Содержание
«Военная Литература»
Военная история

Примечания

{1}http://www.airforce.ru/history/cuba/index.htm
{2}Якубович Н.В. МиГ-21. Истребитель. – М.:АСТ, Астрель, 2001.- С. 95–121.
{3}Бодрихин Н.Г. Советские асы. Очерки о советских летчиках. - М.: ТАМП, 1998. - С. 131.
{4}Семенов А.Ф. На взлёте. – М.: Воениздат, 1969. – 217 с.
{5}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – М.: Воениздат, 1974. – 269 с.
{6}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – Л.: Лениздат, 1987. – 128 с.
{7}Грибанов С.В. Заложники времени. – М.: Воениздат, 1992. – 330 с.; Хроника времен Василия Сталина. - М.: Гея, 1999. – 364 с.
{8}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – М.: Техника-молодежи, 2002. – 479 с.
{9}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – М., 2005. – 320 с.
{10}Румянцев С.Н. Взлетал, чтобы победить.//Трудовая новь. – 2004. – 31 июля. – № 93; Один из первых асов Великой Отечественной//Тамбовский курьер. – 2005. – №№ 26-35.
{11}Центральный архив Министерства обороны РФ (далее – ЦАМО). Ф. 32 гв. иап, оп. 211025, д. 1.
{12}Якубович Н.В. Самолеты С.А. Лавочкина. – М.: РУСАВИА, 2002. – С.30.
{13}ЦАМО. Ф. 32-го гв. иап, оп. 211024, д. 1.
{14}Смыслов О.С. Василий Сталин. Заложник имени. – М.: Вече, 2003. – С. 119.
{15}Крылья Родины. Сб. Сост. В.В. Рыбалка, Л.М. Шишов. – М.: ДОСААФ, 1983. – С. 115.
{16}Кульба С. Владимир Орехов//Аэроплан. – 1995. – № 2. – С. 7.
{17}Крылья Родины. Сб. Сост. В.В. Рыбалка, Л.М. Шишов. – С. 114.
{18}ЦАМО. Ф. 32 гв. иап, оп. 211025, д. 1.
{19}Боевой состав ВВС Советской Армии. – http://ilpilot.narod.ru/bs/index.html
{20}Официальное название основного самолета-истребителя люфтваффе на советско-германском фронте – «Мессершмитт» Bf 109. Однако в целях сохранения исторической достоверности автор в тексте книги использует названия, принятые во время войны в Красной Армии и ее ВВС – Ме-109. Эта оговорка в равной степени относится и к названиям других самолетов люфтваффе – «Хейнкель» He 111 (Хе-111), «Юнкерс» Ju 87, Ju 88 (Ю-87, Ю-88), «Фокке-Вульф» Fw 189, 190 (ФВ-189, ФВ-190) и т.д.
{21}Павлов А.«Фридрих» – сын «Эмиля»//Крылья Родины. – 1994. – № 8. – С. 24.
{22}ЦАМО. Ф. 32-го гв. иап, оп. 211024, д. 1.
{23}ЦАМО. Ф. 32 гв. иап, оп. 211025, д. 1.
{24}Александр Федорович Мясников (Мясникян) – член РКП (б) с 1906 года. В 1925 году, будучи секретарем Закавказского краевого комитета ВКП (б), погиб в авиационной катастрофе
{25}Севастьянов М. Высокое небо Федора Прокопенко//Вестник воздушного флота. – 2002. – Январь-февраль. – С. 55.
{26}Соколов Б.В. Василий Сталин. – Смоленск: Русич, 2000. – С. 82.
{27}16 иап, входивший в состав 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, отличился в битве под Москвой зимой 1941–1942 годов. Более подробно о боевом пути 16 иап см.: Боброва К.В. Крылатый полк шестнадцатый. – М.: Голден-Би, 2006. – 256 с.
{28}Семенов А.Ф. На взлете. – М.: Воениздат, 1969. – С. 72.
{29}Ортенберг Д.И. Год 1942. Рассказ-хроника. – М.: Политиздат, 1988. – С. 110.
{30}Сухомлинов А.В. Василий, сын вождя. – М.: Совершенно секретно, 2001. – С. 93.
{31}Цит. по: Смыслов О.С. Василий Сталин. Заложник имени. – С.111.
{32}Новикова С.А. Портрет отца в интерьере времени. – М.: Воениздат, 2000. – С. 77.
{33}Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – М.: Наука, 1977. – С. 84.
{34}Швабедиссен Вальтер. Сталинские соколы. Минск: Харвест, 2001. – С. 88.
{35}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – Л.: Лениздат, 1987. – С. 65.
{36}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 74.
{37}Яковлев А.С. Цель жизни: Записки авиаконструктора. – М.: Республика, 2000. – С. 300.
{38}Советский ас глазами его техника. – www.aces.boom.ru/all/kleshev2.htm.
{39}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – Л.: Лениздат, 1987. – С. 62.
{40}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – М.: Техника-молодежи, 2002. – С. 91.
{41}Семенов А.Ф. На взлете. – М.: Воениздат, 1969. – С. 102.
{42}Руденко С.И. Крылья победы. – М.: Воениздат, 1976. – С. 96.
{43}Румянцев Н. Взлетал, чтобы победить//Трудовая новь. – 2004. – № 94. – 3 августа.
{44}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – С. 92.
{45}Смыслов О.С. Асы против асов. – М.: Вече, 2006. – С. 203.
{46}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – М., 2005. – С. 38.
{47}Кузнецов С. Первый Як. – М.: Любимая книга, 1995. – С. 71; Косминков Ю. Як-1. Трудное рождение первенца//Авиация и время. – 1995. – № 4. – С. 50.
{48}Кульба С. Владимир Орехов. – С. 8.
{49}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 75.
{50}Баграмян И.Х. Так шли мы к победе. – М.: Воениздат, 1988. – С.352.
{51}ЦАМО. Ф. 32-го гв. иап, оп. 211025, д. 1.
{52}Легенды и мифы военной истории. – www.angelfire.com/wv/volk959/vasiliy.html.
{53}Смыслов О.С. Василий Сталин. – С.122.
{54}Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. – М.: Воениздат, 1980. – С.14.
{55}ЦАМО. Ф. 32 гв. иап, оп. 211025, д. 1.
{56}Никольский М. Истребители Яковлева Як-1, Як-7, Як-9, Як-3//Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. – 1999. – Май-июнь. – С. 12; Кондратьев В. Як-7. Три эскиза//Крылья Родины. -1988. – № 5. – С.24.
{57}Кульба С. Владимир Орехов. – С. 8.
{58}Косминков Ю. Многоликий Як-7//Авиация и время. – 1996. – № 2. – С. 28.
{59}Боброва К.В. Крылатый полк шестнадцатый. – М.: Голбен-Би, 2006. – С. 101.
{60}Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. – М.: Техника-молодежи, 1999. – С. 82.
{61}Боброва К.В. Крылатый полк шестнадцатый. – С. 229.
{62}Мацуров Ю. Соколы Василия Сталина//Деловые вести. – 2000. – 4 мая.
{63}Семенов А.Ф. На взлёте. – С. 84.
{64}Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – С. 92.
{65}Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне. – С. 94.
{66}Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Т.Т. Хрюкин. http://wwii-soldat.narod.ru/khryukin_tt.htm.
{67}Котельников В., Лейко О. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. – М.: МАИ, 1993. – С. 18.
{68}Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. – М.: Воениздат, 1968. – С. 94.
{69}История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг. Т.2. – М.: Воениздат, 1961. – С. 428.
{70}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 68.
{71}Жолудев Л.В. Стальная эскадрилья. – М.: Воениздат, 1972. – С. 139.
{72}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 69
{73}Пантелей Н.Н. Записки штурмана. – М.: Военная литература, 2002. -www.militera.lib.ru/memo/russian/panteley/05.html
{74}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 92.
{75}Летчики: Сб. ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1978. – С.124-155.
{76}Афиногенов А.З. А внизу была земля. – М.: Советская Россия, 1982. – С. 71.
{77}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 76.
{78}Еще раз о соколах Сталина//Городские вести. – 2001. – 8 мая.
{79}ЦАМО. Ф. 32-го иап, оп. 211025. д. 1.
{80}ЦАМО. Ф. 32-го иап, оп. 211025. д. 1.
{81}Осипов Г.А. В небе бомбардировщики. – Щелково, 2003.
{82}Руденко С.И. Крылья победы. – С.94.
{83}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 88.
{84}Румянцев С., Исаев С. Один из первых асов Великой Отечественной//Тамбовский курьер. – 2005. – № 30. – 11 июля. – С. 26.
{85}Цит. по: Ортенберг Д.И. Год 1942. – С. 309-310.
{86}По другим данным в этом бою было сбито 4 самолета противника: 3 бомбардировщика и 1 истребитель. См.: Масленников Ю.И. Тактика в боевых примерах: эскадрилья – экипаж. – М.: Воениздат, 1985. – С. 55.
{87}Информация подготовлена Михаилом Быковым на основе документов ЦАМО
{88}Советские Военно-воздушные силы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. – С. 97.
{89}Семенов А.Ф. На взлете. – М.: Воениздат, 1969. – С. 25.
{90}Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. – М.: 1999. – С. 104.
{91}Вахламов В. Сергей Долгушин//Мир авиации. – 1992. – № 1.
{92}Информация предоставлена Сергеем Вахрушевым
{93}Пшеняник Г.А. Долетим до Одера. – М.: Воениздат, 1985. – С. 22.
{94}Цит. по: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. Т. 2. – С. 438.
{95}Былинин С. Сталинградская битва. Стратегическая оборона 17 июля – 18 ноября 1942 г. – М.: Экспринт, 2004. – С. 32.
{96}Симонов К.М. Разные дни войны. Дневник писателя. Т. 2 – М.: Молодая гвардия, 1977. – С. 188.
{97}Катков В., Фирсов А. Мессершмитт Bf 109//Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. – 1999. – Май-июнь. – С. 64.
{98}Wings of Fame. Volume 11. – London. Aerospace Publishing, 1998. – P. 66.
{99}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 85.
{100}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 70.
{101}Горбач В., Полунина Е., Хазанов Д. Женские лица воздушной войны//Авиамастер.- 2000. – № 3. – С. 13.
{102}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 96.
{103}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 71
{104}Согласно журнала боевых действий 434 иап в этом бою был сбит только один Ме-109, который был засчитан лейтенанту Кошелеву. – С.И.
{105}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 72.
{106}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – М., 2005. – С. 69.
{107}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – М.: Техника-молодежи, 2002. – С. 90.
{108}Симонов К.М. Разные дни войны. Дневник писателя. Т. 2. – С. 189.
{109}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – С.92.
{110}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 80.
{111}Белов В. Вильгельм Криниус//Авиация. – 1999. – № 2. – С. 36.
{112}Вахламов В. Сергей Долгушин//Мир авиации. – 1992. – № 1.
{113}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 88.
{114}Судя по всему, А.Я. Баклан встретил в воздухе итальянские истребители Макки М.С. 200 «Саетта» из состава 21-го дивизиона (имел в сентябре 1942 года в составе четырех эскадрилий 32 самолета М.С.200 и 11 – М.С.2002), входившего в состав 8-й (итальянской) армии, окончившей свои дни спустя несколько месяцев в сталинградском «котле». Более подробно, см.: Bill Gunston. Fighting Aircraft of WWII. – Prentice Hall Press, 1988. – P. 255; Истребительная авиация Италии во второй мировой войне. Сост. Егерс Е.В. – Riga: Tornado, 1997. – С. 23
{115}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 83.
{116}На грани возможного. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Лимб, 1993. – С. 435.
{117}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 105.
{118}Шахурин А.И. Крылья победы. – М.: Политиздат, 1983. – С. 216.
{119}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 83.
{120}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 96.
{121}Швабедиссен В. Сталинские соколы. – С. 159.
{122}Пруссаков Г. К., Васильев А. А. и др. 16-я воздушная. – М.: Воениздат, 1973. – С. 22.
{123}История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. Т. 2. – С. 449.
{124}Горбач В., Полунина Е., Хазанов Д. Женские лица воздушной войны. – С. 14.
{125}П.А. Богданов допустил неточность: с 10 октября 1942 года, как отмечалось выше, 434 иап командовал майор В.П. Бабков. В то время майор И.И. Клещев уже служил в Инспекции ВВС и летал на аэродроме Люберцы в качестве инспектора-летчика. – С.И.
{126}Хазанов Д., Котлобовский А. Битва над Киевом//Авиация и время. – 2003. – № 3. – С.28.
{127}Кондратьев В. Халхин-Гол. Война в воздухе. – М.: Техника-молодежи, 2002. – С.62; Сеидов И. Оружие смелых//История авиации. – 2002. – № 1. – С. 28.
{128}Рабкин И.Г. Время, люди, самолеты. – М.: Московский рабочий, 1985. – С.213.
{129}Кузнецов С. Первый Як. – М.: Любимая книга, 1995. – С. 50.
{130}Никольский М. Истребители Яковлева Як-1, Як-7, Як-9, Як-3//Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. – 1999. – Май-июнь. – С. 25.
{131}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 61.
{132}Бодрихин Н.Г. Советские асы: Очерки о советских летчиках. – М.: ТАМП, 1998. – С. 22.
{133}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 62.
{134}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 88.
{135}Советская Белоруссия. – 2003.- № 20. – 1 февраля.
{136}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – М.: Воениздат, 1974. – С. 30.
{137}Более подробно о 169 (63-м гвардейском) иап см.: Владимир Белов. 470-й гвардейский Виленский ордена Кутузова истребительный авиационный полк. – http://gv470iap.narod.ru/index.html.
{138}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 101.
{139}Севастьянов М. Высокое небо Федора Прокопенко//Вестник воздушного флота. – 2002. – № 1. – С. 55.
{140}Спик М. Истребители. Асы ХХ века. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 345.
{141}Кульба С. Владимир Орехов//Аэроплан. – 1995. – № 2. – С. 8.
{142}Анищенков П.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная: Военно-исторический очерк о боевом пути ВВС Калининского фронта и 3-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. – М.: Воениздат, 1984. – С. 61.
{143}Цит. по: Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 40.
{144}Грибанов С.В. Заложники времени. – М.: Воениздат, 1992. – С. 159.
{145}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 110.
{146}Раткин В. Герой Российской Федерации Ф.Ф. Прокопенко//Мир авиации. – 1998. – № 2. – С.36.
{147}Севастянов М. Высокое небо Федора Прокопенко//Вестник воздушного флота. – 2002. – Январь-февраль. – С.56.
{148}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 110.
{149}Громов М.М. На земле и в небе. – М.: Гласность-АС, 2005. – С.306.
{150}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – С. 93.
{151}Цит. по: Васильева Л.Н. Дети Кремля. – М.: Эксмо, 2002. – С.140.
{152}Грибанов С.В. Заложники времени. – С. 152.
{153}История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. Т. 3. – С. 145.
{154}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 60.
{155}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – С.96.
{156}Днепропетровск. Знаменитые люди города. – www.gorod.dp.ua/tema/persons/?pageid=377
{157}Истребители. Асы ХХ века. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 336.
{158}Хазанов Д.Б. Немецкие асы на Восточном фронте. Ч. I. – М.: Техника – молодежи, 2004. – С. 105.
{159}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – С.100.
{160}http://russa.narod.ru/books/versti/index.htm#3.
{161}Кривцова Е. Саше от В. Сталина//Саров. – 2004. – № 29. – 15 июня.
{162}По иному описывает этот случай М.П. Маркова: «…Самолеты сблизились настолько, что уничтожить противника бортовым оружием Холодову было нельзя, т.к. можно было поразить самолет Макарова. Тогда он прибавил скорость и, сблизившись вплотную с фашистом, ударил его левой плоскостью. Из немецкого самолета выбросился пилот…» – Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С.125.
{163}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 71.
{164}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 92.
{165}Хазанов Д.Б. Немецкие асы на Восточном фронте. Ч. I. – С. 105.
{166}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 76.
{167}Сухомлинов А.В. Василий, сын вождя. – С. 239.
{168}См.: Главный маршал авиации Голованов. – М.: Мосгорархив, 2001. – 456 с.
{169}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 76.
{170}ЦАМО. Ф. 3-й гв. иад, оп. 2, д. 5.
{171}Интернет-сайт «Я помню» – http://www.iremember.ru
{172}Форумы на Airforce.ru: http://forums.airforce.ru/showthread.php?t=1179
{173}Правда. – 1943. – 18 марта.
{174}Смыслов О.С. Василий Сталин. Заложник имени. – С. 152.
{175}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – С. 100.
{176}Смыслов О.С. Василий Сталин. Заложник имени. – М.: Вече, 2003. – С. 137.
{177}Сухомлинов А.В. Василий, сын вождя. – С. 99
{178}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 124
{179}Смыслов О.С. Василий Сталин. Заложник имени. – М.: Вече, 2003. – С. 138.
{180}Цит. по: Грибанов С.В. Заложники времени. – М.: Воениздат, 1994. – С. 164.
{181}Цит. по: Сухомлинов А.В. Василий, сын вождя. – М.: Совершенно секретно, 2001. – С. 95.
{182}Сухомлинов А.В. Василий, сын вождя. – С. 96.
{183}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – С.96.
{184}Смыслов О.С. Василий Сталин. Заложник имени. – С. 138.
{185}Сухомлинов А.В. Василий, сын вождя. – С. 118.
{186}ЦАМО. Ф. 1-го гв. иак, оп. 1, д. 64, л. 46.
{187}Соколов Б.В. Василий Сталин. – Смоленск: Русич, 2000. – С. 151.
{188}Мухин Ю.И. Асы и пропаганда. Дутые победы Люфтваффе. – М.: Яуза, Эксмо, 2004. – С. 148.
{189}Пиманов А.В. Трагедия семьи. – М.: Эксмо, 2004. – С.143.
{190}Цит. по: Соколов Б.В. Василий Сталин. – С. 149.
{191}Интернет-сайт «Я помню» – http://www.iremember.ru.
{192}Алексеенко В., Никольский М. Истребители Лавочкина в Великой Отечественной войне//Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра. – 2000. – Май-июнь. – С. 13.
{193}Якубович Н.Н. Самолеты С.А. Лавочкина. – С. 47.
{194}Кульба С. Владимир Орехов. – С. 8.
{195}60 лет в строю. – www.gv470iap.narod.ru/history/history7.html
{196}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С.112.
{197}Кульбака С. Владимир Орехов//Аэроплан.- 1995. – № 2. – С. 9
{198}Автор выражает благодарность сыну Героя Советского Союза В.А. Орехова – Василию Владимировичу Орехову – за предоставленную информацию
{199}В.А. Савельев. – http://gv470iap.narod.ru/heroes/savelev.html.
{200}60 лет в строю. Под ред. Зубарева В.Ю. – Африканда. 2000.
{201}Маресьев А. П. На Курской дуге. – М.: Воениздат, 1960. – С.33.
{202}Хазанов Д.Б., Горбач В.Г. Авиация в битве над Орловско-курской дугой. – М., 2004. – С. 32.
{203}Цит. по: Соколов Б.В. Василий Сталин. – С. 150.
{204}Щербаков А.А. Летчики. Самолеты. Испытания. – М.: Авико Пресс, 2001. – С. 63.
{205}Баклан А.Я. Небо, прошитое трассами. – С. 88.
{206}Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – С. 134.
{207}Более подробно об этом бое см. Растренин О. Расколотое небо. Май – мюнь 1943 г. – М.: Эксмо, Яуза, 2007. – С. 208.
{208}Чечельницкий Г.А. Летчики на войне. – М.: Воениздат, 1974.
{209}Хазанов Д.Б., Горбач В.Г. Авиация в битве над Орловско-курской дугой. – С.15.
{210}Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне. – С. 180.
{211}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 145.
{212}Соколов В. В небе над Курской дугой. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1985. – С. 131.
{213}Чечельницкий Г.А. Летчики на войне.- С.73.
{214}Горбач В. Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – С. 210.
{215}Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне. – С. 190.
{216}Синайский В. Мы начинали воевать на И-16. – Крылья Родины, 1995. № 7. – С.12.
{217}Бодрихин Н.Г. Советские асы. – C. 61.
{218}Якубович Н.Н. Самолеты С.А. Лавочкина. – С. 55.
{219}Журавлев Д. А. Огневой щит Москвы. – М.: Воениздат, 1972. – С. 157
{220}Книга о Героях. – М., 1963. – Вып. 2. – С. 87.
{221}Чечельницкий Г.А. Летчики на войне. – М.: Воениздат, 1974. – С. 97.
{222}Е.Г. Пепеляев. «Миги» против «Сейбров». – М.: Дельта, 2000. – С.72.
{223}См.: Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 141.
{224}20 октября 1943 года Прибалтийский фронт был переименован во 2-й Прибалтийский, а Калининский – в 1-й Прибалтийский фронт.
{225}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 143.
{226}Кульба С. Владимир Орехов. – С. 9.
{227}Так в тексте. На самом деле Герои Советского Союза А.Я. Баклан и С.Ф. Долгушин в это время служили в других полках. – С. И.
{228}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 132.
{229}Там же. – С. 136.
{230}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 163.
{231}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 164.
{232}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 161.
{233}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 137.
{234}Грибанов С.В. Заложники времени. – С. 250.
{235}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 145.
{236}Звезды немеркнущей славы. – Симферополь, 1984. – С. 138.
{237}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 169.
{238}Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне. – С. 174.
{239}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 169.
{240}Там же. – С. 172.
{241}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 171.
{242}Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка . – http://brsm-bspu.students.by/pobeda/lashkev.htm
{243}Там же.
{244}Анищенков П.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная: Военно-исторический очерк о боевом пути ВВС Калининского фронта и 3-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. – М.: Воениздат, 1984. – С. 120.
{245}Семенов А.Ф. На взлете. – С.147.
{246}Анищенков П.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная. – С. 122.
{247}Семенов А.Ф. На взлете. – С.150.
{248}Анищенков П.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная. – С. 124.
{249}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 199.
{250}Там же. – С. 203.
{251}Якубович Н.В. Самолеты С.А. Лавочкина. – С. 64.
{252}Грибанов С.В. Заложники времени. – С. 256.
{253}Кульба С. Владимир Орехов. – С.10.
{254}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 207.
{255}Грибанов С.В. Заложники времени. – С. 257.
{256}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 288.
{257}Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной войны. Самые результативные летчики 1941–1945. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – С.326
{258}Семенов А.Ф. На взлете. – С. 153.
{259}Сталинград. Воздух. – http://schools.keldysh.ru/sch1013/stalin/main/markov.html.
{260}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С.246.
{261}История Великой Отечественной войны. Т. 5 – М.: Воениздат, 1963. – С. 257.
{262}Руденко С.И. Крылья победы. – М.: Воениздат, 1976. – С. 313.
{263}Костенко Ф.А. Корпус крылатой гвардии. – С. 244.
{264}Там же. – С. 256.
{265}ЦАМО. Ф. 32 гв. иап, оп. 211025, д. 1.
{266}Список составлен на основе данных, подготовленных М.Ю. Быковым на базе документов ЦАМО, и публикуется с разрешения автора. Данные уточнены в соответствии с: Быков М.Ю. Асы Великой Отечественной войны. Самые результативные летчики 1941–1945. – М.: Яуза, Эксмо, 2007.
{267}Н.И. Власов формально не был в штате полка и считался прикомандированным к 32 гиап
{268}Информация предоставлена Сергеем Вахрушевым
{269}Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 207.
{270}Крамаренко С.М. Против «мессеров» и «сейбров». В небе двух войн. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – С. 95.
{271}Более подробно на эту скорбную тему см.: Феськов В.И., Калашников К.А., Голиков В.И. Советская Армия в годы «холодной войны» (1945– 1991). – Томск: Изд-во Томского университета, 2004. – 246 с.; Дроговоз И. Г. Воздушный щит страны советов. – М.: АСТ, Минск: Харвест, 2002. – 544 с.
{272}Кузнецов С. Первый Як. – С. 17.
{273}6-й истребительный авиационный корпус ПВО СССР//История авиации. – №25. – С. 19.
{274}Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941–1942 гг. – М.: Техника-молодежи, 1999. – С. 13.
{275}Хазанов Д.Б. 1941. Война в воздухе. Горькие уроки. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – С. 261
{276}Синикчиянц А.М. Отечества крылатые сыны. – М.: Мозаика, 2002. – С. 224.
{277}Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. – М.: РУСИАВИА, 2003. – С. 165.
{278}Боброва К.В. Крылатый полк шестнадцатый. – М.: Голбен-Би, 2006. – С. 141.
{279}Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941–1944 гг. Финал. – М.: Техника-молодежи, 2007. С.133.
{280}Боброва К.В. Крылатый полк шестнадцатый. – М.: Голбен-Би, 2006. – С. 171.
{281}Тверская земля в военной истории России. – http://www.history.tver.ru/pp/kar.htm
{282}Синикчиянц А.М. Отечества крылатые сыны. – С. 298.
{283}Арсеньев Е., Крылов Л. Истребитель МиГ-15. – М.: ЭксПринт, 1999. – С. 10.
{284}Там же. – С. 57.
{285}Набока В. Боевая работа 29-го гвардейского авиаполка в Корее//Авиация и Время. – 1999. – №
{286}Крылов Л., Тепсуркаев Ю. Лучший ас Корейской войны. – http://aviagal.narod.ru/text/pepel/pepel.html.
{287}Более подробно о гибели А.П. Шишкина см.: Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С. 275.
{288}Перов В.И., Якубович Н.В. Истребители Ла-9 и Ла-11. – М.: ЭксПринт, 1999. – С. 9.
{289}Пепеляев Е.Г. «Миги» против «Сейбров». – М.: Дельта, 2000. – С. 79.
{290}Щербаков А.А. Традиции и мастерство//Авиация и космонавтика. – 2003. – № 12.
{291}Пепеляев Е.Г. «Миги» против «Сейбров». – С. 79.
{292}Баевский Г.А. С авиацией через ХХ век. – М.: Дельта-НБ, 2001. – С. 194.
{293}Крамаренко С.М. Против «мессеров» и «сейбров». В небе двух войн. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – С. 134.
{294}Синикчиянц А.М. Отечества крылатые сыны. – С. 309
{295}Цит. по: Щербаков А.А. Летчики. Самолеты. Испытания. – М.: Авико Пресс, 2001. – С. 11.
{296}Е.Г. Пепеляев. «Миги» против «Сейбров». – С. 77.
{297}Никольский М. Кубинка: история и современность//Авиация и космонавтика. – 2003. – № 2.
{298}Запись беседы Артема Дабкина с С.Ф. Долгушиным. Москва, 2006 год.
{299}Сеидов И.А. «Метеоры» терпят фиаско//Мир авиации. – 1995. – № 2. – С. 44.
{300}Крамаренко С.М. Против «мессеров» и «сейбров». – С. 230.
{301}Беляков Р.А., Мармен Ж. Самолеты «МИГ» 1939-1995. – М.: Авико Пресс, 1996. – С. 86.
{302}Е.Г. Пепеляев. «Миги» против «Сейбров». – С.74.
{303}Так в тексте. Напомним, 32-й гвардейский (434-й) иап был сформирован в августе 1941 года. Однако в полку сложилась традиция отмечать свой день рождения 22 ноября, когда в 1942 году 434-му истребительному авиаполку было присвоено гвардейское звание, и полк был переименован в 32-й гвардейский. – С.И.
{304}См., например: История авиации. – 2002. – № 5.
{305}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – С.290.
{306}MiG-19 Farmer in Action. Aircraft Number 143. Squadron/Signal Publications, 1994. – P.7.
{307}Левин М.А., Ильин В.Е. Современные истребители. – М.: Хоббикнига, Техника-молодежи, 1994. – С.56.
{308}Бытует версия, что президент Д. Эйзенхауэр, опасаясь политических осложнений, запретил принимать этот самолет на вооружение ВВС США. – С.И.
{309}Более подробно на эту тему см.: Серов Г. Стратегическая воздушная разведка НАТО против СССР. 1950-е годы//Мир авиации. – № 1, 2002; Крамаренко С.М. Против «мессеров» и «сейбров». – М.: Яуза, Эксмо, 2006. – С. 246–250.
{310}Серов Геннадий. Стратегическая воздушная разведка НАТО против СССР. 1950-е годы//Мир авиации. -2002. -№ 1.
{311}Синикчиянц А.М. Отечества крылатые сыны. – С. 330.
{312} Воспоминания А.А. Ардатьева об этом событии см.: Маркова М.П. Полк асов особого назначения. – С.213.
{313}Практически все названные летчики служили в тот момент в 176 гиап. – С.И.
{314}Огонек. – 1949. – № 29.
{315}Щербаков А.А. Летчики. Самолеты. Испытания. – С. 65.
{316}Там же. – С. 10.
{317}Е.Г. Пепеляев. «Миги» против «Сейбров». – С.69.
{318}Сухомлинов А.В. Василий, сын вождя. – М.: Совершенно секретно, 2001. – С. 170-174.
{319}Микоян С.А. Воспоминания военного летчика-испытателя. – С. 220.
{320}Там же. – С. 291.
{321}Более подробно о воздушной войне в Индонезии см.: Жирохов М., Котлобовский А. Небесные войны Индонезии//АвиаМастер. – 2004. – № 4.
{322}К этому времени конфликт между Индонезией и Голландией был урегулирован политическим путем и индонезийский президент Сукарно посчитал, что необходимость в советском военном присутствии отпала. – С.И.
{323}Следует напомнить, что именно в эти дни Карибский кризис достиг своего апогея. Очевидно, что противостояние достигло высшей точки не только на самой Кубе, но везде, в любой точке земного шара, где советский флаг мог соприкоснуться с американским. – С.И.
{324}Время и деньги//2005. – 17 марта. – www.e-vid.ru/article.jsp?id=15387.
{325}У края ядерной бездны. Под ред. А.И. Грибкова. – М.: Грэгори-Пейдж, 1998. – С. 296.
{326}Бишоп Крис . Воздушные войны ХХ века. 1945-2000. – Смоленск: Русич, 2003. – С. 44.
{327}Davis Larry. U-2 Spyplane in Action. – Squadron/Signal Publications, 1988. – P. 21.
{328}Kev Darling. McDonnell F-101 Voodoo. – Warpaint Books. – P.30.
{329}Кондратков Д. Сверхзвуковой крестоносец//История авиации. – 2000. – № 5.
{330}Кондратьев В. «Бескрылое чудо» для самоубийц//Авиамастер.- 2001. – № 4.
{331}Kennedy Robert. Thirteen Days. – N.Y.: Norton&Company, 1969. – P. 153.
{332}Решетников В.В. Что было – то было. – М.: Эксмо, 2004. – С. 444.
{333}Котлобовский А.В. МиГ-21 в локальных конфликтах. – Киев: Архив-Пресс, 1997. – С. 2.
{334}Фирсов А. (перевод и макет). Истребители «сотой» серии. 1994. – С. 34.
{335}Время и деньги//2005. – 17 марта. – www.e-vid.ru/article.jsp?id=15387
{336}У края ядерной бездны. Под ред. А.И. Грибкова. – М.: Грэгори-Пейдж, 1998. – С. 266.
{337} Там же. – С. 266.
{338}Космонавт П.Р. Попович до зачисления в отряд космонавтов служил в 234-м «пилотажном» иап 9 иад.
{339}Там же. – С. 298.
{340} http://nadin.cinex.ru/kino/2002/Feb/19/2002/Mar/25/2002/Mar/25/2002/Mar/25/09–13_uteh7vz.html
{341}Более подробно о методе «радиолокационная цепочка» см.: И. Карташев, Зиновий Никитин, Петр Черныш Метаморфозы боевой подготовки советской истребительной авиации в послевоенный период//История авиации. – 2002. – № 5.
{342}Сеидов И. «Красные дьяволы» в небе Кореи. – М.: Яуза, Эксмо, 2007. – С. 62-87.
{343}Более подробно об обстоятельствах гибели старшего лейтенанта Ф.А. Шебанова см.: Сеидов И. «Красные дьяволы» в небе Кореи. — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — С. 277.
Дальше