что в других условиях эти нормы должны корректироваться современным составом частей, напряжением операции, нормами расхода боеприпасов и т. д.
5. Норма тоннажа при размещении частей на транспортах для первых трех эшелонов (пехота, артиллерия и кавалерия с соответствующими обозами) 4,0-4,1 т (нетто) на бойца при средней продолжительности перехода в 2-3 суток и пребывании на борту от 5 до 10 суток.
6. По имеющимся данным не может быть точно определена скорость переброски каждого эшелона, так как неизвестны точные моменты выходов и приходов эшелонов, курсы, время дрейфа при тайфуне и т. д. Кроме того, [125] изменение пункта высадки для 2-го эшелона и плана его развертывания удлинило этот этап операции.
Тем не менее имеющиеся достаточно точные данные об общем времени переброски представляют безусловный интерес. В условиях неблагоприятной погоды, на среднее расстояние в 500 миль десант численностью в 23 000 чел. и 48 орудий, с оснащением и обозом, был посажен, перевезен и высажен в трех эшелонах в 28 дней, а весь десант (включая 4-й эшелон) в 39 дней.
При этом скорость отдельных транспортов была, очевидно, от 9 до 12 узлов, а при совместном плавании от 6 до 9 узлов.
В случае непосредственного марша 2-го эшелона на Лаошань общий срок переброски всех сил не изменился бы. Но эшелонированная переброска всего состава в один пункт дала бы сокращение общего срока приблизительно на 5-7 суток (при том же количестве транспортов). [126]
Увеличение числа транспортов с 55 до 75, с тем, чтобы избежать повторных рейсов, могло сократить операцию еще на 10 суток; иначе говоря приведенный выше состав в условиях 1914 г. мог быть переброшен в 15-20 дней.
После падения Циндао для эвакуации армии и пленных немцев было зафрахтовано 40 судов общим тоннажем в 123313 г брутто и использовано 10 транспортов, обслуживавших коммуникацию (29510 т брутто). При эвакуации армии и пленных, по заявлению помощника русского атташе, были учтены «те же соображения, что и при отправке войск под Циндао».
Общая численность японцев, исключая убитых, ранее эвакуированных раненых (1477 чел) и оставшихся в Циндао, была около 27 500 чел., число пленных немцев 4 692 чел., значит, суда общим тоннажем 152 923 т брутто, или около 91 570 т нетто, перевезли 32 192 чел., из чего можно сделать вывод, что при эвакуации пароходы делали повторные рейсы.
Состав японского флота в операции
Союзный план использования морских сил в пределах всего дальневосточного театра был выработан, в результате переговоров Англии, Франции и Японии, приблизительно к 20-м числам августа.
Он сводился к следующему:
1. Операциями против Циндао занимается в основном японский флот.
2. Охрана морских сообщений союзников к северу от Шанхая также возлагается на японский флот.
3. Английские и французские крейсеры выделяются, под общим английским командованием, для обеспечения района между Шанхаем и Сингапуром, причем Япония добавляет крейсерскую эскадру для совместного выполнения этой задачи.
4. Австралийская эскадра с французским крейсером Монткальм конвоирует экспедицию на Самоа.
5. Наконец, для поисков в Океании германских кораблей эскадры адм. Шпее выделяется смешанная крейсерская [127] эскадра под флагом адм. Джерама из Минотавра (флаг), Ярмута и двух японских крейсеров.
Впоследствии дополнительно к силам, действующим южнее Шанхая, были приданы русские крейсеры Жемчуг и Аскольд.
В результате этих переговоров к 26 августа устанавливается следующее развертывание японского флота:
1) 1-я японская эскадра-крейсерство в водном районе к северу от Шанхая, для защиты морских путей;
2) 2-я эскадра непосредственные действия против Циндао;
3) 3-я эскадра (из 7 крейсеров) -обеспечение района между Шанхаем и Гонконгом;
4) крейсеры Ибуки и Чикума -в состав эскадры адм. Джерама.
Особенно деятельно готовиться к операции против Циндао японский флот начал с момента предъявления ультиматума Германии, но еще с 20 августа 1914 г., т. е. до формального истечения его срока, два японских крейсера совместно с английскими установили наблюдение за морскими подходами к германской базе.
Специально сформированной 2-й эскадре предстояло решить три задачи:
1) несение морской блокады неприятельской базы на все время операции;
2) непосредственное обеспечение морских перебросок и мест высадки экспедиционных частей и последующая охрана водных районов базы высадки;
3) содействие армейским частям поддержкой их фланга, обстрелом города и порта и т. д.
С этой целью эскадра была сформирована в следующем составе и организации (к 27 августа{119}):
1-я дивизия (линкоры){120}
Суво (быв. Победа ) флаг,
Танго (быв. Полтава ),
Ивами (быв. Орел ). [128]
2-я дивизия (броненосцы береговой обороны):
Окиносима (быв. Апраксин ),
Мисима (быв. Сенявин ).
3-я дивизия (броненосные крейсеры)
Контр-адм. Тоципай.
Ивате -флаг,
Токива,
Якумо.
4-я дивизия (крейсеры и канонерские лодки){121}.
Контр-адм. Камимура.
Крейсеры: Чигозе -флаг, Чиода, Акицушииа, Мотами.
Канонерские лодки: Сага, Удзи.
2-я флотилия истребителей (эсминцев):
Контр.-адм. Окада.
Крейсер Тоне флаг.
9-й отряд: Сираюки, Новаке, Сиротае, Мацуказе.
12-й отряд: Аянами, Асагири, Исонами, Уронами.
13-й отряд: Асасиво, Сиракумо, Кагеро, Мурасане.
Дополнительно в состав 2-й флотилии эсминцев приданы:
Крейсер Могами.
5-й отряд: Усиво, Ненохи, Вакаба, Асаказе.
8-й отряд: Югуре, Юдачи, Сирацую, Миказуки.
Корабли особого назначения:
Крейсер Такачихо (как база миноносцев).
Посыльное судно Матсуе.
База эсминцев Кунано-мару 5 076 т.
Транспорт-мастерская Канто-мару.
Авиатранспорт Сакаки-мару.
Госпитальное судно Явато-мару -5818 т.
Спасательное судно Иодохаси-мару.
Тралящий караван (всего 23 корабля){122}:
13 больших тральщиков,
10 катерных тральщиков (число которых, по данным французского атташе, в последующем было увеличено до 40). [129]
Транспорты (всего 10){123}:
Рефрижератор Уме-мару.
Угольщики и транспорты с прочими припасами; Минке-мару, Кагосима-мару, Эторфу-мару, Фукусю-мару, Чосен-мару, Босю-мару, Асахи-мару, Бентеи-мару, «.....» (название последнего неизвестно).
Кроме того, по настоянию Великобритании, к японской 2-й эскадре был придан английский линкор Триумф {124} и эсминец Уск. Это было важно не столько по военным соображениям, сколько по политическим, чтобы сделать операцию коалиционной, а не чисто японской.
Таким образом, против морского фронта крепости Циндао и двух-трех германских вымпелов, из которых только один или два имели относительную боевую ценность, японский флот выставил 39 более сильных вымпелов, не считая тральщиков, плавучих баз и транспортов. Эта эскадра имела артиллерию из 193 орудий в 120 мм и выше (восемь-12», одиннадцать-10», двадцать два- 8», четырнадцать 7,5», семьдесят восемь 6» и пятьдесят шесть- 120-мм).
Из такого состава 2-й эскадры можно сделать следующие выводы:
1. Япония на море, так же как на суше, с самого начала операции создала настолько значительное количественное и качественное превосходство сил, что оно абсолютно исключало общий неуспех даже в случае какого-либо неблагоприятного стечения обстоятельств.
2. Основное ядро эскадры, т. е. большие корабли, на которые должно было лечь артиллерийское состязание с береговыми батареями (иначе говоря, те корабли, которые должны были рисковать больше других{125}), было отобрано исключительно из трофейных кораблей, восстановленных после русско-японской войны, т. е. из кораблей, [130] устаревших и непригодных уже для морского боя с современным противником. Образно выражаясь, можно сказать, что война из-за Циндао была войною трофеев, так как германцы использовали на батареях пушки, взятые ими под Парижем и Таку, а японцы корабли, взятые в Цусиме.
3. Остальной состав эскадры определялся задачами несения блокады, причем с таким расчетом, чтобы при встрече кораблей одноименных классов (при прорыве блокады или атаке блокирующих сил) каждый, даже отдельный, японский корабль был сильнее германского.
4. Выделение по предварительному расчету 23 тральных единиц на 39 боевых показывает, какое серьезное значение японское командование придавало германским минам; с другой стороны, выбор типа тральщиков и их последующие потери свидетельствуют больше о боязни мин, чем об умении с ними бороться.
5. Аналогично экспедиционной армии 2-я эскадра все питание получала из метрополии. Поэтому представляет интерес состав обслуживающих транспортов: 1 госпитальное судно и 10 транспортов с припасами, которые рейсировали на коммуникации протяжением в 500 миль. Это дает 10 транспортов на 45 обслуживаемых боевых и вспомогательных единиц. Такая норма должна быть признана скромной; она еще раз подтверждает целесообразное использование тоннажа. Следует учитывать, что 2-я эскадра не имела маневренной базы, как-либо оборудованной для флота, все время крейсировала в море или отстаивалась на рейдах, и это должно было дать повышенный расход топлива и всех видов технического снабжения.
6. Особо надо отметить организацию управления в этой операции. Командующий блокадным флотом не был подчинен во всех отношениях ген. Камио, несмотря на то, что главной задачей 2-й эскадры было содействие экспедиционной армии. По всем принципиальным вопросам ген. Камио и адм. Като 2-й раздельно сносились с Токио.
Фактически операция против Циндао привлекла значительно больше морских сил, чем это предполагалось. [131]
Когда 2-я эскадра установила блокаду неприятельской базы и понадобилось одновременно непосредственное обеспечение войсковых перевозок на два направления (Лункоу и Лаошань), 1-я эскадра под командованием вице-адм. Тохинаи взяла на себя часть конвойных задач.
Только 29 сентября Тохинаи ушел в корейские воды.
Для характеристики подготовки к операции англичан интересно добавить следующее свидетельство официального историка английского флота{126}.
Еще 28 июля линкор Триумф стоял в доке, в Гонконге, без команды. Получив «предупредительную» телеграмму 30 июля, адм. Джерам приказал Триумфу начать кампанию, а четырем канонерским лодкам, находившимся на р. Янцзы, передать на него свои команды.
«С чрезвычайными усилиями линкор Триумф был технически подготовлен к выходу в море... но команд с канонерских лодок не хватило, и для доведения экипажа до полного комплекта предполагали набрать матросов из местного населения; однако о хоти и ков служить на боевом судне не нашлось{127}. На помощь пришла армия. С разрешения командующего войсками адмирал обратился с призывом к гарнизону, вызывая добровольцев, желающих перейти из армии во флот. Таких оказалось почти весь гарнизон целиком, и из состава 2-го пехотного Корнвалийского батальона было выбрано 2 офицера и 100 солдат, и Триумф был укомплектован.
Месяц спустя армейские волонтеры были списаны с Триумфа в Вэйхайвэе ввиду ухода их полка в Индию. [132]